Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

где Впр - время простоя транспортного средства под погрузкой и разгрузкой;

Сд - среднетехническая скорость движения транспортного средства, км/час.

Пробег подвижного состава рассчитывается отношением расстояния перевозки груза к коэффициенту использования пробега.

Таким образом, снизить логистические издержки организация сферы услуг может за счет: оптимизации операционных издержек в отдельных логистических функциях, сокращения запасов, оптимизации конфигурации логистической сети, применения прямой доставки до потребителей, привлечения посредников, оказывающих логистические услуги.

УДК 379.81

Сундарева А.А. студент магистратуры 3 курс, специальность "Event-менеджмент " руководитель: Горнштейн М.Ю.

Московский Государственный педагогический университет

Россия, г. Москва ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Жизненный цикл организации культурно-досуговой деятельности представляет ряд последовательных взаимосвязанных этапов, включающих зарождение, вход в экономическое поле деятельности и обретение статуса, развитие экономической деятельности, ее рост, стабилизация, спад и выход из поля экономической деятельности. [1]

Современная особенность первых двух этапов состоит в реализации принципа многообразия возможностей для институализации новообразований в культуре: это и обретение статуса с помощью учреждения организации - юридического лица в любой организационно-правовой форме, либо в форме индивидуального предпринимательства, то есть вывод культурных агентов из рамок вторичного права в статус полноправных юридических субъектов.

Этот принцип обеспечивает многообразие возможных экономических форм осуществления культурно-досуговой деятельности, закладывает основы механизма относительно свободной сменяемости этих форм. Значение его в том, что новые формы деятельности в культуре (кооперативная, индивидуальная трудовая, различные формы культурного самодействия) представляют собой, с экономической точки зрения, способы вовлечения в отрасль значительного количества дополни тельных ресурсов, которые никаким другим способом вовлечены в нее быть не могут.

Это направление деятельности учреждений куль туры может стать целенаправленным процессом, вытекающим из потребности человека в культурно-досуговой деятельности, причем деятельности плановой, целесообразной, обеспечивающей творческую раскрепощенность коллектива учреждения культуры.

Поэтому коммерческая деятельность может выступать как саморегулирующая система, сохраняющая свою целостность и качественную определенность благодаря способности обеспечить творческий процесс. Ее самобытность выражается в активности, направленной на поддержание ее динамического равновесия в условиях учреждения культуры. [3]

Другим направлением деятельности учреждений культуры является широкое и повсеместное использование целевых культурно-досуговых программ, обеспечивающих повышение уровня культуры населения. Учитывая, что достигнуть этого помимо воли и желания людей невозможно, уже на этапе разработки целевой культурной программы могут быть отражены творческие экономические и организационные возможности коллектива учреждения культуры. Это способствует сближению экономического и внеэкономического аспектов деятельности и интеграции профессиональных работников культуры с населением.

Отношения учреждений культуры и населения в настоящее время регулируются в основном платными формами обслуживания посетителей. Экономическим методам предстоит выступить в роли действующих регуляторов деятельности учреждений культуры. Достаточно напомнить, что такие сложные механизмы, как самофинансирование, расширение объемов платных услуг и др. создают предпосылки изменения отношения населения к учреждениям культуры.

Инновационный потенциал нового хозяйственного механизма не ограничивается согласованием спроса и предложения культурных услуг. Объектом воздействия учреждений культуры становятся также базовые детерминанты поведения людей в сфере досуга как ценностные ориентации, индивидуальные значения и мотивы выбора услуг. [2]

Поэтому коммерческая деятельность в учреждениях культуры, обеспечивая динамичное формирование многообразных социокультурных групп; включение личности в культурно-досуговую деятельность, выступает важным показателем принадлежности человека к культуре. Происходит переоценка ценностнозначимого образа учреждения культуры с точки зрения состава аудитории.

Сокращение диапазона контактов с населением побуждает необходимость для учреждения культуры расширять спектр деятельности, организовывать многочисленные новые варианты клубов по интересам. Это, в свою очередь, заставляет учреждения культуры искать пути расширения их аудитории и устанавливать связи с новыми социокультурными группами и

слоями населения, ранее не пользовавшимися их услугами, или перестраивать отношения с группами.

Реальное содержание деятельности учреждений культуры делает возможным расширение их аудитории за счет высокодоходных социокультурных групп населения, мотивационный спектр которых состоит в основном из ориентации на развлекательные формы досуга. Как правило, услуги вызывают у потребителей интерес к общению, получению знаний.

Работа коммерческих подразделений разнообразна и включает: организацию хорошего отдыха; предоставление услуг, имеющих художественную ценность; оказание необходимых консультаций и т.д.

Экономический анализ должен проводиться на всех этапах создания и реализации проекта культурно - досуговой деятельности, включающих следующие этапы:

- диагностический.

