Научная статья на тему 'Развитие институциональной среды государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации'

Развитие институциональной среды государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИЙ / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ECONOMIC ACTIVITY / SOURCES OF INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савельева Л.А.

В статье обосновывается необходимость привлечения средств частного сектора для развития инфраструктуры регионов. Предлагается применять механизм государственно-частного партнерства для финансирования инвестиционных проектов регионального уровня. Раскрываются возможности повысить эффективность использования всех ресурсов в ходе реализации социально-экономической политики, достижения целей и приоритетов развития территории. Определено значение развития институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства и проанализировано ее состояние в отдельных регионах Российской Федерации. Выделены основные направления дальнейшего совершенствования институциональной среды в субъектах государства в соответствии с действующей нормативно-правовой базой. Выявлены тенденции развития системы управления государственно-частного партнерства на основе итогового интегрального показателя расчета рейтинга субъекта РФ. Представлена оценка реализации инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the institutional environment of public-private partnership in the regions of the Russian Federation

The article substantiates the need to attract private sector funds for the development of regional infrastructure. It is proposed to use the mechanism of public-private partnership to Finance investment projects at the regional level. The possibilities of using all resources are revealed in the course of implementing social and economic policy, achieving the goals and priorities of the territory's development. The significance of the development of the institutional environment in the sphere of public-private partnership is determined and its state in certain regions of the Russian Federation is analyzed. The main directions of further improvement of the institutional environment in the subjects of the state in accordance with the current legal framework are highlighted. Trends in the development of the public-private partnership management system based on the final integral indicator for calculating the rating of a Russian subject are revealed. An assessment of the implementation of infrastructure projects based on public-private partnership is presented.

Текст научной работы на тему «Развитие институциональной среды государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации»

Развитие институциональной среды государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации

Савельева Лидия Анатольевна

к.э.н., доцент кафедры цифровой экономики и менеджмента Сибирского государственного университета геосистем и технологий, etem-ngi@mail.ru

В статье обосновывается необходимость привлечения средств частного сектора для развития инфраструктуры регионов. Предлагается применять механизм государственно-частного партнерства для финансирования инвестиционных проектов регионального уровня. Раскрываются возможности повысить эффективность использования всех ресурсов в ходе реализации социально-экономической политики, достижения целей и приоритетов развития территории. Определено значение развития институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства и проанализировано ее состояние в отдельных регионах Российской Федерации. Выделены основные направления дальнейшего совершенствования институциональной среды в субъектах государства в соответствии с действующей нормативно-правовой базой. Выявлены тенденции развития системы управления государственно-частного партнерства на основе итогового интегрального показателя расчета рейтинга субъекта РФ. Представлена оценка реализации инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства. Ключевые слова: институциональная среда, государственно-частное партнерство, экономическая активность, источники инвестиций.

Для повышения эффективности использования бюджетных средств и достижения высокого уровня социально-экономического развития страны необходимо развивать различные механизмы финансирования деятельности экономических агентов. Наиболее перспективным механизмом, реализующим функции органов власти различного уровня, является система государственно-частного партнерства, используемая в зарубежных государствах для создания благоприятных условий экономического развития общества входе продвижения и реализации инвестиционных предложений и проектов. Такой подход обеспечивает реализацию программно-целевого метода планирования бюджетных расходов, создает социально-экономическую стабильность, гарантирует устойчивое развитие всех отраслей экономики, совершенствуя экономические отношения, обеспечивает социальные гарантии всех членов общества.

В процессе реформирования отношений собственности при условии укрепления и совершенствования вертикали государственного устройства, на первое место выступают институциональные преобразования, призванные обеспечить оптимальное соотношение между экономической эффективностью и социальной справедливостью в обществе.

В силу того, что в большинстве отраслей экономики созданы благоприятные условиях для использования механизма государственно-частного партнерства для осуществления общественно-значимых проектов и программ, назрела необходимость совершенствовать институциональную среду государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации.

Все вышесказанное обусловливает актуальность темы исследования по развитию законодательно-правовых норм, обеспечивающих эффективное сотрудничество между государственными структурами и представителями бизнеса в ходе реализации механизма государственно-частного партнерства, приводящих к достижению взаимовыгодных результатов в процессе реализации социально-экономической политики.

