Научная статья на тему 'Особенности организации и функционирования системы стратегического управленческого учета на предприятиях внутреннего водного транспорта'

Особенности организации и функционирования системы стратегического управленческого учета на предприятиях внутреннего водного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
449
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / STRATEGIC MANAGEMENT ACCOUNTING / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / STRATEGIC DEVELOPMENT / ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА / INFORMATION BASE / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / BALANCED SCORECARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов А.А., Гурр И.Э.

Предмет. В настоящее время в экономической литературе уделяется достаточно большое внимание становлению и развитию управленческого учета в Российской Федерации. Следует отметить статью профессора М.А. Вахрушиной, посвященную двадцатилетию этого процесса, где автор особое внимание уделяет стратегическому управленческому учету с точки зрения его определения. С позиции практической реализации системы стратегического управленческого учета и отраслевой специфики, которая в ряде случаев оказывает существенное влияние на его содержание, следует отметить, что не может быть дано единого определения. С теоретической точки зрения «да», с практической «нет». Данная статья посвящена одному из подходов к организации системы стратегического управленческого учета такой отрасли народного хозяйства, как внутренний водный транспорт. Цели. Обосновать особенности и перспективы развития системы стратегического управленческого учета на предприятиях внутреннего водного транспорта, показатели которого своевременно обеспечивают руководство достоверной информацией, что значительно повышает эффективность их деятельности. Методология. Методологической основой явились научные труды российских и зарубежных ученых. В процессе написания статьи использовались методы сравнения, индукции, дедукции, анализа, синтеза. Результаты. Результатами исследования стали обоснование и систематизация состава показателей стратегического управленческого учета для предприятий внутреннего водного транспорта; предложены формы отчетности по центрам ответственности. Область применения результатов. Результаты исследования могут применяться в судоходных компаниях внутреннего водного транспорта для организации стратегического управленческого учета, а также при преподавании курса «Управленческий учет». Выводы. Сделан вывод о необходимости уточнения понятия «стратегический управленческий учет», выявлена взаимосвязь стратегического управленческого учета и стратегического развития предприятия. Обоснована необходимость формирования единой информационной базы на основе использования системы сбалансированных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of organization and functioning of the system of strategic management accounting at the enterprises of inland water transport

Importance Currently, the economic literature pays great attention to setting up and developing management accounting in the Russian Federation. We should mention the article by M.A. Vakhrushina on this 20-year process, where the author examines the strategic management accounting in terms of its definition. The article reviews one of the approaches to organizing the strategic management accounting system in the inland water transport sector. Objectives The research pursues substantiating the specifics and prospects of developing the strategic management accounting system in enterprises of inland water transport. Strategic management accounting indicators provide the management with reliable information that helps them improve the efficiency and performance. Methods The methodological framework relies upon the proceedings by Russian and foreign scholars. The research employs methods of comparison, induction, deduction, analysis, and synthesis. Results We substantiated and systematized the composition of strategic management accounting indicators for inland water transport enterprises, and we propose reporting forms per responsibility centers. Conclusions and Relevance It is necessary to specify the concept of strategic management accounting, identified the relation between strategic management accounting and strategic corporate development. We also substantiate the need to form the single information base through the balanced scorecard. The findings may be applied by shipping companies of the inland water transport system in order to set up strategic management accounting and for teaching the Management Accounting Course.

Текст научной работы на тему «Особенности организации и функционирования системы стратегического управленческого учета на предприятиях внутреннего водного транспорта»

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

Управленческий учет

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Александр Алексеевич АБРАМОВ"*, Ирина Эргардовна ГУРРь

а доктор экономических наук, профессор кафедры информационных технологий и инструментальных методов в экономике, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация abramov@ef.unn.ru

ь кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и финансов, Волжский государственный университет водного

транспорта, Нижний Новгород, Российская Федерация

gurr-irina@yandex.ru

* Ответственный автор

История статьи:

Принята 26.08.2015 Одобрена 21.08.2015

УДК 657

JEL: D24, L91, M40, M49

Ключевые слова:

стратегический управленческий учет, стратегическое развитие, информационная база, система сбалансированных показателей

Аннотация

Предмет. В настоящее время в экономической литературе уделяется достаточно большое внимание становлению и развитию управленческого учета в Российской Федерации. Следует отметить статью профессора М.А. Вахрушиной, посвященную двадцатилетию этого процесса, где автор особое внимание уделяет стратегическому управленческому учету с точки зрения его определения1. С позиции практической реализации системы стратегического управленческого учета и отраслевой специфики, которая в ряде случаев оказывает существенное влияние на его содержание, следует отметить, что не может быть дано единого определения. С теоретической точки зрения — «да», с практической — «нет». Данная статья посвящена одному из подходов к организации системы стратегического управленческого учета такой отрасли народного хозяйства, как внутренний водный транспорт.

Цели. Обосновать особенности и перспективы развития системы стратегического управленческого учета на предприятиях внутреннего водного транспорта, показатели которого своевременно обеспечивают руководство достоверной информацией, что значительно повышает эффективность их деятельности.

Методология. Методологической основой явились научные труды российских и зарубежных ученых. В процессе написания статьи использовались методы сравнения, индукции, дедукции, анализа, синтеза.

Результаты. Результатами исследования стали обоснование и систематизация состава показателей стратегического управленческого учета для предприятий внутреннего водного транспорта; предложены формы отчетности по центрам ответственности. Область применения. Результаты исследования могут применяться в судоходных компаниях внутреннего водного транспорта для организации стратегического управленческого учета, а также при преподавании курса «Управленческий учет».

Выводы. Сделан вывод о необходимости уточнения понятия «стратегический управленческий учет», выявлена взаимосвязь стратегического управленческого учета и стратегического развития предприятия. Обоснована необходимость формирования единой информационной базы на основе использования системы сбалансированных показателей.

Успех производственно-хозяйственной деятельности судоходной компании зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и его изменения. Результаты исследования рынка являются основой разработки хозяйственной стратегии предприятия и товарного ассортимента услуг. Они определяют темпы обновления работ и услуг, техническое совершенствование судна, потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Исследования зарубежных и отечественных ученых дают возможность обратить особое внимание на развитие стратегического управленческого учета на предприятиях внутреннего водного транспорта [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16] 2.

1 Вахрушина М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 33. С. 12-23.

2 Ивашкевич В.Б. Проблемы теории управленческого учета и контроллинга // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 7. С. 2-14.

В народном хозяйстве наиболее важной является задача повышения конкурентоспособности речного флота на рынке транспортных услуг, решение которой актуально как для каждой судоходной компании, так и для отрасли в целом. Рост конкурентоспособности судоходных компаний может быть достигнут только на основе повышения эффективности использования транспортных судов и улучшения качества перевозок. При этом рыночные условия хозяйствования и конкурентная среда требуют пересмотра принципов, критериев и методов оптимизации параметров транспортного процесса.

Одним из ключевых и приоритетных направлений в решении этой задачи является совершенствование и развитие транспортно-логистической инфраструктуры. В настоящее время приоритеты в этой отрасли отданы инновационному развитию предприятий, т.е. задачи планирования деятельности должны решаться с учетом требований и особенностей инновационной экономики, среди которых следует выделить преобладание интенсивных факторов. Инновации при этом рассматриваются как основной фактор модернизации экономики предприятия, повышения ее конкурентоспособности. В свою очередь система планирования, являясь инновационной, должна опираться на современный управленческий инструментарий. Развитие в РФ инновационной системы управления побуждает руководство предприятий водного транспорта к переосмыслению всех функций управления, включая и учетную, к приданию новых качеств управленческому учету, планированию, анализу и контролю. С учетом изменений внешней среды возрастает поток информации, требующей оперативной обработки в целях принятия оптимального оперативного управленческого решения. В результате расширения управленческих задач возникает необходимость в разделении полномочий, что сопровождается возрастанием ответственности при принятии управленческих решений. Таким образом, создаются предпосылки к формированию системы стратегического управленческого учета, данные которой позволяют удовлетворить информационные потребности всех подразделений системы управления на предприятиях водного транспорта.

