Научная статья на тему 'Ведомственный финансовый контроль в УИС: история и современность'

Ведомственный финансовый контроль в УИС: история и современность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ведомственный финансовый контроль в УИС: история и современность»

N.V. NEMTSEVA

DEPARTMENTAL FINANCIAL CONTROL IN PENAL SYSTEM: HISTORY AND PRESENT TIME

ВЕДОМСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В УИС: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Ведомственный финансовый контроль в УИС - это контроль за финансовой деятельностью организаций,входящих в уголовно-исполнительную систему России, в рамках которой созданы контрольно-ревизионные органы. Чтобы разобраться в сущности и особенностях ведомственного финансового контроля в УИС, необходимо проследить историю его развития.

В течение всего периода организационноструктурных преобразований в УИС правительство, а на определенных этапах партийное руководство и общественные организации осуществляли финансовый контроль хозяйственной деятельности и расходования денежных и материальных ресурсов в учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

История УИС началась со времен правления Петра I1, который в 1715 г. создал в России службу охраны общественного порядка. 8 сентября 1802 г. при Александре I было образовано Министерство внутренних дел (МВД) Российской империи. В 1917 г. МВД преобразуется в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД)2, в котором в октябре 1922 г. создается Г лавное управление местами заключения (ГУМЗ). С 10 июля 1934 г. исправительно-трудовые колонии передаются в ведение вновь организованного Главного управления исправительно-трудовых лагерей и колоний (ГУИТЛК)3.

В марте 1946 г. НКВД преобразуется в МВД СССР, включающее в себя Главное управление исправительно-трудовыми лагерями (ГУИТЛ).

До 1949 г. система исправительно-трудовых учреждений (лагерей) находилась на самофинансировании за счет активной работы

осужденных на объектах народного хозяйства.

В этот период основной задачей ведомственного финансового контроля являлась борьба с расхитителями государственной собственности, создаваемой трудом осужденных.

С 1949 г. по указанию МВД СССР Минфин включил в смету союзного бюджета средства на содержание лагерей. С этого момента основной задачей ведомственного контроля стал контроль за целевым расходованием выделяемых из бюджета государственных средств согласно сметам и требованиям ведомственных нормативных актов.

В марте 1953 г. места заключения (кроме тюрем) передаются в ведение Министерства юстиции СССР, но в январе 1954 г. возвращаются в МВД СССР.

1 января 1954 г. Постановлением Совета министров СССР Управление детских колоний (УДК) из Министерства юстиции СССР было передано в МВД СССР.

В феврале 1955 г. МВД СССР переименовывается в МВД РСФСР, при нем создается ГУМЗ.

27 октября 1956 г. Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний МВД СССР реорганизовано в Главное управление исправительно-трудовых колоний (ГУИТК) МВД СССР.

Приказ МВД СССР от 16 августа 1958 г. № 552 «О введении Инструкции о порядке производства документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности в органах МВД, состоящих на союзном, республиканском и местном бюджетах» определил основные задачи документальных ревизий:

- проверка законности операций, произведен-

Н.В. НЕМЦЕВА

(Г лавная контрольно-ревизионная инспекция ФСИН России)

ных данным учреждением-организацией, и соблюдения финансовой и сметной дисциплины;

- соблюдение финансово-счетными работниками своих обязанностей в случаях получения незаконных распоряжений или противоречащих установленному порядку документального оформления.

При ревизии исправительно-трудовых, детских колоний и других учреждений ревизору надлежало проверить:

- соблюдение норм питания и средней стоимости пайка для заключенных и воспитанни -ков, случаи необоснованной замены более дешевых на более дорогие продукты;

- правильность калькулирования стоимости питания и определения сумм, подлежащих удержанию с заключенных за питание;

- соблюдение норм отпуска и сроков выдачи вещевого имущества; правильность применения цен и расчетов за вещимущество, выданное заключенным и воспитанникам, и определения процента износа вещ-имущества;

- соблюдение установленного гарантийного минимума зарплаты, подлежащей выдаче (зачислению на лицевые счета) заключенным;

- правильность тарификации выполненных работ заключенными и воспитанниками и применения понижающих коэффициентов, процент выполнения норм заключенными и воспитанни -ками (проверка производилась выборочно, а в необходимых случаях полностью);

- правильность оформления документации по безналичному отпуску товаров, соблюдение условий, исключающих подделку чеков;

- своевременность и правильность зачисления на лицевые счета заключенных и воспитанников заработной платы и других сумм;

- правильность начисления фонда помощи освобожденным;

- правильность начисления специального премиального фонда;

- соблюдение условий и размеров премирования;

- случаи расходования фонда не по назначению и т. д.

