Научная статья на тему 'Становление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в системе исполнительных органов власти'

Становление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в системе исполнительных органов власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
492
77
Поделиться
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / STATE FINANCIAL CONTROL / ЛИМИТЫ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / LIMITS OF BUDGETARY OBLIGATIONS / ПРОВЕРКА / КОНТРОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / CONTROL ACTION / ОТЧЕТНОСТЬ / ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / INTERNAL FINANCIAL CONTROL / ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ / INTERNAL FINANCIAL AUDIT / CONTROL / REPORTING PROCEDURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Огородников Алексей Петрович

В статье рассматривается история становления внутреннего финансового контроля и аудита от древней Греции до современной России. Дается актуальное представление понятий «внутренний финансовый контроль» и «внутренний финансовый аудит». Становление внутреннего финансового контроля и аудита рассматривается в условиях актуальности управления социально-экономического и общественного развития. Изучается обоснованность и эффективность внутреннего финансового контроля и аудита в системе исполнительных органов власти. Автор описывает взаимосвязь обеспеченности внутреннего финансового контроля и аудита в финансово-бюджетной сфере и эффективность решения социально-экономических задач государственного сектора экономики. В статье дается авторский взгляд на классификацию обязанностей по осуществлению внутреннего финансового контроля исполнительных органов власти. Методы внутреннего финансового контроля и аудита, описанные в данной статье, представлены как спектр финансовых процедур в области бюджетного и финансово-экономического планирования. Внутренний финансовый контроль и аудит, выступая одной из важнейших функций управления, осуществляемый на всех уровнях подчиненности, представляет собой систему наблюдений и проверок правильности функционирования органа государственной власти на принятые управленческие решения. Автор дает представление об актуальных методах проведения внутреннего финансового аудита в системе исполнительных органов власти. Кроме того, излагается авторский взгляд на понятие внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах государственной власти.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Огородников Алексей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Formation of Internal Financial Control and Internal Financial Audit in the System of Executive Authorities

The article provides the history of the formation and organization of financial control and audit from Ancient Greece to modern Russia. The current representation of the concepts of «internal financial control» and «internal financial audit» are determined. The formation of internal financial control and audit in the context of the importance of the management of social and economic development is considered. The article points out the validity and effectiveness of internal financial control and audit in the system of executive authorities. The author describes the interrelation between the availability of internal financial control and audit in the financial and budgetary sphere and the effectiveness of solving social and economic tasks of the public sector of the economy. The article also provides the author’s opinion about the classification of responsibilities for the implementation of internal financial control of executive authorities. The article describes the methods of internal financial control and audit that are presented by author as a range of financial procedures in the field of budgetary and financial and economic planning. The internal financial control and audit as one of the most important management functions that is carried out at all levels of subordination is a system of observations and checks of the correct functioning of the public authority in the process of implementation of taken decisions. The author also gives an idea of the current methods of conducting internal financial audit in the system of executive authorities. The article also presents the author’s point of view about the concept of internal financial control and internal financial audit in public authorities.

Текст научной работы на тему «Становление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в системе исполнительных органов власти»

УДК 338.2 2:

DOI 10.17150/2308-2588.2018.19(2).267-282 -;

8 с

А. П. Огородников 8 с

Министерство сельского хозяйства Иркутской области,

г. Иркутск, Российская федераци :

СТАНОВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО

КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА В |

СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ !

Аннотация. В статье рассматривается история

становления внутреннего финансового контроля и \

аудита от древней Греции до современной России. 3

Дается актуальное представление понятий «внутрен- ^

ний финансовый контроль» и «внутренний финан- §

совый аудит». Становление внутреннего финансово- ^

го контроля и аудита рассматривается в условиях ак- 1

туальности управления социально-экономического и ^

общественного развития. Изучается обоснованность ^

и эффективность внутреннего финансового контро- ^

ля и аудита в системе исполнительных органов вла- ^

сти. а

о

Автор описывает взаимосвязь обеспеченности а

внутреннего финансового контроля и аудита в фи- §

нансово-бюджетной сфере и эффективность реше- а

ния социально-экономических задач государствен- Ц

ного сектора экономики. В статье дается авторский взгляд на классификацию обязанностей по осущест- а влению внутреннего финансового контроля испол- ° нительных органов власти.

Методы внутреннего финансового контроля и а аудита, описанные в данной статье, представлены как спектр финансовых процедур в области бюджетного и финансово-экономического планирования. Вну- § тренний финансовый контроль и аудит, выступая | одной из важнейших функций управления, осуществляемый на всех уровнях подчиненности, представ- ^ ляет собой систему наблюдений и проверок правильности функционирования органа государственной а власти на принятые управленческие решения.

© А. П. Огородников, 2018

О

267

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

GO Св

Автор дает представление об актуальных методах проведения внутреннего финансового аудита в системе исполнительных органов власти. Кроме того, излагается авторский взгляд на понятие внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах государственной власти.

Ключевые слова. Государственный финансовый контроль, лимиты бюджетных обязательств, проверка, контрольное мероприятие, отчетность, внутренний финансовый контроль, внутренний финансовый аудит.

Информация о статье. Дата поступления 6 апреля 2018 г.; дата принятия к печати 8 июня 2018 г.; дата онлайн-размещения 30 июня 2018 г.

A. P. Ogorodnikov

Ministry of Agriculture of the Irkutsk Région, Irkutsk, Russian Fédération

FORMATION OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL AND INTERNAL FINANCIAL AUDIT IN THE SYSTEM OF EXECUTIVE AUTHORITIES

Is Abstract. The article provides the history of the for-

^ mation and organization of financial control and audit

from Ancient Greece to modern Russia. The current rep-| resentation of the concepts of «internal financial control»

t£ and «internal financial audit» are determined. The forma-

2 tion of internal financial control and audit in the context

•S of the importance of the management of social and eco-

nomic development is considered. The article points out s the validity and effectiveness of internal financial control

and audit in the system of executive authorities.

The author describes the interrelation between the EC availability of internal financial control and audit in the

^ financial and budgetary sphere and the effectiveness of

solving social and economic tasks of the public sector t§ of the economy. The article also provides the author's

opinion about the classification of responsibilities for the implementation of internal financial control of executive authorities. The article describes the methods of internal

financial control and audit that are presented by author 2 ¡ as a range of financial procedures in the field of budget- - ! ary and financial and economic planning. 88 ¡

The internal financial control and audit as one of the °°; most important management functions that is carried out at all levels of subordination is a system of observations ¡ and checks of the correct functioning of the public author- i ity in the process of implementation of taken decisions.

The author also gives an idea of the current methods of conducting internal financial audit in the system of executive authorities. The article also presents the author's ¡ point of view about the concept of internal financial control and internal financial audit in public authorities.

Keywords. State financial control, limits of budgetary obligations, control, control action, reporting procedure, internal financial control, internal financial audit.

Article info. Received April 6, 2018; accepted June 8, 1 2018; available online June 30, 2018. 1

Эффективность функционирования органов госу- ^ дарственной власти, осуществляющих комплекс финансовых процедур, базируется на тесном взаимодей- ~

§

ствии учетной системы и правового регулирования, I

что создает неразрывные «инструменты благоразу- ^

мия», называемые в профессиональных кругах финан- |

совым контролем и финансовым аудитом. В рамках ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

данной статьи рассмотрим историческую ретроспек- §

тиву эволюции данной системы и изложим авторский I

взгляд на сущность и различие процедур внутреннего | финансового контроля и внутреннего финансового

аудита в органах государственной власти. §

В качестве категориального аппарата используем §

следующие основные понятия: §

Субъект аудита — подразделения и (или) долж- §

ностные лица главного администратора бюджетных §

средств, администратора бюджетных средств, наде- §

ленным(ми) полномочиями по осуществлению вну- «

треннего финансового контроля и аудита, и подчи- Ц

няющиеся непосредственно руководителю главного §

со ав

администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и осуществляющие внутренний финансовый аудит на основе функциональной неза-

Внутренние финансовые (бюджетные) процедуры — процедуры составления и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;

Бюджетные риски — вероятность полного или частичного недостижения результатов выполнения внутренних бюджетных процедур и наступления событий, которые могут негативно отразиться на финансово-хозяйственной деятельности исполнительного органа власти.

Первые представления о структурированной системе учета и контроля относятся к древней Греции. В труде древнегреческого философа Аристотеля «Политика» четко разграничиваются учетные функции и контрольные функции. Уже тогда Аристотель по-чз нимал ревизию как часть контроля, и утверждал, что

2 ревизор равноправен бухгалтеру и независим от него. | Первое упоминание об аудиторах относится к 1307

3 году, когда король Англии Эдуард II назначил трех ~ государственных аудиторов. Причем в Указе о назна-§ чении отмечается, что аудиторы обязаны спрашивать, ^ слушать и проверять все счета, которые ведутся и кото-| рые будут введены в провинциях Оксфорде, Беркенхе-Н де, Уэльсе и других, отмечать все недостатки в ведении ° счетов. Имеется исторические свидетельства активной в деятельности аудиторов на всех странах Европы на про-| тяжении средних веков нашего тысячелетия [1, с. 356].

