УДК 336.657
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕГО (ФИНАНСОВОГО) И ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ*
Т. А. ПОЖИДАЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита E-mail: tap@umc. vsu. ru Воронежский государственный университет
В статье проведена классификация видов и форм финансово-хозяйственного контроля; раскрыты отличительные особенности в содержании и организации внешнего (финансового) и внутрихозяйственного контроля.
Ключевые слова: финансово-хозяйственный контроль, внешний контроль, внутрихозяйственный контроль, государственный финансовый контроль, ведомственный контроль, общественный контроль.
Необходимость формирования адекватной рыночным условиям хозяйствования инфраструктуры управления экономическими процессами обусловливает потребность в принципиально новых подходах к трактовке вопросов теории и организации контроля. До настоящего времени не раскрыты основополагающие характеристики содержания финансово-хозяйственного контроля с учетом особенностей современного этапа развития экономических отношений в России, недостаточно разработаны вопросы классификации видов и форм контроля, практически полностью отсутствуют современные комплексные методики, организующие осуществление контрольной деятельности в разрезе различных
* Статья публикуется по материалам журнала «Экономический анализ: теория и практика». 2012. № 9 (264).
ее направлений и объектов. Неразработанность отмеченных аспектов контроля и потребность рыночной системы хозяйствования в адекватных формах его проведения детерминируют необходимость переосмысления старых представлений о контроле и разработке новых подходов к пониманию его сущности, содержания, видов и форм.
Изучая сущность контроля, следует отметить, что в реальной действительности нет контроля вообще, а есть контроль за конкретным содержанием, видов и форм. Если рассматривать контроль в целом как функцию управления, особый целенаправленный вид практической деятельности, то в зависимости от охватываемой контролем сферы управленческой деятельности, его целей и задач можно выделить следующие специализированные виды контроля: административный, правовой, технический, финансово-хозяйственный, экологический и др. В частности, сферой действия финансово-хозяйственного контроля, объектом его приложения являются хозяйственные и финансовые операции, в комплексе образующие финансово-хозяйственную деятельность экономических субъектов и исследуемые с целью объективной оценки ее экономической эффективности, установления законности, достоверности и целесообразности этих операций, сохранности материальных и денежных ресурсов, выявления внутрихозяйственных резервов повышения эффективности хозяйствования.
Важным условием рациональной организации финансово-хозяйственного контроля является разработка его научно обоснованной классификации по видам, формам, методам и приемам. При этом следует отметить, что в опубликованных работах по контролю встречаются разночтения в толковании названных категорий. Нередко признаки классификации видов финансово-хозяйственного контроля рассматриваются как критерии его форм, а последние часто отождествляются с методами и приемами контроля. Например, в одних источниках ревизия, тематическая проверка, обследование рассматриваются как формы контроля, в других - как его методы. Предварительный, текущий и последующий контроль в разных работах относят и к видам, и к формам, и к приемам контроля. Такие расхождения в терминологии вызывают необходимость в разграничении всех этих понятий, в разработке научно обоснованной классификации контроля.
Сложность и многогранность отношений, объединяемых понятием контроля, обусловливают существование различных его видов. Общее, что объединяет все виды финансово-хозяйственного контроля, - это единство экономического содержания, предмета и метода. Но приэтом каждый из них имеет свои специфические особенности. В целом, по мнению автора, финансово-хозяйственный контроль можно представить как совокупность двух взаимосвязанныхчастей: внешнего (финансового) и внутрихозяйственного (управленческого) контроля (рис. 1).
Такое разделение обусловлено их принципиальными различиями, выражающимися в том, что каждый вид контроля имеет разные цели, объекты и субъекты, свою организацию, информационное обеспечение и другие особенности (табл. 1).
