Новиков Ю. И., Ивлева Д. С. Ревизия как основной метод финансового контроля//Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№4 (15) октябрь - декабрь. - URL http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2018/4/00628.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 657.631
Новиков Юрий Иванович
Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск ui. novikov@omgau .org
Ивлева Дарина Сергеевна
Студентка
ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск wickedbyka 17@list.ru
Ревизия как основной метод финансового контроля
Аннотация. Финансовый контроль включает в себя бюджетный контроль, который представляет собой контрольную функцию финансов, включающую в себя различные способы и методы, по проверке целесообразности, обоснованности использования фонда денежных средств. Цель бюджетного контроля - гарантированность законности бюджетной деятельности, то есть контроль на законодательном уровне за процессом бюджетной деятельности. Ревизия, являясь методом бюджетного контроля, обеспечивает контроль за законностью операций и достоверности данных отчетности экономических субъектов любого территориального образования. Актуальность темы заключается в самой сущности ревизии, как особой сферы контроля бюджета территорий, а из него и бюджета страны в целом. Ревизионные проверки выявляют положительные и отрицательные моменты в ведении производственно-хозяйственной деятельности организации, их соответствие действующему законодательству и позволяют найти пути совершенствования для бесперебойной работы предприятия, которые прописываются в акте ревизии. Ключевые слова: финансовый контроль, бюджетный контроль, ревизионная проверка, акт ревизии, этапы ревизии.
Целью данной работы является изучение особенных характеристик ревизии, как одного из методов бюджетного контроля.
Задачами исследования являются:
- изучение сущности ревизии;
- изучение нормативно-законодательной базы по ревизионным проверкам;
- изучение основных этапов ревизионной проверки.
Бюджетный контроль - вид государственного финансового контроля в бюджетной сфере [8,9]. Бюджетный контроль считается комплексом мероприятий, ответственными за совершения которых являются государственные органы.
Ревизия - метод бюджетного контроля, представляющий собой комплекс контрольных мероприятий по документальной и фактической проверке законности
совершенных операций в отчетном периоде организации, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности компании в соответствии с действующим законодательством, правомерности решений, принимаемых главным бухгалтером и руководителем.
В своей книге «Очерк науки финансового права» И.Т. Тарасов называет ревизией единовременную или повторяющуюся из периода в период проверку имущественного и финансового положения организации [10].
Целью ревизии является определение правомерности, эффективности, рентабельности средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей.
Задачами ревизии считаются:
- поддержание финансовой дисциплины на участках учета;
- обнаружение резервов роста доходов и собираемости налогов;
- цели использования средств федерального бюджета при выполнении основной деятельности (по Уставу организации);
- цели использования трансфертов федерального бюджета;
- проверка ведения бухгалтерского и налогового учета в организации и составления отчетности в соответствии с действующим законодательством;
- проверка эффективного использования материальных и финансовых ресурсов, гарантированной их сохранности;
- пресечение правонарушений
Отличительные черты ревизии от других форм контроля:
- порядок назначения, то есть ревизия проводится по решению уполномоченного государственного органа;
- проводится ревизия только контрольно-ревизионными органами;
- по окончании ревизии составляется акт ревизии, имеющий юридическую силу;
- объемом ревизуемой деятельности.
На рисунке 1 рассмотрены виды экономических субъектов.
