Научная статья на тему 'Финансово-экономический контроль как способ снижения финансовых правонарушений в уголовно-исполнительной системе'

Финансово-экономический контроль как способ снижения финансовых правонарушений в уголовно-исполнительной системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
169
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / FINANCIAL CONTROL / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР / STATE SUPERVISION / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / NON-STATE CONTROL / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / РЕВИЗИЯ / AUDIT / ПРОВЕРКА / CHECK / АУДИТ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CORRECTIONAL SYSTEM / КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФСИН РОССИИ / CONTROL AND AUDITING MANAGEMENT OF FPS OF RUSSIA / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FINANCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова Юлия Михайловна

В статье рассматриваются вопросы осуществления финансового контроля в уголовно-исполнительной системе, его формы и методы; проблема повышения эффективности деятельности контрольно-надзорных органов. Автором представлена классификация органов, осуществляющих финансовый контроль. Особое внимание уделено органам, осуществляющим ведомственный финансовый контроль в уголовно-исполнительной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попова Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial and economic control as way of decrease in financial offences in penal system

The article is devoted to the questions of implementation of financial control in penall system, its forms and methods; the problem of increasing the efficiency of control and supervision authorities' activity. The author presented classification of the bodies exercising financial control. The special attention is paid to the bodies exercising departmental financial control in penal system.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономический контроль как способ снижения финансовых правонарушений в уголовно-исполнительной системе»

православной церкви в деле перевоспитания малолетних преступников, а также предупреждение совершения новых преступлений на сегодняшний день как никогда важна.

Литература

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2010. - № 12.

2. Леванов А. Ю. Место и роль православной церкви в отечественной пенитенциарной политике XVIII века // Человек: преступление и наказание. - 2008. - № 4.

3. О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: стеногр. отчет о заседании президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшемся 11 февраля 2009 г. // http:// www. archive. kremlin.ru.

4. Помыткина Т. И. Взаимодействие во имя единой цели // http:// www.voinstvo. info.

5. Сапогов В. М. Правовое воспитание в механизме формирования правосознания и становления социально активной личности несовершеннолетних осуждённых в условиях изоляции от общества // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2011. - № 2. - С. 13-17.

6. Ходыкин И. Не почему ты в тюрьме, за что? // На перепутье: приложение к студенческому православному журналу «Встреча». - 2000. - № 1 (4). С. 11.

УДК 342.9

Ю. М. Попова

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ КАК СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Y. M. Popova

FINANCIAL AND ECONOMIC CONTROL AS WAY OF DECREASE IN FINANCIAL OFFENCES IN PENAL SYSTEM

В статье рассматриваются вопросы осуществления финансового контроля в уголовно-исполнительной системе, его формы и методы; проблема повышения эффективности деятельности контрольно-надзорных органов. Автором представлена классификация органов, осуществляющих финансовый контроль. Особое внимание уделено органам, осуществляющим ведомственный финансовый контроль в уголовно-исполнительной системе.

The article is devoted to the questions of implementation of financial control in penall system, its forms and methods; the problem of increasing the efficiency of control and supervision authorities' activity. The author presented classification of the bodies exercising financial control. The special attention is paid to the bodies exercising departmental financial control in penal system.

Ключевые слова: финансовый контроль, государственный надзор, негосударственный контроль, управление, ревизия, проверка, аудит, уголовно-

исполнительная система, Контрольно-ревизионное управление ФСИН России, финансовая деятельность.

Key words: financial control, state supervision, non-state control, management, audit, check, audit, correctional system, Control and auditing management of FPS of Russia, financial activity.

Одним из направлений развития правоохранительной системы и правоохранительной деятельности является развитие уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). Термин «правоохранительная деятельность» появился в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. и означает вид государственной деятельности, которая проявляется в том, что осуществляется с применением юридических мер воздействия (принуждения и взыскания), должна строго соответствовать предписаниям действующего закона, проводится в установленном законом порядке и возлагается на специально уполномоченные государственные органы. Таких органов много, достаточно сказать, что в области правоохранительной деятельности действуют и применяются несколько десятков законодательных актов, определяющих направление деятельности, структуру и полномочия конкретных правоохранительных органов, способы решения поставленных задач1.

Согласимся с мнением Л. И. Даньшиной, что если правоохранительные органы относятся к государственным органам, то контролирующие органы могут быть государственными и негосударственными2.