Научно-теоретические аспекты и опыт развития институциональной среды государственно-частного партнерства получили отражение в публикациях К.Х. Зоидова, М.С. Гусевой А.Г. Бреусовой, А.Н. Малолетко и др.

Целью научного исследования является обобщение нормативно-правовой и методологической базы в сфере государственно-частного партнерства и разработка рекомендаций по организации системы управления государственно-частным партнерством в регионах, позволяющей использовать существующие финансовые и бюджетные механизмы ГЧП для эффективной реализации инфраструктурных проектов на региональном уровне.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

В процессе исследования использовались общенаучные методы познания: индукция и дедукция, аналогия, системный анализ, метод сравнений и аналогий, обобщения, расчетно-аналитические, экономико-статистические методы сбора и обработки информации.

Информационной основой исследования послужили действующие законодательные акты, официальные данные Федеральной службы государственной статистики и Некоммерческого партнерства «Центр развития государственно-частного партнерства».

Государственно-частное партнерство (далее ГЧП), рассматривается как механизм привлечения дополнительных ресурсов в инфраструктурные проекты и как инструмент повышения экономической активности регионов, что выступает основополагающим направлением развития экономики [2].

Согласно Концепции развития ГЧП в РФ до 2020 года, в России механизмы ГЧП находятся в стадии зарождения в отличие от зарубежных стран со сформировавшимися институциональными основами этой системы взаимоотношений публичной власти с предпринимателями. Развитие институциональной среды включает разработку, принятия и реализацию законодательства, регулирующего сферу взаимодействия государства и бизнеса в ходе реализации инфраструктурных проектов. Основополагающим этапом выступает принятие решения о необходимости и возможности применения механизма государственно-частного партнерства в отдельных отраслях экономики с целью привлечения потенциальных инвесторов в эту деятельность и формирования у них социальной ответственности бизнеса.

Необходимо убедить предпринимателей, что перспектива развития партнерских отношений государственных структур и бизнеса обеспечит создание институтов развития и системы управления ГЧП, привлечение новых источников финансирования, стимулирование развития рынка операторов государственного финансирования (софинансирования) инфраструктурных проектов [13, 14].

Развитие организационно-институциональных основ государственно-частного партнерства в регионах способствует распространению опыта сотрудничества органов власти и местного самоуправления в решении социально-экономических проблем, решение которых обеспечивает повышение благосостояния жителей регионов и рациональное распределение национального достояния по территории России [8-10]. Формируются законодательные основы, защищающие интересы участников социальных инфраструктурных проектов и обеспечивающих гарантию выполнения обязательств участников и достижение обозначенной цели.

Осуществление партнерства государства и представителей бизнеса служит основанием для достижения определенного уровня социально-экономического развития как всего государства, так и отдельных его территорий. Инструменты достижения этой цели - финансирование за счет различных источников. Ограниченный размер бюджетных средств дает основание привлекать заинтересованных инвесторов в лице коммерческих структур с предоставлением им правовых гарантий на принципах законности, эффективности и обеспечения равного доступа частных партнеров к участию в конкурсе на право соглашения о государственно-частном партнерстве [2,6,7].

Раскрывая значение динамичного развития институциональной среды государственно-частного партнерства, необходимо учитывать, что это относится к организационной, правовой, политической и административной обстановке регионов, характеризующейся влиянием факторов и кластерного подхода. К внутренним факторам возможности использования ГЧП в регионе относятся : инвестиционная привлекательность региона, доступность длинных денег, наличие долгосрочного спроса, географическое положение региона, уровень жизни, характеризующий емкость потенциального рынка сбыта.[3-5] Институциональную среду развития ГЧП следует рассматривать как совокупность факторов и условий, влияющих на принятие решений об использовании механизма ГЧП в развитии региона.

Развитие и совершенствование институциональной среды обеспечивает расширение механизма ГЧП в различных экономических условиях за счет возможности использования инструментов управления, добиваясь взаимодействия всех уровней власти и коммерческих структур, и способствует повышению конкурентоспособности регионов.

Рисунок 1 - Рейтинг регионов РФ по уровню развития ГЧП за 2013 - 2018 гг.

Таблица 1

Рейтинг регионов Российской Федерации По уровню развития государственно-частного партнёрства в 2013 - 2018 гг.

Субъект Позиция (место) реги- Итоговый интегральный

Россий- она показатель расчета рей-

ской Фе- тинга субъекта РФ, %

дерации

201 201 201 201 201 201 201 2016 201 2018

3 5 6 7 8 3 5 7

Санкт - 1 2 5 2 1 73,9 59,9 70,2 90 90

Петербург

Респуб- 2 10 8 15 22 70,6 43 66,1 70,6 72,6

лика Та-

тарстан

Москва 10 1 1 1 1 52,3 60,2 90,1 90 90

Новоси- 3 4 4 9 7 65,5 57,4 72,5 78 85,3

бирская область

Нижего- 5 5 6 8 10 62,3 53,6 69,4 78,7 83,2

родская область

Ленин- 7 7 9 14 16 55 48,4 65,3 72,5 79

градская область

Центром развития ГЧП ежегодно проводится оценка рейтинга регионов по развитию государственно-частного партнерства, в котором большее значение отводится развитию институциональной среды региона, что подтверждает необходимость создание системы управления механизмом ГЧП [12]. Динамичное развитие системы ГЧП в регионах Российской Федерации на основе показателя «уровень развития ГЧП» прослеживается в таблице 1 и иллюстрируется на рисунке 1, на примере шести регионов с наилучшими показателями в 2013 году. В дальнейшем отмечается похожая тенденция дальнейшего развития системы управления государственно-частного партнерства, но в разной степени. Так, г. Санкт-Петербург в 2013 г. занимал первую позицию в рейтинге регионов РФ и сохранил ее в 2018 г., но наблюдалось снижение показателя, начиная с 2014 по 2015 год, что объясняется вступлением в силу ФЗ о государственно-частном партнерстве [1], после чего происходит резкое повышение рейтинга до уровня 90%. Еще более динамично развивается форма ГЧП в г. Москва: если в 2013 г. этот регион занимал 10-е место, то в 2016 году поднялся до первой позиции с показателем 90% и сохраняет ее до 2018 г. Остальные из представленных регионов достигли разного уровня и разных позиций. Новосибирская область, занимающая в 2013 г. третье место, после значительного понижения рейтинга до девятого уровня (78%), повысила показатель в 2018 г. и занимает седьмое место со значением 85,3%, что свидетельствует о потенциальных возможностях дальнейшего развития государственно-частного партнерства в регионе [12].

Отмечается высокая оценка развития институциональной среды в регионах, измеряемая в баллах: в городах Москва и Санкт-Петербург достигнуто максимальное значение этого показателя, в Ленинградской области - 9,6, в Республике Татарстан - 9, в нижегородской области - 8,1, в Новосибирской области - 7,4,

Развитие институциональной среды и нормативно-правовой базы сферы ГЧП в субъектах РФ характеризуется десятью показателями: наличие уполномоченного органа; наличие специализированной структуры, ответственной за сопровождение проектов ГЧП; наличие межведомственного органа, ответственного за рассмотрение инициируемых проектов ГЧП и выработку политики в сфере ГЧП; система учета механизмов ГЧП; специализированный информационный ресурс.

В анализируемых регионах текущее состояние развития институциональной среды сферы ГЧП находится на оптимальном уровне, за исключением низких показателей в Новосибирской области по критерию «наличие межведомственного органа, ответственного за рассмотрение инициируемых проектов и выработки в сфере ГЧП» и в Нижегородской области по критерию наличие специализированной структуры, ответственной за сопровождение проектов гЧп. Это доказывает необходимость дальнейшего развития институциональной среды системы ГЧП, имеющей значительное влияние на всю систему управления отношениями по реализации проектов инфраструктуры.

Во всех 85-и регионах РФ определены уполномоченные органы ГЧП и нормативно-правовая база приведена в соответствии с федеральным уровнем. Такое состояние развития государственно-частного партнер-

ства характеризует степень формирования эффективной системы управления механизмом ГЧП на региональном уровне. В 26-и субъектах РФ соответствующими полномочиями наделены органы исполнительной власти, в 17-и субъектах определены уполномоченные органы по подготовке и заключению концессионных соглашений.

К основным проблемам развития институциональной среды в регионах РФ можно отнести проблемы развития сферы ГЧП в целом:

- специфика социально- экономического развития регионов;

- потенциальные возможности регионов;

- возможности интеграции регионов по решению социально-экономических проблем;

- ограничения в финансировании инвестиционных проектов;

- существующие формы взаимодействия органов власти и местного самоуправления с представителями бизнеса.

Совершенствование институциональной среды ГЧП необходимо для расширения форм и моделей ГЧП в РФ и повышения эффективности применяемых механизмов в регионах. Создание комплексной системы управления сферой ГЧП в регионах РФ позволит привлекать инвесторов с учетом долгосрочных целей и стоимости всего жизненного цикла объекта.

Литература

1. О государственно-частном партнерстве, муни-ципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: ФЗ РФ от 13.07.2015 N 224-ФЗ. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1826 60/ (дата обращения 12..11.2019)

2. http://www.sibup.ru/attachments/category/34/sbor nik_econ_upravlenie.pdf

3. Антонова К.А. Государственно-частное партнерство как фактор социально-экономического развития России: : автореф. дис.... канд. экон. наук. - М.: Финансовый университет при Правительстве Российской федерации, 2012. - 22 с. [Электронный ресурс]. URL:http://air-nso.ru/images/files/autoref10122012.pdf (дата обращения 20.09.2014).

4. Бреусова А.Г. Оценка институциональной среды развития государственно-частного партнерства в рамках реализации кластерных проектов // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2018. - № 3 (63). - С. 173-183.

5. Вдовин С.А., Крутеева О.В. Снижение финансовой нагрузки субъектов предпринимательской деятельности за счет использования средств специализированных инвестиционно-страховых фондов / Инновации и инвестиции. - 2018. - №2. - С.37-39.

6. Вдовин С.А. Особенности управления рисками при кластерной организации экономики // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2017. Т. 6. № 2. С. 30-34.

7. Гусева М. С. Оценка развития институциональной среды в сфере государственно-частного партнёрства в субъектах Российской Федерации // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Сер.: Экономика и управление. - 2015. - № 2 (26). - С. 72-79.

8. Елесина М.В., Петрова Ю.И., Плахотников А.А., Рагулина Ю.В. Государственно-частное партнерство:

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м о

о es о es

о ш m

X

3

<

m О X X

региональный опыт развития: монография. - М.: Научная библиотека, 2014. - 176 с.

9. Зоидов К.Х., Медков А.А., Зоидов З.К. Государственно-частное партнерство - основа инновационного развития и безопасности транзитной экономики: Монография. - М.: Экономическое образование, 2017.

- 519 с.

10. Игитян М.Ю., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Государственно-частное партнерство в современной России: монография / А.В. Павлюк, М.Ю. Игитян, С.Г. Камолов; отв. ред.С.Г. Камолов. - М.: фонд поддержки международных программ, 2017. - 520 с.

11. Казанцев А.К., Рубвальтер Д.А. Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере: Монография / Под ред. Казанцева А.К. - Москва :ИНФРА-М Издательский Дом, 2016. - 330 с. (Научная мысль) ISBN 978-5-16-003669-4. - Текст: электронный.

- URL: https://znanium.com/catalog/product/556759.

12. Колосов А.С. Государственно-частное партнерство: содержание, организация, управление развитием: автореф. дис.... канд. экон. наук. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2011. - 35 с. [Электронный ресурс]. URL:http://air-nso.ru/images/files/autoref10122012.pdf (дата обращения 20.09.2014).

13. Малолетко А.Н. Подходы к созданию национального индекса государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в сфере услуг // Социальная политика и социология. - 2015. -№ 5 (112). - С. 71 - 82.

14. Проект доклада Рейтинг регионов по уровню развития государственно-частного партнерства в России 2017-2018. - Ассоциация «Центр развития ГЧП». -М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2018. - 80 с.-[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/ (дата обращения 25.12. 2019).

15. Савельева Л.А. Основные направления использования механизма государственно-частного партнерства в России: Экономика и управление в современных условиях: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции 26 декабря 2014 г.

- Красноярск, 2014. - 470 с. - С. 328 - 332/

16. Татаренко В.И., Савельева Л.А. Развитие механизма государственно-частного партнерства в финансировании системы рационального природопользования Интерэкспо Гео-Сибирь, 2018. - Новосибирск. -СГУГиТ. 2018.Т.3. № 1. С. 22 - 26.

Development of the institutional environment of public-private partnership in the regions of the Russian Federation Savelyeva L.A.

