УДК 658.1
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И ЕЕ ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА - КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
© 2017
Амбарнова Ольга Юрьевна, магистрант Варкулевич Татьяна Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Управления» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, дом 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена вопросам актуальности формирования системы внутреннего контроля в страховых организациях и необходимости оценки ее эффективности. В условиях ограниченного методического и правового инструментария организации внутреннего контроля и последующей оценки его эффективности возрастает потребность в разработке новых приемов и методов такой оценки, интегрирующих в себе достоинства существующих подходов, адаптированных к условиям ведения бизнеса страховыми организациями в современных условиях хозяйствования. Авторами проведен анализ подходов к организации системы внутреннего контроля и обоснована ее актуальность для субъектов хозяйствования - участников рынка страхования, рассмотрены элементы внутреннего контроля и сформулированы принципы его функционирования. Введено понятие уровня покрытия системы внутреннего контроля, позволяющего не только определить границы внутреннего контроля, но и определить процент риска, возникающего в связи с упущением или недопокрытием контрольными процедурами бизнес-процессов страховой организации ввиду их ограниченности. Поэлементная оценка системы внутреннего контроля в рамках расчета уровня покрытия позволит не только выявить ее проблемные точки, но и определить необходимый комплекс мероприятий по повышению качества функционирования и эффективности контрольных действий как в отдельном бизнес - процессе, так и в финансово-хозяйственной деятельности страховой организации в целом.
Ключевые слова: рынок страховых услуг, страховая компания внутренний контроль, риск системы контроля, эффективность деятельности, система внутреннего контроля, эффективность системы контроля, интегральная оценка.
THE SYSTEM OF INTERNAL CONTROL AND ITS INTEGRATED ASSESSMENT AS AN INSTRUMENT OF INCREASE OF EFFICIENCY OF ACTIVITY OF INSURANCE ORGANIZATIONS
© 2017
Ambarnova Olga Yurievna, graduate student Varkulevich Tatiana Vladimirovna, candidate of economic science, associate professor,
head of the chair of "Management" Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya St., Building 41, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the relevance of the formation of the system of internal control in insurance companies and the need to assess its effectiveness. In conditions of limited methodological and legal instruments of the organization of internal control and subsequent evaluation of its effectiveness there is a growing need to develop new techniques and methods of such evaluation, which integrates the advantages of existing approaches, adapted to the conditions of doing business insurance companies in modern conditions of managing. The authors analyzed approaches to the organization of the internal control system and proved its relevance for economic entities - participants of the insurance market, review of internal control and formulated the principles of its functioning. Introduced the concept of level of coverage of the internal control system, allowing not only to define the boundaries of internal control, but also to determine the percentage of risk arising from an omission or over-absorption of control procedures of business processes of an insurance organization because of their limitations. Elementwise evaluation of the internal control system within the framework of the calculation of the level of coverage will allow not only to identify its problem areas, but also to determine necessary measures to improve the quality of the operation and effectiveness of controls in individual business processes and financial-economic activity of the insurance organizations in general.
Keywords: insurance market, insurance company, internal control, risk control system, the effectiveness of the system of internal control, the efficiency of the control system, integral assessment.
Введение
В настоящее время внутренний контроль является одной из основных функций управления и представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы финансово-хозяйственной деятельности организации в целях объективной и эффективной оценки принимаемых управленческих решений. Основная цель внутреннего контроля - помощь органам управления компании в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями системы управления по всем направлениям деятельности, а трансформация его в инструмент оценки рисков предопределяет смещение акцентов от оценки отдельных операций к оценке рисков хозяйственной деятельности организации в целом [1]. Таким образом, потребность во внутреннем контроле обусловлена тем, что он позволяет подтвердить достоверность финансовой отчетности хозяйствующего субъекта, предотвратить негативные факты хозяйственной деятельности и потерю ресурсов, своевременно осуществить необходимые изменения внутри организации и оценить финансовые риски и свести их к минимуму, обеспечив тем самым устойчивое развитие экономического субъекта. Особенно актуальными становятся во-
просы разработки эффективного механизма регулирования системы внутреннего контроля (СВК) и оценки эффективности функционирования СВК в деятельности страховых организаций.
