Научная статья на тему 'Специфика и перспективы развития современного молодежного досуга'

Специфика и перспективы развития современного молодежного досуга Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1525
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДОСУГ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ СФЕРА / YOUTH / YOUTH CULTURE / SOCIALIZATION / LEISURE / LEISURE ACTIVITIES / CULTURAL AND LEISURE SPHERE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кавера Виктория Анатольевна

Молодежный досуг имеет свои особенности: ориентация на интересы и потребности, своеобразие среды протекания, рост доли духовных форм досуга, острая потребность в общении со сверстниками, склонность к игровой деятельности, преобладание в структуре досуга оздоровительной деятельности, фактор престижа той или иной формы досуга, ярко выраженная потребность в творчестве, компьютеризация и интернетизация. Качество жизни общества, его экономическая и социальная стабильность, нравственность во многом определяются характеристиками и уровнем развития молодежи как неотъемлемой его части. Воспитание и развитие молодого поколения должно осуществляться с участием всех социальных институтов, а особенно посредством различных учреждений культуры. Изучению культуры и структуры досуга посвящено множество научных работ, но проблема совершенствования молодежи и общества в целом с помощью адекватно организованного досуга остается актуальной и имеет перспективы для дальнейшего изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specif cs and prospects of development of modern youth leisure

Youth leisure has its own characteristics: focus on interests and needs, originality of the environment, increase in the share of spiritual forms of leisure, an acute need for communication with peers, a tendency to play activities, the prevalence of recreational activities in the structure of leisure, a factor of prestige of a particular form of leisure expressed need for creativity, computerization and Internet. The qualities of life of a society, its economic and social stability, morality are largely determined by the characteristics and level of development of young people as an integral part of it. The upbringing and development of the young generation should be carried out with the participation of all social institutions, and especially through various cultural institutions. Many scientif c papers have been devoted to the study of culture and leisure structure, but the problem of improving the youth and society as a whole with the help of adequately organized leisure remains relevant and have prospects for further study.

Текст научной работы на тему «Специфика и перспективы развития современного молодежного досуга»

УДК 379.81-053.6

В. А. Кавера

Специфика и перспективы развития современного молодежного досуга

Молодежный досуг имеет свои особенности: ориентация на интересы и потребности, своеобразие среды протекания, рост доли духовных форм досуга, острая потребность в общении со сверстниками, склонность к игровой деятельности, преобладание в структуре досуга оздоровительной деятельности, фактор престижа той или иной формы досуга, ярко выраженная потребность в творчестве, компьютеризация и интернетизация. Качество жизни общества, его экономическая и социальная стабильность, нравственность во многом определяются характеристиками и уровнем развития молодежи как неотъемлемой его части. Воспитание и развитие молодого поколения должно осуществляться с участием всех социальных институтов, а особенно посредством различных учреждений культуры. Изучению культуры и структуры досуга посвящено множество научных работ, но проблема совершенствования молодежи и общества в целом с помощью адекватно организованного досуга остается актуальной и имеет перспективы для дальнейшего изучения.

Ключевые слова: молодежь, молодежная культура, социализация, досуг, досуговая деятельность, куль-турно-досуговая сфера

Victoria А. Kavera

Specifics and prospects of development of modern youth leisure

Youth leisure has its own characteristics: focus on interests and needs, originality of the environment, increase in the share of spiritual forms of leisure, an acute need for communication with peers, a tendency to play activities, the prevalence of recreational activities in the structure of leisure, a factor of prestige of a particular form of leisure expressed need for creativity, computerization and Internet. The qualities of life of a society, its economic and social stability, morality are largely determined by the characteristics and level of development of young people as an integral part of it. The upbringing and development of the young generation should be carried out with the participation of all social institutions, and especially through various cultural institutions. Many scientific papers have been devoted to the study of culture and leisure structure, but the problem of improving the youth and society as a whole with the help of adequately organized leisure remains relevant and have prospects for further study.

Key words: youth, youth culture, socialization, leisure, leisure activities, cultural and leisure sphere DOI 10.30725/2619-0303-2019-3-114-119

Традиционно в обществе носителем передовых, инновационных идей считается молодежь. Особенно актуальной эта идея становится в современных условиях рыночной экономики, развития информационного общества и глобализации. Именно выбранные молодежью социальные ориентиры становятся основой для будущего успешного или неуспешного развития общества. Поэтому столь важно понимать проблемы современной молодежи, изучать ее потребности и предпочтения во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере досуга.

Проанализировав существующие определения категории «молодежь», можно обозначить это понятие следующим образом: социально-демографическая группа, отличающаяся внутренней неоднородностью и включающая в себя

людей в возрасте примерно от 14 до 30 лет (некоторые социологи сдвигают верхнюю границу до 35 лет); многочисленная часть населения, которая находится в процессе социализации и усваивает систему знаний, умений и навыков, которая в будущем позволит молодым людям функционировать как полноправным членам общества.

При этом социологи утверждают, что роль молодежи в обществе, ее положение и виды деятельности, а также потребности, мировоззрение, социально-психологические характеристики в полной мере зависят от исторически сложившейся ситуации, социально-политического строя, от существующих общественных отношений и традиций.

Молодой человек вынужден принимать важнейшие для дальнейшей жизни решения:

выбор друзей, выбор профессии, выбор спутника жизни и пр. А усугубляется этот процесс еще и тем, что он происходит в условиях отсутствия того или иного личного опыта.

Самые главные в жизни человека социально-демографические события приходятся именно на период молодости. Молодежь получает общее и профессиональное образование, начинает трудовую деятельность, вступает в брак и обзаводится детьми. За относительно небольшой промежуток времени вслед за этими событиями несколько раз меняется и социально-демографический статус молодого человека.

В возрасте до 18 лет - это статус учащегося средних и профессиональных учебных заведений. В это время молодые люди еще не имеют полноценных гражданских прав и в большей степени находятся на иждивении у родителей. Молодежь в возрасте 18-24 лет имеет статус студентов или молодых специалистов. Как правило, в этом возрасте происходит отделение молодых людей от родителей, начинается активное вступление в брак, появляются молодые семьи и первые дети. Молодежь в возрасте от 25 до 29 лет - это люди, обладающие некоторым жизненным опытом, в большей степени определившиеся с профессиональной деятельностью, получившие определенную квалификацию.

В процессе своего взросления и развития молодежь проходит три этапа социализации, т. е. процесса становления своей личности, установок и образцов поведения, принятых в данном обществе, усвоения этих ценностей и норм. В рамках первого этапа молодежь является преимущественно объектом воздействия старших поколений, которые делятся своим опытом в разнообразных сферах жизнедеятельности, в том числе в социально-культурной сфере. На втором этапе молодежь присоединяется к миру «взрослых» отношений, становится частью производственных сил, пользуется своими политическими и гражданскими правами [1]. Именно на этом этапе происходит активное освоение социально-культурных ценностей, которые накоплены в конкретном обществе. На втором этапе социализации молодежь одновременно является и объектом общественных воздействий и субъектом социально-культурного творчества. Третий, завершающий процесс социализации характеризуется тем, что молодежь становится полноценной частью производственных сил и отношений, общества в целом, а также активным субъектом социально-культурной деятельности.

Важно отметить, что степень вовлеченности молодых людей в культурно-досуговую сферу является различной на каждом этапе социализации.

Отечественные исследователи в области философии, психологии и педагогики всегда проявляли интерес к проблемам молодежи как важной социальной группы. Этот интерес проявился в работах Н. П. Ищенко, В. Т. Лисовского, С. Н. Иконниковой, И. С. Кона, Л. И. Новиковой и других. Проблемам молодежного досуга посвящено достаточно много и современных исследований.

В исследованиях таких зарубежных и отечественных ученых, как А. Коэн, Т. Парсонс, В. А. Гришин, А. С. Запесоцкий, В. Т. Лисовский, З. В. Сикевич, А. В. Толстых молодежная культура рассматривается как отдельная субкультура, которая определяет стиль мышления и стиль жизни ее носителей.

Философские и социологические исследования И. В. Бестужева-Лада, А. Я. Куклина, И. В. Саркисова, Э. В. Соколова, Б. А. Трегубова имеют особенно важное значение при осмыслении культуры досуга и проблем свободного времени молодежи.

Социально-педагогические условия стимулирования культурно-досуговой деятельности молодежи, а также специфику досуга молодых людей подробно исследовал В. Я. Суртаев.

Еще в начале 1990-х гг. известный социолог З. В. Сикевич, изучая сущность молодежной культуры, сделал вывод о том, что она является разновидностью возрастной ассимиляции. Молодежная культура вторична по отношению к базисной культуре, свойственной обществу на определенном этапе развития, и одновременно она выступает как культура конкретного молодого поколения и определенный этап в жизни каждого человека, когда происходит становление личности, связанное с самоопределением и самореализацией индивида.

Еще один аспект сущности молодежной культуры обозначил американский социолог Чарлз Бидуэлл. В своих работах он приходит к следующему: молодежная культура не является точной копией так называемой «культуры взрослых». В определенной степени зависимое положение и затянувшаяся пора юношеских ожиданий заставляет молодых людей искать среди доступных им ценностей и стилей поведения взрослых те, которые бы помогли бы им справиться с неопределенностью их положения в обществе. Нельзя игнорировать и то обстоятельство, что сама «культура

взрослых», отличаясь большим разнообразием, может служить хорошей почвой для того, чтобы помочь адаптироваться молодым людям разного социального происхождения, с различными интересами и возможностями к молодежному статусу.

Причину антисоциальных поступков, пьянства и прочих форм антидосуга обозначил Э. В. Соколов. По его мнению, эгоистические настроения, равнодушие к заботам и делам народа, антисоциальные проявления вызваны частичной неосвоенностью свободного времени молодежи. Тем самым исследователь подчеркнул особую важность решения проблем свободного времени и досуговой культуры молодежи.

Досуг как нерегламентированная и эмоционально окрашенная сфера деятельности, которая позволяет самостоятельно выбирать свою форму исходя из интересов и потребностей человека, которая может сочетать в себе физическую и интеллектуальную деятельность, творчество и созерцание, игру и производство, всегда привлекал молодежь. Многие молодые люди считают социально-культурные институты досуга главными сферами личностной самореализации.

Сейчас досуговая сфера всего нашего общества и тем более российской молодежи претерпевает серьезные изменения. Это связано с трансформациями в социокультурной жизни страны, культурными и технологическими изменениями в условиях глобализации и развития информационного общества. Активно возникают качественно новые по содержанию виды досуга, которые сочетают в себе развлекательную, культурно-потребительскую и рекреационную направленность. В связи с появлением и развитием новых информационных технологий и изменениями мотивационных ценностей молодого человека многие виды досуга стали другими не только по форме, но и по содержанию [2].

При анализе особенностей молодежного досуга стоит учитывать тот факт, что молодежь отличается многообразием психологических типов входящих в ее состав людей, уровнем их образования, ценностями и жизненными позициями. При этом молодежь едина в том, что она подвержена частой смене настроений, характеризуется зрительной и интеллектуальной восприимчивостью, отдает предпочтение поисковой, творческо-экспериментальной деятельности, которая бы обеспечила повышенную эмоциональную и физическую активность, частую смену деятельности.

Различные отечественные и зарубежные ученые выделяют следующие особенности молодежного досуга:

1) ориентация на досуговые интересы и потребности. Система организации досуга определяется постоянно меняющимися в зависимости от этапа социализации интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Удовлетворение одной потребности, как правило, приводит к появлению новой. Этот процесс способствует смене видов деятельности и обогащению досуга. Вслед за изменениями социального положения человека меняется и структура его досуга. Досуг становится богаче при увеличении свободного времени и росте общего культурного уровня. При этом важно, чтобы молодой человек был нацелен на самосовершенствование и занимал свое свободное время соответствующим образом. В противном случае происходит деградация досуга [3].

2) своеобразие форм и мест проведения досуга. Как правило, родительская, семейная среда в нормальной ситуации не является приоритетной при выборе места проведения досуга молодыми людьми, и большая часть молодежи предпочитает проводить свое свободное время в компании сверстников вне дома. Самостоятельность молодежи также проявляется в выборе форм поведения, друзей, одежды и т. д. В нестандартной же ситуации, когда необходимо решить серьезные жизненные проблемы, молодежь охотно советуется с родителями, прислушивается к их наставлениям.

3) рост в структуре досуга доли таких способов проведения свободного времени, которые бы предоставили возможность для развлечения как такового, для познания нового.

4) острая потребность в общении со сверстниками. Эту особенность молодежи мы наблюдаем, когда рассматриваем молодежные компании, с точки зрения своеобразной жизненной школы, как одну из форм самоутверждения личности в социуме. Досуговое общение молодежи позволяет удовлетворить потребность молодых людей в эмоциональном контакте и сопереживании, потребность в информации, а также потребность в объединении усилий для совместных действий. Потребность в близком эмоциональном контакте молодежь удовлетворяет в рамках семьи, небольшой группы друзей. Это связано с тем, что устойчивое и продолжительное личностное взаимодействие возможно, в большей степени, между людьми со схожими ценностными ориентациями.

Психолог Казимеж Обуховский в связи с этим отмечал в своей работе «Психология влечений человека», что эмоциональный контакт, подразумевает его двусторонность. При таком контакте индивид чувствует особую заинтересованность к себе, созвучность других с его собственными чувствами. Именно такой настрой способствует возникновению эмоционального контакта. Удовлетворение потребности в информации образует следующий тип молодежного общения.

Информационные контакты молодых людей, по сравнению с личностными связями, являются более простыми и доступными. При этом данный тип общения характеризуется некоторой асимметричностью: один участник ведет себя более активно, другой -менее активно. В таком общении центральной становится личность, обладающая той или иной важной в определенный момент информацией.

Потребность в совместных согласованных действиях удовлетворяется, если молодой человек участвует в деятельности молодежных неформальных объединений, творческих объединений, самодеятельных любительских объединений. На первый план в функционировании таких объединений выходит общая цель, эмоционально окрашенная деятельность, позволяющая почувствовать себя сопричастным чему-то, идентифицировать себя как члена той или иной группы.

Общение может быть познавательным или развлекательным, кратковременным, периодическим или систематическим, пассивным или активным, непосредственным или опосредованным.

5) склонность к игровой деятельности. Современная молодежь предпочитает игровую деятельность и с большим трудом приспосабливается к специализированной и однообразной деятельности. Это связано с тем, что игра способна захватить психику целиком, дает постоянный приток разнообразных эмоций и новых ощущений. Формы игровой деятельности многочисленны:телевизионные и виртуальные викторины, конкурсы, компьютерные игры, настольные игры, спортивные состязания и т. д. Игра в современном мире притягивает молодежь, так как позволяет целиком погрузиться в другой, отличный от повседневности, быстро разрастающийся и развивающийся виртуальный мир. Отсюда вся серьезность влияния игровой деятельности на молодого человека.

6) преобладание в структуре досуга деятельности, ориентированной на здоровый

образ жизни. Сегодня физкультура и спорт являются наиболее популярными среди молодежи видами досуга, так как они обеспечивают нормальное физическое развитие, здоровье, предоставляют множество возможностей для самореализации, развивают умения владеть собой и своим телом. Благодаря занятиям спортом растет уверенность в себе, которой так не хватает молодым людям. Оздоровительная деятельность принимает множество форм: индивидуальные занятия плаванием, бегом, йогой, различными видами оздоровительной гимнастики, фитнесом в домашних условиях, в спортивных клубах и залах, на спортивных площадках под открытым небом, занятия боевыми искусствами, фехтованием, коллективными спортивными играми, спортивным ориентированием, экстремальными видами спорта (прыжки с парашютом, сноубординг и пр.) и т. д.

7) фактор престижа. Ученые Н. Ф. Наумова и В. З. Роговин в своих работах отмечают, что понятие «престижа» или «престижности» в обществе определяется как статусные явления. Престижным обычно считается все то, что, по мнению конкретного человека, говорит о его высоком и значительном социальном положении, о его благополучии и жизненном успехе [4, с. 82]. Среди большинства молодежи на сегодняшний день фактор престижа является очень значимым. Это связано с произошедшими существенными трансформациями в современном обществе. Занятия престижными видами деятельности, в том числе и досуговыми, подчеркивают современность, позволяют достигнуть определенного желаемого социального статуса. На выбор досугового занятия также влияют представления о престижности той или иной деятельности. К престижным видам досуго-вой деятельности среди молодежи в условиях крупного города можно отнести такие виды деятельности, как посещение «топовых» клубов и танцполов, туристические поездки за границу, занятия модными видами спорта (в том числе экстремальными).

В связи с тем, что представления о престижности у всех разные, важно более точно исследовать и выявлять причины, по которым молодые люди выбирают ту или иную форму досуга. Различные исследования свидетельствуют о том, что с ориентацией на повышение статуса связано и антисоциальное поведение молодежи (употребление наркотиков, алкоголизм, бандитизм) [5, с. 157]. В этом случае речь идет о такой престижной форме досуга, который в связи с отсутствием ограничений по-

зволяет с легкостью преодолевать социальные барьеры. Подобные выводы в результате своего исследования делает А. В. Соколов, фиксируя значительные изменения шкалы ценностей у жителей нашей страны и сильнейшее стремление молодежи выделиться из толпы, стать элитой [6].

8) ярко выраженная потребность в творчестве. Каждому человеку в большей или меньшей степени свойственная потребность в творчестве. У молодежи эта потребность проявляется очень сильно, ведь творчество приносит удовлетворение, способствует духовному развитию и доступно абсолютно всем. К основным видам творчества относятся декоративно-прикладное (кулинария, рукоделие, ремесла, hand made и пр.), художественное (литература, фольклор, живопись, музыка и т. д.) и техническое творчество (изобретательство, рационализаторство, конструирование).

9) компьютеризация и интернетизация. Интернет в условиях глобализации, последних технических достижений, широкого культурного и информационного обмена раскрывает огромные возможности в сфере досуговой деятельности для любого человека, а в особенности для молодежи. Компьютеризация открывает широкие возможности и формирует новые увлечения также и в сфере производства культуры - популярными стали такие относительно новые виды досуга, как компьютерная анимация, компьютерная графика, web-дизайн и т. д.

Широкое распространение получило понятие «виртуального досуга», к которому можно отнести компьютерные online игры, ведение аккаунтов в социальных сетях, виртуальная реальность, а также другие виды деятельности, связанные с пребыванием в киберпространстве. Нахождение в сети Интернет становится не просто престижным элементом досуга, а неотъемлемой частью жизни любого молодого человека. При всех очевидных преимуществах Интернет таит в себе и некоторые опасности: подчас бесконтрольное распространение низкокачественного контента, не имеющего никакой культурной ценности, а также вероятность замещения Интернетом живого общения и многих других видов досуга, как например, посещение кинотеатров, музеев, концертных залов и т. д.

Подводя итоги всего вышеперечисленного, отметим, что молодежь как отдельная социально-демографическая группа, активно проходит сразу несколько этапов социали-

зации, адаптируясь к миру взрослых и грядущим изменениям. Воспитание и развитие молодого поколения должно осуществляться с участием всех социальных институтов, а особенно посредством различных учреждений культуры. Именно учреждения культуры, изучив интересы и потребности молодых людей и предложив соответствующие этим интересам формы социально-культурной деятельности, способны обогатить досуг молодежи, повысив тем самым ее общий культурный уровень.

Можно выделить следующие составные элементы молодежного досуга: потребление культурных ценностей, хобби, творческие занятия, самообразование, физкультурно-оздоровительные занятия, межличностное досуговое общение, игровую деятельность, пассивный отдых, занятия, связанные с явлениями антикультуры.

Необходимо сказать, что досуговая деятельность призвана решать, в первую очередь, социальные проблемы, предлагая новые формы деятельности и модели образа жизни, а также способствовать повышению уровня общей культуры молодежи и всего общества в целом.

Досуг, позволяющий самостоятельно выбирать свою форму исходя из интересов и потребностей человека, сочетающий в себе физическую и интеллектуальную деятельность, творчество и созерцание, игру и производство, всегда будет привлекать молодежь.

Список литературы

1. Загребин В. В. Подходы к определению категории «молодежь» // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. 2014. № 2. С. 26-30. URL: http://e-koncept.ru/2014/14030.htm (дата обращения: 27.06.2019).

2. Зайнутдинова А. Р. Современные тенденции формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества // Вестн. Тамбов. гос. ун-та. 2010. № 8. С. 66-70.

3. Загидуллина М. В. Подростки: чтение и Интернет в повседневной жизни // Социол. исслед. 2016. № 5. С. 115-123.

4. Вишнякова А. А. Тенденции использования свободного времени российской молодежи // Вестн. Бурят. гос. ун-та. 2014. Вып. 6 (1). С. 80-83.

5. Сукало А. А. Культура детства: ресурсы противодействия манипулятивным практикам // Вестн. С.-Петерб. гос. ин-т культуры. 2019. № 1 (38). С. 156-162.

6. Соколов А. В., Щербакова И. О. Ценностные ориентиры постсоветского гуманитарного студенчества // Социол. исслед. 2003. № 1. С. 28.

References

1. Zagrebin V. V. Approaches to the definition of the category «youth». Concept: sci.-methodical electronic j. 2014. 2, 26-30. URL: http://e-koncept.ru/2014/14030.htm (accessed: June 27. 2019) (in Russ.).

2. Zaynutdinova A. R. Modern trends in the formation of leisure interests of young people in the conditions of society transformation. Bull. Tambov. State Univ. 2010. 8, 66-70 (in Russ.).

3. Zagidullina M. V. Teens: reading and the Internet

in everyday life. Sociol. studies. 2016. 5, 115-123 (in Russ.).

4. Vishnyakova A. A. Trends in the use of free time of Russian youth. Bull. of the Buryat. State Univ. 2014. 6 (1), 80-83 (in Russ.)

5. Sukalo A. A. Childhood culture: resources of counteraction manipulative practices. Bull. of Saint-Petersburg State Univ. of Culture. 2019. 1 (38), 156-162 (in Russ.).

6. Sokolov A. V., Scherbakova I. O. Values of postSoviet humanitarian students. Sociol. studies. 2003. 1, 28 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.