количество предоставляемых льгот, отсрочек, вычетов, инвестиционных кредитов и др. [1].
Точечная оценка налогового потенциала должна применяться органами власти при разработке проектов бюджетов различных уровней на предстоящий период и способна сыграть важную роль в совершенствовании процесса планирования бюджетных доходов.
Список литературы
1. О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по
исполнению Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»: постановление СФ ФС РФ от 25.12.2013 г. № 583-СФ.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2. М.: Эксмо. 2013.
3. Сильвестрова Т.Я., Александрова Н.А., Бе-логорская А.Н., Гурова С,Ю., Стороненко М.Г., Улыбина Л.В. Налоговый менеджмент: учебник / под ред. проф. Т.Я. Сильвестровой. Чебоксары: ИП Суворов В.Г., 2013. С. 320.
БОЛЬШОВА Лиля Алексеевна - старший преподаватель кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: slav_gur@mail.ru
ГУРОВА Славяна Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: slav_gur@mail.ru
BOLSHOVA, Lilya Alekseevna - Senior Lecturer of Department of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: slav_gur@mail.ru
GUROVA, Slavyana Yurievna - Candidate of Economics, Associate Professor of Department of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: slav_gur@mail.ru
УДК 657.6
СУЩНОСТЬ РЕВИЗИИ И ЕЕ ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ФОРМ КОНТРОЛЯ
И.В. Мысина
Изучена сущность контроля, рассмотрены основные формы финансового контроля, сущностные особенности ревизии и ее отличие от проверки, экспертизы и аудита. Приведены примеры направлений ревизии в бюджетных учреждениях.
Ключевые слова: контроль; финансовый контроль; формы финансового контроля; проверка; экспертиза; ревизия; направления ревизии.
I.V. Mysina. ESSENCE OF AUDIT AND ITS DIFFERENCE FROM OTHER FORMS OF CONTROL
The essence of control is studied, the main forms of financial control, intrinsic features of audit and its difference from check, examination and audit are considered. Examples of the directions of audit in the budgetary establishments are given.
Keywords: control; financial control; forms of financial control; check; examination; audit; audit directions.
Контроль - это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект и отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.
В стране действуют законы, указы, поста-
новления, которыми регулируется контрольная и надзорная деятельность.
Составной частью контроля деятельности хозяйствующих субъектов является финансовый контроль. «Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управле-
ния с применением специфических форм и методов его организации» [7]. Он представляет собой систему действий уполномоченных лиц по проверке соблюдения управляемым субъектом:
• норм финансового права и решений, принятых управляющим субъектом;
• интересов управляющего субъекта.
Способы конкретного выражения организации контрольных действий представляют собой формы финансового контроля. Можно выделить три основные формы финансового контроля, такие как предварительный, текущий и последующий. Они зависят от времени совершения контроля.
До выполнения какого-либо финансового мероприятия осуществляется предварительный финансовый контроль. Такой контроль проводится вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.
Непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств осуществляется текущий (оперативный) контроль. Он учитывает данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. Именно текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений и регулировать финансовые риски.
После совершения денежных операций проводится последующий финансовый контроль с целью дополнительной проверки их законной обоснованности. Данная форма контроля осуществляется непосредственно на месте, на предприятиях, в учреждениях и организациях методом проверок и ревизий, а также путем анализа отчетов и балансов.
Ревизия является наиболее глубокой формой последующего финансового контроля. «Ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций организации» [7].
Стоит отметить тот факт, что законодательно определение ревизии нигде не закреплено, так как отсутствует федеральный закон о государственном финансовом контроле. При плановой экономике подробно исследовались сущность, круг изучаемых вопросов, цели и задачи ревизии. Именно при плановой экономике ревизия являлась основной общегосударственной формой контроля.
В настоящее время каждый экономический субъект вправе самостоятельно решать, применять ли специальные органы контроля в управленческих целях, в какой форме осуществлять контрольные действия и т.д.
В ряде ведомственных нормативно-правовых актов определение ревизии и проверки дано в разных интерпретациях. В Порядке организации и проведения ревизии и проверки Счетной палатой Российской Федерации указано, что «ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверкам операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, по использованию федеральной собственности и осуществлению финансово-хозяйственной деятельности, совершенных ревизуемым объектом в определенном периоде, а также проверке их отражения в бухгалтерском учете и отчетности» [7].
Само слово «ревизия» происходит от лат. revisio, что означает дословно «пересмотр».