Siberian State University of Geosystems and Technologies The article substantiates the need to attract private sector funds for the development of regional infrastructure. It is proposed to use the mechanism of public-private partnership to Finance investment projects at the regional level. The possibilities of using all resources are revealed in the course of implementing social and economic policy, achieving the goals and priorities of the territory's development. The significance of the development of the institutional environment in the sphere of public-private partnership is determined and its state in certain regions of the Russian Federation is analyzed. The main directions of further improvement of the institutional environment in the subjects of the state in accordance with the current legal framework are highlighted. Trends in the development of the public-private partnership management system based on the final integral indicator for calculating the rating of a Russian subject are revealed. An assessment of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

the implementation of infrastructure projects based on public-private partnership is presented.

Keywords: institutional environment, public-private partnership, economic activity, sources of investment

References

1. About public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and modification of certain legislative acts of the Russian Federation: Federal law of the Russian Federation of 13.07.2015 N 224-FZ. - Access mode:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (accessed 12.11.2019)

http://www.sibup.ru/attachments/category/34/sbornik_econ_upra vlenie.pdf

2. Antonova K. A. Public-private partnership as a factor of social and economic development of Russia:: autoref. dis.... Cand. Econ. sciences'. - Moscow: Financial University under the Government of the Russian Federation, 2012. - 22 p. [Electronic resource]. URL: http: // air-nso. ru/images/files/autoref10122012. pdf (accessed 20.09.2014).

3. Breusova A. G. Assessment of the institutional environment for the development of public-private partnership in the framework of cluster projects. Vestn. Om. uN-TA.Ser. «Economy». - 2018. - No. 3 (63). - P. 173-183.

4. Vdovin S.A. Osobennosti upravleniya riskami pri klasternoy

organizatsii ekonomiki // Interekspo Geo-Sibir'. 2017. T. 6. № 2. P. 30-34.

5. Vdovin S. A., Kruteeva O. V. Reducing the financial burden of business entities through the use of specialized investment and insurance funds / Innovations and investments. - 2018. -No. 2. - P. 37-39.

6. Guseva M. S. Assessment of the development of the institutional environment in the sphere of public-private partnership in the subjects of the Russian Federation / / Vestnik of the Volga state technological University. Ser.: Economics and management. - 2015. - No. 2 (26). - P. 72-79.

7. Yelesina M. V., Petrova Yu. I., Plakhotnikov A. A., Ragulina Yu. V. Public-private partnership: regional development experience: monograph. - Moscow: Scientific library, 2014. -176 p.

8. Zoidov K. Kh., Medkov A. A., Zoidov Z. K. Public-private partnership-the basis of innovative development and security of the transit economy: Monograph. - Moscow: Economic education, 2017. - 519 p.

9. Igityan M. Yu., Kamolov S. G., Pavlyuk A.V. Public-private partnership in modern Russia: monograph / A.V. Pavlyuk, M. Yu. Igityan, S. G. Kamolov; Rev. ed. - Moscow: Foundation for support of international programs, 2017. - 520 p.

10. Kazantsev A. K., Rubvalter D. A. Public-private partnership in science and innovation: a Monograph / edited by Kazantsev A. K.-Moscow: INFRA-M Publishing House, 2016. - 330 p (Scientific thought) ISBN 978-5-16-003669-4. - Text electronic. - URL https://znanium.com/catalog/product/556759.

11. Kolosov A. S. Public-private partnership: content, organization, development management: autoref. dis.. Cand. Econ. sciences'. - Voronezh: Voronezh state University, 2011. - 35 p. [Electronic resource]. URL: http: // air-nso. ru/images/files/autoref10122012. pdf (accessed 20.09.2014).

12. Maloletko A. N. Approaches to creating a national index of public-private partnership, municipal-private partnership in the service sector // Social policy and sociology. - 2015. - No. 5 (112). - Pp. 71-82.

13. Draft report Rating of regions by the level of development of public-private partnership in Russia 2017-2018. - Association "PPP development Center". - Moscow: Association "PPP development Center", 2018. - 80 p. - [Electronic resource]. -Mode of access: http://pppcenter.ru/ (accessed on 25.12. 2019).

14. Saveleva L. A. Main directions of using the mechanism of public-private partnership in Russia: Economics and management in modern conditions: materials of The international (correspondence) scientific and practical conference December 26, 2014-Krasnoyarsk, 2014. - 470 p. - P. 328-332/

15. Tatarenko V. I., Saveleva L. A. Development of the mechanism of public-private partnership in financing the system of rational nature management Interexpo geo-Siberia, 2018. - Novosibirsk. - SSGA. 2018.Vol. 3. No. 1. P. 22 - 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.