Научная статья на тему 'Финансовый контроль в системе мер предупреждения экономических преступлений против собственности'

Финансовый контроль в системе мер предупреждения экономических преступлений против собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
968
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ОРГАНЫ / ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казаков А. Я.

В статье раскрывается понятие и виды финансового контроля, его социальное предназначение, действия, совокупность которых составляет содержания контроля, роль контроля в предупреждении преступлений и осуществлении других правоохранительных задач, основные органы, осуществляющие государственный финансовый контроль

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL CONTROL IN SYSTEM OF MEASURES OF THE PREVENTION ECONOMIC CRIMES AGAINST PROPERTY

There is considered the concept and types of financial control, its social mission, the actions which set makes contents of control, a control role in the prevention of crimes and implementation of other law-enforcement tasks, the main bodies exercising the state financial control reveals.

Текст научной работы на тему «Финансовый контроль в системе мер предупреждения экономических преступлений против собственности»

Казаков А. Я.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

9. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9.1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

Казаков А. Я., кандидат юридических наук, докторант Место учебы: ФГКУ «ВНИИ МВД России»

Аннотация: В статье раскрывается понятие и виды финансового контроля, его социальное предназначение, действия, совокупность которых составляет содержания контроля, роль контроля в предупреждении преступлений и осуществлении других правоохранительных задач, основные органы, осуществляющие государственный финансовый контроль

Ключевые слова: контроль, содержание контроля, государственный финансовый контроль, органы, осуществляющие государственный финансовый контроль, предупреждение экономических преступлений против собственности

FINANCIAL CONTROL IN SYSTEM OF MEASURES OF THE PREVENTION ECONOMIC CRIMES AGAINST PROPERTY

Kazakov A. Ya., PhD

Study place: FGKU "All-Russian Research Institute Ministry of the Interior of Russian Federation"

Annotation: There is considered the concept and types of financial control, its social mission, the actions which set makes contents of control, a control role in the prevention of crimes and implementation of other law-enforcement tasks, the main bodies exercising the state financial control reveals.

Keywords: control, the content of control, the state financial control, the bodies exercising the state financial control, the prevention of economic crimes against property

Одним из средств обеспечения правопорядка в сфере экономики и предупреждения экономических преступлений против собственности является контроль сохранности материальных ценностей и других объектов контроля.

В толковых словарях слово контроль означает «проверку, а также постоянное наблюдение в целях проверки

1

или надзора» .

Социальное предназначение контроля состоит в том, что он служит средством получения информации о происходящих в обществе и его отдельных образованиях процессах, соответствии общественной деятельности намеченным целям, а поведение граждан - установленным обществом правовым и нравственным нормам, выявления причин отклонения от них, разработки мер, противодействующих выявляемым отклонениям2.

1 Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1993. С. 298-299.

2 См.: Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. - М., 1981. С. 16.

В Лимской декларации руководящих принципов контроля3 4 отмечается, что контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

В рамках контроля должны быть совершены следующие действия, совокупность которых часто воспринима-

4

ется в качестве содержания контроля :

во-первых, необходимо достоверно определить фактическое состояние объекта управления;

во-вторых, сравнить полученные фактические данные с установленными параметрами функционирования данного объекта;

в-третьих, оценить степень отклонений функционирования объекта управления от заданных параметров;

в-четвертых, выявить причины и последствия данных отклонений;

в-пятых, принять меры по предотвращению и устранению нарушений в функционировании объекта управления.

А.М. Тарасов, анализируя содержание контроля, также отмечает, что контроль - это деятельность, реализуемая в ходе:

- наблюдения, изучения, обобщения, сопоставления, анализа фактического положения дел на подконтрольном объекте в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятыми решениями, намеченными целями;

- оценки состояния контролируемой деятельности;

- определения причин совершенных (допущенных) нарушений;

- выработки мер по устранению выявленных в ходе контроля отклонений и недопущению их в будущем5.

Таким образом, контроль - это действие, устанавливающее соответствие исполнения принятому решению путем сопоставления фактически достигнутых промежуточных или конечных результатов и задач (заданий), предусмотренных решением (программой, планом)6.

Важно подчеркнуть, что он выполняет роль инструмента предупреждения преступлений, цели которого достигаются:

а) в процессе осуществления контрольной деятельности при выявлении правонарушений и виновных лиц;

б) при реализации правовых актов, принятых по результатам контроля, в которых сформулированы рекомендации по устранению условий, способствующих правонарушениям;

в) при проведении контролирующими органами конкретных профилактических мер7.

3 См.: Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая Х Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) // Президентский контроль. -1994. № 1. С. 72.

4 См.: Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М., 2000. С. 29; Шорина Е.В. Указ. соч. С. 23.