К основным определяющим функциям организации системы стратегического управленческого учета на предприятиях внутреннего водного транспорта следует отнести:

— обеспечение своевременной, полной и достоверной информацией;

— контроль и планирование производственно-хозяйственной деятельности;

— анализ и прогнозирование достигнутых результатов;

— формирование информационной базы стратегического управленческого учета;

— выбор эффективных путей стратегического развития.

Как известно, любая стратегия может быть разработана только на основе полной и достоверной информации, которую может предоставить во взаимосвязи только финансовый и стратегический управленческий учет. Подобная управленческая система позволяет:

— понять структуру бизнес-процесса выработки стратегии;

— разобраться в методическом инструментарии, используемом при анализе и выборе стратегии;

— выбрать и спроектировать систему сбалансированных показателей для достижения поставленных целей.

Остановимся более подробно на преимуществах и особенностях организации и функционирования системы стратегического управленческого учета на предприятиях внутреннего водного транспорта.

Во-первых, стратегический анализ требует четкого понимания со стороны руководства, на какой стадии развития находится предприятие, прежде чем определять направление его дальнейшего развития. Для этого необходима соответствующая информационная база, которая обеспечит руководство не только данными о прошлом и настоящем состоянии предприятия, но и о будущем его развитии.

Во-вторых, формирование стратегии — это процесс, при котором руководство предприятия определяет цели и выбирает альтернативное направление его развития. Причем в данном случае речь идет о планировании, главным определяющим фактором которого выступает состояние как внешней, так и внутренней среды. На данном этапе определяются временные периоды, ресурсы, источники и объемы финансирования, ответственные за реализацию намеченных планов. Следовательно, необходима информация о состоянии ресурсов и источниках финансирования.

В-третьих, реализация стратегии предусматривает процесс стратегических изменений, способствующих подготовке предприятия к внедрению новых управленческих решений. На рассматриваемом этапе осуществляются его реструктуризация, обучение персонала, приобретение ресурсов, выход на новые водные маршруты. Вследствие этого возникает потребность в оперативном получении всей необходимой информации для отслеживания внешних влияний воздействия.

В-четвертых, оценка и контроль за реализацией стратегии обеспечивают устойчивую обратную связь между реализацией стратегии и целями развития предприятия.

На основании изложенного можно сделать вывод, что важнейшее направление совершенствования производственно-хозяйственной деятельности предприятий внутреннего водного транспорта связано с использованием управленческой информации, а также с инструментарием ее преобразования.

В свою очередь возникают следующие вопросы:

— получив информацию, как быстро выбрать необходимые данные?

— какие показатели и в какой момент времени наиболее эффективны?

— соответствуют ли они финансовой отчетности?

— связаны ли между собой финансовые и нефинансовые показатели.

Для решения обозначенных вопросов предлагается использовать формы внутренней отчетности, которые позволяют объединить сбалансированные показатели стратегического управленческого учета и осуществлять внутренний контроль на предприятиях водного транспорта.

Возникает необходимость формирования соответствующих справочников и единого информационного обеспечения стратегического развития, включающего элементы затрат, центры ответственности, места возникновения, методику «делегирования» показателя, методику планирования показателя, период планирования.

Другим достоинством данного подхода является отсутствие многократного ручного ввода данных и их обработки при использовании фактической информации о понесенных затратах. Необходимо отметить, что единая информационная база позволяет на всех уровнях управления проводить сверку плановых показателей и фактически достигнутых, что усиливает степень контроля за выполнением плановых показателей.

