Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МИРОВОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА'

ИССЛЕДОВАНИЕ МИРОВОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / STATE / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / FINANCING / INSTITUTIONAL APPROACH / PROJECT APPROACH / MODERNIZATION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кечеруков Р. К.

Ключевым институтом обеспечения устойчивого развития экономики государства может явиться государственно-частное партнерство. В процессе разработки долгосрочной политики в области активизации проектов государственно-частного партнерства и соответствующей деятельности, в том числе инновационной, государственными органами власти выполняются функции по дополнению рыночных механизмов регулирования административными, учитывающих интересы представителей государства, общественности и предпринимательских кругов. В условиях, когда научно-технический прогресс позволяет добиваться астрономических достижений, что, как следствие, предъявляет повышенные требования к эффективности отраслей экономики и неуклонного наращивания ее потенциала, то данному институту должна отводиться приоритетная роль. В статье автором обосновываются современные подходы и исследуется мировой опыт формирования и развития государственно-частного партнерства. Автор формулирует один из ключевых выводов, что залогом эффективности деятельности в сфере государственно-частного сотрудничества является развитая инфраструктурная сеть, представляющая собой основной инструментарий и механизм экономики, посредством которой экономика страны может подняться на более высокий уровень развития за счет формирования эффективной институциональной среды катализирования инновационных процессов реализации проектов государственно-частного партнерства. Следовательно, инфраструктура государственно-частного партнерства выполняет функцию предопределения темпов (скорости) развития экономики страны и роста благосостояния ее населения. Опираясь на опыт развитых стран, можно сделать вывод о том, что условия глобальной конкуренции на мировом рынке свидетельствуют о необходимости формирования развитой инфраструктуры создания и реализации проектов в сфере государственно-частного партнерства. С целью предотвращения проблем в реализации проектов государственно-частного партнерства, по мнению авторов, необходимо, чтобы государство применяло различные методы регулирования и контроля. В России это экономические, институциональные, административные и социально-политические, бюджетные и законодательные. Однако, при разработке политики развития государственно-частного партнерства необходимо придерживаться определенной системы, которая включает в себя три взаимосвязанных сектора, условно обозначаемых как «аналитический», «синтетический» и «символический». В этой связи ключевыми выводами исследования являются такие, как: мощный и динамичный скачок отечественной экономики к экономике модернизационного типа может реализоваться только за счет институциональных преобразований. Причем данные трансформации возможны как эволюционным путем, через череду промежуточных форм, которые являются своеобразным бампером между формациями прошлой и будущей институциональной системы, что только затягивает процесс коренных и ощутимых трансформаций, и увеличивает транзакционные издержки. Также и весьма предпочтителен революционный путь, когда преобразования произойдут гораздо быстрее, а конечном итоге и эффективнее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of world practical experience in the field of formation and public-private partnership financing

Public-private partnership can be a key institution for sustainable development of the state economy. In the process of developing a long-term policy in the field of enhancing public-private partnership projects and related activities, including innovation, public authorities perform functions to Supplement market regulatory mechanisms with administrative ones that take into account the interests of representatives of the state, the public and the business community. At a time when scientific and technological progress makes it possible to achieve astronomical achievements, which, as a result, places increased demands on the efficiency of economic sectors and the steady increase of its potential, this institution should be given a priority role. In the article the author substantiates modern approaches and studies the world experience of formation and development of public-private partnership. The author formulates one of the key conclusions that the key to the effectiveness of activities in the field of public-private cooperation is a developed infrastructure network, which is the main tools and mechanism of the economy, through which the country's economy can rise to a higher level of development through the formation of an effective institutional environment for catalyzing innovative processes of public-private partnership projects. Consequently, the infrastructure of public-private partnership performs the function of determining the rate (speed) of development of the country's economy and the welfare of its population. Based on the experience of developed countries, it can be concluded that the conditions of global competition in the world market indicate the need for the formation of a developed infrastructure for the creation and implementation of projects in the field of public-private partnership. In order to prevent problems in the implementation of public-private partnership projects, according to the authors, it is necessary for the state to apply various methods of regulation and control. In Russia it is economic, institutional, administrative and socio-political, budgetary and legislative. However, in the development of public-private partnership policy, it is necessary to adhere to a certain system, which includes three interrelated sectors, conventionally designated as "analytical", "synthetic" and "symbolic". In this regard, the key findings of the study are as follows: a powerful and dynamic jump of the domestic economy to the economy of modernization type can be realized only through institutional reforms. Moreover, these transformations are possible as an evolutionary way, through a series of intermediate forms, which are a kind of bumper between the formations of the past and future institutional system, which only delays the process of fundamental and tangible transformations, and increases transaction costs. A revolutionary path is also very preferable, when the transformation will be much faster and ultimately more effective.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МИРОВОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»

