Научная статья на тему 'Государственный финансовый контроль как важнейший инструмент обеспечения публичных интересов в условиях рынка'

Государственный финансовый контроль как важнейший инструмент обеспечения публичных интересов в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3506
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / FINANCIAL CONTROL / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС / PUBLIC INTEREST / THE PRINCIPLES OF FINANCIAL CONTROL BY THE STATE / FINANCIAL CONTROL PRINCIPLES / BODIES OF FINANCIAL CONTROL BY THE STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грачева Е. Ю.

В статье рассматриваются и разрешаются проблемы, связанные с принципиальным изменением в правовом регулировании и организации осуществления государственного финансового контроля в Российской Федерации, включая изменение его целей, задач и принципов функционирования. Обосновывается необходимость разработки и принятия концепции осуществления государственного финансового контроля, а также принятия федерального закона о финансовом контроле, который, по мнению автора, станет правовой базой формирования и осуществления финансового контроля в субъектах Российской Федерации, а также в муниципальных образованиях. Принятие закона должно быть направлено на регулирование, в частности, таких вопросов, как: понятие, виды финансового контроля, а также понятие государственного финансового контроля; понятие надзора, его отличие от контроля; названы и определены формы и методы финансового контроля; сформулированы его цели, задачи, принципы, предусмотрены стандарты контрольной деятельности органов финансового контроля. В законе должны содержаться нормы, предусматривающие иерархию органов государственного финансового контроля, их полномочия, основы взаимодействия, а также ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses and resolves the problems associated with a fundamental change in the legal regulation and organization of financial control by the state in the Russian Federation, including the change of its goals, objectives and principles of functioning. The article gives proof of the necessity of the development and adoption of the concept of implementation of financial control by the state, as well as the adoption of the federal law on financial control, which, according to the author’s opinion, would become the legal basis for the formation and implementation of financial control in the Russian Federation, as well as in the municipalities. The adoption of the law should be directed to the regulation, in particular, such issues as: the concept, types of financial control, as well as the concept of the financial control by the state; the concept of supervision, its distinction from the control. It is important to name and define forms and methods of financial control, formulate its goals, objectives, principles and to stipulate the standards of the control activities of financial control. The law should contain the rules that provide a hierarchy of the state financial control bodies, their powers, the principles of interaction, as well as responsibility.

Текст научной работы на тему «Государственный финансовый контроль как важнейший инструмент обеспечения публичных интересов в условиях рынка»

Елена Юрьевна ГРАЧЕВА,

доктор юридических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Почетный работник науки и техники Российской Федерации, Первый проректор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заведующий кафедрой финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

государственный финансовым контроль как важнейший инструмент обеспечения публичных интересов

в условиях рынка

В статье рассматриваются и разрешаются проблемы, связанные с принципиальным изменением в правовом регулировании и организации осуществления государственного финансового контроля в Российской Федерации, включая изменение его целей, задач и принципов функционирования. Обосновывается необходимость разработки и принятия концепции осуществления государственного финансового контроля, а также принятия федерального закона о финансовом контроле, который, по мнению автора, станет правовой базой формирования и осуществления финансового контроля в субъектах Российской Федерации, а также в муниципальных образованиях. Принятие закона должно быть направлено на регулирование, в частности, таких вопросов, как: понятие, виды финансового контроля, а также понятие государственного финансового контроля; понятие надзора, его отличие от контроля; названы и определены формы и методы финансового контроля; сформулированы его цели, задачи, принципы, предусмотрены стандарты контрольной деятельности органов финансового контроля. В законе должны содержаться нормы, предусматривающие иерархию органов государственного финансового контроля, их полномочия, основы взаимодействия, а также ответственности. Ключевые слова: финансовый контроль, государственный финансовый контроль, принципы финансового контроля, орган государственного финансового контроля, публичный интерес.

© Е. Ю. Грачева, 2014

The article discusses and resolves the problems associated with a fundamental change in the legal regulation and organization of financial control by the state in the Russian Federation, including the change of its goals, objectives and principles of functioning. The article gives proof of the necessity of the development and adoption of the concept of implementation of financial control by the state, as well as the adoption of the federal law on financial control, which, according to the author's opinion, would become the legal basis for the formation and implementation of financial control in the Russian Federation, as well as in the municipalities. The adoption of the law should be directed to the regulation, in particular, such issues as: the concept, types of financial control, as well as the concept of the financial control by the state; the concept of supervision, its distinction from the control. It is important to name and define forms and methods of financial control, formulate its goals, objectives, principles and to stipulate the standards of the control activities of financial control. The law should contain the rules that provide a hierarchy of the state financial control bodies, their powers, the principles of interaction, as well as responsibility.

