УДК 657.008.6
Т.Д. Афиногенова, ст. преподаватель ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Г.М. Набоких, к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Ключевые слова: контроль, внутренний контроль, система внутреннего контроля (СВК), служба внутреннего контроля (аудита), аутсорсинг, ко-сорсинг.
Организация системы внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта должна быть построена таким образом, чтобы это не противоречило законодательству и соответствовало реалиям времени. Однако данный процесс осложняется рядом проблем. В статье рассматривается понятие «контроль» и сущность внутреннего контроля. Приводятся варианты организации системы внутреннего контроля на предприятии, их достоинства и недостатки. На основании проведенных исследований предприятий водного транспорта выявлены проблемы организации и функционирования систем внутреннего контроля и представлены рекомендации по их развитию в отрасли.
«Доброе дело сделали, когда для наблюдения за ними (неисправными маклерами и бухгалтерами) назначили лицо, которому поручили расследовать хорошо или дурно ведутся книги в этих учреждениях»
Лука Пачоли «Трактат о счетах и записях» (1494 г.)
В современных условиях (финансовый кризис, реструктуризация видов экономической деятельности, переход от сырьевой экономики к индустриальной, необходимость импортозамещения в условиях западных санкций) необходимо сломать «затратную» экономику и повысить ее эффективность. Возникает необходимость эффективно использовать каждый вложенный рубль в деятельность государства и каждого предприятия. Это актуально и для водного транспорта в условиях модернизации, технического перевооружения флота, развития судостроения, увеличения объемов перевозок грузов и пассажиров.
Возрастает роль контроля как одной из важнейших функций управленческой деятельности. Чтобы успешно развивать рынок транспортных услуг, необходимо правильно использовать имущество и ресурсы предприятия, соблюдать расчетно-платежную дисциплину, установить повседневный учет и контроль деятельности.
В условиях кризиса эффективным инструментом не просто выживания, а и успешного функционирования предприятия становится внутренний контроль. При правильной организации системы внутреннего контроля у предприятия имеется вполне реальная возможность не только «остаться на плаву», но и улучшать результаты производственно-финансовой деятельности. Возникает необходимость осуществления внутреннего контроля на предприятии, которую диктует рынок и реалии современной экономической ситуации.
Государство понимает важность контроля, поэтому с 2013 г. за предприятиями на законодательном уровне закреплена обязанность по ведению внутреннего контроля. Такая обязанность задекларирована статьей 19 нового Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Закон обязывает каждый экономический субъект осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственно-финансовой деятельности, а если бухгалтерская (финансовая) отчетность компа-
нии подлежит обязательному аудиту, то предприятие обязано проводить внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением тех случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя [1].
При этом в законе не сказано, что представляет из себя внутренний контроль.
Вопрос сущности контроля- вопрос дискуссионный. Многие авторы (Е.А. Коче-рин, С.О. Шохин, Н.Л. Ефимова, Н.Д. Погосян, В. Г. Афанасьев) по разному трактуют понятие и сущность контроля, имеют свою точку зрения, так как рассматривают контроль с разных сторон деятельности предприятия или учитывают интерес собственников предприятия или государства.
На наш взгляд, более точное и полное определение контроля предложено С.О. Шохиным и Л.И. Ворониной. Контроль - одна из функций управления, это система наблюдения и проверки фактического состояния, функционирования объекта с целью оценить законность, обоснованность и эффективность принятых управленческих решений. Контроль выявляет отклонения от принятых стандартов и дает конкретные предложения по устранению нарушений законности и недостатков, исправления и предотвращения неблагоприятных ситуаций, неэффективного использования имущества и ресурсов, неэффективного управления производством, расточительства и хищений, привлечения виновных к ответственности, возмещения ущерба и принятия корректирующих мер по предотвращению нарушений в будущем.
Контроль позволяет выявить нарушения в хозяйственно-финансовой деятельности: в использовании средств фонда зарплаты и прибыли, своевременно принять меры к устранению недостатков, фактов проявления бесхозяйственности и злоупотреблений, к снижению затрат, изысканию внутренних резервов, неиспользованных возможностей, новых источников доходов и «упущенной» выгоды, проверить правильность ведения бухгалтерского учета, правильность расчета и уплаты налогов.
Внутренний контроль предназначен для внутрихозяйственного контроля финансового состояния, источников и величины затрат, правильности определения финансового результата, диагностирования системы управления, выявления резервов и обеспечения администрации рекомендациями по повышению эффективности экономики предприятия.
Несмотря на потребности общества в современных условиях для предприятий не разработаны рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля. Такие рекомендации, согласно Плану на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе МСФО, предполагалось разработать лишь в 2014 г. [3]. Закон вступил в действие, но рекомендации до сих пор не разработаны, и каждое предприятие изобретает «свой велосипед» исходя из особенностей вида деятельности и действующей практики.
