Научная статья на тему 'К вопросу Об организации системы внутреннего контроля в компании'

К вопросу Об организации системы внутреннего контроля в компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1889
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / INTERNAL CONTROL SYSTEM / ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE TOOL OF INCREASE OF EFFICIENCY OF ACTIVITIES / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / THE PERFORMANCE OF BUSINESS PROCESSES / КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ / CONTROL AND MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / INTERNAL AUDIT / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА / EVALUATION OF BUSINESS EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боровицкая Марина Владимировна, Заикин Вильямс Павлович

В статье рассматриваются актуальные вопросы организации построения системы внутреннего контроля, которые с каждым годом становятся все насущней для каждой организации, компании, в силу происходящих в экономике трансформационных процессов. Автор подчеркивает важность внутреннего контроля, как наиболее действенного инструмента выявления возможностей повышения эффективности деятельности. Внутренний контроль организации формируется субъектом самостоятельно, внутри субъекта и позволяет получить информацию, необходимую для достижения целей и решения задач, стоящих перед субъектом, наиболее эффективным способом. Необходимость обращения к данной теме связано еще и с тем, что внедрение системы внутреннего контроля хозяйствующими субъектами в большинстве случаев либо игнорируется, либо реализуется формально. В статье проведен анализ причин игнорирования требований законодательства и лучшей практики в части построения системы внутреннего контроля. Среди основных причин отрицательно сказывающихся на организации системы внутреннего контроля в компаниях, прежде всего, отмечаются уверенность руководителя в эффективности единоличного контроля бизнес-процессов компании, отсутствие законодательно закрепленного порядка и процедур осуществления внутреннего контроля, отсутствие опыта и знаний в области СВК у ведущих специалистов компаний, а также искажение сущности внутреннего контроля посредством перевода его из функции управления в контрольное подразделение. В статье предпринята попытка трактовки и определения системы внутреннего контроля, основываясь на анализе трудов отечественных ученых экономистов, и свода нормативных документов. Автор отмечает, что система внутреннего контроля представляет в целом совокупность (общность) внутренних процессов по управлению и контролю в организации, обладающей рядом целей таких как, надежность и полнота данных бухгалтерского учета, эффективное ведение бизнес-процессов и достижение оперативных результатов, обеспечение сохранности имущества предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Боровицкая Марина Владимировна, Заикин Вильямс Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE ORGANIZATION OF THE INTERNAL CONTROL SYSTEM IN THE COMPANY

The article concerns topical issues of organization of construction of the system of internal control, which every year are becoming critical to every organization, company, because of what is happening in the economy transformation processes. The author emphasizes the importance of internal control as the most effective tool to identify opportunities to increase efficiency. Internal control organization is formed by a region on their own, within the subject and allows you to get the information necessary to achieve the goals and tasks facing the subject, the most effective way. The necessity of addressing this topic is connected with the fact that the implementation of the internal control system by the business entities in most cases either ignored or implemented formally. The article analyzes the reasons for ignoring the requirements of legislation and best practice in the construction of the system of internal control. Among the main reasons which affect the organization of the system of internal control in the companies, first of all, the marked confidence of the leader in efficiency the sole control of the business processes of the company, the lack of legislated policies and procedures of internal control, the lack of experience and knowledge in the field of SIC from leading experts of the companies, as well as the distortion of the entity's internal control by transferring it from the management functions in the control unit. In the article an attempt of interpretation and definition of the internal control system, based on the analysis of works of domestic scientists, economists, and set normative documents. The author notes that the system of internal control is a set (community) internal processes for management and control in the organization, having a number of goals such as reliability and completeness of accounting data, effective management of business processes and achieving operational results, safeguard the assets of the company.

