Научная статья на тему 'Гражданско-правовые методы организационного контроля финансово-хозяйственной деятельности в АО'

Гражданско-правовые методы организационного контроля финансово-хозяйственной деятельности в АО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
449
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО (АО) / ПРАВО КОРПОРАЦИЙ / АУДИТ / РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ / CORPORATE GOVERNANCE / JOINT-STOCK COMPANY / CORPORATE LAW / AUDIT / AUDIT COMMITTEE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зубарев Александр Викторович

В последние годы вопросы правового регулирования контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, в частности акционерных обществ, приобрели особую актуальность. Усложнение структуры акционерных обществ одновременно сопровождается увеличением расходов, а следовательно, необходимостью усовершенствования методов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью обществ. В рамках данной работы автор проводит системный анализ законодательства в названной сфере. Автором подробно проанализировано современное состояние и определены перспективы развития гражданского законодательства в области контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зубарев Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL LEGAL METHODS OF INSTITUTIONAL CONTROL OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES IN A JOINT-STOCK COMPANY

In recent years, the legal regulation of control over financial and economic activity of enterprises, particularly corporations, have acquired special relevance. The increasing complexity of the structure of joint-stock companies at the same time is accompanied by an increase in costs, and, therefore, there appears the need to improve the methods of controlling the financial and economic activities. For the purpose of the work the author conducts a systematic analysis of the legislation in the above mentioned sphere. The author analyzes in detail the current state and perspectives of the development of the civil law in the control of the financial and economic activities of the company.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовые методы организационного контроля финансово-хозяйственной деятельности в АО»

© Зубарев А.В., 2013

УДК 347.195 ББК 67.404.013.11

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АО

А.В. Зубарев

В последние годы вопросы правового регулирования контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, в частности акционерных обществ, приобрели особую актуальность. Усложнение структуры акционерных обществ одновременно сопровождается увеличением расходов, а следовательно, необходимостью усовершенствования методов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью обществ. В рамках данной работы автор проводит системный анализ законодательства в названной сфере. Автором подробно проанализировано современное состояние и определены перспективы развития гражданского законодательства в области контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества.

Ключевые слова: корпоративное управление, акционерное общество (АО), право корпораций, аудит, ревизионная комиссия.

В Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) «Об акционерных обществах» [3] в главе XII «Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества» в ст. 85 «Ревизионная комиссия (ревизор) общества» прописано: «Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества»; «проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества». Таким образом, ревизионная комиссия (ревизор) общества представляет собой орган контроля за

финансово-хозяйственной деятельностью общества, который избирается общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества с учетом положений ФЗ «Об акционерных обществах». Избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества, равно как и досрочное прекращение их полномочий, входит в компетенцию общего собрания акционеров в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах». В п. 1 ст. 47 ФЗ «Об акционерных обществах» установлено, что вопрос об избрании ревизионной комиссии (ревизора) общества должен решаться на годовом общем собрании акционеров. В п. 2 ст. 54 ФЗ «Об акционерных обществах» также предусмотрено, что вопрос об избрании ревизионной комиссии (ревизора) общества должен быть обязательно включен в повестку дня годового общего собрания акционеров.

При этом согласно п. 2 ст. 50 ФЗ «Об акционерных обществах» общее собрание акционеров, повестка дня которого включает вопрос об избрании ревизионной комиссии (ревизора) общества, в форме заочного голосования проводиться не может.

Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 49 ФЗ «Об акционерных обществах» из-

брание ревизионной комиссии (ревизора) общества не относится к вопросам, решение по которым принимается общим собранием акционеров исключительно по предложению совета директоров или наблюдательного совета общества. В соответствии с п. 3 ст. 52 ФЗ «Об акционерных обществах» сведения о кандидате в ревизионную комиссию общества относятся к информации, подлежащей предоставлению при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества лицам, имеющим право на участие в этом собрании. В п. 1 ст. 53 ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрено, что акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 % голосующих акций общества, вправе внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в ревизионную комиссию общества, число которых не может превышать количественный состав этого органа. Как следует из письма ФКЦБ России от 28 февраля 2000 г. № ИК-07/883 «О сроках полномочий ревизионной комиссии» [2], ревизионная комиссия должна ежегодно переизбираться на годовом общем собрании акционеров. Таким образом, срок полномочий ревизионной комиссии истекает в день проведения следующего годового общего собрания акционеров общества.