Проблемы организации СВК на предприятиях водного транспорта:
- на предприятиях нет четкого понимания как правильно организовать внутренний контроль;
- отсутствие рекомендаций на законодательном уровне;
- несовершенство или иногда отсутствие нормативной базы по организации внутреннего контроля;
- несовершенство или иногда отсутствие локальных нормативных документов (положений, должностных инструкций, схем организационной структуры управления и т.д.);
- отсутствие разработанных методик контроля различных участков деятельности;
- недостаток на некоторых предприятиях квалифицированных кадров, владеющих методами документального и фактического контроля.
Первоочередными действиями по организации СВК, на наш взгляд, должны быть:
- разработка нормативной базы по организации СВК на предприятиях водного транспорта, учитывающей специфику различных видов деятельности: промышленной
- судостроение и судоремонт, эксплуатационной - перевозки и перегрузочные работы и прочей - разнообразие непрофильных активов;
- разработка внутренней документации (составление Положения о СВК, планов и программ проверок, выбор процедур внутреннего контроля, разработка бланков актов внутренних проверок, фиксирующих отклонения и выявленные нарушения);
- разработка системы показателей оценки состояния СВК;
- интеграция систем управленческого учета и внутреннего контроля (разработка системы бюджетирования как составной части контроля за финансовой деятельностью предприятия, внутренней отчетности по контрольным данным);
- повышение квалификации работников функциональных служб предприятий в вопросах учета, экономического анализа, аудита, контроля и ревизии.
Вследствие этого возникает необходимость обращения к национальным стандартам. Согласно национальному стандарту аудиторской деятельности № 8 система внутреннего контроля представляет собой процесс осуществляемый представителями собственника, руководством или другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам [2].
Практический опыт показывает, что на предприятиях понятие системы внутреннего контроля (далее СВК) отождествляется с понятием системы внутреннего аудита. Причем такая система может организовываться одним из следующих способов:
1) Работники функциональных служб предприятия (ответственные за организацию и осуществление внутреннего контроля);
2) в виде собственной службы внутреннего контроля/аудита;
3) использование Аутсорсинг (полная или частичная передача функции внутреннего контроля/аудита специализированной компании или внешнему консультанту);
4) применение ко-сорсинг (создание органов внутреннего контроля/аудита внутри предприятия, но в некоторых случаях привлечение экспертов специализированной организации или внешнего консультанта).
Представим основные достоинства и недостатки способов организации СВК в таблице 1.
Таблица 1
Достоинства и недостатки способов организации СВК
Способ организации СВК Достоинства Недостатки
Работники функциональных служб предприятия (ответственные за организацию и осуществление внутреннего контроля) Небольшие управленческие затраты; знание внутренней структуры и специфики деятельности; контроль и связка всех компонентов системы; ответственность в рекомендациях; повышение квалификации управленческого персонала предприятия как фактор их профессионального и карьерного роста Знание узкого круга вопросов; субъективизм в оценках; сокрытие выявленных нарушений и недостатков
Собственная служба внутреннего контроля (штатные сотрудники) Знание внутренней структуры и специфики деятельности; контроль и связка всех компонентов системы; ответственность в рекомендациях; повышение квалификации управ- Большие управленческие затраты; Высокая стоимость содержания, обучения и повышения квалификации персонала; Модель с фиксированными затратами (сложность изменения струк-
Способ организации СВК Достоинства Недостатки
ленческого персонала предприятия как фактор их профессионального и карьерного роста туры)
Аутсорсинг Оптимальная структура затрат; руководство занимается только центральными вопросами и не отвлекается на управление обслуживающими функциями; гибкость в отношении затрат. трудовых ресурсов и технологий Ответственность за организацию учета и внутреннего контроля возлагается на аутсорсинговую компанию Недостаточное знание особенностей деятельности предприятия и взаимосвязей; Низкий уровень профессионализма в условиях постоянно меняющегося законодательства аудиторы должны поддерживать свои знания на высоком уровне, чтобы быть в курсе всех нововведений, касающихся деятельности аудируемого предприятия; Негативное влияние на систему управления персоналом; Риск сохранности имущества, утечки сведений конфиденциального характера; Наличие малого количество рычагов управляющего воздействия, что может повлиять на снижение эффективности
Ко-сорсинг Функциональный контроль остается за руководством; отказ от издержек при приеме и обучении специалистов По сути, это двухуровневый аутсорсинг, использующий третью сторону как буфер между сотрудниками аутсорсинговой компаниии и сотрудниками аудируемого предприятия; требуется сильное вовлечение и высокая компетенция руководителя службы
На основании анализа вышеуказанных достоинств и недостатков, а также особенностей своего функционирования предприятие принимает решение по выбору способа организации СВК [5].
Причем реально оценить эффективность использования того или иного способа достаточно сложно. Такую оценку лучше всего производить по принципу рациональности: построить простейшую математическую модель, позволяющую определить эффективность СВК как разницу между экономическими выгодами, полученными от внедрения такой системы, и затратами на ее внедрение [4, С. 103].
На наш взгляд, наиболее приемлемы следующие способы организации внутреннего контроля: на небольших предприятиях (портах, БТО, пристанях) - 1 способ; на средних и крупных судоходных компаниях, судоремонтных и судостроительных заводах - 2 способ.
После выбора способа организации СВК целесообразно перейти к разработке распорядительных документов: Положения о СВК, планов и программ. Положение о проведении внутреннего контроля должно содержать следующую информацию:
- цели, задачи и принципы внутреннего контроля (миссия или философия контроля);
- субъект контроля (кто проводит): формируется должностной состав СВК с определением их полномочий и список ответственных лиц за координацию контрольных действий и реализацию результатов контроля;
- процесс контроля (этапы);
- объект контроля (кого проверяют);
- предмет контроля (что проверяют). Предметом контроля являются действия должностных лиц (отчеты или вещи). Если отчеты, то контроль называется документальным, если вещи - то контроль называется фактическим. Предметом контроля является имущество, капитал, обязательства предприятия, хозяйственные процессы и их результаты, деятельность должностных лиц;
- методы контроля и процедуры;
- техника и технология контроля (адаптация пакета учетных прикладных программ к потребностям контроля);
- периодичность и сроки проведения проверок, оформления материалов и подведения итогов (составления актов, проведение совещания, подготовка приказа).
Важно отразить в Положении о проведении внутреннего контроля все вышеперечисленные аспекты, что позволит рационально организовать, а в дальнейшем эффективно проводить внутренний контроль. Единые подходы к организации СВК на предприятиях водного транспорта позволят обеспечить слаженность, отсутствие дублирования внешнего и внутреннего контроля, повысят результативность контроля и в конечном итоге улучшат конечные результаты производственно-финансовой деятельности предприятий - прибыль и рентабельность.
Эффективно работающая система внутреннего контроля обеспечивает:
- соблюдение требований законодательства РФ, регулирующих порядок выполнения планов и функционирования финансово-хозяйственной деятельности;
- точность и полноту составления документов и регистров бухгалтерского учета;
- своевременность подготовки достоверной статистической и бухгалтерской отчетности;
- предотвращение ошибок и искажений в учете и отчетности;
- предупреждение фактов интеллектуального и материального подлога и мошенничества;
- исполнение приказов и распоряжений руководителя предприятия;
- сохранность финансовых и нефинансовых активов предприятия;
- управление рисками предприятия;
- эффективность работы структурных подразделений, добросовестность выполнения сотрудниками возложенных на них должностных обязанностей.
Подводя итоги, необходимо отметить следующее: несмотря на то, что для предприятия организация СВК сопряжена с рядом проблем, необходимость и обязательность организации СВК, выбор оптимального способа ее организации и оценки его эффективности становится залогом успешного функционирования и перспективного развития предприятия в современных реалиях.
Список литературы:
[1] Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
[2] Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». Стандарт №8 в ред. от 19.11.2008 г.
[3] План Минфина РФ на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе МСФО (утв. Приказом Минфина РФ от 30.11.2011 г. № 440).
[4] Вандина О.Г. Методы анализа при оценке качественных характеристик системы внутреннего контроля // Управленческий учет. 2012. №6. С. 102-107.
[5] Черногузова И.Г. Оценка потенциала развития служб внутреннего контроля в коммерческих организациях РФ // Управление экономическими системами: электронный научный журн. 20.10.12. URL: uecs.ru/marketing/item/1606-2012-10-20-05-24-00
ACTUALITY AND PROBLEMS OF ORGANIZATION OF INTERNAL CHECKING SYSTEM ON ENTERPRISES OF WATER-CARRIAGE IN MODERN TERMS
T.D. Afinogenova, G.M. Nabokih
Keywords: control, internal control, internal checking (СВК) system, service of internal control (audit), аутсорсинг, ко-сорсинг.
Organization of the internal checking system on the enterprises of water-carriage must be built so that it did not conflict with a legislation and corresponded to realities of time. However this process is complicated by the row of problems. In the article a concept is examined «control» and essence of internal control. Variants over of organization of the internal checking system are brought on an enterprise, their dignities and defects. On the basis of undertaken studies of enterprises of water-carriage the problems of organization and functioning of the internal checking systems are educed presented.
УДК 331.2
Е.А. Гаврикова, магистрант 3-го курса ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА
Ключевые слова: оплата труда, заработная плата, форма организации оплаты труда
В статье рассмотрены актуальные формы организации оплаты труда в Российской Федерации, применяемые на предприятиях независимо от формы их собственности.
Трудовой Кодекс РФ, как основной правой акт, регулирующий оплату труда, закрепляет равенство понятий «оплата труда» и «заработная плата», определяя как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) [1]. Однако, авторы учебных пособий придерживаются иной точки зрения, в частности Кондаков Н.П., и разделяют понятия «оплата труда» и «заработная плата», и давая следующие их определения. Оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Под заработной платой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. [5; с. 127]
Действующее законодательство предоставляет организациям право самостоятельно выбирать и устанавливать системы и формы оплаты труда, наиболее целесообраз-