С 1958 г. определены направления проверки финансовой деятельности мастерских, подсобных сельских хозяйств, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и других подразделений, содержащихся за счет внебюджетных средств.

В августе 1962 г. МВД РСФСР преобразуется в Министерство охраны общественного порядка (МООП), которое в ноябре 1968 г. вновь реорганизуется в МВД СССР.

В 1966 г. ГУМЗ подразделяется на Главное управление исправительно-трудовых учреждений (ГУИТУ) и Главное управление лесных исправительно-трудовых учреждений (ГУЛИТУ).

В марте 1979 г. были утверждены Положение о ведомственном финансовом контроле в системе МВД СССР и новая Инструкция о порядке проведения документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности в органах внутренних дел (приказ МВД СССР от 29 марта 1979 г. № 105).

В данном приказе были представлены основные определения видов, органов финансового контроля, устанавливалась периодичность проверок подразделений, состоящих на бюджете(не реже одного раза в 2 года).

В подразделениях ИТУ, ЛТП, следственных изоляторах ревизор обязан был проверять, кроме определенных ранее действующими нормативными актами вопросов, выполнение плана трудовой занятости спецконтингента, исполнение сметы расходов по содержанию ИТУ, соблюдение норм питания и средней стоимости пайка для осужденных, правильность калькулирования стоимости питания и определения сумм, подлежащих удержанию с осужденных за питание, правильность взаиморасчетов между бюджетным хозяйством и основной деятельностью.

31 января 1980 г. был издан приказ МВД СССР № 30 «О мерах по усилению контроля за сохранностью денежных средств, материальных ценностей и бланков строгой отчетности в системе МВД СССР», необходимость которого была вызвана формальным характером проводимых проверок. Данным приказом была утверждена Инструкция о порядке проведения внезапных проверок сохранности денежных средств, материальных ценностей и бланков строгой отчетности в системе МВД СССР. Согласно Инструкции внезапные проверки должны были проводиться не реже одного раза в месяц. Особое внимание было уделено методике проверки кассы, паспортных аппаратов, камер хранения вещественных доказательств и столов нахо-

док, мест хранения товарно-материальных ценностей, оформления результатов внезапной проверки.

Приложениями к приказу были: схема информации о недостачах, растратах и хищениях денежных средств и материальных ценностей на сумму свыше 500 рублей, расписка, обязательство кассира, схема акта проверки кассы, схема акта проверки паспортного аппарата, схема акта проверки мест хранения материальных ценностей.

Особое внимание начиная с 1979 г. при проведении ревизий УИС уделялось проверке деятельности промышленных предприятий.

По результатам ревизий предприятий ИТУ издан приказ министра внутренних дел СССР от 30 июля 1982 г. № 246 «О серьезных недостатках в организации бухгалтерского учета на предприятиях ИТУ и мерах по их устранению», в котором основное внимание было уделено некачественному проведению инвентаризации имущества учреждений УИС.

Приказом МВД СССР от 12 апреля 1984 г. № 78 утверждена Инструкция о порядке проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов на предприятиях и хозяйственных организациях системы МВД СССР.

В конце 80-х годов ГУИТУ и ГУЛИТУ объединяются в Главное управление исправительных дел (ГУИД) МВД СССР, которое в 1992 г. переименовывается в Службу исправительных дел и социальной реабилитации (СИДиСР)4.

До 1992 г. ведомственный финансовый контроль осуществляли специалисты контрольно-ревизионной службы, входящей в состав финансово-экономических отделов и управлений, находящихся в подчинении у начальников финансово-экономических служб.

В 1992 г. на базе контрольно-ревизионного отдела ФЭУ МВД России образовано Контрольно-ревизионное управление (КРУ) МВД России. С 1996 г. оно выделено в самостоятельный орган с подчинением министру внутренних дел.

Приказом МВД РФ от 30 ноября 1993 г. № 515 утверждено Положение о порядке осуществления контроля за финансово-хозяй-

ственной деятельностью в системе МВД России и Инструкция о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

В целях повышения эффективности ведомственного финансового контроля за финансово-хозяйственной деятельностью органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации данным приказом было установлено направлять информацию в управление МВД России и в копиях в Финансовоэкономическое и контрольно-ревизионное управление МВД России не позднее месяца со дня обнаружения по каждому факту недостач, хищений, бесхозяйственности, повлекших за собой утрату денежных средств и материальных ценностей на сумму более 50 месячных минимальных размеров оплаты труда

Согласно Положению к данному приказу ведомственный финансовый контроль подразделялся на предварительный и последующий. Срок проведения ревизий не мог превышать 40 дней. В данном Положении также были четко обозначены основные задачи ведомственного финансового контроля, обязанности субъектов ведомственного контроля, права, обязанности и ответственность ревизоров.

В Инструкции к приказу были даны общие рекомендации по подготовке к ревизии, подробная методика ревизии и проверки кассы и кассовых операций, операций по начислению денежного довольствия и заработной платы, расчетных операций, сохранности и использования материальных ценностей, основных средств, учета бланков строгой отчетности, организации бухгалтерского учета, состояния контрольно-ревизионной работы и оформление и рассмотрение результатов ревизии, проверки.

С 1994 г. СИДиСР преобразуется в Главное управление исполнения наказаний МВД России.

В 1996 г. контрольно-ревизионные аппараты системы МВД России были выведены из состава финансово-экономических служб и тыла, получили самостоятельность и стали

подчиняться непосредственно министру и руководителям территориальных управлений.

Приказом МВД России от 25 августа 1997 г. № 560 «Об организации и осуществлении ведомственного финансового конт-роля в системе МВД России» были утверждены Положение о ведомственном финансовом контроле в системе МВД России, Инструкция об организации ревизий в финансово-хозяйственной деятельности в системе МВД России, которые содержали общие принципы, порядок планирования, проведения и оформления материалов ревизии в системе МВД России.

В данном приказе было установлено, что проекты контрактов и договоров, заключаемых главными управлениями, управлениями МВД России на сумму свыше 60 тыс. месячных минимальных размеров оплаты труда, подлежат обязательной экспертизе в ГФЭУ, ГУЭП и ПУ ГШ МВД России.

Согласно Инструкции к данному приказу ведомственный финансовый контроль подразделялся на предварительный, последующий и текущий. Сроки проведения ревизий не изменились - не более 40 дней.

В Инструкции об организации финансового контроля за сохранностью, целевым использованием денежных средств и материальных ценностей в системе МВД России четко определялись субъекты контроля - должностные лица и их функциональные обязанности по осуществлению контроля за сохранностью и целевым использованием денежных и материальных ресурсов, порядок организации и проведения внезапных проверок сохранности денежных средств и материальных ценностей с образцами актов.

В 1997 г. уголовно-исполнительная система перешла в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, после чего сформировалось У правление ревизий и финансового контроля, которое подчинялось начальнику Главного управления исполнения наказаний Минюста России.

В августе 1999 г. ГУИН Минюста России направил в подразделения методические рекомендации по организации и проведению инвентаризаций материальных ценностей и проверок финансового хозяйства учреждений (предприятий) внутренними проверочными комиссиями.

В июле 2000 г. утверждена Инструкция по проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности ГУИН, УИН и УЛИУ № 18/17/2-405, в которой по аналогии с нормативными актами 6070-х годов детально определены участки деятельности учреждений УИС и основные направления их проверки.

20 марта 2001 г. издан приказ ГУИН Минюста России № 55 «Об организации и осуществлении ведомственного финансового контроля в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации», в котором была раскрыта сущность ведомственного финансового контроля в уголовно-исполнительной системе, его предмет, цель, задачи, были выделены предварительный и последующий виды контроля. Сроки проведения ревизий были значительно сокращены - не более 25 дней (в подразделениях УЛИУ - 30 дней).

Данным приказом было определено, что по каждому факту недостач, растрат, хищений и бесхозяйственности, повлекших за собой причинение материального ущерба на сумму более 50 месячных минимальных размеров оплаты труда, направлять в пятидневный срок после окончания ревизии или проверки сообщение в УРФК при ГУИН Минюста России.

С 2004 г. органом, осуществляющим руководство учреждениями УИС, является Федеральная служба исполнения наказаний.

В настоящее время директору Федеральной службы исполнения наказаний подчиняется Главная контрольно-ревизионная инспекция (ГКРИ).

11 августа 2005 г. был издан приказ ФСИН России № 712 «Об организации и осуществлении ведомственного финансового контроля в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний».

Современное состояние нормативной базы осуществления ведомственного финансового контроля, наличие ряда инструкций по отдельным подразделениям УИС, учитывающим специфику деятельности, обеспечивает эффективную работу ревизионного аппарата. Однако многое следует совершенствовать в организации деятельности ревизионных служб УИС.

1 См.: АлександровЮ. Развитие уголовно-исполнительной системы России: мифы и реальность // Правозащитник. 1996. С. 21.

2 См.: Стучка П.И., Апетер И. Переход от принудительного труда по приговору суда к добровольному тру-

ду // Сов. гос-во и право. 1931. № 7. С. 124.

3 См.: Исправительно-трудовая политика реконструктивного периода // Сов. юстиция. 1931. № 25. С. 25.

4 См.: Дикань В.И. Актуальные проблемы деятельности СИЗО и тюрем в свете современных требований МВД РФ: Лекция. Домодедово, 1994. С. 17.

Человек: преступление и наказание. 2007. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.