На российском рынке развитие страхового бизнеса становится одним из стратегических направлений социально-экономической политики государства, поскольку страховая отрасль вносит существенный вклад в экономический рост и призвана обеспечить высокий уровень активности. Являясь особым видом экономических отношений, нацеленным обеспечить страховой защитой людей и их деятельность от различного рода чрезвычайных обстоятельств, страхование обеспечивает непрерывность всех видов общественно-полезной деятельности, а также поддержание уровня жизни, доходов граждан при наступлении страховых случаев. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [2] страхование должно способствовать формированию эффективной пенсионной системы, совершенствованию управления рисками финансовых рынков, развитию малого и среднего бизнеса, защите прав страхователей.
В последние годы отмечено укоренение позиции
страхования как неотъемлемого и значимого звена финансовой системы, но остро встает проблема повышения эффективности страхового бизнеса, которое возможно лишь при повышении доверия потребителей страховых услуг к деятельности компаний их производящих. Достоверность финансовых показателей, содержащихся в финансовых отчетах субъектов страхового рынка и соответствие их деятельности нормам действующего правового поля, призваны сегодня подтверждать аудиторские организации, проводящие аудит страховых компаний ежегодно в соответствии с законодательством. Однако важнейшей, не вызывающей сомнения в своей актуальности, становится задача формирования действенной системы контроля внутри страховых организаций, путем организации системы внутреннего контроля, соответствующей требованиям современного ведения бизнеса, основными целями и задачами которой должны стать:
1) обеспечение надежности страховой организации, и, следовательно, повышение уровня доверия к ней со стороны страхователей;
2) обеспечение прозрачности страхового бизнеса и показателей отчетности страховой организации;
3) выявление фактов мошенничества и ошибок;
4) сохранение финансовой устойчивости страховой компании и адекватное управление страховыми и финансовыми рисками.
Вопросы изучения характеристик СВК в настоящее время привлекают внимание многих исследователей. В трудах Е. С. Замбржицкой [3] Н.Н. Никулиной [4] рассматриваются подходы к решению проблемы эффективной организации СВК в страховой компании за счет ее внедрения в рамках конкретных бизнес-процессов. В работах Л.М. Рабинера [5] рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью организации и совершенствования СВК в страховых организациях. К подобным выводам в своих работах приходят О.В, Котлячков и З.З. Фазульянова [6], а также М.М. Шарамко [7] и Д.Ю. Филипьев [8] однако их внимание обращается непосредственно на методики оценки эффективности внутреннего контроля экономического субъекта, без учета его отраслевой специфики.
Однако малоизученными оказались вопросы оценки эффективности СВК в страховых компаниях. Отсутствие единства взглядов на эффективность контроля, а также отсутствие (особенно с точки зрения законодательства) стандартизированных методик оценки эффективности СВК в страховых компаниях определяет необходимость проведения исследований в данной области, в частности систематизации подходов к оценке эффективности СВК и интеграции наиболее эффективных методик в комплексную оценку.
Ключевую роль в повышении внимания к СВК страховых организаций оказало введение в Федеральный закон от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» статьи 28.1 «Внутренний контроль» (введена Федеральным законом от 23.07.2013 №234-ФЗ), обязующей страховые компании организовывать СВК для обеспечения эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности страховщика [9]. Законом также обусловлены и другие цели внутреннего контроля, обеспечение которых позволяет создавать необходимые условия для успешного и эффективного функционирования. К таким целям относится:
1. Эффективность управления активами - обеспечение сохранности активов, используя для этого как собственные средства, так и страховые резервы или иные обязательства страховщика.
2. Эффективность управления рисками. Страхование - это деятельность, которой присущ риск и случайность. В связи с этим, перед страховщиком становится цель не только выявить возможные риски, оценить их, определить приемлемый уровень для организации, но и 16
разработать меры для поддержания допустимого уровня риска, не угрожающего финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика.
3. Обеспечение достоверности, полноты, объективности бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности, ее своевременное составление и предоставление. При нарушении сроков сдачи или допущении ошибок при составлении отчетности любой экономический субъект в России несет, прежде всего, административную ответственность, в виде штрафа. Говоря о деятельности страховщиков, подобное нарушение может повлечь за собой более серьезные последствия, вплоть до ограничения или приостановления действия лицензии, поэтому данная цель внутреннего контроля является одной из ключевых и приоритетных.
4. Соблюдение работниками страховой организации этических норм, принципов профессионализма и компетентности.
5. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Указанные цели позволяют охарактеризовать внутренний контроль страховых организаций как процесс, направленный на достижение основных целей компании и являющийся результатом действий страховщика по выявлению проблемных ситуаций, связанных с формированием собственных и привлеченных финансовых ресурсов в страховой и иных сферах, с возможностью осуществления различного рода незаконных операций со стороны сотрудников, страховых посредников и страхователей (включая процессы отмывания денежных доходов, полученных преступным путем, перевод капиталов за рубеж с помощью страховых организаций и уход от налогов), а также мониторинг деятельности страховой организации в целом и ее отдельных подразделений.
На сегодняшний день не создано строго определенных правил организации СВК в страховых организациях, что является серьезной проблемой для страхового бизнеса. Имея лишь достаточно формальную опору в качестве методики для организации СВК, руководство страховщика вынуждено самостоятельно разбираться в вопросах организации внутреннего контроля, в разработке приемов и методов, в определении политики контроля и методов оценки эффективности действующей системы контроля. Наиболее крупные страховые организации, имеющие расширенную филиальную сеть, создают обособленные подразделения по внутреннему контролю или службы внутреннего контроля, однако законом подобная обязанность не установлена. В виду существенности объемов затрат на содержание служб, обеспечивающих функции контроля, создание их не является целесообразным для страховых организаций, не имеющих филиальную сеть или осуществляющих свою деятельность в определенном регионе. При этом попытки организовать внутренний контроль самостоятельно не всегда оказываются успешными. Часто, производимые действия сводятся к формальному документальному оформлению требуемых инструкций и положений и не приводят к желаемым результатам. Основная причина такого положения дел - сложность организации полноценной СВК, процесса длительного и трудоемкого, включающего в себя несколько этапов:
1) изучение нормативных документов;
2) анализ деятельности организации и ее структурных подразделений;
3) разработку регламентирующей документации, системы постановки целей деятельности в целом и по отдельным бизнес-процессам, а так же оценку их достижения;
4) внедрение системы взаимосвязанных и взаимодействующих процессов и процедур организации;
5) проведение обучения.
В виду отсутствия стандартизированной методики организации и оценки СВК, страховые компании вы-АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2(19)
нуждены искать ответы на возникшие вопросы в иных нормативно-правовых актах, раскрывающих суть формирования СВК. Один из таких вопросов раскрывается в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» (постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности») [10] и информации Минфина России №ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» [11]. Правила носят рекомендательный характер, поэтому они легли в основу организации СВК страховщиков. Прежде всего, документы характеризуют основные элементы внутреннего контроля, представленные на рис. 1.
Рисунок 1 - Элементы внутреннего контроля
Раскрытые в информации Минфина элементы получили широкое распространение и, в своей емкости, могут быть апробированы в деятельности компаний независимо от их специфики. Однако изучение нормативных документов и правил, позволило сделать вывод, что в элементах внутреннего контроля до сих пор не в полной мере проработан вопрос оценки эффективности внутреннего контроля, в особенности для страховых организаций. В законодательстве и научной литературе не сформирована достаточная методическая база и общие критерии оценки эффективности, что объясняется отсутствием стандартов внутреннего контроля или недостаточной их разработанностью. Тогда как регулярная оценка внутреннего контроля способствует повышению его эффективности посредством своевременного выявления изменений в бизнес-процессах или этапах выполнения контрольных процедур и предоставления информационной базы руководству страховщика для подтверждения эффективности функционирования СВК. Как отмечают в своей работе О.В. Котлячков и З.З. Фазульянова для оценки эффективности СВК отечественные ученые «предлагают использовать отдельные частные показатели, а предложенные рекомендации, направленные на повышение действенности контроля, имеют локальный характер» [6, с.33].
Оценка внутреннего контроля должна осуществляться в отношении элементов внутреннего контроля с целью определения их эффективности и результативности, а также необходимости их изменения. Прежде всего, необходимо разграничить понятия результативность и эффективность. Так, результативность - это степень достижения запланированных результатов, иначе говоря, это способность организации ориентироваться на результат. Под эффективностью же понимается соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами. Она характеризует способность организации к реализации своих целей и планов с заданным качественным уровнем, выраженным определенными требованиями: временем, затратами, степенью достижения цели. В основе оценки внутреннего контроля должны лежать следующие принципы (сформулированы авторами):
1. Системность - необходимость обеспечения для наибольшей эффективности оценки интеграции всех
элементов контроля - контрольных функций с функциями планирования, распределения полномочий и ответственности.
2. Адаптивность - способность своевременно и быстро реагировать на изменения внешней и внутренней среды, динамично меняться в соответствии с изменениями в требованиях.
3. Достаточность - объем и масштабы системы внутреннего контроля должны быть достаточными для решения поставленных задач.
4. Экономическая рациональность и целесообразность - затраты на ее реализацию должны соответствовать эффекту контроля: контрольные мероприятия должны давать дополнительную прибыль и/или предотвращать потери в страховом бизнес-процессе.
Эффективность контроля можно определить качественно и количественно. Качественные характеристики определяются через логическую оценку сдвигов в СВК и определенных показателей, характеризующих отдельные стороны контрольной среды и контролируемых систем. К таким показателям можно отнести:
1) уровень квалификации контролеров;
2) наличие специалистов, обладающих профессиональными сертификатами и опытом работы аудиторами и контролерами,
3) соответствие стандартам внутреннего контроля (в том числе качество планирования, рекомендаций и отчетов проверяющих контролеров) [5] и т.д.
Количественные оценки основываются на экономико-математических расчетах, связанных с исследованием относительных или усредненных величин. Примером таких показателей может служить количество проведенных за период контрольных процедур в расчете на одного специалиста, среднее количество часов на проведение одной проверки, доля выполненных (невыполненных) рекомендаций, экономический эффект от их выполнения. При этом показатели, характеризующие эффективность деятельности организации, нельзя использовать как характеризующие эффективность СВК, хотя косвенным образом влияние внутреннего контроля на такие показатели имеет место.
В экономической теории применяются следующие методы количественной и качественной оценки эффективности системы внутреннего контроля, представленные в таблице 1.
Таблица 1- Характеристика методов оценки эффективности системы внутреннего контроля
Метод Характеристика Достоинства Недостатки
Качест венная оценка
Опрос [Интервьюирование) Показатели р а с считав аются на весовых оценок, вопросы, относящимся к данного метода, возможность затронуть узкие и специфические внутр еннего контр оля Отсут ствуют четкие объективные критерии оценки, подверженность субъективизму оценки
Мод ели зр ело сги Изучение основных элементов СВКн определение степени начальной до бысокон Простота использования, предоставление информации о текущей ста дни р азвишя С ВК об общения действующей эффективности
Стандарта, нормы, лучшие практики сформированной б компании СВК с существующими стандартами, нормами или заруб ежными пр актиками Простота использования, позволяет определить соответствие СВК установленным стандартам и нормам (в т.ч. на законодательномур овне), минимальные временные затратына оценку эффективности СВК Отсутствие четко сформированных стандартов организации СВК, закрытость информации о реальной пр актике организации С БК в ведущих страховых
Количественная оценка
Математические модели (ср еднее ожидание события и или р езультата) Пр о ектир о ванне объекта, позволяющее форме его свойства Позволяют определить экономию потерь, возникающих в связи с функционированием СВК Трудоемкости сложность, не учитывает фактора, невозможность и сложность количественно оценить показатели для оценки э ффективно сти С ВК
Экспертная оценка Оценкапутем выр аженш мнения специалистов или экспертов {аудиторов) Разно стор онний анализ показателей анализ на основе знанийи опыта экспертов Спорная до стоверностъ оценки, критерии оценки до статочно формальный субъективны
Расчет показателей, характеризующих организацию и функционирование СВК Измерение з ффективно сти С ВК и выр ажение полученного р езультэта в вид е установленного показателя в ко личе ственноы измерении Дает наглздную оценку по лученного р езультэта от вне др ения С ВК в возможно стар ассчитать экономическийэффект от внедрения СВК
Различие методик оценки эффективности ставит перед экономическим субъектом и его руководством следующий выбор: какие формы и методы в наибольшей
степени отвечают потребностям компании (в том числе и ее финансовым возможностям) и ее особенностям. Существующие методики оценки эффективности СВК во многом ориентированы на взаимоувязку понятий эффективности внутреннего контроля и снижения риска. Поэтому, формирование методики оценки эффективности СВК для региональных страховых организаций является значимым и необходимым, как для обеспечения устойчивого развития страховщика, так и для бухгалтерского и управленческого учета компании в целом.
На наш взгляд, для оценки эффективности СВК в страховых компаниях общепринятых методов недостаточно и необходимо использовать интегральную оценку. Не существует какого-либо универсального подхода к оценке эффективности СВК: каждому методу оценки присущи как недостатки, так и достоинства, обусловленные различными факторами. Представленная на рисунке 2 модель интегральной оценки эффективности СвК позволяет произвести синтез различных подходов и методов оценки как с точки зрения их содержания, так и с точки зрения их ориентации на подсистемы внутреннего контроля, находящихся на различных стадиях развития СВК. Таким образом, интегральная оценка может свести все достоинства существующих методов оценки, адаптируя их к условиям хозяйствования конкретной страховой компании, снизить риск неверной оценки СВК и повысить общую точность выводов по результатам проведения данной процедуры. Интегральная оценка также позволяет комплексно оценить способность СВК выполнять возложенные на нее функции.
Интегральная оценка эффективноетн СВК
Финансовый анализ и оценка количественных показателей
Оценка уровня финансового риска по бизнес-процессам страховщика
-► Оценка посредством проведения аналитических процедур
Определение стадии р а жития СВК
Рисунок 2 - Модель интегральной оценки эффективности внутреннего контроля
Кроме использования аналитических процедур, под которыми понимается опрос и анализ расчетных показателей, по мнению авторов, в оценку эффективности следует ввести понятие - уровень покрытия СВК. Уровень покрытия СВК определяет границы, которые охватывает сформированная СВК по конкретному бизнес-процессу, направлению деятельности или организации в целом. В основе метода лежит тестирование по определенным вопросам, сформированное в следующей иерархии:
Элементы внутреннего контроля. Оценка внутреннего контроля должна осуществляться в отношении элементов внутреннего контроля с целью определения их эффективности и результативности, а также необходимости их изменения. Формируемый перечень вопросов должен структурироваться исходя из сформированных Минфином элементов, обязательных для СВК - итоговые результаты тестирования могут позволить сделать вывод о достаточном или не достаточном уровне организации того или иного элемента системы.
Бизнес-процессы страховой организации. Аналитические процедуры и вопросы формируются с ориентацией на масштабы и состав бизнес-процессов, что позволяет учесть специфику деятельности компании и осуществляемых ею процедур.
Бизнес-процессы с повышенным уровнем риска. Чем больше уровень риска, тем более тщательнее должен быть организован внутренний контроль в организации. Данным бизнес-процессам также необходима и более детальная оценка эффективности.
Оценка уровня покрытия СВК имеет собой цель не
только определить границы внутреннего контроля, но и определить процент риска, который возникает в связи с упущением или недопокрытием внутренним контролем процедур и бизнес-процессов страховой организации. Для расчета риска непокрытия СВК (Risk of non-coverage) необходимо определить среднее значение риска. Если интервал функции принадлежности для СВК будет равен от 0 до 0,4 для низкого риска, от 0,4 до 0,8 для среднего риска, от 0,8 до 1.0 для высокого риска, тогда средние значения риска равны: 0,2 - низкий риск, 0,6 - средний риск, 0,9 - высокий риск. Тогда оценку уровня риска можно представить следующей формулой:
(1)
где Rnc - риск. непокрытия СВК;
Cf - коэффициент значимости (Coefficient of significance), рассчитываемый в результате проведения тестирования;
Lr - количество объектов, с присвоенным низким уровнем риска,
Mr - количество объектов, с присвоенным средним уровнем риска,
Hr - количество объектов, с присвоенным высоким уровнем риска.
По итогам расчетов можно получить итоговое значение риска непокрытия или риска допущения и\или необнаружения существенных искажений по исследуемой области или объекту. Тогда уровень покрытия СВК (Coverage level - Cl) следует определить следующей формулой:
а = 100% - л™ (2)
Полученное значение показателя Cl характеризует процентное выражение охваченных СВК областей. Оценка уровня покрытия может происходить как по всей исследуемой страховой организации, так и по ее отдельным бизнес-процессам.
Таким образом, как показало исследование, именно синтез различных подходов в оценке эффективности СВК может повысить точность интегральной оценки эффективности внутреннего контроля в страховых компаниях. Сочетание различных методов оценки позволит оценить эффективность сформированного контроля для соблюдения современных требований страхового законодательства и обеспечения устойчивого финансового развития страховщика. Описанный метод оценки уровня покрытия СВК также способствует составлению более полного представления о состоянии и эффективности функционирования системы внутреннего контроля.
На наш взгляд, такая поэлементная оценка СВК в рамках расчета уровня покрытия позволит не только выявить проблемные точки внутреннего контроля страховщика, но, что самое важное - определить необходимый комплекс мероприятий по улучшению ее функционирования и повышению эффективности контрольных действий. Это, в свою очередь, определенно будет способствовать обеспечению роста экономической эффективности субъектов хозяйствования, функционирующих на рынке страховых услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Варкулевич Т.В. и Василенко М.Е. Система внутрихозяйственного контроля как инструмент повышения эффективности деятельности компании // Проблемы современной экономики. 2014. №2. С.148-150.
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». СПС «КонсультантПлюс». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82134/28c 7f9e359e8af09d724 4d8033c66928fa27e527/
3. Замбржицкая Е. С. Кошелева А. Ю., Харченко А. А. Особенности организации СВК в страховых компани-
ях // Молодой ученый. 2014. №3. С. 408-411.
4. Никулина Н.Н. Бизнес-процессы в страховом предпринимательстве: сущность, классификация и способы их моделирования // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. №1. С. 25-37.
5. Рабинер Л.М. Совершенствование системы внутреннего контроля в страховой компании и оценка ее эффективности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. №3(75)
6. Котлячков О.В., Фазульянова З.З. Необходимость организации внутреннего контроля экономического субъекта и вопросы оценки его эффективности // Международный бухгалтерский учет. 2014. №29. С. 2943.
7. Шарамко М.М. Методология оценки эффективности внутреннего контроля и аудита // Аудиторские ведомости. 2016. №2. С. 3-11.
8. Филипьев Д.Ю. Эффективность внутреннего контроля: проблемы и критерии оценки // Аудиторские ведомости. 2016. №9. С. 69-82.
9. Федеральный закон от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела» // СПС «Консорциум Кодекс».. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/9003385
10. Правило (стандарт) № 8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом: постановление Правительства РФ от 04.07.2003 №405 «О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_43223/?frame=3/.
11. Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности: информация Министерства финансов российской федерации №ПЗ-11/2013 // СПС «КонсультантПлюс». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156407/.
12. Чайковская Л.А. Эффективный внутренний контроль и факторы, оказывающие на него влияние // Аудит и финансовый анализ. 2016. №1. С.170-176.
13. Пешкова Т.Ю. Принципы организации внутреннего контроля в страховых компаниях // Финансовая жизнь. 2013. №2. С.74-79.
14. Серебрякова Т.Ю., Гордеева О.Г.Тенденция укрепления внутреннего контроля в коммерческих организациях // Учет. Анализ. Аудит. 2015.№3. С. 54-60.
15. Пашков Р.В., Юденков Ю.Н. Российские модели внутреннего контроля // Бухгалтерия и банки. 2016. №3. С. 43-48.
Статья поступила в редакцию 26.04.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.