Финансовый контроль
Удк 336:657.6
о главных методах финансового контроля*
с. И. КОЛЕСНИКОВ, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита
E-mail: audit@usfeu. ru Уральский государственный лесотехнический университет
В статье дается обзор методов финансового контроля, которые исследовались учеными-экономистами в различные годы. Приводятся классификация проверок и ревизий и собственная трактовка этих понятий. Предлагается перечень прав и обязанностей проверяющих, которые должны быть указаны в нормативных документах.
Ключевые слова: финансовый контроль, проверка, ревизия, права, обязанности, проверяющий.
В научной литературе при рассмотрении финансового контроля до сих пор нет единого мнения о том, какими методами (способами, приемами) он осуществляется. Экономист В. М. Митрофанов считает, что контроль проводится посредством анализа, ревизии и обследования [10]. С. И. Бобыр выделяет такие методы, как анализ, ревизия, тематическая проверка и обследование [2]. Правда, эти взгляды относятся еще к советскому периоду. Т. Е. Гварли-ани, С. В. Черемшанов под формами финансового контроля понимают ревизию, проверку и надзор [3]. М. Ф. Овсийчук уверен, что хозяйственный контроль осуществляется в форме экономического анализа, тематической проверки и документальной ревизии [8]. М. В. Мельник к методам финансового контроля относит проверки, обследования, анализ и ревизии
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральской академии государственной службы.
[9]. Такого же взгляда придерживается Л. И. Гонча-ренко [17]. По мнению Т. В. Брайчевой, контрольные мероприятия подразделяются на проверки, обследования, надзор, экономический анализ, ревизии [1].
Как следует из данного обзора, практически все ученые-экономисты упоминают главные методы финансового контроля: проверку и ревизию. Кроме того, в большинстве законодательно-нормативных актах Российской Федерации, касающихся финансового контроля [5, 6, 7, 11, 12, 13, 14], именно проверки и ревизии как метод (способ, приемы) занимают лидирующие позиции. Но, с точки зрения автора, ни в законодательно-нормативных актах РФ, ни в экономической литературе нет четкого разграничения этих методов финансового контроля. Зачастую понятие «проверка» подменяется понятием «ревизия» и наоборот. Правда, есть такой вид контроля, как встречная проверка. Но такого вида ревизии не существует. Кроме того, Банк России, классифицируя проверки по типам, выделяет региональные и межрегиональные (в том числе окружные) проверки [13]. На рисунке приводится классификация ревизий и проверок. Анализ представленной на нем схемы показывает, что виды ревизий и проверок практически совпадают. Однако нельзя отождествлять эти понятия, так как и проверка, и ревизия являются самостоятельными методами финансового контроля.
Рассмотрим интерпретации термина «проверка». Согласно экономическому словарю про-
60
финансы и кредит
верка — это контроль, проводимый на предмет установления соответствия реального, истинного образа, состояния товара, документа, проекта (поведения), исполнения поручений требуемому образу, стандарту, образцу, установленным правилам [18].
Министерством финансов РФ зафиксировано следующее определение, которое считается официальным: проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации [5]. Данное определение вызывает сомнение в связи с использованием слова «исследование». Исследование предполагает совокупность действий [18]. Исходя из этого, не совсем понятно, что такое проверка: единичное контрольное действие или совокупность (комплекс) контрольных действий? Каждым министерством, службой, агентством, управлением в составе Правительства РФ разработаны и утверждены инструкции о проведении внутриведомственных проверок. В частности, в Инструкции № 47 Федеральной регистрационной службы указывается, что проверки представляют собой комплекс мероприятий по изучению и оценке результатов работы проверяемых подразделений, совершенствованию организации и повышению эффективности их деятельности [7]. Исходя из данного определения, можно констатировать, что проверка касается только результатов деятельности организации, а сам процесс деятельности остается за рамками проверки. Что тоже вызывает сомнение, так как и осуществление деятельности, и его результаты подпадают под проверку. В инструкциях Банка России [13, 14] определение проверки, к сожалению, отсутствует, хотя сам термин используется для характеристики контрольных действий.
Теперь рассмотрим термин «ревизия». Юридический словарь толкует термин «ревизия» (в переводе с латыни revisю — пересмотр) как проверку (выделено автором) финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений или должностных лиц за определенный период [18]. Согласно п. 4 Инструкции о порядке проведения ревизии данное понятие раскрывается следующим образом. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой
организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера [5]. В п. 5 этой инструкции устанавливается цель ревизии или проверки, где в скобках указывается «далее (имеется в виду по тексту инструкции) — ревизия». Тем самым разработчики Инструкции № 42н считают, что цель ревизии и проверки контрольно-ревизионных органов Минфина России одни и те же. Перечисляя основные направления ревизии, разработчики инструкции фиксируют: основной задачей ревизии является проверка (выделено автором) финансово-хозяйственной деятельности организации. Практически во всех источниках (в экономическом и юридическом словарях [18], учебниках и учебных пособиях [1, 2, 8, 9, 10, 17], статьях [3, 4]) при трактовке термина «ревизия» применяется слово «проверка». По мнению автора, везде, где дается определение ревизии, указываются ее цель и задачи, для устранения двусмысленности следует заменить слово «проверка» на слова «изучение» или «контроль», исходя из смысловой нагрузки в конкретном предложении.