Таким образом, внешний контроль осуществляется субъектами, не входящими в систему проверяемого объекта, для обеспечения полноты и своевременности поступления всех видов государственных
доходов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, целевого и рационального использования финансовых ресурсов, соблюдения финансовой дисциплины, установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, в связи с чем внешний контроль, по мнению автора, можно отождествлять с понятием финансового контроля. Он включает в себя государственный, ведомственный, независимый (аудиторский), общественный контроль. В отличие от внешнего (финансового) контроля внутрихозяйственный проводится внутренними службами хозяйствующего субъекта для выявления внутрихозяйственных резервов роста эффективности хозяйствования, а также проверки степени обоснованности управленческих решений и итогов их выполнения, т. е. осуществляется для целей внутреннего управления производством и всей финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. В связи с этим внутрихозяйственный контроль можно с полным основанием называть управленческим.
Рассмотрим более подробно содержание и организацию каждого вида контроля.
Государственный контроль обеспечивает интересы государства, проверяетвыполнение перед ним обязательствюридггаескимиифизи-ческимилицамии соблюдение законности. Это поюггиевключ^твсебя контрользаисполнением федеральногобюджетаибюджетов ф едеральных внебюджетных фондов, организацией денежного
Финансово-хозяйственный _контроль_
Внешний (финансовый)
Внутрихозяйственный (управленческий)
о
ч ф
т
Ш з
- °
т £
п 5
-г- го
ю О
5 т Й °
9
1—
о
о
X
(1)
СП
О
1—
о
о
го -г
го
и
1— X о
о т
Рис. 1. Видыфинансово-хозяйственногоконтроля
Таблица 1
Принципиальные особенности содержания и организации внешнего (финансового) и внутрихозяйственного (управленческого) контроля
Классификационный признак Внешний (финансовый) контроль Внутрихозяйственный (управленческий) контроль
Цель контроля (в зависимости от пользователей результатов контроля) Обеспечение соблюдения действующего законодательства, регулирующего финансово-хозяйственную деятельность экономических субъектов. Соблюдение своевременности и полноты поступления, сохранности и целевого использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов. Установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов. Выявление резервов и путей роста доходов государственного бюджета Установление законности, достоверности и целесообразности совершаемых финансовых и хозяйственных операций. Обеспечение сохранности материальных и денежных средств предприятия и предупреждение хищений и бесхозяйственности. Выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности хозяйствования. Проверка обоснованности управленческих решений и результатов их выполнения
Объект контроля Финансово-хозяйственная деятельность экономических субъектов различных организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности Различные аспекты производственно-финансовой деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта
Субъект контроля Организации и лица, находящиеся за пределами контролируемого хозяйствующего субъекта (органы законодательной и исполнительной власти, государственного управления и контроля, независимые аудиторские организации, ассоциации независимых профсоюзов, общественные объединения потребителей и др.) Различные организационные структуры внутрихозяйственного управления и должностные лица, ответственные за проведение контроля (ревизионная комиссия, бухгалтерская, финансовая, маркетинговая, юридическая службы, отдел технического контроля, менеджеры, совет директоров, директора филиалов и дочерних предприятий, начальники цехов и др.)
Массовость контроля Проводится отдельными специалистами или группами специалистов органов законодательной и исполнительной власти, государственного управления и контроля, одним или группой независимых аудиторов и т. д. Является массовым, так как в осуществлении внутрихозяйственного контроля вовлекается широкий круг лиц и служб
Регламентация организационной структуры контроля Осуществляется специалистами или группами специалистов, назначенными руководителями органов и организаций Осуществляется службами и лицами по должностным или функциональным обязанностям
Организация контроля (периодичность осуществления) Проводится периодически в сроки, установленные действующими нормативными актами (ежеквартально, ежегодно, один раз в два года, один раз в три года) Проводится систематически на регулярной основе (ежедневно, ежедекадно, ежемесячно)
Информационное обеспечение контроля Использование только той информации, которая необходима для осуществления различных по своему назначению контрольных проверок и достижения в результате их проведения соответствующих целей (например, набор информации, позволяющей проверить правильность исчисления налогов и своевременность их перечисления в бюджет будет отличаться от набора информации, позволяющей провести детальный контроль правильности расходования бюджетных средств) Использование всего комплекса информации, формируемой внутри хозяйствующего субъекта (бухгалтерской, финансовой, технико-экономической, аналитической, правовой, нормативно-справочной, плановой и т. д.)
