Научная статья на тему 'Обоснование направлений развития внутреннего контроля в организациях внутреннего водного транспорта'

Обоснование направлений развития внутреннего контроля в организациях внутреннего водного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1251
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / КОНТРОЛЬ ЗА ЗАТРАТАМИ / ЦЕНТРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / INTERNAL CONTROL SYSTEM / INDUSTRY CHARACTERISTICS / COST CONTROL / RESPONSIBILITY CENTERS / BUDGET CONTROL / RISK-BASED CONTROL / INLAND WATERWAY TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крайнова В.В.

В условиях закрепленного в законодательстве о бухгалтерском учете с 01.01.2013 требования организации внутреннего контроля всеми хозяйствующими субъектами возрастает необходимость построения в организациях внутреннего водного транспорта (далее ОВВТ) эффективной системы внутреннего контроля (далее СВК). Предметом данного исследования являются вопросы организации внутреннего контроля в организациях отрасли. Целью данной статьи является обоснование направлений развития внутреннего контроля в ОВВТ с учетом их отраслевой специфики. Методологической базой исследования послужили методы научного познания окружающей действительности, методы отдельных отраслей знаний. Результаты исследования автора заключаются в следующем: 1) выявлены отраслевые особенности, которые необходимо учитывать при организации внутреннего контроля: низкорентабельная деятельность и высокая конкуренция в отрасли; многообразие видов деятельности и сезонный характер работы водного транспорта; зависимость объема перевозок от природно-географических факторов, состояния внутренних водных путей и гидротехнических сооружений; законодательное требование организации контроля за судовыми операциями; большой удельный вес в себестоимости перевозок затрат по содержанию флота; 2) в соответствии с выявленными особенностями отрасли обоснованы такие основные направления развития СВК, как ориентация внутреннего контроля на реализацию стратегических целей и его организация в разрезе бизнес-процессов; совершенствование бюджетного контроля; построение системы риск-ориентированного внутреннего контроля, дальнейшее совершенствование внутреннего контроля затрат по содержанию флота. Представленные в статье результаты исследования будут полезны для широкого круга читателей: научных работников, бакалавров, магистров, аспирантов, преподавателей, а также для работников организаций водного транспорта бухгалтеров, аналитиков, аудиторов и ревизоров. На основании проведенных исследований сформулированы выводы о приоритетных направлениях развития внутреннего контроля в ОВВТ с учетом их отраслевой специфики. Практическая значимость проведенного автором исследования заключается в том, что представленные рекомендации по организации внутреннего контроля могут быть широко использованы в деятельности ОВВТ для реализации стратегических целей и задач на основе информационной базы, формируемой в СВК. Рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут служить основой стандартизации внутреннего контроля в ОВВТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantiation of directions of development of internal control in organizations of inland water transport

Topic/theme. Under the conditions laid down in the law on accounting 01.01.2013 requirements of internal control by all entities, increases the need to build organizations in inland waterway transport (hereinafterOVVT) effective internal control system (hereinafter ICS). The subject of this research is the organization of internal control in industry organizations. Goals/objectives. The purpose of this paper is to study trends in the development of internal control in accordance with their OVVT industry specifics. Methodology. Methodological basis of the study served as the methods of scientific knowledge of reality, the methods of individual disciplines. Results. The results of the author's research are as follows: 1. industry revealed features that need to be considered in the organization of internal control: low-profit activities and high competition in the industry; the variety of activities and the seasonal nature of the work of water transport; dependence of traffic from natural and geographical factors, the state of inland waterways and hydraulic structures; legal requirement organizing control of ship operations; large proportion of the cost of transportation costs of maintaining the fleet. 2. In accordance with the identified characteristics of the industry The main directions of development of CRS, such as the orientation of the internal control for the implementation of strategic objectives and its organization in the context of business processes; improvement of budgetary control; building a system of risk-based internal controls, further improvement of the internal control the costs of maintaining the fleet.The practical significance of the author's study is that the industry presented recommendations on internal control can be widely used in the activity OVVT for the implementation of strategic goals and objectives on the basis of the information base, formed in the JMC. Recommendations contained in the study may serve as a basis for standardization of internal control OVVT. The scope of the results. Presented in the article results of the study will be useful for a wide range of readers: scientists, bachelors, masters, graduate students, teachers, as well as for employees of organizations of water transport accountants, analysts, accountants and auditors. Conclusions/significance. Based on the research conclusions on the priority areas of internal control OVVT given their industry specifics. The practical significance of the author's study is that the recommended guidelines for internal control can be widely used in OVVT activities for the implementation of strategic goals and objectives on the basis of the information base, formed in the CRS. The recommendations contained in the study can serve as a basis for standardization of internal control OVVT.

Текст научной работы на тему «Обоснование направлений развития внутреннего контроля в организациях внутреннего водного транспорта»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

УДК 657.008.6:656.62.003

обоснование направлений развития внутреннего контроля в организациях внутреннего водного транспорта

В.В. КРАЙНОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита E-mail: kvv-nnov@mail.ru Волжская государственная академия водного транспорта, Нижний Новгород

С учетом закрепленного в законодательстве о бухгалтерском учете с 01.01.2013 требования организации внутреннего контроля всеми хозяйствующими субъектами возрастает необходимость построения в организациях внутреннего водного транспорта (далее - ОВВТ) эффективной системы внутреннего контроля (далее - СВК). Предметом данного исследования являются вопросы организации внутреннего контроля в организациях отрасли.

Целью данной статьи является обоснование направлений развития внутреннего контроля в ОВВТ с учетом их отраслевой специфики.

Методологической базой исследования послужили методы научного познания окружающей действительности, методы отдельных отраслей знаний.

Результаты исследования автора заключаются в следующем:

1) выявлены отраслевые особенности, которые необходимо учитывать при организации внутреннего контроля: низкорентабельная деятельность и высокая конкуренция в отрасли; многообразие видов деятельности и

сезонный характер работы водного транспорта; зависимость объема перевозок от при-родно-географических факторов, состояния внутренних водных путей и гидротехнических сооружений; законодательное требование организации контроля за судовыми операциями; большой удельный вес в себестоимости перевозок затрат по содержанию флота; 2) в соответствии с выявленными особенностями отрасли обоснованы такие основные направления развития СВК, как ориентация внутреннего контроля на реализацию стратегических целей и его организация в разрезе бизнес-процессов; совершенствование бюджетного контроля; построение системы риск-ориентированного внутреннего контроля; дальнейшее совершенствование внутреннего контроля за затратами по содержанию флота.

Представленные в статье результаты исследования будут полезны для широкого круга читателей: научных работников, бакалавров, магистров, аспирантов, преподавателей, а также для работников организаций водного транспорта - бухгалтеров, аналитиков, аудиторов и ревизоров.

