Научная статья на тему 'ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА'

ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / STATE / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / FINANCING / INSTITUTIONAL APPROACH / PROJECT APPROACH / MODERNIZATION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кечеруков Р. К.

Важным направлением модернизации экономики Российской Федерации является государственно-частное партнерство. В условиях модернизации исследованию и развитию данного феномена, обуславливающего положительную динамику эффективного развития отраслей экономики и определения векторов увеличения ее потенциала, должно уделяться первостепенное внимание. В статье автором обосновываются современные подходы к обеспечению развития и финансирования государственно-частного партнерства. Автор формулирует один из ключевых выводов, что на мезоуровне социально-экономической системы инновационный потенциал реализуется не достаточно эффективно, что обусловлено наличием высоких издержек в процессе преодоления трансакционных ограничений, что в свою очередь выступает неким тормозом на пути к сценарию инновационной модернизации. С целью определения институциональных факторов, оказывающих отрицательное воздействие на развития государственно-частного партнерства в России, они сгруппированы автором следующим образом: недостаточно развитой системой институциональной поддержки деятельности в сфере инноваций на мезоуровне, что характеризуется отсутствием опыта применения методов и инструментов государственной поддержки, а именно бюджетного инвестирования инновационных проектов; предоставления льготных условий пользования муниципальным и региональным имуществом; частичной или полной компенсации ставок по банковским кредитам инновационных проектов; предоставления залогового обеспечения; выделения грантов региональными и местными органами самоуправления и др.; понесенными высокими финансовыми затратами в связи с прохождением согласовательных и разрешительных процедур с целью реализации инновационных проектов; отсутствием развитой инфраструктуры институциональной системы на мезоуровне, что обусловлено низкой эффективностью системы венчурного финансирования, наличием недостоверной и полной информационной базой, неэффективностью мер по поддержки процесса коммерциализации инновационных проектов и др.; дисбалансом региональных инновационных и инвестиционных проектов, что сопровождается несоблюдением интересов основных групп участников, отсутствием стратегических приоритетов и возможностей. Таким образом, в ходе исследования были выявлены принципы государственного регулирования институциональными процессами государственно-частного партнерства. Определены важнейшие сектора и направления государственной политики в области соответствующих институциональных трансформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Objectives and priorities of the modernization of the Russian economy based on the intensification of the use and financing of the institution of public-private partnership

An important area of modernization of the Russian economy is public-private partnership. In the context of modernization, the research and development of this phenomenon, which determines the positive dynamics of the effective development of economic sectors and the definition of vectors to increase its potential, should be given priority. In the article the author substantiates modern approaches to the development and financing of public-private partnership. The author formulates one of the key conclusions that at the meso-level of the socio-economic system, the innovative potential is not implemented effectively enough, which is due to the high costs in the process of overcoming transaction restrictions, which in turn acts as a kind of brake on the way to the scenario of innovative modernization. With the aim of identifying institutional factors that have a negative impact on the development of public-private partnership in Russia, they are grouped by the author as follows: poorly developed system of institutional support activities in the field of innovation at the meso-level that is characterized by the lack of experience in applying methods and tools of state support, namely the budget of investment of innovative projects; providing privileged conditions for the use of municipal and regional property; full or partial compensation of interest rates on Bank loans to innovative projects; the provision of collateral; allocation of grants for regional and local authorities, etc.; incurred high financial costs in connection with the negotiation and passage of licensing procedures to implement innovative projects; the absence of developed infrastructure of the institutional system at the meso level, due to the low efficiency of venture capital financing system, the presence of inaccurate and complete information base, the inefficiency of measures to support the process of commercialization of innovative projects, etc.; the regional imbalance of innovation and investment projects, accompanied by a failure to comply with the interests of major groups of participants, the lack of strategic priorities and opportunities. Thus, the study identified the principles of state regulation of institutional processes of public-private partnership. The most important sectors and directions of the state policy in the field of the corresponding institutional transformations are defined.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа [www.gks.ru]

4. Официальный туристкий портал Республики Калмыкия [Электронный ресурс]. - Электронные данные. - Режим доступа [www.visit-kalmykia.ru]

5. Казакова Г.Я., Мудаева Г.Ю. Перспективы развития нетрадиционного туризма в Республике Калмыкия. В сборнике: Экономика и управление отраслями, комплексами на основе инновационного подхода материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Б. К. Салаев; Министерство образования и науки Российской Федерации; Калмыцкий государственный университет. 2014. С. 415-417.

