Научная статья на тему 'Развитие государственного финансового контроля в системе высших учебных заведений'

Развитие государственного финансового контроля в системе высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1227
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / STATE FINANCIAL CONTROL / ВНЕШНИЙ / EXTERNAL / ВНУТРЕННИЙ / INTERNAL / МОНИТОРИНГ / MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карепина О.И., Меликсетян С.Н.

Тема. В числе стратегических и тактических целей бюджетной политики Российской Федерации важная роль отводится эффективному управлению государственными финансовыми ресурсами. В этом управлении ключевая роль принадлежит контролю как одной из функций финансов. В статье раскрыты основополагающие виды государственного финансового контроля: внешний и внутренний. Конкретизируется внутренний государственный финансовый контроль в высших учебных заведениях. Цели. Раскрыть содержание и особенности контрольных мероприятий государственного финансового контроля в системе высших учебных заведений. Задачи. Детально рассмотреть внешний и внутренний государственный финансовый контроль в высших учебных заведениях с позиции системного подхода. Охарактеризовать основные признаки государственного финансового контроля в высших учебных заведениях. Проанализировать особенности внутриведомственного государственного финансового контроля в вузах. Рассмотреть специфику внутрихозяйственного контроля в учреждениях высших учебных заведений. Методология. В исследовании были использованы методы сравнительного анализа, систематизации, классификации, аналогии, сопоставления. Результаты. Работа представляет собой комплексный обзор основных видов государственного финансового контроля, определяет системную природу этого понятия и раскрывает его специфику в высших учебных заведениях. Широкая трактовка термина «внутренний контроль» позволяет рассматривать его как индикатор функциональной и финансово-хозяйственной деятельности учреждений высшего образования. Сформированная детализация основополагающих принципов функционирования внутрихозяйственного контроля в учреждениях высшей школы отражает его масштабность и стратегическую направленность. Выводы. Система внешнего и внутреннего государственного финансового контроля формирует основу реализации контрольных полномочий государства в правовом, социальном и экономическом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing the State financial control in the system of higher educational institutions

Importance The budgetary policy of the Russian Federation provides for effective management of the State financial resources as one of its strategic and tactical goals. This type of management focuses on control as one of the functions of finance. The article reveals fundamental types of the State financial control, i.e. external and internal ones. The article also specifies internal financial control of the State in higher educational institutions. Objectives The objective of the research is to explore the contents and specifics of monitoring activities as part of the State financial control within the system of higher educational institutions. The research pursues the following tasks: to scrutinize external and internal financial control of the State in higher educational institutions in terms of the systems approach; to describe the main features of the State financial control in higher educational institutions; to analyze the specifics of interdepartmental financial control in higher educational institutions; to review the specifics of internal control in higher educational institutions. Methods The research draws upon a comparative analysis, systematization, classification, analogy, comparison. Results The article represents a comprehensive overview of the main types of the State financial control, determines the system nature of this concept and discloses its specifics in higher educational institutions. Broad interpretation of the term of internal control allows considering it as an indicator of functional, financial and business activities of higher educational institutions. The specified fundamental principles of internal control in higher educational institutions reflect its scope and strategic focus. Conclusions and Relevance Based on the research, we conclude that the system of internal and external financial control of the State becomes a platform for controlling the activity of the State in the legislative, social and economic environment.

Текст научной работы на тему «Развитие государственного финансового контроля в системе высших учебных заведений»

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

Экономическая политика

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Оксана Ивановна КАРЕПИНА3*, Светлана Николаевна МЕЛИКСЕТЯНь

2 кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

Ростов-на-Дону, Российская Федерация

karepindima@mail.ru

ь кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов, Ростовский государственный экономический

университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация

m.s88@bk.ru

* Ответственный автор

Аннотация

Тема. В числе стратегических и тактических целей бюджетной политики Российской Федерации важная роль отводится эффективному управлению государственными финансовыми ресурсами. В этом управлении ключевая роль принадлежит контролю как одной из функций финансов. В статье раскрыты основополагающие виды государственного финансового контроля: внешний и внутренний. Конкретизируется внутренний государственный финансовый контроль в высших учебных заведениях. Цели. Раскрыть содержание и особенности контрольных мероприятий государственного финансового контроля в системе высших учебных заведений.