Keywords: financial control, the principles of financial control by the state, financial control principles, bodies of financial control by the state, public interest.

Реализация стратегической задачи формирования рынка в нашей стране объективно обусловила принципиальные изменения в правовом регулировании и организации осуществления государственного финансового контроля, включая изменение его целей, задач и принципов функционирования.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль должен быть направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережное расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение расточительства и бесхозяйственности. В условиях рынка государству, публичной власти необходимо сохранить свое социальное предназначение, что должно быть выражено и сформулировано в его экономической политике, направленной на обеспечение общенациональных интересов, социальных программ. Забвение этих требований ведет к злоупотреблениям, коррупции в различных сферах, в том числе в процессе перераспределения и управления финансовыми потоками. Прошедшие годы подтвердили вывод о том, что отказ от контроля со стороны государства в условиях формирования рынка ведет к серьезным негативным общественным процессам, создающим угрозу национальной безопасности страны в целом, и которые начали преодолеваться лишь после 2000 года. Важной гарантией сохранения социальной направленности, экономической, а также финансовой политики государства и муниципальных образований в процессе осуществления финансовой деятельности, является усиление финансового контроля в целом и государственного финансового контроля, в частности.

В рыночных условиях финансовый контроль должен быть направлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами. С его помощью возможно решение проблем рационального использования всех ресурсов, сохранности денежных средств и материальных ценностей субъектами всех форм собственности, использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов по целевому назначению.

Финансовый контроль осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, то есть в процессе собирания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства и целесообразности деятельности всех государственных и муниципальных органов власти. В рыночных условиях происходит не упрощение, а усложнение финансовой деятельности, как следствие — усложнение и финансового контроля, который объективно присущ всем типам экономики, в том числе рыночной экономике. Усложнение связано с тем, что осуществление государством финансо- ^

вой деятельности охватывает и деятельность негосударственных коммерческих ор- К

ганизаций, предприятий различных форм собственности, иностранных инвесторов Н

и т.д. Следовательно, финансовый контроль охватывает не только финансовую де- и

ятельность государственных, муниципальных, но и иных организаций, физических лиц, граждан-предпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в И

сфере финансов. Б

Представляется возможным определить финансовый контроль как контроль со сто- х

роны уполномоченных государством органов и организаций за законностью действий в ™

процессе собирания, распределения и использования денежных фондов государства и Н

муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой поли- ^

тики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан. науки

Финансовый контроль является сложной, многоаспектной категорией. С одной стороны, это функция государственного управления, по отношению к которому выступает средством, инструментом реализации политики государства. С другой стороны, сам финансовый контроль можно рассматривать как управленческую деятельность, имеющую свои методы, способы, формы реализации. Раскрытию сущности контроля способствует рассмотрение его во всех аспектах своего проявления. Однако определяющим его назначением в обществе является выявление его соотношения с государственным управлением. В этой связи представляется, что наиболее полной характеристике финансового контроля способствует рассмотрение его в системе категорий «цель — средство — результат». Целью государственного управления является достижение в обществе правового порядка, деятельности, которая строится в строгом соответствии с требованиями закона и закрепляется в нормативно-правовых актах. Для достижения названной цели государство организует проведение контроля во всех сферах и областях общественной жизни, в том числе в сфере финансов, в процессе осуществления финансовой деятельности. Следовательно, финансовой контроль, в том числе государственный финансовый контроль, выступает средством достижения стоящих перед государством целей — установления правопорядка. Соответственно, целью финансового контроля является также достижение правопорядка, а не только соблюдение законности, как принято говорить об этом в специальной литературе. Подобный подход не отражает всех аспектов финансового контроля, ограничивает его социальное назначение. Поскольку обеспечение законности не является конечной целью правового регулирования, а является условием достижения стабильности, урегулированности правом различных общественных отношений, соответственно и финансовый контроль не сводим только к тому, как субъекты финансовых отношений соблюдают законодательство страны. Учитывая противоречивый характер последнего, цели государства были бы упрощены и сведены лишь к некоей констатации того, имеет ли место правонарушение или нет. Функции финансового контроля, направления его деятельности позволяют ему выступать каналом «обратной связи», дающим информацию о необходимости изменения законодательства, правоприменительной практики и т.п.