На основании проведенных исследований сформулированы выводы о приоритетных направлениях развития внутреннего контроля в ОВВТ с учетом их отраслевой специфики. Практическая значимость проведенного автором исследования заключается в том, что представленные рекомендации по организации внутреннего контроля могут быть широко использованы в деятельности ОВВТ для реализации стратегических целей и задач на основе информационной базы, формируемой в СВК. Рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут служить основой стандартизации внутреннего контроля в ОВВТ.

Ключевые слова: система внутреннего контроля, отраслевые особенности, контроль за затратами, центры ответственности, бюджетный контроль, риск-ориентированный контроль, внутренний водный транспорт

Для эффективного функционирования системы управления в организациях внутреннего водного транспорта (ОВВТ), выполнения ею всех предусмотренных функций необходима действенная система внутреннего контроля (СВК).

В современных условиях ввиду роста конкуренции на мировых и отечественных транспортных рынках, быстрого развития и изменения технологий, увеличивающейся диверсификации бизнеса и усложнения бизнес-проектов управление ОВВТ коренным образом изменяется, что влияет на функционирование ее контрольных систем. В связи с этим внутренний контроль, находясь на всех уровнях управления, приобретает характер основы. То есть гарантией успешной деятельности ОВВТ в конкурентной среде рыночных отношений при прочих равных условиях будет являться эффективный внутренний контроль.

В соответствии с международными стандартами аудита (МСА) под СВК (Internal control) понимается совокупность процессов, разработанных и осуществляемых лицами, наделенными руководящими полномочиями, руководством субъекта и прочим персоналом, в целях обеспечения разумной уверенности в достижении целей субъекта в контексте надежности финансовой отчетности, эффективности и производительности операций и соблюдения законодательства и нормативных актов [22].

Практически не отличается от формулировки в МСА формулировка понятия «система внутреннего контроля» в Правиле (стандарте) аудиторской

деятельности N° 8, в соответствии с которым СВК представляет собой «процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам»1.

Таким образом, под системой внутреннего контроля в ОВВТ следует понимать процесс, встроенный в текущую деятельность ОВВТ, осуществляемый ее руководителями и всеми сотрудниками для достижения триады целей:

- эффективность и результативность деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

- достоверность и своевременность подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Актуальность темы исследования возрастает в связи с тем, что с 01.01.2013 в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.11.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»2 каждый экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль за совершаемыми фактами хозяйственной жизни. В ноябре 2013 г. Минфин России выпустил рекомендации «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности»3. Рекомендации ориентированы на

1 Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»: утвержден постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (в ред. постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1095). URL: http://base.consultantru/cons/cgi/online.cgi?req =doc;base=LAW;n=124340.

2 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». URL: http://base.consultant.ru /cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=170573.

3 Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной

обезличенный хозяйственный субъект и содержат понятие внутреннего контроля, его основные элементы, порядок документирования и организации внутреннего контроля.

В последние годы издано также немало отечественной специальной литературы по внутреннему контролю [2-5, 10-13, 14-16, 18]4. В целом в экономической литературе определены его предмет, метод, принципы, однако публикации касаются в основном общих характеристик внутреннего контроля без учета отраслевой специфики. Между тем внутренний контроль создается, главным образом, для оперативного управления экономикой конкретного хозяйствующего субъекта. Организация и методы внутреннего контроля во многом зависят от особенностей производства и управления на том или ином предприятии. Научные разработки по организации внутреннего контроля в ОВВТ практически отсутствуют, хотя эта важнейшая для России отрасль не менее, чем другие, нуждается в совершенствовании экономических методов управления на основе эффективной СВК.

В большинстве ОВВТ внутренний контроль заключается лишь в годовой проверке финансово-хозяйственной деятельности, которая дает оценку результатов проведенных операций в прошлом, так называемый последующий контроль. Это значительно снижает эффективность контроля в процессе подготовки и совершения хозяйственных операций. Таким образом, в судоходных компаниях в настоящее время имеются определенные элементы внутреннего контроля, но отсутствует его комплексная система, ориентированная на отраслевую специфику водного транспорта. Недостаточная научная и практическая проработанность вопросов формирования эффективной СВК в ОВВТ, их высокая значимость и актуальность в современных условиях определили выбор темы данного научного исследования.

жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности: информация Минфина России № ПЗ-11/2013. URL: http://www.consultant.ru/law/ review/fed/fw2013-12-31.html.

4 Шароватова Е.А. Взаимосвязь инструментария внутреннего контроля и управленческого учета // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5: Экономика . 2011. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-instramentariya-vnutrennego-kontrolya-i-upravlencheskogo-ucheta.

Остановимся на главных недостатках внутреннего контроля, имеющих место в ОВВТ, которые требуют исправления путем внедрения новых методологических подходов:

- внутренний контроль часто поставляет неадекватную информацию для принятия решений. Известно, что основу для принятия решений в компаниях составляет информация о затратах, выручке и прибыльности. Финансовые показатели, которые отображают эту информацию, показывают результаты прошлого, а это может привести к возникновению противоречий со стратегическими целями судоходной компании;

- внутренний контроль в отрасли концентрируется на финансовых измерителях, а это приводит к игнорированию компаниями нефинансовых показателей, например таких как степень удовлетворенности клиента, качество продукции, сроки поставки, время внедрения новых продуктов, уровень профессиональных навыков персонала и др.;

- традиционный внутренний контроль уделяет мало внимания внешней бизнес-среде. Преобладающие финансовые показатели не могут использоваться в качестве индикаторов раннего предупреждения об изменениях, происходящих в отрасли и непосредственно бизнес-среде судоходной компании. Финансовые коэффициенты, популярные в традиционных СВК, в основном ориентируются на изучение внутренних факторов и не позволяют корректно сравнивать показатели компании с показателями конкурентов, хотя эта информация не менее важна, чем сопоставление достигнутых результатов с поставленными целями;

- построение в отрасли СВК основано на тотальном контроле. Основными слабостями этой концепции являются формальность проверок; трудность своевременного и точного распознавания некорректного управленческого процесса, приведшего к отклонению от стандарта; сосредоточение функций контроля в одном подразделении, что приводит к бюрократизации всего процесса внутреннего контроля; сложность реагирования на новые, актуальные, вызовы и угрозы.

В сфере внутреннего контроля ОВВТ сохраняются следующие проблемы:

- недостаточная эффективность деятельности службы внутреннего контроля;

- несовершенство внутренних регламентов;

- отставание в развитии компетенций и мотивации сотрудников службы внутреннего контроля;

- отсутствие эффективной СВК в дочерних и зависимых обществах;

- недостатки системы контроля за бизнес-процессами;

- слабое развитие технологий компьютерного контроля на корпоративном уровне;

- неполная реализация потенциала внутреннего контроля в противодействии корпоративному мошенничеству.

Требуется пересмотр сложившейся практики организационного представления службы внутреннего контроля. С учетом многоуровневого характера внутреннего контроля в большинстве случаев субъектами внутреннего контроля выступают: ревизионная комиссия, комитет по внутреннему аудиту совета директоров, служба внутреннего контроля (аудита), внутренний аудитор - представитель материнского общества.

