Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»

предприятия и оценка их стоимости. // Вопросы экономических наук. № 2 (78). 2016. С.26 -31

З.Коленько С.Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства. - М.: Юрайт, 2016. - 370 с.

УДК - 379.81

Горнштейн М.Ю., кандидат экономических наук

профессор МПГУ Россия, г. Москва Подольских А.А. магистрант МПГУ Россия, г. Москва СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Важной целью организации культурно - досуговой деятельности является формирование необходимых качеств членов гражданского общества. Государственная политика в сфере культурно-досуговой деятельности направлена поэтому на выработку целостной культурной политики с системой мероприятий и законодательно-правовых механизмов, осуществляемых органами власти с целью культурного развития как общества в целом, так и отдельных групп населения.

В настоящий период социально - культурная политика многих государств мира, а также механизмы государственно-правового регулирования действуют в разных областях досуга в многообразных формах. Одним из ключевых факторов социально - культурной политики в России является предоставление равного доступа к культурным ценностям представителям всех социальных слоев и групп населения независимо от имущественного положения и социального статуса.

Перераспределяя финансовые ресурсы, государство своей культурной политикой создает благоприятные условия для того, чтобы представители разных поколений и слоев населения могли в свободное время приобщиться к национальному наследию, включиться в творческие занятия, познакомиться с современными формами досуга. При этом многие аспекты культурной политики, включая и политику в сфере досуга, поддерживаются законодательной практикой и механизмами общественного контроля.

Одним из направлений государственно-правового регулирования культурно - досуговой деятельности является регламентация деятельности бизнеса в сфере культуры и рекреации, разнообразных занятий населения в свободное время.

В различных странах объем и формы государственно-правового регулирования домашнего досуга неодинаковы, опираются на традиции, ориентируются на поддержку бизнеса, а также общественных и религиозных организаций, учитывают состояние общественного сознания.

Сфера правового регулирования организации досуга в каждой стране развивается как часть экономики (социо - культурный и досуговый сервис) и особой разновидности бизнеса (бизнес в сфере культуры, информационного обеспечения, рекреации и т.п.). При этом организаторы культурно--досуговой деятельности опираются на институциональные основы и правовые механизмы, регулирующие предпринимательскую активность, хозяйственную практику в сфере культуры, рекреации и досуга.

Законодательные и исполнительные органы определяют формы собственности в сфере культурно-досуговой деятельности, важнейшие принципы организации этой деятельности и общественно-институциональные ограничения на действия производителей и потребителей культурно - досуговых услуг. Данные механизмы формируют институционально-правовую основу развития культурной активности и культурно - досуговой деятельности граждан.

Следует отметить, что развитие культурно-досуговой деятельности всегда было неразрывно связано с развитием общества, при этом каждая историческая эпоха приносила новые требования, формы и организацию такой деятельности. Современная теория и практика этой деятельности обобщает в себе весь накопленный ранее опыт.

В условиях глобализации мировой экономики и интернационализации бизнеса культурно-досуговая инфраструктура начала складываться из отдельных ее звеньев в странах, активно участвующих в международном обмене культурными товарами и досуговым сервисом, расположенных в разных частях света. В качестве важнейших компонентов глобальной инфраструктуры выступают беспрецедентные по масштабам охвата, интенсивности и скорости распространения продукции информационно-культурные коммуникации разных видов: телекоммуникационные системы, кинопроизводство, радио- и музыкальная индустрия, компьютерные сети. Именно эти звенья обеспечивают распространение по всему миру продукции массовой культуры, компьютерных игр, рекламы, культурно-художественной информации и образовательных материалов. [ 3]

Проведенный анализ показывает, что наиболее динамичными и многообразными по формам проявления, объему спроса, стандартизации являются такие сегменты культурно-досуговой деятельности, как производство товаров культурного назначения, индустрия питания и развлечений, информационно-культурные коммуникации.

Вместе с тем, бизнес в сфере организации культурного досуга весьма чутко реагирует на изменение спроса на свою продукцию. Все возрастающий уровень конкуренции в этой сфере стимулирует менеджмент соответствующих организаций выявлять новые потребности и откликаться на запросы, которые отклоняются от массовых потребностей. На целевых рынках среди потребителей всегда находятся рыночные сегменты,

продвинутые запросы участников которых стимулируют появление новых видов досуга и форм обслуживания.

В итоге, на рынке культурно--досуговых продуктов и услуг постоянно сохраняется спрос, как на стандартные сервисные продукты, так и на формы альтернативного досуга. При создании и реализации массовой культурной продукции существует множество культурно-досуговых товаров и услуг, востребованных отдельными, в том числе и небольшими рыночными сегментами. [ 1 ]

Проведенный анализ показывает, что в условиях доминирования развлекательных целей досуга сохраняется его значительный объем, направленный на развитие и обогащение внутреннего мира человека, на образование, расширение личного кругозора и т.п. Наряду с массовыми и опосредованными формами досуга, обеспечивающими качественный, комфортный, предсказуемый, но малоактивный стандартный отдых, появляется и возрастает спрос на групповые формы его проведения с тесными и оперативными коммуникациями, с разнообразными его формами, в том числе новыми, позволяющими реализовать активный потенциал самих участников.

Одним из направлений модернизации досуга населения может являться интенсификация процесса культурно-досуговой деятельности населения, насыщение его инновационными технологиями, позволяющими интегрировать решение бытовых вопросов и интенсифицировать досуг населения. Развитие инновационных форм культурно-досуговой деятельности необходимо для более эффективного решения задач ее организации на современном этапе социально-экономического развития российского общества.

Инновационные формы культурно-досуговой деятельности должны применяться при планировании производства культурных услуг для различных групп и слоев населения страны на основе координации и регулирования деятельности структурных подразделений, организации взаимодействия с партнерами, распространения информации и рекламы о предлагаемых услугах, финансирования маркетинговых мероприятий.

Менеджмент в сфере культурно-досуговой деятельности должен включать весь диапазон методов и инструментов управления, применяемых в экономической и общественной сфере деятельности, а именно: стратегический анализ и планирование, выработку прогнозных целей и перспективных планов; разработку и реализации маркетинговых программ и мероприятий; формирование оптимальной товарной, ценовой, коммуникативной и распределительной политики. [ 2 ]

Некоммерческие организации культуры федерального, регионального и муниципального уровня при определении направлений и прогнозов своего развития во многом ориентируются на нормативные показатели соответствующих органов управления. Такие показатели устанавливают

определенные ориентиры, носят контролирующий характер и включают значения показателей работы данного предприятия, которое должно вести свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить достижение показателей не ниже установленных на соответствующий период контрольных показателей.

Менеджмент коммерческой организации в сфере культурно-досуговой деятельности (особенно для крупного и среднего бизнеса) самостоятельно определяет тенденции развития своего сегмента культуры и досуга, опираясь на результаты маркетинговых исследований. На их основе составляется прогноз развития отрасли, проводится диагностика проблем и тенденций, свойственных конкретному сегменту сферы досуга, с разработкой возможных вариантов его развития в ближайшем или отдаленном будущем.

На базе такого прогноза разрабатываются перспективные планы развития организации, приобретающие долгосрочный (на перспективу 3-5 лет и более) и среднесрочный (1- 3 года) характер.

Определение вероятностных тенденций развития культурно -досуговой сферы требует проведения обоснованного технико-экономического анализа, создающего основу для разработки конкретных проектов и внедрения нововведений.

Цели проектирования в сфере культурно-досуговой деятельности направлены на обновление имеющихся или на разработку и внедрение новых культурно значимых продуктов, технологий, приоритетных ценностей.

Проведенные исследования показывают, что процесс проектирования мероприятий культурно-досуговой деятельности должен включать следующие этапы: анализ проблемной ситуации, выработку целей, определение задач по их достижению, проектирование мероприятия, расчет бюджета мероприятия и поиск источников финансирования, тестирование мероприятия, доработку мероприятия, реализацию мероприятия, оценку эффективности мероприятия.

Особого внимания в проектах культурно-досуговой деятельности требует обеспечение сопряженности в них управленческих, организационно-технологических, технических, финансово-экономических аспектов с компонентами художественно-творческого и духовного плана.