Окончание табл. 1
Классификационный признак Внешний (финансовый) контроль Внутрихозяйственный (управленческий) контроль
Измерители информации Преимущественно стоимостные измерители Любые измерители: стоимостные, натуральные, трудовые, условно-натуральные
Степень оперативности контроля Не является оперативным, так как носит характер последующего контроля и проводится после завершения контролируемых операций и событий Носит оперативный характер, последовательно осуществляется на нескольких стадиях: - формирование и первичная регистрации данных; - использование первичной информации при ее обработке (обобщение, классификация, группировка); - использование обобщенных, сводных данных
Регламентированность осуществления контроля Обязательность и организация проведения регламентируется нормативными актами и стандартами, действующими в Российской Федерации Нет установленных норм и стандартов проведения, не существует общепринятых правил и методик
Направленность контроля Обеспечивает потребности внешних (государственных) органов в точной, полной и достоверной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, соблюдении финансовой дисциплины, соблюдении налогового законодательства и т. д. Обеспечивает внутренние потребности руководства экономического субъекта в оперативной, комплексной, точной информации о различных аспектах его финансово-хозяйственной деятельности для целей управления
Степень точности результатов контроля Могут быть допущены неточности, так как проводится периодически за большие промежутки времени и, как правило, на выборочной основе ввиду большого объема проверяемой информации Отличается глубиной и точностью, так как является непрерывным, систематическим и сплошным
Место принятия решений по результатам контроля За пределами контролируемого экономического субъекта Внутри экономического субъекта его менеджерами и директорами, руководителями структурных подразделений
Оформление результатов контроля Акты проверок, акты ревизий, аудиторские заключения и другие документы, оформляемые по установленной форме Нет установленной формы обобщения результатов контроля. Они могут быть оформлены в виде служебных записок, рапортов, актов, сводок отклонений, их группировок по причинам, виновникам, центрам ответственности и т. д.
обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Государственный контроль осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти, а также созданными ими государственными органами управления и контроля в пределах своей компетенции. К ним относятся: главное контрольное управление Президента РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Минфина России, Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Банк России, Федеральная антимонопольная
служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Пенсионный фонд РФ и другие государственные внебюджетные фонды, органы статистики и др.
С момента перехода на рыночные отношения принятые в Российской Федерации законодательные и другие правовые акты значительно ограничили сферу государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и учреждений. По мнению многих специалистов, такие ограничения в отношении контроля со стороны государства стали закономерными и вполне объяснимыми применительно к частному сектору экономики. Однако в немалой степени ослаблен
контроль и за государственными и муниципальными предприятиями, бюджетными учреждениями. В современных условиях, когда вопросы управления сместились в область саморегулирования, система государственного финансового контроля оказалась лишенной необходимой правовой и организационной основы. В результате этого деятельность указанных ранее органов и ведомств в области контроля не координируется, в силу чего возникают несогласованность, дублирование и параллелизм. В результате наблюдается крайне низкая эффективность государственного финансового контроля. Преодолеть существующие недостатки государственного контроля возможно, только создав необходимую правовую базу. Еще в середине 1990-х гг. предполагалось, что эта проблема будет решена с разработкой и принятием соответствующего закона о государственном финансовом контроле. Однако этот закон до сих пор не принят.
