Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / INTERNAL CONTROL / СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / INTERNAL CONTROL SYSTEM / ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / ELEMENTS OF INTERNAL CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Замотаева О. А.

В статье систематизированы законодательные и нормативные акты, регламентирующие порядок организации системы внутреннего контроля в организациях внутреннего водного транспорта. Определены внутренние нормативные документы, устанавливающие правила организации системы внутреннего контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGISLATIVE BASIS FOR THE ORGANIZATION OF INTERNAL CONTROL IN ORGANIZATIONS OF INLAND WATER TRANSPORT

N the article a systematic legislative and normative acts regulating the organization of the internal control system in the inland waterway. Defined internal regulations, establishing rules for the organization of the internal control system.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»

УДК 657.008.6

О.А. Замотаева, кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Ключевые слова: нормативное регулирование, внутренний контроль, система внутреннего контроля, элементы внутреннего контроля

В статье систематизированы законодательные и нормативные акты, регламентирующие порядок организации системы внутреннего контроля в организациях внутреннего водного транспорта. Определены внутренние нормативные документы, устанавливающие правила организации системы внутреннего контроля.

В настоящее время, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», законодательно установлена необходимость осуществления внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни и ведения учета и составления отчетности всеми экономическими субъектами [1]. Вопросы внутреннего контроля регламентируются различными нормативными актами. Для определения основных направлений построения системы внутреннего контроля необходимо систематизировать законодательные и нормативные акты.

Система нормативного регулирования внутреннего контроля в организациях внутреннего водного транспорта включает в себя нормативные акты и документы четырех уровней (рис. 1).

Федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства

Положения по бухгалтерскому учету

Методические указания, инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств

Рабочие документы экономического субъекта

Рис. 1. Нормативное регулирование системы внутреннего контроля

На первом уровне обязательность осуществления внутреннего контроля экономическими субъектами различных организационно -правовых форм установлена следующими федеральными законами.

- Федеральный закон от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» п. 1 ст. 85: «Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества» [2];

- Федеральный закон от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» п.1 ст. 47: «Ревизионная комиссия (ревизор) общества избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества»

[3];

- Федеральный закон от 08.05.1996 г. №41-ФЗ «О производственных кооперативах» п.1 ст.18: «Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью кооператива общее собрание членов кооператива избирает ревизионную комиссию в составе не менее трех членов кооператива или ревизора, если число членов кооператива менее 20» [4];

- Федеральный закон от 07.02.2011 г. №7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» п.п. 1, 2 ст. 10 : «Клиринговая организация обязана организовать внутренний контроль за соответствием осуществления ею клиринговой деятельности требованиям Федерального закона и принятым в соответствии с ним нормативным актам Банка России, а также правилам клиринга, учредительным документам и иным документам клиринговой организации. Для организации и осуществления внутреннего контроля клиринговая организация обязана назначить контролера или сформировать отдельное структурное подразделение (службу внутреннего контроля). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от должности решением совета директоров (наблюдательного совета)» [5];

- Федеральный закон от 29.11.2001 г. №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» п.п. 15-18 ст. 38: «Управляющая компания обязана организовать внутренний контроль за соответствием деятельности, осуществляемой на основании лицензии управляющей компании, требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, правилам доверительного управления паевым инвестиционным фондом, иным договорам, заключенным управляющей компанией при осуществлении указанной деятельности, а также учредительным документам и внутренним документам управляющей компании.

Внутренний контроль должен осуществляться должностным лицом или отдельным структурным подразделением управляющей компании. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета), а при его отсутствии решения общего собрания акционеров (участников) управляющей компании. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) или общему собранию акционеров (участников) управляющей компании.

Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) должен иметь высшее образование и соответствовать установленным Банком России квалификационным требованиям.

Правила организации и осуществления внутреннего контроля в управляющей компании утверждаются советом директоров (наблюдательным советом), а при его отсутствии общим собранием акционеров (участников) управляющей компании и подлежат регистрации Банком России» [6];

- Федеральный закон от 7.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» определил порядок осуществления внутреннего контроля денежных средств и операций с имуществом, если сумма операции равна или превышает шестьсот тысяч рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной шестистам тысячам рублей [7];.

Внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

- Положение Банка России от 16.12.2003 г. №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» ст. 2: «В уставе кредитной организации должны содержаться сведения о системе органов внутреннего контроля, порядке их образования и полномочиях.

Внутренний контроль должны осуществлять в соответствии с полномочиями, определенными учредительными и внутренними документами кредитной организации:

- органы управления кредитной организации, предусмотренные ст. 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

- ревизионная комиссия (ревизор);

- главный бухгалтер (его заместители) кредитной организации;

- руководитель (его заместители) и главный бухгалтер (его заместители) филиала кредитной организации;

- подразделения и служащие, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами кредитной организации, включая:

Службу внутреннего аудита - структурное подразделение кредитной организации.