Задачи. Детально рассмотреть внешний и внутренний государственный финансовый контроль в высших учебных заведениях с позиции системного подхода. Охарактеризовать основные признаки государственного финансового контроля в высших учебных заведениях. Проанализировать особенности внутриведомственного государственного финансового контроля в вузах. Рассмотреть специфику внутрихозяйственного контроля в учреждениях высших учебных заведений.

Методология. В исследовании были использованы методы сравнительного анализа, систематизации, классификации, аналогии, сопоставления.

Результаты. Работа представляет собой комплексный обзор основных видов государственного финансового контроля, определяет системную природу этого понятия и раскрывает его специфику в высших учебных заведениях. Широкая трактовка термина «внутренний контроль» позволяет рассматривать его как индикатор функциональной и финансово-хозяйственной деятельности учреждений высшего образования. Сформированная детализация основополагающих принципов функционирования внутрихозяйственного контроля в учреждениях высшей школы отражает его масштабность и стратегическую направленность.

Выводы. Система внешнего и внутреннего государственного финансового контроля формирует основу реализации контрольных полномочий государства в правовом, социальном и экономическом пространстве.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

История статьи:

Принята 16.06.2015 Одобрена 22.06.2015

УДК 336.14

Ключевые слова:

государственный финансовый контроль, внешний, внутренний, мониторинг

В современном мире образование представляет собой сложный социальный институт, целью которого является формирование социально адаптивной личности, владеющей необходимыми знаниями и навыками, уровень которых должен контролироваться и повышаться в процессе обучения.

Образование максимально важно и значимо на протяжении всей жизни человека, однако именно учеба в вузе становится сферой человеческой деятельности, в решающей степени определяющей иные стороны и аспекты жизни общества,

эффективное социально-экономическое развитие страны, необходимость избегать отставания государства от мировых тенденций развития.

Следует подчеркнуть, что практически все развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в это огромные финансовые ресурсы. Такая тенденция характерна и для современной России, где было положено начало проведению реформ в сфере высшего образования, которые впоследствии обрели статус государственной

Рисунок 1

Соотношение расходов федерального бюджета на высшее образование и затрат на остальные направления образования, млрд руб.

700

600

500

400

300

200

100

0

364,5

280,0 334,8

75,0 83,2 78,3

402,4

151,0

513,6

448,1 477,3 535,1

155,7 128,4 136,2

83,8

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

□ Расходы федерального бюджета на образование (кроме расходов на высшее образование) п Расходы федерального бюджета на высшее образование

Источник: составлено авторами.

политики, поскольку уровень высшего образования в стране определяет ее будущее развитие.

В контексте современной государственной политики решались вопросы финансирования всего процесса профессионального образования. Именно грамотное, эффективное финансирование способствует качественному развитию системы высшего образования и, как следствие, воспроизводству рабочей силы государства, необходимой для его дальнейшего развития.

Финансирование образования является важнейшим аспектом деятельности государства, поскольку нехватка денег в учебных учреждениях отрицательно сказывается на развитии материальной базы и качестве подготовки специалистов, вызывает отток наиболее одаренной части научно-педагогического персонала, снижает уровень социально-экономического развития регионов страны, их конкурентоспособности на мировом рынке.

Право на высшее образование, как и на обучение в целом, - одно из наиболее важных социально-экономических конституционных прав1. Его реализация на практике во многом зависит от наличия соответствующих финансовых возможностей и гарантий как со стороны государства, так и со стороны вуза, деятельность которого отражает интересы государства. Анализ практики финансирования

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с поправками, внесенными Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

расходов на образование свидетельствует об абсолютном превосходстве расходов на высшее и послевузовское профессиональное образование над прочими статьями расходов. С 2008 г. такие расходы составляют более 2/3 от общего объема затрат на образование в федеральном бюджете (рис. 1).

Как показало проведенное исследование, доля расходов на высшее образование в общем объеме расходов федерального бюджета на образование имеет стойкую тенденцию к росту с 78,9% в 2008 г. до почти 90% в 2015 г. (в 2014 г. - 88,4%). Федеральный бюджет на 2015 г. и плановый период 2016-2017 гг. предполагает общий объем расходов - 15,513 трлн руб., тогда как совокупные расходы на образование, здравоохранение и социальную политику будут расти - до 4,964 трлн руб. в 2015 г. с 4,627 трлн руб. в 2014 г. (рост - 7,3%)2.

