Научная статья на тему 'Организационно-правовые аспекты формирования на предприятии системы внутрихозяйственного финансового контроля'

Организационно-правовые аспекты формирования на предприятии системы внутрихозяйственного финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1027
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / STATE CONTROL / STATE FINANCIAL CONTROL / INTERNAL FINANCIAL CONTROL / COMPLIANCE CONTROL / FINANCIAL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвиненко Александр Николаевич, Самойлова Людмила Константиновна

Финансовый контроль рассмотрен с позиции составной части единого механизма государственного контроля. Раскрыта взаимосвязь категорий «государственный контроль»,«внутрихозяйственный финансовый контроль» и «комплаенс». Представлен анализ нормативных правовых актов, устанавливающих требования к системе внутреннего финансового контроля организации. Перечислены структурные элементы системы внутрихозяйственного финансового контроля. Установлено место комплаенс-контроля в системе внутреннего финансового контроля организации. Сформирована система показателей, определяющих эффективность реализации комплаенс-функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Литвиненко Александр Николаевич, Самойлова Людмила Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic and legal aspects upon arranging the system of internal financial control with in a company

Financial control has been viewed as an integral part of aconsolidated state control mechanism. Interconnection between such categories as «state control»,«internal financial control», as well as «compliance» has been revealed. Analysis of regulations stipulating the requirements to the system of internal financial control of a company has been provided. Structural elements of the internal financial control system have been listed. The place of compliance control within the internal financial control system of a company has been determined. The system of factors and rate defining the efficiency of compliance function implementation has been developed.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые аспекты формирования на предприятии системы внутрихозяйственного финансового контроля»

УДК 341.233.1

А.Н. Литвиненко*, Л.К. Самойлова**

Организационно-правовые аспекты формирования на предприятии системы внутрихозяйственного финансового контроля

Финансовый контроль рассмотрен с позиции составной части единого механизма государственного контроля. Раскрыта взаимосвязь категорий «государственный контроль», «внутрихозяйственный финансовый контроль» и «комплаенс». Представлен анализ нормативных правовых актов, устанавливающих требования к системе внутреннего финансового контроля организации. Перечислены структурные элементы системы внутрихозяйственного финансового контроля. Установлено место комплаенс-контроля в системе внутреннего финансового контроля организации. Сформирована система показателей, определяющих эффективность реализации комплаенс-функции.

Ключевые слова: государственный контроль; государственный финансовый контроль; внутрихозяйственный финансовый контроль; комплаенс-контроль; финансовое законодательство Российской Федерации.

А.К Litvinenko*, L.K. Samoylova**. Economic and legal aspects upon arranging the system of internal financial control with in a company. Financial control has been viewed as an integral part of aconsolidated state control mechanism. Interconnection between such categories as «state control», «internal financial control», as well as «compliance» has been revealed. Analysis of regulations stipulating the requirements to the system of internal financial control of a company has been provided. Structural elements of the internal financial control system have been listed. The place of compliance control within the internal financial control system of a company has been determined. The system of factors and rate defining the efficiency of compliance function implementation has been developed.

Keywords: state control; state financial control; internal financial control; compliance control; financial legislation of the Russian Federation.

Контроль в любой сфере жизнедеятельности направлен на защиту интересов не только государства и общества, но и отдельной личности. При реализации процедур контроля необходимо руководствоваться положениями национального, а иногда и международного законодательства, детализирующими права, обязанности, ответственность участников контрольных отношений, уточняющими последствия для подконтрольных субъектов в случае выявления отклонений. Однако в нормативных правовых актах Российской Федерации, регламентирующих контрольные процедуры в различных предметных областях, в большей степени раскрываются вопросы проведения именно государственного контроля (охарактеризованы контрольные полномочия федеральных органов исполнительной власти, установлены методы и формы контроля, отражён порядок осуществления контрольной деятельности), и в меньшей представлены требования к организации системы внутреннего контроля, что провоцирует не только ресурсные потери хозяйствующего субъекта, но и ведёт к росту числа правонарушений и преступлений, совершаемых в результате отсутствия надлежащего внутрихозяйственного контроля, в т.ч. финансового.

В ходе анализа законодательства Российской Федерации в указанной сфере было выявлено отсутствие правовой регламентации вопросов, касающихся системы, методов, процедур внутреннего финансового контроля на предприятии и разработаны рекомендации по устранению данных пробелов, одной из которых является авторское видение структуры системы внутрихозяйственного финансового контроля и характеристика ее элементного состава, другой - предложение использования в качестве вспомогательного направления контроля внутри организации комплаенс-функции, третьей -представленная авторами система показателей, определяющих эффективность введения комплаенс-контроля в деятельность хозяйствующего субъекта.