Таким образом, понятия «проверка» и «ревизия» можно интерпретировать следующим образом.
Проверка — это система контрольных действий по изучению и оценке процесса и (или) результатов деятельности (доходов, расходов) за определенный период проверяемого юридического или физического лица на предмет соответствия фактического состояния (правильности данных) законодательно-нормативным актам на основе представленных проверяемым лицом контролеру документов.
Ревизия — это система контрольных действий по оценке законности и обоснованности совершенных за определенный период хозяйственных и финансовых операций ревизуемого юридического лица на основе представляемых по требованию контролера документов и товарно-материальных ценностей, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера ревизуемого юридического лица и иных ответственных в соответствии с законодательством Российской Федерации за их осуществление лиц.
Для раскрытия сущности проверки и ревизии воспользуемся инструкцией Федеральной службы финансово-бюджетного надзора [6]. Исходя из темы проверки или ревизии, руководитель контролирующей группы:
— составляет ее программу;
Ревизии N
(проверки) У
По субъекту контроля
По
организационному
признаку --
По объектам контроля
По объему контроля
По
источникам данных
По способу проведения
По кругу вопросов, подлежащих контролю
По месту проведения
По способу
контроля результатов
Т—1Г
к и
а
«
и
ш
и
ш
ч С
и
ш
и
&
к и к
о
к
Ё ©
и В
о ч с О
о
к и ч о с о
ч
Классификация проверок и ревизий
— определяет объем и состав контрольных действий по каждому вопросу программы;
— устанавливает методы, формы и способы проведения таких контрольных действий.
В ходе проверки или ревизии проводятся действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных контролируемым лицом в определенный период. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, налоговым, отчетным и иным документам как контролируемого лица, так и иных, связанных с ним лиц. Контрольные действия по фактическому изучению в ходе проверки проводятся путем пересчета, сопоставления, экспертизы, а в ходе ревизии еще и путем осмотра, контрольного замера (обмера), инвентаризации.
При проведении проверок и ревизий должны быть четко определены права проверяющих и контролеров. На практике права ревизоров, в частности, до сих пор определяются типовой инструкцией Министерства финансов СССР от 14.09.1978 № 85 [15], которая, естественно, уже устарела и не соответствует современным реалиям. Как считают А. С. Пантелеев и А. Л. Звездин, перечень прав необходимо прописать в локальных актах тех организаций, где есть должности ревизоров. Ученые приводят достаточно подробный перечень прав и
обязанностей ревизоров [9]. С точки зрения автора, перечень прав и обязанностей проверяющих и ревизоров должен быть прописан в нормативных актах министерств, служб, управлений федерального уровня. К примеру, в Республике Узбекистан действует Положение о порядке проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов, в котором прописаны права и обязанности проверяющих органов и их должностных лиц [16].
Остановимся подробнее на перечне прав и обязанностей проверяющих. По мнению автора, проверяющие органы и их должностные лица, осуществляющие проверку, должны иметь следующие права:
— требовать от проверяемого лица необходимую документацию и другую информацию, непосредственно связанную с целью проверки;
— проверять полномочия должностных лиц проверяемого хозяйствующего субъекта;
— проверять по форме и содержанию учредительные, регистрационные, плановые, бухгалтерские, налоговые, отчетные и другие документы;
— изучать постановку и состояние бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в проверяемом хозяйствующем субъекте;
— проверять полноту, своевременность и правильность отражения финансово-хозяйственных
62 финансы и кредит
операций в бухгалтерском учете и бухгалтерских, налоговых, отчетных и других документах проверяемого хозяйствующего субъекта в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами;
— проверять достоверность расчетов по операциям, связанным с осуществлением расходов, формированием доходов и финансового результата проверяемого хозяйствующего субъекта;
— осуществлять пересчет, сопоставление, экспертизу данных и документов, представляемых проверяемым лицом;
— получать справки и копии документов от других организаций для установления идентичности финансово-хозяйственных операций;
— изымать в установленном порядке подлинные документы и учетные регистры, в которых отражены данные о совершенных правонарушениях и злоупотреблениях;
— оценивать целевое использование средств проверяемого хозяйствующего субъекта;
— привлекать на договорной основе к проверке аудиторские организации и (или) экспертов;
— выдавать проверяемому хозяйствующему субъекту обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;
— ставить перед соответствующими органами государственной и местной власти, собственниками хозяйствующего субъекта вопрос о должностном соответствии руководителей и ответственности виновных лиц;
— налагать в предусмотренных законодательством случаях административные взыскания.
