Научная статья на тему 'Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания: исторический опыт'

Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания: исторический опыт Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1622
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИИ / ИСТОРИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / HISTORY OF RUSSIA / THE HISTORY OF THE PENITENTIARY SYSTEM / CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM / PUBLIC CONTROL / CORRECTION OF CONVICTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никитин Александр Макарович

Анализ исторического опыта функционирования и развития общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, показал, что эта форма контроля доказала свой положительный эффект для совершенствования данной деятельности в направлении обеспечения большей «открытости» отечественной пенитенциарной системы, развития в ней демократических начал, что способствует повышению эффективности исправительного процесса в отношении лиц, лишенных свободы, и в целом интеграции России в мировое сообщество. В статье изложены особенности реализации данного контроля в разные исторические периоды развития российской государственности. Автор работы полагаем, что изложенная в ней информация позволит определить наиболее перспективные пути дальнейшего развития общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public monitoring of the activities of institutions and bodies that carry out criminal penalties: historical experience

An analysis of the historical experience of the functioning and development of public control over the activities of the institutions and bodies executing criminal punishment, showed that this form of control has proved its positive effect on the improvement of the activity in the direction of greater “openness” of the national prison system, the development in it of democratic principles that enhances the effectiveness of the correctional process in respect of persons deprived of their liberty, and the whole of Russia’s integration into the world with bschestvo. The article describes the features of the implementation of the control in different historical periods of development of Russian statehood. Author of the work believe that the presentation of the information in it will determine the most promising ways of further development of public control over the activities of the institutions and bodies executing criminal punishment now.

Текст научной работы на тему «Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания: исторический опыт»

УДК 343.8 ББК 67.409

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ

АЛЕКСАНДР МАКАРОВИЧ НИКИТИН,

доктор юридических наук, профессор главный научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.08 — Уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право»

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализ исторического опыта функционирования и развития общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, показал, что эта форма контроля доказала свой положительный эффект для совершенствования данной деятельности в направлении обеспечения большей «открытости» отечественной пенитенциарной системы, развития в ней демократических начал, что способствует повышению эффективности исправительного процесса в отношении лиц, лишенных свободы, и в целом интеграции России в мировое сообщество. В статье изложены особенности реализации данного контроля в разные исторические периоды развития российской государственности. Автор работы полагаем, что изложенная в ней информация позволит определить наиболее перспективные пути дальнейшего развития общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в настоящее время.

Ключевые слова: история России, история уголовно-исполнительной системы, уголовно-исполнительная система, общественный контроль, исправление осужденных.

Annotation. An analysis of the historical experience of the functioning and development of public control over the activities of the institutions and bodies executing criminal punishment, showed that this form of control has proved its positive effect on the improvement of the activity in the direction of greater "openness" of the national prison system, the development in it of democratic principles that enhances the effectiveness of the correctional process in respect of persons deprived of their liberty, and the whole of Russia's integration into the world with bschestvo. The article describes the features of the implementation of the control in different historical periods of development of Russian statehood. Author of the work believe that the presentation of the information in it will determine the most promising ways of further development of public control over the activities of the institutions and bodies executing criminal punishment now.

Keywords: history of Russia, the history of the penitentiary system, the criminal-executive system, public control, correction of convicts.

Общественный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы (УИС) имеет большое социально-правовое значение для ее функционирования и развития, что обусловлено внешнеполитическим курсом Российской Федерации на интеграцию в мировое сообщество, предполагающим обеспечение большей «открытости» данной системы. Поэтому руководством страны уделяется большое внимание по повышению эффективности этого контроля.

Одним из важных аспектов, влияющим на результативность данной деятельности, является изучение исторического опыта осуществления общественного контроля за деятельностью УИС.

Необходимо отметить, что цели, задачи и формы

реализации данного контроля в разные исторические периоды имели ряд особенностей. Само его появление было связано с благотворительной деятельностью.

Первым опытом участия общества в деятельности тюремных учреждений стали созданные в первой половине XVI века губные органы, на которых возлагались обязанности устраивать тюремные заведения и организовывать их охрану своими силами.

Необходимость участия общества в процессе исполнения наказаний признавалось Екатериной II, что нашло отражение в разработанном при ее участии проекте «Положения о тюрьмах».

На этапе становления российской тюремной системы участие общественности в реализации уго-

ловных наказаний осуществлялось по целому ряду направлений: непосредственное участие местных сельских и городских общин как разновидность одной из повинностей; пожертвования частных лиц на нужды пенитенциарных учреждений, подача милостыни арестантам; воздействие наставников из числа монахов на процесс исполнения наказания; участие в исполнении наказания самодеятельных, построенных на общинных началах, образований из числа арестантов1.

Существенные изменения в практике управления тюремной системой произошли во время правления Екатерины II. По словам императрицы, ответственность за совершенное преступление лежит не только на преступнике, но и на обществе, подтолкнувшем своими недостатками и изъянами преступные проявления конкретного человека. Тем самым она впервые сформулировала принцип обязательного участия общественности в реализации уголовных наказаний.

Значительным событием в становлении общественного контроля в пенитенциарной системе Российской империи явилось учреждение в 1819 г. Общества попечительного о тюрьмах (далее — Общество) и утверждение Правил для него (далее — Правила). Задачами Общества определялись «нравственное исправление преступников» и «улучшение состояния заключенных за долги и по другим делам людей»2. Правила содержали принципиально важное положение о том, что целью Общества является нравственное исправление содержащихся в местах заключения преступников и улучшение их состояния. К средствам исправления были отнесены: 1) ближайший и постоянный надзор над заключенными; 2) размещение их по роду преступлений или обвинений; 3) наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности; 4) занятие их приличными упражнениями; 5) заключение провинившихся или буйствующих из них в уединенное место3.

Постепенно комитетам Общества на местах была передана вся организация снабжения арестантов пищей, одеждой, бельем, обувью, устройство тюремных больниц и лечение заключенных, а также их коммунально-бытовое обеспечение и ведение огородов при местах заключения, собранные на которых овощи шли на улучшение питания арестантов4.

Для реализации своих функций члены Общества могли посещать места заключения и осматривать их в любое время суток без согласования с должностными лицами учреждения и губернскими властями. Таким образом, помимо задач оказания материальной помощи и религиозно-нравственного воздействия Общество наделялось и довольно широкими контрольными полномочиями. О выявленных при посещении недостатках, упущениях и злоупотреблениях члены Общества докладывали начальству, после чего замечания доводились до сведения руководства мест заключения. Члены Общества принимали активное участие в формировании нормативно- правовой базы исполне-

ния лишения свободы, особенно в вопросах регламентации деятельности тюремного персонала.

Деятельность Общества значительно отразилась на гуманизации исполнения наказания. Так, по требованию членов Петербургского комитета в 1820 г. был введен запрет на содержание заключенных в ошейниках; с 1822 г. стали применяться облегченные кандалы; в 1826 г. было запрещено применять к арестованным цепи; в 1828 г. последовал запрет на использование колодок и связывание рук5. Благодаря деятельности Общества многие отечественные пенитенциарные проблемы оказались в центре внимания общественности, а традиционная российская благотворительность приняла организационные формы.

Помимо хозяйственных и бытовых сфер в поле зрения Общества находились и режимные вопросы. В 1831 году при непосредственном участии Общества была составлена Инструкция смотрителю губернского тюремного замка, которая представляла собой первые правила внутреннего распорядка. Указанная Инструкция закрепляла не только обязанности смотрителя и надзирателей, но и весь комплекс мер, связанных с исполнением наказания в виде лишения свободы. Таким образом, деятельность Общества положила начало новому направлению в российской пенитенциарной системе. Помимо религиозной пропаганды, улучшения материальных и коммунально-бытовых условий содержания арестантов, организации режима отбывания наказания в виде лишения свободы, трудоиспользова-ния арестантов введено обучение ремеслу, открыты специальные школы грамотности, впервые в пенитенциарной практике поставлена задача создания тюремных библиотек6.

К 1890 г. тюремные комитеты Общества полностью себя исчерпали, поскольку их работа из-за широкого спектра полномочий оказалась неэффективна и, как правило, осуществлялась формально. В итоге многие функции переходили к тюремным инспекциям, которые стали функционировать на всей территории России.

С конца XIX в. берет свое начало новая организация, осуществлявшая общественный контроль за тюремной системой. Во исполнение рекомендации Стокгольмского международного тюремного конгресса 1878 года о создании наблюдательных советов (комиссий) при каждой тюрьме как «органы совершенно отдельные от тюремной администрации» в 1884 г. были учреждены наблюдательные комиссии за местами заключения. Они занимали промежуточное положение между администрацией тюрьмы и благотворительными организациями. В компетенцию комиссии входило: содействие организации труда заключенных; их нравственное и религиозное образование; внесение с соответствующие инстанции предложений по реформе тюремной системы, помилованию заключенных, смягчению им наказания, досрочному освобождению; оказание помощи освобождаемым от наказания в трудо-

вом и бытовом устройстве.

В состав наблюдательных комиссий входили представители различных социальных слоев — «лица безупречной нравственности», государственные и местные чиновники, члены комитетов попечительных о тюрьмах. Члены наблюдательной комиссии имели право в любое время беспрепятственно посещать подведомственные им пенитенциарные учреждения, проводить осмотр тюремных помещений, осуществлять проверку законности действий и распоряжений тюремной администрации. При обнаружении нарушений или злоупотреблений члены наблюдательной комиссии доводили информацию начальнику места заключения. В случае неустранения или непринятия мер к их устранению докладывали начальнику Главного тюремного управления, а с 1904 г. — губернатору.

Революционные события 1917 года ознаменовали новый этап в истории организации и функционирования общественного контроля за пенитенциарной системой. Временная инструкция Наркомата юстиции РСФСР от 23.07.1918 «О лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового» предусмотрела создание взамен Общества попечительного о тюрьмах нового специального органа общественного контроля — распределительных комиссий, на которые помимо распределения осужденных по разрядам возлагалась задача по контролю за состоянием дел в учреждениях. Кроме основных функций, распределительным комиссиям принадлежало право: определения вида работы заключенному, общего надзора за применением дисциплинарных мер к заключенным со стороны администрации исправительно-трудового учреждения (ИТУ), а также перевода лиц, уклоняющихся от работы, в особую тюрьму-изолятор. Распределительные комиссии также имели право ходатайствовать перед судом о продлении срока наказания лицам, злостно нарушающим режим и отнесенным к разряду так называемых хулиганов или упорных рецидивистов.

В 1922 г. с введением в действие Уголовного кодекса РСФСР у распределительных комиссий были изъяты существенные права, без которых их деятельность теряла смысл, а именно — права на применение условно-досрочного освобождения (УДО) и уменьшение сроков приговоров путем начисления зачетов. В этом же году после принятия Временного положения о Главном управлении местами заключения РСФСР (ГУМЗ НКВД РСФСР) и его местных органах от 03 ноября 1922 г. состав распределительных комиссий становился полностью ведомственным, но на заседания могли приглашаться и «другие сведущие лица»7.

Исправительно-трудовым кодексом (ИТК) РСФСР 1924 г. права распределительных комиссий значительно расширены. Им было дано право самостоятельно применять УДО, зачета рабочих дней в срок лишения свободы и предоставления заключенным отпуска на срок до 14 дней. Одним из наиболее важных в то время был вопрос о соблюдении режимных требований в

местах лишения свободы, так как деятельность всех служб тесно связана с режимом. В выполнении данных требований, закрепленных в нормах ИТК РСФСР 1924 г., главная роль принадлежала распределительным комиссиям.