* Литвиненко, Александр Николаевич, профессор кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор экономических наук, профессор. Адрес: 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-911-924-89-29. E-mail: [email protected].

** Самойлова, Людмила Константиновна, доцент кафедры административного и финансового права Санкт-Петербургского института (филиала) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», кандидат экономических наук. Адрес: 199178, Санкт-Петербург, В.О., 10-линия, д. 19, лит. А. Тел.: (812) 328-55-01. E-mail: [email protected].

* Litvinenko, Alexander Nikolaevich, Professor, Department of economic security and management of socio-economic processes of the St.-Petersburg Uni-versity of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of economic sciences, professor. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8-911-924-89-29. E-mail: [email protected].

**Samoylova, Liudmila Konstantinovna, Associate Professor, Department of Administrative and Financial Law of Saint Petersburg Institute (branch) of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education The Russian State University of Justice (Russian Law Academy of the Ministry of Justice of Russia), Ph.D. in Economics. Address: Russia, 199178, St.-Petersburg, V.O., 10-linia, 19 А. Ph.: (812) 32855-01, E-mail: [email protected].

© Литвиненко А.Н., Самойлова Л.К., 2017

Итак, в российском законодательстве акцент сделан на урегулирование контрольных отношений, инициатором которых является государство. К примеру, текст ст. 71 основного закона гласит, что в ведении Российской Федерации находится «принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением», а ст. 101 - «Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату» [1]. Кроме того, количество отраслевых актов, определяющих организацию государственного контроля, значительно [3-8]. При этом интерес вызывает текст Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку в нём раскрыты основы организации контрольных мероприятий, участниками которых, с одной стороны, являются органы государственной власти, а с другой - хозяйствующие субъекты, выступающие в качестве подконтрольных лиц. Понятийно-категориальный аппарат данного нормативного правового акта закрепляет такие дефиниции, как «государственный контроль», «муниципальный контроль», «мероприятие по контролю», «проверка» и другие. В нём установлены частота, основания, порядок проведения плановых и внеплановых проверок органами, уполномоченными на исполнение функций по государственному (муниципальному) контролю, относительно лиц, ведущих предпринимательскую деятельность. Стоит отметить, что положения указанного закона не применяются при осуществлении определённых видов государственного контроля (п. 3.1 ст. 1), которые, в свою очередь, регламентированы нормами отраслевого законодательства.

Государственный контроль независимо от сферы, как правило, проводится в пользу определённого круга субъектов, в первую очередь - государства, во вторую - лиц, чьи интересы оно призвано защищать. Результаты контроля позволяют как сформировать положительное общественное мнение о работе федеральных органов исполнительной власти, обеспечить рост финансовой, трудовой и договорной дисциплины среди участников контрольных действий, так и пополнить доходную часть бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации за счёт сумм поступающих штрафов, пени.

В процессе контрольных мероприятий осуществляется проверка соблюдения подконтрольным субъектом положений законодательства, выявление отклонений фактических значений от запланированных показателей, оценка эффективности принятых управленческих решений. Всё разнообразие перечисленных процедур контроля даёт возможность, с одной стороны, выявить и привлечь к ответственности нарушителей, с другой - обнаружить пробелы в деятельности органов публичной власти, организаций, учреждений, что в дальнейшем позволит предотвратить нерациональное использование всех видов ресурсов, повысить производительность, улучшить финансовые результаты.

Контроль затрагивает всевозможные группы общественных отношений, однако особое значение имеет проверка потребления естественно-природных, материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов, поскольку они участвуют в создании национального дохода, по величине которого можно судить об уровне экономического развития государства, а следовательно, о способностях выполнять общественно-территориальными субъектами возложенные на них задачи в сферах охраны правопорядка, обеспечения безопасности, социальной защиты и иных. При этом стоит отметить, что все виды ресурсов, как правило, подлежат стоимостной оценке в целях соизмеримости затрат на производство валового внутреннего продукта, определения размера расходов, в т.ч. бюджетных, на различные нужды, облечения их учёта и контроля. В связи с этим именно финансовый контроль имеет особое значение в управлении ресурсным потенциалом как на макро-, так и микроуровне, т.к. отслеживание своевременности поступления денежных средств в распоряжение соответствующего субъекта, проверка количества и целесообразности использования ресурсов, оценка конечных результатов труда направлены на предотвращение злоупотреблений должностными полномочиями, предупреждение хищений, экономию издержек, поиск оптимального пути достижения целей.

Законодательная база по вопросам правового регулирования этого вида контроля представлена положениями следующих нормативных правовых актов: Бюджетного кодекса Российской Федерации, в котором охарактеризовано понятие рассматриваемой дефиниции, виды, методы, объект, полномочия органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) контроля [4]; Налогового кодекса Российской Федерации, определяющего проведение налогового контроля как в общих, так и особых случаях, и с применением специальных форм [5]; Таможенного кодекса Таможенного союза, раскрывающего общие положения о таможенном контроле, формы, порядок проведения таможенных проверок [3]; Федерального закона, детализирующего правовые основы, принципы, задачи, состав и структуру, содержание деятельности и полномочия Счётной палаты как органа внешнего государственного (муниципального) контроля [10]; Федерального закона, отражающего особенности реализации контрольных мероприятий в финансовом секторе [7]; Федерального закона, устанавливающего права, обязанности органов и агентов валютного контроля, а также права, обязанности, ответственность резидентов и нерезидентов [8], и прочих. Таким образом, можно судить о высоком уровне проработанности как в национальном законодательстве, так и в научных трудах вопросов реализации финансово-контрольных мероприятий, проводимых по инициативе государства.

Исходя из правовой природы субъектов, исполняющих контрольную функцию, финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, независимым (аудиторским) [33, с. 43].

Помимо государственного, выделяют и негосударственный финансовый контроль, что обусловлено принадлежностью (отсутствием таковой) контролирующих лиц к органам

публичной власти [31, с. 30]. Негосударственный финансовый контроль по субъектам контроля может подразделяться на дополнительные подвиды. Например, в зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль, следует обособлять муниципальный, внутрифирменный (внутрихозяйственный), аудиторский, при этом по своей сути перечисленные разновидности относятся к негосударственному [31, с. 31]. При этом выделение внутрихозяйственного финансового контроля, но в контексте ведомственного контроля, по нашему мнению, противоречит сути внутреннего контроля, который инициируется предпринимателем самостоятельно, а не по решению органов власти, поскольку основное количество хозяйствующих субъектов им неподведомственно, т.к. являются частной собственностью.

Негосударственный финансовый контроль осуществляется в виде: муниципального, общественного контроля и аудита, который автором определяется как «внутрихозяйственный контроль, главным образом, в негосударственной сфере» [25, с. 19]; внутрихозяйственного, общественного, муниципального и аудиторского контроля (внешний и внутренний) [26, с. 8]. Из приведенного анализа мнений следует, что практически все авторы обособляют в качестве одного из них внутрихозяйственный контроль, поскольку есть взаимосвязь между контролем, инициированным собственниками, руководством предприятия, и проверками, проводимыми органами публичной власти, общественными организациями, аудиторскими компаниями. При этом именно система внутрифирменного контроля призвана выполнять превентивную функцию. Следовательно, эффективные контрольные действия, реализуемые самостоятельно или при помощи приглашённых специалистов, направленные на устранение ошибок, выступают как предпосылка для получения положительного заключения по результатам внешнего контроля.

Под внутрихозяйственным финансовым контролем понимается «контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и другими)» [24, с. 81]. Автор приводит перечень структурных единиц организации, которым вменена контрольная функция, но не уточняет направления деятельности, подлежащие проверке; «...проверка производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемая бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта» [18, с. 15]. Данное толкование устанавливает и подконтрольные виды деятельности, и список отделов в организационной структуре предприятия, отвечающих за проведение внутреннего контроля; «результат практического использования контрольных функций бухгалтерского учета, финансов, хозрасчёта и других стоимостных категорий» [23, с. 43]; ... способность «достижению экономическим субъектом целей своей деятельности» [32, с. 9].

В интерпретации рассматриваемой дефиниции акцент делается на:

- предназначении указанного вида контроля, которое проявляется в постоянной проверке совершаемых операций с целью принятия оперативных мер по предотвращению возможных финансовых, материальных потерь, сокращению предпринимательских рисков [24, с. 82]. Однако здесь отсутствует перечисление операций, в отношении которых необходимо проведение контрольных процедур, а также не раскрыт субъектный состав контрольного отношения;

- обособлении его цели: операционные - повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности; информационные - обеспечение достоверности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, управленческого учёта; комплаенс-цели - соблюдение требований нормативных правовых актов, договоров иной документации [28, с. 42].