Источники:

1. A.M. Chemysheva, E.A. Degtereva, A.A. Trofimova Investigation of Financial Mechanisms of Trade in Military Products in Collective Security Treaty Organization Countries // European Research Studies Journal, Volume XXI, Issue 3, 2018

2. Чернышева А.М., Дегтерева Е.А., Трофимова А. Внедрение образовательных инноваций систем как фактор повышения конкурентоспособности России в странах БРИКС / / Глобальный научный потенциал. - 2018. - №6 (87).

3. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 8 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. — М.: ЦСПиМ, 2018. — 536 с.

4. Официальный сайт - Рейтинг QS. [Электронный ресурс] URL: https://www.topuniversities.com/univer-sity-rankings/brics-rankings/2018 (Дата обращения 24.11.18г.)

Sources:

1. A.M. Chernysheva, E.A. Degtereva, A.A. Trofimova Investigation of Financial Mechanisms of Trade in Military Products in Collective Security Treaty Organization Countries // European Research Studies Journal, Volume XXI, Issue 3, 2018

2. Chernysheva A.M., Degtereva E.A., Trofimova A. The introduction of educational system innovations as a factor in improving Russia's competitiveness in the BRICS countries / / Global scientific potential. - 2018. - №6 (87).

3. Export of Russian educational services: Statistical collection. Issue 8 / Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. - M .: TsSPiM, 2018. - 536 p.

4. Official site - QS Rating. [Electronic resource] URL: https://www.topuniversities.com/university-rank-ings/brics-rankings/2018 (Contact date 24.11.18)

УДК 330.1; 330.8

Р.К. Кечеруков кандидат экономических наук, ведущий специалист-эксперт отдела финансирования отраслей народного хозяйства

Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики,

e-mail: [email protected] R. K. Kech erukov

PhD in economics, leading specialist-expert of the Department of financing of sectors of the national economy of the Ministry of Finance of the Karachay-Cherkess Republic,

e-mail: [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ МИРОВОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация. Ключевым институтом обеспечения устойчивого развития экономики государства может явиться государственно-частное партнерство. В процессе разработки долгосрочной политики в области активизации проектов государственно-частного партнерства и соответствующей деятельности, в том числе инновационной, государственными органами власти выполняются функции по дополнению рыночных механизмов регулирования административными, учитывающих интересы представителей государства, общественности и предпринимательских кругов.

В условиях, когда научно-технический прогресс позволяет добиваться астрономических достижений, что, как следствие, предъявляет повышенные требования к эффективности отраслей экономики и неуклонного наращивания ее потенциала, то данному институту должна отводиться приоритетная роль. В статье автором обосновываются современные подходы и исследуется мировой опыт формирования и развития государственно-частного партнерства.

Автор формулирует один из ключевых выводов, что залогом эффективности деятельности в сфере государственно-частного сотрудничества является развитая инфраструктурная сеть, представляющая собой основной инструментарий и механизм экономики, посредством которой экономика страны может подняться на более высокий уровень развития за счет формирования эффективной институциональной среды катализирования инновационных процессов реализации проектов государственно-частного партнерства.

Следовательно, инфраструктура государственно-частного партнерства выполняет функцию предопределения темпов (скорости) развития экономики страны и роста благосостояния ее населения. Опираясь на опыт развитых стран, можно сделать вывод о том, что условия глобальной конкуренции на мировом рынке свидетельствуют о необходимости формирования развитой инфраструктуры создания и реализации проектов в сфере государственно-частного партнерства.