Анализ практики функционирования внутреннего контроля в ОВВТ свидетельствует о том, что перечисленные органы контроля осуществляют контрольные функции в традиционных формах ревизии, целью которой является осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Сложившаяся на предприятиях отрасли традиция применения форм текущего и последующего контроля, на взгляд автора, не от-

вечает стратегическим целям функционирования организаций [7].

Мировой практике известны разные концептуальные подходы к внутреннему контролю. Их применение в ОВВТ сдерживается рядом причин, среди которых можно назвать: недостаточное развитие информационных технологий, отсутствие унификации бизнес-процессов, наличие собственных методик организации внутреннего контроля и сложностей адаптации международного опыта к специфике российской организации бизнеса [18]. Кроме того, в ОВВТ исторически сложилось, что теоретические разработки и практическое воплощение контроля, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в большей степени сосредоточены на финансовой и хозяйственной составляющих контроля, а не на его управленческом аспекте. В настоящее время назрела необходимость развития концепции внутреннего контроля в ОВВТ, основанной на международном опыте. При использовании этого опыта необходимы адаптация к российским условиям и учет специфики отрасли.

На организацию внутреннего контроля в ОВВТ, по мнению автора, оказывают влияние следующие отраслевые особенности:

1. Низкорентабельная деятельность судоходных компаний. Показатель рентабельности характеризует эффективность деятельности ОВВТ. Рентабельность перевозок в организациях отрасли продолжает оставаться значительно ниже действующей процентной ставки Банка России (табл. 1), что делает отрасль не привлекательной для инвесторов. В среднем рентабельность составляет около 5%,чуть выше - по грузовым перевозкам (7,4%), пассажирские перевозки являются нерентабельными, т.е. убыточными (-12,4%).

Таблица 1

Рентабельность перевозок на внутреннем водном транспорте, %*

Годы

Показатель 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Средний уровень ряда

Рентабельность перевозок 7,1 0,4 -1,5 6,7 1,9 9,2 5,2 6,6 9,1 4,6 4,9

В том числе:

- перевозка грузов 8,6 2,5 0 8,2 4,2 12,9 8,9 10,8 11,8 6,4 7,4

- перевозка пассажиров -9,1 -14,8 -12,0 -4,5 -16,7 -11,1 -14,8 -19,4 -12,5 -9,0 -12,4

*Составлено автором на основе Центральной базы статистических данных Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/ DBInet.cgi#1.

■46 (340) - 2014

Проблемы учета Issues on accounting - 6 -

Таблица 2

Удельный вес убыточных ОВВТ в общем числе организаций в 2008-2012 гг., %

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 Средний уровень ряда

Деятельность внутреннего водного транспорта

Удельный вес всех убыточных предприятий Из них: 27,5 34,9 32,8 24,8 29,8 29,9

крупные и средние предприятия малые предприятия (включая микропредприятия) 23,02 25,1 29,37 33,0 40,65 29,2 40,52 20 29,36 28,7 32,6 27,2

Деятельность внутреннего водного грузового транспорта

Полный круг организаций Из них: 22,9 37,9 32,1 24,7 26,1 28,7

крупные и средние предприятия малые предприятия (включая микропредприятия) 18,82 22,0 25,3 35,1 42,55 27,5 38,46 19,3 25,84 27,3 30,2 26,2

Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта

Полный круг организаций Из них: 38,3 29,6 38,3 37,8 56,2 40,0

крупные и средние предприятия малые предприятия (включая микропредприятия) 38,46 39,3 32,14 25,9 27,78 33,3 46,67 23,5 42,86 48,0 37,5 41,5

Примечание. Составлено автором на основе Центральной базы статистических данных. Режим доступа: URL: http://www. gks.ra/dbscripts/cbsd/DBInetcgi#1.

Удельный вес убыточных предприятий в целом по отрасли за последние пять лет составил около 30%, а в ОВВТ, занятых перевозкой пассажиров, - около 40% (табл. 2). Незначительно варьируется удельный вес убыточных предприятий и в зависимости от масштабов деятельности ОВВТ.

2. Деятельность судоходных компаний осуществляется в условиях высокой конкуренции. На основе данных статистики проанализируем состав хозяйствующих субъектов, оказывающих транспортные услуги на водном транспорте (табл. 3).

Как видно, наибольший удельный вес в структуре ОВВТ занимают микропредприятия (52,5%), наименьший - некоммерческие организации (1,3%). Крупные судоходные компании составляют 12,5% от общего числа перевозчиков, однако именно на их долю приходится более 80% грузооборота и более 50% общего объема перевозок. Эти компании созданы на базе бывших крупных пароходств и организованы в форме ОАО.

Средние и малые судоходные компании являются более гибкими, могут лучше подстраиваться под потребности клиента, поэтому часто эффективность их работы выше, и крупным компаниям необходимо принимать специальные меры, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Кроме того, конкуренцию обостряет более динамичное развитие наземных видов транспорта,

-46 (340) - 2014-

Таблица 3

Состав ОВВТ, оказывающих транспортные услуги, по состоянию на 01.01.2012

Вид предприятия Количество, ед. Удельный вес, %

Коммерческие предприятия, 295 12,5

не относящиеся к субъектам

среднего предпринимательства,

малого предпринимательства

Средние предприятия 45 1,9

Малые предприятия 369 15,7

Микропредприятия 1 236 52,5

Некоммерческие организации 30 1,3

Коммерческие предприятия, 378 16,1

тип которых не определен

Всего предприятий 2 353 100

Примечание. Составлено автором на основе Центральной базы статистических данных. URL: http://www.gks.ru/ dbscripts/cbsd/DBInetcgi#1.

а также ввод трубопроводов и «выпадение» речных маршрутов из логистических цепей доставки грузов.

Низкорентабельный и высококонкурентный судоходный бизнес предопределяет ориентацию внутреннего контроля:

- на реализацию стратегических целей организации;

- на достижение эффективности операций и результативности бизнес-процессов;

- на совершенствование бюджетного контроля на этапах формирования и исполнения бюджета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- на построение системы риск-ориентированного внутреннего контроля, которая включает процедуры контроля за различными рисками;

- на дальнейшее совершенствование внутреннего контроля затрат по содержанию флота.

3. Внутренний водный транспорт характеризуется многообразием видов деятельности. К ним относятся: перевозки грузов, перевозки пассажиров, погрузо-разгрузочные работы, вспомогательная деятельность, добыча нерудных строительных материалов и др. В свою очередь грузовые и пассажирские перевозки различаются по видам отправок, по родам грузов, по цели поездки, по типу подвижного состава, по скорости, по расстоянию и т.д. Вспомогательная деятельность представлена разнообразными вспомогательными производствами (ремонтные цеха, вспомогательный флот, транспортный цех и т.д.).

