Содержание концепции управления конкурентоспособностью экономики на основе применения ГЧП
Погудаева Марина Юрьевна,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО Московский городской университет управления Правительства Москвы, [email protected]
Жамолетдинова Лейсан Мунавировна,
аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО Московский городской университет управления Правительства Москвы, [email protected]
В работе на основании анализа теоретических и эмпирической источников, содержащих исследования конкурентоспособности, было показано, что в настоящее время она не является решенной с методологической позиции. Для решения данной проблемы авторами предлагается использование потенциала института государственно частного партнерства посредством предложенного методологического аппарата. В частности, на основе определения сегментов совпадения интересов публичного и частного инвестора, на основе применения ресурсного подхода авторами предлагается методологические основы применения интегрированного подхода к формированию программы инновационного развития. Кроме того, в работе показана значимость развитой институциональной инфраструктуры как условия поддержки инновационной деятельности. В заключении работы обосновывается последовательность этапов управления инновационным развитием экономики и определяется концептуальный подход к управлению конкурентоспособностью экономики при реализации инновационных инфраструктурных проектов. Ключевые слова: государственно-частное партнерство, конкурентоспособность, национальная экономика, социально-экономическое развитие, ресурсный подход
№
О
сч
<0
О!
п
S I— О ш m х
<
m о х
X
Анализ теоретических и практических аспектов, касающихся конкурентоспособности национальной экономики, указывает на то, что, несмотря на актуальность проблемы, системного ее решения до сих пор нет. Так, в соответствующих положениях не обозначены задачи, ориентирующие структуры федерального уровня на обеспечение конкурентоспособности подчиненных им объектов. Между тем, интегральный показатель конкурентоспособности страны отражает качественные результаты и ресурсоёмкость функционирующих хозяйствующих субъектов.
В этой связи повышение конкурентоспособности экономики должно стать национальной идеей. При этом во многом конкурентоспособность экономики определяется степенью использования форм ГЧП, как одного из рычагов стратегического конкурентного преимущества национальной экономики. Между тем, современные неоклассические и кумулятивные концепции развития экономики лишь частично учитывают в своих положениях «потенциал государственно-частного партнерства»^; 49; 62; 68; 101; 108], ключевой категорией которого следует считать инновационно-ориентированную направленность участников проекта.
Исходя из этого, считаем необходимым сформировать авторскую позицию относительно обеспечения конкурентоспособности экономики с применением ГЧП. Позиция в данном контексте основана на двух аспектах, которые учитывают ключевую роль потенциала государственно-частного партнерства. Первый аспект базируется на интеграции проектного, ресурсного и инновационно-ориентированного подходов в целях стратегического обеспечения эффективной реализации инновационных инфраструктурных проектов. Второй - на средствах осуществления управления конкурентоспособностью экономики.
Относительно первого аспекта следует констатировать следующее.
Проектный подход. Государственно-частное партнерство представляет собой соответствующие проекты, которые реализуются совместными усилиями государственных органов власти и
частным бизнесом на объектах разного уровня (федеральных, региональных и муниципальных). Ключевым признаком взаимосвязи государственных органов и корпоративного сектора является баланс интересов с последующим формированием механизма партнерства. На рис. 13 представлена взаимосвязь интересов развития государственных органов и корпоративного сектора в рамках проекта, реализуемого на основе ГЧП.
Рисунок 1 - Взаимосвязь интересов развития государственных органов и корпоративного сектора в рамках ГЧП
Выявленные признаки взаимосвязи являются основой эффективной реализацией проектов, задавая каркас формируемой модели развития экономики страны, обеспечивая ее инновационную ориентированность, в частности, посредством ГЧП. Тем самым, обеспечивая конкурентоспособность национальной экономики.
Ресурсный подход. В исследованиях относительно ресурсного подхода, делаются различные классификации ресурсов. Чаще всего ресурсы рассматриваются в функциональном разрезе: технико-технологические, кадровые, организационные, экономические, финансовые и т.д. Однако представленная классификация не пригодна для анализа ключевых аспектов конкурентоспособности экономики с позиции инновационных изменений. В качестве ключевых аспектов, влияющих на инновационный потенциал экономики и повышение ее конкурентоспособности выделены следующие:
- контур действия инновационных проектов в части ресурсов определяется выбранной стратегией социально-экономического развития экономики;
-отражение в компетенциях участников инновационного инфраструктурного проекта способ-
ности использовать возможности ресурсов всех потенциальных партнеров;
-ресурсный потенциал имеет двухаспектный характер (количественный и качественный).
В этой связи, в качестве приоритетов при формировании и реализации проектов следует рассматривать использование возможностей ключевых аспектов ресурсного потенциала. Для проводимого исследования подходит классификация ресурсов на основе материального признака (материальные, нематериальные и возможности). К материальным ресурсам относятся недвижимое имущество, технические средства и оборудование и т. п., нематериальным - репутация, бренды, владение патентами, навыки, опыт. Возможности определяются наличием гибкости, высокого качества услуг и т.д..
Данная классификация ресурсов позволяет наилучшим образом определить возможности эффективной реализации проектов.
Инновационно-ориентированный подход. Конкурентоспособность экономики в современных условиях процесса глобализации характеризуется как «технологическая», поскольку основана в значительной степени на технологических преимуществах 6-го технологического уклада. Этот аспект базируется на таких ключевых факторах как, во-первых, инвестиции в новые технологии и человеческий капитал; во-вторых, благоприятная экономическая среда для генерирования и реализации нововведений и технологического развития хозяйствующих субъектов; в-третьих, открытая система международной торговли при условии защиты национальных интересов.
Анализируя причины усиления инновационной направленности экономики, следует сделать вывод относительно наличия связанных с этим ряда факторов:
• последствия проявления рез;
• рост скорости морального устаревания продукта (особенно на потребительском рынке в связи с тем, что потребление формирует социальный статус субъектов и порождает тенденции быстрой смены продукта);
• глобализация экономики, определяющая тенденции интернационализации производства, учитывающего особенности отдельных групп потребителей;
• приоритеты государства и бизнес-сообщества, предъявляющих особые требования к технико-технологическому уровню производства и продукта.
Таким образом, методический подход к формированию инновационного развития в рамках стратегии повышения конкурентоспособности экономики строится на основе интеграции проектного, ресурсного и инновационно-ориентированного подходов (рис. 2).
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю 6
м о
а>
о
es
OI
О Ш
m х
<
m о x
X
Рисунок 2- Интегрированный подход к формированию программы инновационного развития
Наличие второго аспекта обусловлено необходимостью иметь средства для приведения в действие составляющих первого аспекта. В экономической литературе выделяются следующие средства, на основе которых осуществляется управление конкурентоспособностью экономики с применением ГЧП:
- институциональные средства правового поля применения ГЧП в виде соответствующих институтов и центров компетенций, содействующих в развитии ГЧП на экономическом и территориальном пространстве;
- инвестиционные средства, способствующие привлечению инвестиций в инновационные инфраструктурные проекты, реализуемые на основе ГЧП;
- превентивные средства, являющиеся инструментом обеспечения приемлемого уровня рисков в проекте ГЧП для государства и бизнес-структур.
Развитая институциональная инфраструктура включает правовые нормы и методы, позволяющие регламентировать отношения (в частности, собственности, трудовые и т.д.) и интересы (профессиональные, экономические и политические) участников проекта. Комплексный подход в решении вопросов повышения конкурентоспособности позволит использовать ряд ключевых свойств институциональной среды.
Во-первых, высокий уровень правовой защиты (безопасность ведения бизнеса, независимая судебная система, защищенность прав собственности);
Во-вторых, контроль за деятельностью крупного бизнеса, низкий уровень коррупции и доверие к институтам власти и политики; добросовестная конкурентная среда;
В-третьих, создание и постоянное совершенствование благоприятных условий для развития бизнеса, всех форм собственности в промышленном секторе экономики на основе инновационных преобразований;
В-четвертых, эффективное функционирование рынка земельных ресурсов и недвижимости;
В-пятых, постоянно развивающаяся система финансовых институтов, адаптированная к потребностям промышленного сектора экономики с учетом ее инновационного развития;
В-шестых, система эффективного государственного регулирования и местного самоуправления, отвечающая современным условиям.
В законодательстве и в договорах, заключенных в целях реализации инновационных инфраструктурных проектов на основе ГЧП, сформулированы принципы и правила взаимодействия участников проекта не только между собой, но и с иными субъектами внешней среды. При этом договорные отношения становятся важнейшим системообразующим элементом инвестиционных проектов, поскольку в условиях действующего гражданского законодательства превалируют диспозитивные правовые нормы.
Договор, имея системообразующий характер, определяется следующими свойствами:
• договор, являясь юридическим документом, содержит полную информацию о проекте (требования заказчика к объекту проекта, величину договорной цены, условия выполнения проекта сторонами, условия распределения рисков и др.);
• договор, являясь средством согласования интересов контрагентов, содержит описание обязательств, которые несут стороны друг перед другом, а также их права;
• договор выступает в качестве средства принуждения выполнения контрагентами своих обязательств относительно согласованного предмета.
Ннстптарюнальиые
* развитие институтов ГЧП как механизма развития инновационной инфраструктуры;
* приоритет принципов государственной политики в области развития ГЧП;
* формирование механизма и институциональных принципов и контроля функционирования институтов ГЧП в национальной экономике;
4 совершенствование законодательно-правовых основ партнерских отношений между государством и частным бизнесом, включающих пакеты законодательных актов, регулирующих правовые режимы соглашений в едаеме ГЧП
* определение трендов инновационного развития экономики и ожидаемого эффекта от внедрения различных форм ГЧП;
* выделение основных приоритетов и ориентиров формирования современных механизмов ГЧП
Меры поддержки инновационной деятельности
Экономические
• создание механизма обеспечения прозрачности финансовых потоков при реализации проектов ГЧП;
• совершенствование механизма оценки эффективности проектов ГЧП на макро- и микроэкономи ческом уровнях
Ор г > ни за ЦП о нны е
* совершенствование механизма проведения процедуры тендеров в асстеме ГЧП с целью устранения возможных признаков коррупции;
* создание инструментов контроля за соблюдением действующих правовых норм и финансовыми отношениями,
* формирование административных и управленческих связей в контуре ГЧП; ' разработка действенных мер по обеспечению общественного контроля за реализацией механизмов ГЧП
Рисунок 3 - Меры организационно-экономической поддержки инновационной деятельности, повышающей конкурентоспособность экономики
Инвестиционные средства занимает особое место в разработанной концепции. Разработка и реализация государственной стратегии в этой области на средне- и долгосрочный периоды сво-
дится к формированию портфеля целевых государственных программ, разработке и внедрению системы мер организационно-экономической поддержки инновационной деятельности. Основу организационно-экономической поддержки инновационной деятельности в части ГЧП составляют меры, представленные на рис. 3.
Процесс управления инновационным развитием экономики может включать следующие этапы и основные элементы (рис. 4)
Рисунок 4 - Этапы процесса управления инновационным развитием экономики
Для успешного решения такой задачи необходимо соблюдение следующих рекомендаций:
• обеспечение непрерывного мониторинга процессов реализации программ по инновационному развитию (на всех стадиях и управленческих уровнях);
• наличие устойчивой системы обратной связи с предприятиями; своевременная и гибкая реакция на текущие изменения в основных программах по обеспечению достижения главных целей развития промышленности на основе инноваций.
Именно представленные два аспекта становятся базовыми при формировании авторского концептуального подхода к управлению конкурентоспособностью экономики посредством реализации инновационных инфраструктурных проектов ГЧП (рис. 5).
В рамках концептуального подхода разработан организационно-экономический механизм реализации инновационных проектов в форме ГЧП, в виде совокупности экономических методов и инструментов, обеспечивающих достижение целей проекта с запланированной эффективностью. В основе механизма лежат, во-первых, организационно-управленческая структура для управления проектом, а также институциональная структура, формирующая внешнюю среду проекта, во-вторых, принципы и правила, регламентирующие взаимодействие партнеров между собой и внешней средой, ориентируя их на достижение результатов проекта, в-третьих, методологическая база реализации инновационных проектов на основе ГЧП (рис. 6).
Рисунок 5 - Концептуальный подход к управлению конкурентоспособностью экономики посредством реализации инновационных инфраструктурных проектов ГЧП
Рисунок 6 - Организационно-экономический механизм реализации инновационных проектов в форме ГЧП
Методологическая база реализации инновационных проектов на основе ГЧП, являясь важнейшим элементом организационно-экономического
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю 6
м о
механизма, построена на основе соответствующей последовательности процедур (рис. 7)
да
о
см
6
О!
О Ш
т
X
3
А
т о х
X
Реализацию инновационного инфраструктурного проекта предлагается осуществлять с учетом признаков его ориентированности по отношению к конечной цели (объекту инновационных изменений). Тем самым определяется типология моделей государственно-частного партнерства посредством рейтинговых оценок и методов решения многокритериальных задач.
Ниже представлена последовательность этапов авторского подхода (рис. 8).
Рисунок 7 - Процедуры построения последовательности реализации инновационных проектов на основе ГЧП
Реализация инновационных проектов на основе ГЧП осуществляется в соответствии с представленной выше схемой выполнения процедур посредством методов и инструментов. В качестве таких методов могут быть следующие:
• методы привлечения инвестиций в виде льготных кредитов, госгарантий, налоговых льгот и иных преференций;
• методы выбора проектов, осуществляемого посредством оценки приоритетности на основе целевых показателей и критериев, в т.ч. оценки социальной значимости;
• методы оценки рисков, позволяющие определить риски во внешней и внутренней среде;
• методы оценки эффективности проекта, позволяющие определить социальную, бюджетную, коммерческую, а также комплексную эффективность;
• методы конкурсного отбора участников проекта посредством госзакупок^ конкурсов, аук-ционов^ а также учитывая квалификацию и надежность участников проекта;
• методы управления проектами в части проектного финансирования и управления, стратегического планирования, логистики, независимого аудита и т.д.
