Научная статья на тему 'ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ'

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
520
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / INTERNAL CONTROL SYSTEM / ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / PRINCIPLES OF INTERNAL CONTROL REQUIREMENTS FOR THE ORGANIZATION''S INTERNAL CONTROL SYSTEM / THE PURPOSE OF THE SYSTEM OF INTERNAL CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудрявцева И.Ю.

Статья посвящена вопросам организации системы внутреннего контроля на предприятии. Рассмотрены основные цели организации системы внутреннего контроля, принципы и требования к организации высокоэффективной системы внутреннего контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PURPOSES AND PRINCIPLES OF THE INTERNAL CONTROL SYSTEM IN THE ENTERPRISE

The article devoted to the organization of the internal control system in the enterprise. Was reviewed the main objects of the organization's internal control system, the principles and requirements for the organization of highly effective system of internal control.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

его семьи. На нынешнем этапе, когда резко возросла дифференциация отдельных групп населения по уровню доходов, необходимо проводить политику гибкой дифференциации ставок налога на доходы физических лиц.

Список литературы:

[1] Банхаева Ф.Х. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalvest.ru/nv-articles/detail.php?ID=24861

[2] Ефимова Е.Г., Поспелова Е.Б. Налоги и налогообложение/ Е.Г. Ефимова, Е.Б. Поспелова: Учебное пособие. - М.: МИИР, 2014. - 235с. ISBN 978-5-4349-0005-8

[3] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/

[4] Крайнова В.В. Налоги и налогообложение 4.I: учебное пособие для бакалавров и магистров направления подготовки 080100 «Экономика» / В.В. Крайнова, - Н. Новгород: Издательство ФБОУ ВПО ВГАВТ,2014. - 220 с.

[5] Налоговый кодекс РФ, часть 1 и 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/popular/nalog 1 /

[6] Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/ media /files/41 d47b423d16db7f8be6.pdf

[7] Социально-экономическая политика второй администрации Б. Обамы и ее влияние на внешнюю политику США. - М.: ЦСА РАН, 2013.- 77 с.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE TAX SYSTEM IN RUSSIA AND US

V. V. Kraynova, V.A. Nikitina

Keywords: tax system in Russia, the US tax system, comparative-analysis of tax legislation.

One of the most important areas of improvement of the Russian tax system is its substantive analysis in comparison with the tax systems offoreign countries. Object of comparison is the tax system of the United States of America. For comparison, selected the most significant characteristics that serve the basic function of the tax system: fiscal and regulatory.

УДК 657.008.6

И.Ю. Кудрявцева, ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Ключевые слова: система внутреннего контроля, цели системы внутреннего контроля, принципы построения системы внутреннего контроля, требования к организации системы внутреннего контроля

Статья посвящена вопросам организации системы внутреннего контроля на предприятии. Рассмотрены основные цели организации системы внутреннего контроля, принципы и требования к организации высокоэффективной системы внутреннего контроля.

Внутренний контроль - непрерывный процесс, который осуществляется наделенными соответственными полномочиями органами управления и контроля на предприятии, его структурными подразделениями, в целях обеспечения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, соблюдения законодательных и нормативно-правовых актов, а также нормативно-правовых документов самого предприятия.

Широта и многообразие изученных аспектов категории «внутренний контроль» свидетельствуют о сложности и многогранности этого явления, поэтому исследование его проблем должно базироваться на использовании системного подхода.

Структура любой системы формируется на основании ее целей и предметов изучения, а также, объективных и субъективных факторов, влияющих на эту систему.

Система внутреннего контроля признается эффективной, если руководство организуют и планируют деятельность предприятия таким способом, при котором цели и задачи предприятия будут достигаться наиболее экономично и рационально. Разработка системы внутреннего контроля начинается с постановки целей и задач этой системы.

Л.В. Сотникова выделяет следующие цели организации системы внутреннего контроля на предприятии (рис. 1) [5].

ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННИМ) КОНТРОЛЯ

1 г 1 г 1 г

Осуществление уПорЯДОЧСННчП II кффсКТПБНОП Делигчьжн. ш пцедприти Обеспечение соблюдения почттл руководегап каждым ]>:кх1|ннком предпртпнд Обес 'течение со.\])!ИШ> ч 1И имущее тип мредпршши

Рис. 1. Цели системы внутреннего контроля, сформулированные Л.В. Сотниковой

На наш взгляд наиболее полным представляется перечень целей системы внутреннего контроля сформулированный В.В. Бурцевым (рис. 2). [2]

Основополагающей задачей внутреннего контроля является достижение и соблюдение условий эффективного управления предприятием. Для решения этой задачи необходимо построить эффективную систему внутреннего контроля, результативность которой невозможна без соблюдения основных принципов эффективности, охватывающих все контрольные действия предприятия.

В настоящее время общепринятых принципов внутреннего контроля для всех видов и форм его осуществления пока нет, хотя их можно выделить исходя из цели, задачи и практики проведения контрольных мероприятий. В частности в отечественной специальной литературе достаточно распространено упоминание о следующих основных принципах контроля, как законность, объективность, профессиональная компетентность, функциональная независимость, ответственность, действенность, рациональность. [4]

В.В. Бурцев в своих работах, посвященных внутреннему контролю, рассматривает следующие основные принципы внутреннего контроля: принцип ответственности, принцип сбалансированности, принцип своевременного сообщения об отклонениях, принцип интеграции, принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем, принцип постоянства, принцип комплексности, принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев системы внутреннего контроля, принцип разделения обязанностей, принцип разрешения и одобрения [3].

ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

I С<М«Г»С1П!||С:|С*ГС1Ы|1Х11|0|>ПН11ГШ!М1 ЦНИИ |МК|> курсу ЛЙК ТП1Я1 (ЦсвСВЫЫ установками кикнтрш! щчритн

2 У<тЫппвт п. ирI итп.иви с '(ч ово- чмпыьаппмЧ! ¡'МНО'ПВ>111! [||Ч«*Ц>СН1И _

) Упорядочокк гъ и эффективность теку щеп фимнсово-хсхяпигсннип дсггсчыюстн.

/-N

I СОХр«*|ОС1Ы*|\ ПШШ орГЛМКЛВОЬ I) 1,'|

• ютрои. пр|юш||>о|1л|»«411 га адвсвитоосп. оргагатвд к*ных мерпнртл»! г» ийлтли**! 4<Ю1Чст.киП1"чг«Ч|;ктч П1 ¡».швов

- К0М1рп<1Ь I» ПреДМСТ обосповлшпстн ф|ВРНСП»о-ХтЯ|»СТ»«И11Ы\ ИПЧМЩЙ аа лс*>лП1Чоб»ч ш и доб|нк1>а«1ти<ш контрагентов по договорам. ДоЗрОСОВСС 1НОС П|МСНСД>ЬСР0&,|^'1В(НМ.»Н'Ш11\ рсшсьон ПО ДМШМ КЦМЦЮМ

V_✓

' ДоТ/ИВ.Ш уровень по 1ЦОТЫ II ТГ1<и»>СП1ПСрВ|Г»иХ ДО«уЬКтп(|| ьлчсствл ГГСрВт1|п|ПВ|'|~-рМЛ10*1 Л «У СПСШНОГО р\Ь01ЮДСТ»а||||р||1СТПИ "¡"1'С* Т11В1НГ утфявлснчсскнх решен

6 Дос П1*ч« 1с 11.'» п;||си:Н «|>|||лптн.к ш ни ПМ1 бухгалтерского)'!«!!-шшчис полнотцшфмсшчлкая точность ратисьл москми формальшярлфллсыность-прег.извыч опрошенное!». нредеглктегак II раскрыл* .1.и»«л\ в ипяткт

? Ростпротводтсльносштруд». гшекемк щдержек цочцводетвл м о^ашпои у ту чшав1е<)(1ви1Н(1110-т»п||>1М1ч«и|хрс1>1|.л1т»в деятельности

8 Рявюнаньн.-еп »оновпоенсполмовлшс мех видов р\ с\ реов

Рис. 2. Цели системы внутреннего контроля, сформулированные В.В. Бурцевым

Рассмотрим характеристику наиболее значимых принципов эффективности системы внутреннего контроля (табл. 1).

Применение этих принципов в построении системы внутреннего контроля позволит предприятию создать такую систему внутреннего контроля, которая обеспечит максимальную защиту от злоупотреблений и ошибок в финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Таблица1

Принципы эффективности системы внутреннего контроля

№ Наименование принципа Характеристика

1. Принцип соответствия ответственности и полномочий внутреннего контроля Для соблюдения независимой позиции внутреннего контроля руководство предприятия должно обеспечивать соответствие между функциональной и административной ответственностью внутреннего контроля, а также полномочиями, делегированными ему вышестоящим руководством.

№ Наименование принципа Характеристика

2. Принцип своевременности Информация об обнаруженных отклонениях должна быть доведена до сотрудников в чьи полномочия входит принимать решения по соответствующим отклонениям в наиболее короткие сроки.

3. Принцип взаимодействия и координации Каждый элемент управления не может существовать обособленно. Контроль должен рассматриваться в тесной взаимосвязи с другими элементами управления. Необходимо создавать условия для тесного и результативного взаимодействия сотрудников различных функциональных направлений.

4. Принцип соответствия контролирующей и контролируемой системы Степень сложности системы внутреннего контроля должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы.

5. Принцип непрерывности контроля Постоянное функционирование системы внутреннего контроля дает возможность во время предупреждать о возможности возникновения отклонений и своевременно их выявить.

6. Принцип санкционирования Необходимо обеспечивать формальное одобрение и разрешение всех финансово-хозяйственных операций ответственными официальными лицами в пределах их полномочий.

7. Принцип взаимодействия внутреннего контроля с внешним аудитом Для эффективного функционирования внутреннего контроля и сокращения затрат на проведение внешних аудиторских проверок, руководство должно обеспечить взаимосвязь между этими видами контроля.

8. Принцип качественного контроля Качественный контроль дает возможность определять достижение поставленных целей, формировать корректирующие управленческие воздействия, обеспечивает учет результатов хозяйственных процессов, получение количественной и качественной оценки результативности принимаемых решений.

Наряду с основополагающими принципами системы внутреннего контроля, имеет смысл при организации внутреннего контроля выполнять определенные требования, которые принципами не являются, но оказывают не маловажное влияние на эффективность функционирования системы внутреннего контроля (табл. 2). [3]

Таблица 2 Основные требования к организации системы внутреннего контроля

№ Название требования Характеристика

1. Требование подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля работающего в организации Выполнение функций контроля каждого субъекта должно быть подконтрольно на предмет качества другому субъекту внутреннего контроля, без какого-либо дублирования. Это положение должно найти отражение в должностных инструкциях. В надлежащем исполнении функций контроля субъектами внутреннего контроля (председатель правления, исполнительный директор, главный контролер, председатель ревизионной комиссии, главный аудитор и др.) в первую очередь заинтересованы собственники предприятия, поэтому деятельность перечисленных субъектов должна контролироваться собственниками предприятия с привлечением услуг независимых экспертов, а также внешних аудиторов.

2. Требование ущемления интересов На предприятии необходимо создавать такие условия, при которых все отклонения ставят конкретного работника или структурное подразделение предприятия в невыгодное поло-

№ Название требования Характеристика

жение, и заставляют их регулировать «узкие» места. Необходимость этих условий обусловлена возможностью появления таких отклонений, в которых коллектив в целом или отдельно взятые сотрудники заинтересованы.

3. Требование недопущения концентрации прав первичного контроля в руках одного должностного лица Если контроль сосредоточен в руках одного контролирующего лица, это приводит к недостоверному учету в интересах данного сотрудника.

4. Требование заинтересованности администрации Система внутреннего контроля не может функционировать эффективно без должной и честной заинтересованности и участия руководства.

5. Требование честности, добросовестности и компетентности, субъектов внутреннего контроля Если персонал, осуществляющий контроль не обладает данными качествами, то даже идеально организованная система внутреннего контроля не будет достаточно эффективной.

6. Требования приемлемости методологии внутреннего контроля Контрольные цели и задачи, которые ставят перед центрами ответственности, должны быть рациональными. Контрольные функции необходимо распределять целесообразно. Программы внутреннего контроля и методы, применяемые для осуществления внутреннего контроля должны быть оправданными.

7. Требование непрерывности развития и совершенствования Внутренние и внешние условия функционирования предприятия постоянно изменяются. В связи с этим устаревают даже наиболее прогрессивные методы управления. Нужно построить систему внутреннего контроля таким образом, чтобы можно было ее направлять на решение новых задач, которые возникают при изменении внешней и внутренней среды, обеспечить возможность расширения и модернизации предприятия.

8. Требование приоритетности Абсолютный контроль над незначительными операциями отвлекает внимание от решения более глобальных задач и практически не имеет смысла. Но если руководство предприятия считает, что данная область деятельности предприятия имеет стратегическое значение, то в каждой такой области должен осуществляться тщательный контроль.

9. Требование исключения ненужных этапов, шагов, процедур в проведении контроля Проведение контроля связано с дополнительными вовлечениями трудовых и финансовых ресурсов, поэтому необходимо уделять внимание его рациональной организации.

10. Требование оптимальной централизации Организационная структура контроля должна соответствовать размерам и степени сложности предприятия. У каждого типа оргструктуры есть свои недостатки и достоинства, которые необходимо учитывать при организации системы внутреннего контроля. Единство и оптимальный уровень централизации организационной структуры обеспечат динамичность, непрерывность устойчивость функционирования системы внутреннего контроля.

11. Требование единичной ответственности Каждая отдельная функция контроля должна быть закреплена за одним центром ответственности. Закрепление нескольких контрольных функций за определенным центром ответственности также допустимо, если цели осуществляемого контроля пересекаются.