Основная цель человеческой деятельности состоит в удовлетворении жизненных потребностей в той или иной сфере общественных отношений, в том числе в сфере финансовых отношений. С позиций государственной власти эта деятельность членов общества должна проходить в рамках закона, не противоречить нормативным требованиям, регулирующим общественные отношения, в которые они вступают. В этом аспекте мы говорим о цели правового регулирования, и государственного управления. Только в случае соответствия поведения людей нормам закона возможно достижение и установление в обществе правопорядка, как реализованной цели правового регулирования и государственного управления. Для достижения цели необходимы соответствующие средства. Определенная цель предполагает, требует и определенных средств, по отношению к которым эта цель выступает первичной, детерминирующей. Благодаря средству реализованная цель обретает объективность, конкретность. Цель в данном случае определяет правовые, организационные (имеются в виду специализированные органы) средства, с помощью которых эта цель достигается. Определенной цели должны соответствовать и определенные средства по ее реализации, между ними существует необходимое отношение. Поэтому связь названной цели и финансового контроля предстает не как внешнее отношение независимых друг от друга явлений, а как внутренне необходимое, как особого рода единство. Организация государством проведения финансового контроля путем придания ему правовой формы, а также создания соответствующих организационных структур, предстает средством достижения стоящих целей, поэтому финансовый контроль выступает как категория, «средство» в данном отношении. «В качестве средства явле-

ТУШЕЮЗЕИРШИТРВТт3/^ Государственный финансовый контроль как важнейший инструмент

имени о.е. кутафина (мпод] обеспечения публичных интересов в условиях рынка

ния выступают в отношениях с целью не столько в своем собственном движении и собственной жизни, сколько лишь в той связи, которая соединяет их с целями, которым они служат и по отношению к которым они как раз и определяются как средства ... Средство есть не что иное, как определенность объекта через цель»1. В реальной действительности соотношение государственного управления, правового регулирования, финансового контроля, законности, правопорядка не является простым и должно быть рассмотрено в виде сложной системы отношений. В частности, в самом финансовом контроле возможно выделение целей, средств их достижения и результатов. Однако определяющим содержание финансового контроля, его направленность является его местоположение в рассмотренной нами связи «цель — средство — результат».

Достижение поставленных перед финансовым контролем, в первую очередь государственным финансовым контролем, целей требует реализации определенных задач (направлений), которые можно свести к следующему: а) проведение проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными органами всеми субъектами финансовых правоотношений; б) проверка правильности использования государственными и муниципальными учреждениями, организациями и предприятиями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении, денежных средств (бюджетных средств, банковских ссуд и т.д.); в) проверка соблюдения правил совершения различных финансовых операций, расчетов, хранения денежных средств названными ранее субъектами; г) выявление внутренних резервов производства, более экономного и эффективного расходования материальных и денежных ресурсов; д) превентивная задача, состоящая в предупреждении и предотвращении возможных нарушений финансового законодательства и финансовой дисциплины; е) проверка законности в деятельности государственных и муниципальных органов, участвующих в финансовой деятельности.

Результатом реализации названных задач является достижение правопорядка в процессе осуществления финансовой деятельности. Финансовый контроль обеспечивает, таким образом, обратную связь, что является необходимым условием принятия правильных управленческих решений. Правильно поставленный финансовый контроль способствует избеганию ошибок.