- нормативно-прогностический.

- концептуальный.

- проектно-планирующий.

- исполнительски-внедренческий

- контрольно-коррекционный.

На первом этапе должна производиться диагностика ситуации в целом, накапливаться, обрабатываться и анализироваться необходимая информация. При этом выявляются основные проблемы, тренды, актуальные проблемы, на реализацию которых будет направлена проектная программа.

На втором этапе создаётся прогностическая модель, позволяющая предсказать и предвидеть различные вероятностные будущие события, перспективы развития и условия реализации.

На третьем этапе происходит разработка концепции мероприятия. Определяются основные цели и задачи, связанные с решением основного круга проблем в результате реализации.

Проектно-планирующий этап позволяет перейти от теоретической картины общего концептуального вида к непосредственной реализации мероприятия. Определяются сроки реализации, исполнители, ответственные лица, составляется вся документация.

На следующем этапе создаются структуры и условия для реализации проекта. Формируется материально-техническая база, кадры, информационное обеспечение и т.д. Создаётся сценарий проекта, пишутся все тексты, налаживается оборудование.

На пятом этапе происходит анализ промежуточных результатов, устанавливается, какие цели были уж достигнуты, какие части мероприятия оказались не интересны, и что в них нужно изменить. Оценивается социальная эффективность.

На шестом этапе обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации культурно-досугового проекта в целом и отдельных

его разделов (мероприятий), оценивается их социальная и экономическая эффективность, производятся соответствующие корректирующие действия.

Разнообразные затраты на организацию и предоставление культурно-досуговых осуществляются из различных источников: затраты по оплате труда - из фонда оплаты труда; производственные затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией культурно-досуговых учреждений - из фонда материальных и приравненных к ним затрат; расходы на социальные нужды - из фонда социального развития; расходы на капитальный ремонт, приобретение оборудования и основных средств - из фонда развития предприятия.

Эффективность организации культурно-досуговой деятельности в значительной мере определяется обоснованным выбором целевого рынка, определением потребительского спроса, установлением мотивов и моделей покупательского поведения на рынке культурно-досуговых услуг.

Анализ показывает, что чем известнее товар или услуга, тем меньше относительный рост их объемов, поскольку каждое дополнительное наращивание расходов на продвижение в условиях насыщенности целевого рынка в меньшей степени воздействует на реализацию услуг. При этом определяющим фактором будет уровень цен.

В этих условиях увеличение прибыли по целому ряду причин становится более сложной задачей. Ее реализация требует, помимо учета производственно-технологических и экономических факторов, внимания к социальным характеристикам жизнедеятельности учреждений культуры. Поэтому управление такими учреждениями целесообразно организовать двумя путями. Во-первых, можно пригласить на работу квалифицированного специалиста в области культуры с менеджерской подготовкой. Во-вторых, управленческий процесс может осуществляться коллективно группой специалистов из состава коллектива учреждения культуры.

При использовании первого варианта, необходимы менеджеры с определенными личностными качествами - аналитическим и креативным мышлением, высокой трудоспособностью и стрессоустойчивостью, лидерскими качествами и организаторскими способностями, имеющие наряду с теоретической подготовкой большой практический опыт.

Прежде всего, необходимо провести анализ рынка культурно -досуговых программ и услуг. Затем надо оценить объемы предстоящей деятельности с учетом имеющегося опыта, социально-экономической ситуации и перспективы ее развития. В качестве целевых аудиторий целесообразно выделить такие группы потребителей, как: бизнесмены, интеллигенция, рабочие, студенты, школьники, домашние хозяйки и т.д.

При организации культурно-досуговой деятельности важнейшим вопросом является определение целевых рынков. В начале необходимо найти отличительные черты своего целевого рынка и рыночных сегментов. Затем следует сузить размеры целевого рынка до размеров, позволяющих

успешно действовать на этом рынке. Попытки расширить рынок не всегда оказываются успешными. Далее необходимо определить насущные потребности рынка и пределы удовлетворения потребностей до настоящего времени. Затем определяются демографические характеристики и географические границы рынка.

При организации культурно-досуговой деятельности важно знать размеры целевого рынка, его емкость и число его потенциальных потребителей, возможности роста, расширения рынка. Должна быть сформирована маркетинговая стратегия деятельности на целевом рынке с учетом рыночной конъюнктуры, конкурентной среды, наличия рыночных барьеров, их уровня и характера.

Принимаемые решения должны основываться на исследовании следующих параметров рынка:

• доля рынка, занимаемая продукцией данной организации и конкурентами;

• число реальных и потенциальных потребителей;

• географические размеры рынка;

• емкость рынка;

• рациональные пределы проникновения на рынок4

• входные рыночные барьеры;

• уровень и характер рыночной конкуренции;

• уровень рыночных цен и др.