Таким образом, внутрихозяйственный финансовый контроль имеет особое значение в деятельности организаций и предпринимателей, т.к. направлен на систематическую проверку операций по движению материальных, трудовых, финансовых ресурсов с целью как исполнения положений действующего законодательства, так и оптимизации затрат, максимизации прибыли, роста стоимости предприятия как имущественно-хозяйственного комплекса. Однако В.В. Котов указывает на факт того, что вопросам регулирования внутреннего финансового контроля «в международной хозяйственной практике уделяется особое внимание», при этом в Российской Федерации данная предметная область «находится на начальной стадии развития» [27, с. 15]. Это распространяется на нормативно-правовую регламентацию организации системы внутрифирменного контроля за финансами. Отсутствие в российском законодательстве акта, обобщающего универсальные требования к структурированию системы внутреннего финансового контроля, порядку, срокам, частоте реализации контрольных процедур, привело к тому, что каждый экономический субъект при решении этого вопроса руководствуется собственными потребностями.

В п. 1 ст. 19 Федерального закона устанавливается, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни» [9], а поскольку любая операция сопряжена с движением тех или иных ресурсов, которые, как правило, имеют стоимостное выражение, то можно говорить о необходимости формирования именно системы внутрихозяйственного финансового контроля. При этом в п. 2 ст. 19 названного акта уточнено, что субъект, «бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» [9]. Впрочем, каких-либо положений, определяющих условия, правила формирования и функционирования системы внутреннего финансового контроля,

в законе не закреплено. Кроме того, текст п. 8 ст. 21 Закона [9] указывает на добровольный характер применения рекомендаций в сфере бухгалтерского учёта, что свидетельствует об отсутствии рамочных требований в данной предметной области.

Для разъяснения положений ст. 19 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» Минфином России был подготовлен документ, содержащий рекомендации по организации и осуществлению экономическими субъектами (за исключением организаций сектора государственного управления) внутреннего контроля [16]. В нём отражено предназначение внутреннего контроля, сводящееся к получению контролёрами объективной и достаточной информации о финансовых результатах деятельности, достоверности формируемой отчётности, соблюдении применяемого законодательства. При этом изначально категория «система внутреннего контроля» была определена в целях урегулирования отдельных аспектов аудиторской деятельности [11].

Согласно данному документу, перечень субъектов, отвечающих за реализацию процедур внутреннего контроля, не является закрытым [16]. В этой связи важен приказ Минтруда России, в котором зафиксирована основная цель профессиональной деятельности специалиста в названной сфере деятельности, охарактеризованы трудовые функции, раскрыты требования к образованию, опыту работы, представлен перечень необходимых знаний, умений [13].

Также названный ранее документ Минфина России устанавливает основные элементы внутреннего контроля экономического субъекта, как-то: контрольная среда - совокупность принципов и стандартов, на которых базируется организация и функционирование системы внутреннего контроля; оценка рисков - процесс выявления и анализа рисков; процедуры внутреннего контроля - действия, направленные на минимизацию рисков, сопровождающих деятельность экономического субъекта; информация и коммуникация - сведения, используемые при проведении контрольных процедур; оценка внутреннего контроля - мероприятия, включающие отслеживание результатов использования инструментов контроля в течение определенного периода [16]. Относительно порядка организации внутреннего контроля указано, что он обусловливается характером, масштабами деятельности, особенностями системы управления экономического субъекта [16]. В Международном стандарте аудита содержится схожая точка зрения на компонентный состав системы внутреннего контроля [15].

Стоит отметить также наличие большого числа специальных актов, регламентирующих проведение процедур внутреннего контроля субъектами, осуществляющими особые виды экономической деятельности [6; 12; 14].

Однако раскрытые в представленных выше документах отдельные аспекты организации системы внутреннего контроля экономического субъекта лишь косвенно относятся к финансово-контрольным мероприятиям. Опираясь на рекомендации названных нормативных правовых актов, сформулированы базовые требования к структуре системы внутрихозяйственного финансового контроля. Так, А.Б. Дубровин, по аналогии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 8 [11], обособляет в качестве элементов системы внутрихозяйственного финансового контроля контрольную среду, оценку риска, контрольные процедуры, информацию и коммуникации, мониторинг [20, с. 141]. Ю.А. Кутырев выделяет такие элементы системы внутреннего финансового контроля, как контрольная среда, определение и оценка риска, методы контроля, результаты контроля, анализ результатов контроля [29]. Структурные единицы, обозначенные автором, практически совпадают с перечнем компонентов, охарактеризованных ранее [11; 16]. В работе А.С. Дешук, Т.В. Абалакиной структурные элементы системы контроля в сфере финансов предприятия сформулированы с позиции финансового менеджмента. К ним отнесены: система бюджетирования; система мониторинга, контроля и анализа текущих операций; система анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности [19]. Однако такое видение в должной мере не отражает цель, задачи, функции, принципы контрольных процедур, не определяет круг субъектов, на которые возложена реализация проверочных действий, и ограничивает предметную область контроля выявлением соответствий (отклонений) между плановыми и фактическими значениями показателей бюджетов предприятия.

Система внутреннего финансового контроля хозяйствующего субъекта, на наш взгляд, выражает собой сочетание взаимосвязанных и взаимодополняющих структурных элементов, как-то: «целеполагание», «субъектно-объектный состав», «информационное обеспечение», «методический инструментарий», «комплекс мероприятий», «оценка результатов», участвующих в создании эффективно функционирующего механизма предупреждения предпринимательских рисков, обусловленных влиянием как внутренних факторов - износ материально-технической базы, уровень квалификации сотрудников, ассортиментный состав, так и внешних - негативное изменение инфляционных ожиданий, кризисные явления, смена политического и экономического курса.

Элемент «целеполагание» представляет собой определение приоритетной цели при формировании системы внутреннего финансового контроля, а также установку сопутствующих её достижению задач. По сути, в рамках названной структурной единицы необходимо разработать дерево целей, обозначив главное предназначение процедур контроля, охарактеризовав промежуточные задачи, раскрыв функции и принципы реализации финансово-контрольных мероприятий. Ключевая цель функционирования системы внутрихозяйственного контроля в сфере финансов - это максимизация чистой прибыли, в т.ч. за счёт минимизации различных видов рисков, а следовательно, в перечень текущих задач стоит включить, к примеру, поиск и последующее устранение факторов неопределённости финансово-хозяйственной деятельности, повышающих уровень риска, выявление лиц, ответственных за каждый этап движения ресурсов,

разработку оптимальной структуры активов и пассивов организации и другие. Среди разнообразия функций контроля особого внимания заслуживает превентивная, заключающаяся в пресечении нарушений положений финансового законодательства, условий договоров, текстов внутренней документации, что позволит сократить (обнулить) затраты, возникающие в процессе наложения штрафов, пеней. Также к функциям относят: информативную, аналитическую, регулирующую, стимулирующую, защитную, комплаенс-функцию и прочие [22; 24]. Среди принципов организации системы финансового контроля на предприятии можно выделить: общие, свойственные контролю как таковому (независимость, объективность, эффективность) [2], и специальные, характеризующие особенности проведения внутреннего контроля за ресурсным потенциалом (системность, обязательность, ответственность, эффективность).

Субъектно-объектный состав отражает, с одной стороны, перечень лиц (структурных единиц), выступающих в качестве контролёров, с другой - список объектов, подлежащих постоянному наблюдению. Важна самостоятельность организации в принятии решения по наделению функциями контроля сотрудников (отделов). Контрольная функция может быть: вменена отдельному структурному подразделению - службе внутреннего аудита, ревизионной комиссии предприятия, комплаенс-службе; закреплена за руководителями экономических подразделений; передана в аутсорсинг. Под объектом контроля стоит понимать ресурсный потенциал организации. В свою очередь, предмет контроля - совокупность операций, фактов финансово-хозяйственной деятельности, формы бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Говоря о таком компоненте системы внутреннего финансового контроля, как «информационное обеспечение», необходимо сгруппировать все многообразие сведений, используемых в процессе реализации контрольных действий. Так, к первой группе следует отнести совокупность нормативных правовых актов, устанавливающих как правила контроля, так и перечень норм, обязательных для соблюдения хозяйствующим субъектом при ведении им предпринимательской деятельности, ко второй - положения внутренней документации, определяющие требования к порядку, частоте, срокам исполнения финансово-контрольных процедур, к третьей - первичные, сводные, отчетные документы организации, к четвертой - внешнюю информацию, применение которой положительно повлияет на уровень рисков предприятия.