Публичные интересы в области финансового контроля состоят в успешной реализации финансовой политики, эффективном использовании публичных финансовых ресурсов. Общесоциальное значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются:

— во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и муниципальными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами;

— во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их публичным интересам. ^

Реализация публичных интересов при осуществлении финансового контроля в ус- К

ловиях проведения экономических реформ в Российской Федерации предполагает: Н

— установление скоординированной структуры государственного и иных видов и финансового контроля в органах законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и единой системы информационного обеспечения между субъектами фи- И нансового контроля;

— разработку механизма взаимодействия и четкого разграничения полномочий х

и ответственности между субъектами государственного финансового контроля в целях

гп

п

исключения дублирования и параллелизма в работе; н

1 Трубников Н. Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1968. С. 72. науки

4/2014

>

ввошаин

— определение основных положений взаимодействия субъектов государственного финансового контроля с правоохранительными органами;

— усиление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, в том числе связанных с незаконным вывозом за рубеж и репатриацией российского капитала, и проверку выполнения государственных международных финансовых обязательств;

— противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;

— установление порядка осуществления финансового контроля органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и создание единой системы мониторинга финансовых операций как основы информационного обеспечения государственного финансового контроля;

— совершенствование бюджетных процедур с целью минимизации условий, способствующих потерям и нецелевому использованию бюджетных средств, обеспечения возврата их незаконного использования и поступления доходов от их использования в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

— внесение изменений в законодательство Российской Федерации: уголовное, гражданское, бюджетное и административное в части усиления мер ответственности за нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств;

— согласованное планирование проведения контрольных мероприятий всеми органами государственного финансового контроля в текущем году на очередной год;

— установление единой методологии (стандартов) и методики проведения контрольных мероприятий для всех органов государственного финансового контроля и единых критериев обобщения результатов контрольных мероприятий;

— сотрудничество с органами государственного финансового контроля стран СНГ, иностранных государств и международными организациями, занимающимися вопросами финансового контроля;

— повышение кадрового, информационно-технического и материального обеспечения органов государственного финансового контроля, унификация форм и методов их работы, более качественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области государственного финансового контроля.

Представляется, что выделение и формулирование в законодательстве реализации публичных интересов как важнейшей составляющей политики социального государства в качестве основной цели осуществления финансового контроля является принципиальным в современных условиях.

Серьезным заблуждением является неверная трактовка целеполагания публичного интереса при осуществлении государственного финансового контроля. Так, в качестве основной цели подобного контроля зачастую декларируется проверка законности расходования финансовых средств. При этом за пределами научного анализа остаются вопросы реализации публичного интереса. При таком подходе разработка концепции государственного финансового контроля с неизбежностью сводится к набору неких эмпирических (финансово-отчетных) сведений о допущенных нарушениях, что само по себе полезно, но явно недостаточно, так как подобная констатация не содержит механизмов преодоления подобного положения.

Публичные интересы в сфере финансового контроля обусловливаются целым комплексом причин:

— обеспечение контроля за расходованием финансовых средств в интересах населения страны;

— верно избранная система финансового контроля способствует привлечению не только иностранных инвестиций в экономику страны, но и средств негосударственных организаций на выполнение общесоциальных задач в рыночных условиях. Это обеспечивается использованием банковской инфраструктуры, других финансовых учреждений и кредитных организаций;

— эффективный финансовый контроль обеспечивает необходимую взаимосвязь между планируемым правительством, государственными финансовыми учреждениями уровнем экономического развития страны и фактическими результатами. Это способствует совершенствованию механизмов принятия и реализации управленческих решений в сфере публичных финансов.

Решение перечисленных ранее задач невозможно без структурирования самого финансового контроля, определение его собственного предмета. Значительные сложности придется преодолеть при анализе и совершенствовании координационных и субординационных взаимосвязей. Важной проблемой, подлежащей глубокому анализу, является собственная организация государственного финансового контроля, рациональность осуществляющих его структур, их специализация, координационные и субординационные взаимосвязи между ними. Элементы финансового контроля обнаруживаются в деятельности очень многих государственных и общественных органов. В то же время имеется целый ряд подсистем государственных органов, которые заняты исключительно реализацией данных функций и полномочий.

Таким образом, стоящую перед финансовым контролем систему задач можно представить следующим образом:

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед федеральным бюджетом, а также проверка выполнения этих обязательств;

— проверка правильности использования государственными и муниципальными органами находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

— контроль за сбалансированностью между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов с целью недопущения перерасхода денежных средств;

— проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств организациями;

— выявление внутренних резервов производства с целью возможностей повышения рентабельности производства, более рационального и эффективного использования материальных и денежных средств;

— предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины.

