Научная статья на тему 'Методика оценки эффективности организации внутреннего финансового контроля в подразделениях УИС'

Методика оценки эффективности организации внутреннего финансового контроля в подразделениях УИС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY / ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / INTERNAL FINANCIAL CONTROL / АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА / ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РИСК / INTRAECONOMIC RISK / AUDIT INSPECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишанова Е.В.

Автор исследует вопросы совершенствования учетно-контрольной функции финансовых подразделений уголовно-исполнительной системы России. В работе приводится анализ нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления внешнего и внутреннего финансового контроля. Разработка критериев оценки организации внутреннего финансового контроля выступает в качестве инструментария, с помощью которого будет достигаться совершенствование организационно-экономического механизма деятельности подразделений уголовноисполнительной системы в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technique of the efficiency assessment of the internal financial control in the Penitentiary Service divisions activity

The author makes a research on questions of functioning improvement of financial registration and control divisions of the Penitentiary Service of the Russian Federation. The author gives an analysis of the regulating procedure of external and internal financial control. The assessment criteria development for the internal financial control acts organization presented as a tool by means of which improvement of the organizational and economic mechanism of the Penitentiary Service divisions’ activity can be reached.

Текст научной работы на тему «Методика оценки эффективности организации внутреннего финансового контроля в подразделениях УИС»

Е. В. МИШАНОВА Полковник внутренней службы,

E. V. MISHANOVA

начальник кафедры бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения Академии ФСИН России, кандидат экономических наук, доцент

Методика оценки эффективности организации внутреннего финансового контроля в подразделениях УИС

The technique of the efficiency assessment of the internal financial control in the Penitentiary Service divisions activity

Аннотация. Автор исследует вопросы совершенствования учетно-контрольной функции финансовых подразделений уголовно-исполнительной системы России. В работе приводится анализ нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления внешнего и внутреннего финансового контроля. Разработка критериев оценки организации внутреннего финансового контроля выступает в качестве инструментария, с помощью которого будет достигаться совершенствование организационно-экономического механизма деятельности подразделений уголовно-исполнительной системы в России.

Ключевые слова: финансово-хозяйственная деятельность, внутренний финансовый контроль, аудиторская проверка, внутрихозяйственный риск.

Abstract. The author makes a research on questions of functioning improvement of financial registration and control divisions of the Penitentiary Service of the Russian Federation. The author gives an analysis of the regulating procedure of external and internal financial control. The assessment criteria development for the internal financial control acts organization presented as a tool by means of which improvement of the organizational and economic mechanism of the Penitentiary Service divisions' activity can be reached.

Keywords:financial and economic activity, internal financial control, audit inspection, intraeconomic risk.

В процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности любых субъектов бюджетной сферы традиционно большее внимание уделялось внешнему контролю, в компетенцию которого входили либо «карательные» санкции в форме штрафов на основании КоАП РФ, либо решения о передаче материалов проверок в правоохранительные органы.

В рамках внешнего ведомственного финансового контроля, который существовал в подразделениях уголовно-исполнительной системы с момента ее создания, в качестве основных мер применялось привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности с последующим лишением денежных поощрений, передачей материалов в правоохранительные органы. Решение принималось

научный раздел

начальником учреждения и начальником вышестоящего органа.

Внутренний финансовый контроль рационального использования материальных, денежных ресурсов, имущества осуществлялся в основном посредством периодических проверок и инвентаризаций, что было регламентировано в отдельных приказах МВД России, приказах и распоряжениях руководителей подразделений.

С середины 90-х годов систематизации внутреннего финансового контроля в учреждениях УИС стало уделяться больше внимания. Подтверждением тому может служить приказ МВД России от 25.08.1997 № 560 «Об организации и осуществлении финансового контроля в системе МВД России» [1], в котором были четко прописаны должностные лица подразделений УИС, выполняющие функциональные обязанности по осуществлению внутреннего финансового контроля.

Одной из причин такого внимания можно назвать некоторое сближение методики ревизионной деятельности с аудиторской, которая в российской контрольной практике начала осуществляться с 1987 года.

Начиная с годовой отчетности за 1995 год все предприятия учреждений УИС должны были проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, если по итогам отчетного года сумма активов баланса превышала в 200 тыс. раз, и (или) сумма выручки от реализации продукции, работ и услуг за указанный период превышала в 500 тыс. раз минимальный размер оплаты труда, применяемый в Кодексе об административных правонарушениях (100 рублей) [2].

В соответствии с аудиторскими стандартами 1996 года, содержавшими подробную методику оценки внутреннего контроля, определения необходимого объема аудиторской выборки источников информации в виде первичных документов, аналитических регистров, а также возможного риска составления ошибочного мнения вследствие необъективной оценки качества внутреннего финансового контроля, аудиторы должны были в обязательном порядке оценивать качество внутреннего контроля сами.

В этот период впервые в российской аудиторской практике появился термин «внутрихозяйственный риск», что означало невозможность обнаружения средствами внутреннего контроля ошибок и искажений вследствие его отсутствия или недостаточной эффективности.

Так как материалы обязательного аудита на основании приказа ГУИН Минюста России должны были передаваться в вышестоящие органы (федеральные округа) и изучаться там для принятия соответствующих мер, возникал резонный вопрос о выявленных аудиторами и не отмеченных ревизорами недостатках в системе внутреннего контроля.

В приказе ГУИН Минюста России от 23.03.2001 № 55 «Об организации и осуществлении ведомственного финансового контроля в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации» детализация системы внутреннего финансового контроля была исключена [3].

Для унификации подхода к организации внутреннего контроля в подразделениях УИС в 1999 году Управлением ревизий и финансового контроля ГУИН Минюста России были разработаны Методические рекомендации по организации проведения инвентаризаций материальных ценностей и проверок финансового хозяйства учреждений (предприятий) УИС внутрипроверочными комиссиями [4], которые, по сути, можно сравнить с регламентом внутреннего финансового контроля, а методику проведения проверок и перечень вопросов - с внутренней ревизией.

Сходство усугубляет разработанная контрольно-ревизионным подразделением ФСИН России отчетная форма «1-проверка», предоставляемая в контрольно-ревизионные подразделения территориальных органов.

Этот нормативный документ действует и в настоящее время.

Внимание к внутреннему финансовому контролю, которое находит отражение в Бюджетном кодексе Российской Федерации [5], в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ [6], в аудиторских стандартах [7] определяет необходимость систематизации оценки внутреннего финан-

сового контроля в процессе проведения ревизий учреждений УИС. От того, как четко организована проверка этого участка, зависит правильность выводов ревизора и оперативность проверки.

Здесь целесообразно использовать методику аудита, которая предполагает сбор информации по стандартному вопроснику, охватывающему все направления внутреннего контроля.

Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы полученные положительные ответы подтверждали наличие контрольных мероприятий и их качественную организацию. Со-

Учреждение

Период_

отношение положительных и отрицательных ответов может характеризовать качество организации внутреннего контроля в категориях «высокий уровень», «средний уровень» и «низкий уровень» с соответствующими процентами положительных ответов: 75 % и более, от 50 до 75 %, от 25 до 50 %. Количество положительных ответов менее 25 % свидетельствует о крайне низком уровне внутреннего контроля, что определяет необходимость более тщательной проверки наиболее ликвидных активов, законности различных расчетов и платежей подразделения.

Примерный образец такого вопросника представлен в таблице 1.

Таблица 1

ОЦЕНКА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Дата составления документа Проверил_

№ п/п Проверяемые вопросы Да Нет Комментарий

Организация

1. Насколько четко обозначены права и обязанности: комиссии по списанию основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов; комиссии по непроизводительным расходам; позволяют ли должностные инструкции осуществлять сотрудникам функции внутреннего контроля: руководителям; другим лицам, отвечающим за контроль; сотрудникам бухгалтерской службы

2. Выделены ли пределы личной ответственности за совершаемую и контролируемую деятельность в письменной форме: договоры о материальной ответственности; закрепление лиц, ответственных за сохранность и использование имущества сотрудниками

3. Привлекаются ли для консультаций специалисты территориального органа

Контроль

4. Осуществляется ли доведение методов внутреннего контроля до сотрудников учреждения

5. Определен ли круг лиц, имеющих право подписи кассовых и банковских документов

6. Определен ли круг лиц, имеющих право подписи документов на внутреннее перемещение материальных ценностей

7. Характеристика внутрипроверочной комиссии учреждения:

а) четкое определение обязанностей

б) наличие профессиональных навыков для выполнения обязанностей

в) взаимодействие с ревизорами территориального органа (предоставление отчетной информации, консультации)

г) соблюдение периодичности проведения контрольных мероприятий

8. Эффективность внутреннего контроля: выявление недостач, излишков, нерационального использования денежных и материальных ресурсов

научный раздел

9. Осуществляет ли руководство учреждения проверки системы внутреннего контроля

10. Соблюдается ли распределение обязанностей при отсутствии кого-либо из персонала из-за болезни, отпуска или недобора кадров

11. Используют ли все материально-ответственные лица право отпуска

12. Распределены ли следующие функции инициирование сделок: подготовка исходной документации; договорная работа; хранение активов; изменение рабочей документации; корректировка допущенных ошибок

Учет и отчетность

13. Наличие самостоятельно разработанных документов, программных продуктов

14. Промежуточная бухгалтерская отчетность: составляется регулярно, достаточно детализированно

15. Соблюдение графика предоставления отчетности

16. Годовая бухгалтерская отчетность (составляется ли своевременно)

17. Пояснительная записка содержит детальную информацию, анализ изменений показателей

18. Составление приказа по учетной политике:

а) своевременно при образовании нового подразделения

б) законное внесение изменений

в) наличие необходимых положений

Управленческие ошибки

19. Оценка методов подбора кадров с точки зрения возможности отбора компетентных специалистов для замещения должностей руководства учреждения, специалистов бухгалтерской службы, оперативного отдела

20. Оценка методов обучения, подготовки и переподготовки кадров с точки зрения возможности выполнения ими своих функций: руководство; сотрудники бухгалтерской службы, иные лица, имеющие обязанности внутреннего контроля

21. Наличие косвенных факторов, характеризующих компетентность соответствующих сотрудников: несущественное количество исправленных ошибок; малое количество ошибок, выявленных при проведении проверок в предыдущие годы; устранение всех выявленных нарушений, указанных в актах предыдущих проверок

Сохранность активов и документации

22. Обеспечена ли адекватная сохранность: наличных денежных средств; денежных документов (бланков трудовых книжек, талонов); ценностей осужденных; материальных запасов; основных средств: готовой продукции: давальческого сырья

23. Соблюдается ли периодичность внезапных проверок мест хранения указанного имущества

24. Правильно ли отражаются результаты инвентаризаций в документах типовой формы и бухгалтерских записях

25. Применяются ли соответствующие меры для предотвращения несанкционированного доступа к местам хранения материальных ценностей и информации: в помещении кассы (сейфы, охрана); в бухгалтерии (закрытые документы, сейфы, сохранность жестких носителей информации)

26. Разработана ли система процедур, обеспечивающая ограничение доступа ^бухгалтерским данным; прикладным программам; операционным системам; входным системам

ш Ч го < ■й X у

27. Имеется ли адекватная система защиты следующих материальных ценностей в случаях возникновения пожаров или наводнений:рабочей документации (то есть наличие огнеупорных материалов и сейфов, средств пожаротушения); данных, хранящихся на магнитных носителях; компьютерной техники;материально-произ-водственных запасов;зданий и сооружений (пожарная сигнализация и противопожарные системы, там где это возможно).

Оценка эффективности и надежности системы внутреннего контроля (высокая, средняя, низкая) > < X

Руководитель ревизионной группы (Ф.И.О.)

Перечень вопросов может оперативно модифицироваться в зависимости от изменения действующих ведомственных нормативных актов, материалов предыдущих ревизий, донесений по их результатам, контрольных проверок по материалам донесений.

Федеральное законодательство по организации финансового контроля, кроме Указа Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля» от 26.07.1996 № 1095 [8], отсутствует.

Последним официальным нормативным документом по организации государственного финансового контроля является приказ Минфина РФ от 25.12.2008 № 146н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля» [9], в котором определены функции субъектов государственного финансового контроля при осуществлении проверки, организации внутреннего финансового контроля проверяемых объектов.

Организация ведомственного финансового контроля в УИС в современных условиях осуществляется в соответствии с приказом ФСИН России от 11.08.2005 № 712 «Об организации и осуществлении ведомственного финансового контроля в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний» (с изменениями от 11.02.2010, приказ ФСИН России № 52) [10], в котором не акцентируется внимание на внутреннем финансовом контроле.

В условиях разработки новой нормативной базы ведомственного финансового контроля Главной контрольно-ревизионной инспекцией Управления делами ФСИН России реализация предложений по оценке качества внутреннего финансового контроля позволит систематизировать и повысить качество этого участка

контрольно-ревизионной работы, проводимой территориальными органами ФСИН России. ф

1. Об организации и осуществлении финансового контроля в системе МВД России / Приказ МВД России от 25 августа 1997 года № 560.

2. Об организации проведения обязательного аудита (письмо ГУИН Минюста России от 10.09.2002 № 18/54-518) / СПС «Гарант».

3. Об организации и осуществлении ведомственного финансового контроля в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации / Приказ ГУИН Минюста России от 23.03.2001 № 55.

4. Методические рекомендации по организации проведения инвентаризаций материальных ценностей и проверок финансового хозяйства учреждений (предприятий) УИС внутрипроверочными комиссиями / Письмо ГУИН Минюста России от 25.08.1999 № 18/54-484.

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации, гл. 26, ст. 270.1 / СПС «КонсультантПлюс».

6. О бухгалтерском учете / Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ / minfin.ru

7. Федеральное правило (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности / Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 863 / СПС «Гарант».

8. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля» от 26.07.1996 № 1095 / СПС «КонсультантПлюс».

9. Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля / Приказ Минфина России от 25.12.2008 № 146н / СПС «Гарант».

10. Приказ ФСИН России от 11.08.2005 № 712 «Об организации и осуществлении ведомственного финансового контроля в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний» (с изменениями от 11.02.2010, приказ ФСИН России № 52) / fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.