Примеры отчетных документов информационно-аналитической системы предприятия приведены в табл. 1 и 2. В табл. 1 представлены показатели центра ответственности за год.

В табл. 2 раскрываются данные по элементам затрат центра ответственности за любой период времени, т.е. по требованию руководства, что позволяет оперативно принимать управленческие решения и

Таблица 1

Отчет о выполнении объема перевозок СК «Волжское пароходство» (Управление грузовых перевозок) за 20ХХ г.

_ _ План, Факт, Отклонение, % 1 рузоотправитель Род груза

тыс. т тыс. т тыс. т исполнения

ОАО «Северсталь» Металл 355 366 11 103,10

ОАО «Магнитогорский Металл 400 398 99,50

металлургический -2 комбинат»

ОАО «ГАЗПРОМ» Сырая нефть 300 295 -5 98,33

ОАО «УралКалий» Минеральные 300 260 -40 86,67

удобрения

ОАО «ФосАгро» Химические удобрения 100 99 99,00

_-1_

ОАО «Азот» (г. Березники) Жидкие удобрения 150 155 5 103,33

ООО «Торговый дом Стройматериалы 300 315 15 105,00 «Карел-Камень»

ОАО «Вольск-Цемент» Стройматериалы 500 480 -20 96,00 («Альфа-цемент групп»)

ОАО «Химпром» Химические удобрения 400 420 20 105,00

ОАО »СИБУР-Холдинг» Сырая нефть 300 290 -10 96,67

«Глинкор» (МЗК)_Зерно_300_290_-10_96,67

Всего..._3 405_3 368_-З^_98,91

S

я «

« о

S я и о

О м

:=

3 «

= о

J =

о

ig о

£

вносить коррективы согласно плану стратегического развития судоходных компаний внутреннего водного транспорта.

Все ранее сказанное позволяет сделать вывод, что для создания бизнес-модели стратегического развития предприятий водного транспорта необходимо использовать «информацию учета», причем такую, которая охватывала бы как управляемую, так и управляющую подсистемы, т.е. систему сбалансированных показателей. Ее сбалансированность и соответствие всем этапам, процессам стратегического управления отражает организационную схему всех процессов управления, что обеспечивает возможность довести до сведения сотрудников доступным путем всей необходимой информации. Процесс стратегического развития предприятия немыслим без взаимосвязи внутренней информации с внешней средой. При этом достичь положительных результатов можно только лишь при условии наличия определенной совокупности элементов (показателей), находящихся во взаимосвязи, т.е. их системности. Следовательно, определив взаимосвязи и взаимозависимость факторов и показателей, следует рассмотреть положения концепции организационно-методической системы стратегического развития, которая включает в себя следующие элементы:

1) процедуру планирования;

2) систему организационных преобразований, состоящую из процедуры:

— экспресс-диагностики;

— экспресс-анализа;

3) систему организационных воздействий, состоящую из:

— методов прогнозирования;

— способов расчетов;

— принципов формирования информационной среды;

— экономико-математических методов.

Если принять за основу классификацию принципов и показателей, рассмотренных ранее, то предлагаемая система позволяет предложить новую модель развития стратегического управленческого учета, которая будет являться инструментом для стратегического развития предприятий внутреннего водного транспорта, основными признаками которой являются:

— организационные цели — достижение конкурентоспособных преимуществ в нестабильной экономической среде;

— структура и процессы — диверсификация, интеграция, проведение адаптивных преобразований;

— тип системы управления стратегическим развитием предприятия.

