Научная статья на тему 'Основные методы текущего финансового контроля КСО субъектов РФ'

Основные методы текущего финансового контроля КСО субъектов РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1122
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / РЕВИЗИЯ / ПРОВЕРКА / FORMS OF FINANCIAL CONTROL / AUDIT / INSPECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышева И. С.

В статье рассматриваются формы финансового контроля, реализуемые КСО субъектов РФ. Определены основные методы текущего финансового контроля, которые осуществляют КСО субъектов РФ на стадии исполнения бюджета субъекта РФ. Предложены критерии разграничения таких методов финансового контроля, как ревизия и проверка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC METHODS OF CURRENT FINANCIAL CONTROL

The article considers the forms of financial control, implemented КСО subjects of the RUSSIAN federation. The fundamental human methods of the current financial control, which carry out КСО subjects of the RUSSIAN federation on the stage of execution of the budget funds of the RUSSIAN federation. Proposed criteria for distinguishing between such methods of financial control as audit and inspection

Текст научной работы на тему «Основные методы текущего финансового контроля КСО субъектов РФ»

УДК 347.73

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ТЕКУЩЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

КСО СУБЪЕКТОВ РФ

И.С. Малышева

В статье рассматриваются формы финансового контроля, реализуемые КСО субъектов РФ. Определены основные методы текущего финансового контроля, которые осуществляют КСО субъектов РФ на стадии исполнения бюджета субъекта РФ. Предложены критерии разграничения таких методов финансового контроля, как ревизия и проверка

Ключевые слова: формы финансового контроля, ревизия, проверка

Контрольно-счетный орган (КСО) субъекта Российской Федерации - орган внешнегофинансового контроля, основной задачей которого является обеспечение регионального парламента достоверной и объективной информацией о финансовом и социально-экономическом положении региона для принятия законов и решений в интересах жителей региона.

В процессе своей работы КСО субъекта РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности. Однако, основным и приоритетным видом деятельности КСО субъекта РФ, является контрольно-

ревизионная. На данный факт указывается непосредственно в Отчетах КСО субъектов РФ. Так, в Отчете о работе счетной палаты Ставропольского края за 2008 год [1] указано, что «... Контрольно-ревизионная деятельность в 2008 году являлась основным видом деятельности Счетной палаты. Она осуществлялась по всем направлениям деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты, в соответствии с планом работы, утвержденным Коллегией Счетной палаты.». КСО субъектов РФ осуществляют свои контрольные полномочия в рамках предварительного, текущего и последующего контроля. Данный перечень контрольных форм указан в Бюджетном кодексе РФ, а также продублирован и в региональном законодательстве о КСО субъектов РФ. Так, в ст. 265 БК РФ установлены «.формы

финансового контроля: предварительный,

текущий, последующий ...». В ст 20 закона Камчатского края «О Контрольно-счетной палате Камчатского края» [2] указывает, что -Контрольно-счетная палата осуществляет следующие формы государственного

финансового контроля: предварительный,

текущий и последующий в соответствии с бюджетным законодательством;

Малышева Ирина Сергеевна - ВГУ, соискатель, тел. 8-951-850-58-34

ст. 15 Закона Забайкальского края от 30.апр. 2009 г. № 170-ЗЗК «О Контрольно-счетной палате Забайкальского края» [3] - Контрольносчетная палата осуществляет предварительный, текущий и последующий государственный финансовый контроль.

Предварительный контроль

осуществляется до начала проведения каких-либо работ, на стадии разработки и реализации планов, бюджетов, смет доходов и расходов, правил, норм и других регламентирующих документов, для оценки их соответствия целям организации, а также до совершения той или иной финансово-хозяйственной операции в целях проверки ее законности,

целесообразности и экономической

эффективности [4].

Текущий финансовый контроль осуществляется непосредственно в ходе исполнения бюджетов, смет доходов и расходов, проведения работ или совершения финансово-хозяйственной операции [4].

Последующий финансовый контроль осуществляется после окончания бюджетного года, то есть после фактического исполнения бюджета субъекта РФ.

Анализируя сущность вышеперечисленных форм финансового контроля, которые реализуются КСО субъектов РФ, можно отметить следующее.

Предварительная форма финансового контроля КСО субъекта РФ реализуется на стадиях составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения. Данный вид контроля носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку бюджета до момента его принятия. В ходе осуществления предварительного финансового контроля КСО не проверяют непосредственное исполнение бюджета субъекта РФ, а лишь сопоставляют параметры проекта бюджета с оперативной информацией о ходе исполнения бюджета текущего года, данными о социальноэкономическом положении региона в целом. Это позволяет подготовить обоснованное

заключение КСО на проект регионального бюджета и при его обсуждении в Законодательном органе вносить предложения по корректировке тех или иных бюджетных параметров.

Текущий финансовый контроль реализуется на стадии исполнения бюджета субъекта РФ. В ходе реализации текущего контроля КСО контролируют полноту и своевременность поступления бюджетных средств, целенаправленность, законность и эффективность их расходования, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями регионального бюджета, выявляют отклонения и нарушения, проводят их анализ, вносят предложения по устранению отклонений и нарушений. То есть, в ходе реализации текущего финансового контроля за исполнением бюджета субъекта РФ КСО осуществляют во-первых, контроль за законностью использования бюджетных средств, а во-вторых, за эффективностью и рациональность использования бюджетных средств (аудит эффективности).