С целью предотвращения проблем в реализации проектов государственно-частного партнерства, по мнению авторов, необходимо, чтобы государство применяло различные методы регулирования и контроля. В России

это экономические, институциональные, административные и социально-политические, бюджетные и законодательные. Однако, при разработке политики развития государственно-частного партнерства необходимо придерживаться определенной системы, которая включает в себя три взаимосвязанных сектора, условно обозначаемых как «аналитический», «синтетический» и «символический».

В этой связи ключевыми выводами исследования являются такие, как: мощный и динамичный скачок отечественной экономики к экономике модернизационного типа может реализоваться только за счет институциональных преобразований. Причем данные трансформации возможны как эволюционным путем, через череду промежуточных форм, которые являются своеобразным бампером между формациями прошлой и будущей институциональной системы, что только затягивает процесс коренных и ощутимых трансформаций, и увеличивает транзакционные издержки. Также и весьма предпочтителен революционный путь, когда преобразования произойдут гораздо быстрее, а конечном итоге и эффективнее.

Annotaion. Public-private partnership can be a key institution for sustainable development of the state economy. In the process of developing a long-term policy in the field of enhancing public-private partnership projects and related activities, including innovation, public authorities perform functions to Supplement market regulatory mechanisms with administrative ones that take into account the interests of representatives of the state, the public and the business community. At a time when scientific and technological progress makes it possible to achieve astronomical achievements, which, as a result, places increased demands on the efficiency of economic sectors and the steady increase of its potential, this institution should be given a priority role. In the article the author substantiates modern approaches and studies the world experience of formation and development of public-private partnership. The author formulates one of the key conclusions that the key to the effectiveness of activities in the field of public-private cooperation is a developed infrastructure network, which is the main tools and mechanism of the economy, through which the country's economy can rise to a higher level of development through the formation of an effective institutional environment for catalyzing innovative processes of public-private partnership projects. Consequently, the infrastructure of public-private partnership performs the function of determining the rate (speed) of development of the country's economy and the welfare of its population. Based on the experience of developed countries, it can be concluded that the conditions of global competition in the world market indicate the need for the formation of a developed infrastructure for the creation and implementation of projects in the field of public-private partnership. In order to prevent problems in the implementation of public-private partnership projects, according to the authors, it is necessary for the state to apply various methods of regulation and control. In Russia it is economic, institutional, administrative and socio-political, budgetary and legislative. However, in the development of public-private partnership policy, it is necessary to adhere to a certain system, which includes three interrelated sectors, conventionally designated as "analytical", "synthetic" and "symbolic". In this regard, the key findings of the study are as follows: a powerful and dynamic jump of the domestic economy to the economy of modernization type can be realized only through institutional reforms. Moreover, these transformations are possible as an evolutionary way, through a series of intermediate forms, which are a kind of bumper between the formations of the past and future institutional system, which only delays the process of fundamental and tangible transformations, and increases transaction costs. A revolutionary path is also very preferable, when the transformation will be much faster and ultimately more effective.

Ключевые слова: государство, государственно-частное партнерство, финансирование, институциональный подход, проектный подход, модернизация, развитие

Keywords: state, public-private partnership, financing, institutional approach, project approach, modernization, development

В настоящее время особую актуальность приобретает поиск и определение путем динамического развития отраслей экономики, в том числе на основе использования государственно-частного партнерства. Институт государственно-частного партнерства направлен на предоставление его основным участникам баланса соблюдения заинтересованности каждой стороной, стимулирование развития инновационной активности, стимулирует экономическую деятельность в государстве в целом, обеспечивает стабильность и сбалансированность экономики и всей общественной платформы. В этой связи можно сказать, что государственно-частное партнерство, как правило, организовывается по инициативе и при непосредственном контроле со стороны государства как наиболее «весомой» стороны в части стимулирования экономической деятельности в стране в целом.

Институт государственно-частного партнерства своим функционированием и развитием в формирующейся инновационной сфере определяет направления создания и развития соответствующей институциональной системы.

На основе проведенного анализа мирового опыта и практики использования государственно-частного партнёрства в проектах различной сложности и отраслевой принадлежности можно сформулировать вывод, что позитивная динамика отраслей и сфер экономики возможна только на основе налаживания и постепенного добросовестного выстраивания взаимоотношений между государством и частным капиталом, наиболее распространенной и получившей наибольшую признательность в других странах мира формой которых является государственно-частное партнерство.