Для выделения приоритетных планов государства и конкретных тенденций в области финансирования расходов на образование в целом и высшее образование в частности необходимо рассмотреть планируемые существенные изменения структуры расходов по уровням образования. Анализ показал, что в 20132015 гг. существенно изменяется структура расходов федерального бюджета на образование (табл. 1).

Анализ данных табл. 1 свидетельствует, что в структуре расходов федерального бюджета на образование в 2013-2015 гг. происходили и происходят следующие основные изменения:

2 Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. URL: http://www.consultant.

Финансовая аналитика: Financial Analytics:

проблемы и решения 29 (2015) 29-42 Science and Experience

Таблица 1

Структура расходов федерального бюджета на образование на 2013-2015 гг., %

Статья расходов 2013 г. (факт) 2014 г. (факт) 2015 г. (план)

Дошкольное образование 1,2 1,1 1,0

Общее образование 11,1 3,5 3,3

Начальное профессиональное образование 0,7 0,8 0,8

Среднее профессиональное образование 0,6 0,7 0,7

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 1,1 1,2 1,1

Высшее и послевузовское профессиональное образование 78,8 88,4 89,7

Молодежная политика и оздоровление детей 0,9 1,0 0,2

Прикладные научные исследования в сфере образования 2,1 1,7 1,7

Другие вопросы в сфере образования 3,5 1,6 1,5

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.

• более чем в три раза сокращается удельный вес расходов на общее образование в общем объеме расходов - с 11,1 до 3,3%;

• снижается удельный вес расходов на молодежную политику - в 4,5 раза;

• незначительно растет удельный вес расходов на начальное и среднее профессиональное образование - на 0,1 п.п.;

• сокращается удельный вес расходов на дошкольное образование - с 1,2 до 1,0%;

• практически не изменяется удельный вес расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

• значительно сокращается удельный вес расходов на прикладные научные исследования в сфере образования и на другие вопросы в сфере образования - соответственно на 20% и более чем в два раза;

• сокращаются расходы федерального бюджета на молодежную политику и оздоровление детей - с 1% в 2014 г. до 0,2% в 2015 г.;

• основным бенефициаром изменения структуры расходов на образование федерального бюджета является высшее и послевузовское образование, удельный вес которого в затратах возрастает с 78,8 до 89,7% (на 10,9 п.п.).

Такой заметный контраст роста расходов на высшее образование в общей массе затрат федерального бюджета на образование с учетом сокращения большей части других статей финансирования отрасли характеризуется возложением обязанности финансирования всей системы высшего профессионального образования на федеральный бюджет страны.

Вместе с тем в условиях ограниченности

государственных финансовых ресурсов в федеральном бюджете стоит акцентировать внимание на необходимости их эффективного и результативного использования. Однако простое увеличение расходов на высшее образование не означает повышения эффективности их использования и достижения положительного результата.

По мнению авторов, помочь этому может именно государственный финансовый контроль. Его организация в системе высших учебных заведений структурирована авторами на рис. 2.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственный финансовый контроль делится на внешний и внутренний3. Внешний государственный финансовый контроль высших учебных заведений, как правило, осуществляет Счетная палата РФ. В современных условиях новым, приоритетным направлением его развития в рамках бюджетирования, ориентированного на результат, является аудит эффективности и результативности государственных расходов.

Внедрение аудита эффективности в практику внешнего государственного финансового контроля диктуется следующими обстоятельствами:

- необходимостью повышения действенности, результативности и эффективности государственного финансового контроля;

- необходимостью существенного улучшения деятельности исполнительных органов власти и иных учреждений и организаций, использующих государственные финансовые ресурсы и собственность;

- потребностью усиления прозрачности

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015).

Рисунок 2

Организация государственного финансового контроля в системе высших учебных заведений

функциональной и финансово-хозяйственной деятельности учреждений и организаций, использующих бюджетные средства и государственную собственность.