Например, в толковом словаре С.И. Ожегова дано такое определение ревизии: ревизия - это обследование деятельности для установления правильности и законности действий, пересмотр с целью внесения коренных изменений.
По мнению авторов юридического словаря А.Я. Сухарева и В.Е. Крутских, ревизия - проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, служебных действий должностных лиц, документов, записей уполномоченными на это органами на предмет контроля соблюдения «законов, правил, инструкций, достоверности и объективного отражения в документах истинного положения, отсутствия нарушений, наличия документально зафиксированных товарно-материальных ценностей. Ревизия осуществляется уполномоченными должностными лицами - ревизорами, также независимыми аудиторами, аудиторскими фирмами» [8].
«Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление» [4].
По мнению Ю.А. Данилевского и Л.Н. Овсянникова, при ревизии проверяют все операции экономического субъекта с использованием всех необходимых для этого приемов и способов - от сверки имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с которыми проверяемый объект связан финансовыми или другими отношениями [3].
Как утверждает Ш.И. Алибеков, ревизия -это «метод заключительного (ретроспективного) контроля, который дает возможность произвести всестороннюю оценку производственной и финансово-хозяйственной деятельности объединения, предприятия и других объектов предпринимательской деятельности относительно выполнения производственных и финансовых планов, расходования материальных и трудовых ресурсов, финансовых результатов деятельности за обревизованный период, обеспечение сохранности собственности, обнаружения резервов повышения эффективности производства и совершенствования качества продукции, ее конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках» [1].
П.И. Вахрин и А.С. Нешитой считают, что «ревизия - это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности» [2].
Для ведомственного контроля ревизия наиболее характерна. Основной ее целью является определение правомерности, эффективности и экономности денежных средств и материальных ценностей. Как правило, ревизия бюджетных и казенных учреждений осуществляется по обозначенным ниже направлениям:
1) исполнение смет расходов;
2) обоснованность расчетов сметных назначений;
3) использование бюджетных средств по целевому назначению;
4) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
5) обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
6) соблюдение финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
7) обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
8) операции с основными средствами и нематериальными активами;
9) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
10) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
11) «обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
12) формирование финансовых результатов и их распределение» [7].
Ревизия отличается от других существующих форм контроля тем, что имеет четко установленные границы ее распространения. Для нее также характерны определенные сроки проведения. Обрисован порядок оформления и рассмотрения результатов. Указаны права и обязанности должностных лиц.
Ревизию отличают характерные особенности. К ним можно отнести следующие:
1) при проверке объектов можно использовать различные источники информации. Эти источники обязательно должны быть документально обоснованны;
2) проверка носит последующий характер;
3) применяются разнообразные методические приемы и контрольно-ревизионные процедуры;
4) для выводов в определении ущерба, потерь, недостач ценностей, виновных лиц характерна конкретность;
5) выводы должны быть обоснованы и системно доказательны.
Ревизия проводится для того, чтобы определить, насколько эффективно используются производственные ресурсы; происходит ли отклонение от плановых (сметных) норм выработки продукции, работ, услуг; соблюдается ли законность и целенаправленность всех совершенных хозяйственных операций; всегда ли выполняются условия, обеспечивающие сохранность материальных ценностей, основных и денежных средств, а также для того, чтобы убедиться в наличии, обоснованности необходимой документации на предприятии; в правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности; своевременности выполнения и правильности ведения расчетных операций (с бюджетом, поставщиками и покупателями, с подотчетными лицами, по оплате труда и др.). При ревизии анализируется «обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью и затрат капитального характера; правильность формирования финансовых результатов и их распределение; обоснованность и эффективность операций, связанных с инвестициями; законность и правильность действий должностных лиц при выполнении служебных обязанностей; полнота выявления и мобилизации внутренних резервов и повышения эффективности произ-
водства; причины образования непроизводительных расходов и потерь, виновные в них должностные лица; выполнение указаний по устранению нарушений и недостатков, выявленных предыдущей ревизией, и т.п.» [7].
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организаций отличается определенной периодичностью и регулярностью от других форм контроля.