Методический инструментарий как совокупность форм, методов осуществления финансово-контрольных процедур - это: мониторинг финансово-хозяйственной деятельности; анализ данных промежуточной и итоговой отчётности; осмотр, инвентаризация активов; проверка исполнения внутренних и внешних требований структурными подразделениями; экспертиза принимаемых управленческих решений в сфере финансов; комплексная ревизия.

Элемент «комплекс мероприятий» призван упорядочить контрольные процедуры, в связи с этим включает: планирование, проведение, оформление результатов внутреннего финансового контроля. Планирование направленно на определение этапов, сроков, ответственных за ход финансово-контрольных мероприятий. Проведение - это непосредственно само контрольное действие, реализуемое при помощи соответствующего инструментария в целях обнаружения «слабых» сторон в производственной, управленческой деятельности организации, провоцирующих рост предпринимательских рисков. Оформление результатов подразумевает обобщение полученных посредством применения как одного, так и совокупности методов контроля сведений и формирование на их основе заключения о соблюдении норм законодательства, установленных на предприятии нормативов затрат, о достижении запланированных показателей деятельности и в целом о финансовом положении хозяйствующего субъекта.

Оценка результатов контроля сочетает в себе не только выявление уровня компетентности, независимости, объективности контролёров, но и достижение экономического эффекта по итогам финансово-контрольного мероприятия, проявляющегося в сокращении издержек, выявлении резервов, поиске источников повышения производительности.

Совокупность предложенных элементов системы внутреннего финансового контроля позволяет сформировать обобщенное представление о требованиях к организации проверочных процедур за движением финансовых, материальных, трудовых ресурсов на предприятии в целях сокращения предпринимательских рисков. Аналогичной точки зрения придерживается Н.Ю. Илларионова, полагающая, что в целом система внутреннего контроля экономического субъекта необходима для оценки рисков при совершении различных операций, а, следовательно, внедрение и дальнейшее повышение ее эффективности приведёт к минимизации рисков, в т.ч. и финансовых [21, с. 40]. В связи с этим внимания заслуживает введение комплаенс-функции в систему внутреннего финансового контроля.

По своей сути комплаенс представляет собой функцию контроля, реализующуюся в рамках системы внутреннего контроля предприятия, предназначение которой сводится к проведению совокупности мероприятий, направленных на снижение комплаенс-рисков, свойственных хозяйствующему субъекту. Последствием наступления этих рисков являются финансовые потери, обусловленные несоблюдением положений законодательства, неисполнением договорных обязательств, нарушением требований внутренней организационно-распорядительной документации. Особую группу рисков в деятельности предприятий составляют финансовые, включающие подгруппы: обусловленные функционированием внутренней и внешней относительного хозяйствующего субъекта финансовой средой - изменение стоимости

Таблица 1

Вспомогательные показатели оценки эффективности реализации комплаенс-функции

Показатели (исчисляются за календарный год; в целях текущего контроля расчет может производиться ежемесячно или поквартально)

Виды комллаенс-рисков

Соблюдение норм национального (, и еждународн ого) законодательства Собл юденне договори ых обязательств Предотвращен ие утраты деловой репутации

1. Коэффициент изменения числа фактов нарушения норм национального (международного) законодательства < ] 1. Коэффициент изменения числа фактов нарушения договорных обязательств < 1 1. Коэффициент изменения числа лояльных клиентов> 1

2, Коэффициент изменения сумм штрафов, пеней за нарушение норм национального (меж ду народного) законодательства < 1 2. Коэффициент изменения числа нарушений договорных обязательств но суммам сделок < 1 2, Коэффициент изменения объема привлеченных инвестиций > I

3. Коэффициент изменения сумм судебных издержек, понесенных при разрешении споров по фактам нарушения норм национального (международного) законодательства в судебном порядке < 1 3. Коэффициент изменения сумм штрафов, пеней, неустоек за нарушение договорных обязательств < 1 3. Коэффициент изменения среднего размера скидок, предоставляемых поставщиками товаров, работ, услуг >1

4. Коэффициент изменения числа внеплановых проверок со стороны органов государственного контроля < ! 4. Коэффициент изменения сумм судебных издержек, понесенные при разрешении споров по гражданско-правовым договорам в судебном порядке < I 4. Коэффициент изменения длительности отсрочки платежей контрагентам по гражданско-правовым договорам > 1

5. Коэффициент изменения сумм просроченной кредиторской задолженности < ] 5. Коэффициент изменения средней процентной ставки по кредитным договорам организации (хозяйствующий субъект выступает в качестве заемщика) < 1

6. Коэффициент изменения числа нарушений антикоррупционного законодательства < 1 (для крупных компаний, участников внешнеэкономической деятельности)

привлечённого капитала, появление новых видов затрат, рост уровня инфляции, падение курса рубля, усиление налогового бремени; влекущие за собой материальные потери, но не возникшие в результате применения финансовых инструментов — штрафы, пени, неустойки за нарушение требований нефинансового характера.