Весьма значима роль государственно-частного партнерства в реализации экономических явлений и процессов, что получило многократное подтверждение за рубежом [1, 2] посредством достижения высоких позитивных результатов посредством развития отраслевых проектов. При этом в Российской Федерации в настоящее время уже появляются первые положительные «ласточки» реализации совместных проектов, при этом можно

утверждать, что это все находится в стадии формирования, поскольку наше государство относительно недавно начала переориентацию на рельсы рыночных отношений и в общественном сознании все еще отсутствует понимание правил поведения в данных условиях.

Можно сказать, что стимулирование развития частного капитала посредством государственно-частного партнерства является решением таких проблем, как:

- формирование и развитие конкурентоспособных рыночных отношений, с целью максимального удовлетворения потребительского спроса в товарах и услугах;

- увеличение качества и ассортимента продукции в стремлении удовлетворить потребности общества;

- ориентация производства товаров и услуг на вкусы и запросы всех сегментов потребителей;

- снижение уровня безработицы и как следствие снижение социальной напряженности;

- использование ресурсов различных территорий.

Стратегическое развития инновационной деятельности и модернизации экономики России в перспективе предполагает разработку и внедрение, на основе применения инновационного подхода во всех отраслях и сферах деятельности, мер по комплексному развитию государственно-частных структур и территорий, направленных на повышение их конкурентоспособности не только на локальных, но и мировых рынках, ориентируясь при этом на конечного потребителя и спрос.

Реализация развития института государственно-частного партнерства невозможна без применения системы экономических методов с учетом государственного регулирования и воздействия как на производственную, так и на социальную сферы.

В процессе разработки долгосрочной политики в области активизации проектов государственно-частного партнерства и соответствующей деятельности, в том числе инновационной, государственными органами власти выполняются функции по дополнению рыночных механизмов регулирования административными, учитывающих интересы представителей государства, общественности и предпринимательских кругов.

Внедрение института государственно-частного партнерства сопровождается некоторой неопределенностью в достижении запланированных результатов. Так, на практике отмечается, что примерно из 100 потенциальных проектов, лишь 20 оказываются на рассмотрении и лишь 10 из них оказываются эффективными, что подтверждает, что залогом эффективности деятельности в сфере государственно-частного сотрудничества является развитая инфраструктурная сеть, представляющая собой основной инструментарий и механизм экономики, посредством которой экономика страны может подняться на более высокий уровень развития за счет формирования эффективной институциональной среды катализирования инновационных процессов реализации проектов государственно-частного партнерства.

Следовательно, инфраструктура государственно-частного партнерства выполняет функцию предопределения темпов (скорости) развития экономики страны и роста благосостояния ее населения. Опираясь на опыт развитых стран, можно сделать вывод о том, что условия глобальной конкуренции на мировом рынке свидетельствуют о необходимости формирования развитой инфраструктуры создания и реализации проектов в сфере государственно-частного партнерства.

Таким образом, возникает обоснованная необходимость формирования инновационно-инфраструктурной сети с учетом основных принципов государственно-частного взаимодействия и сотрудничества на всех уровнях управления [3, 4].

В Европе, ее наиболее развитых странах основные постулаты института и механизма партнерства государства и бизнеса уже давно приобрели масштабное развитие. Так, в конце XX века, государственно-частное партнерство осуществило динамичный скачок в период, когда неолиберальная экономическая политика в большинстве государств получила распространение и признание.

Поскольку опыт зарубежных стран в части реализации государственно-частного партнерства резко дифференцирован, часть государств только приближаются к формулировке институционального и организационного фундамента ГЧП, посредством внедрения необходимой законодательной базы, норм, порядка, основных процедур, стандартов и иных необходимых составляющих элементов, другие же занимают достаточно высокий уровень развития и реализации партнерских отношений. При этом следует отметить, что пока таких государств не так много. Лидерами в отношении положительного применения государственно-частного партнерства являются Великобритания и США.

