Научная статья на тему 'Внутрифирменный финансовый контроль (на примерах акционерного общества)'

Внутрифирменный финансовый контроль (на примерах акционерного общества) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1577
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИФИРМЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTERNAL FINANCIAL CONTROL / FINANCIAL CONTROL / FINANCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапсугова М. Д.

В статье рассматривается понятие внутрифирменного финансового контроля как разновидности финансового контроля и финансовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шапсугова М. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The internal financial control (on example of joint-stock company)

The article observes the idea of internal financial control as a kind of financial control and financial activity.

Текст научной работы на тему «Внутрифирменный финансовый контроль (на примерах акционерного общества)»

Представитель французской школы философов, занимавшихся проблемами права собственности Шарль Комте (1785—1870) в своей работе «Traite de la propriete» (1834) выдвинул идею о законном происхождении права собственности, это было отражением реакции буржуазии, боявшейся, что восстановление Бурбонов и революция 1830 г. приведут к новому переделу частной собственности.

В 1849 г. появились работы Пьера Прудона. В трактате «Qu’est que la propriete?» («Что такое собственность?» Прудон утверждал: «Право собственности есть кража». Он считал, что сама земля не может быть собственностью. Прудон утверждал, что любое богатство, полученное без распределения произведенной продукции или доходов от нее с участием рабочего, было украдено у тех, кто трудился, чтобы создать то богатство. Даже добровольный контракт между предпринимателем и рабочим о производстве товара без разумного распределения дохода представляет собой воровство. Теория Прудона очень повлияла на социалистическое движение. Его идеи вдохновляли анархистов и социалистов.

Фредерик Бастиа (1801—1850) в главе 8 своей книги «Harmonies Economiques» («Экономическая Гармония», 1850) развил идею о том, что собственность есть благо (property is value). Он определяет право собственности как отношение между людьми по поводу вещи.

В заключение следует сказать, что в начале XIX в. классическое юридическое определение права собственности было дано в Гражданском кодексе Франции 1804 г., в ст. 544: «Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами» [10, с. 153]. Мы видим

близкую смысловую связь между определением права собственности, которую сформулировали Франсуа Отман и Гражданский кодекс Франции, определение которого повторяется в кодексах XIX, XX и XXI вв.

Литература

1. The Free Dictionary ссылается при цитировании указанного текста на работу: Cunningham R. A. Stoebuck W B., Whinman D. A. Law of property. West, 1984.

2. Corpus iuris civilis. Codex Iustinianus. Berolini, MDCCCLXXX.

3. Beneyto Perez, J. Institutiones de derecho espanol. Barcelona, 1931. T. 1.

4. Pozo Carrascosa Pedro del, Vaquer Aloy Antoni, Bosch Cardevilla Esneve. Derecho civil de Cataluoa. Derechos reales. Madrid; Barcelona; Buenjs Aires, 2009.

5. Franciscus Hotomanus. Wikipedia, the free encyclopedia//Internet.

6. Декларация независимости США 4 июля 1776: «Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью»; Декларация прав человека и гражданина 1733 г.: «Когда правительство нарушает права народа, восстание для народа и для каждой его части есть его священнейшее право и неотложнейшая обязанность»//Хре-стоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2003. Т. 2.

7. Аннерс Э. История Европейского права. М., 1999.

8. Цит. по: Property-Wikipedia, the free encyclopedia. mhtml: file: Property-Wikipedia (Indeed, he wrote that a landowner is free to kill any stranger on his property between dusk and dawn...).

9. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. //Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2003. Т. 2.

10. Французский гражданский кодекс 1804 г. /Пер. И.С. Перетерского. М., 1941.

УДК 347.73

Шапсугова М.Д.

Преподаватель Северо-Кавказской академии государственной службы

ВНУТРИФИРМЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ (на примерах акционерного общества)

В статье рассматривается понятие внутрифирменного финансового контроля как разновидности финансового контроля и финансовой деятельности.

The article observes the idea of internal financial control as a kind offinancial control and financial activity.

Ключевые слова: внутрифирменный финансовый контроль, финансовый контроль, финансовая деятельность.

