Научная статья на тему 'Совершенствование системы внутреннего контроля в страховой компании и оценка ее эффективности'

Совершенствование системы внутреннего контроля в страховой компании и оценка ее эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
976
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рабинер Леонид Михайлович

В данной статье анализируются практические вопросысовершенствования системы внутреннего контроля в страховых компанияхи оценки её эффективности. Особенностью статьи является изучение различных подходов к этой проблеме в соответствии с мнением как российских, так и зарубежных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы внутреннего контроля в страховой компании и оценка ее эффективности»

Совершенствование системы внутреннего контроля в страховой компании и оценка ее эффективности.

Internal control system modification and evaluation of its effectiveness in

the insurance company.

Рабинер Леонид Михайлович Начальник отдела по работе с брокерами ООО СК «Ойлер Гермес Ру»/Финансовый Университет при

Правительстве РФ Rabiner1802@inbox.ru

Аннотация: В данной статье анализируются практические вопросысовершенствования системы внутреннего контроля в страховых компанияхи оценки её эффективности. Особенностью статьи является изучение различных подходов к этой проблеме в соответствии с мнением как российских, так и зарубежных специалистов. Annotation:This article examines the practical basis of the implementation of internal control systems in insurance companies and evaluation of its effectiveness. Distinctive feature of this article is exploration of different approaches to this issue in accordance with the opinion of Russian and foreign specialists.

Ключевые слова: внутренний контроль, система внутреннего контроля, страхование. Key words: internal control, internal control system, insurance.

Страховые компании характеризуются как предприятия со сложной организационной структурой, при этом количество подразделений, как и их иерархия, могут отличаться, но сама структура предприятия должна способствовать не только эффективности операций Страховщика и простоте коммуникаций между сотрудниками, но и быть легко контролируемой как руководством, так и службой внутреннего контроля. В противном случае контролёры могут не обнаружить несоответствия вовремя и не минимизировать потенциальные риски. Структура также должна быть подвижной и управляемой, чтобы руководство могло оперативно внести необходимые изменения. Отмечу, что контролёры должны давать

исключительно рекомендации, но никак не адаптировать организационную структуру под свои нужды.

Внедрение системы внутреннего контроля (СВК) целесообразно начинать с определения направлений деятельности страховщика или его отдельных функциональных подразделений, для которых должны быть выработаны контрольные процедуры. После определения границ СВК следует подготовка плана работ и формирование рабочей группы, цель которой - разработка специальных контрольных процедур. В такие группы рекомендуют включать работников службы внутреннего аудита, а такжеспециалистов по идентификации и анализу рисков. Помимо этого полезно привлекать в роли экспертов руководителей тех функциональных подразделений, для которых создают процедуры контроля. Помимо этого необходимо регламентировать те бизнес-процессы, которые были отобраны для внедрения СВК и составить их подробное описание, это важный этап процесса построения эффективной системы внутреннего контроля.

С точки зрения разграничения зон ответственности и полномочий между органами страховщика, осуществляющими контрольную деятельность, принято выделять три модели функционирования СВК: западная модель, традиционная российская модель, расширенная российская модель.

Западная модель базируется на концепции COSO, реализуется в иностранных компаниях и поддерживается Минфином России, в частности отражена в проекте документа «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Её особенность состоит в возложении только методическо-координирующих полномочий на службу внутреннего контроля и сильном ограничении функций, при этом большинство функций внутреннего

контроля переносится на органы управления и другие подразделения страховой компании.

Так, на генерального директора страховой компании возлагается ответственность за организацию и осуществлениевнутреннего контроля, за ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской, финансовой, надзорной и иной отчетности, а главный бухгалтер в страховой компании отвечает за организацию и осуществление внутреннего контроля при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности.

В традиционной российской модели функции Службы внутреннего контроля шире по сравнению с западной моделью, а функции внутреннего контроля органов управления, главного бухгалтера, актуария и иных подразделений в традиционной российской модели аналогичны западной модели.

Расширенная российская модель характеризуется наделением Службы внутреннего контроля максимально широкими функциями.

Фактически, наиболее активными субъектами системы внутреннего контроля являются служба внутреннего аудита и структурное подразделение, отвечающее за соблюдение правил внутреннего контроля.