Нельзя не согласиться со мнением отдельных исследователей, что «...Различия в характере и степени использования государственно-частного партнерства в мире зависят не только от уровня экономического развития или зрелости рыночных отношений конкретного государства, но и от понимания ГЧП в целом. Так, в одних странах государственно-частное партнерство принято считать мощным инструментом социально-экономического развития, в других, ГЧП отождествляется с конкретными проектами, в которых участвует государственная собственность и частный капитал. Вполне естественно, что в тех странах, где ГЧП выступает частью государственной стратегии социально-экономического развития, его неотъемлемой частью, наблюдается наибольшее его развитие и получаемый от этого результат.

В странах, где институт государственно-частного партнерства развивался на протяжении длительного временного отрезка, отмечается преимущество данного механизма перед традиционными государственными, финансируемыми из национального бюджета. Проекты ГЧП, в рамках которых включены долгосрочные инвестиции, наиболее успешно справляются с поставленными задачами, в число которых могут входить, например, актуальное технико-технологическое обслуживание объектов государственной собственности и управление активами. При этом, конкретный экономический результат от использования партнерских отношений между государством и бизнесом просчитать довольно сложно. В большинстве зарубежных научных источников, вектор исследований направлен на определении экономического влияния от участия частного сектора в развитие инфраструктуры, где ГЧП это лишь один из вариантов. Эмпирическая литература по оценке эффективности ГЧП весьма ограничена, отдельные исследования говорят о том, что рост эффективности за счет партнерского взаимодействия власти и бизнеса является общим, но может различаться в зависимости от типа и размера проектов, а так же от степени развития нормативно-правовой среды и управления, эффекты также зависят от сектора экономики, где применяется ГЧП.

При этом существуют и другие современные направления применения ГЧП в сферах, где до настоящего времени частный сектор не принимал участия. Среди них:

- объединение государства, в лице федерального правительства, отдельных государственных чиновников, и бизнеса - страховых медицинских компаний и другие организаций, против мошенничества в сфере здравоохранения;

- партнерские взаимоотношения между государством и бизнесом, осуществляющие добровольные мероприятия в направлении общественных целей в здравоохранении и образовании, через проекты, связанные с крупными прямыми иностранными инвестициями;

- государственное финансирование инвестиционных проектов на благотворительной основе, включающее в себя некоторое участие частного капитала;

- государственные меры поддержки развития частного сектора в целом, или отдельных направлений, таких как, предоставление земли, имущества или гарантий, а также полностью частных предприятий, не участвующих в предоставлении государственных услуг» [4].

Согласно опыту развитых стран мира для подобного рода инфраструктуры важную роль играет адекватный механизм реализации научно-технических новаторских разработок-инноваций, включающий инфраструктуру инновационных инжиниринговых центров (фирм, предприятий), деятельность которых направлена на аккумулирование лучших отечественных и зарубежных знаний и технологий и реализацию инновационного проекта, что способствует обеспечению охвата полного инновационного цикла, включающего такие процессы, как изучение рыночной конъюнктуры конечной инновационной продукции, технико-экономическое обоснование инновационного проекта и его разработку, комплектную поставку оборудования с последующим сервисным обслуживанием. Таким образом, становление и развитие института государственно-частного партнерства подвержено влиянию со стороны механизма управления реализацией сложных инновационных проектов на всех уровнях регулирования.

Приоритетной формой сотрудничества между исполнительными органами регионального и федерального уровней призваны стать различного рода государственные программы, которые финансируются федеральным бюджетом, а также их региональные аналоги с софинансированием из средств регионального и федерального бюджетов [5, 6]. Такого рода программы следует рассматривать как одну из форм нового по своей сути решения комплексных направлений развития мезоуровневой (региональной) социально-экономической системы, включающей разрешение эколого-экономических, экономических и социальных проблем, а также вопросы организационной, административной и финансовой поддержки и активизации инновационного пути развития того или иного отраслевого либо территориального векторов [7].

Следование государством курсу системной, динамично реагирующей на внешние факторы, современной по форме и актуальной по реакции со стороны комплекса внешних экзофакторов, находит свое выражение в том числе и в институциональных преобразованиях, которые внешне оформляются на основе постоянного совершенствования институциональной структуры и инфраструктуры для нового технологического уклада, сохраняя свое ключевое направление на протяжении всего жизненного цикла, что является одним из отражений становления базовой основы государственно-частного партнерства.

Решение накопившихся серьезных проблем отечественной экономической системы требует не только и даже не столько организационно-административных, финансовых или интеллектуальных ресурсов, сколько импульса динамичной эволюции институциональных структур соответствующего уровня и с учетом характерной уникальной специфики.

Сегодня необходимость дальнейшего движения по пути институционального генезиса совершенно очевидна не только специалистам, но и всему бизнес-сообществу, а также гражданам страны [8, 9]. И решение многих вопросов находится именно в плоскости институциональных трансформаций.

Ключевыми принципами государственного регулирования институциональных процессов должны стать следующие:

1) системность - широкий и всесторонний охват процессом изменений всех задействованных и смежных институций;

2) гибкость - индивидуализация методического и инструментального аппарата применительно к

факторам внешнего и внутреннего воздействия в зависимости от специфики субъекта воздействия;

3) интерактивность - активное взаимодействие с максимальным числом заинтересованных лиц (в случае с государственно-частным партнерством - практически всего общества - в лице представителей органов государственной и региональной властей, бизнес-сообщества, индивидуумов возраста и иных институций.

Концепция разработки институциональной политики развития экономики в целом и института государственно-частного партнерства, в частности, должна быть построена на фундаментальных, прикладных и креативных видах инновационной деятельности, формирующих три взаимосвязанных сектора, условно обозначаемых как «аналитический», «синтетический» и «символический».

Так, «аналитический» сектор подразумевает генерацию новых, высокоабстрактных научных знаний об окружающем мире и познание его законов; «синтетический» сектор свидетельствует о применение фундаментальных знаний к решению конкретных проблем или их комбинирование новыми способами (ноу-хау), что способствует созданию новых технологий и производства продукции; «символический» сектор отвечает за формирование смыслов, символов, эмоций, потребностей, нематериальных активов (имиджа, репутации, брендов и др.), дизайн социальной среды и т.д.

Рассмотрим каждый из упомянутых секторов поподробнее:

1) «аналитический» сектор - субъектами которого выступают образовательные и научно-исследовательские учреждения и организации;

2) «синтетический» сектор - организациями и хозяйствующими субъектами, активно занимающимися разработками и внедрением инновационных технологий продукции;

3) «символический» сектор - мультимедиацентры, а также маркетинговые и другие масс-медиа агентства, призванные формировать общественное мнение, изучать его и т.д.

Так, в «синтетическом» секторе следует осуществить следующие мероприятия:

- разработать единые принципы и типовую методику идентификации инновационно-продвинутых хозяйствующих субъектов с соответствующим отражением данного статуса на размер оказываемых им налоговых и финансово-кредитных преференций;

- формализация на законодательном уровне термина «бизнес-кластер», критериев его идентификации;

- совершенствование и унификация методики учета результатов их деятельности;

- диверсификация форм административного, налогового и иных мер воздействия на бизнес-единицы с активной инновационной политикой;

- внедрение модернизированных технических регламентов;

- реализация программа расширения спроса на наукоемкие технологии, товары и услуги.

В «символическом» секторе требуется:

- разработка Национальной стратегии развития креативных индустрии;

- создание правовой и организационной базы применения механизма государственно-частного партнерства;

- разработка среднесрочной Стратегии развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации с разрешением вопросов как теоретического плана, так и прикладных- например, налогового и иных видов манипулирования.

Интеграцию государственно-частного партнерства Российской Федерации следует рассматривать как доминирующее на ближайшую перспективу направление институционального развития экономики. В частности, следует говорить о реализации очевидного комплекса мер, в числе которых:

- сокращение неэффективных организаций и бизнес-структур;

- ужесточение требований к качеству и прозрачности предоставляемой информации;

- концентрация бизнес-структур с созданием своеобразных объединений (консорциумов) таких организаций по принципу единого или смежных профилей развития.

Такого рода конгломерация позволила бы сконцентрировать ограниченные ресурсы, существенно повысить конкурентоспособность оказываемых услуг в области научных разработок и качества реализации проектов государственно-частного партнерства. Это также повысит их значение как инновационных центров, приведет к концентрации технологического, ресурсного потенциалов в масштабе отрасли или на той или иной территории.

Институциональные преобразования позволили бы открыть на базе таких объединений центры по поддержке стартапного движения. В частности, бизнес-инкубаторов, стартап-акселераторов и др.