По нашему мнению, очень сложно разграничить ревизию и такие формы контроля, как проверка и экспертиза. В научных кругах понятийный аппарат «ревизии» и «проверки» разработан недостаточно полно. Данный вопрос вызывает множество споров и является дискуссионным. Ю.А. Данилевский и Л.Н. Овсянникова считают, что «ревизия - это сплошная документальная и фактическая проверка всех финансово-хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией за определенный период» [3]. Основная отличительная черта ревизии от проверки состоит в том, что при ревизии проверяют все операции экономического субъекта с использованием всех необходимых для этого приемов и способов - от сверки имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с которыми связан проверяемый объект финансовыми или другими отношениями. Проверка же представляет собой исследование конкретного вопроса на одном или нескольких участках деятельности и вследствие этого является единичным контрольным действием. От ревизии проверка отличается тем, что она носит характер выборочный и тем самым априори предполагает возможность исключения, пропуска по каким-то определенным причинам из поля зрения проверяющих тех или иных обстоятельств, которые могут повлиять (порой существенно) и на результат самой проверки, и на деятельность проверяемого объекта.
В.М. Родионова определяет проверку как единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности проверяемого субъекта, а ревизию -как систему обязательных контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц [5].
В Федеральном законе «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2011 № 73-Ф3 под ревизией понимается система контрольных действий по комплексному изучению всех направлений финансово-хозяйственной
деятельности организации, а под проверкой -контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации. Экспертиза представляет собой предварительную оценку принятия финансовых решений с целью определения их экономической эффективности и юридических последствий. В данном контексте следует различать понятие экспертизы как формы бюджетного контроля от понятия экспертизы, которое используется в процессуальных отраслях российского законодательства.
По результатам каждой из перечисленных форм, и это является характерным признаком, позволяющим говорить об их выделении, обязательно составляется юридически значимый документ: акт либо иной документ по результатам ревизии или проверки, отчет или заключение по результатам экспертизы.
Отечественные ученые ведут споры о разграничении аудита и ревизии.
Так, Е.С. Дубоносов придерживается мнения, что аудиторская проверка является специальным случаем проведения ревизии [4].
В свою очередь, А.В. Румянцев говорит, что «ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (департаментом финансового контроля и аудита Минфина РФ, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора Минфина РФ, Центральным банком РФ, аудиторскими фирмами)» [6].
И аудит, и ревизия определяются как способы организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Естественно, между ними имеется много общего. Но имеются и различия, они достаточно принципиальные.
Сравнительная характеристика аудита и ревизии представлена в таблице.
По мнению Т.Ю. Серебряковой, «объектами ревизии могут выступать отдельные отрасли экономики, хозяйственные процессы на предприятиях и в организациях, фактическое наличие и сохранность различных видов имущества. В качестве объекта ревизии можно рассматривать и бухгалтерский учет, управленческую деятельность, соблюдение устава предприятия и другие аспекты функционирования предприятий» [7].
Подводя итоги, необходимо отметить следующее.
В финансовой сфере на современном этапе ревизия востребована очень широко как контр-
Характеристика аудита и ревизии
Показатели Аудит Ревизия
1. Цель Выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности Выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных
2. Характер Предпринимательская деятельность Исполнительская деятельность
3. Основа взаимоотношений На основании договоров По распоряжению государственных органов
4. Управленческие связи Горизонтальные связи, равноправие в отношениях с клиентом Вертикальные связи, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении
5. Принцип оплаты услуг Платит клиент За счет бюджетных средств
6. Практические задачи Оценка финансового благополучия клиента и подтверждение достоверности его финансовой информации по конкретным разделам плана аудита Сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений
7. Результаты Аудиторское заключение Акт ревизии
ольное мероприятие. Это закреплено во многих нормативно-правовых и законодательных актах, таких как Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ, приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении административного регламента исполнения федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности» от 04.09.2007 № 75н, приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля» от 25.12.2008 № 146н и др.
В зависимости от органа, проводящего ревизию, ее определение может несколько меняться. Но суть любой ревизии остается одна. При ревизии необходима проверка всех операций экономического субъекта с использованием всех необходимых для этого способов и приемов - от сверки тех документов, которые имеются на месте, до встречных проверок в организациях, с которыми связан проверяемый объект какими-либо отношениями, например, финансовыми и пр. Благодаря этому появляется техническая и практическая возможность не пропустить никаких мелочей, тем более, не пройти мимо значительных операций. Данные операции могут скрывать нарушения.
Итак, мы считаем, что «ревизия как форма внутреннего контроля способна обеспечить сохранность собственности предприятия, предупреждение случаев бесхозяйственности, расточительства и злоупотреблений, соблюдение
законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности» [7].
