Научная статья на тему 'Государственный финансовый контроль как средство предупреждения экономических преступлений против собственности'

Государственный финансовый контроль как средство предупреждения экономических преступлений против собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
622
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / CONTROL / СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯ / CONTENT CONTROL / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / THE STATE FINANCIAL CONTROL BODIES RESPONSIBLE FOR STATE FINANCIAL CONTROL / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ / THE PREVENTION OF ECONOMIC CRIMES AGAINST PROPERTY / ОРГАНЫ / ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казаков Александр Яковлевич

В статье раскрывается понятие контроля, включая государственный финансовый контроль, его социальное предназначение, действия, совокупность которых составляет содержание и роль контроля в предупреждении преступлений и осуществлении других правоохранительных задач. Автор рассматривает основные функции органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, в том числе с точки зрения профилактики экономических преступлений против собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE FINANCIAL CONTROL AS A MEANS OF PREVENTING OF ECONOMIC CRIMES AGAINST PROPERTY

The article reveals the concept of control, including the state financial control, its social purpose, activities, the totality of which is the content and role of control in the prevention of crime and other law enforcement tasks. The author examines the basic functions of the bodies exercising state financial control, including from the point of view of prevention of economic crimes against property

Текст научной работы на тему «Государственный финансовый контроль как средство предупреждения экономических преступлений против собственности»

2. Варданян А. В., Алексиенко О. Н. Использование знаний о способах преступлений против жизни и здоровья в выявлении и разоблачении ложного алиби // Юристъ-Правоведъ. 2008. № 6.

3. Белкин Р. С. Курс советской криминалистики: в 3 т. Т. 3: Криминалистические средства, приемы и рекомендации. М., 1979.

4. Карагодин В. Н. Криминалистическое учение о преодолении противодействия расследованию // Библиотека криминалиста. 2013. № 4.

5. Гвоздков А. В. Расследование мошенничеств, совершенных путем инсценировок краж и

угонов застрахованных личных транспортных средств: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991.

6. Белкин Р. С. Курс криминалистики: в 3 т. М., 1997. Т. 3.

7. Крылов И. В. Способы совершения преступлений в условиях неочевидности // Бизнес в законе. 2010. № 5.

8. Боровских Р. Н. Основы криминалистической характеристики преступлений в сфере страхования // Российский следователь. 2013. № 20.

© 2014 г. А. Я. Казаков

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

В статье раскрывается понятие контроля, включая государственный финансовый контроль, его социальное предназначение, действия, совокупность которых составляет содержание и роль контроля в предупреждении преступлений и осуществлении других правоохранительных задач. Автор рассматривает основные функции органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, в том числе с точки зрения профилактики экономических преступлений против собственности.

Ключевые слова: контроль, содержание контроля, государственный финансовый контроль, органы, осуществляющие государственный финансовый контроль, предупреждение экономических преступлений против собственности.

Одним из средств обеспечения правопорядка в сфере экономики и предупреждения экономических преступлений против собственности является контроль сохранности материальных ценностей и других объектов контроля.

В толковых словарях слово контроль означает «проверку, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора» [ 1, с. 298-299]. Аналогичное толкование этого слова дается и в Большой советской энциклопедии [2, с. 70].

В Лимской декларации руководящих принципов контроля [3, с. 72] отмечается, что контроль есть не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, ее задачей является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии для того, чтобы принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

В рамках контроля должны быть предприня-

ты следующие действия, совокупность которых часто воспринимается в качестве содержания контроля:

- во-первых, необходимо достоверно определить фактическое состояние объекта управления;

- во-вторых, сравнить полученные фактические данные с установленными параметрами функционирования этого объекта;

- в-третьих, оценить степень отклонений функционирования объекта управления от заданных параметров;

- в-четвертых, выявить причины и последствия таких отклонений;

- в-пятых, принять меры по предотвращению и устранению нарушений в функционировании объекта управления [4, с. 29].

Контроль является одной из важнейших функций социального управления и состоит в том, что субъект управления осуществляет учет и проверку выполнения управляемым объектом его предписаний. В данном же случае важно подчеркнуть, что он выступает в роли инструмента предупреждения преступлений, цели которого достигаются:

а) в процессе осуществления контрольной деятельности при выявлении правонарушений и виновных лиц;

б) при реализации правовых актов, принятых по результатам контроля, в которых сформулированы рекомендации по устранению условий, способствующих правонарушениям;

в) при проведении контролирующими органами конкретных профилактических мер [5, с. 235-236].