При анализе рынка следует использовать различные методы маркетинговых исследований: опросы, наблюдения, эксперименты, фокус-группы, хоум-тесты и др. [4]

Рынок культурно-досуговых услуг является в настоящее время высококонкурентным, поэтому при организации такой деятельности необходимо уделять самое серьезное внимание анализу конкурентной рыночной среды. Такой анализ должен включать:

- идентификацию прямых и косвенных конкурентов (по товарам и услугам, по методам производства товаров или услуг, по целевым рынкам и сегментам рынка);

- оценку доли рынка основных конкурентов;

- анализ сильных и слабых сторон конкурентов, их конкурентных преимуществ;

- оценку производственного, экономического, ресурсного, инновационного, инвестиционного, трудового потенциала организаций -конкурентов;

- анализ методов и организации товарной, ценовой, коммуникативной, сбытовой политики конкурентов;

- анализ ценовых и неценовых методов конкурентной борьбы;

- анализ реакции конкурентов на маркетинговую политику других организаций, в том числе ценовую и коммуникативную;

- анализ организационных, экономических и юридических рыночных барьеров, их уровня, возможностей и сложности проникновения на рынок и выхода из него.

Анализ структуры и возможности оплаты различных мероприятий позволяет выделить следующие сегменты сферы культурно-досуговой деятельности:

- мероприятия госсектора - с различным объёмом затрат бюджетных средств;

- VIP мероприятия, где заказчик готов потратить свыше 100 тысяч долларов;

- бизнес-класс - с затратами на мероприятие от 50 до 100 тысяч долларов;

- топ - компании - с затратами на мероприятие от 20 до 50 тысяч долларов;

- эконом- мероприятия - с затратами до 15 тысяч долларов на мероприятие.

Эффективность культурно-досуговой деятельности определяется в зависимости от типов event -мероприятий. В случаях event -management , то есть профессионального управления мероприятием следует определять, насколько хорошо оно было реализовано и какие при этом возникли проблемы. Для этого следует оценить, как был реализован сценарий мероприятия, выполнены задания, временной план, использован бюджет. По таким критериям агентство должно отчитываться перед заказчиком.

Проведенные исследования позволяют установить следующую систему критериев оценки качества проведенного мероприятия:

- обоснованное формулирование цели и задач мероприятия;

- правильный выбор целевой аудитории;

- правильный выбор типа и формата мероприятия;

- соответствие помещения, где проходило мероприятие количеству участников;

- соблюдение правил размещения участников;

- наличие логотипа заказчика при регистрации на мероприятие и в зале мероприятия;

- активная роль модератора;

- четкое соблюдение регламента;

- полные и аргументированные ответы на вопросы участников

- своевременная отправка отчётов заказчику.

Использованные источники: 1.Горнштейн М.Ю. Маркетинговые стратегии на разных этапах жизненного цикла товара. // Вопросы экономических наук.2015. № 3 (73). С. 29 - 31

2.Горнштейн М.Ю. Совершенствование инфраструктуры инновационной деятельности предприятия. // Вопросы экономических нак. 2015. № 4 (74). С. 38 - 41

3.Мак Илфой Э. Культура и бизнес. - М.: ИД «Классика ХХ1 век», 2010. -160 с.

4.Менеджмент и маркетинг в сфере культуры. Под ред. Щековой Е.М. -СПб.: Планета - Музыка, 2012. - 160 с.

УДК 379.81

Сундарева А.А. студент магистратуры 3 курс, специальность "Event-менеджмент" руководитель: Горнштейн М.Ю.

Московский Государственный педагогический университет

Россия, г. Москва. ПРЕДПОСЫЛКИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ EVENT-

МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ Радикальные изменения, происходящие в экономике России в последние десятилетия, требуют четкой ориентации хозяйствующих субъектов на требования рынка и рыночный спрос и обеспечения эффективности их производственно-хозяйственной деятельности [2]

Важную роль в решении этой задачи играет формирование комплекса мероприятий по поддержанию коммуникативной политики организации, продвижению товаров и услуг, созданию и укреплению позитивного имиджа организации, укреплению корпоративного духа внутри организации.

Механизмом управления организацией подобных мероприятий является Event - менеджмент. Event - мероприятия в современном мире становятся всё более актуальными, так как они являются не просто эффективным средством организации проведения досуга, но и действенным инструментом, поддерживающим маркетинговую политику организации.

Деятельность Event - компании направлена на выявление и правильное использование поводов для проведения Event - мероприятия с организацией из обычного мероприятия запоминающегося масштабного события, сплачивающего и мотивирующего трудовой коллектив.

Такие мероприятия нацелены на эмоциональное восприятие участников, являются неповторимыми и требующими для их организации значительных ресурсов, а также высокой квалификации, креативности и ответственности организаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.