о

-

2ч 1 В соответствии с п. 17 гл. 3 Постановления от 11.12.2015

^ № 641-пп «О порядке осуществления внутреннего финансового о контроля и внутреннего финансового аудита главными распоря-'5 дителями (распорядителями) средств областного бюджета, глав-2 ными администраторами (администраторами) доходов областно-^ го бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета».

висимости1

В Соединенных Штатах Америки аудиторская де- 22«

ятельность возникла под непосредственным влиянием -:

британской практики аудита. В 1896 году законода- 88«

тельными органами штата Нью-Йорк принят закон, : регулирующий аудиторскую деятельность. Сейчас практически во всех странах мира существует общественный институт аудита со своей правовой и организационной инфраструктурой [2, с. 560].

В России датой создания государственного финан- :

сового контроля и аудита принято считать 1656 год, £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

когда учрежден Счетный приказ или Приказ счетных 1 дел. Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты РФ. С 1720 года реформой императора Петра I при Сенате создана Ревизион-кол-

легия. С 12 января 1722 года статус Ревизион-коллегии § повысили и реорганизовали в Ревизион-контору. В

том же году появилась Инструкция, устанавливающая | права и обязанности данного финансового

а также определяющая общее устройство контроля в ^

России [3, с. 62]. о

После этого система контрольных органов мно- I

гократно видоизменялась в поисках наиболее эффек- Ц,

тивных форм финансового контроля применительно |

к условиям России. Преображение в действующую I

модель началось 5 декабря 1917 года путем создания §

Народного комиссариата государственного контроля |

и Коллегии государственного контроля. §

В 1993 году Конституция РФ отражает и узаконивает общие полномочия финансового контроля и ау- I дита [4, с. 162]. А именно, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федера- § ции и Государственная Дума образуют Счетную пала- § ту Российской Федерации, состав и порядок деятель- .3

ности которой определяются законодательством2. По § __«

2 Конституция Российской Федерации [Электронный ре- ^

сурс] : принята всенар. голосованием от 12 дек. 1993 : (в ред. от § 21июля 2014) // СПС «КонсультантПлюс».

а

со ов

смыслу данной конституционной нормы, федеральный законодатель обладает достаточной свободой при установлении конкретных полномочий, порядка и форм деятельности Счетной палаты. А именно, Счетная палата имеет возможность беспрепятственно выполнять свое предназначение в качестве специализированного постоянно действующего органа парламентского контроля за исполнением федерального бюджета. Подобный формат полномочий спроецирован на уровень субъектов Российской Федерации и на уровень муниципальных образований, путем создания контрольных органов субъектов РФ.

Зарождение именно внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в той форме, в которой они функционируют в настоящее время, началось с отмены обязанностей осуществления ведомственного финансового контроля главными распорядителями (распорядителями) бюджетных

1 средств, главными администраторами (администратора рами) доходов бюджета, главными администраторами

2 (администраторами) источников финансирования де-| фицита бюджета (их уполномоченными должностны-

3 ми лицами) путем внесения изменений в Бюджетный ~ кодекс РФ (далее — БК РФ) и отдельные законодатель-| ные акты РФ3.

^ А именно, на смену ведомственному финансово-

му контролю пришли функции по осуществлению внутреннего финансового аудита4. Кроме того, законодательно определено, что внутренний финансовый аудит должен осуществляться в порядке, установленном Правительством РФ, высшим исполнительным

3 О внесении изменений в БК РФ и отдельные законодательные акты РФ [Электронный ресурс] : федер. закон от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

Бюджетный кодекс РФ. Ч. 4. Ст. 160.2-1 [Электронный ресурс] : федер. закон от 31июля 1998 г. № 145-ФЗ : (в ред. от 28 дек.

1 4

О

272

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

органом государственной власти субъекта РФ и соответственно местной администрацией5.