Ведомственный контроль в настоящее время реализуется в рамках государственного сектора. Он осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок министерствами, федеральными службами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им организаций и учреждений. В условиях плановой системы это был самый распространенный вид контроля. В настоящее же время в результате процесса разгосударствления экономики ведомственный контроль потерял свою былую значимость. В настоящее время не существует вообще никаких норм и правил его осуществления, что приводит к ослаблению контроля за государственными предприятиями и бюджетными учреждениями, а зачастую и к полной бесконтрольности их деятельности. В результате значительных нарушений (нецелевого расходования государственных средств, прежде всего кредитных ресурсов, средств государственной поддержки отдельных видов экономической деятельности, незаконной перекачки денег в коммерческие структуры, прямых хищений и растрат) государственный бюджет несет огромные потери. Преодоление сложившейся негативной ситуации, по мнению специалистов, следует также начать с разработки правовой основы осуществления ведомственного контроля. Такая попытка была
предпринята при подготовке названного ранее законопроекта. Но, как уже отмечалось, он все еще не принят, а поэтому проблема правового регулирования организации и осуществления государственного и ведомственного контроля до сих пор стоит очень остро и требует безотлагательного решения.
В условиях рыночной экономики возрастает потребность в достоверной информации не только по вертикальным, но прежде всего по горизонтальным связям хозяйствующего субъекта со своими партнерами, кредиторами, акционерами, инвесторами и др. Это обусловило появление и развитие нового для российской практики вида контроля -независимого (аудиторского). В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Аудиторский контроль осуществляется за деятельностью организаций на платной основе независимыми аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, получившими квалификационный аттестат аудитора и являющимися членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы имеют право занимать -ся аудиторской деятельностью только с момента внесения их в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членами которой они являются.
Общественный контроль находит свое выражение в современных условиях в виде реализации контрольных действий за деятельностью хозяйствующего субъекта общественными организациями. В частности, такой контроль осуществляют профсоюзы для защиты интересов и прав своих членов.
Отказ от идеологической направленности государственной и хозяйственной деятельности привел к ликвидации таких ранее развитых форм общественного контроля, как контроль партийными и комсомольскими организациями, а также группами и постами народного контроля. Вместе с тем в настоящее время действенной формой общественного контроля стал контроль со стороны общественных объединений потребителей, их
ассоциаций и союзов, которые в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (законом о правах потребителя) вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей, проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг), заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них, а также участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с их обращением.
Укрепление статуса организации (предприятия) как самостоятельного хозяйствующего субъекта в современных условиях ставит ее перед необходимостью повышать эффективность своей деятельности путем совершенствования системы управления за происходящими хозяйственными процессами. Это обусловливает повышение значимости другого вида контроля - внутрихозяйственного, который является важной самостоятельной функцией управления внутри организации (предприятия). Главное его назначение состоит в непрерывном, сплошном и системном наблюдении за производственной, снабженческо-сбытовой и финансовой деятельностью всех подразделений для выявления резервов роста ее эффективности, обеспечения сохранности денежных и материальных ресурсов, устранения причин и условий, порождающих бесхозяйственность и потери. Он осуществляется всеми функциональными службами организации (бухгалтерской, финансовой, маркетинговой, юридической и др.) в пределах установленной компетенции, а также линейными руководителями, среди которых главенствующая роль в проведении внутрихозяйственного контроля отводится руководителю организации.
Зарубежный опыт изучения вопросов организации внутрихозяйственного контроля, представленный, в частности, в исследованиях американских ученых Э. А. Аренса и Д. К. Лоббека, английского исследователя Р. Адамса, свидетельствует о том, что при разработке эффективной системы внутрихозяйственного контроля администрация преследует следующие основные цели: - обеспечение надежной информацией - для
успешного руководства деятельностью ком-
пании и принятия управленческих решений администрации необходимо иметь в своем распоряжении надежную (достоверную) информацию;
- обеспечение сохранности активов и документов компании - если материальные активы компании не будут защищены адекватной системой контроля, то они могут быть расхищены, использованы в неподобающих целях или же случайно уничтожены; то же справедливо и по отношению к неосязаемым активам (таким как дебиторская задолженность), важным документам и регистрам;
- обеспечение эффективности хозяйственной деятельности - контрольные моменты внутрихозяйственной системы необходимы, чтобы можно было избежать бесполезного дублирования и непроизводительных затрат во всех областях ее функционирования; они должны также предотвращать и неэффективное использование всех прочих ресурсов;
- обеспечение соответствия предписанным учетным принципам - система внутрихозяйственного контроля должна обеспечить необходимую степень уверенности в том, что работники компании осуществляют свою деятельность в соответствии с политикой, планами, процедурами, законами и постановлениями, каковые могли бы оказать существенное воздействие на хозяйственные операции и на отчетность.