Решение данных задач позволит при соблюдении приоритетов построения демократического правового государства обеспечить целевое и эффективное использование ^ финансовых средств, снизить количество злоупотреблений и правонарушений, связан- К ных с формированием и использованием государственного имущества, улучшить об- Н щую экономическую и социальную ситуацию в стране. Это будет реально способство- и вать усилению вертикали власти, что сегодня является одним из главных направлений государственного строительства в России, и дальнейшему развитию системы государ- И ственного финансового контроля в Российской Федерации.

Одним из важнейших направлений государственного финансового контроля явля- £

ется обеспечение публичных интересов в бюджетной сфере. ™

Публичные интересы при осуществлении бюджетного контроля состоят в следующем: Н

— выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения 5 стоящих перед обществом целей и задач в условиях рынка; науки

_ ввошаин

26 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

— определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

— установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребностей бесперебойного финансирования всех мероприятий общесоциального значения, предусмотренных бюджетом;

— согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направляемой на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

— осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;

— повышение роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования), что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ, включая приоритетные национальные проекты;

— осуществление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;

— автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов.

В частности, задачи в области бюджетной политики, решения которых необходимо добиться в ходе подготовки и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, диктуются необходимостью достижения реального устойчивого экономического роста, обеспечения экономической безопасности государства и на этой основе повышения уровня жизни населения. Важнейшие из этих задач формулируются в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

В соответствии с положениями, содержащимися в посланиях Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации обязано:

— детализировать цели бюджетной политики;

— добиться реалистичности при формировании параметров основных макроэкономических показателей и основных характеристик федерального бюджета. Ошибки в прогнозировании социально-экономического развития, недооценка последствий негативных процессов, развивающихся в экономике, социальной сфере и финансовом секторе, обрекают бюджетное планирование на неудачу;

— контролировать целевое расходование бюджетных средств.

Как отмечалось ранее, финансовый контроль не сводим только к проверке соблюдения норм законодательства органами, организациями, должностными, физическими лицами. Финансовый контроль должен быть направлен на выявление разработанной и проводимой публичной властью финансовой политики основным целям социального правового и демократического государства.

Национальными проектами предусматривается увеличение расходов на здравоохранение и иные направления в социальной сфере, но они по-прежнему будут заметно отставать от аналогичных расходов в европейских странах. Сходные проблемы складываются при финансировании научных исследований и национальной экономики.

Изменение государственного подхода к выработке и реализации бюджетной политики, соответствующей целям социального государства, требует повышения эффективности финансового контроля. В этой связи представляется необходимым разработка и принятие концепции осуществления государственного финансового контроля. Проекты концепции около десяти лет разрабатываются различными ведомствами, но до насто-

ящего времени не удалось принять единого документа, что стало бы основой для совершенствования правового регулирования государственного финансового контроля на современном этапе развития нашего общества. В литературе высказываются различные позиции о структуре данной концепции и системе органов финансового контроля. Представляется, что помимо концепции должен быть принят федеральный закон о финансовом контроле.

В настоящее время учеными разделяется мнение о том, что принятие такого закона послужит формированию правовой основы осуществления финансового контроля в Российской Федерации государственными и муниципальными органами власти, организациями, должностными лицами. «Целью федерального законопроекта явится устранение правовой неопределенности правового регулирования и совершенствование правовых норм в области финансового контроля в связи с проведением административной реформы, реформы бюджетного процесса и других реформ»2. Принятие закона должно быть направлено на регулирование, в частности, таких вопросов, как: понятие, виды финансового контроля, а также понятие государственного финансового контроля; понятие надзора, его отличие от контроля; названы и определены формы и методы финансового контроля; сформулированы его цели, задачи, принципы, предусмотрены стандарты контрольной деятельности органов финансового контроля. В законе должны содержаться нормы, предусматривающие иерархию органов государственного финансового контроля, их полномочия, основы взаимодействия, а также ответственности.

Закон станет правовой базой формирования и осуществления финансового контроля в субъектах Российской Федерации, а также в муниципальных образованиях.

Многообразие видов и форм финансового контроля обусловливает необходимость разработки принципов его осуществления, независимо от его субъектов. В этом случае необходимо опираться на существующую практику зарубежных стран.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ. К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность.

