Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ / ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / SYSTEM OF INTERNAL CONTROL IN INSURANCE COMPANIES / THE GOAL OF THE SYSTEM OF INTERNAL CONTROL / PRINCIPLES OF INTERNAL CONTROL REQUIREMENTS FOR THE ORGANIZATION''S INTERNAL CONTROL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудрявцева И.Ю., Санникова Е.С.

Статья посвящена вопросам организации системы внутреннего контроля в страховых организациях. Рассмотрены основные цели создания системы внутреннего контроля, требования, предъявляемые к организации системы внутреннего контроля, условия эффективного функционирования и основные ограничения, влияющие на систему внутреннего контроля страховой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE SYSTEM OF INTERNAL CONTROL IN INSURANCE COMPANIES

This article to organization of internal control system in insurance companies is devoted. The main goal and the requirements for the organization of the internal control system, conditions and effective functioning of main constraints that affect to internal control system of the insurance organization are reviewed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

[4] Серебрякова Т.Ю. Риски организации и внутренний экономический контроль: Монография. - М.: ИНФРА-М, 2010.-111с.

[5] Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит. Учебник/ВЗФЭИ. - М.: ЗАО «Финстатин-форм», 2000. -239 с.

PURPOSES AND PRINCIPLES OF THE INTERNAL CONTROL SYSTEM IN THE ENTERPRISE

I.J. Kudryavtseva

Keywords: internal control system, the purpose of the system of internal control, principles of internal control requirements for the organization's internal control system.

The article devoted to the organization of the internal control system in the enterprise. Was reviewed the main objects of the organization's internal control system, the principles and requirements for the organization of highly effective system of internal control.

УДК 657.008.6

И.Ю. Кудрявцева, ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Е.С. Санникова, студентка ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Ключевые слова: система внутреннего контроля в страховых организациях, цели системы внутреннего контроля , принципы построения системы внутреннего контроля, требования к организации системы внутреннего контроля

Статья посвящена вопросам организации системы внутреннего контроля в страховых организациях. Рассмотрены основные цели создания системы внутреннего контроля, требования, предъявляемые к организации системы внутреннего контроля, условия эффективного функционирования и основные ограничения, влияющие на систему внутреннего контроля страховой организации.

Одним из древнейших видов общественных отношений является страхование. Значение страхования в современном обществе растет. Страхование играет роль необходимого инструмента, который обеспечивает социально-экономическую безопасность, развитие предпринимательской деятельности, эффективную защиту организации от экономических и других рисков, эффективную защиту имущества физических лиц, а также социально-экономическую защиту интересов населения. Объемы операций страхования неуклонно растут и играют всё более значимую роль в сфере развивающегося российского бизнеса. В современных условиях страховые организации получают достаточно высокий уровень доходов, и в результате сталкиваются с высоким уровнем конкуренции в данной сфере. Чтобы страховая организация была конкурентоспособной, ей необходимо стремится к повышению эффективности своей работы, достижению тактических и стратегических целей. Одним из инструментов повышения эффективности деятельности экономического субъекта является создание системы внутреннего контроля (СВК).

Наличие в страховой организации внутреннего контроля позволяет выявить раз-

личные нарушения, предотвратить потенциальные ошибки, возможные потери, обеспечить законность, надежность и высокоэффективную деятельность. Поэтому внедрение СВК в страховых организациях является наиболее актуальной задачей на сегодняшний день.

Под системой внутреннего контроля понимают совокупность организационных мер, методик и процедур, принятых руководством или собственником экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и наиболее эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной бухгалтерской отчетности [5].

Согласно требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402 ст. 19. п.1 «экономический субъект обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни»[1]. В Федеральном законе № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» также говорится об обязательности осуществления страховыми организациями внутреннего контроля: «ст. 21.1 «страховщик обязан организовывать систему внутреннего контроля» [2].

Основные цели создания СВК в страховых организациях рассмотрены на рис. 1.

ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННГО КОНТРОЛЯ В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Эффективность, результативность, безубыточность финансово-хозяйственной деятельности страховщика

Эффективность управления активами (в том числе обеспечение их сохранности), собственным капиталом, страховыми резервами, обязательствами страховщика

Эффективность управления рисками страховщика (выявление, оценка рисков, определение допустимого уровня рисков, поддержание уровня риска, не угрожающего платежеспособности и финансовой устойчивости)

Полнота, достоверность, объективность бухгалтерской (финансовой), статистической отчетности, отчетности в порядке надзора. Своевременность составления и предоставления этой отчетности

Соблюдение работниками страховщика этических норм, принципов профессионального поведения и компетентности

Противодействие легализации доходов, полученных незаконным путем, финансированию терроризма в соответствии с законодательством РФ

Рис. 1. Цели создания системы внутреннего контроля в страховых организациях

Для достижения, поставленных перед системой внутреннего контроля целей, эта система должна быть организована при соблюдении основных требований (табл. 1) [3].