Многообразие видов деятельности требует организации внутреннего контроля в разрезе бизнес-процессов:

- основных (перевозка грузов, перевозка пассажиров, погрузо-разгрузочные работы, добыча нерудных строительных материалов);

- вспомогательных (содержание служебно-вспомогательного флота, грузовых участков, ремонтно-отстойных пунктов, ремонтных цехов, объектов берегового хозяйства);

- обслуживающих (стратегическое управление, управление бизнес-процессами, административно-хозяйственное обеспечение, ИТ-обеспечение и связь, обеспечение безопасности, юридическое обеспечение, управление персоналом, управление финансами).

4. Сезонный характер работы речного транспорта. В силу российских климатических особенностей работа ОВВТ носит ярко выраженный сезонный характер и ограничена сроками открытия и закрытия навигации. Навигационный период в большинстве речных бассейнов составляет 200-250 сут., в районах Крайнего Севера и Арктики - 100 сут. и менее (экспедиционный завоз).

Поскольку транспортная деятельность организаций речного транспорта носит сезонный характер, в межнавигационный период при от-

сутствии доходных поступлений от перевозочной и погрузочно-разгрузочной деятельности ОВВТ вынуждены нести расходы по содержанию имущества, уплате налогов и подготовке транспортных и перегрузочных средств к навигации. Анализ динамики доходов и расходов ОВВТ показывает, что в межнавигационный период (сумма значений IV квартала предыдущего года и I квартала текущего года) расходы значительно превышают доходы предприятий.

В межнавигационный период флот судоходных компаний выводится на зимний отстой, осуществляется ремонт судов и перегрузочной техники. Работники состава речных судов в этот период находятся в оплачиваемых отпусках и отгулах за сверхнормативную работу в течение навигации. Перед началом навигации осуществляются снабжение и подготовка флота, в том числе обязательное техническое освидетельствование, закупка топлива. В межнавигационный период услуги по перевозке грузов и пассажиров не осуществляются, и, соответственно, отсутствуют финансовые поступления, что приводит к так называемому «кассовому разрыву». Удельный вес кредитов в оборотных средствах организаций внутреннего водного транспорта в этом периоде составляет порядка 50%.

Таким образом, сезонный характер работы приводит к неравномерности поступления доходов в течение года с сохранением постоянной составляющей расходов. Это явилось предпосылкой широкого развития в отрасли бюджетирования, в частности составления бюджета денежных средств.

Ввиду неравномерности поступления доходов в течение года с сохранением постоянной составляющей расходов предопределяется необходимость бюджетирования (составление операционного, а также финансового бюджета) и организации бюджетного контроля.

5. Производственный процесс совершается одновременно с потреблением продукции. На транспорте процессы производства и потребления продукции происходят одновременно, поскольку продукция транспорта - само перемещение, перевозка грузов и пассажиров. Продукцию транспорта в отличие от продукции промышленности или сельского хозяйства нельзя накапливать на

складе, создавать ее запас. Поэтому в некоторых случаях необходимо создавать резервы транспортных средств, чтобы при необходимости удовлетворить возрастающие потребности клиентов в перевозках.

Поскольку производственный процесс и процесс потребления на транспорте совпадают, то отсутствует и незавершенное производство. При выполнении грузовых перевозок датой реализации признается дата отправления груза, при выполнении пассажирских перевозок датой реализации признается дата начала рейса [9].

Данная особенность предопределяет приоритетность внутреннего контроля за затратами по содержанию флота.

6. Зависимость объема перевозок от при-родно-географических факторов, состояния внутренних водных путей, состояния гидротехнических сооружений. В последние десятилетия существенно ухудшились показатели, характеризующие качество судоходных условий на внутренних водных путях России5:

- сократилась протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов: в навигацию 2012 г. по сравнению с 1991 г. - с 67 тыс. км до 48 тыс. км, или на 28%;

- имеются существенные инфраструктурные ограничения судоходства на магистральных водных путях, прежде всего Единой глубоководной системы европейской части России, где протяженность участков с глубинами менее 4 м составляет 1 756 км, т.е. около 25% от всей протяженности водных путей глубоководной системы;

- ухудшилось техническое состояние судоходных гидротехнических сооружений: в настоящее время около 58 сооружений (или 17% от общего числа задекларированных) имеют нормальный уровень безопасности, а 61 сооружение (22,2%) - неудовлетворительный или опасный уровень. В 2008-2011 гг. реализация комплекса мероприятий позволила повысить качество сооружений с нормальным уровнем безопасности на 7 единиц, сократить число объектов с неудовлетворительным уровнем безопасности на 38 единиц.

5 Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года. Режим доступа: http://www.mintrans.ru/upload/iblock/3cc/ts_proekt_16102008. pdf.

Наличие лимитирующих участков на внутренних водных путях единой глубоководной системы европейской части России приводит к существенному снижению провозной способности флота из-за уменьшения загрузки судов, ограничения скорости прохождения отдельных участков, значительных простоев в ожидании шлюзования (например, в г. Городец ожидание составляет до 3 сут., а увеличение времени прохождения участка Череповец -Санкт-Петербург может составлять до 5-6 сут.).

Ухудшение судоходной обстановки приводит к сокращению периода навигации, недогрузу судов, простоям в ожидании шлюзования и, как следствие, к убыткам.

Данная особенность предопределяет построение в отрасли системы риск-ориентированного внутреннего контроля, которая включает процедуры контроля за такими рисками, как риск простоев в ожидании шлюзования, риск недогруза судов по причине неудовлетворительных габаритов судового хода и т.д.

5. Наличие международных требований по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнений окружающей среды путем оценки рисков судовых операций и создания соответствующей контрольной среды. Ежегодно около 230 судов мирового флота общим тоннажем 100 000 т погибают, унося с собой около 1 000 человеческих жизней. Причем свыше 80% общего количества инцидентов на море связаны тем или иным образом с «человеческим фактором», т.е. происходят по вине человека [1].

По этой причине в 1995 г. был разработан Международный кодекс управления безопасностью по обеспечению безопасного выполнения судовых операций и предотвращению загрязнения окружающей среды, который сегодня известен как Международный кодекс по управлению бе-зопасностью6 (МКУБ) и с 2000 г. МКУБ является неотъемлемой частью Международной конвенции по спасению человеческой жизни на море7 (9-я

6 Международный кодекс управления безопасностью по обеспечению безопасного выполнения судовых операций и предотвращению загрязнения окружающей среды. URL: http://sea-library.ru/ism-code/44-ism-code.html.

7 Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС/SOLAS): заключена в г. Лондоне

01.11.1974). URL: http://base.consultant.ru /cons/cgi/online. cgi?base=INT&n=15860&req=doc.

гл. SOLAS-74). С 2002 г. требования МКУБ стали обязательными для всех судов.

Назначение кодекса можно сформулировать «в двух словах» - обеспечение безопасности на судне и создание безопасных условий для выполнения судовых работ. В соответствии с требованиями МКУБ каждая судоходная компания должна детально разработать и внедрить на своих судах политику по обеспечению безопасности на судне и защите окружающей среды.