Распределение обязанностей по осуществлению внутреннего финансового контроля в системе исполнительных органов власти выглядит следящим образом:

Заместители руководителя в пределах своей компетенции:

- утверждают документы, регламентирующие вопросы организации и осуществления внутреннего финансового контроля;

- рассматривают информацию о результатах внутреннего финансового контроля и предложения о применении мер реагирования по фактам выявленных нарушений и недостатков;

- анализируют отчеты внутреннего аудита о состо- | янии внутреннего финансового контроля в структур- | ных подразделениях;

- обеспечивают принятие мер по внесению изме- ^ нений в действующую систему внутреннего финансо- О вого контроля по результатам выявленных нарушений I и недостатков. |

Начальники профильных отделов в пределах сво- | ей компетенции: I

- организуют выполнение мер по минимизации § рисков, предусмотренных картой внутреннего финансового контроля;

- организуют осуществление внутреннего финансового контроля в своих структурных подразделениях; I

- рассматривают обращения подчиненных подразделений о необходимости снижения рисков;

- представляют информацию о результатах внутреннего финансового контроля в структурных подразделениях, о любых совершенных или возможных

_ «

5 Бюджетный кодекс РФ. Ч. 5. Ст. 160.2-1 [Электронный ре- ^ сурс] : федер. закон от 31июля 1998 г. № 145-ФЗ : (в ред. от 28 дек. § 2017) // СПС «КонсультантПлюс».

со ов

2 ошибках, недостатках, нарушениях, которые привели

3 или могут привести к потенциальным негативным со-5 бытиям, случаям злоупотреблений и мошенничества;

- готовят предложения о применении мер реагирования по фактам выявленных нарушений и недостатков;

- организуют выполнение подразделением мер по снижению рисков, предусмотренных картами внутреннего финансового контроля;

- организуют осуществление внутреннего финансового контроля в своих подразделениях;

- выявляют и оценивают риски, присущие структурному подразделению;

- осуществляют в рамках своих полномочий контроль по подчиненности, а также разовые мероприятия по минимизации рисков;

- рассматривают обращения сотрудников о необходимости снижения выявленных ими в ходе самокон-

"I троля рисков;

^ И сотрудники из числа специалистов в пределах

2 своей компетенции:

| - участвуют в реализации мер по минимизации

3 рисков, предусмотренных картами внутреннего фи-~ нансового контроля;

§ - осуществляют самоконтроль выполняемых опе-

^ раций (процедур, действий);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| - выявляют риски, присущие наиболее сложным

= выполняемым операциям (процедурам, действиям), и ° информируют о таких рисках непосредственных ру-ё ководителей;

Ц - сообщают непосредственному руководителю о

^ допущенных ошибках и недостатках, устранение ко-^ торых самими сотрудниками не представляется воз-§ можным.

И если внутренний финансовый контроль осу-| ществляется главными распорядителями бюджетных с? средств (распорядителями) и главными администра-

торами (администраторами) в отношении функций, 22! определенных положениями исполнительных органов -! государственной власти, то внутренний финансовый 88' аудит есть деятельность функционально независимых подразделений, уполномоченных лиц, осуществляемая с целью фиксации нарушений бюджетного законодательства, а также оценки степени надежности бюджетных процедур6. Принцип независимости означает отсутствие условий, создающих угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности.

Внутренний финансовый аудит важнейшая составляющая бюджетного процесса. В отличие от внешнего финансового аудита, представленного в России Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органа- § ми субъектов, внутренний финансовый аудит в настоящее время находится в стадии активного становления I [5, с. 111-117]. I

Внутренний финансовый аудит как форма финансово-хозяйственного контроля состоит из экс- О пертной оценки финансово-хозяйственной деятель- I

ности по данным бухгалтерского учета, баланса, |

А*

основным пред- §

метом внутреннего финансового аудита выступа- I ет деятельность по внутреннему финансовому кон-

6

Об утверждении Правил осуществления главными распо-

о

рядителями (распорядителями) средств федерального бюджета

(бюджета государственного внебюджетного фонда РФ), главны- §

ми администраторами (администраторами) доходов федераль- а

ного бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда ^

РФ), главными администраторами (администраторами) источни- §

ков финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета |§

государственного внебюджетного фонда РФ) внутреннего фи- §

нансового контроля и внутреннего финансового аудита и о вне- §

сении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственно- §

го контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, а

утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 февр. ^

2014 г. № 89 [Электронный ресурс] : постановление Правитель- § ства РФ от 27 марта 2014 г. № 193 // СПС «КонсультантПлюс».

со ав

тролю в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, совершенных в системе главного администратора бюджетных средств [6, с. 111-117].