Key words: internal financial control, financial control, financial activity.

Финансовый контроль является формой проявления контрольной функции финансов организаций. Финансовый контроль в финансах коммерческих организаций по критерию субъектов, осуществляющих такой контроль, можно разделить на внешний и внутренний.

Внутрифирменный финансовый контроль является одновременно и внутрифирменным, и финансовым контролем, следовательно, ему присущи все общие признаки финансового контроля, с одной стороны, а с другой — он представляет собой разновидность внутрифирменного контроля, который помимо финансового включает и иные виды контроля (иными словами, объектами внутрифирменного контроля являются не только финансовая, но и иные виды деятельности организации).

В свою очередь внешний финансовый контроль можно подразделить на государственный и негосударственный (со стороны аудиторских организаций, банковский контроль). Эти виды финансового контроля достаточно подробно изучены в финансово-правовой литературе.

В качестве предмета исследования нас интересует внутренний финансовый контроль коммерческих организаций (далее — внутрифирменный финансовый контроль), а также общее понятие финансового контроля — как внешнего, так и внутреннего.

Сложившееся понимание финансового контроля является узким, точнее, в науке финансового права допускается неправомерное отождествление финансового контроля с одним из его видов — государственным и муниципальным финансовым контролем, или, говоря языком логики, целого с частью.

Финансовый контроль — это контроль за соблюдением законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов [1, с. 139].

По мнению авторов учебника по финансовому праву под редакцией М. В. Карасевой, государственный финансовый контроль в финансово-правовом смысле можно определить как систему институтов, инструментов и методов по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, как одну из форм государственного контроля, способствующую

обеспечению законности, охране собственности, правильному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающую вскрыть нарушения финансовой дисциплины [2, с. 161].

Таким образом, к общим признакам государственного финансового контроля относятся:

1) он выступает формой государственного контроля;

2) представляет собой совокупность институтов, инструментов и методов;

3) объектом его является соблюдение законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов публичного характера.

Государственный и муниципальный финансовый контроль — это разновидности государственного и муниципального контроля, точно так же, как и внутрифирменный финансовый контроль — разновидность внутрифирменного. Однако очевидно и то, что государственный финансовый контроль и внутрифирменный финансовый контроль также образуют единое общее понятие финансового контроля.

По нашему мнению, деятельность является ключом к пониманию финансового контроля. Она включает в себя следующие структурные элементы: субъекты, объекты, цели, результаты, способы, инструменты и методы (средства) [3, с. 5, 52, 60—67]. Финансовый контроль является разновидностью финансовой деятельности. Признаки внутреннего финансового контроля в коммерческой организации следующие:

1) он является формой негосударственного контроля — внутрифирменным финансовым контролем;

2) представляет собой деятельность органов и должностных лиц юридического лица;

3) объектом его выступает финансовая деятельность организации.

Сбор и обработка финансовой информации регулируется нормативными актами о бухгалтерском, налоговом и статистическом учете [].

Кодекс корпоративного поведения под внутренним контролем понимает контроль за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности общества (в том числе за исполнением его финансово-хозяйственного плана) структурными подразделениями и органами общества. Процедуры внутреннего контроля включают процедуры осуществления операций в рамках финансово-хозяйственного плана, а также процедуры по выявлению и совершению нестандартных

операций. Процедуры внутреннего контроля включают также управление рисками.

В настоящее время регулирование финансового контроля в коммерческой организации выглядит следующим образом:

1. Сбор и обработка финансовой информации регулируется нормативными актами о бухгалтерском, налоговом и статистическом учете [4].

2. Создание ревизионных комиссий.

3. Контрольные полномочия органов юридического лица, работников, участников общества и акционеров, кредиторов и контрагентов по договорам.

Внутрифирменный финансовый контроль и государственный финансовый контроль имеют единую сущность, но могут различаться целями, отдельными инструментами и процедурами, а также методами.

Финансовый контроль, по нашему мнению, — разновидность финансовой деятельности по проверке формирования, распределения и использования финансовых ресурсов и фондов.