Международный кодекс по управлению безопасностью определяет основные процедуры по обеспечению безопасности на борту судна, методы и условия их безопасного выполнения, а также способы контроля за выполнением работ. Каждая страна, признающая международные конвенции, должна обеспечивать надлежащий и регулярный контроль за выполнением требований, сформулированных в этих конвенциях [1].

Данная особенность требует организации риск-ориентированного внутреннего контроля, который включает процедуры контроля за рисками судовых операций и создание соответствующей контрольной среды.

6. В эксплуатационных расходах расходы по содержанию флота занимают более 90 %. В ОВВТ традиционно для расчета себестоимости перевозок применяются следующие группировки затрат:

- по носителям затрат - по видам флота и перевозок;

- по видам затрат - по экономически однородным элементам и статьям калькуляции.

Состав затрат по элементам в организациях отрасли определен Инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на внутреннем водном транспорте8. Расходы по основной деятельности внутреннего водного транспорта группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

- материальные расходы (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- расходы на оплату труда;

8 Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на внутреннем водном транспорте: утверждена приказом Минтранса России от 30.09.2003 №№ 194. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 45600/?frame=1.

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие расходы по основной деятельности.

Для учета затрат по статьям калькуляции

применяется Отраслевая инструкция по составу затрат и калькуляции себестоимости работ и услуг предприятий основной деятельности речного транспорта9.

Наибольший удельный вес в эксплуатационных расходах занимают расходы по содержанию флота. Они планируются и учитываются организациями отрасли по следующим группам судов:

- пассажирские и грузопассажирские;

- самоходные грузовые сухогрузные;

- самоходные грузовые наливные;

- буксирные;

- несамоходные сухогрузные;

- несамоходные наливные;

- вспомогательные (рейдовые, технические и обслуживающие).

Преобладающий удельный вес расходов по содержанию флота в эксплуатационных расходах судоходной компании предопределяет приоритетность развития и совершенствования внутреннего контроля за этими затратами.

7. Более 80% грузооборота и более 50% общего объема перевозок осуществляются крупными судоходными компаниями, созданными в форме ОАО. Крупнейшими перевозчиками по внутренним водным путям, созданными в форме ОАО, являются ОАО СК «Волжское пароходство» (г. Н. Новгород), ОАО «Северо-Западное пароходство» (г. Санкт-Петербург), ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» (г. Якутск), СК «Татфлот» (г. Казань), ОАО «ВосточноСибирское речное пароходство» (г. Иркутск), ОАО «Московское речное пароходство» (г. Москва), ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство» (г. Ханты-Мансийск), ОАО «Енисейское речное пароходство» (г. Красноярск) и др.

Данная отраслевая особенность требует организации внутреннего контроля за достоверностью финансовой отчетности.

9 Отраслевая инструкция по составу затрат и калькуляции себестоимости работ и услуг предприятий основной деятельности речного транспорта № ВА-6/152: утверждена Минтрансом России 08.03.1993. Режим доступа: Й1р://%'%глг. businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_2861.html.

8. Наличие у крупной судоходной компании дочерних и зависимых обществ, филиалов и представительств (базы технического обслуживания флота, вещевые базы, выплатные пункты и др.). Так, например, ОАО СК «Волжское пароходство» имеет 4 филиала - базы технического обслуживания флота (Борская, Волжская, Городецкая, Звениговская) и 13 дочерних и зависимых обществ: ООО «ВФ Грузовые перевозки», ООО «ВФ Пассажирские перевозки», ООО «Волго-флот-тур», ООО «ВН Проспект» и др. ОАО «Северо-Западное пароходство» имеет 9 дочерних и зависимых обществ: ОАО «Северо-Западный флот», ООО «ВФ Загранперевозки», ООО «Фрахтовое агентство Западного пароходства», ОАО «Окская судоверфь» и др. СК «Татфлот» имеет филиалы и обособленные подразделения: Казанский пассажирский порт, Чистопольский пассажирский порт, пристань «Тетюши», Производственное объединение «Нерудные материалы». Аналогичную разветвленную структуру имеет большинство крупных судоходных компаний.

Данная особенность потребует организации СВК в дочерних и зависимых обществах, филиалах и представительствах.

В соответствии с выявленными особенностями отрасли автором статьи определены основные направления развития СВК. Влияние отраслевых особенностей на организацию СВК представлено на рисунке.

Таким образом, основными направлениями развития СВК в ОВВТ должны стать:

1) организация внутреннего контроля в разрезе бизнес-процессов и его ориентация на достижение эффективности операций и результативности бизне с-проце ссов.

В настоящее время к числу эффективных управленческих концепций относится управление на основе бизнес-процессов (процессный подход). Следует отметить, что в ОВВТ возможности данного подхода используются не в полной мере. В то же время данный подход лежит в основе использования таких управленческих методик и концепций, как: реинжиниринг, стандарты ISO 9001:2008, сбалансированная система показателей (BSC), которые актуальны в современных условиях для ОВВТ.

В СВК организаций отрасли важно подтвердить не только достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и выявить внутрипроиз-

водственные резервы и разработать рекомендации по их использованию. В этих условиях особую актуальность приобретает внутренний контроль за бизнес-процессами, который может успешно применяться в рамках СВК в ОВВТ.

Внутренний контроль бизнес-процессов следует отнести к одному из наиболее перспективных инструментов. Данный контроль предполагает оценку текущего состояния бизнеса в разрезе бизнес-процессов, выявление проблемных областей, разработку мероприятий по оптимизации бизнес-процессов на основе рационального использования имеющихся возможностей и ресурсов в целях успешной реализации стратегии, а в случае необходимости - ее корректировки [13].

Таким образом, внутренний контроль за бизнес-процессами предполагает осуществление комплекса работ по исследованию деятельности ОВВТ, направленной на получение информации о ее текущем состоянии дел, на проверку соответствия действующих бизнес-процессов требованиям, установленным в регламентах, проведение анализа, оценки эффективности бизнес-процессов по отдельным показателям с последующей выработкой рекомендаций, направленных на оптимизацию бизнес-процессов;

2) ориентация внутреннего контроля на реализацию стратегических целей организации (в набор контролируемых показателей целесообразно включать систему сбалансированных показателей (BSC), которая преломляется в ключевые показатели бизнеса(КР1)).

Система внутреннего контроля должна вписываться в общую систему управления организацией. На сегодняшний день с учетом особенностей развития предприятий отрасли приоритетной является сбалансированная система показателей (от английского Balanced Score Cards, BSC) - это система многофункциональной оценки деятельности организации, разработанная в начале 1990-х гг. Дэвидом Нортоном и Робертом Кап-ланом [6]. Автор статьи обосновывает ее выбор следующими особенностями ОВВТ:

- сложностью комплекса предоставляемых услуг: грузовые и пассажирские, зарубежные и каботажные, морские и речные перевозки; перегрузочные работы; добыча нерудных строительных материалов;

Отраслевые особенности ОВВТ Направления развития СВК в ОВВТ

Низкорентабельная деятельность судоходных компаний ' Ориентация внутреннего контроля на реализацию стратегических целей организации (в набор контролируемых показателей целесообразно включать систему сбалансированных показателей (BSC), которая преломляется в ключевые показатели биз-неса(КР1))

Деятельность судоходных компаний осуществляется в условиях высокой конкуренции

Внутренний водный транспорт характеризуется многообразием видов деятельности: перевозки грузов, перевозки пассажиров, погрузо-разгрузочные работы, добыча нерудных строительных материалов и др.

Сезонный характер работы речного транспорта приводит к неравномерности поступления доходов в течение года с сохранением постоянной составляющей расходов Организация внутреннего контроля в разрезе бизнес-процессов и его ориентация на достижение эффективности операций и результативности бизнес-процессов

Зависимость объема перевозок от природно-географических факторов, состояния внутренних водных путей и гидротехнических сооружений Организация бюджетного контроля на этапах формирования и исполнения бюджета

Наличие международных требований по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнений окружающей среды путем оценки рисков судовых операций и создания соответствующей контрольной среды 1 \ /ь Построение системы риск-ориентированного внутреннего контроля, которая включает процедуры контроля за рисками

Производственный процесс совершается одновременно с потреблением продукции Приоритетность внутреннего контроля ; за затратами по содержанию флота

В эксплуатационных расходах расходы по содержанию флота занимают более 90% / И

Более 80% грузооборота и более 50% общего объема перевозок осуществляются крупными судоходными компаниями, созданными в форме ОАО Обязательное наличие СВК достоверности ' финансовой отчетности

Наличие у крупной судоходной компании дочерних и зависимых обществ, филиалов и представительств Организация системы контроля в дочерних и зависимых обществах, филиалах и представительствах

Отраслевые особенности и их влияние на организацию внутреннего контроля

- большим числом контактов с клиентами и сложный характер взаимодействия с ними, что требует соответствующей подготовки, мотивации и контроля над персоналом, разработки соответствующих бизнес-процессов. Если в случае выпуска промышленной или сельскохозяйственной продукции контакты с клиентами осуществляет только персонал отдела продаж, то

в судоходной компании, особенно работающей в сфере пассажирских перевозок, число работников, контактирующих с клиентом намного больше, что повышает требования к удовлетворенности клиентов;

- конкурентными и низкорентабельными рынками, на которых работают судоходные компании. Это требует от ОВВТ постоянного стремле-

ния к повышению операционной эффективности и степени удовлетворенности клиентов. Высокая конкуренция в судоходном бизнесе затрудняет использование ее ценовых методов, поэтому приоритетным направлением в конкурентной борьбе для судоходных компаний становится максимально качественное обслуживание клиентов;

- высокой степенью вовлеченности клиента-туроператора в процесс покупки услуги и его высокая компетенция, а также большое число повторных заказов, которые повышают требования к удовлетворенности клиента.

Все эти особенности требуют разработки и внедрения методов количественного измерения и мониторинга различных аспектов деятельности судоходной компании, разработки системы показателей, которая позволяла бы конкретизировать понятие «успех» для компании и отдельных ее подразделений, измерять его количественно, отслеживать во времени и оценивать на этой основе деятельность соответствующих менеджеров.

В связи с изложенным предлагается организация внутреннего контроля на базе BSC. В набор контролируемых показателей включаются показатели из четырех перспектив классической BSC:

- финансы;

- клиенты;

- внутренние бизнес-процессы;

- обучение и рост.

Организация внутреннего контроля на этапах формирования и исполнения бюджета. Внутренний контроль имеет место в любой модели управленческого учета, встраиваясь в цепочку: бюджетирование - учет - внутренний контроль - анализ - принятие управленческих решений. Метод бюджетирования получил широкое распространение в ОВВТ. Поэтому контрольная функция управленческого учета в ОВВТ должна, по мнению автора, реализоваться посредством бюджетирования и установления связи контролируемых показателей с действиями ответственных лиц [7].

Систему бюджетирования обеспечивают следующие контрольные процедуры:

1) предварительный контроль - осуществляется на стадии формирования бюджетов и включает в себя следующие контрольные процедуры:

- оценку всевозможных рисков, с которыми может столкнуться ОВВТ при выполнении намеченных планов;

- предварительный контроль за материальными, трудовыми, финансовыми и инвестиционными ресурсами, сбалансированностиью между количественными и качественными показателями операционных бюджетов;

- построение платежных бюджетов, прогнозного отчета о прибылях и убытках и др.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) текущий контроль - позволяет оперативно контролировать исполнение бюджетов, выявлять отклонения, определять причины и ответственных за отклонения для осуществления корректирующих действий;

3) последующий контроль - проводится по завершении бюджетного процесса и состоит в оценке деятельности менеджеров и структурных подразделений. Особенностями внутреннего контроля за исполнением бюджетов являются следующие:

- бюджетный контроль обеспечивает не только сравнение результатов финансово-хозяйственной деятельности за несколько отчетных периодов, но и сопоставимость по ценам, ассортименту и другим показателям и выявляет слабые стороны деятельности организации, которые требуют первоочередного вмешательства со стороны руководства ОВВТ;

- внутренний контроль за исполнением бюджетов позволяет формировать регистры отклонений и изменений от нормативной базы бюджетных статей. Контроль за исполнением бюджетных статей сопровождается регулярным мониторингом соблюдения норм и нормативов материальных, трудовых и финансовых ресурсов по центрам затрат и объектам калькулирования;

- внутренний контроль позволяет установить меру ответственности конкретных менеджеров за результаты принятых ими решений и способствует формированию комплексной оценки выполнения работ центрами ответственности.

Построение системы риск-ориентированного внутреннего контроля, которая включает процедуры контроля за рисками. В последние десятилетия появилась новая концепция контроля как деятельности, направленной на снижение рисков, связанных с достижениями целей организации.

Этот подход существенно отличается от применяемого на российских предприятиях «классического» подхода, который основан на последовательном наведении порядка по всем аспектам деятельности организации. Такой контроль не всегда экономически эффективен: это сплошной контроль за всеми хозяйственными операциями без ориентации на области повышенного риска. Сам контроль проводится не регулярно, а периодически. В итоге он становится излишне трудоемким и /или малоэффективным, поскольку ликвидировать последствия наступивших отклонений намного дороже, чем предупредить наступление последствий [18].

Наиболее широко использованный и понятный механизм реализации риск-ориентированной СВК изложен в Концептуальных основах внутреннего контроля (модель COSO), Концептуальных основах управления рисками организаций (модель ERM COSO) [21].

Предлагается использовать их как лучшую практику, адаптируя при этом к особенностям деятельности ОВВТ. Суть этой концепции состоит в том, что внутренний контроль организовывается в заранее определенных областях существенного риска.