Последующий финансовый контроль осуществляется на заключительной стадии бюджетного процесса - составления, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. В рамках данной формы контроля КСО субъектов РФ осуществляют подготовку и представление заключений в законодательный орган субъекта РФ по исполнению бюджета субъекта РФ и бюджетов внебюджетных фондов в отчетном году.

Таким образом, на стадии исполнения бюджета субъекта РФ контроль КСО субъектов РФ осуществляется в рамках текущего финансового контроля.

Любая форма финансового контроля, в том числе и текущая форма контроля, реализуются по средствам определенной совокупности приемов и способов, т. е. методов финансового контроля.

Региональное законодательство о КСО субъектов РФ не устанавливает единого перечня методов финансового контроля за исполнением бюджета субъекта РФ. Например, Закон Воронежской области «О Контрольносчетной палате Воронежской области» [5] выделяет следующие методы финансового контроля: ревизия, проверка. Закон Брянской области «О Контрольно-счетной палате Брянской области» [6] - ревизию, проверку, обследование, аудит эффективности. Закон Калужской области «О Контрольно-счетной палате Калужской области» [7] - проверку, аудит эффективности, стратегический аудит

использования бюджетных средств.

Однако, среди такого разнообразия методов контроля доминирующими формами все же являются два вида контрольных мероприятий - это проверка и ревизия. Именно они выделяются практически во всех законодательных актах субъектов РФ о КСО.

Обобщая понятие, указанные в научной литературе и в региональном законодательстве о КСО, можно дать следующую характеристику основным методам

финансового контроля, реализуемых на стадии исполнения бюджета субъекта РФ.

Ревизия представляет собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности

предприятий, учреждений, организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля [8].

В современных условиях ревизия, как контрольное мероприятие, в ходе проведения текущего финансового контроля в финансовобюджетной сфере востребована очень широко, что находит свое закрепление во многих законодательных актах субъектов РФ о КСО. Раскрывая понятие ревизии региональное законодательство, полностью или частично дублирует понятие «ревизия», данное в Положении о порядке взаимодействии контрольно-ревизионных органов

Министерства финансов РФ с Генеральной прокуратурой РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ при назначении и проведении ревизий (проверок) от 07 дек. 1999 г. В соответствии с данным нормативным актом, под ревизией понимется система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

В законодательстве Забайкальского края о Контрольно-счетной палате ревизия трактуется как система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций в проверяемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском

учете и отчетности [3]. В законодательстве Брянской области под ревизией понимается система контрольных действий по проверке финансово-хозяйственной деятельности

организации за определенный период [6].

Ревизия наиболее действенный метод финансового контроля, так как проверяются все операции экономического субъекта с использованием всех необходимых для этого приемов и способов - от сверки имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с которыми связан проверяемый объект финансовыми или другими отношениями. Основной целью ревизии является оценка экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности,

законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций с помощью специальных приемов

документального и фактического контроля. В рамках ревизии осуществляется финансовый аудит, целью которого является проверка законности использования финансовых средств и аудит эффективностью, который позволяет установить экономность рациональность и продуктивность использования финансовых средств. Таким образом, ревизия является важным средством вскрытия и предупреждения различных злоупотреблений, нарушений государственной и финансовой дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов [9].

Как в экономической, так и в юридической литературе выделяется

достаточное разнообразие данного метода финансового контроля. Различают

комплексные, тематические, сплошные,

выборочные, комбинированные и другие виды ревизий. Однако в региональном

законодательстве о КСО упоминается только один ее вид - комплексный.

Комплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей все стороны хозяйственной и финансовой деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации. Проверке подлежат сохранность, обоснованность, законность и эффективность использования бюджетных средств, качество и состояние бухгалтерского учета и отчетности.

По утверждению отдельных ученых, главное отличие комплексной ревизии от иных является участие при ее проведении специалистов. И.С. Мацкевичюс, В.И. Лакис отмечают, что «основными признаками комплексности ревизии являются: участие при ее проведении специалистов, нужных для всестороннего и полного изучения деятельности ревизуемого предприятия; Четкое взаимодействие всех проверяющих,

обеспечивающее не только выявление недостатков и нарушений, но и их последствия, а также порождающие их причины условия» [10]. Посредствам комплексной ревизии осуществляется одновременная объективная, полная и правильная проверка практически всех участков деятельности организации: финансово-хозяйственной деятельности,

технологии производства, технической, социальной и других сторон деятельности ревизуемого объекта.

Таким образом, мы видим, что ревизия представляет собой всеобъемлющий метод финансового контроля, позволяющий охватить не только законность использования

финансовых средств, но и экономичность и эффективность финансовых средств

проверяемой организации. Ревизия, как контрольное мероприятие состоит из системы простых контрольных действий: проверок и анализа финансовой документации, позволяющих оценить экономическую

эффективность деятельности организации, законность, достоверность, целесообразность, экономичность и рациональность

хозяйственных и финансовых операций

организации.