Таким образом, комплаенс-функция как составляющая системы внутреннего финансового контроля позволит повысить его эффективность за счёт сокращения материальных потерь, вызванных нарушениями требований норм налогового, бюджетного, таможенного, валютного права.

Примечательно, что обязанность по осуществлению комплаенс-контроля, исходя из положений российского законодательства, возложена только на банковские кредитные организации [17], остальные экономические субъекты свободны в своем выборе. Воплощение комплаенс-функции возможно путём: создания отдельной службы; вменения в обязанность конкретных должностных лиц; передачи сторонним организациям (аутсорсинг). Но большинство хозяйствующих субъектов отказываются от использования комплаенс-контроля, т.к. его внедрение сопряжено с ростом затрат. Для оценки результата от введения в систему внутреннего финансового контроля комплаенс-функции нами предложено использовать следующие коэффициенты:

К*

1) эффективность комплаенс-контроля = (Экономия на уплате штрафов, пеней, неустоек, судебных издержек, возможные потери от оттока клиентов, контрагентов, деловых партнеров, инвесторов) / (Затраты на выполнение комплаенс-функции) - нормативное значение больше 1;

2) затраты на реализацию комплаенс-функции < Потери от санкций за нарушения законодательства, договорных обязательств, утраты репутации.

Также рекомендуется рассчитывать показатели, изменение которых косвенно отражает эффективность реализации комплаенс-функции (табл. 1).

Каждый из них исчисляется как отношение данных, полученных за отчётный период, к сведениям, собранным за предшествовавший аналогичный временной промежуток. Если значения перечисленных индикаторов соответствуют нормативным параметрам, также указанным в табл. 1, то внедрение комплаенс-функции в деятельность экономического субъекта оправдано.

Итак, анализ нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы осуществления финансово-контрольных мероприятий, позволил выявить наличие ряда неурегулированных аспектов.

В Российской Федерации отсутствует акт, обобщающий в себе требования к организации системы внутреннего финансового контроля на предприятии. Положения, содержащиеся в правилах (стандартах) аудиторской деятельности, обычно вызывают интерес аудиторов, при этом служба внутреннего аудита предусмотрена организационной структурой не всех хозяйствующих субъектов, а следовательно, значительное число средних, малых предприятий и индивидуальных предпринимателей не осведомлены об элементном составе системы внутрихозяйственного контроля.

В этой связи в качестве структурных элементов системы внутреннего финансового контроля нами предложено использовать следующие: «целеполагание», «субъектно-объектный состав», «информационное обеспечение», «методический инструментарий», «комплекс мероприятий», «оценка результатов». При этом применение такого сочетания компонентов в целом направлено на формирование системного представления об организации внутрихозяйственного контроля за финансами.

Кроме того, разработка Минфином России документа в форме, к примеру, методических рекомендаций по урегулированию указанной предметной области и введение в ст. 19 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» отсылочных норм на него поспособствует устранению обозначенного пробела.

В процессе исследования было определено, что основное предназначение финансового контроля, инициируемого предприятием, сводится к минимизации предпринимательских рисков, среди которых особое место занимают комплаенс-риски. Однако регламентация комплаенс-контроля в России ограничена формальным переводом рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.

А это заведомо умаляет его значимость в деятельности хозяйствующих субъектов как банковского, так и небанковского сектора. Вместе с тем существенность комплаенс-функции подтверждается не только научными исследованиями в сфере риск-менеджмента, но и интересами лиц, взаимосвязанных с экономическим субъектом, - государства, собственников, инвесторов, кредиторов, контрагентов, персонала. Поэтому нами было предложено ввести комплаес-функцию в систему внутреннего финансового контроля предприятий, а также разработаны группы индикаторов, использование которых сводится к оценке целесообразности от её внедрения.