В зарубежной практике была разработана ведомость сбалансированного учета [15], которая включала в себя взаимосвязанный набор определенных показателей, совокупность которых не стыкуется со стратегией развития предприятий внутреннего водного транспорта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате морфологического анализа экономических показателей управленческого учета предлагается к использованию состав сбалансированных показателей (табл. 3), который позволяет оценить не только состояние производственно-хозяйственной деятельности, но

Таблица 3

Состав показателей для центров ответственности СК «Волжское пароходство» за календарный период (навигационный или межнавигационный)

Центры ответственности

Система сбалансированных показателей Управление пассажирских перевозок Управление грузовых перевозок Отдел КОФ Отдел продаж и списания флота Топливный отдел Отдел претензий и страхования Отдел закупок Отдел экологии Отдел охраны труда Представительства в местах отстоя и ремонта Финансовое управление Управление экономики Управление бухгалтерского учета Управление кадров

Объем перевозимых грузов по отправлениям G , тыс. т + + + + + + + +

Количество перевезенных пассажиров G , тыс. пас. + + + + + + + +

Грузооборот по отправлению Аг, тыс. т-км + + +

Доход D, тыс. руб. + + + + + + + + +

Рентабельность R.R, R,, % a г k + + +

Сумма общих затрат Z , тыс. руб. + + + + + + + +

Показатель качества перегрузочных работ K , K г per m + + + + + +

Степень изношенности флота k + + + +

Степень годности флота kg + + +

Уровень инфляции Y + + +

Ставка % по банковскому кредиту Kb + + +

Индекс рентабельности инвестиций R + + +

Срок окупаемости проекта Tok + + + + +

Вероятность дефицита топлива Vt + + + + + + +

Норма насыщения спроса Ns + + + + + + +

Степень удовлетворения клиентов Cyd + + + + + + + +

Уровень недостатков сервиса Yns + + + + + + +

Полнота охвата заказами P oxz + + + + +

Надежность сервиса Ns + + + + + + +

Удельный вес числа новых клиентов Yk + + + + +

Бесперебойность выполнения операций B + + + + +

Производительность труда PT + + +

Уровень текучести кадров Kk + +

Уровень квалификации Ykv + + + +

Уровень минимальной зарплаты Y min + + + +

и обеспечить возможность ее прогнозирования для целей формирования стратегии развития предприятий внутреннего водного транспорта [16].

Внедрение данной системы позволяет получать информацию, необходимую для принятия своевременных управленческих решений, а также

повысить эффективность управления в целом по видам экономической деятельности.

Состав показателей в данном формате прост в использовании, легко автоматизируется при использовании современных информационных технологий.

Его основное назначение заключается в том, что он позволяет:

— упорядочить и унифицировать процедуры бюджетирования в отделах и управлениях, определить форматы и регистры, лежащие в основе документооборота в системе планирования, учета и анализа;

— определить последовательность шагов по формированию расходов в разрезе мест возникновения затрат; состава, формы и порядка передачи информации на каждом этапе;

— подготовить формы отчетности и провести анализ исполнения регламента расходов в разрезе центров ответственности;

— установить ответственность центров и форм контроля.

На его основе решаются следующие задачи:

— реализация разработанных и утвержденных на водном транспорте единых методологических правил по планированию и калькулированию себестоимости работ и услуг в целях обеспечения эффективного управления затратами;

— выполнение требований администрации в части изменения порядка планирования затрат и калькулирования себестоимости в соответствии с новыми структурными и организационными особенностями деятельности;

— формирование единого порядка распределения планируемых и фактических затрат по видам деятельности;

— формирование новых учетных процедур, ориентированных на эффективное управление затратами.

Использование данной системы сбалансированных показателей позволяет осуществить контроль

за выполнением стратегического плана развития и способствует выявлению причины возникновения отклонений для целей обеспечения бесперебойности и надежности перевозок грузов и пассажиров.

Для решения соответствующих задач в данном информационном формате определены такие функции управления предприятием, как:

— регулярное принятие сводного бюджета на плановый период с его детализацией по видам деятельности, подразделениям, статьям и элементам затрат, центрам ответственности и местам их возникновения;

— мониторинг (текущий контроль) выполнения сводного бюджета в разрезе подразделений, видов деятельности, центров ответственности, мест возникновения, статей и элементов затрат;

— процессы рассмотрения и анализа исполнения бюджетных показателей как основы стратегического управленческого учета по итогам планового периода по подразделениям, центрам ответственности и местам возникновения затрат.