Однако на практике, несмотря на то, что ревизия предусмотрена региональным законодательством о КСО, в планах работы КСО субъекта РФ данный метод финансового контроля не указывается. Следовательно, КСО субъекта РФ не реализуют в своей деятельности данный метод финансового

контроля. В настоящее время КСО в своей

практической деятельности подменяют

ревизию другим методом финансового

контроля - проверкой. Проверка - контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово -

хозяйственной деятельности ревизуемой

организации.

В региональном законодательстве нет унифицированного определения, что понимается под проверкой. Регионы

определяют данное контрольное мероприятие

по-разному, в частности:

Проверка - единичное контрольное действие или исследование состояние дел на

определенном участке деятельности

проверяемой организации [3];

Проверка - изучение и анализ деятельности организации по отдельным

направлениям или вопросам с

преимущественным использованием приемов выборочного документального контроля [6];

Проверка - контрольное действие или исследование состояния финансовых дел на определенном участке деятельности

проверяемого объекта [7].

Исходя из вышеперечисленных определений, мы видим, что при проведении проверки контролирующий орган не пытается исследовать всю финансово-хозяйственную деятельность организации, а делает это только в отношении определенного участка деятельности проверяемой организации, как правило, финансового. В отличие от ревизии, проверка не включает в себя более простых методов финансового контроля, а состоит из таких приемов и средств контроля как анализ, изучение, определение.

Сравнивая методику проведения ревизии и проверки, следует сказать, что основным отличием ревизии от проверки является то, что ревизия представляет собой комплекс (систему) проверок с привлечением специалистов той или иной области, а проверка - единичное контрольное действие на определенном участке деятельности

проверяемой организации. Характеризуя данные основные методы контроля, также можно согласиться с рядом авторов, которые в своих работах указали, что существенным отличием ревизии от проверки является то, что при проведении последней контролируется соблюдение законодательства при

осуществлении экономической деятельности, а при проведении ревизии - наряду с законностью контролируются также

целесообразность и эффективность

экономической деятельности [11]. Однако на практике проверка подменяет ревизию. На данный факт прямо указывают положения Плана работы КСО субъектов РФ.

Подмена таких понятий как «ревизия» и «проверка» в практической деятельности КСО происходит потому, что между ними законодательно не проведено четких рамок. В связи с чем, на сегодняшний момент складывается такая ситуация, что КСО прибегают в своей деятельности только к

проверкам, под которыми понимаются как «ревизии» так и «проверки».

Литература

1. Официальный сайт Счетной палаты

Ставропольского края

http://www.spstav.ru/?IdSec=73&IdItem=610

2. О контрольно-счетной палате Камчатского края : Закон Камчатского края от 04 мая 2008 № 55 : в ред. от 24 дек. 2010 // электронный режим доступа http://www.kamksp.ru/

3. О Контрольно-счетной палате Забайкальского края : Закон Забайкальского края от 30 апр. 2009 № 170- ЗЗК : в ред. от 29 марта 2010 // электронный режим доступа http://kspzab.ru

4. Бюджетное право : учебное пособие / под ред. М.В. Карасевой. - М.: Эксмо, 2010. - С.298

5. О Контрольно-счетной палате Воронежской области : Закон Воронежской области от 05 янв. 1996 № 39-З : в ред. от 30 июня 2010 // электронный режим доступа http://www.ksp-vrn.ru

6. О Контрольно-счетной палате Брянской области : Закон Брянской области от 12 апр. 2006 г. № 25-З : в ред. от 06 марта 2009 г. // электронный режим доступа http://www.kspbo.ru/

7. О Контрольно-счетной палате Калужской области : Закон Калужской области от 26 марта 1999 г. № 3-ОЗ: в ред. от 10. нояб. 2009 г. // электронный режим доступа http:/ /www.admoblkaluga.ru

8. Финансы : учебник / под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - С.98

9. Финансовый контроль: учеб. пособие / Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П., Рыжкова Е.А. - М.: Издательский дом «Камерон», 2004. - С. 138

10. Мацкевичюс И.С., Лакис В.И. Ревизия в системе экономического контроля. - М.: Финансы и статистка, 1988. - 233 с.

11. Яшин Г.М. Отличия ревизии финансовохозяйственной деятельности от документальной проверки // Безопасность бизнеса, 2005, № 3

12. План работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2010 года : утвержден решением коллегии Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 29 дек 2009 г. № 15 (46). // электронный режим доступа http://www.ksp-vrn.ru

Воронежский государственный университет

THE BASIC METHODS OF CURRENT FINANCIAL CONTROL КСО OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I.S. Malysheva

The article considers the forms of financial control, implemented КСО subjects of the RUSSIAN federation. The fundamental human methods of the current financial control, which carry out КСО subjects of the RUSSIAN federation on the stage of execution of the budget funds of the RUSSIAN federation. Proposed criteria for distinguishing between such methods of financial control as audit and inspection

Key words: forms of financial control, audit, inspection

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.