Предмет внутрифирменного контроля законодательством строго не очерчен, поэтому его составляют любые хозяйственные операции, имеющие денежную оценку, любые внутрифирменные процедуры, связанные с осуществлением финансовой деятельности организации. Контролируется законность, эффективность и целесообразность их осуществления. Субъектами внутрифирменного финансового контроля являются органы и подразделения, а также лица, обладающие отдельными контрольными полномочиями (например, акционеры, менеджеры, бухгалтеры, экономисты). Органы финансового контроля можно классифицировать по разным основаниям:

1. По критерию подотчетности: подотчетные совету директоров; подотчетные общему собранию; подотчетные исполнительным органам лица.

2. По критерию осуществления функций: осуществляющие ежедневный контроль, как

правило, предварительный и текущий;

осуществляющие эпизодический контроль, как правило, последующий.

Предлагаем выделить следующих возможных субъектов внутрифирменного финансового контроля:

• ревизионную комиссию (ревизор);

• контрольно-ревизионную службу, службу внутреннего контроля;

• комитет по аудиту и службу внутреннего аудита;

• акционеров (для акционерных обществ);

• отдельные подразделения и должностных лиц в порядке самоконтроля и самообследования.

Ревизионная комиссия (ревизор)

Согласно ст. 85 ФЗ «Об акционерных обществах» ревизионная комиссия (ревизор) общества является органом финансового контроля. Она избирается общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества, по содержанию закона независима в своей деятельности и действует в интересах общего собрания.

Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества.

Акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Срок полномочий членов ревизионной комиссии определяется уставами и внутренними документами организации.

Статья 48 ФЗ «Об акционерных обществах» относит избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий к компетенции общего собрания акционеров. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества законом четко не очерчена: по вопросам, не предусмотренным ФЗ «Об акционерных обществах», она определяется уставом общества, а порядок деятельности ее — внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров (п. 2 ст. 85).

В соответствии с Ф3 «Об акционерных обществах»:

1) по требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества лица, занимающие должности в органах управления общества, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности общества (ст. 85);

2) ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров согласно ст. 55.

Ревизионная комиссия обладает значительными возможностями по созыву внеочередного собрания акционеров (ст. 55 ФЗ «Об АО»). Основания для созыва собрания по требованию ревизионной комиссии законом не обозначены, перечень оснований для отказа в созыве внеочередного собрания является закрытым; в случае если в течение срока,

установленного ФЗ «Об акционерных обществах», совет директоров (наблюдательный совет) общества не примет решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров или примет решение об отказе в его созыве, внеочередное общее собрание акционеров может быть созвано ревизионной комиссией. Это может создавать почву для злоупотреблений, а ревизионная комиссия может стать орудием одной из сторон корпоративного конфликта.

Пунктом 3 ст. 85 ФЗ «Об акционерных обществах» предусматриваются проверки:

• плановые — проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества, осуществляемая по итогам деятельности общества за год;

• внеплановые, которые проводятся во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества.

В соответствии со ст. 87 ФЗ «Об акционерных обществах» правовой формой результатов работы ревизионной комиссии является ее заключение.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) общества составляет заключение, в котором должны содержаться:

подтверждение достоверности данных, имеющихся в отчетах, и иных финансовых документов общества;

информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Ревизионная комиссия должна давать общему собранию акционеров достоверную информацию об экономическом состоянии общества. Цель деятельности ревизионной комиссии, если исходить из смысла закона, — информирование общего собрания. Однако ответственность за качество результатов проверки, несоблюдение сроков или непроведение проверки законом не предусмотрена. Отсутствует ответственность ревизионной комиссии за достоверность и своевременность осуществления проверки. Не регламентированы средства надлежащего оформления этих результатов. Не преодолен конфликт интересов ревизионной комиссии и исполнительных органов. Не предъявляются квалификационные требования к составу ревизионной комиссии. Не указывается, что явля-

ется предметом проверки. Не определены порядок принятия решений и осуществления деятельности ревизионной комиссий законодательством, а также сроки и виды проверок.