Организации всех форм собственности, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственную помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов, ссуды
Производственно-коммерческие и акционерные предприятия и организации с государственным участием
\
/
Виды экономических субъектов, подвергающихся ревизии
/
Государственные и территориальные органы власти и управления, их структурные подразделения
\
Общественные неправительственные организации и учреждения
-
Внебюджетные социальные фонды
Рис. 1. Экономические субъекты, подвергающиеся ревизионной проверке Нормативно-правовое регулирование ревизии осуществляется посредством:
- Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с посл. изм. от 03.08.2018 г.), в котором определяется сущность ревизионной проверки, как одного из методов государственного финансового контроля [1];
- Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» от 28.06.2017 г. (с посл. изм. на 07.02.2017 г.), в рамках которого обозначено, что ревизия является методом контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты [6];
- Федерального закона от 08.12.1995 г. № 193-Ф3 (с посл. изм. от 23.04.2018 г.) «О сельскохозяйственной кооперации», рамках которого ревизия осуществляется ревизионным союзом сельскохозяйственных кооперативов, финансовая деятельность которого основывается на смете доходов и расходов, утверждаемой коллегиальным органом управления [5];
- Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (с посл. изм. от 03.08.2018), в котором установлены особенности создания ревизионной комиссии жилищного кооператива [2]. Ревизионная комиссия избирается общим собранием кооператива на срок не более чем три года. Задачи ревизионной комиссии:
- плановые ревизии не реже одного раз в год;
- составление заключения о финансовом состоянии кооператива;
- соблюдения при ведении деятельности принципа гласности;
- Федерального закона от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ (с посл. изм. от 29.07.2017 г.) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», устанавливающего принципы организации ревизионной комиссии по проверке деятельности адвокатской палаты [3]. Согласно данного закона, члены ревизии избираются из числа адвокатов. По результатам проведения ревизии составляется отчет о результатах деятельности адвокатской палаты, форма которого утверждается собранием адвокатов;
- Федерального закона от 26.12.1995 г. «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ (с посл. изм. от 19.07.2018 г. №209-ФЗ), устанавливающего, что ревизионная комиссия является обязательной в публичных обществах [4]. Сведения о ревизионной комиссии содержатся в Уставе общества.
- Федерального закона от 02.11.2013 г. № 291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающего орган, контролирующий финансовую деятельность научного фонда -ревизионная комиссия [7].
Задачи ревизионной комиссии:
- контроль эффективного использования денежных средств фонда;
- проверка финансово-хозяйственной деятельности фонда;
- составление рекомендаций по оптимизации обнаруженных недочетов в работе
фонда;
- подготовка рекомендаций по составлению финансового плана доходов и расходов.
Результат ревизионной проверки во многом зависит от качества планируемой
деятельности непосредственно во время проведения. Поэтому, принято выделять определенные этапы ревизии:
1. Подготовительный этап ревизии;
2. Проведение ревизии;
3. Составление акта ревизии;
4. Воплощение результатов ревизии в процесс деятельности экономического субъекта;
5. Контроль правомерности принятых решений проблем, указанных в акте ревизии.
Этап подготовки к проведению является очень важным этапом. Это своеобразный
фундамент для процедуры ревизионной проверки. На этом этапе необходимо ознакомиться с данными отчетности экономического субъекта - финансовой, налоговой, статистической
отчетности; данными по предыдущим проведенным проверкам, были ли соблюдены предложенные ревизионной группой рекомендации.
На основании собранной и проанализированной информации определяются цели, задачи предстоящей проверки; составляются план и программа.
Непосредственно само проведение ревизии осуществляется с применением специальных приемов, методов проверки. Такими методами являются проверка первичной документации, учетных регистров; встречная проверка; анализ финансовой деятельности проверяемого объекта.
Контрольные действия, выполняемые при ревизии [8]:
- контроль за соблюдением принципов бухгалтерского учета (принципы полноты, своевременности правильности отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете);
- контроль фактического наличия, сохранности материальных ценностей, имущества, находящихся в пользовании проверяемого экономического объекта, денежных средств;
- контроль состояния бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в организации;
- контроль состояния управленческого учета в организации;
- состояние системы внутреннего контроля, в том числе состояние текущего контроля за движением денежных средств, материальных ценностей, разнесением затрат по статьям расходов, подлинность выполненных работ, оказанных услуг.
Сотрудники организации обязаны предоставлять ревизорам необходимую им информацию для проверки. Это могут быть заверенные копии документов, письменные объяснения от должностных лиц. В случае отказа в помощи ревизору, это заносится отдельным пунктом в акт ревизии.
Результаты ревизии оформляются актом ревизии.
Акт состоит из трех частей - вводной, описательной и заключительной.