5 См.: Тарасов А.М. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля // Государство и право. - 2004. № 10. С. 25.

6 См.: Коренев А.П. Административное право России: Учебник: В 3

ч. - М., 2001. Ч. 1. С. 177-179.

7 См.: Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. -М., 1997. С. 235-236.

73

Бизнес в законе

4’2014

Наряду с названными функциями контрольные органы выполняют другие правоохранительные задачи:

- защищают в пределах своей компетенции права граждан и юридических лиц;

- обобщают практику применения законодательства по предмету своего ведения и разрабатывают меры по его совершенствованию;

- осуществляют отраслевую координацию в соответствующей области государственного контроля (надзора);

- оказывают содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач и некоторые другие.

Таким образом, контроль является важнейшей функцией управления и одновременно одним из эффективных способов обеспечения дисциплины и законности в управлении, в том числе в области противодействия преступности в сфере экономики. Контроль имеет место не только в системах государственного управления, но и во всяких иных системах или вообще в любом коллективном труде.

Виды контроля достаточно разнообразны. Можно выделить:

- социальный контроль - система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов;

- гражданский контроль - деятельность, осуществляемая неправительственными объединениями и отдельными людьми, направленная на выявление и пресечение нарушений прав и свобод человека;

- финансовый контроль - проверка финансовых и связанных с ними вопросов деятельности хозяйствующих субъектов;

- технический контроль;

- энергетический контроль;

- экологический контроль;

- санитарный контроль и т. д.8

Применительно к теме исследования, остановимся на финансовом контроле.

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации9.

Задачами финансового контроля являются: обеспечение законности; защита интересов собственника хозяйствующего субъекта. В первом случае это достигается путем:

- проверки соблюдения финансовой дисциплины, в том числе кассовой;

- проверки пределов полномочий должностных и лиц, выполняющих управленческие функции, при принятии решений, выявление случаев превышения полномочий, в том числе злоупотребление ими в корыстных целях;

- проверки соответствия совершённых хозяйственных операций требованиям законодательства;

- контроля соблюдения установленных бюджетов и лимитов по статьям затрат;

- проверки правильности документального оформления хозяйственных операций;

- проверки правильности ведения бухгалтерского, а также управленческого учёта;

- проверки правильности и своевременности расчётов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

- проверки целевого использования целевых средств, в том числе заёмных и бюджетных;

- контроля ценообразования в областях, где оно регулируется государством;

- определения и (в ряде случаев) применения мер ответственности лиц, допустивших нарушения финансово-экономического законодательства10.

8 Контроль // http:www.consultant.ru.

9 См.: Финансовый контроль // http:www.consultant.ru.

10 Там же. 74

Задачами по обеспечению интересов собственника, в первую очередь являются получение прибыли, то есть прирост вложенного капитала (рост курса акций, получение дивидендов), а также другие локальные задачи, например: сокращение активов; уменьшение кредиторской задолженности и т.п.

Эти задачи достигаются путём:

- контроля сохранности имущества (в том числе, финансовых ресурсов), выявление случаев недостач, хищений, порчи; контроль мер по обеспечению сохранности;

- оценки эффективности использования материальных ресурсов (например, полноты загрузки оборудования, использования земельных участков, оптимальности оборачиваемости материалов и т. д.); выявление внутрихозяйственных резервов;

- оценки наличия и степени разработанности бюджетов, собственного контроля за их исполнением, анализа отклонений и принятых мер;

- анализа принятой процедуры принятия управленческих решений и проверки её соблюдения на практике;

- оценки ценовой политики, анализа системы ценообразования и маркетинговых мероприятий;

- анализ эффективности привлечения заёмных средств;

- анализ мер по оптимизации налогового бремени и др. Предметом финансового контроля являются хозяйственные операции, то есть любые действия, приводящие к изменению стоимости имущества любого вида или обязательств любого вида11.

Финансовый контроль можно классифицировать по различным основаниям. В частности, по субъектам проведения контроля выделяется: ведомственный контроль - контроль государственных организаций со стороны вышестоящих органов;

корпоративный контроль - финансовый контроль в рамках крупных организаций, имеющих большое количество отделений и филиалов (например, коммерческие банки, сети магазинов);

внутрихозяйственный контроль - контроль со стороны ревизионных комиссий акционерных обществ, товариществ над их исполнительными органами;

внутренний контроль - финансовый контроль, осуществляемый специально созданной службой хозяйствующего субъекта, подчиняющейся непосредственно руководителю.