В отношении сроков полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества в п. 3 письма ФКЦБ России от 28 февраля 2000 г. № ИК-07/883 даны следующие разъяснения:

- если по каким-либо причинам ревизионная комиссия не была переизбрана на годовом общем собрании акционеров, то срок ее полномочий считается истекшим и обществом должно быть созвано внеочередное собрание для избрания нового легитимного органа. В случае, если положения устава или внутренних документов акционерного общества относительно сроков полномочий ревизионной комиссии (ревизора) противоречат нормам Закона, то по общим правилам должны применяться соответствующие нормы Закона;

- необходимо учитывать, что подп. 9 п. 1 ст. 48 Закона устанавливает, что полномочия членов ревизионной комиссии (ревизора) могут быть прекращены досрочно решением общего собрания акционеров;

- вопросы досрочного прекращения полномочий членов ревизионной комиссии (всего состава или отдельных членов комиссии) и, соответственно, вопрос избрания нового состава ревизионной комиссии общества могут решаться также и на внеочередном общем собрании акционеров, если этого требуют интересы акционеров, обладающих количеством акций, позволяющим им требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров общества.

В части 2 п. 1 ст. 85 ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрено, что членам ревизионной комиссии общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения, а также компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Размеры вознаграждений и компенсаций членам ревизионной комиссии общества согласно данной норме устанавливаются решением общего собрания акционеров. В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 65 комментируемого Закона дача рекомендаций общему собранию акционеров по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии общества вознаграждений и компенсаций входит в компетенцию совета директоров или наблюдательного совета общества.

Согласно ст. 86 «аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора». Согласно п. 5 ст. 103 ч. 1 ГК РФ аудиторская проверка деятельности акционерного общества, в том числе не обязанного публиковать для всеобщего сведения указанные документы, должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет 10 или более процентов.

В соответствии с п. 5 ст. 103 ГК РФ порядок проведения аудиторских проверок деятельности акционерного общества определяется законом и уставом общества. На основании приведенной нормы в п. 1 ст. 86 ФЗ «Об акционерных обществах» установлено, что аудитор общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами РФ на основании заключаемого с ним договора.

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в России определяет Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) «Об аудиторской деятельности» [4], о чем указывается в ч. 1 ст. 1 указанного нормативно-правового акта.

И тем не менее достоверность финансовой информации, предоставляемой хозяйствующими субъектами, контролируется подчас одновременно несколькими службами.

Внешние аудиторы, ревизионная комиссия, отдел внутреннего аудита, контрольно-ревизионное управление как важнейшие контрольно-ревизионные органы имеют самостоятельные цели и задачи. Степень взаимодействия этих служб и их независимость определяют надежность существующей в организации системы внутреннего контроля и возможность для совета директоров и собственников акционерного общества полагаться на их выводы для оценки эффективности менеджмента.

Как показывает российская практика, все эти контролирующие органы в значительной степени дублируют друг друга и ориентируются исключительно на подтверждение достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, выполняя функции существовавшей ранее ревизии, занимаясь проверкой обеспечения сохранности активов компании, выявлением и ликвидацией задолженностей по недостачам и хищениям. К тому же деятельность этих органов в большинстве случаев носит ритуальный характер, а ее результаты не анализируются и не контролируются.

Представляется целесообразным внесение изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» посредством дополнения его ст. 86.1 следующего содержания: «Для эффективного осуществления советом директоров непосредственного контроля над финансово-хозяйственной деятельностью общества, и прежде всего за исполнением его финансовохозяйственного плана, совету директоров общества надлежит создать специальный комитет совета директоров - комитет по аудиту».

Следует отметить, что существующий комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации, стремясь к постоянному улучшению качества аудита, постоянно совершенствует действующую систему профессиональных требований к

аудиту на международном уровне. Так, в 2012 г. произошел ряд событий в данной сфере, наиболее значительным из которых является выход новой редакции Справочника по международному контролю качества, аудиту, обзорам, подтверждению достоверности и сопутствующим услугам. В 2013 г. прошли публичные обсуждения Концепции качества аудита [5].

Отечественная система нормативного регулирования аудита строилась как аналог системы международных стандартов аудита, которые при этом были взяты за основу. Выбор такого подхода был основан на стремлении к созданию системы стандартов, которая, с одной стороны, соответствовала бы требованиям к организации аудита на международном уровне, а с другой - учитывала бы особенности национальной экономики.

Российский закон об акционерных обществах не предусматривает создание аудиторского комитета, хотя в зарубежных государствах данный комитет во все большей мере рассматривается как необходимый элемент структуры корпоративного управления.

Роль комитета по аудиту в составе совета директоров в первую очередь зависит от качества системы корпоративного управления на предприятии и определяется следующими основными задачами:

- обеспечение эффективности корпоративного управления;

- защита интересов акционеров и других пользователей информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности, посредством контроля над деятельностью и результатами работы независимых и внутренних аудиторов, анализа финансовой отчетности и раскрываемой в ней информации до ее представления на утверждение совету директоров, надзора за средствами внутреннего контроля (включая управление информационными технологиями и рисками);

- регулирование профессионально-этических отношений между акционерным обществом и аудиторской организацией;

- организация специальных расследований и надзор за их проведением.

Основная цель функционирования аудиторских комитетов - контроль за качеством финансовой отчетности, полнотой и достоверностью раскрытия информации о компании, контроль за

деятельностью всех участников процесса подготовки финансовой отчетности. Помимо этого комитет содействует фактическому участию членов совета директоров в осуществлении контроля и повышению их личной осведомленности о деятельности компании.

Комитет по аудиту при совете директоров является консультативно-совещательным органом и формируется предпочтительно из независимых от акционерного общества директоров, обладающих специальными познаниями в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности. При отсутствии такого комитета аналогичные функции может выполнять совет директоров компании в полном составе [6, с. 52].

В новом понимании структуры органов корпоративного управления, активно продвигаемой инвесторами развитых стран, совет директоров (в лице комитета по аудиту), менеджмент (включая службу внутреннего аудита) и внешний аудитор рассматриваются как гаранты эффективной работы компании и защитники интересов акционеров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция качества аудита // Официальный сайт Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.ifac.org/ publications-resources/framework-audit-quality (дата обращения: І5.02.20І3). - Загл. с экрана.

2. О сроках полномочий ревизионной комиссии : письмо ФКЦБ РФ от 28.02.2000 N° ИК-07/883 // Вестник ФКЦБ России. - 2000. - 3І марта (№ 3).

3. Об акционерных обществах : федер. закон от 26. І2.І995 № 208-ФЗ (в ред. от 05.04.20І3) // Собрание законодательства РФ. - І996. - і янв. (№ І), ст. І.

4. Об аудиторской деятельности : федер. закон от 30. І2.2008 г. № 307-ФЗ : (в ред. от 2І.ІІ.20ІІ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № І, ст. І5.

5. Суглобов, А. Е. Совершенствование профессиональных требований к аудиту на международном уровне / А. Е. Суглобов, Д. М. Пименов // Международный бухгалтерский учет. - 20І3. -№ І0. - С. 27-38.

6. Филипьев, Д. Ю. Роль и значение комитетов по аудиту акционерных обществ / Д. Ю. Фили-пьев // Сибирская финансовая школа. - 2005. - № 4. -С. 52-54.

CIVIL LEGAL METHODS OF INSTITUTIONAL CONTROL OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES IN A JOINT-STOCK COMPANY

A. V. Zubarev

In recent years, the legal regulation of control over financial and economic activity of enterprises, particularly corporations, have acquired special relevance. The increasing complexity of the structure of joint-stock companies at the same time is accompanied by an increase in costs, and, therefore, there appears the need to improve the methods of controlling the financial and economic activities. For the purpose of the work the author conducts a systematic analysis of the legislation in the above mentioned sphere. The author analyzes in detail the current state and perspectives of the development of the civil law in the control of the financial and economic activities of the company.

Key words: corporate governance, joint-stock company, corporate law, audit, audit committee.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.