Изложенное практически полностью согласуется с авторским пониманием целей осуществления контрольной деятельности внутри хозяйствующего субъекта. В связи с этим в зависимости от целевой направленности внутрихозяйственного контроля можно выделить следующие его направления:
- контроль за ходом производственного процесса и формированием его результата, т. е. операционный или внутрипроизводственный контроль;
- контроль за рациональным использованием ресурсов и эффективностью хозяйственной деятельности предприятия, т. е. контроль эффективности или оптимизационный контроль;
- контроль за сохранностью имущества (активов) хозяйствующего субъекта;
- контроль за достоверностью информации о хозяйственном процессе и его результате;
- контроль за соответствием действующим стандартам, нормам, правилам, положениям, учетной политике, законодательным и другим нормативным актам.
Еще одной важной категорией, позволяющей провести научно обоснованную классификацию контроля, является его форма. В опубликованных работах по контролю нередко признаки выделения видов финансово-хозяйственного контроля рассматриваются как критерии дифференциации его форм. Такое толкование противоречит философской интерпретации категории формы как выражения внутренних связей и способа существования (организации), взаимодействия элементов и процессов единого целого (предмета или явления). Поэтому под формами финансово-хозяйственного контроля, по мнению автора, следует понимать способы конкретного выражения и организации контрольных действий, направленных на выполнение функций контроля.
Предлагается классификация форм финансово-хозяйственного контроля по классификационным признакам и группам (рис. 2.).
Классификационный _признак_
По степени охвата процессов и операций можно выделить полный и частичный контроль. В случае если контролем охвачена вся финансово-хозяйственная деятельность экономического субъекта, все виды хозяйственных операций, контроль является полным. При частичном контроле проверяются только отдельные сферы деятельности организации или отдельные виды хозяйственных операций.
По методу проверки контроль может быть сплошным и выборочным. При сплошном контроле проверке подвергаются все без исключения хозяйственные операции на основе изучения всех документов, бухгалтерских записей за весь проверяемый период. Выборочность может осуществляться в двух формах: либо охватываются проверкой все документы в отдельные месяцы в пределах года, либо - часть документов за каждый месяц.
В зависимости от способа получения информации, используемой при выполнении контрольных функций, контроль подразделяется на документальный и фактический. Документальный контроль заключается в установлении достоверности и законности хозяйственных операций по данным первичных документов, учетных регистров, отчетности, письменных свидетельств
Классификационная _группа_
По степени охвата
По методу проверки
По способу получения доказательств
По степени необходимости
По времени проведения контрольных действий
По периодичности проведения
По способу организации контрольных действий
3 3
Полный. Частичный
Сплошной. Выборочный
Документальный. Фактический
Обязательный. Инициативный
Предварительный. Текущий. Последующий
Систематический. Периодический. Эпизодический
Комплексная ревизия. Тематическая проверка (обследование). Счетная проверка отчетности
Рис. 2. Классификация форм финансово-хозяйственного контроля
третьих лиц, плановой, нормативной, проек-тно-конструкторской, технологической и прочей документации. Фактическим назы -вается контроль, при котором количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и других способов проверки фактического наличия товарно-материальных ценностей, денежных средств, ценных бумаг
и др. Следует отметить, что действительное состояние исследуемого объекта можно установить только при сочетании этих двух форм контроля, а не на основе использования в ходе проверки какой-то одной из них.