Их решение позволяет определить с использованием современных информационных технологий оптимальные тарифы, объемы перевозок, сумму эксплуатационных расходов, доход и рентабельность.

Результаты проведенного исследования определяют возможности формирования новых подходов к управленческо-аналитической информационной системе предприятий внутреннего водного транспорта на основе оптимизации процесса бюджетирования, охвата целевой направленности стратегического управленческого учета и совершенствования организации системы внутреннего контроля.

Список литературы

1. Апчерч А. Управленческий учет: принципы и практика. М.: Финансы и статистика. 2004. 952 с.

2. Уорд К. Стратегический управленческий учет: пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес. 2002. 448 с.

3. БогатаяИ.Н. Стратегический учет собственности предприятия. Ростов н/Д. Феникс. 2001. — 317 с.

4. Булгакова С.В. Управленческий учет: методология и организация. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2008. 199 с.

5. Варьяш И.Ю. Контроллинг экономических ожиданий. М.: Финансовый университет, 2012. 173 с.

6. Ивашкевич В.Б. Организация стратегического управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат // Бухгалтерский учет. 2000. № 5. С. 56-60.

7. Ивашкевич В.Б. Современные тенденции развития стратегического управленческого учета // Бухгалтерский учет. 1996. № 12. С. 34-36.

8. Керимов В.Э. Об организации стратегического управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2003. №14. С. 39-43.

9. Несветайлов В. Ф. Стратегический управленческий учет на предприятиях энергетики. М.: Информбюро,

10. Николаева О., Алексеева О. Стратегический управленческий учет. М.: ЛКИ, 2008. 304 с.

11. Пашигорева Г.И. Цели и задачи стратегического управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2000. № 19. С. 63-66.

12. ПизенгольцМ.З. О содержании стратегического управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2000. № 19. С. 60-63.

13. СоколовЯ.В. Управленческий учет. М.: Магистр, 2010. 428 с.

14. Чумаченко Н.Г. О внедрении стратегического управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2003. № 19. С. 63-65

15. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес. 2008. 320 с.

16. Абрамов А.А., Гурр И.Э. Методика формирования системы сбалансированных показателей управленческого учета как основы стратегического развития предприятий водного транспорта // Международный научно-теоретический журнал «Социально-экономические явления и процессы».

2011. 423 с.

2013. Вып. 10 (056). С. 15-20.

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

Managerial Accounting

SPECIFICS OF ORGANIZING AND OPERATING THE STRATEGIC ACCOUNTING SYSTEM IN ENTERPRISES OF INLAND WATER TRANSPORT

Aleksandr A. ABRAMOV*, Irina E. GURRb

a Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation abramov@ef.unn.ru

b Volga State University of Water Transport, Nizhny Novgorod, Russian Federation gurr-irina@yandex.ru

* Corresponding author

Abstract

Importance Currently, the economic literature pays great attention to setting up and developing management accounting in the Russian Federation. We should mention the article by M.A. Vakhrushina on this 20-year process, where the author examines the strategic management accounting in terms of its definition. The article reviews one of the approaches to organizing the strategic management accounting system in the inland water transport sector. Objectives The research pursues substantiating the specifics and prospects of developing the strategic management accounting system in enterprises of inland water transport. Strategic management accounting indicators provide the management with reliable information that helps them improve the efficiency and performance.

Methods The methodological framework relies upon the proceedings by Russian and foreign scholars. The research employs methods of comparison, induction, deduction, analysis, and synthesis.

Results We substantiated and systematized the composition of strategic management accounting indicators for inland water transport enterprises, and we propose reporting forms per responsibility centers.