Ранее в научных публикациях [3, с. 48; 4 с. 85] авторами уже были рассмотрены проблемы применения аудита эффективности бюджетных расходов, в том числе и в учреждениях высшей школы, а также предложены пути их решения, поэтому в данной статье нецелесообразно рассматривать организацию внешнего государственного финансового контроля и применение аудита эффективности. Остановимся детально на организации внутреннего государственного финансового контроля.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации государственный финансовый контроль разграничен на внешний и внутренний. Однако, по мнению авторов, необходимо детализировать внутренний государственный финансовый контроль применительно к системе высших учебных заведений. Такая конкретизация представлена на рис. 2.

По мнению авторов, в системе высших учебных заведений необходимо выделить трехуровневый внутренний контроль.

Первый уровень характерен для реализации контрольных полномочий Федеральной службой финансово-бюджетного надзора Российской Федерации и Казначейством России.

В ст. 265 Бюджетного кодекса РФ подчеркивается, что «внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований».

По мнению авторов, внутренний государственный финансовый контроль в системе высших учебных заведений можно дополнить еще двумя уровнями, которые также можно отнести к внутреннему: внутриведомственным и внутрихозяйственным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутриведомственный государственный финансовый контроль реализует отраслевое министерство - Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере образования, которые, по мнению

авторов, призваны осуществлять оперативный контроль - мониторинг.

Обобщая те орети ко- методологические подходы к мониторингу в различных отраслях национального хозяйства, авторы дают свое определение применительно к учреждениям высшей школы: мониторинг - форма государственного финансового контроля, представляющая собой информационно-аналитическую, постоянно действующую на отраслевом уровне систему наблюдений за динамикой критериальных оценочных показателей результативности использования государственных финансовых ресурсов с целью выявления результатов и оценки последствий управления ими на уровне бюджетных учреждений, а также анализ получаемых результатов.

Целью мониторинга является выявление результатов управления государственными финансовыми ресурсами на уровне учреждений высшей школы, оценка последствий от управления ими, а также анализ получаемых результатов в текущем периоде. Типологизация внутриведомственного мониторинга нами представлена в табл. 2.

Таблица 2

Виды внутриведомственного мониторинга

Признак классификации Виды

Субъект Внутриведомственный. Внутрихозяйственный

Мониторинг соответствия плановых показателей нормативно-законодательной базе.

Мониторинг законного и целевого использования бюджетных средств.

Мониторинг определения эффективного (результативного) использования бюджетных средств

Цели и задачи Выявление конечного финансово-экономического эффекта. Выявление социального эффекта

Временные параметры Оперативный (тактический) мониторинг. Стратегический (долгосрочный) мониторинг

Уровень технической оснащенности Неавтоматизированный. Частично автоматизированный. Полностью автоматизированный

Периодичность Систематический (ежедневно передача информации о движении финансовых ресурсов, еженедельный промежуточный анализ, конечный анализ)

Сфера

направленности

Актуальность использования мониторинга как одной из форм государственного финансового контроля в системе высших учебных заведений и исследование в связи с этим теоретико-методологических подходов к внедрению его в практику позволили авторам разработать алгоритм построения мониторинга в системе образования (рис. 3).

Первоочередным этапом построения предложенной системы является прежде всего определение целей и задач мониторинга использования бюджетных средств.

Основной задачей является четкая формулировка целей мониторинга, позволяющая обозначить желаемые конечные результаты от использования бюджетных средств в планируемом периоде.

Определение целей и задач мониторинга послужит основой построения показателей оценки деятельности бюджетных учреждений, т.е. непосредственных получателей государственных финансовых ресурсов.

Краеугольным камнем иерархии внутреннего государственного финансового контроля является

Рисунок 3

Алгоритм проведения внутриведомственного мониторинга деятельности вузов

внутрихозяйственный государственный финансовый контроль. Его службы, как правило, создаются внутри отдельных учреждений и организаций.

Внутрихозяйственный финансовый контроль - процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

• эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

• достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

• соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета [5, с. 53].

В современных отечественных экономических источниках термин «внутрихозяйственный финансовый контроль» до сих пор является одним из самых малоизученных и дается исследователями применительно к коммерческим структурам. Вместе с тем в учреждениях высшей школы существует собственная методика проведения мероприятий внутреннего финансового контроля, которые направлены на проверку финансовой информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности, об использовании и сохранности государственной собственности и состоянии бухгалтерского (бюджетного) учета. Место внутрихозяйственного финансового контроля в процессе управления финансами вуза представлено авторами на рис. 4.

Обосновывая особую актуальность и необходимость организации внутрихозяйственного финансового контроля, авторы руководствуются требованиями принципов программно-целевого планирования и считают, что при создании рациональной системы внутреннего финансового контроля в высшем учебном заведении появляется эффективно функционирующая контрольная среда, охватывающая все структурные подразделения и помогающая руководству в принятии управленческих решений, направленных на дальнейшее повышение качества образовательных услуг, укрепление финансового потенциала вуза, поддержание его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, выявление и нивелирование рисков и др.

Основные принципы внутрихозяйственного государственного финансового контроля в условиях программно-целевого планирования в вузе представлены на рис. 5.

Организационные основы внутрихозяйственного финансового контроля в вузе представлены на рис. 6.

Внутрихозяйственный финансовый контроль, ориентированный на результат, регламентируемый внутренними документами вуза, направлен:

- на соблюдение требований Конституции Российской Федерации, Бюджетного, Налогового и Гражданского кодексов РФ;

- соблюдение нормативно-правовых актов Министерства финансов РФ, Министерства образования и науки РФ и других исполнительных органов власти;

- соблюдение установленного порядка ведения бухгалтерского (финансового) и управленческого учета в высшем учебном заведении;

- выявление эффективности и результативности формирования, распределения и использования бюджетных средств и внебюджетных финансовых ресурсов, государственных расходов и государственной собственности;

- раскрытие специфики и особенностей рисков внешней и внутренней среды функционирования высшего учебного заведения;

- формирование и развитие методического и организационного обеспечения внутреннего финансового контроля, ориентированного на результат.

По мнению авторов, внутрихозяйственный финансовый контроль будет эффективен при выполнении следующих условий:

- четкое разграничение функциональных обязанностей в рамках центров финансовой ответственности;

- организация качественной информационной с и с т е м ы , п о з в о л я ю щ е й о п е р ат и в н о взаимодействовать всем центрам финансовой ответственности учреждения;

- обеспечение финансовой мотивации работников в конечном результате.

Таким образом, перспективным направлением развития внешнего государственного финансового контроля в высших учебных заведениях является повсеместное применение аудита эффективности государственных расходов. Для полноценного его проведения (о чем свидетельствует зарубежный опыт) необходимы поиск и определение контрольными органами объективных способов оценки эффективного расходования бюджетных

U1 On

«

Í Í Ь в

et

Рисунок 5

Принципы внутрихозяйственного контроля в высшем учебном заведении

Источник: составлено авторами. Рисунок 6

Организационные основы внутрихозяйственного финансового контроля в вузе

Л

Ч

О рц

Н X

о

и «

3 со О

и

х

<

х

X

е

в в ¡5 Л

S s

X X

И

в м Н о

у £

'S s

t* Н

п ®

й и

рц

*

X со

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:

1) повышение эффективности и результативности функциональной и финансово-хозяйственной деятельности вуза, его инвестиционной привлекательности и делового имиджа на современном этапе (рейтинг эффективности отечественных вузов);

2) оценка достоверности информации о состоянии финансового потенциала вуза и менеджмента качества образовательного процесса;

3) выявление и оценка рисков, разработка предупредительных и корректирующих мер

СУБЪЕКТЫ

ОБЪЕКТЫ

Управление бухучета и финансового планирования.

Факультеты.

Бизнес-школа.

Отдел менеджмента качества. Иные структурные подразделения

Первичные документы, регистры бухгалтерского учета, книги учета.

Отчетность: налоговая, бухгалтерская (финансовая), управленческого учета. Договорная документация. Финансовые планы и др. Риски внешней и внутренней среды

Информационная база внутрихозяйственного финансового контроля, ориентированного на результат

средств. Поэтому требуются адекватное развитие теоретическо-методических аспектов реализации аудита эффективности, поиск и создание аргументированных методик оценки эффективного расходования бюджетных средств.

Первоочередным при разработке данных методик является определение критериев и показателей эффективности и результативности использования государственных финансовых ресурсов. Стоит признать, что именно такой аудит, хотя он и требует дальнейшей разработки, является перспективным механизмом, способным повлиять на повышение эффективности использования бюджетных средств. Роль аудита эффективности в функциональной и финансово-хозяйственной деятельности вуза представлена на рис. 7.