Поскольку комиссии являлись межведомственными, то для руководства ими был создан специальный орган на более высоком уровне. Эту функцию законодатель возложил на Центральную распределительную комиссию, входившую на правах отдела в ГУМЗ НКВД РСФСР, и подотчетную в своей деятельности также Президиуму Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) РСФСР8.

Стремление широко привлекать общественность к решению задач мест лишения свободы привело к созданию в 1925 г. наблюдательных комиссий на основе Временной инструкции по работе наблюдательных комиссий в РСФСР, утвержденной 05 января 1925 г.9 Однако вскоре деятельность комиссий подверглась острой критике в связи с предоставленным им правом решать вопросы условно-досрочного освобождения заключенных. При этом указывалось на чрезмерно широкое применение этой меры, на недостаточно выдержанный классовый подход при ее применении, на частое превращение ее из меры поощрения в способ разгрузки мест заключения.

Таким образом, в советский период развития российской государственности существовали две основные формы участия общественности в деятельности ИТУ — распределительные и наблюдательные комиссии. Однако можно утверждать, что они лишь номинально являлись общественными объединениями. Данные организации находились под контролем партийных и советских органов с обязательным представительством этих органов в общественных формированиях. Необходимо отметить, что в целом общественные образования положительно влияли на работу ИТУ и сыграли позитивную роль в реализации общественных начал в деятельности пенитенциарной системы. Нельзя также не отметить, что данные объединения играли важную роль в деятельности ИТУ, хотя зачастую в их работе присутствовал формализм. Особенно это стало характерным для 60-80-х годов прошлого века.

Параллельное существование распределительных и наблюдательных комиссий постепенно стало приводить к значительному удлинению сроков принятия окончательного решения об условно-досрочном освобождении, что при постоянной перегруженности мест лишения свободы существенно осложняло деятельность администрации. Поэтому признав преимущества наблюдательных комиссий перед распределительными, ВЦИК и Совет народных комиссаров РСФСР (СНК РСФСР) 30 октября 1929 г. приняли постановление «Об упразднении распределительных комиссий при инспекциях мест заключения». Одновременно был подписан и новый Закон о наблюдательных комис-

сиях, значительно расширивший их компетенцию.

Деятельность наблюдательных комиссий, учрежденных при местах заключения и при бюро принудительных работ, регулировалась Инструкцией о работе наблюдательных комиссий10. Организация таких комиссий возлагалась на административные отделы. Общее руководство их деятельностью осуществляли Народный комиссариат внутренних дел и Народный комиссариат юстиции. На местах общее руководство наблюдательными комиссиями возлагалось: в пределах области (края) — на областные (краевые) административные отделы и областные (краевые) суды, а в пределах округа — на окружные административные отделы и окружные суды. Непосредственное руководство работой наблюдательных комиссий составляло прерогативу начальника соответствующего административного отдела.

Как правило, на заседания наблюдательных комиссий приглашались представители всех общественных организаций, перечисленных в ст. 14 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 30 октября 1929 г. (профессиональных союзов, административно-правовых секций советов и исполнительных комитетов, женских делегатских собраний, Ленинского комсомола, Союза молодежи, народных заседателей, общественных обвинителей и др.). Для кворума требовалось присутствие не менее двух представителей от общественных организаций.

В 1920-е годы помимо распределительных и наблюдательных комиссий представители различных общественных организаций и трудовых коллективов входили в состав комитетов помощи лицам, содержащимся в местах заключения и освобожденным из них. Деятельность комитетов осуществлялась на основании Положения, утвержденном Наркомом внутренних дел 05.01.1925, и в основном была направлена на предоставление освободившимся заключенным временного помещения и льготного питания, оказания им помощи в трудоустройстве на специально созданных предприятиях.

В условиях военного времени общественный контроль и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, сводится на нет, а возобновляется лишь в середине 1950-х годов. При этом участие общественности в деятельности ИТУ было непосредственно связано с реализацией постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 октября 1956 г., в соответствии с которым возрождалась деятельность наблюдательных комиссий.

В дальнейшем вопросы активизации участия общественности в работе исправительно-трудовых учреждений нашли отражение в совместном постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июня 1966 г. «О мерах по усилению борьбы с преступностью». Участие общественности в деятельности ИТУ получило юридическое закрепление в основах исправительно-трудового законодательства Союза

ССР и союзных республик, в соответствии с которыми в исправлении и перевоспитании осужденных, а также осуществлении общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполнявших приговоры судов к лишению свободы, ссылке, высылке и исправительным работам без лишения свободы, участвовала советская общественность (ст. 9).

Основные формы участия общественности в деятельности исправительно-трудовых учреждений содержались в ИТК РСФСР. Прежде всего — это наблюдательные комиссии при исполкомах Советов народных депутатов, комиссии по делам несовершеннолетних при исполкомах Советов народных депутатов, шефство коллективов трудящихся и общественных организаций над исправительно-трудовыми учреждениями, советы общественности в воспитательно-трудовых колониях, общественные воспитатели несовершеннолетних правонарушителей. Кодекс допускал и другие формы участия общественности в деятельности ИТУ.

В 1960-1970-х годах большое внимание уделялось расширению и углублению связей с советской общественностью. Директивами МВД СССР перед поли-торганами ставилась задача добиться такого положения, «чтобы над каждой колонией шефствовали, как правило, коллектив предприятия, родственного по характеру производства, и ежеквартально практиковались отчеты осужденных о работе и поведении перед представителями общественности». Политаппаратами ИТУ устанавливались постоянные контакты с коллективами предприятий и организаций, учебных заведений, с административными органами, привлекали их сотрудников к активному перевоспитанию правона-рушителей11. К сожалению, в последующие годы сотрудничество с наблюдательными комиссиями, общественными формированиями граждан, трудовыми коллективами стало носить эпизодический характер и сводилось в основном к организации парадных мероприятий, смотрам раз в год общественно полезных дел осужденных12.

Во второй половине 1980-х годов основной формой участия общественности в деятельности ИТУ, включая контроль, выступала работа наблюдательных комиссий, положение о которых в новой редакции было утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 июня 1986 г. Для осуществления функций общественного контроля названные комиссии были наделены соответствующими полномочиями. На них возлагалась задача по осуществлению постоянного общественного контроля за деятельностью ИТУ, соблюдением этими учреждениями и органами режима и условий содержания осужденных, за правильностью их трудового использования и организации труда, общеобразовательной и профессиональной подготовкой, проведением воспитательной работы и применением к осужденным мер поощрения и взыскания.

Наиболее активно общественный контроль за дея-

тельностью исправительно-трудовой системы начинает осуществляться в период «перестройки» — 19851991 гг. Этому способствовало принятие Закона СССР «Об общественных организациях» (от 09.10.1990). Многие общественные правозащитные организации создавались в первую очередь из числа представителей демократической общественности, лиц, пострадавших от власти в годы массовых репрессий и так называемого «застоя», — бывших осужденных.

В конце 80-х годов прошлого века стали формироваться новые органы общественного контроля международного уровня, к числу которых относилась, в частности, Общественная комиссия по гуманитарному сотрудничеству и правам человека. Эта комиссия была создана при Советском Комитете за европейскую безопасность и сотрудничество. В составе комиссии был создан подкомитет, рассматривавший вопросы, связанные с функционированием исправительно-трудовой системы13. В 1989 г. был создан Общественный центр содействия гуманизации пенитенциарной системы при Международном фонде за выживание и развитие человечества по инициативе академика А.Д. Сахарова и ряда других народных депутатов. К основным задачам этого Центра относились: способствовать реформе пенитенциарной системы и уголовного законодательства в сторону их большей эффективности и гуманности, обеспечивать реальные возможности для участия общества в контроле за соблюдением законности в местах лишения свободы, решении проблем, связанных с положением осужденных14.

Среди общественных организаций международного уровня важную роль играла «Международная амнистия», которая не подчинялась никакому правительству или политическому движению и не придерживалась какого-либо религиозного верования. Организация занималась исключительно теми правами человека, которые нарушены в конкретном случае, независимо от идеологии и политики нарушившего права правительства или убеждений жертвы. Данная организация была создана в 1961 г. по инициативе группы лиц, выступавших за облегчение участи осужденных к тюремному заключению. Однако в советский период представители указанных международных организаций не допускались в места лишения свободы, так как это, по мнению властей, являлось вмешательством во внутренние дела государства.

На протяжении 1990-х годов общественный контроль за деятельностью УИС зачастую осуществлялся произвольно. В условиях правовой неопределённости отсутствовали согласованность и системность в действиях его субъектов, при этом нередко под видом общественного контроля предпринимались попытки оказания давления на администрацию органов и учреждений УИС, распространения искажённой информации через средства массовой информации с привлечением представителей некоторых деструктивно настроенных общественных правозащитных организаций, а также

родственников осуждённых, их адвокатов15.

Институт общественного контроля в РФ получил достаточно широкое развитие, что объясняется уже давно назревшей необходимостью в активизации общественного участия в управлении делами государства, а также в осознании как государством, так и общественностью важной социальной роли данного общественного института и масштабов заложенного в него потенциала16.

В начале 2000-х гг. руководство страны осознало серьезность проблемы доведения до широкого круга населения достоверной информации о ситуации в УИС и предприняло определенные шаги по созданию нормативно-правовой основы участия широких слоев общественности в обеспечении «прозрачности» деятельности уголовно-исполнительной системы и осуществлении контроля за состоянием и условиями содержания лиц в местах принудительного содержания.

Таким образом, общественный контроль за деятельностью УИС имеет богатую историю, в ходе которой он постоянно совершенствовался. Полагаем, что с учетом этого изложенная в настоящей статье информация позволит определить наиболее перспективные пути его дальнейшего развития в настоящее время.

Литература

1. Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел в условиях развитого социализма. М., 1977.

2. Бурлацкий Ф. Миссия комиссии по правам // Новое время. 1988. № 31.

3. Гриб В.В. Общественный контроль: учеб. М., 2017.

4. Кузьмин С.И. Исправительно-трудовые учреждения в СССР (1917-1953 гг.). М., 1991.

5. Кузьмин С.И. Развитие советских исправительно-трудовых учреждений в 1960-80-х годах. М., 1990.

6. Матвеев А.П. Теоретические и организационно-правовые аспекты взаимодействия уголовно-исполнительной системы с общественными объединениями: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005.

7. Никитинский Л. Век свободы не видать? // Комсомольская правда. 1990. 27 мая.

8. Пертли Л.Ф. Организационно-правовые основы условий содержания заключенных в дореволюционной России: моногр. М., 2011.

9. Пертли Л.Ф., Кузьмин С.И., Яковлева О.Н., Ма-карчук О.И., Железная Ю.Ю. История исполнения уголовных наказаний в тюрьмах и колониях-поселениях России: учеб. пособ. М., 2010.

10. Приложение к Своду законов Российской империи. Т. 14. СПб. 1833.

11. Реент Я.Ю. Организация и правовое регулирование общественного контроля за обеспечением прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-ис-

полнительной системы России: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2014.

12. Фёдоров В.В. Общественный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006.

13. Фумм А.М. Попечительство о тюрьмах // Преступление и наказание. 2003. № 8.

14. Худякова Т. Без вины виноваты // Известия. 1990. 18 мая.

Reference

1. Actual problems of the activity of law-enforcement bodies in the conditions of developed socialism. M., 1977.

2. Burlatsky F. Mission of the Commission on Rights // New Times. 1988. № 31.

3. Mushroom W Public Control: Textbook. M., 2017.

4. Kuzmin S.I. Corrective labor institutions in the USSR (1917-1953 gg.). M., 1991.

5. Kuzmin S.I. The development of Soviet correctional labor institutions in the 1960-80s. M., 1990.

6. Matveev A.P. Theoretical and organizational-legal aspects of interaction of the criminal-executive system with public associations: dis. ... cand. Jurid. Sciences. Ryazan, 2005.

7. Nikitinsky L. The age of freedom can not be seen? // TVNZ. 1990. 27 May.

8. Perthli L.F. Organizational and legal foundations of conditions of detention of prisoners in pre-revolutionary Russia: monogr. M., 2011.

9. Perfty L.F., Kuzmin S.I., Yakovleva O.N., Makarchuk O.I., Zheleznaya Yu.Yu. The history of the execution of criminal penalties in prisons and colonies-settlements of Russia: Textbook. Help. M., 2010.

10. Appendix to the Code of Laws of the Russian Empire. 14. St. Petersburg. 1833.

11. Reent Y.Yu. The organization and legal regulation of public control over the protection of the rights, freedoms and legitimate interests of persons held in institutions of the criminal-executive system of Russia: dis. ... cand. Jurid. Sciences. Ryazan, 2014.

12. Fedorov V.V. Public control over the activity of the penal-executive system: author's abstract.

Dis. ... cand. Jurid. Sciences. Vladimir, 2006.

13. Fumm A.M. Guardianship of prisons // Crime and punishment. 2003. № 8.

14. Khudyakova T. Without guilt are guilty // Izvestia. 1990. 18 May.

1 Пертли Л.Ф., Кузьмин С.И., Яковлева О.Н., Макарчук О.И., Железная Ю.Ю. История исполнения уголовных наказаний в тюрьмах и колониях-поселениях России: учеб. пособ. М., 2010. С. 67.

2 Приложение к Своду законов Российской империи. Т. 14. СПб. 1833. С. 493-498.

3 Фумм А.М. Попечительство о тюрьмах // Преступление и наказание. 2003. № 8. С. 22.

4 Пертли Л.Ф. Организационно-правовые основы условий содержания заключенных в дореволюционной России: моногр. М., 2011. С. 37.

5 Реент Я.Ю. Организация и правовое регулирование общественного контроля за обеспечением прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы России: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2014. С. 51.

6 Матвеев А.П. Теоретические и организационно-правовые аспекты взаимодействия уголовно-исполнительной системы с общественными объединениями: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005. С. 63.

7 Циркуляр НКЮ РСФСР № 45-1918 г.

8 Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 1063. Оп. 1. Д. 12. Л. 91, 199; Д. 13. Л. 16; Государственный архив Московской области (ГАМО). Ф. 107. Оп. 1. Д. 11. Л. 1.

9 Кузьмин С.И. Исправительно-трудовые учреждения в СССР (1917-1953 гг.). М., 1991. С. 82.

10 Бюллетень НКВД РСФСР. 1930. № 3. С. 21-25.

11 Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел в условиях развитого социализма. М., 1977. С. 46.

12 Кузьмин С.И. Развитие советских исправительно-трудовых учреждений в 1960-80-х годах. М., 1990. С. 71.

13 Бурлацкий Ф. Миссия комиссии по правам // Новое время. 1988. № 31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Худякова Т. Без вины виноваты // Известия. 1990. 18 мая; Никитинский Л. Век свободы не видать? // Комсомольская правда. 1990. 27 мая.

15 Фёдоров В.В. Общественный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 5.

16 Гриб В.В. Общественный контроль: учеб. М., 2017. С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.