Необходимость качественных изменений в СВК в ООВТ, направленных на создание эффективного упреждающего риск-ориентированного внутреннего контроля, действующего регулярно и предупреждающего о возможности возникновения сбоев в бизнес-процессах, определяют необходимость изучения вопросов управления рисками, которые включают идентификацию, классификацию, оценку и анализ рисков, воздействие на риск и контроль за результатами. По мнению автора, функционирование системы риск-ориентированного внутреннего контроля позволит свести к минимуму различного рода риски в деятельности ОВВТ и повысит вероятность достижения целей деятельности организации.

Дальнейшее совершенствование внутреннего контроля за затратами по содержанию флота. Объектами внутреннего контроля в организациях отрасли могут быть: сферы деятельности ОВВТ, активы, управление информационными потоками и обеспечение информационной безопасности, функционирование системы управления и системы внутреннего контроля и др.

С точки зрения автора, важнейшим направлением внутреннего контроля является контроль за затратами и формированием себестоимости транспортной продукции. В настоящее время внутренний водный транспорт функционирует в таких условиях, когда рост доходной ставки от перевозок ограничен рядом факторов: конкуренцией, государственными мерами по контролю за тарифной политикой, уменьшением возможностей по формированию грузовой базы. Поэтому самым значимым резервом повышения эффективности деятельности в ОВВТ является экономия затрат, которой будет способствовать организация действенного контроля за ними.

Известно, что затраты на производство продукции, работ, услуг лучше всего контролировать там, где происходит потребление трудовых, материальных и иных видов ресурсов, т.е. там, где происходит производственный процесс. Для дальнейшего совершенствования контроля за затратами в организациях водного транспорта дифференциации учета затрат только по видам флота явно не достаточно. Детализация учета затрат по центрам ответственности (конкретным судам) за затраты стала настоятельной потребностью [8].

Таким образом, разбивая ОВВТ на центры ответственности с точки зрения внутреннего контроля, руководитель делегирует определенные контрольные и управленческие функции своим подчиненным. Подобное делегирование ответственности предоставит возможность руководству ОВВТ осуществлять контроль за деятельностью персонала организации в целом.

Организация СВК достоверности финансовой отчетности. За последние годы в мире принято большое количество законов и нормативно-правовых актов в области контроля и борьбы с мошенничеством в финансовой отчетности. Особо значимым среди них на сегодняшний день является Закон Сарнбейса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act, SOX,2002). Данный закон расширяет давно существующее требование к открытым акционерным обществам по созданию и поддержанию СВК, возлагая обязанность на руководство компании представлять информацию об эффективности этой системы. Требования этого закона являются обязательными для российских организаций, размещающих свои акции на биржах США или Великобритании [23].

С 01.01.2013 в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль за ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности. В основе рекомендаций по внутреннему контролю, разработанных в ноябре 2013 г. Минфином России, лежит Закон SOX, 2002.

ОВВТ не размещают акции на биржах США или Великобритании, однако, на взгляд автора, внедрение СВК финансовой отчетности на основе Закона SOX, 2002 позволит получить внутренние выгоды в виде оптимизации контрольных процедур, предотвращения существенных рисков мошенничества, искажения финансовой отчетности и повышения эффективности деятельности ОВВТ.

Организация СВК в дочерних и зависимых обществах (филиалах и представительствах). Взаимодействие службы внутреннего контроля головной компании с дочерними и зависимыми обществами в большинстве ОВВТ ограничивается участием работников головных компаний в ревизионных комиссиях дочерних и зависимых обществ и взаимному участию в проводимых мероприятиях.

При постановке СВК головная организация, по мнению автора, должна принять необходимые меры, направленные на разработку и утверждение в установленном порядке аналогичных положений о СВК в дочерних и зависимых организациях (филиалах и представительствах); оказывать им методическую и практическую помощь по формированию СВК; используя свои права (как акционера) на получение информации, осуществлять мониторинг эффективности СВК.

Таким образом, по мнению автора, комплексная реализация обоснованных им направлений развития внутреннего контроля в ОВВТ с учетом их отраслевой специфики будет способствовать эффективному функционированию системы управления.

Список литературы

1. Баскаков С.П. Безопасная эксплуатация танкера: учеб. пособие. СПб.: Изд-во политехнического университета, 2011. 518 с.

2. Богатый Д.В. Развитие методики постановки управленческого учета и внутреннего контроля на базе концепции реинжиниринга учетно-контрольных бизнес-процессов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: www.science-education.ru/113-11157.

3. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. М.: Экзамен, 2000. 320 с.

4. Голосов О.В., Гутцайт Е.М. Аудит: концепции, проблемы, стандарты, контроль, эффективность, кризис. М.: Бухгалтерский учет, 2005. 512 с.

5. Зайцева О.П., Аманжолова Б.А. Корпоративный внутренний контроль: принципы, организация, интеграция подходов // Экономика и менеджмент. 2011. № 6. С. 125-130.

6. Катан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд. испр. и доп. / пер. с англ. М. Павловой. М.: Олимп-Бизнес, 2008. 320 с.

7. Крайнова В.В. Об особенностях развития внутреннего контроля как инструментария и функции управленческого учета в организациях речного транспорта // Речной транспорт (XXI век). 2014. № 5. С. 45-53.

8. Крайнова В.В. Управление бухгалтерскими и налоговыми затратами по содержанию флота в организациях внутреннего водного транспорта // Речной транспорт (XXI век). 2014. № 1. С. 62-67.

9. Крайнова В.В. Управленческий учет затрат в организациях внутреннего водного транспорта: монография. Н. Новгород: Изд-во «ВГАВТ», 2012. 203 с.

10. Контроль и ревизия: учеб. пособие / под ред. М.Ф. Овсийчук. М.: КноРус, 2007. 224 с.

11. Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля. М.: Филинъ, 2000. 384 с.

12. Макоев О.С. Контроль и ревизия: учеб. пособие / под ред. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ, 2007. 256 с.

13. МельникМ.А. Анализ и контроль в коммерческой организации. М.: Эксмо, 2011. 560 с.).

14. Попова Т.Д., ШмельцерЛ.А., Черная А.А. Внутренний контроль и аудит издержек. Ростов/ н.Д: Феникс, 2005. 224 с.

15. Привезенцев В.А. Контроль и ревизия: учеб. пособие. М.: ТК Велби. Проспект, 2005. 96 с.

16 . Пугачев В.В. Внутренний аудит и контроль: учебник. М.: Дело и Сервис, 2010. 224 с.

17 Серебрякова Т.Ю. Риски организации и внутренний экономический контроль: монография. М.: ИНФРА-М, 2011. 111 с.

18 . Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит: учебник. М.: Финстатинформ, 2000. 239 с.

19. Enterprise Risk Management. Integrated

Framework. URL: http://www.coso.org/ Publications /ERM/COSO_ERM_ExecutiveSummary.pdf.

20. International Standards on Auditing (ISA) 315. URL: http:// www.ifac.org/sites/ default/files / downloads/a017-2010-iaasb-handbook-isa-315.pdf.

