УДК 316.7
DOI 10.23683/2227-8656.2017.3.24
£ fT
к t Л
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННО-
АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ
Холодова Татьяна Алексеевна
Аспирантка, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются теоретические особенности досуговой деятельности и ее интеграционной инновации - рекреацион-но-анимационной деятельности в современном российском обществе. Анализируется междисциплинарная проблематика при содействии частно-государственного партнерства. В статье рассматривается функциональное назначение рекреационно-анимационной деятельности, ее цели и потенциальные объекты для изучения в рамках данной деятельности. Особое внимание уделено вопросам институционального развития рекреационно-анимационной деятельности и динамике трансформирования форм досуговой деятельности в связи с научно-техническим прогрессом. Структурировано и систематизировано понятие ре-креационно-анимационной деятельности.
Ключевые слова: досуг, рекреационно-анимационная деятельность, институцио-нализация, трансформация, частно-государственное партнерство.
SOCIAL AND CULTURAL ASPECTS OF INSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF RECREATIONAL AND ANIMATION ACTIVITY IN THE REGION
Tatyana A. Kholodova
Post-Graduate student, Don State Technical University, Shakhty, e-mail: [email protected]
In article theoretical features of leisure activity and its integration innovation (recreational and animation activity) in modern Russian society are considered. The interdisciplinary perspective of a research is analyzed with assistance of public and private partnership. In the article the functional purpose of recreational and animation activity, its purpose and potential objects for studying within this activity are considered. Special attention is paid to the questions of institutional development of recreational and animation activity and dynamics of transformation of forms of leisure activity in connection with scientific and technical progress. The concept of recreational and animation activity is structured and systematized in this research.
Keywords: leisure, recreational and animation activity, institutionalization, transformation, public and private partnership.
Введение
На современном этапе продолжает свое развитие относительно новое направление в сфере услуг, а именно рекреационно-анимационная деятельность, которая по сути является организационно-инновационной формой отдыха населения.
Проведенный анализ в области досуговой деятельности позволил использовать ранее выведенные понятия и термины для объединения полученных сведений в стройный концепт социологического познания рекреационно-анимационной деятельности.
Данная проблематика отражена в работах Т.В. Асобиной, которая делала акцент на социальном исследовании влияния хобби и досуговых практик на жизненные и ценностные ориентиры современной молодежи России. Другой автор - B.C. Барулин - рассматривал основные аспекты социологии туризма во всех ее проявлениях. Социологию туризма, а именно ее социально-культурный аспект, исследовали С.В. Дусен-ко и др. Еще один автор - О.В. Ромах - проводил анализ социологии досуга молодежи в пространстве города.
Актуальность изучения проблемы рекреационно-анимационной деятельности обусловлена еще и дефицитом территориально интегрированных центров развлекательных услуг. Данная проблема обусловлена недостаточной проработанностью законодательно-правовой базы ре-креационно-анимационной деятельности, что затрудняет восприятие и применение основного понятийно-категориального аппарата. В большинстве случаев уже существующие нормативно-правовые акты регламентируют лишь отдельные услуги или устанавливают нормы и стандарты в рамках строительства, что не полностью характеризует рекреа-ционно-анимационную деятельность с различными интегрированными формами и не способно полностью институционализировать данную деятельность. Строительство развлекательного комплекса позволит создать площадку для практической реализации институционального развития рекреационно-анимационной деятельности. Общеизвестно, что анимация сама по себе является побуждением к движению, в связи с этим на территории развлекательного комплекса будет предложено проведение анимационных программ, способных удовлетворить потребности населения в отдыхе и развлечении. Развитие анимационной деятельности - задача, требующая использования международного опыта. С учетом возросшего потребительского спроса на подобного рода услуги и увеличения туристических потоков необходимо разрабатывать программы для различных категорий потенциальных потребителей. Необходимо уделять серьезное внимание подбору и обучению кад-
ров в службу анимации [1, с. 154-158]. В результате создание развлекательного комплекса, помимо основной функции - отдых, позволит решить значительное количество проблем, связанных с трудоустройством и предоставлением практики для студентов.
Изучение степени научной разработанности вышеобозначенной проблемы позволило выделить цель исследования, которая выступает как социологический анализ социально-культурной институционализа-ции и динамики регионального развития рекреационно-анимационной деятельности в Ростовской области. Исследования рекреационно-анимационной деятельности в рамках социально-культурных досуго-вых аспектах и нормативно-правовых актах в большинстве случаев сводятся к изучению сегмента молодежи, и большая часть развлекательных услуг направлена на удовлетворение их потребностей, в то время как значительный сегмент населения остается неохваченным, что способствует ухудшению качества жизни населения. В качестве условия достижения поставленной цели исследования предлагается создание развлекательного комплекса, которое поможет ускорить динамику развития рекреационно-анимационной деятельности. Данный проект выступает инновационной формой досуговой деятельности и подчеркивает активность развития научно-технического прогресса на территории Российской Федерации в целом и отдельных областей в частности.
В результате анализа цели исследования в рамках институционального развития рекреационно-анимационной деятельности можно определить объект исследования в данном концепте, который будет выступать рекреационно-анимационной деятельностью, как феноменоли-зация культуры. Предметом исследования является анализ социокультурной институционализации и динамики развития рекреационно-анимационной деятельности и ее трансформированных форм в российском обществе.
Методология социокультурного анализа рекреационно-анимационной деятельности включает в себя теоретический проект интеграционной формы данной деятельности - тематический парк, который будет основан на проведении практических социологических исследований для выявления сегмента потребления развлекательных услуг. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть тенденции развития досуговой деятельности в контексте социологии культуры, а также учитывать институционализацию развития рекреаци-онно-анимационной деятельности в России и за рубежом. Проанализировать динамику и эволюцию рекреационно-анимационной деятельности в современном российском обществе.
Сущность теоретико-методологической базы рекреационно-анимационной деятельности
Новейшие инновационные формы организации свободного времени стимулируют изучение досуга как феномена социологического знания и актуализированы потребностями современного общества. В настоящее время человек, как правило, испытывает потребность и желание в постоянном саморазвитии и самообразовании, а также в социальном общении, которое выходит за рамки рабочего времени, а именно в развлечении и психологической релаксации [2, с. 266-270]. Нынешнее представление о досуге достаточно разнообразно и позволяет характеризовать досуговые практики как добровольную творческую деятельность, формирующую и развивающую личность, способствующую ее самовыражению, самоутверждению и саморазвитию через свободно выбранные действия; формирующую и трансформирующую ценностные ориентации, социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе. Именно поэтому досуговые практики всегда имеют социальный контекст, так как они ориентированы не только на личность и удовлетворение ее потребностей, но и общество в целом [3]. Ю.А. Стрельцов выделяет три основные социокультурные функции до-суговой деятельности. Первая из них - рекреация, включающая в себя регенерацию как восстановление растраченных физических сил и релаксацию, направленных главным образом на снятие психического утомления. Следующая функция досуга - развлечение, понимаемое как особый род досуговых занятий, призванных дать человеку возможность повеселиться, улучшить настроение, снять накопившееся психическое напряжение, получить эмоциональную подзарядку. Сущность третьей функции - культурное совершенствование [4, с. 29-35]. Другая важная функция свободного времени непосредственно связана с его «необязательностью»: досуг призван создать у индивида ощущение свободы от принуждения физиологии, социума, культуры, дать возможность свободы выбора в проявлении личностных качеств и потребностей (пусть и в определенных рамках, установленных культурой) [5]. