Совершенствование механизмов и способов внедрения ГЧП в сфере высшего образования в регионах на примере Дальневосточного федерального округа
сч из £
Б
а
2 о
Савельева Марина Владиславовна
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры общего и стратегического менеджмента ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ, [email protected]
Луганский Дмитрий Николаевич
аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) , [email protected]
В статье на базе анализа современного состояния развития ГЧП-проектов в субъектах Дальневосточного федерального округа предлагаются пути совершенствования сферы ГЧП в регионе в сфере высшего образования. Методы исследования. В ходе анализа были изучены теоретические и методические работы отечественных и зарубежных ученых, исследующих сферу ГЧП, а также нормативно-законодательные акты РФ и ДФО, были использованы общепринятые экономические методы исследования.
Сделан вывод о том, что развитие и совершенствование гЧп в сфере образования позволит реализовать и привлечь средства институциональных инвесторов, развивать потенциал отдельных частных инвесторов в регионе, а также сохранить государственные функции в секторах экономики региона, социально-значимых для его развития, в том числе в сфере высшего образования. Проанализирован комплекс общих проблем развития региональных экономик. Обоснован авторский подход к построению методики и инструментов анализа проектов развития высшего образования в регионе на условиях ГЧП. Представлена логика построения инструментария, в которой использованы результаты обобщения и упорядочения свойств региональной экономической системы применительно к решению проблем и задач ее развития. Представлены рекомендации, предназначенные для использования в структурах государственного управления социально-экономическим развитием территорий.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, социальные инвестиции, инфраструктурные проекты, высшее образование, сопровождение проектов, совершенствование гЧп, Дальневосточный федеральный округ.
В текущих экономических реалиях, которые в немалой степени связаны с затянувшимся противостоянием России и Западного мира, достаточно трудно реализовывать стратегические инновационные проекты социально-экономического развития регионов, которые призваны устранить диспропорции социально-экономического развития и которые усложнены недостаточностью финансирования проектов. В таких условиях государственно-частное партнерство (ГЧП) выступает как один из основных методов развития региональной, в том числе муниципальной, инфраструктуры, привлечения частных инвестиций в традиционно государственную сферу внимания, улучшения качества оказываемых третичных сектором услуг потребителю. Это видно из того, что увеличивается спрос на частные инвестиции в развитие инфраструктуры, возникают предложения о совместной реализации инвестиционных проектов. В последнее время стало слышно как инвесторов так и инфраструктурные компании, заинтересованные в долгосрочном партнерстве.
Недостаточная эффективность реализации проектов ГЧП свидетельствует, что продолжает оставаться актуальным творческий научно-исследовательский поиск новых теоретических методов, методик, механизмов и инструментов экономического выбора наиболее оптимальных альтернативных решений, в том числе в области образования. Именно эта комплексная задача и решается в настоящем исследовании.
По данным [1] Дальневосточный федеральный округ показал очень рост среднего значения уровня развития сферы ГЧП (рисунок 1). Органы власти субъектов ДФО сосредоточены на совершенствовании институциональной среды и нормативно-правовой базы, в том числе определении уполномоченных органов в сфере ГЧП, органов, уполномоченных на рассмотрение частной концессионной инициативы, а также на системной подготовке специалистов в сфере ГЧП. Максимальные результаты в субъектах ДФО были достигнуты именно по данным показателям.
На начало 2018 г. в ДФО на этапе проработки концепции и идеи находится более 60 инфраструктурных проектов, в которых планируется применение механизмов ГЧП. Наиболее перспективными являются 47 проектов, в том числе 21 - в социальной сфере на 17,4 млрд.руб.
Так муниципальными образованиями Хабаровского края в 2018 году планируется заключение соглашений о муниципально-частном партнерстве в отношении следующих социальных объектов:
1. Физкультурно-оздоровительный комплекс в с. Богородское.
2. Детский сад в с. Булава.
3. Детский сад в п. Циммермановка.
Кроме того, на территории края в 2018 году планируется заключение соглашения о государственно-частном партнерстве в отношении объекта «Сеть фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных лабораторий в Хабаровском крае».
Ключевым условием успеха Субъектов ДФО является значительное количество уже реализованных и находящихся в стадии реализации ГЧП-про-ектов. Необходимо отметить, что в данном результате роль муниципалитетов является ведущей.
Амурская область является лидером среди регионов ДФО по количеству реализуемых проектов ГЧП муниципального уровня - 1б4 проекта.
Среди всех субъектов ДФО особо следует отметить Республику Саха (Якутия), так как именно в этом субъекте сформирована наиболее благоприятная институциональная среда для реализации проектов ГЧП. Так Республика Саха (Якутии) является единственном среди всех субъектов РФ регионом, в котором утверждена Государственная программа Республики Саха (Якутии) «Развитие ГЧП и реализация долгосрочных инвестиционных проектов».
Рисунок 1. Уровень развития сферы ГЧП и место регионов ДФО в ГЧП-рейтинге в 2016-2017 г г.
Наиболее полная среди регионов ДФО комплексная нормативно-правовая база в сфере ГЧП разработана в Магаданской области.
При решении задачи о подготовке высококвалифицированных специалистов в сфере ГЧП можно опираться на опыт Сахалинской области, Приморского и Камчатского краев, в которых данная работа уже начата и успешно ведется.
ДФО является важным геостратегическим регионом Российской Федерации, который обладает богатым и разнообразным природно-ресурсным потенциалом, располагает крупнейшими потенциальными возможностями активного привлечения частного инвестиционного капитала и серьезных товарных потоков, но в котором субъектов сильно дифференцированы по уровню социально-экономического развития [2].
Однако, часть проблем развития ГЧП в ДФО остается нерешенной. Так не удалось достигнуть значимых результатов в отношении наличия межведомственного органа, который нес бы ответственность за рассмотрение инициируемых проектов ГЧП и выработку политики в сфере ГЧП, по наличию специализированной структуры, ответственной за сопровождение проектов ГЧП, по наличию утвержденных и опубликованных перечней объектов, в отношении которых запланировано заключение взаимовыгодных концессионных соглашений и соглашений о ГЧП. Таким образом, выделенные показатели можно считать перспективными «точками роста», по которым в 2018-2019 году можно планировать мак-
симальное приложение сил органов власти в продолжении разработки базы для развития ГЧП в субъектах региона.
12 марта 2018 г. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил дорожную карту, определяющую способы использования механизмов ГЧП для решения задачи развития инфраструктуры. До сих пор общий объем частных инвестиций в объеме средств, которые направляются на развитие инфраструктуры, крайне незначителен (порядка 1% при перспективах достижения 20% доли уча-стия)[3]. Один из вариантов решения проблемы дефицита частных средств в инфраструктурном строительстве - инфраструктурная ипотека. За счет этого инструмента правительство планирует профинансировать большее количество проектов в области портового хозяйства, дорог, мостов, энергосетей и линий связи.
Поскольку другие регионы, особенно Москва, Московская область, Самарская область и не только, также активно увеличивают усилия по созданию благоприятных условий для ГЧП в своих регионах^], то среди субъектов Российской Федерации увеличивается конкуренция за наиболее профессиональных, ресурсных и надежных инфраструктурных инвесторов. Это приводит к необходимости поиска путей наиболее активного развития сферы ГЧП в Дальневосточном федеральном округе и способов решить текущие проблемы.
Можно выделить следующие факторы реализации проектов ГЧП в субъектах ДФО:
- наличие развитой организационно-правовой структуры ГЧП на региональном и муниципальном уровне;
- наличие в субъектах ДФО коллегиального органа, уполномоченного на принятие решений по вопросам реализации инвестиционных проектов на условиях ГЧП;
- высокий кредитный рейтинг субъектов ДФО;.
- развитие механизмов ГЧП и реализация проектов ГЧП осуществляется в рамках комплексных программ.
Для дальнейшего повышения качества запускаемых проектов и развития сферы ГЧП в ДФО в первую очередь целесообразно создание системы подготовки специалистов в сфере ГЧП, разработка комплексного порядка межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти на всех этапах жизненного цикла ГЧП-проектов, а также разработка обязательных правил принятия решений о порядке и сроках заключении соглашений о ГЧП и концессионных соглашений на срок, который превышал бы срок действия лимитов бюджетных обязательств.
Для последующего выстраивания эффективной системы управления сферой ГЧП необходимо определение специализированной структуры, ответственной за сопровождение ГЧП-проектов, например, на базе региональной корпорации развития.
Задачи специализированной структуры, ответственной за сопровождение ГЧП-проектов в ДФО:
1. Систематический анализ рынка проектов ГЧП и ведение базы реали-зуе-мых и запускаемых инфраструктурных проектов в ДФО.
2. Анализ потребностей, барьеров и возможностей для применения механизмов ГЧП в ДФО.
3. Сбор и содействие запуску проектов ГЧП в Дфо.
4. Повышение уровня компетенций публичных и частных участников рынка инфраструктурных проектов и содействие в формировании и подготовке проектных команд в сфере ГЧП в ДФО.
5. Проведение оценки эффективности сравнительного преимущества применения механизмов ГЧП для реализации инфраструктурных проектов в ДФО.
6. Взаимодействие с органами власти субъектов ДФО для продвижения правотворческих и проектных инициатив в сфере ГЧП в регионе.
7. Ведение базы субъектов ГЧП, осуществляющих свою деятельность на инфраструктурном рынке в регионе.
О £
ю
5
2 е
8
сч из £
б
а
2 о
8. Информационное сопровождение проектных и правотворческих инициатив и управление социально-политическими рисками в сфере ГЧП.
Формирование соответствующей нормативно-правовой базы и комплексное развитие институциональной среды в сфере ГЧП должно стать базой системного развития ГЧП в ДФО и «драйвером» запуска ГЧП-проектов.
Стремление к построению самодостаточной региональной экономической системы должно опираться на обоснованные и эффективные управленческие решения, в том числе при реализации федеральных, региональных и муниципальных образовательных программ.
Одним из приоритетов внимания государства в сфере общего и высшего образования является социальная ответственность частных и благотворительных организаций, публичного и частного бизнеса, частных лиц.
Выполнение задач, стоящих перед высшим образованием в ДФО, сопряжено необходимостью аккумуляции значительных интеллектуальных, информационных, трудовых, финансовых ресурсов, использования средств стимулирования инновационных процессов и повышения заинтересованности действительных и потенциальных участников проектов развития. Для реализации этого приоритета в ДФО должна быть создана сеть гЧп для развития системы дошкольного, среднего и высшего образования.
ГЧП в сфере образования, в том числе высшего, представляет особую форму сотрудничества частного бизнеса и государства, которая построена на объединении интеллектуальных ресурсов и использовании взаимных преимуществ.
Целью ГЧП в системе высшего образования в субъектах ДФО является создание финансовых и ресурсных условий для повышения его конкурентоспособности и эффективности, обеспечения роста инвестиционной привлекательности ВУЗов и высокого качества обучения.
Участие частного сектора в работе учебного заведения позволяет привлекать современных специалистов в систему подготовки кадров, совершенствовать материальную базу ВУЗов, включать своих специалистов в процесс модернизации учебных заведений,привлекать более активно средства других частных инвесторов, а также инвестиционные ресурсы различных уровней для создания и реализации совместных проектов в образовательной сфере на основе ГЧП.
Обеспечение наиболее эффективных условий для формирования и развития конкурентоспособных научно-исследовательских и научно-технических результатов включает в себя, в первую очередь, создание открытых источников информации о научно-исследовательском и научно-техническом ресурсе региона и выполнении перспективных и востребованных частным бизнесом научных исследований. ГЧП дает частному инвестору возможность:
- участвовать в управленческой и учебно-научной деятельности вуза как с позиции инвестора, так и с позиции конечного заказчика и потребителя результатов научно-исследовательской деятельности;
- влиять с учетом потребностей современного рынка труда на подготовку высококвалифицированных специалистов;
- развивать образовательно-производственно-технологическую инфраструктуру на базе ВУЗов для обеспечения развития инновационной деятельности своей отрасли деятельности;
- привлекать преподавателей и студентов к выполнению научно-исследовательских работ в процессе обучения и к подготовке инновационных проектов для решения задач частного бизнеса [5].
ВУЗы в свою очередь в рамках ГПЧ получают ряд заметных преимуществ:
- использование разнообразных многоканальных источников финансирования для формирования и дальнейшего развития материально-технической базы ВУЗа;
- развитие качественного менеджмента, новой инфраструктуры, технологии подготовки студентов и преподавателей в рамках новой модели интегрированного образовательного комплекса;
- дополнительное своевременное финансирование научно-исследовательских разработок и возможность доведения их до эффективного коммерческого уровня, включая решение задач по патентованию и закреплению авторских прав;
- повышение конкурентоспособности ВУЗа на рынке образовательных услуг региона.
Поставленная цель по привлечению ГЧП в сферу высшего образования в субъектах ДФО может быть достигнута через комплексное решение ряда задач:
- построение результативной системы управления имуществом, которое закреплено за учреждением, с сохранением общей социальной направленности его использования;
- создание механизма своевременной
и эффективной организационной и экономической поддержки высшего образования на добровольных началах частными компаниями и благотворительными фондами, безвозмездным целевым финансированием капитальных затрат и затрат текущего характера, в том числе гран-товых и стипендиальных программ для студентов и преподавателей, предоставления займов и кредитов, финансирования программ дополнительного образования учащихся;
- создание системы привлечения в управление содержательным компонентом образования частных инвестиций: проведение семинаров, конференций, стажировок; поддержка издательской деятельности ВУЗов, создание и поддержка центров подготовки и переподготовки сотрудников;
- развитие партнерской основы проведения опытно-конструкторских, научно-исследовательских и технологических работ, в том числе организации финансовых технопарков и технополисов, инновационно-технологических зон, бизнес-инкубаторов и т.д.