Вводная часть носит ознакомительный характер. В ней содержится:
- тема ревизии;
- дата и место составления акта ревизии;
- причины проведения ревизии, в том числе учитывается и плановый характер;
- имена ревизоров и руководителя ревизионной группы;
- сроки проведения;
- сведения о проверенном экономическом субъекте (наименование, ИНН, ОГРН, информация об учредителях);
- информация о предыдущей проверке.
Описательная часть составляется по разработанной программе ревизии, и должна содержать подробное описание каждой процедуры, запланированной ревизорами [11].
При составлении акта ревизии должны присутствовать объективность, обоснованность, доступность, четкость. Выводы в акте должны быть подтверждены документами, подписанные руководителем организации или уполномоченным лицом.
Завершающим этапом ревизии является реализация ее материалов. Главным образом, это устранение выявленных недостатков, нарушений. Руководитель ревизионной группы еще в процессе ревизии сообщает руководителю или уполномоченному лицу о найденных нарушениях. Руководитель может начать устранение ошибок, не дожидаясь составления акта ревизии.
Используются различные методы контроля за устранением нарушений, выявленных при проведении ревизии:
- письменные отчеты о проведении рекомендованных процедур;
- официальный вызов руководителя или уполномоченного лица для отчета о проведенных мероприятиях;
- выездная проверка;
- проверка исправленных нарушений в процессе следующей ревизии.
Ссылки на источники
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с посл. изм. от 03.08.2018 г.) [Электронный ресурс] - М., [2018]. - Режим доступа : информационно-правовая справочная система ГАРАНТ
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (с посл. изм. от 03.08.2018) [Электронный ресурс] - М., [2018]. - Режим доступа : информационно-правовая справочная система ГАРАНТ
3. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с посл. изм. от 29.07.2017 г.) [Электронный ресурс] -М., [2018]. - Режим доступа : информационно-правовая справочная система ГАРАНТ
4. Федеральный закон от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с посл. изм. от 19.07.2018 г.) [Электронный ресурс] - М., [2018]. - Режим доступа : информационно-правовая справочная система ГАРАНТ
5. Федеральный закон от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (с посл. изм. от 23.04.2018 г.) [Электронный ресурс] - М., [2018]. - Режим доступа : информационно-правовая справочная система ГАРАНТ
6. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 28.06.2017 г. (с посл. изм. на 07.02.2017 г.) [Электронный ресурс] - М., [2018]. - Режим доступа : информационно-правовая справочная система ГАРАНТ
7. Федеральный закон от 02.11.2013 г. № 291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] - М., [2018]. - Режим доступа : информационно-правовая справочная система ГАРАНТ
8. Маренков Н.Л. Ревизия и контроль в коммерческих организациях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studmed.ru/marenkov-nl-reviziya-i-kontrol-v-kommercheskih-organizaciyah_3 c3 e04b. html
9. Новиков Ю.И., Блинов О.А. Организационно-правовые основы судебно-бухгалтерской экспертизы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23012731
10. Тарасов И.Т. Очерк науки финансового права [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knigogid.ru/books/839559-ocherk-nauki-finansovogo-prava
11. Шумакова О.В., Епанчинцев В.Ю. К вопросу о финансовой безопасности сельскохозяйственной организации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29747160
Yuri Novikov
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk Darina Ivleva
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Revision as the Main Method of Financial Control
Abstract. Financial control includes budget control, which is a control function of Finance, which includes various methods and techniques to verify the appropriateness, validity of the use of funds. The purpose of budget control is to guarantee the legality of budget activity, that is, control at the legislative level over the process of budget activity. Revision, being a method of budget control, provides control over the legality of operations and reliability of reporting data of economic entities of any territorial entity. The relevance of the topic lies in the very essence of the audit, as a special
sphere of control of the budget of the territories, and from it and the budget of the country as a whole. Revision reveal positive and negative moments in conducting production and economic activity of the organization, their compliance to the current legislation and allow to find ways of improvement for smooth operation of the enterprise which are registered in the act of audit.
Keywords: financial control, budget control, revision, act of revision, stage of revision