Текст научной работы на тему «К вопросу Об организации системы внутреннего контроля в компании»

УДК 657

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В КОМПАНИИ

© 2017

Боровицкая Марина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: geht066@mail.ru) Заикин Вильямс Павлович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры «Технические и биологические системы» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22 а, e-mail: zaikin.vilyams@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы организации построения системы внутреннего контроля, которые с каждым годом становятся все насущней для каждой организации, компании, в силу происходящих в экономике трансформационных процессов. Автор подчеркивает важность внутреннего контроля, как наиболее действенного инструмента выявления возможностей повышения эффективности деятельности. Внутренний контроль организации формируется субъектом самостоятельно, внутри субъекта и позволяет получить информацию, необходимую для достижения целей и решения задач, стоящих перед субъектом, наиболее эффективным способом. Необходимость обращения к данной теме связано еще и с тем, что внедрение системы внутреннего контроля хозяйствующими субъектами в большинстве случаев либо игнорируется, либо реализуется формально. В статье проведен анализ причин игнорирования требований законодательства и лучшей практики в части построения системы внутреннего контроля. Среди основных причин отрицательно сказывающихся на организации системы внутреннего контроля в компаниях, прежде всего, отмечаются уверенность руководителя в эффективности единоличного контроля бизнес-процессов компании, отсутствие законодательно закрепленного порядка и процедур осуществления внутреннего контроля, отсутствие опыта и знаний в области СВК у ведущих специалистов компаний, а также искажение сущности внутреннего контроля посредством перевода его из функции управления в контрольное подразделение. В статье предпринята попытка трактовки и определения системы внутреннего контроля, основываясь на анализе трудов отечественных ученых экономистов, и свода нормативных документов. Автор отмечает, что система внутреннего контроля представляет в целом совокупность (общность) внутренних процессов по управлению и контролю в организации, обладающей рядом целей таких как, надежность и полнота данных бухгалтерского учета, эффективное ведение бизнес-процессов и достижение оперативных результатов, обеспечение сохранности имущества предприятия.

Ключевые слова: система внутреннего контроля, инструмент повышения эффективности деятельности, результативность бизнес-процессов, контроль и управление в организации, внутренний аудит, оценка эффективности бизнеса.

TO THE QUESTION OF THE ORGANIZATION OF THE INTERNAL CONTROL

SYSTEM IN THE COMPANY

© 2017

Borovitskaya Marina Vladimirovna, candidate of economic Sciences, associate Professor of Department "Accounting, analysis and audit" Togliatti state University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya St., 14, e-mail: geht066@mail.ru) Zaikin Viliams Pavlovich, the doctor of agricultural sciences the professor of the chair «Technical and biological systems» Nizhny Novgorod state engineering-economic University (606340, Russia, Knyaginino, St. October, 22 a, e-mail: zaikin.vilyams@mail.ru)

Abstract. the article concerns topical issues of organization of construction of the system of internal control, which every year are becoming critical to every organization, company, because of what is happening in the economy transformation processes. The author emphasizes the importance of internal control as the most effective tool to identify opportunities to increase efficiency. Internal control organization is formed by a region on their own, within the subject and allows you to get the information necessary to achieve the goals and tasks facing the subject, the most effective way. The necessity of addressing this topic is connected with the fact that the implementation of the internal control system by the business entities in most cases either ignored or implemented formally. The article analyzes the reasons for ignoring the requirements of legislation and best practice in the construction of the system of internal control. Among the main reasons which affect the organization of the system of internal control in the companies, first of all, the marked confidence of the leader in efficiency the sole control of the business processes of the company, the lack of legislated policies and procedures of internal control, the lack of experience and knowledge in the field of SIC from leading experts of the companies, as well as the distortion of the entity's internal control by transferring it from the management functions in the control unit. In the article an attempt of interpretation and definition of the internal control system, based on the analysis of works of domestic scientists, economists, and set normative documents. The author notes that the system of internal control is a set (community) internal processes for management and control in the organization, having a number of goals such as reliability and completeness of accounting data, effective management of business processes and achieving operational results, safeguard the assets of the company.

Keywords: internal control system, the tool of increase of efficiency of activities, the performance of business processes, control and management of the organization, internal audit, evaluation of business efficiency.

В условиях рыночной экономики для успешной деятельности организаций любых форм собственности необходимо создание системы внутреннего контроля [1].

Контроль в универсальном смысле этого слова как надзорная функция присутствует в любой деятельности и человека, и организации, то есть в любой определенной системе, даже самой малой, первичной, характеризующейся совокупностью определенных отношений, взаимосвязей. Такую систему можно выделить в каче-

стве элементарной системы управления [2].

Обязанность предприятия организовать и осуществлять внутренний контроль продиктована Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [3]. Кроме того, вопросы внутреннего контроля в экономических субъектах регламентируются нормами других Законов:

- ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ

«Об акционерных обществах» [4];_

57

Borovitskaya Marina Vladimirovna, Zaikin Viliams Pavlovich

TO THE QUESTION OF THE ORGANIZATION OF THE INTERNAL ..

- ст. 47 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [5].

В соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» порядок контроля над хозяйственными операциями является обязательным элементом учетной политики организации.

Согласно Информации Минфина России N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» внутренний контроль - это «процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

- эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность совместно используемых активов;

- достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

- соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета».

Как видим, внутренний контроль осуществляет функцию информирования высшего менеджмента организации и его собственников о финансовых результатах деятельности организации в целом, а также соблюдении бухгалтерского и налогового законодательства, и достоверности бухгалтерской и налоговой отчетности.

Формирование системы внутреннего контроля предусмотрено действующими законодательными актами, такими как, Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Данный закон обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом [6], проводить внутренний контроль. Следовательно, в таких организациях должны быть утверждены правила внутреннего контроля. Прежде всего, это относится к кредитным и страховым организациям, ломбардам, предприятиям, обычной деятельностью которых является оказание лизинговых услуг, услуг федеральной сотовой связи. Кроме того, с 2012 г. правила внутреннего контроля в таких организациях должны разрабатываться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 «Об утверждении Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

Определяя место внутреннего контроля в системе бухгалтерского учета организации, наиболее целесообразно, по нашему мнению, руководствоваться определением термина системы внутреннего контроля, приведенным в Международных стандартах аудита и, в частности, в МСА 400 «Оценка рисков и внутренний контроль», куда включены следующие компоненты, полностью охватывающие его содержание:

- совокупность организационных мер по осуществлению системы внутреннего контроля;

- установленные (выбранные, разработанные) методики для проведения контрольных мероприятий в системе внутреннего контроля;

- принятые процедуры, обеспечивающие высокий качественный уровень реализации контрольных мероприятий;

- выбранные (разработанные) методы оценки эффективности системы внутреннего контроля.

Система внутреннего контроля (СВК) - это совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает надзор и проверку, организованные внутри данного экономического субЪекта его силами [7]:_

- соблюдения требований законодательства;

- точности и полноты документации бухгалтерского учета;

- своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;

- предотвращения ошибок и искажений;

- исполнения приказов и распоряжений;

- обеспечения сохранности имущества организации

Система внутреннего контроля представляет из себя

совокупность организационных мер, методик и процедур, применяемых руководством экономического субъекта в качестве средств не только для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, но и обеспечения сохранности активов, а также выявления, исправления и предотвращения искажений информации, своевременной подготовки достоверной бухгалтерской отчетности [8].

Внутренний контроль позволяет обеспечивать сохранность активов предприятия, отслеживать качество работы каждого сотрудника, обнаруживать риски и своевременно их предотвращать, а также выявлять резервы

[9].

В последнее время очень пристальное внимание в трудах российских экономистов уделяется вопросам внутреннего контроля. Подходы к организации, принципам и методам данного твида контроля весьма противоречивы и разнообразны. Так, например, одни из них, исходят из математической модели IRB-подхода, основанного на внутренних рейтингах Internal Ratings-Based Approach (IRB-подход). В частности, к данной группе экономистов относится К.О. Попов [10].

Другая группа экономистов отмечает [11, 12, 13], что эффективность внутреннего контроля обусловлена переходом от общего финансового контроля к контролю эффективности и результативности расходов, а от последующего контроля - к предварительному и текущему, она также выступает за активизацию внутреннего контроля как части финансового контроля. Третьи увязывают эффективность внутреннего контроля с аудитом системы внутреннего контроля, что позволяет снизить трудозатраты на проведение аудита. К ним можно отнести Ю.Н. Гузова, Л.Г. Пересторонину, О.В. Стрельникову [14].

Анализ причин игнорирования требований законодательства и лучшей практики в части построения СВК, проведенный Филипьевым Д.Ю. [15], позволил установить, что сложившаяся ситуация обусловлена следующим:

во-первых, многими российскими предпринимателями необходимость и актуальность внутреннего контроля остаются неосознанными, и бытует мнение, что руководитель в состоянии единолично контролировать весь ход организации бизнес-процессов;

во-вторых, Закон о бухгалтерском учете не устанавливает каких-либо ограничений относительно порядка, способов, процедур осуществления внутреннего контроля;

в-третьих, далеко не все специалисты знают, как организовать СВК на практике;

в-четвертых, искажается сущность внутреннего контроля - осуществляется его перевод из функции управления в очередное контрольное подразделение организации, например, ревизионную службу, сосредоточенную на процедурах последующего контроля в отношении фактов хозяйственной жизни, зафиксированных системой бухгалтерского учета;

в-пятых, направленностью систем управления больше на процесс, чем на результат, отсутствием обоснованных показателей для оценки эффективности и результативности деятельности; несовершенством или полном отсутствием управленческого учета, позволяющего осуществлять, а вернее, обеспечивать контроль достижения результатов;

в-шестых, сосредоточенностью любых контрольных мероприятий в организации на процедурах последую-

щего контроля и мерах, принимаемых по результатам выявленных отклонений, а не на процедурах предварительного и текущего контроля, позволяющих не только увеличить вероятность выявления ошибок (отклонений) на ранних стадиях, но и повысить тем самым эффективность работы самой СВК.

Система внутреннего контроля помогает менеджменту организации в достижении намеченных целей повышения прибыльности и эффективности развития, а также позволяет рационально использовать имеющиеся ресурсы. Помимо перечисленного, система внутреннего контроля является надежным гарантом формирования достоверной отчетной информации и соблюдения нормативного и законодательного регулирования ведения хозяйственной деятельности.

Сложность и структура системы внутреннего контроля в организации в первую очередь зависит от организационной структуры конкретной организации, численности сотрудников, а также, наличия сети филиалов и подразделений [16].

При формировании системы внутреннего контроля в любой организации не стоит забывать о принципе рациональности. Инвестиции в данную систему должны быть не безграничными, а соответствовать размерам, возможностям и действительным потребностям организации.

Слагаемыми внутреннего контроля являются контрольная среда, оценка рисков (процесс оценки рисков аудируемым лицом), процедуры внутреннего контроля (контрольные действия), информация и коммуникация (информационная система, связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности), оценка внутреннего контроля (мониторинг средств контроля) [17].

Организация внутреннего контроля основывается на нескольких принципах:

- внутренний контроль должен проводиться на всех уровнях организации, во всех подразделениях;

- во внутреннем контроле участвует весь персонал организации, однако руководство контролем может быть передано отдельному специальному подразделению;

- затраты на проведение контроля должны быть сопоставимы с экономическим эффектом от его проведения.

Архитектура системы внутреннего контроля (далее -СВК) состоит из следующих элементов [18]:

- контрольной среды (внутренних условий функционирования компании, определяемых общими правилами управления компанией, коммуникациями между персоналом, документооборотом и регламентами, регулирующими осуществление производственных функций);

- учетной системы (подготовки финансовой отчетности в компании, учетной политики, методик, программного обеспечения, регламентов работы соответствующих подразделений и т.д.);

- контрольных процедур (систематизированных мероприятий по предотвращению либо идентификации искажения данных отчетности и данных о хозяйственных операциях).

Все указанные выше элементы СВК связаны между собой и не могут рассматриваться отдельно. Соответственно, СВК в отношении финансовой отчетности должна затрагивать не только процедуры, относящиеся непосредственно к учетной функции, ведению учетных регистров и подготовке отчетности, но и все процессы и хозяйственные операции, результатом которых будут бухгалтерские записи.

Чтобы СВК позволила выполнять поставленные задачи, нужно проработать основные параметры системы: дизайн контроля, операционную эффективность контроля.

Дизайн контроля - то, каким образом контроль функционирует. Главная задача СВК в сфере подготовки финансовой отчетности - минимизация рисков искажения данных, представленных в ней. Контроль должен быть

разработан таким образом, чтобы обеспечить идентификацию ошибок и предотвращение искажения [18].

Соответственно, можно выделить виды контроля, направленные на предотвращение искажений (превентивный контроль) и на фиксацию искажений (детективный контроль - от англ. detection - обнаружение).

Исходя из дизайна можно выделить следующие основные виды превентивного контроля:

- авторизация (предполагает, что какая-либо трансакция осуществляется после физической авторизации). К примеру: платежное поручение направляется в банк только при наличии подписи руководителя компании и главного бухгалтера; счет поставщика оплачивается лишь после утверждения (визирования подписью ответственных лиц). В отношении финансовой отчетности авторизация означает, в частности, подписание отчетности руководителями компании как подтверждение того, что нет возражений относительно ее показателей. Еще один пример: электронное визирование бухгалтерских записей;

- управление доступом (в первую очередь касается ограничения доступа к бухгалтерским данным (системам). К примеру, доступ к просмотру и редактированию блока программы, где ведется расчет заработной платы, предоставляется только бухгалтеру, который осуществляет расчет. Еще один пример: прекращение доступа к редактированию данных в закрытом бухгалтерском периоде, отчетность по которому уже выпущена;

- разделение полномочий. В частности, разделение функции по авторизации и физического осуществления трансакции. Например, руководитель имеет физическую возможность авторизовать платежное поручение, но не имеет доступа к бухгалтерским регистрам и не может внести в бухгалтерские книги данные о платеже. И, наоборот, бухгалтер, вносящий данные о платеже в бухгалтерские регистры, не вправе осуществлять эти платежи в системе «Клиент-Банк».

Еще один вид контроля - независимая проверка -предполагает, что после совершения трансакции и ее отражения в учете бухгалтерские записи проверяет независимое лицо. Например, бухгалтер формирует записи по начислению амортизации, а главный бухгалтер (либо внутренний аудитор) проверяет правильность расчета амортизации. Этот вид контроля является детективным, другими словами, направленным на выявление ошибок в уже отраженных операциях.

С точки зрения технической реализации дизайн контроля может быть «ручным» или автоматизированным. «Ручной» контроль предполагает, в частности: визирование документов ответственными лицами перед осуществлением трансакции (например, подпись ответственного лица ставится на счете поставщика перед передачей счета на оплату); проверку бухгалтерских записей независимым лицом, не отвечающим непосредственно за подготовку какого-либо регистра; сверку расчетов с контрагентами, оформляемую соответствующим актом.

Автоматизированный контроль включает: регулирование доступа к бухгалтерским системам; авторизацию бухгалтерских операций (т.е. трансакция регистрируется в системе лишь после авторизации уполномоченным лицом); блокировку от изменения бухгалтерских регистров по предыдущим отчетным периодам; создание резервных копий бухгалтерских данных.

Термин «операционная эффективность контроля» означает следующее: контроль работает так, как было задумано, и выполняется на регулярной основе; существуют доказательства выполнения контрольных процедур в привязке к каждому исполнителю, вовлеченному в разработанную систему контроля; применяются регламентированные процедуры по выявлению недостатков системы и их устранению.

Искажения данных отчетности могут быть следствием ошибки или намеренных действий. Соответственно, контроль и контрольная среда должны быть продуманы

Borovitskaya Marina Vladimirovna, Zaikin Viliams Pavlovich economic

TO THE QUESTION OF THE ORGANIZATION OF THE INTERNAL ... sceinces

так, чтобы минимизировать риски искажения и вследствие ошибки, и из-за намеренных недобросовестных действий. Это значит, что для разработки дизайна системы внутреннего контроля понадобится анализ областей, где присутствует риск искажения данных. Вся работа по СВК строится исходя из идентификации рисков, их анализа с точки зрения вероятности (высокая, средняя, низкая), а также их существенности исходя из объема возможного искажения данных (материальное либо нематериальное искажение).

Материальным считается искажение, способное повлиять на принятие решений пользователями отчетности либо привести к существенным последствиям (например, взиманию штрафов за неправильное начисление налогов, лишению лицензии на какую-то деятельность в связи с нарушением соответствующего законодательства).

Контроль должен быть построен так, чтобы обеспечить достоверное представление отчетности во всех существенных аспектах. Обычно под этим подразумеваются следующие характеристики:

- полнота отражения операций в учете и отчетности. Это означает, что все операции, относящиеся к текущему отчетному периоду, отражены в отчетности. Например, работы выполнены в декабре текущего года, а акт выполненных работ подписан в январе следующего года, однако в нем указано, что работы проводились в декабре. Соответственно, расходы по работам, указанным в акте, должны быть отражены в декабре текущего отчетного периода;

- наличие, реальное существование фактов хозяйственной деятельности. Это прежде всего выражается в наличии подтверждающих документов по отраженным в учете операциям (договоры, акты, накладные, постановления регулирующих органов и т.д.);

- правильность и точность расчета показателей отчетности. Например, это может означать, что амортизация рассчитана в соответствии с учетной политикой и бухгалтерскими стандартами (к примеру, метод амортизации пропорционально выпуску продукции применен методологически правильно, или оценка себестоимости запасов, списанных в производство, рассчитана в соответствии с методикой определения средней себестоимости);

- оценка показателей отчетности. Это означает, что активы, обязательства, доходы и расходы представлены в отчетности на основании стоимостной оценки, соответствующей правилам учета. Например, гудвилл отражен с учетом возможного обесценения, или финансовые активы отражены по справедливой стоимости, или резерв по налоговым рискам включает полную оценку возможных расходов по уплате штрафов, пеней и т.д.;

- обязательства и права, которые означают, что в отчетности учтены все имеющиеся обязательства, в том числе условные, а также то, что активы отражены с учетом имеющихся на них у компании прав (например, в отчетности в качестве актива учтены активы по долгосрочным договорам аренды). Также на все отраженные в учете активы у компании есть соответствующие права; например, активы, отраженные по договорам аренды, относятся к договорам, представляющим финансовую, а не операционную аренду;

- представление показателей в отчетности [должны быть представлены все основные формы и все пояснения к ним, а также раскрыта вся информация, раскрытия которой требуют бухгалтерские стандарты].

Перечисленные характеристики часто обозначают в специализированной литературе аббревиатурой СЕАГОР.

Важной составляющей СВК является 1Т-система, используемая компанией.

После разработки дизайна СВК и ее внедрения важно обеспечить операционную эффективность СВК и постоянное выполнение контрольных процедур. Для этого 60

необходимо документировать выполняемые процедуры и проводить мониторинговые мероприятия.

Как правило, мониторинг выполняет служба внутреннего аудита. В ее отсутствие определенные мониторинговые мероприятия могут проводиться финансовой службой. Мониторинг должен включать как полноту и постоянство выполнения контрольных процедур, так и периодический анализ соответствия существующих процедур актуальным рискам и бизнес-процессам, поскольку бизнес-процессы и риски могут с течением времени изменяться.

Резюмируя, можно выделить следующие основные моменты, влияющие на эффективность работы СВК.

Во-первых, система должна охватывать все ключевые бизнес-процессы компании, а не только непосредственно процесс подготовки отчетности. Соответственно, построение СВК должно начинаться с анализа бизнес-процессов.

Во-вторых, контроль строится на основе матрицы рисков и разрабатывается таким образом, чтобы снизить риски искажения отчетности. При этом должно учитываться, на какие характеристики отчетности влияют конкретный риск и конкретный бизнес-процесс.

В-третьих, каждый вид контроля должен быть продуман с точки зрения его дизайна, т.е. изначальной способности минимизировать риски, при условии, что все контрольные процедуры выполняются, как задумано. Предпочтение по возможности должно отдаваться превентивному автоматизированному контролю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-четвертых, дизайн контроля должен быть задокументирован в регламентах, которые должны содержать детальное описание контрольных процедур, полномочия и обязанности вовлеченных лиц, формы документов, используемых в контрольных процедурах, а также график документооборота.

В-пятых, для обеспечения операционной эффективности СВК все контрольные процедуры должны документироваться. Необходимы мониторинговые мероприятия, направленные на проверку постоянства выполнения контрольных процедур.

В-шестых, мониторинг должен включать периодический анализ СВК на предмет устаревания дизайна, т.е. определение степени соответствия действующих видов контроля актуальным бизнес-процессам.

В качестве приоритетов развития внутреннего контроля можно выделить такие как:

- независимость внутреннего контроля;

- системность в проведении внутреннего контроля;

- использование зарубежных стандартов внутреннего контроля;

- автоматизацию внутреннего контроля;

- использование СВОТ-анализа при проведении внутреннего контроля.

Насколько эффективна система внутреннего контроля компании свидетельствует ряд факторов.

К ним можно отнести во- первых, систематичность и постоянность контроля, что дает гораздо больший эффект.

Во-вторых, не теряет своей актуальности принцип рациональности в учете. Не всегда внушительные капиталовложения в организацию и построение системы внутреннего контроля дают ожидаемый результат эффективности.

Следующим, не менее важным фактором является баланс между четко разработанным регламентом организации данной системы и его полным отсутствием. И если в компании разработана внутренняя методика осуществления внутреннего контроля, закреплена периодичность проверок, это конечно же, дает ощутимый положительный эффект.

Неоспорим тот факт, что очень важно для любой компании, чтобы система внутреннего контроля, явилась для каждого подразделения компании незаменим помощником, а не контрольно-надзорным элементом.

Четко налаженная и правильно выстроенная система внутреннего контроля должна оказывать помощь в вопросах организации учета, оформления договоров, расчета экономических показателей, оценки финансового микроклимата компании. Каждая компания самостоятельно устанавливает форму организации и функционирования внутреннего контроля. Но при этом важно наделить данную структуру необходимыми полномочиями, важно проводить совещания с участием сотрудников службы внутреннего контроля, адаптационные семинары, на которых сотрудников информировали бы о том, что в соответствующих случаях необходимо обращаться именно в службу внутреннего контроля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Никольская Ю.П. Некоторые проблемы современного финансового контроля // Финансы. - 2015. - N 9. - С. 46 - 52.

2. Курныкина О.В. Особенности внутреннего аудита электронных технологий и дистанционного банковского обслуживания в кредитных организациях // Аудиторские ведомости. - 2014. - N 4. - С. 16 - 24.

3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете»

4. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об акционерных обществах»

5. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обществах с ограниченной ответственностью»

6. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

7. Иванов О.Б., Лаврова Т.В. Роль внутреннего аудита в обеспечении эффективного функционирования системы управления рисками компании // Аудиторские ведомости. - 2014. - N 10. - С. 61 - 72.

8. Боровицкая М. В., Косарева К. В. Особенности организации внутреннего контроля задолженности в торговой организации // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 383-384.

9. Остренко Е.В. Система внутреннего контроля как инструмент повышения достоверности финансовой отчетности // Бухгалтерский учет. - 2016. - N 1. - С. 87 - 91

10. Попов К.О. ЖВ-подход должен сблизить интересы регулятора и банков // Внутренний контроль в кредитной организации. - 2012. - N 1. - С. 8 - 23.

11. Шнайдер В.В. Внутренний контроль, стратегический анализ и прогнозирование вероятности банкротства как механизмы обеспечения экономической безопасности организации // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 18-22.

12. Игошина Ю.А. Система внутреннего контроля как элемент управленческого учета // Вестник НГИЭИ. 2014. № 1 (32). С. 59-69.

13. Усачёв С.А. К вопросу необходимости формирование системы внутреннего контроля в организациях // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 82-84.

14. Гузов Ю.Н., Пересторонина Л.Г., Стрельникова О.В. Теоретические основы аудита системы внутреннего контроля // Аудиторские ведомости. - 2015. - N 12. - С. 15 - 25.

15. Филипьев Д.Ю. Эффективность внутреннего контроля: проблемы и критерии оценки // Аудиторские ведомости. - 2016. - N 9. - С. 69 - 82.

16. Резниченко С.М. Современные системы внутреннего контроля: учебное пособие / С.М. Резниченко, М.Ф. Сафонова, О.И. Швырева - Ростов н/Д. ФЕНИКС-Ростов н/Д, 2016. - 13 с.

17. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существеннего искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»: Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011)

«Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»

18. Демидов А.Ю., Иванов О.Б., Мовчан С.Н. Система стандартов внутреннего аудита - основа его эффективного функционирования // Аудиторские ведомости. - 2015. - N 1. - С. 42 - 54.

Статья поступила в редакцию 13.10.2017 Статья принята к публикации 24.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.