Таблица 1

Основные требования к системе внутреннего контроля в страховых организациях

Требования к СВК Комментарий к требованию СВК

Подконтрольность субъектов внутреннего контроля страховой организации Деятельность контролируется собственниками страховой организации с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов.

Ущемление интересов Создание специальных условий для регулирования «узких мест».

Недопущение концентрации прав контроля в лице одного специалиста Сосредоточение контроля в одних руках приводит к злоупотреблениям.

Заинтересованность руководства, собственников Четкое функционирование СВК не может быть эффективным без должной заинтересованности лиц управления.

Компетентность, добросовестность специалистов СВК Четкая организация СВК не может существовать без высокого профессионализма выполнения персоналом своих функций.

Пригодность (преемственность) методов и приемов других служб для СВК Распределение контрольных функций, программы контроля, методы и приемы СВК должны учитывать приемлемость, целесообразность.

Приоритетность Контроль над незначительными операциями отвлекает силы СВК.

Оптимальная структура Организационная структура СВК должна соответствовать размерам и степени сложности функционирования страховой организации

Единоличная ответственность Каждая контрольная функция должна быть закреплена за определенным центром финансовой ответственности, который несет персональную ответственность перед руководством и собственниками.

Регламентация, взаимодействие, координация Эффективность СВК зависит от четкости регламентации, правил четкого взаимодействия структурных подразделений страховой организации.

Предотвращение несанкционированного доступа к файлам безопасности Установление схемы доступа сотрудников к информации, порядок работы с документами, составляющими коммерческую тайну.

Лимиты полномочий СВК Решение о страховых и инвестиционных операциях, превышающих установленные лимиты, принимаются на общем собрании.

Внедрение СВК новых информационных технологий Постоянное обновление информационных технологий в целях усиления работы СВК.

Документальное оформление выполненных работ Регулярно отчитываться о выполненных контрольных функциях в письменной форме, сдавать отчет в координационный центр ответственности страховой организации.

Периодическое перераспределение функциональных обязанностей в СВК Снижается риск длительных злоупотреблений, вероятность необнаружения ошибок, повышается производительность труда.

Всесторонний контроль Контрольные мероприятия экономической, финансовой, маркетинговой, андеррайтерской службы, усиление контроля над «проблемными»службами.

Непрерывность развития и совершенствования СВК должна быть направлена на решение новых задач, возникающих в страховой организации.

Система внутреннего контроля в страховой организации включает в себя все виды контроля, а именно: экономический, административно-управленческий, материально-технический, кадровый, правовой, экологический, пожарный и др.

Основу системы внутреннего контроля составляет система бухгалтерского учета, состоящая из управленческого, финансового и налогового учета. С одной стороны система бухгалтерского учета является частью контрольной среды, с другой стороны система бухгалтерского учета является информационной базой системы внутреннего контроля (рис. 2). [4]

Рис. 2. Взаимосвязь системы внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета

Варианты организации СВК в страховых организациях во многом зависят от организационно-правовой формы, структуры компании, вида деятельности, необходимости контроля тех или иных процессов. Немаловажное влияние на организацию системы внутреннего контроля страховых организаций оказывают специфические особенности страховщика, такие как: наличие специального страхового законодательства, особенности ведения бухгалтерского учета страховых операций и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, расчета страховых резервов, особенности налогообложения.

Осуществление внутреннего контроля в страховых организациях может быть возложено на органы управления страховщика, на ревизионную комиссию, главного бухгалтера или его заместителя, внутреннего аудитора (при наличии службы внутреннего аудита страховщика), специальное должностное лицо или структурное подразделение, несущее ответственность за соблюдение правил внутреннего контроля и реализации программ по его осуществлению.

В крупных страховых организациях создаются службы внутреннего контроля, которым передают ряд функций, ранее выполняемых руководством и материально -ответственными лицами.

Полномочия лиц, осуществляющих внутренний контроль, определяются учредительными и внутренними организационно-распорядительными документами страховой организации.

Чтобы система внутреннего контроля была эффективной, необходимо выполнить следующие условия:

1. Соответствие стратегии. Необходимо изучать и использовать стратегические приоритеты, заложенные в бизнес-плане страховой организации.

2. Результативность. СВК должна обеспечивать решение поставленных перед ней задач путем подбора соответствующих стандартов, методов.

3. Системность. Контрольные функции должны интегрироваться с функциями планирования, распределения полномочий и ответственности.

4. Адаптивность. СВК должна быть чувствительна к изменениям внешней и внутренней среды. Содержание контроля изменяется в соответствии с изменениями законодательства, внутренних регламентов и др.

5. Оптимальность. Объем контроля должен быть достаточным для решения поставленных задач. Нельзя допускать излишнего контроля, что повлечет за собой дополнительные затраты и ухудшит психологическую обстановку в коллективе.

6. Экономичность. Затраты должны соответствовать эффекту контроля. Контрольные мероприятия должны приносить дополнительную прибыль и предотвращать потери в страховом бизнесе.

Система внутреннего контроля страховой организации не может быть абсолютно эффективной, так как существует ряд ограничений:

1. Затраты, связанные с осуществлением контроля могут быть выше ожидаемых выгод;

2. Ориентация большей части средств контроля на текущие операции не позволяет действовать наиболее эффективно в случаях редких страховых операций;

3. Вследствие человеческого фактора существует вероятность возникновения ошибок и злоупотреблений;

4. Контрольные процедуры могут быть неадекватными из-за изменения условий страховой и инвестиционной деятельности.

В заключение следует отметить, что правильно организованная система внутреннего контроля обеспечивает четкую и слаженную работу всей страховой организации, помогает осуществить более тщательный подбор наиболее квалифицированных кадров, предотвращает совершение ошибок, злоупотреблений, мошенничества со стороны сотрудников организации, что экономит финансовые и материальные ресурсы, способствует улучшению финансового состояния.

Список литературы:

[1] Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru /popular/buch/53_2.html

[2] Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 23.07.2013 № 234-ФЗ// Справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://base.consultant.ru /cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=161266;div=LAW;dst=100003,1;md=0.24322381989537 017

[3] Никулина Н.Н. Практический страховой аудит: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»/Н.Н.Никулина, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ - ДАНА,2012.- 287 с.

[4] Кудрявцева И.Ю. Система бухгалтерского учета как основа информационной системы внутреннего контроля// Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. Сборник статей. Труды международной дистанционной научной конференции «Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения» ( Российская Федерация г. Липецк, 10 ноября 2014 г.)/ Под ред. М.Ю. Левина. - Липецк: ООО «Максимал информационные технологии», 2014. - с. 80-83.

[5] Кудрявцева И.Ю. Процедуры и методы внутреннего контроля// научный институт глобальной и региональной экономики (НИГРЭ) Ежемесячный научный журнал № 6/2014 (часть 1) с. 94-97.

ORGANIZATION OF THE SYSTEM OF INTERNAL CONTROL IN INSURANCE COMPANIES

I.J. Kudryavtseva, E.S. Sannikova

Keywords: system of internal control in insurance companies, the goal of the system of internal control, principles of internal control requirements for the organization's internal control system

This article to organization of internal control system in insurance companies is devoted. The main goal and the requirements for the organization of the internal control system, conditions and effective functioning of main constraints that affect to internal control system of the insurance organization are reviewed.

УДК 338.47

П.С. Салмин, к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

Н.А. Салмина, к.э.н., ст. преподаватель ФГАОУВО «НГУ им. Н.И. Лобачевского» 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ЦФО

Ключевые слова: бизнес-процесс, организационный процесс, попроцессный подход, центр финансовой ответственности.

Уточняется термин «бизнес-процесс». Вводится термин «организационный процесс». Рассмотрено соответствие центров финансовой ответственности бизнес-процессам. Предложена классификация центров финансовой ответственности в зависимости от бизнес-процессов.

Формирование центров финансовой ответственности (ЦФО) при формировании системы бюджетного управления организацией базируется на организационной структуре, которая является их (ЦФО) основой. Последовательность такого формирования подробно описана в [6] и само по себе представляет процесс, относящийся к одному из видов, рассмотренных ниже. Очевидно, что построение системы управления в этом случае привязывается не к названиям подразделений или организационных единиц, а к функционалу им соответствующему. То есть финансовые показатели, за которые в результате деятельности отвечают ЦФО как раз и формируются в результате процессов, реализуемых в каждой организации.

Рассмотрим подробнее подходы к определению функциональных процессов, происходящих в современных компаниях. При переходе к процессно-ориентированной организации и процессно-ориентированному менеджменту организации, получил распространение такой термин как «бизнес-процесс». Согласно данному подходу, процессное управление - это управление организацией с помощью налаженной системы управления ими (процессами).

То есть, в соответствии с процессным подходом к управлению, организация уже предстает собой набор процессов (при функциональном подходе - набор функций). И функция управления становится управлением процессами. Например, процессы закупки, производства, сбыта, инвестиций. При этом каждый процесс имеет свою цель,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.