Негосударственный финансовый контроль осуществляется аудиторскими фирмами в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» . Аудиторский контроль в России является относительно новым направлением контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций. Аудит в узком понимании подразумевает проверку истинности докладов и заявлений руководства и отчётность по результатам такой проверки. В современной практике понятие аудита намного шире, хотя единой его трактовки нет. Так, комитет Американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учёта даёт следующее определение аудита: «Аудит - это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающих уровень их соответствия определённому критерию и представляющий

4

результаты заинтересованным пользователям» .

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-Ф3 (ред. от 23.07.2013) «Об аудиторской деятельности»: «Аудит - это

1 См.: Даньшина Л. И. Правоохранительные и контролирующие органы России: система, компетенция, взаимодействие // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. 2012. № 6. С. 38-42.

2 Там же. С. 39.

3 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 (ред. от 23.07.2013) «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2009. 05 января. № 1. Ст. 15.

4 American Accounting Association - AAA - Committee on Basic Auditing Concepts, 1998 год, Робертсон, ст. 4.

независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчётности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчётности».

Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности финансовой отчётности экономических субъектов, подлежащих аудиту, и соответствие совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Под достоверностью финансовой отчётности понимается такая степень точности её данных, которая позволяет компетентному пользователю делать на её основе обоснованные выводы о результатах деятельности экономических субъектов и принимать соответствующие решения.

Для развития УИС с каждым годом поступают огромные потоки финансовых средств. Общий объём финансирования федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (20072016 годы)» составляет 76487,6497 млн. руб. (с учётом прогноза цен на соответствующие годы), из них на капитальные вложения -76487,6497 млн. руб. Затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и прочие текущие расходы не предусматриваются1.

Увеличение объёма финансирования и выделения федеральных средств на те или иные цели требует повышенного внимания со стороны контрольно-надзорных органов. Президент Российской Федерации В. В. Путин, выступая 12 декабря 2012 г. с ежегодным посланием Федеральному Собранию Российской Федерации, подчеркнул, что особого внимания требует система контроля надзорных органов. В таких структурах занято, по разным подсчётам, около миллиона человек. Это практически столько же, сколько, допустим, врачей или учителей. В этой связи Правительству РФ поручено внести предложения по изменению самих принципов работы контрольных органов. Контроль, по мнению Президента РФ, - это, безусловно, важнейшая функция государства. Неприемлемо, когда показателем деятельности контрольных органов служит не результат, а просто число проверок. Необходимо ввести публичную отчётность контрольно-надзорных органов об итогах проверок, а также о затраченных на их проведение

1 Постановление Правительства РФ от 05.09.2006 № 540 (ред. от 18.02.2013) «О федеральной целевой программе "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)"» // Собрание законодательства РФ. 2006. 25 сентября. № 39. Ст. 4075.

финансовых и людских ресурсах, и сразу будет видно, какая проверка чего стоит, и вообще нужна ли она была1.

Проблема повышения эффективности деятельности контрольно-надзорных органов неразрывно связана с формами осуществления государственного контроля. Именно поэтому контрольно-ревизионные органы разделены на несколько составляющих элементов. К примеру, в Российской Федерации существуют определённые виды контроля в сфере финансовой деятельности.

1. Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется следующими контрольными органами: Счётной палатой РФ и контрольно-счётными органами субъектов РФ, Главным контрольным управлением Президента России, Департаментом государственного финансового контроля (ДГФК) Минфина России, Главным управлением федерального казначейства (ГУФК) Минфина России, Центральным банком Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом России, Федеральной службой налоговой полиции России и государственными внебюджетными фондами — Пенсионным фондом (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС).

2. Ведомственный контроль осуществляется министерствами, ведомствами за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти. В Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), например, финансовый контроль, осуществляется руководителями ФСИН России, (Г)УФСИН республик в составе РФ и других подразделений непосредственно и через соответствующую финансовую службу. В уголовно-исполнительной системе России создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-ревизионной службой в УИС осуществляет Контрольно-ревизионное управление ФСИН России (КРУ ФСИН России) .

Для борьбы с финансовыми правонарушениями государство создало определённые органы контроля, как на федеральном уровне, так и на ведомственном уровне. В Федеральной службе исполнения наказаний ведомственный финансовый контроль осуществляется контрольно-ревизионным органом ФСИН России, действующим на основании положения, утверждённого приказом ФСИН России от 11 августа 2005 г. № 712 «Об организации и осуществлении

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 года // Информационно-правовая база «Гарант» - Официальный сайт в Интернете -http://www.garant.ru/hotlaw/federal/436087.

2 Бурцев В. В. Система финансового контроля. Материалы сайта «Современная Россия. Информационно-аналитический портал». - www.nasledie.ru/schetpal.

ведомственного финансового контроля в учреждениях и органах федеральной службы исполнения наказаний»1. Этот орган непосредственно осуществляет ведомственный финансовый контроль над хозяйственной деятельностью подразделений ФСИН России. Следует согласиться с мнением большинства учёных, которые верно считают, что понятия контроль и надзор соотносятся как часть и общее. Контрольные функции шире надзорных .

В соответствии с п. 1. приказа ФСИН России от 11 августа 2005 г. № 712 «Об организации и осуществления ведомственного финансового контроля в учреждениях и органах федеральной службы исполнения наказаний» под контрольно-ревизионной аппаратом понимается контроль за финансовой деятельностью организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему России, в рамках которой созданы контрольно-ревизионные органы.

К задачам контрольно-ревизионных органов в уголовно-исполнительной системе относятся:

1) контроль над соблюдением подразделениями ФСИН России действующего законодательства Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, изданных в пределах их компетенции, а также приказов и указаний Минюста России и ФСИН России;

2) контроль над соблюдением государственной дисциплины при использовании бюджетного финансирования, материальных и трудовых ресурсов, правильным и своевременным обеспечением персонала УИС положенными видами довольствия и заработной платой, пенсионным обеспечением и социальным обслуживанием уволенных сотрудников ФСИН России и членов их семей, законностью финансовых и хозяйственных операций, наличием и движением имущества, обеспечением сохранности материальных и денежных средств;

3) контроль над состоянием финансового и бухгалтерского учёта, формированием достоверной и полной информации о финансовых результатах деятельности подразделений ФСИН России, необходимой для оперативного руководства и управления, организацией работы по профилактике финансовых нарушений;

1 Приказ ФСИН России от 11.08.2005 № 712 (ред. от 11.02.2010) «Об организации и осуществлении ведомственного финансового контроля в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний» // СПС Консультант плюс.

2 См. подробно: Акопов Л. В. Контроль в управлении государством (конституционно-правовые проблемы) : дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2002. С. 243; Бахрах Д. Н. Важные вопросы науки административного права // Государство и право. 1993. № 2. С. 37-45; Мах И. И. Административный надзор в системе функций исполнительной власти // Административное право и процесс. 2005. № 2. С. 30-32.; Мартынов А. В. Проблемы правового регулирования административного надзора в России. Административно-процессуальное исследование : монография. М.: NOTA BENE, 2010. 548 с.; Морозов А. В. Контроль и надзор в системе исполнительной власти современной России (общеправовой анализ) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир: Владимирский юридический институт Министерства юстиции Российской Федерации, 2004. С. 20; Тарасов А. М. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля // Государство и право. 2004. № 10. С. 15-25 и др.

4) оказание методологической и иной помощи по реализации нормативных документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность и контрольно-ревизионную работу в подразделениях ФСИН России;

5) систематическое обобщение и анализ материалов ревизий (проверок), в том числе с целью подготовки аналитических и служебных записок руководству ФСИН России;

6) разработка мер по совершенствованию ведомственного и внутреннего финансового контроля над соблюдением финансовой дисциплины по экономному расходованию, сохранности государственных средств и имущества, профилактике недостач, растрат и хищений денежных средств и товарно-материальных ценностей, переплат и недоплат денежного довольствия, заработной платы, пенсий и пособий, улучшению организации учёта и отчётности, использованию внутрихозяйственных резервов.

Финансовый контроль в уголовно-исполнительной системе предназначен для реализации как финансирования развития самой системы, так и дальнейшей перспективы её в будущем.

Как справедливо отмечает И. А. Киселев, в настоящее время в Российской Федерации отсутствует единое системное правовое регулирование государственного финансового контроля1.

Задача контроля - проверка соответствия деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей действующему отраслевому законодательству, констатация благополучного положения дел в случае отсутствия нарушений или выявление нарушений действующего законодательства, аргументированное их описание в соответствующих итоговых документах (актах ревизий, документальных проверок и т. д.), применение мер воздействия, взысканий самими контролирующими органами в случае обнаружения нарушений, подпадающих под признаки административных правонарушений, или передача материалов в правоохранительные органы в случае обнаружения признаков преступления2.