Службу внутреннего контроля - структурное подразделение и (или) служащие кредитной организации» [8].

Второй уровень нормативного регулирования - национальные стандарты. Однако, в настоящее время Положений по бухгалтерскому учету, регламентирующих организацию системы внутреннего контроля экономического субъекта не существует. В тоже время в федеральном стандарте аудиторской деятельности ФПСАД №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» содержатся элементы системы внутреннего контроля аудируемого лица, которые должен оценить аудитор в ходе проверки [9]. В Приложении 2 к ФПСАД №8 приведены следующие элементы системы внутреннего контроля:

- контрольная среда;

- процесс оценки рисков;

- информационная система, связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- контрольные действия;

- мониторинг средств контроля.

К третьему уровню нормативного регулирования относится Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» [10]. Документ содержит рекомендации по организации и осуществлению экономическим субъектом внутреннего контроля, предусмотренного ст. 19 ФЗ №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Внутренний контроль - процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

- эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

- достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала экономического субъекта, определяются руководителем экономического субъекта в зависимости от характера и масштабов деятельности экономического субъекта, особенностей его системы управления.

Согласно рекомендациям Минфина к органам внутреннего контроля относятся:

- органы управления экономического субъекта;

- ревизионная комиссия (ревизор) экономического субъекта;

- главный бухгалтер или иное должностное лицо экономического субъекта, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;

- внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) экономического субъекта;

- специальные должностные лица, специальные подразделения экономического субъекта, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, предусмотренные иными федеральными законами;

- иные персонал и подразделения экономического субъекта.

Основные элементы внутреннего контроля экономического субъекта, определенные в рекомендациях Минфина:

а) контрольная среда;

б) оценка рисков;

в) процедуры внутреннего контроля;

г) информация и коммуникация;

д) оценка внутреннего контроля.

Далее в рекомендациях даны характеристики элементов системы внутреннего контроля.

Контрольная среда - совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне экономического субъекта в целом.

Контрольная среда отражает культуру управления экономическим субъектом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля.

Оценка рисков - процесс выявления и анализа рисков, т.е. сочетания вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности.

При выявлении рисков экономический субъект должен принять соответствующие решения по управлению ими, в том числе путем создания необходимой контрольной среды, организации процедур внутреннего контроля, информирования персонала и оценки результатов осуществления внутреннего контроля.

Процедуры внутреннего контроля - действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического

Информация и коммуникация. Качественная и своевременная информация обеспечивает функционирование внутреннего контроля и возможность достижения им поставленных целей. Основным источником информации для принятия решений являются информационные системы экономического субъекта.

Качество хранимой и обрабатываемой в них информации может существенно влиять на управленческие решения экономического субъекта, эффективность внутреннего контроля.

Вне зависимости от того, подлежит ли бухгалтерская (финансовая) отчетность экономического субъекта аудиту, информационная система экономического субъекта должна обеспечивать ведение бухгалтерского учета, в том числе составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Оценка внутреннего контроля осуществляется в отношении всех остальных иных элементов внутреннего контроля с целью определения их эффективности и результативности, а также необходимости изменения их.

Оценка внутреннего контроля должна осуществляться не реже одного раза в год

Одним из видов оценки внутреннего контроля является непрерывный мониторинг, т.е. оценка внутреннего контроля, осуществляемая экономическим субъектом на постоянной основе в ходе его повседневной деятельности.

Непрерывный мониторинг может осуществляться руководством экономического субъекта в форме регулярного анализа результатов деятельности экономического субъекта, поверки результатов выполнения отдельных хозяйственных операций, регулярной оценки и уточнения применимой организационно-распорядительной документации и т.д.

Комбинация непрерывного мониторинга и периодической оценки внутреннего контроля позволяет удостовериться в том, что внутренний контроль экономического субъекта обеспечивает достаточную уверенность в достижении экономическим субъектом заявленных целей.

В рекомендациях Минфина определены принципы организации внутреннего контроля:

а) внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления экономическим субъектом, во всех его подразделениях;

б) в осуществлении внутреннего контроля должен участвовать весь персонал экономического субъекта в соответствии с его полномочиями и функциями;

в) полезность внутреннего контроля должна быть сопоставима с затратами на его организацию и осуществление.

По вопросу организации и оценки внутреннего контроля Минфин рекомендует экономическим субъектам создавать специальное подразделение внутреннего контроля (служба внутреннего аудита) или (и) привлекать независимого консультанта (аудитора).