Независимость контроля должна быть обеспечена: а) финансовой самостоятельностью контрольного органа; б) более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля; в) закреплением в Конституции их статуса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с об- ^

щественностью и средствами массовой информации. к

Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной харак- н

тер, в том числе: "о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— результативность;

— четкость и логичность предъявляемых контролерами требовании; и

— неподкупность субъектов контроля;

— обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах прове- £ рок и ревизий; превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений); ™

к □

2 Конюхова Т. В. К вопросу о концепции проекта федерального закона «О финансовом контроле» // Журнал российского права. 2006. № 6. С. 16. науки

ввошаин

— презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;

— согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Принимая нормативные акты, прямо или косвенно затрагивающие систему организации финансового контроля, государство ориентируется на вышеназванные принципы. В то же время в каждом государстве существует своя специфика осуществления контрольной деятельности.

Лимская Декларация — это принципиальный документ, который в равной степени учитывает различия в системах финансового контроля, место финансового контроля в отдельных странах. В преамбуле Лимской Декларации говорится: «Наличие такого органа (ВОФК) тем более необходимо, так как государственная деятельность все более распространяется на социальную и экономическую область и тем самым государство переступает традиционные рамки государственных финансовых действий». В Декларации подчеркнуто, что организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом.

В соответствии с положениями Лимской Декларации, контроль — это не самоцель, а неотъемлемая часть общегосударственной системы регулирования общественных отношений, вскрывающая допущенные отклонения от принятых стандартов и имевшие место нарушения принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять соответствующие корректирующие меры, а в необходимых случаях — привлечь виновных к ответственности, взыскать причиненный государству ущерб и вместе с тем разработать и осуществить мероприятия, направленные на предотвращение возникновения подобных нарушений в дальнейшем (статья 1).

Подводя итог сказанному, можно наметить следующие задачи осуществляемого государственного финансового контроля: целевое и надлежащее использование государственных финансовых средств и объектов государственной собственности; управление экономикой государства в строгом соответствии с законодательством; осуществление нормативной административной деятельности; своевременное информирование государственных инстанций и общественности путем опубликования результатов реализованных контрольно-ревизионных мероприятии; обеспечение возможности проведения необходимых корректировок; привлечение виновных к ответственности; взыскание причиненного государству ущерба, разработка и реализация превентивных мероприятий, исключающих возможность повторения выявленных нарушений в дальнейшем.

Основными принципами государственного финансового контроля являются: законность, постоянность, беспристрастность проверяющих лиц по отношению к поднадзорному объекту, а также непосредственность, предполагающая осуществление контроля уполномоченным субъектом финансового контроля, в том числе Счетной палатой, либо лицами, действующими по ее поручению.

Действующее законодательство Российской Федерации в качестве принципов осуществления государственного финансового контроля выделяет:

— соблюдение законности в действиях органов государственного финансового контроля и их должностных лиц;

— объективность;

— независимость органов государственного финансового контроля при осуществлении своих полномочий от государственных органов, организаций и должностных лиц;

— гласность результатов ревизий и проверок с сохранением государственной, коммерческой, налоговой, аудиторской и банковской тайны проверяемых субъектов финансово-хозяйственной деятельности;

ВВОИПИН ШИВЕРШЕМЗ™

имани QE. Кутафина (МГЮА]

— неотвратимость наказания виновных лиц в финансовых нарушениях и привлечения их к ответственности.

Важнейшим из перечисленных принципов, по нашему мнению, является независимость. Для того чтобы финансовому контролю было обеспечено свойство независимости, необходимо поставить орган государственного финансового контроля в совершенно особое положение среди высших органов государства. Так, в Англии, согласно Закону 1866 г, главный контролер назначается королем пожизненно. Во Франции, по Закону 1807 г, председатель и члены Счетной палаты назначаются Президентом Республики по представлению министра финансов. Аналогичные правила действуют и в других странах Западной Европы и Америки.

Во всех государствах принимаются для обеспечения независимости финансового контроля те или иные меры, касающиеся порядка назначения на должности должностных лиц контроля, их несменяемости, материального обеспечения и т.д. Но всего этого было бы недостаточно для придания финансовому контролю необходимого авторитета, если бы высшие органы финансового контроля не имели бы опоры для своей деятельности в высших государственных органах.

Финансовый контроль, поставленный в независимое положение от администрации, только в том случае обретает необходимый авторитет, если деятельность его будет связана с деятельностью законодательных органов власти. В этом заключается один из важнейших принципов организации финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.