Conclusions and Relevance It is necessary to specify the concept of strategic management accounting, identified the relation between strategic management accounting and strategic corporate development. We also substantiate the need to form the single information base through the balanced scorecard. The findings may be applied by shipping companies of the inland water transport system in order to set up strategic management accounting and for teaching the Management Accounting Course.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Upchurch A. Upravlencheskii uchet:printsipy ipraktika [Management Accounting: Principles and Practice]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2004, 952 p.

2. Ward K. Strategicheskii upravlencheskii uchet [Strategic Management Accounting]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2002, 448 p.

3. Bogataya I.N. Strategicheskii uchet sobstvennostipredpriyatiya [Strategic accounting of corporate property]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2001, 317 p.

4. Bulgakova S.V. Upravlencheskii uchet: metodologiya i organizatsiya: monografiya [Management accounting: methodology and organization: a monograph]. Voronezh, Voronezh State University Publ., 2008, 199 p.

5. Var'yash I.Yu. Kontrolling ekonomicheskikh ozhidanii [Controlling of economic expectations]. Moscow, Financial University Publ., 2012, 173 p.

6. Ivashkevich V.B. Organizatsiya strategicheskogo upravlencheskogo ucheta po tsentram otvetstvennosti i mestam formirovaniya zatrat [Arranging strategic management accounting per responsibility centers and cost centers]. Bukhgalterskii uchet = Accounting, 2000, no. 5, pp. 56-60.

Article history:

Received 26 August 2015 Accepted 31 August 2015

JEL classification: D24, L91, M40, M49

Keywords: strategic management accounting, strategic development, information base, balanced scorecard

7. Ivashkevich V.B. Sovremennye tendentsii razvitiya strategicheskogo upravlencheskogo ucheta [Contemporary trends in strategic management accounting development]. Bukhgalterskii uchet = Accounting, 1996, no. 12, pp.34-36.

8. Kerimov V.E. Ob organizatsii strategicheskogo upravlencheskogo ucheta [On organization of strategic management accounting]. Bukhgalterskii uchet = Accounting, 2003, no. 14, pp. 39-43.

9. Nesvetailov V.F. Strategicheskii upravlencheskii uchetnapredpriyatiyakh energetiki [Strategic management accounting in the energy sector]. Moscow, Informbyuro Publ., 2011, 423 p.

10. Nikolaeva O., Alekseeva O. Strategicheskii upravlencheskii uchet: monografiya [Strategic management accounting: a monograph]. Moscow, LKI Publ., 2008, 304 p.

11. Pashigoreva G.I. Tseli i zadachi strategicheskogo upravlencheskogo ucheta [Goals and objectives of strategic management accounting]. Bukhgalterskii uchet = Accounting, 2000, no. 19, pp. 63-66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Pizengol'ts M.Z. O soderzhanii strategicheskogo upravlencheskogo ucheta [On content of strategic management accounting]. Bukhgalterskii uchet = Accounting, 2000, no. 19, pp. 60-63.

13. Sokolov Ya.V. Upravlencheskii uchet: mif ili real'nost'? [Management accounting: a myth or reality?].

Bukhgalterskii uchet = Accounting, 2000, no. 18, pp. 51-59.

14. Chumachenko N.G. O vnedrenii strategicheskogo upravlencheskogo ucheta [On implementation of strategic management accounting]. Bukhgalterskii uchet = Accounting, 2003, no. 19, pp. 63-65.

15. Kaplan R.S., Norton D.P. Sbalansirovannaya sistema pokazatelei. Ot strategii k deistviyu [The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2008, 320 p.

16. Abramov A.A., Gurr I.E. Metodika formirovaniya sistemy sbalansirovannykh pokazatelei upravlencheskogo ucheta kak osnovy strategicheskogo razvitiya predpriyatii vodnogo transporta [Technique for forming the system of the balanced indicators of management accounting as bases of strategic development of transport enterprises]. Sotsial 'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socio-Economic Processes and Phenomena,

2013, no. 10, pp.15-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.