По степени необходимости контроль может быть обязательным и инициативным. Обязательность контроля предусматривается действующим законодательством. Примером существования названной формы контроля являются установленные законодательством обязательные ежегодные аудиторские проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности для определенных категорий экономических субъектов. В отличие от обязательного инициативный контроль проводится по заказу заинтересованных хозяйствующих субъектов (инициативный аудит), государственных органов (контроль за качеством и безопасностью товаров, работ, услуг, за применением регулируемых цен по инициативе федерального антимонопольного органа, федерального органа по стандартизации, метрологии и сертификации (их территориальными органами) в случае нарушения прав потребителей), должностных или других заинтересованных лиц (контроль по инициативе управляющих, менеджеров, собственников, акционеров, инвесторов).
В качестве форм финансово-хозяйственного контроля следует выделить также предварительный, текущий и последующий контроль. В основу этой классификации положены отдельные способы выражения и организации контрольных действий в зависимости от времени их проведения. Предварительный контроль предшествует совершению хозяйственных и финансовых операций и носит предупреждающий характер. Источниками информации для его осуществления могут быть плановые задания, проектно-сметная документация, договоры, документы на отпуск товарно-материальных ценностей и готовой продукции, на выдачу денежных средств и др. Его целью является предотвращение незаконных действий, нарушений, непроизводительных расходов и потерь.
На стадии планирования и прогнозирования предварительный контроль служит предпосылкой для принятия оптимальных управленческих решений. Текущий контроль осуществляется в процес-
се совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуальных наблюдений, он позволяет выявлять отклонения от норм, нормативов, запланированных параметров, регулировать на их основе быстроменяющиеся хозяйственные ситуации для предупреждения убытков и потерь, изыскания внутрихозяйственных резервов роста эффективности деятельности организации.
Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций на основе данных первичных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности и др. Он отличается углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности организации за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. Целью последующего контроля является установление целесообразности и законности совершенных хозяйственных операций, выявление недостатков в работе, нарушений и злоупотреблений, а также вскрытие и мобилизация резервов улучшения деятельности контролируемой организации.
По периодичности проведения контрольных мероприятий можно выделить систематический, периодический и эпизодический контроль. Контроль может осуществляться непрерывно, за короткие промежутки времени, например ежесменно, ежедневно, ежедекадно, ежемесячно, т. е. носить систематический характер. Кроме того, контроль может проводиться периодически, за большие промежутки времени, например ежегодные обязательные аудиторские проверки для отдельных установленных законодательством категорий экономических субъектов или регулярные (один раз в три года) проверки организаций инспекциями Федеральной налоговой службы и т. д. Также на практике контроль может быть осуществлен эпизодически в связи с определенными событиями в деятельности хозяйствующего субъекта, например проведение аудиторской проверки при создании новой дочерней компании, при ликвидации организации, ее слиянии с другими фирмами и в иных случаях.
В зависимости от способа организации контрольных действий выделяют комплексную
ревизию, тематическую проверку (обследование), счетную проверку отчетности.
Комплексная ревизия представляет собой систему контрольных действий, осуществляемых по поручению руководителя вышестоящего органа управления ревизионной группой или ревизором за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных организаций, подчиненных компаний, филиалов или внутренних структурных подразделений и направлена на установление законности, достоверности и экономической целесообразности совершенных хозяйственных и финансовых операций с помощью специальных приемов документального и фактического контроля. Целью ревизии является выявление нарушений и хищений, бесхозяйственности и расточительства, установление способствовавших им причин, условий и виновных в этом лиц. Она должна проводиться с определенной периодичностью. Результаты ревизий оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.
В отличие от ревизии тематическая проверка (обследование) проводится по определенному кругу вопросов или по одному вопросу (теме) путем ознакомления на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности. При этом используются различные приемы фактического и документального контроля и не обязательно прибегать к проверке первичных документов и учетных записей со стороны их законности и достоверности. Тематические проверки проводятся нерегулярно и оформляются справками и докладными записками.