В соответствии с пп. 11-12 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговые органы вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков и свидетелей. Указанные лица в соответствии со ст. 90, 95-97 НК РФ могут принимать участие при проведении различных мероприятий налогового контроля, в том числе при проведении камеральных и выездных налоговых проверок в случае возникновения такой необходимости. Они оказывают содействие при формировании должностным лицом, проводящим налоговую проверку,

1 Киселев И. А. О совершенствовании внутреннего финансового контроля в субъектах Российской Федерации // Финансовое право. 2013. № 5. С. 6-9.

2 Даньшина Л. И. Указ. соч. С. 39.

3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. 03 августа. Ст. 3824.

доказательственной базы (способствуют получению информации, доказывающей факт совершения налогового правонарушения, и фиксации надлежащим образом уже имеющихся доказательств). Кроме того, при проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в предусмотренных НК РФ случаях (как правило, при производстве осмотра и выемки) вызываются понятые (ст. 98 НК РФ), которые гарантируют соблюдение прав налогоплательщиков и подтверждают правомерность и правильность совершения тех или иных процессуальных действий1.

Как следует из материалов дела, Управлением МНС РФ по Тверской области (правопреемником которого является УФНС России по Тверской области) проведена повторная выездная налоговая проверка филиала «Опытное предприятие» ГУ НИИ уголовно-исполнительной системы Минюста РФ в порядке контроля за деятельностью Межрайонной ИМНС РФ № 1 по Тверской области по вопросам правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, полноты и своевременности представления в налоговый орган сведений о доходах физических лиц за период с 1 января 2001 г. по 9 февраля 2004 г.

По результатам данной проверки составлен акт от 05.08.04 № 1417/7 и вынесено решение от 03.09.04 № 14-17/7 о привлечении налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Управление МНС РФ по Тверской области предложило ГУ НИИ уголовно-исполнительной системы Минюста РФ уплатить в срок, указанный в требовании, суммы налоговых санкций, неуплаченного налога на ходы физических лиц и соответствующие пени.

Требование же об уплате налоговой санкции (т. 1, л. д. 28) направлено ГУ НИИ уголовно-исполнительной системы Минюста РФ Инспекцией ФНС России № 43 по г. Москве.

Данное обстоятельство послужило основанием для вывода суда о несоблюдении досудебного порядка, установленного ст. 104 Налогового кодекса Российской Федерации .

Согласно п. 1 названной статьи после вынесения решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной НК РФ .

Также необходимо сказать, что контрольно-ревизионные органы УИС действуют методом проверки и ревизии. В Российской Федерации

1 Курбатов Т. Ю. Актуальные проблемы проведения налоговыми органами дополнительных мероприятий налогового контроля // Финансовое право. 2013. № 5. С. 46-48.

2 Постановление ФАС Московского округа от 25.08.2005 № КА-А40/8206-05-А // Справочная нормативно правовая база «Консультант плюс».

3 См. там же.

в соответствии с разделом 1 приказа ФСИН России от 11.08.2005 № 712 «Об организации и осуществлении ведомственного финансового контроля в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний» проверка - это единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определённом участке деятельности проверяемой организации, а ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, совершённых в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учёте и отчётности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление1.

В свою очередь, проверка является осевой формой реализации контрольно-надзорной деятельностью как в уголовно-исполнительной системе, так и в государстве в целом.

Сделаем следующие выводы.

Во-первых, государственный контроль и государственный надзор являются необходимыми составными частями государственного управления, не тождественными по своей сути, поскольку понятие «государственный ведомственный контроль» шире, чем понятие «государственный ведомственный надзор».

Во-вторых, контроль и надзор осуществляется различными государственными органами, в том числе и специализированными надзорными. Предметом ведомственного финансово-экономического контроля в уголовно-исполнительной системе является финансовая, хозяйственная, производственная и иная деятельность организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, а также соблюдение ими нормативно-правового регулирования.

В-третьих, на первом плане деятельности контрольно-ревизионных органов - профилактика, предупреждение, недопущение, на втором - выявление негативных тенденций и на третьем -применение санкций к правонарушителям в виде выдачи предписаний и выполнения контрольно-ревизионных процедур.

В-четвёртых, правоохранительные органы относятся к государственным органам, контролирующие органы могут быть как государственными, так и негосударственными.

В-пятых, правоохранительными органами осуществляется только государственный контроль и надзор; негосударственный контроль осуществляется саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями.

1 См.: абзац 7 и 8 раздел 1 приказа ФСИН России от 11.08.2005 № 712 (ред. от 11.02.2010) «Об организации и осуществлении ведомственного финансового контроля в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний».

В- шестых, положения ст. 3 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» нуждаются в дополнении в части конкретизации определения понятия «аудит» и его существенных признаков. Предлагаем ст. 3 Федерального закона № 307-Ф3 читать в следующей редакции: «Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчётности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности и соответствия такой отчётности определённым критериям и требованиям действующего законодательства Российской Федерации и дальнейшей передачи информации заинтересованному лицу в форме аудиторского заключения».

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 № 146-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1998. -№ 31. - 3 августа. - Ст. 3824.

2. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 1. - 5 января. - Ст. 15.

3. Постановление Правительства РФ от 05.09.2006 № 540 (ред. от 18.02.2013) «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)» // Собрание законодательства РФ. - 2006. -№ 39. - 25 сентября. - Ст. 4075.

4. Приказ ФСИН России от 11 августа 2005 № 712 (ред. от 11.02.2010), «Об организации и осуществлении ведомственного финансового контроля в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний» // Справочная нормативно правовая база «Консультант плюс».

5. Постановление ФАС Московского округа от 25.08.2005 № КА-А40/8206-05-А // Справочная нормативно правовая база «Консультант плюс».

6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. // Информационно-правовая база «Гарант» - Официальный сайт в интернете - http://www.garant.ru/hotlaw/federal/436087.

7. Бурцев В. В. Система финансового контроля. Материалы сайта «Современная Россия. Информационно-аналитический портал». URL: www.nasledie.ru/schetpal.

8. Акопов Л. В. Контроль в управлении государством (конституционно-правовые проблемы) : дис. ... д-ра юрид. наук. - Ростов-н/Д, 2002. - 395 с.

9. Бахрах Д. Н. Важные вопросы науки административного права // Государство и право. - 1993. - № 2. - С. 37-45.

10. Даньшина Л. И. Правоохранительные и контролирующие органы России: система, компетенция, взаимодействие // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. - 2012. - № 6. - С. 38-42.

11. Киселев И. А. О совершенствовании внутреннего финансового контроля в субъектах Российской Федерации // Финансовое право. - 2013. - № 5. -С. 6-9.

12. Курбатов Т. Ю. Актуальные проблемы проведения налоговыми органами дополнительных мероприятий налогового контроля // Финансовое право. -2013. - № 5. - С. 46-48.

13. Мартынов А. В. Проблемы правового регулирования административного надзора в России. Административно-процессуальное исследование : монография. - М.: NOTA BENE, 2010. - 548 с.

14. Мах И. И. Административный надзор в системе функций исполнительной власти // Административное право и процесс. - 2005. - № 2. - С. 30-32.

15. Морозов А. В. Контроль и надзор в системе исполнительной власти современной России (общеправовой анализ) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Владимир, 2004. - 24 с.

16. Тарасов А. М. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля // Государство и право. - 2004. - № 10. - С. 15-25.

17. American Accounting Association - AAA - Committee on Basic Auditing Concepts, 1998 год, Робертсон, ст. 4.

УДК 349.6

А. Н. Ларин

К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЁ ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A. N. Larin

TO A QUESTION OF ECOLOGICAL SAFETY AND ITS LEGAL SUPPORT IN PENAL SYSTEM

Автором рассматриваются актуальные вопросы экологической безопасности и её правового обеспечения в России в различных сферах, в том числе и в уголовно-исполнительной системе. Проводится исследование хозяйственной деятельности учреждений УИС с позиции влияния на окружающую среду и предлагаются пути решения проблем экологической безопасности с позиции совершенствования нормативно-правовой базы.

The author considers topical issues of ecological safety and its legal support in Russia in various spheres, including in penal system. Research of economic activity of penal system institutions from a position of influence on environment is conducted and solutions of problems of ecological safety from a position of improvement of standard and legal base are offered.

Ключевые слова: окружающая среда; экологическая безопасность; уголовно-исполнительная система; совершенствование экологического законодательства.

Key words: environment; ecological safety; penal system; improvement of the ecological legislation.

Стратегия национальной безопасности РФ среди основных задач в области обеспечения национальной безопасности выделяет коренное улучшение экологической ситуации в стране. При этом стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются: сохранение окружающей природной среды и обеспечение её защиты, а также ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата. Обеспечение экологической безопасности России Стратегия относит к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.