В любом случае организация СВК - это многоступенчатый, трудоёмкий и непрерывный процесс.

Чтобы понять, какие изменения необходимо вносить в действующую СВК в страховой компании, требуется провести ее оценку по значимым элементам, позволяющим в дальнейшем модифицировать СВК в соответствии с законодательными требованиями.

Формирование «идеальной практики» внутреннего контроля производится на основании законодательных актов, а также опыта страховых, кредитных и других организаций.

После получения результатов оценки СВК в страховой компании необходимо сравнить их с «идеальной» моделью СВК. По результатам сравнения делаются выводы об изменениях, которые необходимо внести для

максимального соответствия страховому законодательству в части внутреннего контроля.

Сравнительный анализ наиболее распространенной практики организации внутреннего контроля в страховых компаниях и «идеальной» практики позволяет сформулировать первоочередную потребность в следующих изменениях:

• внесение изменений в Устав в части внутреннего контроля и разработка положений о внутреннем контроле и о Службе внутреннего контроля;

• организация работы Службы внутреннего контроля, в том числе планирование ее деятельности;

• разработка должностных инструкций руководителя и специалистов Службы внутреннего контроля, внесение изменений в должностные инструкции работников страховой компании;

• организация мониторинга системы внутреннего контроля в страховой компании.

Основные усилия страховых компаний при построении органов управления должны быть сосредоточены на создании одужбы внутреннего контроля или введении должности внутреннего контролера.

Организация деятельности службы внутреннего контроля требует разработки должностных инструкций для руководителя службы внутреннего контроля и специалистов службы внутреннего контроля.

Одним из важнейших этапов развития СВК является определение эффективности проведенных контрольных процедур.

Основные трудности оценки эффективности работы службы внутреннего контроля вызваны следующими обстоятельствами:

• результат не всегда возможно измерить количественно;

• эффективность зависит не только от контролеров, но и от действий

проверяемых, так как они решают, выполнять ли рекомендации;

• субъективизм оценок проверяемых и контролирующих работу. Целесообразно всегда выделить несколько категорий (например,

качественные показатели, показатели продуктивности и результативности), но состав и целевые значения показателей устанавливает руководитель службы внутреннего контроля по согласованию с руководством страховщика, например:

Первая категория - следующие качественные показатели:

• уровень квалификации контролеров, включая их среднюю продолжительность работы в качестве контролеров или аудиторов;

• наличие специалистов, обладающих профессиональными сертификатами и опытом работы аудиторами и контролёрами;

• соответствие стандартам внутреннего контроля (в том числе качество планирования, рекомендаций и отчетов).

Вторая категория - следующие показатели продуктивности:

• исполнение утвержденного плана;

• количество проведенных за период контрольных процедур в расчете на одного специалиста;

• среднее количество часов на проведение одной проверки;

• количество сделанных рекомендаций;

Третья категория - следующие показатели результативности:

• доля выполненных (невыполненных) рекомендаций;

• экономический эффект от выполнения рекомендаций;

• удовлетворенность менеджмента и собственников страховщика. Эффективность контроля можно определить качественно и

количественно. Качественные характеристики определяются через логическую оценку сдвигов в системе контроля и определенных количественных данных, характеризующих отдельные стороны контрольной среды и контролируемых систем, в том числе СВК.

Количественные оценки основываются на экономико-математических расчетах, связанных с исследованием относительных или усредненных

величин. При этом показатели, характеризующие эффективность деятельности организации, нельзя использовать как характеризующие эффективность внутреннего контроля, хотя косвенным образом влияние внутреннего контроля на такие показатели имеет место. В то же время, выделить составляющую этого влияния довольно затруднительно.

С другой стороны, не совсем корректно считать, что эффективность внутреннего контроля можно измерить, просто разделив полученные количественные данные от контрольного воздействия на затраты, понесенные на организацию контрольных мероприятий, хотя многие учёные традиционно уделяют этому своё внимание. Так, стоит обратить внимание на модель, разработанную А.И. Елиным и И.К. Кобозевым . И хотя она и ориентирована на кредитные организации, её можно использовать и для определения эффективности проведенных контрольных процедур, соответствия затрат на их проведение их результатам страховых компаний.

Преимуществом является то, что в конечном итоге данная модель должна помочь не только в оценке эффективности отдельных контрольных процедур применительно к конкретному виду продукта, но и дать материалы для оценки операционного, а также иных видов риска в целом по организации.

Очевидным недостатком является то, что предложенная модель может быть применима только для крупных организаций, имеющих значительный объем операции и широко развитую филиальную сеть и СВК. Также одним их необходимых условий использования данной модели является применение автоматизированных методов контроля, позволяющих в короткий срок проверять значительное количество проводимых операций.

В целом же, исследование и практическое применение экономико-математических моделей определения эффективности внутреннего контроля, показало, что они, разумеется, заслуживают внимания, но достаточно громоздки и условны, не всегда сами по себе эффективны с точки зрения соотношения "затраты-результаты".

Эффективность деятельности службы внутреннего контроля зависит и от правильного взаимодействия с другими подразделениями и службами. Насколько тесно работают внутренние контролёры с менеджерами других подразделений и служб, регулярно и доброжелательно раскрывают выявленные недостатки - настолько эффективны результаты работы службы внутреннего контроля.

Также возможна оценка эффективности СВК по уровню его зрелости. Специалисты изучают элементы СВК и на основании полученных данных определяют степень развития каждой составляющей: от начальной до высокой.

Однако на мой взгляд, наиболее надежным способом определения эффективности СВК является использование аналитических процедур, под которыми понимаются и тестирование по определенным вопросам, и построение аналитических обзоров расчетных показателей, характеризующих эффективность внутреннего контроля. Так, эффективность внутреннего контроля представляется возможным оценить по следующим требованиям:

1. организационный статус;

2. компетентность;

3. стандартизация внутреннего контроля;

4. функции внутреннего контроля;

5. степень влияния на принятие управленческих решений.

Основой для разработки критериев эффективности также могут

служить две составляющие эффективности: действенность и результативность. Действенность подразумевает, что контрольные процедуры воздействует на объект контроля, результативность - что это воздействие положительное в отношении целей контроля. Эффективность системы внутреннего контроля может быть рассмотрена в целом по отношению ко всей системе или ее частей и в отношении определенных форм контроля.

Эти два фактора в отношении СВК можно проследить путем тестирования процедур контроля, применяемых в их отношении. Тестирование позволяет определить области повышенных рисков, которые не обеспечиваются простым мониторингом по конкретным параметрам, но и требуют других форм контроля, углубленных: документальной или тематической проверок.

Тестирование процедур системы контроля, как правило, проводится по двум направлениям:

• проверка соблюдения существующих регламентов контрольных процедур;

• выявление ошибок, которые не были предотвращены системой контроля.

Как показывают исследования, тестовые и аналитические процедуры эффективности внутреннего контроля обязательно приводят к необходимости проведения документальных или тематических проверок систем внутреннего контроля. И именно документальная проверка является основным инструментом проверки эффективности внутреннего контроля, а её основной акцент делается на тех видах операций, риски по которым не минимизированы до оптимального значения, или, другими словами, когда эффективность других форм внутреннего контроля требует уточнения или не высока. При этом, по моему мнению, документальные проверки как способ оценки эффективности внутреннего контроля более уместны в отношении системы бухгалтерского учёта, тематические же проверки - в отношении всех остальных систем экономического субъекта и его системы управления: подсистемы функциональной деятельности, подсистемы безопасности, подсистем управления кадрами, сбыта, снабжения и т.п. Такой вывод кроется в сущности и методическом наполнении документальной проверки.

Разумеется, для крупной компании число контрольных процедур может превышать 1000, поэтому процесс тестирования очень часто должен сопровождаться специализированным ИТ - решением. Это может быть как

информационный портал специального назначения, предназначенный для поддержки процесса внутреннего контроля в корпорации, так и программа, самостоятельно осуществляющая автоматизированную проверку, работа которой нацелена на организацию периодического тестирования процедур внутреннего контроля. Также такие программы зачастую автоматически генерируют тесты и рассылают сообщения по e-mail с информацией, необходимой сотрудникам, отвечающим за проведение тестов. Все тесты и связанные с ними изменения описываются и регистрируются, а каждый сотрудник, отвечающий за проведение тестов, получает доступ к информации о процессах, имеющих отношение к тестам.