Счетная проверка отчетности представляет собой систему контрольных действий, осуществляемых для установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Она может проводиться государственными финансовыми органами (например инспекциями Федеральной налоговой службы), органами статистики, банками, работниками учетного, финансового и контрольно-ревизионного аппарата вышестоящих органов хозяйственного управления при приемке отчетности, ревизиях, анализе финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий или подчиненных структурных
подразделений компаний с вертикально интегрированной системой управления. Кроме того, в настоящее время эта форма контроля получила свое распространение в экономической практике как аудит финансовой отчетности, проводимый независимыми аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. При этом следует отметить, что счетная проверка не сводится только лишь к технической проверке правильности оформления отчетов, арифметических подсчетов, взаимной увязки показателей различных форм отчетности, преемственности показателей смежных периодов и т. д. На самом деле счетная проверка отчетности включает в себя элементы как формальной проверки, так и контроля по существу. При этом выделяют три основных этапа контроля:
- проверку согласованности показателей различных форм отчетности;
- сверку отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета;
- проверку обоснованности учетных записей по данным первичных документов. Помимо названных в отдельных публикациях, работах к формам контроля относят также и следствие. Такая точка зрения представляется не совсем правильной, так как ведение следствия возложено на правоохранительные органы, являющиеся субъектами не финансово-хозяйственного, а правового контроля.
После рассмотрения выделенных в разрезе классификационных признаков видов и форм контроля целесообразно показать в комплексе взаимосвязь между ними (табл. 2).
Существующие в настоящее время виды финансово-хозяйственного контроля могут проводиться, как правило, по всем формам за исключением тех случаев, что отмечены в табл. 2 знаком «минус». В частности, внутрихозяйственный контроль не может быть внешним, периодическим и эпизодическим, так как это противоречит его сущности.
Представленная классификация финансово-хозяйственного контроля позволяет наиболее полно раскрыть его сущность, уточнить экономическое содержание отдельных видов и форм контроля, выявить специфические особенности в организации контрольной деятельности.
Таблица 2
Взаимосвязь видов и форм финансово-хозяйственного контроля
Форма контроля Вид контроля
Внешний (финансовый) Внутрихозяйственный
Государственный Ведомственный Независимый (аудиторский) Общественный
Полный + + + + +
Частичный + + + + +
Сплошной + + + + +
Выборочный + + + + +
Документальный + + + + +
Фактический + + + + +
Обязательный + + + + +
Инициативный + + + + +
Предварительный - - + - +
Текущий - - + - +
Последующий + + + + +
Систематиче ский + + + + +
Периодический + + + + -
Эпизодический + + + + -
Комплексная ревизия + + - + +
Тематическая проверка (обследование) + + + + +
Счетная проверка отчетности + + + - +
Список литературы
1. Адамс Р. Основы аудита / под ред. Я. В. Соколова. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995.
2. Аренс Э. А., Лоббек Д. К. Аудит / под ред. Я. В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1995.
3. Белобжецкий И. А. Финансово-хозяйственный контроль в управлении экономикой. М.: Финансы, 1979.
4. Белобжецкий И. А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. М.: Финансы и статистика, 1989.
5. Белуха Н. Т. Теория финансово-хозяйственного контроля: учеб. пособие. Киев: Высшая школа, 1990.
6. Валуев Б. И. Контроль в системе внутрипроизводственного хозрасчета / Б. И. Валуев,
Л. П. Горлова, В. В. Муровская и др. М.: Финансы и статистика, 1987.
7. Мельник М. В., Пантелеев А. С., Звездин А. Л. Ревизия и контроль: учеб. пособие / под ред. проф. М. В. Мельник. М.: КноРус, 2006.
8. О защите прав потребителей (закон о правах потребителя): Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1.
9. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3.
10. Пожидаева Т. А., Круглов А. А. Роль внутрихозяйственного контроля в управлении эффективностью производства // Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 19.
11. Суйц В. П. Внутрипроизводственный контроль. М.: Финансы и статистика, 1987.
ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !
Предлагаемпубликацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость однойпубликации — 8 000рублей (НДСнеоблагается) задве журнальные страницы формата А4.
Тел./факс:(495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru