Научная статья на тему 'ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ'

ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
395
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ»

может ли идти по карьерной лестнице вверх. Этот аудит проводится раз в 2 месяца.

Несмотря на различные проверки, предприятие должно быть в «стандарте», чтобы не было отклонений [3]. Перечисленные оценки качества являются внутренними проверками, а также не следует забывать, что существуют и внешние проверки, такие как Санэпидемстанция, Налоговая проверка, Бухгалтерские проверки.

Таким образом, лидирующие позиции KFC на рынке общественного питания России, прежде всего, обусловлены разработанной системой менеджмента качества, состоящей из многочисленных методов оценки.

Использованные источники:

1.Рыкова И.В. Франчайзинг для регионов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fpsr.ru/f/LRykova.Franchajzing_dlya_regionov.pdf - 2008 (дата обращения: 25.12.2016).

2.Тарануха Ю. Глобальная конкуренция: истоки и последствия/Журнал «Экономист» - № 11 - 2014 - С. 60

3.Гавриш Е.С. Анализ конкурентоспособности России в сфере гостеприимства/Журнал «Научно-методический электронный журнал Концепт» - Киров - № S6 - 2016. - С.26

УДК - 379.81

Горнштейн М.Ю., кандидат экономических наук

профессор МПГУ Россия, г. Москва Подольских А.А. магистрант МПГУ Россия, г. Москва

ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

В современных рыночных условиях при жесткой и все возрастающей конкуренции на товарных рынках, выходом российских предприятий на международные рынки и открытии российских рынков для зарубежных товаров, проблема повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности становится приоритетной для отечественных товаропроизводителей, прежде всего, в сфере среднего и крупного бизнеса.

Для решения этой проблемы необходимы не только соответствующая материальная база и финансовые ресурсы, квалифицированный и заинтересованный персонал, но и комплексная эффективная система управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.

Традиционно наиболее важными ресурсами предприятия считаются ее материальные активы, прежде всего, физические активы и капитал. Именно

они лежат в основе достижения предприятием устойчивых конкурентных преимуществ.

Однако в современных рыночных условиях финансово-экономические результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия в значительной степени могут быть обусловлены неосязаемыми активами, позволяющими повысить мотивированность трудового коллектива, создать и укрепить положительный образ предприятия, обеспечить доверие потребителей к нему и к его продукции и соответственно повысить конкурентоспособность предприятия и его продукции. [2]

К такого рода активам может быть отнесен комплекс мероприятий, осуществляемых для создания массовых и корпоративных событий с помощью методов событийного или event- менеджмента. Целью организации таких мероприятий является превращение обычного рядового мероприятия в масштабное запоминающееся событие, укрепляющее корпоративный дух, сплачивающее и мотивирующее трудовой коллектив, способствующее продвижению на национальные и международные рынки продукции предприятия.

Несмотря на важность указанной проблемы, отечественный рынок подобных услуг до настоящего времени не сформирован, а в научной, методической и учебной литературе этим вопросам не уделяется должного внимания, имеется ряд нерешенных вопросов и противоречий, связанных с организацией и проведением культурно - событийных мероприятий.

Культура, как известно, представляет устоявшуюся иерархическую совокупность ценностных ориентиров, норм и поведенческих стереотипов, принятых в данном обществе, передаваемых из поколения в поколение посредством макросистемы знаков и кодов и усвоенных личностью. Культура включает набор признаков, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему мыслями и переживаниями.

Наиболее важные из них представлены в таблице 1.

Таблица 1. Характерные признаки культуры

№ п/п Признак культуры Содержание признака

1 Системный характер Культура - сложно-организованная иерархическая структура взаимозависимых элементов

2 Формирование норм и ценностей Нормы и ценности - основные составляющие культуры, общие для определенной группы людей

3 Относительный характер норм и ценностей Различное понимание норм и ценностей у разных групп людей

4 Наличие макросистемы знаков Выражение норм и ценностей в процессе коммуникации посредством макросистемы знаков, кодов и стереотипов

5 Формирование традиций Тенденции к формированию традиций, т.е. закреплению и передаче из поколения в поколение норм и ценностей

6 Коммуникативный Передача норм и ценностей посредством общения

характер

7 Морально-этический характер Формируемые в пределах каждой культуры нормы и ценности носят морально-этический характер, рассматриваются как правильные и теряют свой абсолютный характер вне данной культуры

8 Добровольный характер Приверженность данной культуре носит добровольный характер

9 Ограничительный характер Нормы и ценности, представляя для своих носителей морально-этическую ценность, имеют ограничительный характер

10 Несовпадение универсальных норм корпоративной культуры с нормами отдельных групп (членов общества) Любые универсальные нормы и ценности корпоративной культуры могут вступать в конфликт с нормами и ценностями, присущими отдельным группам сотрудников (членам общества)

В таблице 2 представлены характеристики основных элементов культуры.

_Таблица 2. Характеристики основных элементов культуры_

№№ Элементы Характеристика элементов культуры

п/п. культуры

1 Обычаи Чувственно-интеллектуальный продукт деятельности, являющийся выражением опыта предшествующих поколений и выступающий как важнейшая установка, регулирующая человеческое поведение

2 Нормы Стандарт поведения в определенной культуре; схемы поведения, поощряемые обществом

3 Ценности Выражение определенных явлений действительности; объединяющие индивидуумов убеждения или социальные нормы, характеризующие в данной культуре субъективные значения, которыми наделяется каждый вид деятельности и являющиеся механизмом ценностного освоения действительности

4 Смысл Содержание значения того или иного предмета, посредством которого сообщество людей понимает окружающий мир как естественную данность

5 Знание Результат процесса познания действительности, проверенный общественно-исторической практикой и подтвержденный логикой

6 Стереотипы Типовые стандарты поведения, распространяющиеся на всех членов определенной группы и направленные на единообразное понимание окружающего мира

7 Вера Суждения, не поддающиеся и не требующие практического обоснования

Место и роль культуры в деятельности человека можно понять на основе представлений о том, что деятельность людей носит, в конечном счете, воспроизводственный характер. Общественное воспроизведение включает воспроизводство личности, всей системы общественных отношений, в том числе технологических и организационных, а также саму культуру.

Назначением культуры является процесс общественного воспроизводства и развития самого человека как субъекта разносторонней социальной деятельности и человеческих отношений. Культура как необходимая часть общественного воспроизводства и одновременно, как важнейшая характеристика субъекта деятельности, развивается в единстве с воспроизводственным процессом в целом.

Необходимо отметить, что предметная деятельность человека является основой, подлинной субстанцией реальной истории человеческого рода. Вся совокупность предметной деятельности выступает движущей предпосылкой всей истории культуры, да и всей человеческой истории. При этом деятельность представляет собой способ бытия общественного человека, а культура - способ деятельности человека, технологию этой деятельности.

Следует сказать, что культура является исторически и социально обусловленной формой человеческой деятельности, представляющей собой исторически изменяющуюся и исторически конкретную совокупность тех приемов, процедур и норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности во всех ее измерениях и отношениях. Другими словами, культура является механизмом регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.

Важным самостоятельным, эффективным и перспективным направлением культуры на современном этапе развития общества становится культурно-досуговая деятельность. Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую актуальность, выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга населения, обеспечения широкого диапазона и универсальности содержания этой деятельности, создает условия развития личности. Между тем, гуманистическая направленность культурно-досуговой деятельности, воспитание потребности индивидуума во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночными отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержания.

На наш взгляд, досуг следует рассматривать как систему различных видов деятельности, ориентированную на реализацию разнообразных потребностей людей, направленную на разностороннее физическое и духовное развитие личности и осуществляемую в свободное время индивидуума.

Проведение досуга способствует как процессам более полной реализации возможностей человека, так и удовлетворению его потребностей в межличностном общении и различных развлечениях. [1]

В культурно-досуговую деятельность прямо или косвенно включены самые широкие слои населения. Происходящие в стране в последние четверть века политические и социально-экономические процессы обусловили существенное изменение содержания и форм культурно-

досуговой деятельности, обладающей даже в периоды кризисов большим потенциалом воздействия на личность.

Многообразие форм, методов и средств культурно--досуговой деятельности позволяет донести до людей идеи духовного возрождения общества. Содержание культурно-досуговой деятельности обусловлено потребностями общества в совершенствовании общественных отношений, развитии разносторонних способностей людей, оптимальной организации и проведении досуга.

Рациональная организация культурно-досуговой деятельности создает условия для объединения людей, выявления их способностей и создания условий для их проявления; создает ощущение большей свободы и независимости, что является непременным условием продуктивной деятельности предприятий в рыночной экономике.

Разнообразие форм культурно-досуговой деятельности, постоянный поиск интересного материала, выбор нестандартных подходов позволяют вовлечь в эти процессы большее число заинтересованных участников.

Все это предъявляет к культурно-досуговой деятельности повышенные требования, потому что она своими корнями уходит в самую гущу широких народных масс. Поэтому необходим постоянный поиск новых форм удовлетворения потребностей людей в досуге.

Основной целью культурно-досуговой деятельности, отражающей цели развития и потребности общества, можно считать повышение общей культуры общества. Локальными целями являются воспитание культуры профессиональной, экономической, нравственной, эстетической, физической, правовой, экологической и др.

Об уровне культуры человека можно судить по его поступкам, повседневному его поведению на работе, в общественных местах, в семье и т.д. Правильные, приемлемые в обществе поступки возникают не сами по себе, они выстраиваются на основе имеющихся убеждений и взглядов, вытекающих из определенных знаний. Взгляды человека на мир, на природу, на общество, на самого себя, его убеждения и осознание своих поступков тем глубже и объективнее, чем больше его знания.

Приобщая человека к культурным ценностям, в том числе включая его в систему культурно-досуговой деятельности, следует стремиться пополнить его знания, сформировать его взгляды и убеждения, нацелить на правильные поступки и действия. Это должно найти свое выражение в общественной, трудовой, физической и культурной активности личности и в его активной жизненной позиции в целом.

Цели социальной программы общества направлены, в том числе на формирование, развитие, изменение человеческих потребностей. Цели, проходя через сознание человека, становятся сознательной деятельностью и превращаются в потребности, стимулирующие волю и мотивы поведения

человека. Рациональные потребности возникают в процессе труда, учебы, в семье, коллективе и обусловливаются всем образом жизни.

Следует отметить, что цели и потребности теснейшим образом связаны между собой: цель является функцией потребности, выступающей как объективное материально данное, а цель - как выраженное идеально желаемое будущее состояние. [3]

В целеполагании технологии культурно - досуговой деятельности следует выделять два основных этапа: теоретической разработки и реализации. Достижение цели представляет многоступенчатый, сложный процесс, требующий последовательного перехода от одного этапа развития к другому.

Совокупность локальных целей, входящих в главную цель, складывается в систему целеполагания. При отсутствии такой взаимосвязи локальные, частные цели оставались бы отчужденными, формальными. В случае же, если действия субъекта будут осуществляться безотносительно главной цели, то полученный результат может не соответствовать целям системы в целом. Локальные цели, будучи связанными с главной целью, приближают ее достижение, обеспечивая только в этом случае получение гарантированного намеченного результата. Именно поэтому цель является важным звеном в механизме технологического процесса культурно-досуговой деятельности, ориентируя на накопление духовного потенциала личности, расходуемого на реализацию поставленных целей.

Из сказанного следует сделать вывод, что цель культурно-досуговой деятельности состоит в том, чтобы сформировать личную модель взаимодействия человека с окружающим миром, с другими людьми для обретения своего смысла жизни и осознания себя как личности.

Сложность решения данной проблемы вытекает из противоречия между фактическим состоянием и потребностями общества в культурно-досуговой деятельности. По своему содержанию и методам культурно-досуговая деятельность не полностью соответствует происходящим в настоящее время изменениям в экономической и политической жизни страны, росту общественной активности различных слоев населения, изменениям в образе жизни людей.

Необходимо констатировать, что в сложившейся в последние десятилетия в стране новой социально-экономической ситуации образовался определенный разрыв между духовными устремлениями и ценностными ориентациями населения, и целями и направлениями культурно - досуговой деятельности, что настоятельно требует разработки механизмов устранения такого расхождения.

Использованные источники:

1.Асанова И.М. Организация культурно-досуговой деятельности. - М.: Академия, 2014. - 192 с.

2.Горнштейн М.Ю Особенности нематериальных ресурсов

предприятия и оценка их стоимости. // Вопросы экономических наук. № 2 (78). 2016. С.26 -31

З.Коленько С.Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства. - М.: Юрайт, 2016. - 370 с.

УДК - 379.81

Горнштейн М.Ю., кандидат экономических наук

профессор МПГУ Россия, г. Москва Подольских А.А. магистрант МПГУ Россия, г. Москва СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Важной целью организации культурно - досуговой деятельности является формирование необходимых качеств членов гражданского общества. Государственная политика в сфере культурно-досуговой деятельности направлена поэтому на выработку целостной культурной политики с системой мероприятий и законодательно-правовых механизмов, осуществляемых органами власти с целью культурного развития как общества в целом, так и отдельных групп населения.

В настоящий период социально - культурная политика многих государств мира, а также механизмы государственно-правового регулирования действуют в разных областях досуга в многообразных формах. Одним из ключевых факторов социально - культурной политики в России является предоставление равного доступа к культурным ценностям представителям всех социальных слоев и групп населения независимо от имущественного положения и социального статуса.

Перераспределяя финансовые ресурсы, государство своей культурной политикой создает благоприятные условия для того, чтобы представители разных поколений и слоев населения могли в свободное время приобщиться к национальному наследию, включиться в творческие занятия, познакомиться с современными формами досуга. При этом многие аспекты культурной политики, включая и политику в сфере досуга, поддерживаются законодательной практикой и механизмами общественного контроля.

Одним из направлений государственно-правового регулирования культурно - досуговой деятельности является регламентация деятельности бизнеса в сфере культуры и рекреации, разнообразных занятий населения в свободное время.

В различных странах объем и формы государственно-правового регулирования домашнего досуга неодинаковы, опираются на традиции, ориентируются на поддержку бизнеса, а также общественных и религиозных организаций, учитывают состояние общественного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.