Следовательно, ревизия имеет свои особенности, которые отличают ее от других форм контроля, главная из которых - обеспечение сохранности денежных средств. В силу этой основной цели ревизии, ее содержание и направленность не меняются от того, используется ли она во внутреннем или внешнем контроле. Поэтому нецелесообразно выделять внешнюю или внутреннюю ревизию, в отличие от аудита. Как известно, аудит как форма контроля имеет две не связанные друг с другом разновидности: внешний и внутренний.
Ревизия может выступать как метод управления хозяйством (финансово-хозяйственной деятельностью), если рассматривать ее как элемент управленческого контроля, при условии наличия ревизора внутри организации. Тогда основной задачей ее будет проверка законности и правильности хозяйственных операций, финансовой дисциплины. Она может выступать как метод сбора доказательств, при проведении ревизии со стороны контролирующих органов. Тогда основной задачей ревизии будет установление доказательств фактов хищений и злоупотреблений.
Ревизия может включать в себя элементы/ свойства таких форм контроля, как счетная проверка, тематическая проверка и аудит. Отсюда следует главный вывод: основная задача ревизий - выявление, устранение нарушения и наказание виновных лиц.
Ревизия направлена на обеспечение сохранности активов, пресечение и профилактику злоупотреблений.
Список литературы
1. Алибеков Ш.И. Ревизия и контроль: учеб. пособие. СПб.: СПбГУЭФ, 2003. 51 с.
2. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит: учебник. М.: Дашков и К°, 2002. 656 с.
3. Данилевский Ю.А., Овсяников Л.Н. Ревизия в государственном финансовом контроле // Бухгалтерский учет. 2001. № 16. С. 12-14.
4. Дубоносов Е.С. Судебная бухгалтерия. М.: Юрайт, 2013. 416 с.
5. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль. М.: Финансы и кредит, 2002. 320 с.
6. Румянцев А.В. Финансовый контроль: курс лекций. М.: ДИС, 2003. 139 с.
7. Серебрякова Т.Ю. Внутренний контроль в потребительской кооперации: монография. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2007. 150 с.
8. Сухарев А.Я., КрутскихВ.Е. Большой юридический словарь. М.: Инфа-М, 2003. 640 с.
МЫСИНА Ирина Викторовна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tserebryakova@ rucoop.ru
MYSINA, Irina Viktorovna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: tserebryakova@rucoop.ru
УДК 339.5
О МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
А.Н. Рыбаков
Проанализировано состояние экономики Чувашской Республики в связи с нарастанием экономических проблем на Украине, изучены возможные последствия для экспортеров республики, предложены меры по преодолению возможных неплатежей за поставляемую продукцию на экспорт.
Ключевые слова: экспорт; экспортеры; страхование экспорта; внешнеторговый оборот; предпринимательство; субъект; экономика.
A.N. Rybakov. MEASURES OF THE STATE SUPPORT OF EXPORT-ORIENTED SUBJECTS OF BUSINESS OF THE CHUVASH REPUBLIC AT THE PRESENT STAGE
The state of the economy of the Chuvash Republic in view of the growing economic problems in Ukraine, studied the possible consequences for exporters Republic, proposed measures to overcome potential non-payment for delivered goods for export.
Keywords: export; exporters; export insurance; foreign trade; entrepreneurship; the subject; economy.
В условиях нарастания финансового кризиса и замедления экономического роста в России большое значение приобретает оказание своевременной государственной поддержки действующим предприятиям. Как известно, после вступления России во Всемирную торговую организацию наметились тенденции к сужению внутреннего рынка России, многие организации обратили свое внимание на возможность осуществления внешнеэкономической деятельности в связи с изменившейся мировой конъюнктурой и плавным падением стоимости российской валюты по отношению к валютам многих западных государств. Возможности возмещения налога на добавленную
стоимость также делают занятие внешнеэкономической деятельностью очень привлекательным для предприятий. Однако, происходящие в последнее время события по ухудшению экономической и политической ситуации в странах Содружества Независимых Государств и главным образом на Украине поднимают вопрос о поиске новых инструментов оказания государственной поддержки экспортно-ориентированным предприятиям, повышения конкурентоспособности производимой продукции.
В целях проведения анализа внешнеторгового оборота Чувашской Республики обратимся к данным Чувашского таможенного поста за 2013 г. Так, внешнеторговый оборот