Sources:

1. National Tourist Portal [Electronic resource]. - Access Mode [www.russia.travel]

2. The official website of the Federal Agency for Tourism [Electronic resource]. - Access Mode [http://www.rus-siatourism.ru]

3. Federal State Statistics Service [Electronic resource]. Access Mode [www.gks.ru]

4. Official tourist portal of the Republic of Kalmykia [Electronic resource]. - Electronic data. - Access mode [www.visit-kalmykia.ru]

5. Kazakova G.Ya., Mudayeva G.Yu. Prospects for the development of non-traditional tourism in the Republic of Kalmykia. In the collection: Economics and management of industries, complexes based on an innovative approach, materials of the International Scientific and Practical Conference. Managing Editor: B. K. Salaev; Ministry of Education and Science of the Russian Federation; Kalmyk State University. 2014. p. 415-417.

УДК 330.1; 330.8

Р.К. Кечеруков кандидат экономических наук, ведущий специалист-эксперт отдела финансирования отраслей народного хозяйства

Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики,

R.K. Kecherukov

PhD in economics, leading specialist-expert of the Department of financing of sectors of the national

economy of the Ministry of Finance of the Karachay-Cherkess Republic,

e-mail: [email protected]

ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация: Важным направлением модернизации экономики Российской Федерации является государственно-частное партнерство. В условиях модернизации исследованию и развитию данного феномена, обуславливающего положительную динамику эффективного развития отраслей экономики и определения векторов увеличения ее потенциала, должно уделяться первостепенное внимание. В статье автором обосновываются современные подходы к обеспечению развития и финансирования государственно-частного партнерства.

Автор формулирует один из ключевых выводов, что на мезоуровне социально-экономической системы инновационный потенциал реализуется не достаточно эффективно, что обусловлено наличием высоких издержек в процессе преодоления трансакционных ограничений, что в свою очередь выступает неким тормозом на пути к сценарию инновационной модернизации.

С целью определения институциональных факторов, оказывающих отрицательное воздействие на развития государственно-частного партнерства в России, они сгруппированы автором следующим образом: недостаточно развитой системой институциональной поддержки деятельности в сфере инноваций на мезоуровне, что характеризуется отсутствием опыта применения методов и инструментов государственной поддержки, а именно бюджетного инвестирования инновационных проектов; предоставления льготных условий пользования муниципальным и региональным имуществом; частичной или полной компенсации ставок по банковским кредитам инновационных проектов; предоставления залогового обеспечения; выделения грантов региональными и местными органами самоуправления и др.; понесенными высокими финансовыми затратами в связи с прохождением согласовательных и разрешительных процедур с целью реализации инновационных проектов; отсутствием развитой инфраструктуры институциональной системы на мезоуровне, что обусловлено низкой эффективностью системы венчурного финансирования, наличием недостоверной и полной информационной базой, неэффективностью мер по поддержки процесса коммерциализации инновационных проектов и др.; дисбалансом региональных инновационных и инвестиционных проектов, что сопровождается несоблюдением интересов основных групп участников, отсутствием стратегических приоритетов и возможностей.

Таким образом, в ходе исследования были выявлены принципы государственного регулирования институциональными процессами государственно-частного партнерства. Определены важнейшие сектора и направления государственной политики в области соответствующих институциональных трансформаций.

Annotaion: An important area of modernization of the Russian economy is public-private partnership. In the context of modernization, the research and development of this phenomenon, which determines the positive dynamics of the effective development of economic sectors and the definition of vectors to increase its potential, should be given priority. In the article the author substantiates modern approaches to the development and financing of public-private partnership. The author formulates one of the key conclusions that at the meso-level of the socio-economic system, the innovative potential is not implemented effectively enough, which is due to the high costs in the process of overcoming transaction restrictions, which in turn acts as a kind of brake on the way to the scenario of innovative modernization. With the aim of identifying institutional factors that have a negative impact on the development of public-private partnership in Russia, they are grouped by the author as follows: poorly developed system of institutional support activities in the field of innovation at the meso-level that is characterized by the lack of experience in applying methods and tools of state support, namely the budget of investment of innovative projects; providing privileged conditions for the use of municipal and regional property; full or partial compensation of interest rates on Bank loans to innovative projects; the provision of collateral; allocation of grants for regional and local authorities, etc.; incurred high financial costs in connection with the negotiation and passage of licensing procedures to implement innovative projects; the absence of developed infrastructure of the institutional system at the meso level, due to the low efficiency of venture capital financing system, the presence of inaccurate and complete information base, the inefficiency of measures to support the process of commercialization of innovative projects, etc.; the regional imbalance of innovation and investment projects, accompanied by a failure to comply with the interests of major groups of participants, the lack of strategic priorities and opportunities. Thus, the study identified the principles of state regulation of institutional processes of public-private partnership. The most important sectors and directions of the state policy in the field of the corresponding institutional transformations are defined.

Ключевые слова: государство, государственно-частное партнерство, финансирование, институциональный подход, проектный подход, модернизация, развитие

Keywords: state, public-private partnership, financing, institutional approach, project approach, modernization, development

В настоящее время на мезоуровне социально-экономической системы инновационный потенциал реализуется недостаточно эффективно, что обусловлено наличием высоких издержек в процессе преодоления трансак-ционных ограничений, что в свою очередь выступает неким тормозом на пути к сценарию инновационной модернизации [1, 2]. В первую очередь, данная ситуация касается системы государственного управления и законотворчества соответствующих уровней власти.

Опираясь на данные ограничения, можно сгруппировать институциональные факторы, оказывающих отрицательное воздействие на формирование современной модернизационной экономики в России, представленных:

- недостаточно развитой системой институциональной поддержки деятельности в сфере инноваций на мезоуровне, что характеризуется отсутствием опыта применения методов и инструментов государственной поддержки, а именно бюджетного инвестирования инновационных проектов; предоставления льготных условий пользования муниципальным и региональным имуществом; частичной или полной компенсации ставок по банковским кредитам инновационных проектов; предоставления залогового обеспечения; выделения грантов региональными и местными органами самоуправления и др.;

- понесенными высокими финансовыми затратами в связи с прохождением согласовательных и разрешительных процедур с целью реализации инновационных проектов;

- отсутствием развитой инфраструктуры институциональной системы на мезоуровне, что обусловлено низкой эффективностью системы венчурного финансирования, наличием недостоверной и полной информационной базой, неэффективностью мер по поддержки процесса коммерциализации инновационных проектов и др.;

- дисбалансом региональных инновационных и инвестиционных проектов, что сопровождается несоблюдением интересов основных групп участников, отсутствием стратегических приоритетов и возможностей и т.д.;

- несовершенством законодательства в сфере инновационных технологий, что приводит к развитию неформальных норм и теневого механизма.

Необходимо выделить еще ряд трансакционных ограничений, не зависящих от деятельности управленческого аппарата:

- недостаточно развита система посреднических отношений между производителями инновации и представителями рынка сбыта;

- отсутствие возможностей по расширению и реализации инновационных программ и проектов, что объясняется недостаточной сформированностью устойчивых связей между бизнес-сообществом, государством и научно-образовательным сообществом на мезоуровне;

- региональными бизнес-структурами не сформирован устойчивый спрос на инновации.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что в современном мире относительно будущего человечества и его развития существуют два подхода.

Первый - «глобализация информатизации», в позиции которого деление государств на категории с условием их развития (постиндустриальный, индустриальный, сельскохозяйственный) [3, 4]. Его идеология предпола-

гает следующее: подавляющее большинство населения земли, все человеческое поглощает по принципу производственно-потребительского механизма, т.е. упрощенный подход к потребностям - удовлетворение их при минимальном уровне.

Второй - «глобализация экономики», что означает ««концепцию устойчивого развития», своей целью ставит развитие каждого человека, его интеллектуально-духовного начала, при этом любой человек, живущий на планете, разумно удовлетворял бы свои материальные потребности.

Можно уверенно утверждать, что активное применение государственно-частного партнерства обеспечит не только рост общественного производства, но и будет способствовать увеличению занятости и доходов населения, что, в свою очередь, приведет к приумножению совокупного спроса и прибыли, расширит направления и возможности решения социальных проблем бизнес-структур [5, 6]. Таким образом, сбалансированное развитие экономики возможно посредством развития института государственно-частного партнерства на основе эффективного использования внешних и внутренних факторов.

Факторы, образующие внешнюю среду, могут оказывать прямое или косвенное влияние на развитие финансово-экономической и хозяйственной деятельности бизнес-структур. Поэтому очень важно значение органов государственной власти в части оперативного реагирования на внешние ситуации и принятия необходимых решений совместно с частным капиталом.

Факторы, входящие в состав внутренней среды, оказывают влияние на эффективность и достижение эффективности экономического развития бизнес-структур, а, именно, динамику их организационно-управленческой структуры, квалификацию рабочей силы, наличие экономических ресурсов, внедряемые инновации и технологии. Учитывая вышесказанное, автор приходит к выводу, что обеспечение модернизационного развития экономики на основе активизации использования феномена государственно-частного партнерства является главным движущим фактором сбалансированного развития экономической системы в целом.

Достижение данной цели зависит только от четырех составляющих - науки, культуры, системы образования и воспитания. Причем, по нашему мнению, Россия в любом из этих подходов может занимать лидирующие позиции, т.к. имеет большой запас ресурсов, интеллектуальный потенциал, что как следствие может позволить ей стать на путь эффективного развития.

Исследуя роль взаимодействия государства и бизнес структур в обществе с позиции экономической теории следует, что оно принимает непосредственное участие в воспроизводстве рабочей силы [6, 7]. Причем работнику необходимо постоянно не только приобретать знания, но и с учетом условий быстро развивающегося научно-технического прогресса уровень его образования должен постоянно повышаться, т.к. повышаются требования и к уровню его интеллектуального развития, как, впрочем, к рабочей силе в целом.

Социальные аспекты эффективности развития экономики взаимосвязаны с деятельностью частных структур. Рост устойчивости экономической системы зависит от уровня образования руководителей бизнес-структур. Постоянное непрерывное обучение в настоящее время становится доступным абсолютно для каждого.

Под рабочей силой или способностью к труду ряд исследователей понимает совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит потребительные стоимости.

Однако называть деятельность высшей школы рабочей силой, по мнению автора, не совсем верно. Но с учетом эволюционных процессов в мире, когда сфера услуг главенствует над производством, а деятельность высшей школы по своему содержанию все же является производителем «способности к труду». То, давая характеристику структуре системы высшего образования, можно констатировать, что конечный результат ее деятельности представляет собой образовательную услугу, которая на выходе обеспечивает способность к квалифицированному труду, что, как следствие, позволяет получившему образовательную услугу считаться специалистом в той области, по направлению которой он проходил обучение.

Рассматривая образование с точки зрения микроэкономики, то оно дает обучаемому в первую очередь его личное благо, т.е. благодаря полученной квалификации он имеет высокий доход (заработную плату) на протяжении всей жизни. При этом экономическая функция образования и высшего образования, в частности, кроме личных благ создает и общественную пользу.

Одна из особенностей образования связана с его способностью создавать положительный внешний социальный эффект [8, 9]. Концепция внешнего эффекта исходит из представления о социальной прибыльности образования, которая превышает частную прибыль индивидуума.

Положительными результатами образования являются такие факторы, как передача культурных ценностей множества поколений, единение общества и династий, социальное благополучие. Об образовании можно сказать, что это общее благо, которое можно измерить. Причем оценку экономической эффективности функционирования высшего образования можно свести к критерию Парето. Согласно этому критерию (критерию роста общественного благосостояния), рассматривая экономику с позиции распределения ресурсов, ее можно считать эффективной при условии, что рост благосостояния одного индивидуума не наносит ущерба никому другому. Поэтому этот критерий оценки эффективности можно применять и при анализе системы образования с точки зрения ее внутреннего и внешнего уровней.

Внешняя эффективность подразумевает распределение общественных фондов между системой образования и такими сферами жизни, как социальная, экономическая, политическая и т.д. Выработать приемлемые методы измерения, которые отражали бы наиболее полную картину экономической эффективности образования,

довольно сложно, здесь при анализе следует рассматривать и культурные ценности, и те ограничения, которые могут быть на макроэкономическом уровне. Очень важно при выработке методов измерения учесть экономическую отдачу вложенных обществом средств на образование.

Внутренняя эффективность подразумевает использование ресурсов самой отраслью образования в целом и ее образовательными учреждениями, причем использование ресурсов должно быть рациональным. Это касается таких затрат, как обучение одного человека, научность образования, профподготовка кадров и т.д. Оценка внутренней эффективности складывается из таких показателей, как соотношение на входе и результат на выходе.

Однако «Парето-оптимальное состояние» не согласуется с социальной справедливостью (из-за различий в объемах и качестве имеющихся у каждого члена общества факторов производства эффективным, по Парето, может оказаться состояние, при котором одному проценту населения достается 99% национального дохода). Это на современном этапе можно наблюдать в нашей стране. В связи с вышесказанным возникает противоречие эффективности и справедливости, что непосредственным образом касается государства и рынка образовательных услуг, т.е. деления полномочий между государством и высшей школой.

Государство должно выступать гарантом социальной справедливости, а высшая школа обязана гарантировать разным социальным группам равенство возможностей. Однако в условиях рынка, когда деятельность образования на выходе не может рассматриваться как обычный товар, а рынок не в состоянии обеспечить рациональное распределение производимых общественных благ, образованию приходится постоянно быть недостаточно профинансированным. Следовательно, государство должно его финансировать за счет включения обязательного обучения.

Очень трудно измерить и оценить реальный вклад образования в экономическое развитие из-за ничтожного количества данных в этом аспекте. Однако такие попытки имеют место быть. Например, американский ученый Э. Денисон в своих исследованиях соотнес воздействие различных факторов экономического роста на рост реального национального дохода страны в количественном выражении.

Группой ученых были проведены исследования уровня развития образования в таких странах, как Япония, Корея, Таиланд, Малайзия. Результаты таковы, что до 40% прироста национального продукта произошло за счет высокоэффективной системы образования этих стран. Так же ученые Кард и Крюгер свидетельствуют о вкладе высшей школы в экономику США.

Как показывает мировой опыт и опыт нашей страны, в частности, эффективное развитие экономики и ее рост наблюдается только в той стране, где приоритет государственной политики построен на эффективном развитии системы образования и науки. Благодаря научному прогрессу и в результате применения новейших технологий кардинально меняется структура совокупного работника, т.е. уменьшается количество людей, работающих в сфере материального производства, да и в самом этом производстве возрастает количество лиц, которые заняты интеллектуальным трудом.

Таким образом, модернизационное развитие экономики определяется, наряду с другими факторами различной природы, динамикой развития бизнес-структур, являющихся основой эффективного решения проблем таких, как:

- развитие конкурентоспособных рыночных отношений, с целью наилучшего удовлетворения спроса потребителей в товарах и услугах;

- повышение качества и расширение ассортимента продукции с целью покрытия нарастающих потребностей общества;

- производственная направленность на различные категории потребителей, их нужд в товарах и

услугах;

- сокращение безработицы и как следствие снижение возможности проявления социальных конфликтов;

- рационализация степени использования ресурсов региона, в том числе, переход на ресурсосберегающие технологии.

В Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года отмечается, что инновационная деятельность оказывает непосредственное воздействие на динамику производства, повышая его результативность, что находит свое отражение в рациональном и бережливом использовании ресурсов и поиске новых альтернативных источников энергии с целью достижения устойчивости экономики государства.

Таким образом, можно сказать о том, что специфика развития государственно-частного партнерства зависит от многих условий и определяется множеством факторов, как отраслевых, так и мезо- и макроуровня.

Источники

1. The Economic Impact of Infrastructure and Public. - Private Partnership s: Literature Review. Draft Versionl.0 June, 2015. - С. 9 [Электронный ресурс]:

2. https://library.pppknowledgelab.org/World%20Bank%20Group/documents/2384/download.

3. Новоселова Н.Н., Новоселов С.Н. Исследование направлений развития региональной социально-экономической системы с позиций институциональной составляющей и территориальной локализации//Между-народное научное издание современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2017. - №1(24). - с. 218-224.

4. Ересько А.В., Новоселова Н.Н. Предпосылки, факторы и направления развития государственного-частного партнерства в условиях перехода к инновационно-ориентированной экономике. - Ессентуки: Ес-сентукский институт управления, бизнеса и права. - 2018. - 124 с.

5. Клочко Е.Н., Бугаенко В.Э. Государственно-частное партнерство как механизм создания зон интенсивного развития человеческого капитала в ЮФО // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 6 (71). -С. 271-276.

6. Клочко Е.Н., Дианова В.А. Предпосылки возникновения новых технологических укладов на развитие производительных сил // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 12-3 (89). - С. 1024-1026.

7. Public-Private Partnerships. Reference Guide. Version 2.0. [Электронный ресурс]: https://li-brary.pppknowledgelab.org/Knowledge%20Lab/documents/2480/download.

8. Таранова И.В., Воронкова О.С. Проблемы развития инновационных процессов в экономике России // Актуальные вопросы развития инновационной экономики страны в условиях модернизации материалы Международной научно-практической конференции, ответственный редактор: А.Н.Плотников. - 2012. - С. 2162019.

9. Кузнецова И.А., Макина В.А., Таранова И.В. Комплексная диагностика параметров социально-экономического и пространственного развития регионов// Перспективы науки. - 2013. - №2 (41). - С.082-084.

Sources:

1. The Economic Impact of Infrastructure and Public. - Private Partnership s: Literature Review. Draft Version1.0 June, 2015. - P. 9 [Electronic resource]:

2. https://library.pppknowledgelab.org/World%20Bank%20Group/documents/2384/download.

3. Novoselova N. N., Novoselov S. N. Research directions of development of the regional socio-economic system from the standpoint of the institutional component and territorial localization//International scientific publication modern fundamental and applied research. - 2017. - №1 (24). - p. 218-224.

4. Yeresko V. A., Novoselova N. N. The preconditions, factors and directions of development of public-private partnership under conditions of transition to innovation-oriented economy. - Essentuki: Essentuki Institute of management, business and law. - 2018. - 124 p.

5. Klochko E.N., Bugayenko V.E. Public-private partnership as the mechanism of creation of zones of intensive development of the human capital in the Southern Federal District//Economy and business. - 2016. - No. 6 (71). - Page 271-276.

6. Klochko E.N., Dianov V.A. Prerequisites of emergence of new technological ways on development of productive forces//Economy and business. - 2017. - No. 12-3 (89). - Page 1024-1026.

7. Public-Private Partnerships. Reference Guide. Version 2.0. [Electronic resource]: https://library.ppp-knowledgelab.org/Knowledge%20Lab/documents/2480/download ahhh!

8. Taranova I. V., Voronkova O. S. Problems of development of innovative processes in the economy of Russia / / Topical issues of development of innovative economy of the country in the conditions of modernization of the international scientific-practical conference, editor in charge:Carpenters. - 2012. - P. 216-2019.

9. Kuznetsova I. A., Makina, V. A., Taranova I. V. Complex diagnostics of parameters of socio-economic and spatial development of regions// science Prospects. - 2013. - №2 (41). - P. 082-084.

С.О. Кушу

доцент кафедры финансы и кредит, ЧОУ ВО Южный институт менеджмента,

канд.экон.наук, доцент S.O. Kushu

associate Professor of Finance and credit, CHOU IN southern Institute of management,

Cand.Ekon.Sciences, associate Professor ([email protected], 8-918-420-24-20)

Ж.А. Адамян

студентка 3 курса направления бухгалтерский учет, анализ и аудит

ЧОУ ВО Южный институт менеджмента,

J. A. Adamyan

3rd year student areas of accounting, analysis and audit CHOW South Institute of management,

КОНСОЛИДАЦИЯ УРОВНЯ НАЛОГОВ И НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы консолидации уровней налогов и сборов. Выделены и обоснованы методические подходы к конкурентоспособности налоговой системы. Предложены меры по обеспечению собираемости налогов и сборов на современном кризисном этапе.

Annotation. The article deals with the problems of consolidation of levels of taxes and fees. Methodological approaches to the competitiveness of the tax system are identified and justified. Measures to ensure the collection of taxes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.