Контрольно-ревизионные службы, службы внутреннего контроля

Для осуществления текущего финансового контроля Кодекс корпоративного поведения рекомендует создавать контрольно-ревизионные службы (службы внутреннего контроля) как структурное подразделение общества, отвечающее за проведение ежедневного внутреннего контроля, и независимое от исполнительных органов общества. Порядок назначения сотрудников контрольноревизионной службы рекомендуется определить в уставе общества, а структуру и состав контрольноревизионной службы, требования, предъявляемые к ее сотрудникам — во внутреннем документе общества, который утверждается советом директоров.

Кодекс корпоративного поведения ставит знак равенства между контрольно-ревизионными службами и службами внутреннего контроля, что не всегда отражает действительность.

Нужно отметить, что внутренний контроль не ограничивается финансовым контролем, он охватывает и иные сферы деятельности предприятия. Обязанности по созданию служб внутреннего контроля законодательством на хозяйственные общества не возлагается, однако тенденция их создания наблюдается. Правовое положение таких служб определяется локальными актами организации. Служба внутреннего контроля может быть подотчетна исполнительному органу организации, но может быть и независимой от исполнительных органов. Это должно определяться целями ее создания. В частности, исполнительному органу для принятия финансовых решений необходима достоверная информация, вместе с тем если целью создания службы внутреннего контроля был контроль за совершением операций и принятием решений исполнительного органа, то налицо конфликт интересов, а следовательно, служба должна быть наделена независимым статусом.

Соответствующие акты должны устанавливать состав, полномочия сотрудников службы, виды контрольных мероприятий, порядок их проведения, порядок взаимодействия с иными подразделениями организации. Соответствующие положения об обязанностях по содействию в работе и предоставлению необходимой информации в целях избежания конфликта интересов должны содержаться и в должностных инструкциях сотрудников подконтрольных подразделений.

Комитет по аудиту, служба внутреннего аудита

Кодекс корпоративного поведения рекомендует создавать комитет по аудиту как специальный комитет совета директоров для эффективного осуществления непосредственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Деятельность контрольно-ревизионной службы контролируется советом директоров непосредственно и (или) через комитет по аудиту.

Кодексом корпоративного поведения предлагаются схемы, исключающие конфликт интересов членов комитета по аудиту: в состав комитета по аудиту рекомендуется включать только независимых директоров, если это невозможно, то комитет по аудиту должен возглавляться независимым директором и состоять из независимых и неисполнительных директоров.

Порядок осуществления деятельности комитета по аудиту должен определяться внутренними документами организации. Термин «внутренний аудит» применительно к финансовой деятельности предприятия встречается в постановлении Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении правил (стандартов) аудиторской деятельности», правило № 29 посвящено рассмотрению работы внутреннего аудита.

Представляется, что объемы деятельности службы внутреннего контроля и внутреннего аудита не должны совпадать, поскольку само понятие контроля шире понятия аудита.

В отличие от внешнего аудита, внутренний выполняется подразделениями организации — службой внутреннего аудита, следовательно, внутренний аудит осуществляется на постоянной основе, и прежде всего предполагает предварительный и текущий контроль, тогда как внешний представляет собой последующий контроль.

Служба внутреннего аудита не подменяет работы ревизионной комиссии. Эти органы имеют различный правовой статус, разные цели и разный объем деятельности. Служба внутреннего аудита — контролирующий орган, подотчетный высшим исполнительным органам юридического лица, целью ее работы является осуществление текущего финансового контроля, Ревизионная комиссия подотчетна Общему собранию, осуществляет свою деятельность в интересах собственников, обладает относительно независимым статусом в структуре органов юридического лица и работает эпизодически (о чем говорилось ранее).

К внутреннему аудиту законодательством не предъявляется таких же жестких ограничений, как к внешнему. Определение объема и целей вну-

треннего аудита находится в компетенции органов юридического лица.

Внутренний аудит, согласно Правилу № 29 — это контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением — службой внутреннего аудита. В функции службы внутреннего аудита входит мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля. Функции службы внутреннего аудита включают один или несколько следующих элементов:

а) мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля (постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего аудита обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию);

б) исследование финансовой и управленческой информации (включает обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, в том числе детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур);

в) контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;

г) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.

К задачам служб внутреннего аудита относятся: анализ финансовой отчетности; сопоставимость ее показателей со статистической и оперативной отчетностью; оценка достоверности активов и пассивов проверка адекватного отражения хозяйственных операций в учете и правильности составления отчетности; оперативное представление необходимой информации руководству головной организации; эффективное взаимодействие с внешними аудиторами; предупреждение санкций со стороны налоговых и других контролирующих органов. Ключевая функция службы внутреннего аудита заключается в разработке и представлении не только предложений по ликвидации обнаруженных нарушений, но и рекомендаций по повышению эффективности управления, выявлению резервов развития, а также в консультативной поддержке руководства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соответственно, должен быть организован должный контроль за выполнением принятых решений по результатам проведенных ревизий и проверок [5].

Контрольные полномочия акционеров, дольщиков

Согласно Кодексу корпоративного поведения (5.3) акционеры должны иметь возможность получать полную и достоверную информацию, в том числе о финансовом положении общества, результатах его деятельности, об управлении обществом, о крупных акционерах общества, а также о существенных фактах, затрагивающих его финансово-хозяйственную деятельность.

В соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах» акционеры имеют право знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью, в том числе заключением аудитора, заключением ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности, сведениями о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества, ревизионную комиссию (ревизоры) общества.

Самоконтроль и самообследование

Внутренний контроль могут осуществлять и иные субъекты финансовой деятельности предприятия (бухгалтеры, экономисты, менеджмент организации) в пределах своей компетенции и зоны ответственности (самоконтроль и самообследова-ние). Соответствующие положения должны быть закреплены в должностных инструкциях и внутренних документах организации.

Усиление взаимодействий между подразделениями организации путем включения в должностные инструкции и положения о подразделениях обязанности консультации иным подразделениям и должностным лицам организации по вопросам, затрагивающим компетенции подразделения. Это предполагает: 1) наличие таких компетенций, 2) закрепление форм осуществления консультаций и дачи заключений во внутренних документах организации. Отдельными контрольными полномочиями могут наделяться бухгалтер, экономист, финансовый менеджер организации, финансовая служба.

Внутрифирменный контроль не может заменить внешнего финансового контроля. Внутренний контроль позволит снизить риски возникновения убытков, а также будет способствовать налаживанию финансовой самодисциплины в организации. Ошибочно полагать, что внутренний финансовый контроль на предприятии — это его сугубо внутреннее дело. Очевидно, что нормы о внутреннем фи-

нансовом контроле, содержащиеся в законодательстве, не стимулируют надлежащее осуществление контроля. А между тем такой контроль необходим. В отличие от государственного финансового контроля он должен обеспечивать стабильное функционирование и воспроизводство предприятия, недопущение его неплатежеспособности.

Эффективность внутрифирменного финансового контроля во многом определяется и тем, насколько чутко реагирует руководство на результаты проверок, какие решения и меры принимаются по итогам проверок. Структура и компетенция контролирующих органов не должна порождать конфликта интересов. Она может варьироваться в различных организациях. Вместе с тем, по нашему мнению, любой орган или лицо, имеющее право принимать или участвовать в принятии финансовых решений, должно иметь соответствующие контрольные полномочия или право обратиться в контролирующий орган без ущерба конфиденциальности хозяйственной деятельности.

Как показывает практика, развитая система внутрифирменного финансового контроля характерна для крупных компаний. Чаще же всего в организации нет даже ревизионной комиссии, и даже если таковая создана, она, как правило, бездействует.

Законодательство не содержит требований к квалификации состава лиц органов, осуществляющих внутрифирменный финансовый контроль. Этот недостаток должен восполняться на уровне локальных актов организации, требования к членам ревизионной комиссии должны содержаться в уставе.

В законодательстве отсутствуют правила, позволяющие преодолеть конфликты интересов всех субъектов финансового контроля, которые могут возникать при его осуществлении как между контролирующим органом и лицом (органом), чья деятельность проверяется, так и между контролирующим органом и органами, которым он подотчетен. Кроме того, в ряде случаев контролирующий орган может использоваться как орудие для злоупотреблений.

В целях эффективного осуществления внутрифирменного финансового контроля можно утвердить перечень операций, о которых контролируемые субъекты должны сообщать в контролирующие органы, определив порядок информирования об этих операциях, а также перечень операций, совершение которых невозможно без предварительного согласования с контролирующим органом.

Литература

1. Финансовое право/Отв. ред. Н.И. Химичева. М.,

2008.

2. Финансовое право Российской Федерации/Под ред. М.В. Карасевой. М., 2008.

3. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989.

4. Кодекс корпоративного поведения//Приложение к распоряжению ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. № 421 Р

5. Дивинский Б.Д. Внутренний аудит в системе внутреннего контроля организации//Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. №5.

УДК 347.83

Кобыляцкий Д.А.

Аспирант Южного федерального университета

ОБЪЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ОБНАРОДОВАННОГО В ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЕТИ

Данная статья посвящена исследованию объективной формы произведения, вышедшего в свет в электронной форме. В ней рассматривается вопрос о связи авторского замысла и объекта материального мира, его содержащего, в свете широкого распространения электронной вычислительной техники и появления исключительно электронных публикаций. Указывается на основные концепции, по разному подходящие к определению объективности электронной формы. Дается анализ действующего законодательства в части требований к объективной форме. Делается вывод о том, что характерной ее чертой является способность сообщать результат в неизменном виде на протяжении достаточно длительного периода времени, произведение объективизируется в предмете материального мира, в том числе и носителе информации.

The article researches electronic-published works. It covers the questions of connection between an author’s project and a material object containing it, granting that computers grew widespread and cleanly electronic works arose. It focuses on main doctrinal conceptions ruling the definition of electronic form. The analysis of current law on the research field is given. The result considers main characteristics of such a form as inherited from the material world, followed by an assertion that electronic-published works should be treated as published

Ключевые слова: публикация, электронное, творчество, авторский замысел, объективизация, доктринальные концепции, объективная форма.

Key words: publish, electronic, project, objectification, doctrinal conception, objective form, inherited characteristics.

Категория собственности в гражданском пра- дений оригиналу (тем самым обеспечивалось ото-

ве заслуженно занимает центральную роль, так как ждествление замысла автора произведения проис-

стремление обладать какой-либо вещью заложено ходящему на сцене, указывалось на собственника

в человеке от природы. Живя в вещественном мире, идеи), развивалась через институт гонорара в Древ-

постоянно взаимодействуя с материальными объ- нем Риме и Венеции, во времена Просвещения по-

ектами, человек трудится и реализует социальные лучила мощный импульс с изобретением книго-

навыки, возвышаясь над другими формами жиз- печатания, изданием первых английских законов

ни в силу власти над вещами. Изначально простое об авторском и патентом праве, наконец, расцвела

желание иметь личное имущество, необходимое с развитием международного права и принятием

для поддержания жизни, с развитием общества конвенции, учредившей Всемирную организацию

трансформируется в стремление получить правомо- интеллектуальной собственности. Всем этим из-

чия владения, пользования и распоряжения самы- менениям способствовало развитие представления

ми разными объектами, вокруг которых могут быть об объекте интеллектуальной собственности, со-

построены социальные отношения. провождавшимся неутихающими спорами об отно-

Получив закрепление уже в праве Древней Гре- симости такового к категории вещей и регулярным

ции, появилась категория интеллектуальной соб- рождением концепций, отсылающих к его немате-

ственности, ничего общего не имеющая на первый риальной природе.

взгляд с традиционной вещной. Отрасль, зародив- В настоящее время вопрос о связи авторского

шаяся в виде указания на необходимость строгого замысла и объекте материального мира, его содер-

контроля над соответствием исполняемых произве- жащего, приобрел новое звучание в связи с изо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.