Субъект(ы) аудита в пределах своей компетенции осуществляет(ют):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработку документов, регламентирующих вопросы организации и осуществления внутреннего финансового контроля;

- помощь структурным подразделениям в выявлении и оценке рисков;

- формирование реестра рисков;

- разработку совместно со структурными подразделениями комплексов мер по минимизации рисков;

- анализ организации и осуществления внутреннего финансового контроля в структурных подразделениях, в том числе мониторинг средств контроля;

- разработку мер по совершенствованию процедур внутреннего финансового контроля;

-а - обобщение информации о результатах внутрен-

® него финансового контроля, полученной от структурных подразделений, для ее направления руководству; <3 - обобщение предложений о применении мер реа-

гирования по фактам выявленных нарушений и недо-§ статков, полученных от структурных подразделений, Ь для направления руководству.

|| Аудиторские проверки подразделяются на каме-

3 ральные, которые проводятся по месту нахождения ° субъекта аудита на основании представленных по его £ запросу информации и материалов, выездные, кото-| рые проводятся по месту нахождения объекта аудита ^ и на комбинированные (смешанные). Результаты ау-^ диторской проверки оформляются актом аудиторской § проверки.

Появление нового направления — внутреннего финансового аудита — затрагивает все аспекты рабо-с? ты органов государственной власти. Система государ-276

ственного финансового контроля и аудита прошла 22! большой путь развития, и появившееся в процессе -; этих трансформаций направление внутреннего фи- 88 < нансового контроля и аудита чв органах государствен- : ной власти продолжает совершенствоваться. При этом на сегодняшний день отсутствует комплексный и многоуровневый механизм финансового контроля, | поэтому следует продолжать дальнейшее развитие и совершенствование системы государственного финансового контроля и аудита.

С учетом вышеизложенного, переходим к автор- ] скому взгляду на определение различий между внутренним финансовым контролем и внутренним финансовым аудитом.

Внутренний финансовый контроль, как и внутрен- £ ний финансовый аудит, выходят из норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального зако- | на от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 года № 193 «Об утверждении П Правил осуществления главными распорядителями | (распорядителями) средств федерального бюджета, | главными администраторами (администраторами) до- | ходов федерального бюджета, главными администра- | торами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок | для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года № 89» и постановления Правительства Иркутской области от 11 декабря 2015 года № 641-пп «О порядке осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными админи-

о

а

GO

ев

страторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета».

Целями внутреннего финансового контроля выступают:

- соблюдение установленного бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, порядка составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета;

- подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

А целями внутреннего финансового аудита выступают:

- оценка надежности внутреннего финансового

1 контроля и подготовка рекомендаций по повышению ts его эффективности;

2 - подтверждение достоверности бюджетной от-| четности и соответствия порядка ведения бюджетного

3 учета методологии и стандартам бюджетного учета; ~ - подготовка предложений по повышению эко-§ номности и результативности использования бюджетных средств.

Из определения целей контрольных процедур видно, что оба вида финансовой проверки в некоторой степени дополняют друг друга, позволяя получать максимально полную информацию о финансовом состоянии, эффективности вложения средств и рациональности использования расходов.

Основными задачами внутреннего финансового контроля являются: | - предупреждение и устранение (пресечение) на-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рушений бюджетного законодательства Российской с? Федерации и иных нормативных правовых актов, ре-

гулирующих бюджетные правоотношения (далее — нарушения бюджетного законодательства), а также неправомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление

- управление рисками полного или частичного недостижения результатов выполнения внутренних бюджетных процедур, своевременное выявление и анализ бюджетных рисков, которые могут оказать существенное влияние на достижение целей, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью;

- повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.

А основными задачами внутреннего финансового аудита являются: з

- соблюдение требований нормативных правовых | актов в установленной сфере деятельности а

- проведение аудиторской проверки в соответствии с программой аудиторской проверки °

- ознакомление руководства или уполномоченно- I го должностного лица объекта аудита с программой | аудиторской проверки, а также с результатами ауди- § торских проверок I

Таким образом, согласно описанным задачам, внутренний финансовый аудит выполняет роль последующей проверки отчетности, тогда как внутренний финансовый контроль является методом предвари- § тельной или текущей проверки исполнения финансо- I вых процедур. При этом оба процесса дополняют друг друга, позволяя получить полный спектр финансового состояния объекта контроля предприятия.