Методику и инструменты ГПЧ в сфере высшего образования предлагается разрабатывать с применением теории организации, теории системы и системного анализа, используя идею построения упорядоченной структуры свойств системы, которые проявляются при ее формировании и функционировании.
Целесообразность применения инвестиционного договора как формы участия ГЧП в образовательных проектах высшей школы определяется гибкостью в структурировании проекта, который реализуется на основе инвестиционного договора, в том числе позволяющей увеличить финансовую привлекательность инвестиционного проекта для частного бизнеса и обеспечить интересы кредиторов проекта. Также важной задачей является определение экономически обоснованного распределения инвестиционной нагрузки.
Таким образом, в образовательных программах и проектах следует ставить достижимые цели, которые будут соответствовать потенциалу и социально-экономическому уровню развития ДФО, но учитывать реальные возможности наращивания образовательного потенциала и инновационного уровня развития региона, в том числе за счет экономического потенциала частного капитала.
Опыт развитых стран показывает, что для создания, содержания, модернизации, эксплуатации объектов в условиях
недостаточности государственных финансов одним из возможных механизмов обеспечения требуемой ВУЗу финансовой базы является модель ГЧП. Развитие и совершенствование ГЧП в сфере образования позволит реализовать и привлечь средства институциональных инвесторов, развивать потенциал отдельных частных инвесторов в регионе, а также сохранить функции государства в социально значимых секторах экономики региона, в том числе в сфере высшего образования.
Литература
1. Исследование «ГЧП в ДФО: точки роста и перспективные проекты» / АНО «Национальный Центр ГЧП». - М.: АНО «Национальный Центр ГЧП», 2017. - 32 с.
2. Проблемы экономического развития Дальнего Востока // Молодой ученый. - 2017. - №2. - С. 436-439.
3. Медведев утвердил дорожную карту механизмов ГЧП. URL: http://tass.ru/ ekonomika/5023071 (дата обращения: 02.07.2008).
4. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 20162017: текущее состояние и тренды, рей-
тинг регионов». - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - 32 с.
5. Джандосова Р.Д. О государственно-частном партнерстве в сфере образования // Креативная экономика. - 2007. - Т. 1. - № 12. - С. 88-89.
Improvement of mechanisms and methods of implementation of Public-private partnership in higher education on the example of the Far Eastern Federal district
Savelyeva M.V., Lugansky D.N.
RANEPA
The article is based on the analysis of the current state of development of Public-private partnership projects at the sphere of education in the subjects of the Far Eastern Federal District.
Methods of research. In the course of the analysis, theoretical and methodological works of domestic and foreign scientists studying the sphere of PPPs, as well as regulatory and legislative acts of the Russian Federation and the Far Eastern Federal District, were studied, and generally accepted economic research methods were used. It is concluded that the development and improvement of PPP in the sphere of education allows implementation and attraction of investors in the region, as well as retaining functions in the economic sectors of the region that are socially significant for its development, including in higher education. The complex of general problems at
development of regional economies is analyzed. The author's approach to the construction of methods and tools for the analysis of higher education projects in the region on PPP terms is grounded. The logic of construction of the toolkit is presented, which uses the results of generalization and ordering of the properties of the economic system as applied to solving problems and tasks of its development. The recommendations intended for use in the structures of state management of socio-economic development of the territories are presented. Keywords: Public-private partnership, social investments, infrastructure projects, higher education, project support, improvement of Public-private partnership, Far Eastern Federal district References
1. A research «PPP in the FEFD: points of growth
and perspective projects» / ANO National PPP Center. - M.: ANO National PPP Center, 2017.
- 32 pages.
2. Problems of economic development of the Far
East//Young scientist. - 2017. - No. 2. -Page 436-439.
3. Medvedev has approved the road map of
mechanisms of PPP. URL: http://tass.ru/ ekonomika/5023071 (date of the address: 7/ 2/2008).
4. A research «Public-private partnership in Russia
2016-2017: current state and trends, rating of regions». - M.: Center of Development of PPP association, 2016. - 32 pages.
5. Dzhandosova R.D. About public-private partnership in education//Creative economy.
- 2007. - T. 1. - No. 12. - Page 88-89.
О
Ю
s
*
a
2 e
8