Мощный и динамичный скачок отечественной экономики к экономике модернизационного типа может реализоваться только за счет институциональных преобразований. Причем данные трансформации возможны как эволюционным путем, через череду промежуточных форм, которые являются своеобразным бампером между формациями прошлой и будущей институциональной системы, что только затягивает процесс коренных и ощутимых трансформаций, и увеличивает транзакционные издержки. Также и весьма предпочтителен революционный путь, когда преобразования произойдут гораздо быстрее, а конечном итоге и эффективнее.

Источники

1. The Economic Impact of Infrastructure and Public. - Private Partnership s: Literature Review. Draft Version1.0 June, 2015. - С. 9 [Электронный ресурс]:

2. https://library.pppknowledgelab.org/World%20Bank%20Group/documents/2384/download.

3. Новоселова Н.Н., Новоселов С.Н. Исследование направлений развития региональной социально-экономической системы с позиций институциональной составляющей и территориальной локализации/Международное научное издание современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2017. - №1(24). - с. 218-224.

4. Ересько А.В., Новоселова Н.Н. Предпосылки, факторы и направления развития государственного-частного партнерства в условиях перехода к инновационно-ориентированной экономике. - Ессентуки: Ессентукский институт управления, бизнеса и права. - 2018. - 124 с.

5. Клочко Е.Н., Бугаенко В.Э. Государственно-частное партнерство как механизм создания зон интенсивного развития человеческого капитала в ЮФО // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 6 (71). - С. 271-276.

6. Клочко Е.Н., Дианова В.А. Предпосылки возникновения новых технологических укладов на развитие производительных сил // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 12-3 (89). - С. 1024-1026.

7. Public-Private Partnerships. Reference Guide. Version 2.0. [Электронный ресурс]: https://library.ppp-knowledgelab.org/Knowledge%20Lab/documents/2480/download.

8. Таранова И.В., Воронкова О.С. Проблемы развития инновационных процессов в экономике России // Актуальные вопросы развития инновационной экономики страны в условиях модернизации материалы Международной научно-практической конференции, ответственный редактор: А.Н.Плотников. - 2012. - С. 216-2019.

9. Кузнецова И.А., Макина В.А., Таранова И.В. Комплексная диагностика параметров социально-экономического и пространственного развития регионов// Перспективы науки. - 2013. - №2 (41). - С.082-084.

Sources:

1. The Economic Impact of Infrastructure and Public. - Private Partnership s: Literature Review. Draft Version1.0 June, 2015. - P. 9 [Electronic resource]:

2. https://library.pppknowledgelab.org/World%20Bank%20Group/documents/2384/download.

3. Novoselova N. N., Novoselov S. N. Research directions of development of the regional socio-economic system from the standpoint of the institutional component and territorial localization//International scientific publication modern fundamental and applied research. - 2017. - №1 (24). - p. 218-224.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Yeresko V. A., Novoselova N. N. The preconditions, factors and directions of development of public-private partnership under conditions of transition to innovation-oriented economy. - Essentuki: Essentuki Institute of management, business and law. -2018. - 124 p.

5. Klochko E.N., Bugayenko V.E. Public-private partnership as the mechanism of creation of zones of intensive development of the human capital in the Southern Federal District//Economy and business. - 2016. - No. 6 (71). - Page 271-276.

6. Klochko E.N., Dianov V.A. Prerequisites of emergence of new technological ways on development of productive forces//Economy and business. - 2017. - No. 12-3 (89). - Page 1024-1026.

7. Public-Private Partnerships. Reference Guide. Version 2.0. [Electronic resource]: https://library.pppknowledge-lab.org/Knowledge%20Lab/documents/2480/download ahhh!

8. Taranova I. V., Voronkova O. S. Problems of development of innovative processes in the economy of Russia / / Topical issues of development of innovative economy of the country in the conditions of modernization of the international scientific-practical conference, editor in charge:Carpenters. - 2012. - P. 216-2019.

9. Kuznetsova I. A., Makina, V. A., Taranova I. V. Complex diagnostics of parameters of socio-economic and spatial development of regions// science Prospects. - 2013. - №2 (41). - P. 082-084.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.