Проект культурно-досугового мероприятия на стадии внедрения приобретает программную форму, а затем переходит на уровень составления конкретных планов. Программа внедрения предполагает разработку технологий координационного взаимодействия между партнерами, описание действий каждого соисполнителя (внешних партнеров по проекту, собственных внутренних подразделений), а также содержит указание на источники финансирования, способы реализации и контроля программы.

План внедрения мероприятия культурно-досуговой деятельности включает описание разных видов работ, их содержание, закрепленное за

каждой организационной структурой, участвующей во внедрении проекта, а также определение менеджеров, ответственных за реализацию определенного направления работы с указанием сроков исполнения, описанием ресурсного обеспечения данного направления и механизма контроля за реализацией плана.

Применение прогнозно-стратегического анализа и перспективных планов, проектирование инновационных форм культурно-досуговой деятельности и программирование более эффективных ее направлений является непременным условием разработки качественных культурно -досуговых услуг, отвечающих запросам потребителей и требованиям рынка.

Проведенные исследования показывают, что культурно-досуговую деятельность следует рассматривать как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Поэтому с развитием рыночных отношений культурно--досуговая деятельность, на наш взгляд, трансформируется в своеобразную индустрию организации досуга и должна строиться на маркетинговых принципах и технологиях, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп населения в культурно -досуговых услугах.

Организация эффективной культурно-досуговой деятельности требует: проведения критического анализа имеющегося и использования позитивного отечественного и зарубежного опыта; правильного формулирования целей и задач культурно-досуговой деятельности; обоснованного выбора целевых рынков досуговых услуг; обоснованного выбора направлений, форм и методов организации культурно-досуговой деятельности и поиска их инновационных форм.

К одним из наиболее востребованных корпоративных мероприятий следует отнести тренинг командообразования. При этом, как правило, создание команды рассматривается как самоцель, и в тоже время упускается из виду, что только внешняя по отношению к команде, сложная задача способствует организации эффективной совместной деятельности.

Для организации этого процесса целесообразно проведение обучающих тренингов (например, тренингов продаж, переговоров, презентации), в которых дополнительными целями должны быть необходимость организации работы группы, сплочения участников, оказание им помощи в установлении более доверительных отношений друг с другом. На наш взгляд, обучающие тренинги должны работать на двух уровнях: реализации целей развития предприятия, и обеспечения личностного, профессионального роста каждого участника.

В таблице 1 на основании проведенных нами исследований представлена классификация корпоративных мероприятий по ряду признаков.

Таблица 1. Классификация корпоративных мероприятий

№ п\п Признаки классификации Виды корпоративных мероприятий

1. Цели проведения Деловые (собрания коллектива, встречи, митинги) Командообразующие (курсы, испытания, туристические походы) Торжественные (юбилейные, вручение наград, призов) Развивающие (тренинги, семинары, симпозиумы, конференции) Рекламные (продвижение компании, товаров, услуг, работ) Благотворительные (социально - направленные: поддержка социально - незащищенных слоев населения; лиц, пострадавших от стихийных бедствий; сохранение природной среды) Спортивные (соревнования, турниры) Развлекательные (праздники, шоу, концерты)

2. Периодичность проведения Разовые Периодические (ежемесячные, ежегодные) Регулярные (многократно повторяющиеся)

3. Место проведения Собственная база (конференц - зал, банкетный зал, комната для переговоров) Выездные (конгресс-центры, дома и дворцы культуры, загородные базы, речные и морские суда)

4. Состав участников Внутренние (закрытые) с участием только сотрудников компании Открытые (с участием приглашенных лиц - деловых партнеров, представителей органов власти и средств массовой информации)

На наш взгляд, корпоративные мероприятия следует рассматривать как одну из основ формирования корпоративного духа, и при их правильной организации как инструмент усиления эффекта корпоративности и единства коллектива.

Использованные источники

1.Асанова И.М. Организация культурно-досуговой деятельности. - М.: Академия, 2014. - 192 с.

2. Мак Илфой Э. Культура и бизнес. - М.: ИД «Классика ХХ1 век», 2010. -160 с.

3. Трайнев В.А., Горнштейн М.Ю. Маркетинговые технологии в Интернете.// Информационные и телекоммуникационные технологии. № 27. 2015. С. 3-9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.