По времени проведения контроля можно выделить: предварительный контроль - проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций, носит профилактический, упреждающий характер. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Предварительному контролю подвергаются бизнес-планы, проектносметная документация, кредитные и кассовые заявки, документы на перечисление или выдачу денежных средств;

текущий контроль - производится в момент совершения денежных сделок, осуществления хозяйственных операций. В бюджетных учреждениях текущий контроль перечисления средств осуществляется органами казначейства путём проверки оснований для осуществления платежа (договоров, счетов).

последующий контроль - проводится путём анализа, мониторинга, обследования, проверки (например, налоговой или аудиторской). Наиболее всеобъемлющей формой последующего контроля является документальная ревизия.

По направлению проведения контроля можно указать:

11 Там же.

74

Казаков А. Я.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

контроль на соответствие (формальный контроль) - оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям нормативных актов (в том числе локальных);

контроль финансовой отчётности - оценка правильности и достоверности ведения бухгалтерского учёта, достоверности, обоснованности и своевременности представления финансовой отчётности;

контроль эффективности - оценка результативности, продуктивности и экономичности использования ресурсов, эффективности управления капиталом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По срокам выполнения выделяются:

оперативный контроль (обычно в рамках внутреннего контроля) - проводится в плановом порядке по итогам периода (недели, декады, месяца, квартала, года);

плановый контроль - производится контрольноревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы;

внезапный контроль - производится контрольноревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план неизвестен объекту контроля, а также при наличии данных о нарушениях в деятельности объекта12.

Контролирующие органы при осуществлении финансового контроля применяют различные методы (приёмы исследования учётной документации и получения фактических данных, применяемые работниками контрольноревизионных органов и служб с целью выявления доказательной информации)13 14. При этом выбор методов контроля, применяемых в том или ином случае, зависит от полномочий контрольно-ревизионного органа или службы. Например, аудитор в ходе проверки может применять только документальные методы, в ходе налоговой проверки могут проверяться только те документы, которые касаются начисления и перечисления в бюджет налогов.

Среди данного вида контроля можно выделить государственный финансовый контроль - «основанная на нормах финансового права система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране государственной собственности, целевому, эффективному и экономному использованию государственных средств, помогающая вскрыть нарушения установленной государством финансовой дисципли-

14

ны» .

Таким образом, государственный финансовый контроль:

- осуществляется в сфере отношений, складывающихся при образовании, распределении и использовании денежных фондов государства и органов местного самоуправления;

- реализуется посредством деятельности государственных или иных органов, наделенных законом соответствующими контрольными полномочиями;

- осуществляется в целях обеспечения законности, охраны собственности, правильного, эффективного и экономного использования бюджетных средств, обнаружения нарушений финансовой дисциплины, выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет15.

12 См.: Финансовый контроль // http:www.consultant.ru.

13 Там же.

14 Родионова В.М. Финансовый контроль: Учебник. - М., 2002. С. 15-17, 19, 37.

15 См.: Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. - СПб.,

2002. С. 16.

Исходя из изложенного, государственный финансовый контроль - система действий государственных контрольных органов, обязанностями которых является выявление нарушений в процессе управления государственными финансовыми ресурсами.

Основу государственного финансового контроля составляет:

- парламентский контроль, осуществляемый Счётной палатой Российской Федерации и аналогичными органами субъектов федерации;

- бюджетный контроль, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора; Федеральным казначейством, проводящим контроль целевого использования бюджетных средств;

- валютный контроль - надзор государственных органов за соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций (операций с иностранной валютой), осуществляемой федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

- таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

- налоговый контроль, осуществляемый Федеральной налоговой службой;

- денежно-кредитный контроль - надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, осуществляемый Центральным банком Российской Федерации;

- страховой контроль (страховой надзор) - надзор за деятельностью страховых организаций, осуществляемый Комитетом финансового надзора Центрального банка Российской Федерации и др.

Общее нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля осуществляет Министерство финансов Российской Федерации в лице департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и аудита.

Государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Таким образом, в процессе своей деятельности финансовые контролирующие органы имеют реальные возможности выявлять различные правонарушения, привлекать к установленной законом ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений, предупреждая, таким образом, совершение преступлений16.

Список литературы:

1. Родионова В.М. Финансовый контроль: Учебник. - М., 2002.

2. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. - СПб., 2002.

3. Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. - М., 1981.

4. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М., 2000.

5. Тарасов А.М. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля // Государство и право. - 2004. № 10.

6. Ларичев В. Д. Теоретические основы предупреждения в сфере экономики: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2011. С. 134-150.

7. Теоретические основы предупреждения преступлений экономической направленности: Монография / Под ред. докт. юрид. наук, проф. В. Д. Ларичева. - М.: Юрлитинформ, 2012.

16 Об этом см. также: Ларичев В. Д. Теоретические основы предупреждения в сфере экономики: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2011. С. 134-150.

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.