Таким образом, несмотря на важность внутрихозяйственного финансового контроля, в Российской Федерации вопросы его организации не нашли должного закрепления в нормативных правовых актах, что свидетельствует о неурегулированности данной сферы. В свою очередь, разработанные нами в ходе исследования рекомендации позволят заполнить имеющиеся пробелы.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята в г. Лиме 17.10.1977 -26.10.1977 IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ). [Электронный ресурс] // Сайт «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru/cons/cgi/onПne.cgi?req=doc;base=ГNT;n=9332#0 (дата обращения: 13.01.2017).

3. Таможенный кодекс Таможенного союза (в посл. ред.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (в посл. ред.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16 июля 1998 г.) (в посл. ред.) // Собрание законодательства Российской Федерации. -1998. - № 31. - Ст. 3824.

6. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (в посл. ред.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 33 (часть Г). - ст. 3418.

7. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (в посл. ред.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. -№ 28. - Ст. 2790.

8. О валютном регулировании и валютном контроле : Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (в посл. ред.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 50. - Ст. 4859.

9. О бухгалтерском учёте : Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (в посл. ред.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 50. - Ст. 7344.

10. О Счётной палате Российской Федерации : Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ (в посл. ред.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 14. - Ст. 1649.

11. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности : Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 (Правило (стандарт) № 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 39. - Ст. 3797.

12. Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг : Приказ ФСФР России от 24 мая 2012 г. №12-32/пз-н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2012. - № 52.

13. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролёр)» : Приказ Минтруда России от 22 апреля 2015 г. №236н [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 13.01.2017).

14. Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденное Банком России 15 декабря 2014 г. №445-П // Вестник Банка России. - 2015. - №14.

15. Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения : Международный стандарт аудита 315 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 13.01.2017).

16. Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности : Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. - Режим доступа: http://www. minfin.ru (дата обращения 13.01.2017).

17. О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору : Письмо Банка России от 2 ноября 2007 г. №173-Т // Вестник Банка России. - 2007. - № 61.

18. Варфоломеева, Ю. А. Правовые основы финансового контроля // Финансовое право. - 2005.

- № 12. - С. 10-15.

19. Дешук, А. С., Абалакина, Т. В. Организация системы финансового контроля в современном крупном и среднем бизнесе // Науковедение : интернет-журнал. - 2014. - № 6. [Электронный ресурс] // Сайт интернет-журнала «Науковедение». - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/198EVN614. pdf (дата обращения 13.01.2017).

20. Дубровин, А. Б. Построение системы внутреннего финансового контроля в нефтегазовой компании с учетом отраслевой специфики // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2015. - № 1 (211). - С. 141-147.

21. Илларионова, Н. Ю. Внутренний контроль: пробелы и параллели // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2013. - № 9. - С. 34-43.

22. Ильин, А. Ю., Моисеенко, М. А. Правовая доктрина финансового контроля // Финансовое право. - 2014. - № 4. - С. 14-23.

23. Ильина, М. Финансовый контроль и его значение // Российский бухгалтер. - 2015. - № 12.- С. 37-48.

24. Каратонов, М. Е. Финансово-правовое регулирование внутреннего аудита как одного из видов финансового контроля в РФ // Налоги. - 2006. - № 1. - С. 80-87.

25. Конюхова, Т. В. К вопросу о концепции проекта Федерального закона «О финансовом контроле» // Журнал российского права. - 2006. - № 6. - С. 16-27.

26. Котов, В. В. О правовых механизмах общественного финансового контроля // Финансовое право. - 2013. - № 3. - С. 7-11.

27. Котов, В. В. Обеспечение достоверности налоговой отчетности как задача негосударственного финансового контроля // Финансовое право. - 2013. - № 7. - С. 14-16.

28. Куприянова, Т. Б., Бокатая, С. В. Нормативные основы организации системы внутреннего финансового контроля предприятий // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2016. - № 3. - С. 40-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Кутырев, Ю. А. Система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в федеральном казначействе // Науковедение : интернет-журнал. - 2016. - Т. 8. - № 6. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/21EVN616.pdf (дата обращения 13.01.2017).

30. Лапина, М. А., Лапин, А. В. Общественный финансовый контроль как показатель развития гражданского общества // Финансовое право. - 2012. - № 4. - С. 2-6.

31. Лапина, М. А., Ловинюков, А. С. Понятие и виды финансового контроля // Юридический мир. - 2012. - № 4. - С. 28-32.

32. Некрасов, А. С. Внутренний контроль как основа системы финансового контроля // Финансовое право. - 2015. - № 10. - С. 8-12.

33. Ялбулганов, А. А. Финансовый контроль как институт финансового права // Юрист. - 1999.

- № 4. - С.43-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.