Проверяющие должностные лица обязаны:
— предъявлять проверяемому хозяйствующему субъекту документы на право проведения проверки;
— не создавать препятствия для функционирования проверяемого хозяйствующего субъекта;
— обеспечивать соблюдение государственной и коммерческой тайны;
— соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной в ходе проверки;
— устанавливать законность, целесообразность и достоверность финансово-хозяйственных операций, отраженных в документах проверяемого хозяйствующего субъекта;
— точно и объективно освещать в акте проверки все факты выявленных нарушений и злоупотреблений, обязательно подтверждать их документально, а также требовать объяснения от виновных лиц;
— оформлять результаты проверки актом с обязательным подписанием его уполномоченными должностными лицами проверяемого хозяйствующего субъекта;
— передавать материалы проверки в предусмотренных законом случаях следственным органам для возбуждения уголовных дел в отношении виновных лиц и возмещения причиненного ими ущерба;
— ходатайствовать о назначении и проведении ревизии;
— не превышать установленные сроки проведения проверки.
Таким образом, проверка и ревизия являются самостоятельными обособленными методами финансового контроля. Главная задача и проверки, и ревизии заключается в выявлении нарушений действующего законодательства и нормативных актов (злоупотреблений, хищений, нецелевого и неэффективного использование средств и др.) и разработке рекомендаций по их устранению. Следует подчеркнуть, что по результатам проверки в случае выявления злостных нарушений может быть назначена и проведена ревизия, а после осуществления ревизии проверка не проводится.
Список литературы
1. Брайчева Т. В. Государственные финансы: учеб. пособие. СПб.: Питер. 2001.
2. Бобыр С. И. Контроль и ревизия хозяйственной деятельности промышленных предприятий: учебник. М.: Высшая школа. 1975.
3. Гварлиани Т. Е., Черемшанов С. В. Исследование методологии финансового контроля // Аудит и финансовый анализ. 2003. № 4.
4. Журавлева А., Гросс С. Основные отличия комплексной проверки от ревизии предприятия // Контроль, ревизия, проверка. 2005. № 11.
5. Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации: утверждена приказом Министерства финансов РФ от 14.04.2000 № 42н.
6. Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок Федеральной службой финансово-бюджетного надзора: утверждена приказом Министерства финансов РФ от 02.05.2007 № 39н.
7. Инструкция об организации комплексных, тематических и контрольных проверок в Федеральной регистрационной службе: утверждена
приказом Федеральной регистрационной службы от 14.04.2006 № 47.
8. Контроль и ревизия: учеб. пособие / под ред. М. Ф. Овсийчук. М.: КНОРУС. 2005.
9. Мельник М.В., Пантелеев А. С., Звездин А. Л. Ревизия и контроль: учебник / под ред. М. В. Мельник. М.: КНОРУС. 2009.
10. Митрофанов В. М. Контроль и ревизия хозяйственной деятельности предприятий: учебник. М.: Финансы. 1971.
11. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ.
12. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095.
13. О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации: Инструкция Банка России от 25.08.2003 № 105-И.
14. Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации: инструкция Банка России от 01.12.2003 № 108-И.
15. О порядке проведения комплексных ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности производственных объединений (комбинатов), предприятий и хозяйственных организаций, проводимых контрольно-ревизионным аппаратом министерств и ведомств (типовая инструкция): письмо Министерства финансов СССР от 14.09.1978 № 85.
16. Положение о порядке проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов и ведения Книги регистрации проверок: утверждено приказом Министерства юстиции Республики Узбекистан от 29.12.2006 № 213-мх.
17. Финансы: учебник / под ред. В. М. Родионовой. М. : Финансы и статистика. 1995.
18. URL: http://dic. academic. ru/dic. nsf.
4 октября 2011 г. в Москве крупнейшая консалтинговая компания России юридическая фирма «Клифф» проводит бизнес-завтрак «Электронные платежи. Правовые и налоговые вопросы»
Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
В программе мероприятия:
* новые и старые субъекты платежных систем, отраженные в Федеральном законе № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», их основные права и обязанности;
* что изменится у действующих игроков и что надо пересмотреть при осуществлении их деятельности;
* основные документы, которые необходимо привести в соответствие с новым законом;
* как построить новую платежную систему и что необходимо учесть при ее построении;
* особенности бухгалтерского учёта;
* налоговые аспекты электронных платежей (квалификация в целях исчисления налогов, НДС, налог на прибыль).
CLIFF
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: (495) 504-34-61, (495) 504-34-65 либо e-mail: kutin.v@cliff.ru, seminar@cliff.ru, Кутин Виталий
www.cliff.ru