Проанализировав историю становления и развития внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, можно заметить, что мировое сообщество стремится развивать систему государственного финансового контроля и аудита, понимая

GO

се

его значимость и важность. А последующее совершенствование системы внутреннего финансового контроля и аудита позволит минимизировать риски нанесения ущерба бюджету России. Вместе с тем, рационализация внутреннего финансового аудита в органах государственной власти выступит гарантом, сильным стимулом для добросовестной работы всех участников бюджетного процесса и получателей бюджетных = средств.

| Список использованной литературы

1. Андреев В. Д. Практический аудит : справочное посо-3 бие / В. Д. Андреев. — М. : Экономика, 2006. — 356 с.

2. Аренс Э. А. Аудит / Э. А. Аренс, Дж. К. Лообек ; гл. ред. Я. В. Соколов. — М. : Финансы и статистика, 2005. — 560 с.

3. Шамшеев С. В. Становление государственного финансового контроля в России в ХУП-ХУШ веках / С. В. Шамшеев // Социальная политика и социология. — 2016. — Т. 15, № 4. — С. 60-67.

4. Яковлева И. А. Становление и реформирование си-^ стемы государственного финансового контроля в России / § И. А. Яковлева, Е. Ю. Хохрякова // Байкальские экономиче-Ц ские чтения. Социально-экономическое развитие регионов: к проблемы и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. ^ конф. — Улан-Удэ, 2016. — С. 162-164.

~ 5. Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования го-

« сударственного финансового контроля / Е. Ю. Грачева. — М. : ЕС Юриспруденция, 2000. — 192 с.

| 6. Крикунов А. В. Сушцость, организация и перспективы

государственного финансового контроля в РФ / А. В. Крику-^ нов. — СПб. : Изд-во С.-Петербург. ун-та экономики и финан-= сов, 2001. — 241 с.

Е §

References

1. Andreev V. D. Prakticheskii audit [Practical audit]. Moscow, Ekonomika Publ., 2006. 356 p.

2. Alvin A. Arens, James K. Loebbecke Auditing, an Integrated Approach. New York, Prentice-Hall, 1984. 793 p. (Russ, ed. Alvin A. Arens, James K. ; Sokolov Ya. V. (ed.). Audit. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2005. 560 p.).

3. Shamsheev S. V. The formation of the state financial control Z • in Russia in 17th — 18th. Sotsialnaia politika i sotsiologiia = Social Policy - ; and Sociology, 2016. vol. 15, no. 4, pp. 60-67. (In Russian). gg ■

4. Yakovleva I. A., Khokhryakova E. Yu. Formation and re- °° ( form of the system of state financial control in Russia. Baikalskie j ekonomicheskie chteniya. Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie regionov: ! problemy i perspektivy. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-praktich-eskoi konferentsii [Baikal economic readings. Social and economic i development of regions: problems and prospects. Materials of : International Research Conference]. Ulan Ude, 2016, pp. 162-164. j (In Russian).

5. Gracheva E. Yu. Problemy pravovogo regulirovaniya go-sudarstvennogo finansovogo kontrolya [Problems of legal regula- 1 tion of state financial control]. Moscow, Yurisprudentsiya Publ., j

2000. 192 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Krikunov A. V. Sushchnost, organizatsiya i perspektivy go-sudarstvennogo finansovogo kontrolya v RF [Implication, organiza- о tion and prospects of state financial control in the Russian Federation]. St. Petersburg University of Economics and Finance, ^

2001. 241 p. I

с

Информация об авторе ^

Огородников Алексей Петрович — магистр юриспруден- п

ции, помощник министра по внутреннему финансовому |

контролю и аудиту, Министерство сельского хозяйства Ир- ^

кутской области, Российская Федерация, 664027, ул. Лени- | на, 1, e-mail: irksp@bk.ru.

Author

Огородников А. П. Становление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в системе исполнительных органов власти / А. П. Огородников // Историко-экономические исследования. — 2018. — Т. 19, № 2. — С. 267-282. — DOI: 10.17150/2308-2588.2018.19(2).267-282.

Aleksey P. Ogorodnikov — Master of Jurisprudence, a Assistant to the Minister for internal financial control and

audit, Ministry of Agriculture of the Irkutsk region, 1 Lenin str., «

664027, Russian Federation, e-mail: irksp@bk.ru. s

8

_ га

Для цитирования s

•i E

For Citation

Ogorodnikov A. P. Formation of Internal Financial Control and Internal Financial Audit in the System of Executive Authorities. Istoriko-ekonomicheskie issledovaniya = Journal of Economic History & History of Economics, 2018, vol. 19, no. 2, pp. 267-282. DOI: 10.17150/2308-2588.2018.19(2).267-282. (In Russian).