Вместе с тем в настоящее время существуют проблемы, мешающие полноценно применять органом внешнего контроля аудит эффективности бюджетных расходов, в том числе и в системе высшего образования. Так, актуальными задачами развития аудита эффективности в системе государственного финансового контроля являются:

• регламентация правовой сущности аудита эффективности государственных расходов. Его основы, безусловно, должны найти отражение в Бюджетном кодексе Российской Федерации, Федеральных законах «О Счетной палате Российской Федерации», «Об общих принципах организации финансового контроля в Российской Федерации» и других документах;

• разработка и правовое закрепление критериальных

Рисунок 7

Роль аудита эффективности в функциональной и финансово-хозяйственной деятельности вуза

оценочных показателей эффективности бюджетных расходов. Необходимо разработать и законодательно регламентировать оценочные показатели эффективности государственных расходов применительно к каждой отрасли национального хозяйства страны, учитывающие специфику деятельности предприятий и учреждений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• утверждение унифицированного Стандарта финансового контроля «Проведение аудита эффективности государственных расходов». В настоящее время такой стандарт разработан и утвержден Счетной палатой Российской Федерации, но он не является обязательным для других контрольных органов4. Стандартизация на уровне одного контрольного уровня -лишь частичное решение проблемы аудита эффективности.

Перспективы развития внутреннего государственного финансового контроля видятся в решении общих методических проблем их функциональной деятельности:

- детализация отдельных статей Бюджетного

4 Стандарт финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств» утвержден решением Коллегии Счетной палаты РФ от 09.06.2009 № 31К.

кодекса РФ касательно основ внутреннего государственного финансового контроля;

- ознакомление всех структурных подразделений органов, по закону осуществляющих внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, с новыми инструктивными документами, вышедшими в последнее время, в первую очередь с новыми процедурами, связанными с завершением проверки;

- отработка применения санкций за нарушение финансово-бюджетного законодательства в соответствии с Кодексом административных правонарушений Российской Федерации;

- реализация предварительного и последующего контроля в области государственных закупок.

Резюмируя изложенное, стоит отметить, что разграничение государственного финансового контроля на внешний и внутренний авторы рассматривают как важный этап перевода системы государственного финансового контроля на уровень, отвечающий потребностям реформирования российской экономики в целом, а также совершенствования системы государственного финансового контроля, в том числе в высших учебных заведениях.

Список литературы

1. Романова Т.Ф., Карепина О.И, Альбеков З.А. Государственный финансовый контроль: проблемы и направления модернизации: монография. Ростов н/Д.: АзовПечать, 2009. 240 с.

2. Госфинконтроль: конференция в Казани // Финансы. 2014. № 6. С. 78-80.

3. Карепина О.И. Развитие аудита эффективности государственных расходов // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 30. С. 42-51.

4. Карепина О.И. Применение аудита эффективности бюджетных расходов на образование. URL: http:// sociosphera.com/files/conference/2015/k-04_10_15.pdf.

5. Егорова И. С. Особенности организации внутреннего контроля согласно рекомендациям Министерства финансов РФ // Аудитор. 2014. № 8. С. 53-60.

6. Саттарова А.А., Ямалетдинова Э.Ф. Виды аудита в системе государственного финансового контроля // Финансовое право. 2015. № 4. С. 18-21.

7. Жилина Н.Н. Государственный финансовый контроль в сфере образования // Финансы и кредит. 2012. № 20. С. 7-10.

8. Томшинская И.Н., Филиппова Л.В. Аудит эффективности расходов в сфере высшего образования // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 5. С. 173-176.

9. Воронин Ю.М. О государственном (муниципальном) финансовом контроле // Финансы. 2014. № 6. С. 40-44.

10. Прокофьев С.Е. Новации в сфере государственного финансового контроля, осуществляемого Казначейством России // Финансы и кредит. 2015. № 10. С. 2-11.

11. Андреева О.В. Развитие финансового контроля - важное условие укрепления сферы государственных финансов. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1277826.

12. Карепина О.И. К вопросу о показателях эффективности бюджетных расходов // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 7-7. С. 69-73.