В целом, главным показателем эффективности внутреннего контроля является отсутствие катастрофических потерь и неэффективных операций. Подобная информация частично может быть обнаружена в бухгалтерской отчетности, в частности в форме 2 "Отчет о финансовых результатах", чему внутренние контролеры должны уделять особое внимание, поскольку списание нереальной дебиторской (особенно) и кредиторской задолженности, различных потерь, порчи, штрафных санкций и пеней - все это отражается в данном отчете, и свидетельствует о неэффективной системе внутреннего контроля. Низкая эффективность внутреннего контроля наблюдается также при накапливании материальных запасов сверх норм, увеличении дебиторской и кредиторской задолженностей, неиспользуемых основных средств, что должно послужить толчком для экономического обоснования и ликвидации подобных явлений. Таким образом, для контроля за СВК разрабатываются не только направления тестирования и мониторинга, но и научно обоснованные критерии эталонных показателей, что является обязанностью других служб, но не внутреннего контроля. Службы внутреннего контроля на основе таких данных должны осуществлять мониторинг, чтобы вовремя заметить негативные тенденции.

Список литературы:

1. Бурцев В.В.Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения / В.В. Бурцев //Менеджмент в России и за рубежом. -2002. -№4. - С. 10-14.

2. Бурцев, В.В. Как создать отдел внутреннего аудита в страховой компании/ В.В. Бурцев// Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2006. - № 3. [Электронный ресурс]/ Программа информационной поддержки Консультант Плюс; Windows 98/ME/NT4/2000/XP.

3. Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. / И.А. Белобжецкий. - Москва:Финансы и статистика, 1989. -256 с.

4. К вопросу о стандартизации процессов управления рисками и внутреннего контроля/ А.В. Акулов, Д.В. Малыхин, Н.Е. Малюта, Н.Н. Рыжих // Управление в кредитной организации. - 2007- № 1. [Электронный ресурс]/ Программа информационной поддержки Консультант Плюс; Windows 98/ME/NT4/2000/XP.

5. Гусаков С.Е. Внутренний контроль в обеспечении экономической безопасности организации/ С.Е. Гусаков // Экономический анализ. - 2004. - №16(31)

6. Сотникова, Л. В. Внутренний контроль и аудит: Учебник для вузов по экон. спец. /Л.В. Сотникова. -Москва: Финстатинформ, 2001. - 239 с.

7. Никулина Н.Н. Практический страховой аудит. / Н.Н. Никулина, Н.Д. Эриашвили. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 287 с.

References.

1. Bourtsev V.V. Internal control: basic concepts and organization / V.V. Bourtsev / / Management in Russia and abroad. -2002. - № 4. - P. 10-14.

2. Bourtsev, V.V. How to create an internal audit department in an insurance company / V.V. Bourtsev / / Insurance companies: accounting and taxation. - 2006. - № 3. [Electronic resource] / Program Consultant Plus information support; Windows 98/ME/NT4/2000/XP.

3. Belobzhetsky I.A. Financial control and new economic mechanism. / I.A.Belobzhetsky. - Moscow: Finance and Statistics, 1989. - 256.

4. The issue of standardization of risk management processes and internal control / A.V.Akulov, D.V.Malihin, N.E.Malyuta N.N. Ryzhikh / / Management of the lending institution. - 2007 - № 1. [Electronic resource] / Program Consultant Plus information support; Windows 98/ME/NT4/2000/XP.

5. Gusakov S.E.The role of internal controls in the economic security of the organization / S.E.Gusakov // Economic Analysis. - 2004. - № 16 (31)

6. Sotnikov, L. Internal Control and Audit: Textbook for universities with economy specials. / L. Sotnikov. -Moscow: Finstatinform 2001. - 239.

7. Nikulina N.N. Practical insurance audit. / N.N.Nikulin, N.D.Eriashvili. -Moscow: UNITY-DANA, 2012. - 287.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.