21. Sarbanes-Oxley Act (SOX). URL: http:// www.sec.gov/about/laws/soa 2002.pdf.

International accounting Issues on accounting

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

SUBSTANTIATING THE AREAS OF INTERNAL CONTROL DEVELOPMENT IN INLAND WATER TRANSPORT ORGANIZATIONS

Vera V. KRAINOVA

Abstract

Importance Under the conditions of the statutory requirement of accounting legislation stating that from January 01, 2013 all economic entities should organize internal control, there is an increasing need to build an effective internal control system in the inland water transport organizations (herein after referred to as IWTO). The subject of this research is the arrangement of the internal control system in the industry organizations

Objectives The purpose of the paper is to study development trends in the internal control of IWTO, taking into account the industry specifics Methods The methods of scientific knowledge of reality, the methods of individual disciplines served as a methodological basis of the study. Results The results of the research are as follows: (1) I identified industry specifics that need to be considered during internal control arrangement: low-profit activities and high competition in the industry; variety of activities and seasonal nature of the water transport operation; dependence of traffic on natural and geographical factors, the state of inland waterways and hydraulic structures; statutory requirement of control over ship service; big proportion of fleet maintenance costs in the transportation costs. (2) In accordance with the identified characteristics of the industry, I substantiated the main directions of internal control service development, such as orientation of internal control to

implementation of strategic goals and its organization in the context of business processes; improvement of budgetary control; building a system of risk-based internal controls, further improvement of internal control over the costs of fleet maintenance . The results of the study may be useful for a wide range of readers: scientists, bachelors, masters, graduate students, teachers, as well as employees of water transport organizations, i.e. accountants, analysts, and auditors. Conclusions and Relevance Based on the research, I conclude on priority areas of internal control in IWTO given the industry specifics. The practical significance of the study is that the recommended guidelines for internal control can be widely used in IWTO operations to implement strategic goals and objectives on the basis of information base built within the internal control system The recommendations contained in the study may serve as a basis for standardization of internal controls of IWTO.

Keywords: internal control system, industry characteristics, cost control, responsibility centers, budget control, risk-based control, inland water transport

References

1. Baskakov S.P. Bezopasnaya ekspluatatsiya tankera: ucheb. posobie [Safe operation of a tanker: a manual]. St. Petersburg, Polytechnic University Publ., 2011, 518 p.

2. Bogatyi D.V. [Development of techniques of management accounting and internal control based on the concept of reengineering of accounting and control business processes]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2013, no. 6. (In Russ.) Available at: www.science-education.ru/113-11157.

3. Burtsev V.V. Organizatsiya sistemy vnutren-nego kontrolya kommercheskoi organizatsii [Organization of the internal control system of a commercial organization]. Moscow, Ekzamen Publ., 2000, 320 p .

4. Golosov O.V., Guttsait E.M. Audit: kontseptsii, problemy, standarty, kontrol', effektivnost', krizis [Audit: concepts, problems, standards, control, efficiency, crisis]. Moscow, Bukhgalterskii uchet Publ., 2005, 512 p.

5. Zaitseva O.P., Amanzholova B.A. Korpora-tivnyi vnutrennii kontrol': printsipy, organizatsiya, integratsiyapodkhodov [Corporate internal control: principles, organization, integration of approaches]. Ekonomika i menedzhment = Economics and Management, 2011, no. 6, pp. 125-130.

6. Kaplan Robert S., Norton David P. Sbal-ansirovannaya sistema pokazatelei. Ot strategii k deistviyu [The Balanced Scorecard. Translating Strategy into Action]. Moscow, Olymp-Biznes Publ., 2008, 320 p.

7. Krainova V.V. Ob osobennostyakh razvitiya vnutrennego kontrolya kak instrumentariya i funktsii upravlencheskogo ucheta v organizatsiyakh rech-nogo transporta [The specifics of internal control development as a tool and functions of management accounting in river transport organizations]. Rechnoi transport (XXI vek) = River transport (21st century), 2014, no. 5, pp. 45-53.

8. Krainova V.V. Upravlenie bukhgalterskimi i nalogovymi zatratami po soderzhaniyu flota v organi-zatsiyakh vnutrennego vodnogo transporta [Management of accounting and tax costs of fleet maintenance in the inland water transport organizations]. Rechnoi transport (XXI vek) = River transport (21st century), 2014, no. 1, pp. 62-67.

9. Krainova V.V. Upravlencheskii uchet zatrat v organizatsiyakh vnutrennego vodnogo transporta: monografiya [Managerial cost accounting in organizations of inland water transport: a monograph]. Nizhny Novgorod, Volga State Academy of Water Transport Publ., 2012, 203 p.

10 . Kontrol'i reviziya: ucheb. posobie [Control and audit: a manual]. Moscow, KnoRus Publ., 2007, 224 p.

11. Kocherin E.A. Osnovy gosudarstvennogo i upravlencheskogo kontrolya [Basics of the State and management control]. Moscow, Filin'' Publ., 2000, 384 p.

12. Makoev O.S. Kontrol'i reviziya: ucheb. posobie [Control and audit: a manual]. Moscow, YUNITI Publ., 2007, 256 p.

13. Mel'nik M.A. Analiz i kontrol' v kommercheskoi organizatsii [Analysis and control in a commercial organization]. Moscow, Eksmo Publ., 2011, 560 p.

14. Popova T.D., Shmel'tser L.A., Chernaya A . A . Vnutrennii kontrol' i audit izderzhek [Internal control and audit of costs]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2005, 224 p.

15. Privezentsev V.A. Kontrol'i reviziya: ucheb. posobie [Control and audit: a manual]. Moscow, TK Velbi, Prospekt Publ., 2005, 96 p.

16. Pugachev V.V. Vnutrennii audit i kontrol': ucheb. posobie [Internal audit and control: a textbook]. Moscow, Delo i Servis Publ., 2010, 224 p.

17. Serebryakova T.Yu. Riski organizatsii i vnutrennii ekonomicheskii kontrol': monografiya [Risks of an organization and internal economic control: a monograph]. Moscow, INFRA-M Publ., 2011, 111 p.

18. Sotnikova L.V. Vnutrennii kontrol' i audit: uchebnik [Internal control and audit: a textbook]. Moscow, Finstatinform Publ., 2000, 239 p.

19. Enterprise Risk Management. Integrated Framework. Available at: http://www.coso.org/ Publications /ERM/COSO_ERM_ExecutiveSum-mary.pdf.

20. International Standards on Auditing (ISA) 315. Available at: http://www.ifac.org/sites/ default/ files /downloads/a017-2010-iaasb-handbook-isa-315. pdf

21. Sarbanes-Oxley Act (SOX). Available at: http://www.sec.gov/about/laws/soa 2002.pdf.

Vera V. KRAINOVA

Volga State Academy of Water Transport, Nizhny Novgorod, Russian Federation kvv-nnov@mail . ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.