13. Меликсетян С.Н., Отришко М.О. Реализация концепции бюджетирования, ориентированного на результат, в государственных (муниципальных) учреждениях социальной сферы // Экономические науки. 2015.№ 5. С. 134-137.

14. Романова Т.Ф., Меликсетян С.Н. Мониторинг качества управления финансами высших учебных заведений // Финансовые исследования. 2014. № 1. С. 81-93.

15. ЧулковА. С. Государственный и муниципальный контроль в условиях перехода к программно-целевому бюджетированию // Финансы и кредит. 2015. № 17. С. 29-36.

16. НикольскаяЮ.П. Роль негосударственного аудита в системе финансового контроля // Финансы. 2014. № 9. С. 56-60.

17. Овсянников Л.Н. Нецелевое использование бюджетных средств: экономика, право, контроль // Финансы. 2014. № 5. С. 50-55.

18. Лукин А.Г. Основные проблемы государственного финансового контроля, осуществляемого исполнительной властью в Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 1. С. 30-39.

19. Викулина Е.В., Драчена И.П., Коба Е.Е. Сущность и значение системы внутреннего финансового контроля в государственных бюджетных учреждениях // Научная перспектива. 2015. № 3. С. 20-22.

20. Ильин А.Ю., Моисеенко И.А. Правовые механизмы реформирования внутреннего государственного финансового контроля // Финансовое право. 2015. № 4. С. 8-14.

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

Economic Policy

DEVELOPING THE STATE FINANCIAL CONTROL IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Oksana I. KAREPINAa*, Svetlana N. MELIKSETYANb

aRostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russian Federation karepindima@mail.ru

bRostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russian Federation m.s88@bk.ru

"Corresponding author

Article history: Abstract

Received 16 June 2015 Importance The budgetary policy of the Russian Federation provides for effective management

Accepted 22 June 2015 of the State financial resources as one of its strategic and tactical goals. This type of management

focuses on control as one of the functions of finance. The article reveals fundamental types of the State financial control, i.e. external and internal ones. The article also specifies internal financial control of the State in higher educational institutions.

Objectives The objective of the research is to explore the contents and specifics of monitoring activities as part of the State financial control within the system of higher educational institutions. The research pursues the following tasks: to scrutinize external and internal financial control of the State in higher educational institutions in terms of the systems approach; to describe the main features of the State financial control in higher educational institutions; to analyze the specifics Keywords: State financial control, of interdepartmental financial control in higher educational institutions; to review the specifics external, internal, monitoring of internal control in higher educational institutions.

Methods The research draws upon a comparative analysis, systematization, classification, analogy, comparison.

Results The article represents a comprehensive overview of the main types of the State financial control, determines the system nature of this concept and discloses its specifics in higher educational institutions. Broad interpretation of the term of internal control allows considering it as an indicator of functional, financial and business activities of higher educational institutions. The specified fundamental principles of internal control in higher educational institutions reflect its scope and strategic focus.

Conclusions and Relevance Based on the research, we conclude that the system of internal and external financial control of the State becomes a platform for controlling the activity of the State in the legislative, social and economic environment.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Romanova T.F., Karepina O.I, Al'bekov Z.A. Gosudarstvennyi finansovyi kontrol':problemy i napravleniya modernizatsii: monografiya [Banking and financial control: challenges and directions of modernization: a monograph]. Rostov-on-Don, AzovPechat' Publ., 2009, 240 p.

2. Gosfinkontrol': konferentsiya v Kazani [State financial control: a conference in Kazan]. Finansy = Finance, 2014, no. 6, pp. 78-80.

3. Karepina O.I. Razvitie audita effektivnosti gosudarstvennykh raskhodov [Developing the performance audit of public expenditures]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2014, no. 30, pp. 42-51.

4. Karepina O.I. Primenenie audita effektivnosti byudzhetnykh raskhodov na obrazovanie [Auditing the efficiency of budgetary spending on education]. Available at: http://sociosphera.com/files/conference/2015/ k-04_10_15.pdf. (In Russ.)

5. Egorova I.S. Osobennosti organizatsii vnutrennego kontrolya soglasno rekomendatsiyam Ministerstva finansov RF [The specifics of organizing the internal control in line with the guidelines of the RF Ministry of Finance]. Auditor, 2014, no. 8, pp. 53-60.