Рисунок 8 - Этапы определения типологических моделей ГЧП корпоративного сектора и органов власти
Для обеспечения устойчивости процессов развития экономики на инновационной основе и ее конкурентоспособности разработан соответствующий методический алгоритм. Алгоритм представляет собой обоснование эффективности применения ГЧП в реализуемых проектах (рис. 9).
Рисунок 9 - Алгоритм обоснования эффективности применения ГЧП в реализуемых проектах
Алгоритм построен на зависимости между объемом инвестиций в проект развития инфраструктуры и повышением уровня конкурентоспособности экономики.
При этом важных аспектом в реализации проектов на основе ГЧП является стимулирование на основе программ поддержки инвестиционной деятельности частного сектора, представляющих
собой экономические, правовые и административные меры. Это обеспечит в рамках различных форм государственно-частного партнерства реализацию концепции конкурентоспособности национальной экономики.
Литература
1. Chou J. S., Lin C. Predicting disputes in public-private partnership projects: Classification and ensemble models //Journal of Computing in Civil Engineering. - 2012. - Т. 27. - №. 1. - С. 51-60.
2. Eder L. V. et al. Public-private partnership as a form of development of resource regions of Russia //IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. - IOP Publishing, 2018. - Т. 206. - №. 1. -С.12-21.
3. Hodge G., Greve C. Contemporary public-private partnership: Towards a global research agenda //Financial Accountability & Management. -2018. - Т. 34. - №. 1. - С. 3-16.
4. Kolesnikov Y. A. et al. Problems of implementation of public-private partnership in Russia //European Research Studies. - 2018. - Т. 21. - С. 187.
5. Koppenjan J. F. M., Enserink B. Public-private partnerships in urban infrastructures: reconciling private sector participation and sustainability //Public Administration Review. - 2009. - Т. 69. - №. 2. - С. 284-296.
6. Pavlyuk A. V. et al. Problems of Implementation of Public-Private Partnership; The Case of Russia //European Research Studies Journal. - 2018. - Т. 21. - №. Special 2. - С. 917927.
7. Морковкин Д. Е., Поляков А. Е., Зеркин Д. Г. Развитие механизмов государственно-частного партнерства с сфере здравоохранения в России: проблемы и перспективы //Colloquium-journal. -Голопристанський мюькрайонний центр зайня-тосп, 2019. - №. 6 (30).
Content of management competitiveness concept of economy
on the base of public private partnership implication Pogudaeva M.Y., Zhamotdinova L.M.
Moscow State University of Management of the Government of Moscow
In this paper on the base of theoretic and practice sources of competitiveness study was show, that in contemporary condition it's not solved methodologically. For this problem solving the authors propose using the potential of the institute of public-private partnership through the proposed methodological instrument. Based on the definition of segments of coincidence of interests of public and private investors, else, based on the use of the resource approach, the authors propose a methodological basis for the application of an integrated approach to the formation of an innovative development program. In addition, the paper shows the importance of a developed institutional infrastructure as a condition for maintenance of innovation process. In the conclusion of the work, the order of stages of the innovative development managing of the national economy. Else, in this paper was formulate a conceptual approach to managing the competitiveness of the economy in the implementation of innovative infrastructure projects. Keywords: public-private partnership, competitiveness, national economy, socio-economic development, resource approach
References
1. Chou J., S., Lin C. Predicting disputes in public-private partnership projects: Classification and ensemble models // Journal of Computing in Civil Engineering. - 2012. - V. 27. - №. 1. - p. 51-60.
2. Eder L. V. et al. Public-private partnership as a form of development of resource regions of Russia // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. - IOP Publishing, 2018. - V. 206. - №. 1. - p. 12-21.
3. Hodge G., Greve C. Contemporary public - private partnership:
Towards a global research agenda // Financial Accountability & Management. - 2018. - T. 34. - №. 1. - p. 3-16.
4. Kolesnikov Y. A. et al. Problems of implementation of public-
private partnership in Russia // European Research Studies. -2018. - T. 21. - p. 187.
5. Koppenjan J.F.M., Enserink B. Public - private partnerships in
urban infrastructures: reconciling public sector participation and sustainability // Public Administration Review. - 2009. - T. 69. - №. 2. - p. 284-296.
6. Pavlyuk A. V. et al. Problems of Implementation of Public-
Private Partnership; The Case of Russia // European Research Studies Journal. - 2018. - T. 21. - №. Special 2. - p. 917-927.
7. Morkovkin D. E., Polyakov A. E., Zerkin D. G. Development of
mechanisms of public-private partnership in the field of health care in Russia: problems and prospects // Colloquium-journal. - Golopristanskiy mini-regional center of hare, 2019. - №. 6 (30).
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю 6
м о
to