Привлечение независимого консультанта (аудитора) для организации и оценки внутреннего контроля целесообразно в случае, когда:

а) собственные ресурсы экономического субъекта недостаточны для выполнения задач по организации и (или) оценке внутреннего контроля в установленные сроки;

б) затраты на создание и содержание специального подразделения внутреннего контроля превышают стоимость привлечения независимого консультанта (аудитора) для выполнения задач по организации и (или) оценке внутреннего контроля;

г) заинтересованность руководства экономического субъекта в независимости оценки внутреннего контроля;

д) использование стандартных, апробированных на практике подходов к организации и (или) оценке внутреннего контроля

Анализ действующей системы нормативного регулирования организации системы внутреннего контроля, позволил сделать следующие выводы:

- законодательные акты первого уровня (Федеральные законы) устанавливают необходимость организации системы внутреннего контроля экономическими субъектами различных организационно-правовых форм;

- в законодательных актах первого уровня отождествляются понятия «внутренний контроль», «ревизия» и «внутренний аудит»;

- нормативные акты второго уровня отсутствуют. В настоящее время не разработаны положения по бухгалтерскому учету (стандарты) организации внутреннего контроля. Так как внутренний контроль отождествляется с внутренним аудитом, то можно предложить организациям при построении системы внутреннего контроля использовать основные правила и нормативные акты, используемые в аудиторской деятельности;

- на третьем уровне нормативного регулирования - рекомендации Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» не противоречат поло-

жениям ФПСАД №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

- Минфином определены основные элементы системы внутреннего контроля экономического субъекта;

- в нормативных актах отсутствует четко разработанная методология проведения внутреннего контроля;

- законодательно не установлена методика оценки эффективности внутреннего контроля.

В связи с несовершенством системы нормативного регулирования, необходима регламентация и закрепление в распорядительных документах экономического субъекта порядка организации и контроля системы внутреннего контроля.

Основными рабочими документами четвертого уровня системы нормативного регулирования, разрабатываемыми организациями, являются:

- устав (учредительный договор);

- учетная политика;

- положение о внутреннем контроле организации;

- положение о службе внутреннего контроля;

- внутрифирменные стандарты внутреннего контроля;

- должностные инструкции сотрудников службы внутреннего контроля;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- система документооборота;

- система показателей эффективности контроля;

- регламент действий сотрудников организации в отдельных экономических ситуациях.

Из вышеизложенного следует, что на данный момент идет процесс формирования нормативной базы, регламентирующей порядок создания, функционирования, контроля и оценки эффективности системы внутреннего контроля экономического субъекта. Нормативные документы определяют основные подходы к построению системы внутреннего контроля. В тоже время ключевые вопросы организации и функционирования системы внутреннего контроля законодательно не установлены. Система внутреннего контроля в организациях внутреннего водного транспорта должна соответствовать действующим нормативным документам, а также ориентироваться на эффективность и результативность всей деятельности организации. Система внутреннего контроля оказывает существенное влияние на эффективность и результативность деятельности организации путем разработки мероприятий по эффективному использованию ресурсов и предотвращению рисков хозяйственной деятельности.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 6.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» .

[2] Федеральный закон от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах».

[3]Федеральный закон от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» .

[4] Федеральный закон от 08.05.1996 г. №41-ФЗ «О производственных кооперативах».

[5] Федеральный закон от 07.02.2011 г. №7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».

[6] Федеральный закон от 29.11.2001 г. №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

[7] Федеральный закон от 7.08. 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ред. от 5.05.2014 г.).

[8] Положение Банка России от 16.12.2003 г. №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».

[9] ФПСАД №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».

[10] Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

THE LEGISLATIVE BASIS FOR THE ORGANIZATION OF INTERNAL CONTROL IN ORGANIZATIONS OF INLAND WATER TRANSPORT

O.A. Zamotaeva

Key words: regulation, internal control, internal control system, the elements of internal control

In the article a systematic legislative and normative acts regulating the organization of the internal control system in the inland waterway. Defined internal regulations, establishing rules for the organization of the internal control system.

УДК 336

А.Н. Коннова, студентка, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Н.А. Маркова, к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Ключевые слова: образовательные учреждения, финансирование, государственные программы

В статье описывается программа финансирования образования в России на 20132020 годы, и рассматривается государственная политика финансирования за последнее десятилетие. Рассказывается об основных направлениях усовершенствования образования.

В современной экономике образование играет одну из важнейших ролей по стабилизации институциональной системы, организует воспроизводство человеческого капитала, является одним из регуляторов рынка труда. В странах с развитой рыночной экономикой роль государства в сфере образовательных услуг весьма высоко.

Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Система образования Российской Федерации является преимущественно государственной. Это означает, что основными ее элементами являются государственные или муниципальные образовательные учреждения. Их деятельность финансируется из соответствующих государственных (федерального и региональных) муниципальных бюджетов.

В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества. Введение ЕГЭ - цен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.