Наряду с названными функциями контрольные органы выполняют другие правоохранительные задачи:

- защищают в пределах своей компетенции права граждан и юридических лиц;

- обобщают практику применения законодательства по предмету своего ведения и разрабатывают меры по его совершенствованию;

- осуществляют отраслевую координацию в соответствующей области государственного контроля (надзора);

- оказывают содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.

Виды контроля достаточно разнообразны. Одним из них является финансовый контроль -совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации [6].

Данный вид контроля включает в себя государственный финансовый контроль - «основанная на нормах финансового права система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране государственной собственности, целевому, эффективному и экономному использованию государственных средств, помогающая вскрыть нарушения установленной государством финансовой дисциплины» [7, с. 15-17, 19, 37].

Таким образом, государственный финансовый контроль:

- осуществляется в сфере отношений, складывающихся при образовании, распределении и использовании денежных фондов государства и органов местного самоуправления;

- реализуется посредством деятельности государственных или иных органов, наделенных законом соответствующими контрольными полномочиями;

- направлен на обеспечение законности, охраны собственности, правильного, эффективного и экономного использования бюджетных средств,

обнаружение нарушений финансовой дисциплины, выявление резервов ее повышения, увеличение доходных поступлений в бюджет [8, с. 16].

Общее нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля осуществляет Министерство финансов Российской Федерации в лице Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и аудита.

Основу государственного финансового контроля составляют:

- Счетная палата Российской Федерации;

- Центральный банк Российской Федерации;

- Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление);

- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Рассмотрим в общих чертах задачи и функции некоторых из перечисленных органов, имеющих значение в контексте рассматриваемой темы (средства обеспечения правопорядка в сфере экономики и предупреждения экономических преступлений против собственности).

Основным видом деятельности Счетной палаты [9] является контрольно-ревизионная. В рамках этой деятельности Счетная палата занимается организацией и проведением оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году, проведением комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, подготовкой и представлением в палаты Федерального Собрания Российской Федерации заключений по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году.

Органы государственной власти и местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты Российской Федерации информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Счетная палата вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые служат основной формой ее контроля. Инспекторы Счетной палаты при проведении ревизий и проверок наделены соответствующими правами: беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подде-

лок, подлогов, хищений, злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.

О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу Российской Федерации. При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, Счетная палата передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

Министерство финансов Российской Федерации [10] занимает особое место в системе государственного финансового контроля. Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств и др. Министерство финансов осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного контроля, Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой (ФТС) нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Федеральное казначейство (Казначейство России) осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета [11].

Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений: по организации исполнения и фактическому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; по осуществлению предварительного и текущего контроля за исполнением федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; по проведению операций со средствами федераль-

ного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; по составлению отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В целях укрепления бюджетной дисциплины Казначейство России при осуществлении финансового контроля наделено следующими правами: производить проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств бюджета Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства бюджета Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетные средства; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений порядка исполнения бюджета Российской Федерации, контролировать их устранение; в Центральном банке Российской Федерации, его учреждениях на местах, других кредитных организациях открывать счета для зачисления и выдачи средств. Порядок и сроки проведения ревизий казначейства определяются Правительством Российской Федерации.

Кроме того, Федеральное казначейство при нарушении финансового законодательства обладает полномочиями по применению санкций. Оно приостанавливает операции по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и взыскивает в бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и получателей средств федерального бюджета бюджетные средства, используемые не по целевому назначению.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Должностные лица данной службы при осуществлении контрольных мероприятий имеют право в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий изымать документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Россий-

ской Федерации, оставляя акт изъятия и копии или опись изъятых документов в соответствующих делах и др. [12].

Эффективным средством профилактики экономических преступлений против собственности является неотвратимость реализации ответственности (финансовой, административной) за допущение нарушений в хозяйственной деятельности. Многие контролирующие органы наделены правом привлечения юридических и физических лиц к ответственности за допущенные правонарушения. Например, для принятия мер по устранению выявленных нарушений в хозяйственной, финансовой и иной деятельности, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней с момента получения предписания.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций предписания, обязательные для исполнения, в случаях выявления нарушений в финансовой, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности предприятия, учреждения и организации, наносящих государству прямой ущерб и требующих безотлагательного пресечения. Те же меры применяются в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения ее контрольных мероприятий.

Органы Федерального казначейства Российской Федерации наделены правом применять следующие финансовые санкции:

- приостанавливать операции по счетам предприятий, включая банки, использующих средства федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральные внебюджетные средства, в случаях непредставления или отказа предъявить органам Казначейства и их должностным лицам бухгалтерские и финансовые документы, связанные с использованием этих средств;

- изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения бюджета Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и совершения операций с внебюджетными средствами;

- выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, средств этого бюджета, направленных в государственные федеральные внебюджетные фонды, или федеральных внебюджетных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением на предприятие штрафа в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

- налагать на кредитные организации штраф при несвоевременном исполнении ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета, в государственные федеральные внебюджетные фонды либо средств из федерального бюджета и этих фондов на счета получателей в соответствующих кредитных организациях в размере действующей в банке, допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов; вносить в ЦБ РФ представление о лишении кредитных организаций лицензий на совершение банковских операций.

Штрафные санкции применяются также к финансируемым из федерального бюджета хозрасчетным предприятиям и организациям, а также учреждениям, допустившим нецелевое использование бюджетных средств. Суммы штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета подлежат зачислению в доход федерального бюджета [13, с. 134-150].

Таким образом, в процессе своей деятельности указанные федеральные службы, службы субъектов Российской Федерации, а также другие названные выше органы имеют реальные возможности выявлять различные правонарушения, привлекать к установленной законом ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений, предупреждая, таким образом, совершение преступлений.

Литература

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.

2. Большая советская энциклопедия. М., 1973. Т. 13.

3. Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая Х Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТО-САИ) // Президентский контроль. 1994. № 1.

4. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М., 2000.

5. Бахрах Д. Н. Административное право: учебник для вузов. М., 1997.

6. Финансовый контроль. URL: http://www. consultant.ru

7. Родионова В. М. Финансовый контроль: учебник. М., 2002.

8. Ногина О. А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб., 2002.

9. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О счетной палате Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс.

10. Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2014 № 200) // СПС КонсультантПлюс.

11. Положение о Федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2013 № 988) // СПС КонсультантПлюс .

12. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 № 649) // СПС КонсультантПлюс.

13. Ларичев В. Д. Теоретические основы предупреждения в сфере экономики: монография. М., 2011.

© 2014 г. С. А. Красненкова

ПРОФИЛАКТИКА ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ЭТНИЧЕСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЧВЕ

В статье рассматриваются проблемы профилактики современных межнациональных и межконфессиональных конфликтов в местах лишения свободы. Освещено многолетнее исследование криминологических характеристик и индивидуально-психологических особенностей личности осужденных - приверженцев взглядов экстремистской направленности.

Ключевые слова: юридическая психология, уголовно-исполнительная система, личность осужденного к лишению свободы, идеология экстремизма, пенитенциарные преступления, профилактика, толерантность.

Национальная безопасность страны зависит от многих факторов, среди которых возможности проявления радикализма, этнических и конфессиональных конфликтов. Россия - многоконфессиональная и многонациональная страна. И у каждого народа сформировались свои традиции, духовные ценности, религиозная культура. Среди верующих россиян есть последователи как мировых (буддизм, христианство, ислам), так и национальных (иудаизм и др.) религий. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г. [1] наиболее крупными национальными группами населения помимо русских (115,61 млн чел.) являются татары (5,31 млн чел.), украинцы (1,93 млн чел), башкиры (1,58 млн чел.), чуваши (1,44 млн чел.), чеченцы (1,43 млн чел.), армяне (1,18 млн чел.).

По официальным данным Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России), численность иностранцев в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) России составляет порядка 27 тыс. из немногим более 587 тыс. заключенных [2]. Около половины из иностранцев - выходцы из стран Средней

Азии: Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии. Есть граждане Украины, Белоруссии, Азербайджана, Молдавии, Грузии, стран Балтии -практически всего постсоветского пространства. Среднесписочная численность осужденных из дальнего зарубежья не превышает 350 чел. и представлена выходцами из Китая, Нигерии, Афганистана, Вьетнама, Камеруна, Монголии - всего более 40 стран. Каждый третий иностранец отбывает наказание за незаконный оборот наркотиков. В целом, состав преступлений, совершенных иностранными гражданами, от хулиганства и мошенничества до разбоев, грабежей и убийств. Иностранные осужденные отбывают наказание на основаниях и в порядке, предусмотренном Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее - УИК РФ) и международными договорами. О прибытии иностранца в учреждение УИС уведомляется посольство или консульство родной страны осужденного.

В местах лишения свободы Воронежской области на 1 января 2014 г. содержалось почти 7 % осужденных, подозреваемых и обвиняемых, яв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.