12. Требование потенциаль- Каждый субъект внутреннего контроля должен иметь навыки

№ Название требования Характеристика

ного функционального замещения выполнения контрольной работы вышестоящего, нижестоящего и работников своего уровня. Тогда временное выбытие отдельных субъектов не приведет к остановке контрольного процесса.

13. Требование регламентации Насколько деятельность четко регламентирована, настолько можно ожидать от нее успеха. В связи с этим необходимо установить правила, которые регулируют порядок деятельности контрольных органов.

№ п/п Требование Характеристика

14. Требования взаимодействия и координации В процессе осуществления контроля все подразделения и службы предприятия должны четко взаимодействовать между собой.

15. Требование гибкости Контроль должен соответствовать данному требованию, чтобы избежать неточности, деспотичности или ослабления соответствия стандартов результатам, ожидаемых от их применения.

Хорошо функционирующая система внутреннего контроля не возникает случайно. На ее образование оказывает влияние ряд условий:

1. Качество управления подразумевает способность руководства эффективно планировать и контролировать работу предприятия.

2. Квалификация сотрудников и их способность четко следовать должностным инструкциям.

3. Наличие трудовых ресурсов является необходимым условием для разделения и ротации обязанностей.

4. Качество внутреннего аудита.

Эти факторы взаимосвязаны. Хорошее руководство стремиться нанять высококвалифицированных сотрудников, признает необходимость планировать и контролировать. Компетентное руководство, стремится более результативно использовать время на управление и развитие предприятия, передает большую часть ответственности службе внутреннего контроля, а служба внутреннего контроля готова принять на себя такую ответственность. Перечисленные факторы определяют качество управления, а отсутствие этих факторов приводит к неэффективности функционирования системы внутреннего контроля.

Подводя итог вышеизложенному можно сказать, что основными целями организации внутреннего контроля на предприятии являются: достоверность, надежность и полнота информации; соответствие законодательству и нормативно-правовым документам предприятия; сохранность имущества предприятия; эффективность использования всех видов ресурсов, достижение целей и задач предприятия. Для достижения этих целей необходимо организовать на предприятии высокоэффективную систему внутреннего контроля, в основу создания которой будут положены основные принципы и требования, предъявляемые к внутреннему контролю.

Список литературы:

[1] Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. Справочно-право-вая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170573

[2] Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. - М.: Экзамен, 2000 г. - 320 с.

[3] Бурцев В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения // Менеджмент в России и зарубежом № 4/2002.

[4] Серебрякова Т.Ю. Риски организации и внутренний экономический контроль: Монография. - М.: ИНФРА-М, 2010.-111с.

[5] Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит. Учебник/ВЗФЭИ. - М.: ЗАО «Финстатин-форм», 2000. -239 с.

PURPOSES AND PRINCIPLES OF THE INTERNAL CONTROL SYSTEM IN THE ENTERPRISE

I.J. Kudryavtseva

Keywords: internal control system, the purpose of the system of internal control, principles of internal control requirements for the organization's internal control system.

The article devoted to the organization of the internal control system in the enterprise. Was reviewed the main objects of the organization's internal control system, the principles and requirements for the organization of highly effective system of internal control.

УДК 657.008.6

И.Ю. Кудрявцева, ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Е.С. Санникова, студентка ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Ключевые слова: система внутреннего контроля в страховых организациях, цели системы внутреннего контроля , принципы построения системы внутреннего контроля, требования к организации системы внутреннего контроля

Статья посвящена вопросам организации системы внутреннего контроля в страховых организациях. Рассмотрены основные цели создания системы внутреннего контроля, требования, предъявляемые к организации системы внутреннего контроля, условия эффективного функционирования и основные ограничения, влияющие на систему внутреннего контроля страховой организации.

Одним из древнейших видов общественных отношений является страхование. Значение страхования в современном обществе растет. Страхование играет роль необходимого инструмента, который обеспечивает социально-экономическую безопасность, развитие предпринимательской деятельности, эффективную защиту организации от экономических и других рисков, эффективную защиту имущества физических лиц, а также социально-экономическую защиту интересов населения. Объемы операций страхования неуклонно растут и играют всё более значимую роль в сфере развивающегося российского бизнеса. В современных условиях страховые организации получают достаточно высокий уровень доходов, и в результате сталкиваются с высоким уровнем конкуренции в данной сфере. Чтобы страховая организация была конкурентоспособной, ей необходимо стремится к повышению эффективности своей работы, достижению тактических и стратегических целей. Одним из инструментов повышения эффективности деятельности экономического субъекта является создание системы внутреннего контроля (СВК).

Наличие в страховой организации внутреннего контроля позволяет выявить раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.