6. Sattarova A.A., Yamaletdinova E.F. Vidy audita v sisteme gosudarstvennogo finansovogo kontrolya [Types of audit within the system of the State financial control]. Finansovoe pravo = Financial Law, 2015, no. 4, pp.18-21.

7. Zhilina N.N. Gosudarstvennyi finansovyi kontrol' v sfere obrazovaniya [State financial control in education].

Finansy i kredit = Finance and Credit, 2012, no. 20, pp. 7-10.

8. Tomshinskaya I.N., Filippova L.V. Audit effektivnosti raskhodov v sfere vysshego obrazovaniya [Auditing the efficiency of spending on higher education]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2013,no.5, pp.173-176.

9. Voronin Yu.M. O gosudarstvennom (munitsipal'nom) finansovom kontrole [On public (municipal) financial control]. Finansy = Finance, 2014, no. 6, pp. 40-44.

10. Prokof'ev S.E. Novatsii v sfere gosudarstvennogo finansovogo kontrolya, osushchestvlyaemogo Kaznacheistvom Rossii [Innovation in the State financial control exercised by the Russian Federal Treasury].

Finansy i kredit = Finance and Credit, 2015, no. 10, pp. 2-11.

11. Andreeva O.V. Razvitie finansovogo kontrolya - vazhnoe uslovie ukrepleniya sfery gosudarstvennykh finansov [Financial control development is an essential condition for strengthening public finance]. Available at: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1277826. (In Russ.)

12. Karepina O.I. K voprosu o pokazatelyakh effektivnosti byudzhetnykh raskhodov. V kn.: Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoi nauki [On indicators of the efficiency of budgetary spending. In: Theoretical and applied aspects of modern science]. Belgorod, IP Petrova M.G. Publ., 2015, vol. 7-7, pp. 69-73.

13. Meliksetyan S.N., Otrishko M.O. Realizatsiya kontseptsii byudzhetirovaniya, orientirovannogo na rezul'tat, v gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uchrezhdeniyakh sotsial'noi sfery [Implementing the concept of performance-based budgeting in public (municipal) institutions in the social sector]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2015, no. 5, pp. 134-137.

14. Romanova T.F., Meliksetyan S.N. Monitoring kachestva upravleniya finansami vysshikh uchebnykh zavedenii [Monitoring the quality of financial management in higher educational institutions]. Finansovye issledovanya = Financial Research, 2014, no. 1, pp. 81-93.

15. Chulkov A.S. Gosudarstvennyi i munitsipal'nyi kontrol' v usloviyakh perekhoda k programmno-tselevomu byudzhetirovaniyu [State and municipal control during the transition to performance budgeting]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2015, no. 17, pp. 29-36.

16. Nikol'skaya Yu.P. Rol' negosudarstvennogo audita v sisteme finansovogo kontrolya [The role of nongovernmental audit in the financial control system]. Finansy = Finance, 2014, no. 9, pp. 56-60.

17. Ovsyannikov L.N. Netselevoe ispol'zovanie byudzhetnykh sredstv: ekonomika, pravo, kontrol' [Inappropriate use of budgetary funds: economics, law, control]. Finansy = Finance, 2014, no. 5, pp. 50-55.

18. Lukin A.G. Osnovnye problemy gosudarstvennogo finansovogo kontrolya, osushchestvlyaemogo ispolnitel'noi vlast'yu v Rossiiskoi Federatsii [Basic problems of the State financial control exercised by the executive power of the Russian Federation]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2015, no. 1, pp. 30-39.

19. Vikulina E.V., Drachena I.P., Koba E.E. Sushchnost' i znachenie sistemy vnutrennego finansovogo kontrolya v gosudarstvennykh byudzhetnykh uchrezhdeniyakh [The substance and role of internal control in State-financed institutions]. Nauchnayaperspektiva = Scientific Perspective, 2015, no. 3, pp. 20-22.

20. Il'in A.Yu., Moiseenko I.A. Pravovye mekhanizmy reformirovaniya vnutrennego gosudarstvennogo finansovogo kontrolya [Legal mechanisms for reforming internal financial control of the State]. Finansovoe pravo = Financial Law, 2015, no. 4, pp. 8-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.