Научная статья на тему 'Система внутреннего контроля в корпоративном управлении организацией связи'

Система внутреннего контроля в корпоративном управлении организацией связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2059
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ОЦЕНКА РИСКОВ / ПРОЦЕДУРА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ / МОНИТОРИНГ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красикова С. Ю., Красикова Т. В.

Контроль является необходимой частью управления организацией, средством достижения ее целей и играет ключевую роль в предотвращении финансовых потерь. Внутренний контроль это процесс, непрерывная и повторяющаяся последовательность взаимосвязанных мероприятий, затрагивающих различные части деятельности организации. Эти мероприятия отражают методы и подходы к управлению, используемые руководством, и должны быть направлены на достижение поставленных целей организацией. Внутренний контроль должен быть встроен в систему управления организации. В отличие от системы внешнего контроля, система внутреннего контроля в российских коммерческих организациях не регулировалась на законодательном уровне. С 01.01.2013 г. с вступлением ФЗ 402 "О бухгалтерском учете" законодательно определено понятие внутреннего контроля организации. Статья 19 Закона определяет, что экономический субъект бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль. Внутренний контроль должен обеспечивать на всех уровнях управления организацией достижение ключевых целей по следующим направлениям: эффективность и результативность хозяйственной деятельности, сохранность активов, соблюдение законодательных требований нормативных актов, внутренних документов организации, достоверность финансовой отчетности. Основными элементами внутреннего контроля являются: контрольная среда, оценка рисков, процедура внутреннего контроля, информация и коммуникация, мониторинг системы внутреннего контроля. Оценка (мониторинг) внутреннего контроля включает оценку эффективности дизайна внутреннего контроля и оценку операционной эффективности внутреннего контроля. Эффективный дизайн внутреннего контроля должен представлять собой такую организацию внутреннего контроля, при которой внутренний контроль достигает своей цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система внутреннего контроля в корпоративном управлении организацией связи»

т

Система внутреннего контроля в корпоративном управлении организацией связи

Ключевые слова: внутренний контроль, оценка рисков, процедура внутреннего контроля, информация и коммуникация, мониторинг системы внутреннего контроля.

Контроль является необходимой частью управления организацией, средством достижения ее целей и играет ключевую роль в предотвращении финансовых потерь. Внутренний контроль-это процесс, непрерывная и повторяющаяся последовательность взаимосвязанных мероприятий, затрагивающих различные части деятельности организации. Эти мероприятия отражают методы и подходы к управлению, используемые руководством, и должны быпь направлены на достижение поставленный целей организацией. Внутренний контроль должен быпь встроен в систему управления организации. В отличие от системы внешнего контроля, система внутреннего контроля в российских коммерческих организациях не регулировалась на законодательном уровне. С 01.01.2013 г. с вступлением ФЗ-402 "О бухгалтерском учете" законодательно определено понятие внутреннего контроля организации. Статья 19 Закона определяет, что экономический субъект бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль. Внутренний контроль должен обеспечивать на всех уровнях управления организацией достижение ключевых целей по следующим направлениям: эффективность и результативность хозяйственной деятельности, сохранность активов, соблюдение законодательных требований норматвных актов, внутренних документов организации, достоверность финансовой отчетности. Основными элементами внутреннего контроля являются: контрольная среда, оценка рисков, процедура внутреннего контроля, информация и коммуникация, мониторинг системы внутреннего контроля. Оценка (мониторинг) внутреннего контроля включает оценку эффективности дизайна внутреннего контроля и оценку операционной эффективности внутреннего контроля. Эффективный дизайн внутреннего контроля должен представлять собой такую организацию внутреннего контроля, при которой внутренний контроль достигает своей цели.

Красикова Л.Ю.,

кэ.н. профессор кафедры менеджмента

МТУСИ, аттестованный аудитор,

член ассоциации аудиторов "Содружество",

член ИПБ России,

krasikoval@gmail.com

Красикова Т.В.,

магистр экономики МТУСИ, latiana.s. krasikova@gmail. com

С вступлением в силу с 01.01.13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон № 402-ФЗ), появилось понятие внутреннего контроля. Этому роду деятельности посвящена отдельная ст. 19.

Каждый экономический субъект должен осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если бухгалтерская (финансовая) отчетность компании подлежит обязательному аудиту, то компания обязана проводить внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением тех случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя.

40

Внутренний контроль — процесс управления, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Таким образом, внутренний контроль способствует достижению экономическим субъектом целей своей деятельности.

Основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта являются:

а) контрольная среда;

б) оценка рисков;

в) процедуры внутреннего контроля;

г) информация и коммуникация;

д) оценка внутреннего контроля.

Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и

требования к внутреннему контролю на уровне экономического субъекта в целом.

Оценка рисков представляет собой процесс выявления и анализа рисков (риск- сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности).

Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта.

Экономический субъект может применять следующие процедуры внутреннего контроля:

а) документальное оформление (например, осуществление записей в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок; включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность существенных оценочных значений исключительно на основе расчетов);

б) подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям (например, проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учету).

в) санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их; как правило,

Т-Сотт #7-2014

rk

У

выполняется персоналом более высокого уровня, чем лицо, осуществляющее сделку или операцию (например, утверждение авансового отчета сотрудника его руководителем);

г) сверка данных (например, сверка расчетов экономического субъекта с поставщиками и покупателями для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности; сверка остатков по счетам бухгалтерского учета наличных денежных средств с остатками денежных средств по данным кассовой книги);

д) разграничение полномочий и ротация обязанностей (например, возложение полномочий по составлению первичных учетных документов, санкционированию (авторизации) сделок и операций и отражению их результатов в бухгалтерском учете на разных лиц на ограниченный период с целью уменьшения рисков возникновения ошибок и злоупотреблений);

е) процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;

ж) надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей (например, правильности осуществления сделок и операций, выполнения учетных операций, точности составления бюджетов (смет, планов), соблюдения установленных сроков составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

з) процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами, среди которых, как правило, выделяют процедуры общего компьютерного контроля и процедуры контроля, осуществляемые в отношении отдельных функциональных элементов системы (модулей, приложений). Процедуры общего компьютерного контроля включают правила и процедуры, регламентирующие доступ к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедуры восстановления данных и другие процедуры, обеспечивающие бесперебойное использование информационных систем. Процедуры контроля, осуществляемые в отношении отдельных функциональных элементов системы, включают, в частности, логическую и арифметическую проверку данных в ходе обработки информации о фактах хозяйственной жизни (проверку правильности оформления реквизитов документов, контроль введенных сумм, автоматическую сверку данных, отчеты об операциях и ошибках, др.).

Качественная и своевременная информация обеспечивает функционирование внутреннего контроля и возможность достижения им поставленных целей. Основным источником информа-

Т-Сотт #7-2014

ции для принятия решений являются информационные системы экономического субъекта.

Коммуникация представляет собой распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля.

Оценка внутреннего контроля осуществляется в отношении перечисленных элементов внутреннего контроля (контрольная среда, оценка рисков, процедура внутреннего контроля, информация и коммуникация),с целью определения их эффективности и результативности, а также необходимости их изменения. Оценка внутреннего контроля осуществляется не реже одного раза в год. Объем оценки внутреннего контроля определяется руководителем или внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) экономического субъекта.

Оценка внутреннего контроля включает оценку эффективности дизайна внутреннего контроля и оценку операционной эффективности внутреннего контроля.

Эффективный дизайн внутреннего контроля представляет собой такую организацию внутреннего контроля, при которой внутренний контроль достигает своей цели. Оценка эффективности дизайна внутреннего контроля позволяет выявить неэффективные, недостающие и дублирующие процедуры внутреннего контроля.

Оценка эффективности дизайна внутреннего контроля включает проверку описания дизайна внутреннего контроля и подтверждение дизайна внутреннего контроля.

Для проверки описания дизайна внутреннего контроля выполняются следующие действия:

а) ознакомление с матрицей рисков и процедур внутреннего контроля и проверка наличия процедур внутреннего контроля, направленных на минимизацию каждого риска;

б) формирование мнения о том, насколько принятые процедуры внутреннего контроля достаточны для минимизации риска;

в) проверка того, насколько описание процедур внутреннего контроля правильно и понятно;

г) подготовка списка вопросов и требуемой информации для проведения подтверждения дизайна внутреннего контроля.

Подтверждение дизайна внутреннего контроля представляет собой ознакомление с практикой осуществления внутреннего контроля, которое доказывает наличие внутреннего контроля, подтверждает полноту и правильность описания внутреннего контроля, результативность внутреннего контроля, а также полноту покрытия внутренним контролем рисков экономического субъекта.

Операционная эффективность внутреннего контроля означает, что внутренний контроль осуществляется в течение всего отчетного периода постоянно (без пропусков) в полном соответствии с утвержденным дизайном. Подтверждение операционной эффективности предполагает тестирование определенного объема доказательств осуществления внутреннего контроля в течение периода или выполнение определенного количества повторений процедур внутреннего контроля.

При выявлении недостатков дизайна или операционной эффективности внутреннего контроля осуществляются следующие действия:

а) анализ характера и причин выявленных недостатков;

б) проведение при необходимости дополнительной проверки или тестирования;

в) определение приоритетов и составление плана устранения выявленных недостатков.

Закон № 402-ФЗ законодательно определяет обязательность создания службы внутреннего контроля в организации

Некоторые организации должны были организовать службу внутреннего контроля в рамках других законодательных актов. Например, компании, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а именно: кредитные организации, страховые и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды и т.п. (ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" с изменениями). С 2003 г. указанные организации должны были разработать правила внутреннего контроля при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом.

Существует несколько вариантов организации службы внутреннего контроля

Может быть несколько вариантов структуры самой службы внутреннего контроля. Может быть организовано отдельное структурное подразделение или выделено должностное лицо для выполнения процедур внутреннего контроля. Перечень функций и задач, возлагаемых на службу, определяется в локально-нормативном документе — например, в положении или внутренней процедуре. Также обязанности по осуществлению функций внутреннего контролера должны быть указаны в трудовых договорах и должностных инструкциях работников подразделения.

Основные функции службы внутреннего контроля:

1. Мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля. Постановка необходи-

41

гк

т

мых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего контроля обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию.

2. Исследование финансовой и управленческой информации. Эта функция включает в себя обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур.

3. Контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля проверяемого лица.

4. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также внутренних требований руководства.

Цели службы внутреннего контроля: Главной целью службы внутреннего контроля в отношении работы бухгалтерского подразделения является координация по вопросам постановки бухгалтерского учета, налогового учета и, в отдельных случаях, управленческого учета, обеспечение единого подхода при отражении на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета хозяйственных операций.

Проведение внутрисистемного аудита по вопросам соблюдения положений по учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, исполнения норм законодательства Российской Федерации и внутренних локально-нормативных актов. Осуществление полного контроля за конечными результатами деятельности при соблюдении установленной методологии бухгалтерского и налогового учета.

Именно внутренний контроль должен способствовать объединению всей совокупности финансово-хозяйственной деятельности организации в единую систему и обеспечивать ее бесперебойное функционирование.

Объем и задачи внутреннего контроля могут различаться в зависимости от структуры

проверяемого лица и требований его руководства, а также особенностей деятельности организации.

Литература

1. ФЗ -402 "О бухгалтерском учете" от 06.12 2011// Министерство финансов РФ [электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: http://www1.minfin.ru (дата обращения: Декабрь 2013).

2. Закон Сарбейнса-Оксли от 30 июля 2002 г. Электронный ресурс]. URL:http://www.http:// sec.gov. (дата обращения: Декабрь 2013).

3. Бурцев В. Внутренний аудит: от старта к результату // Консультант, 2006. — №11: http://www.baseconsultant.ru (дата обращения: Декабрь 2013).

4. Орлова О.Е. Внутренний контроль: организационный аспект // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, 2012. — №21. — С.67-84.

5. Соколов Б.Н. Внутренний аудит и контроль: организация, методики, практика // Бухгалтерский учет, 2010. — 272 с.

The system of internal control in communication company's corporate managment

Liudmila Krasikova, professor, MTUCI, chair of managment, krsikoval@gmail.com Tatiana Krasikova, MTUCI,economic faculty, tatiana.s.krasikova@gmail.com

Abstract

The article is devoted to the qustions how is the system of internal control organized. Internal control is being obsereved like a process (continious and repeated sequence of connected activities) which affects different areas of company's activity. This actions show methods and approaches of management using by administration staff and they are used for: achieving the effectiveness of economic activity; saving the assets; observating of the law, internal documents of the company and reliability of financional statements Moreover, the main elements of internal controlling are determined: controlling area,risks' estimation, the procedure of internal control, information and communication, monitoring of internal control's system, including estimation of internal control's design and operative effectiveness .

Keywords: internai controfrisks' estimation, the procedure of internai controi,information and communication, monitoring of internai confroi's system.

References

1. Russian Federation Law No. 402-FZ of December 06,2011 "About accounting" [Federal'nij zakon "O buhgalterskom uchete"] (December,2013)

2. Sarbanes-Oxley Act (of 30.07.2002) [Electronic resource]. URL:http://www.http://sec.gov. (December,2013)

3. Bourtsev,V (2006), Internal audit: from the start to the result, [Vnutrenni¡ audit: ot starta k resul'tatu]Consultant,2006.-№11. (December,2013)

4. Orlova, O (2012) Internal control: organization aspect,Actual issues of accounting and taxation. [Vnutrennij kontrol': organizacionnij aspect] №21. pp.67-84

5. Sokolov,B (2010) Internal audit and control: organization, methodology, practice [Text]/B.N. Sokolov.-M.:Accounting, [Vnutrennij audit I kontrol':onganizaciya, metodika, practica] p.272.

42 T-Comm #7-2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.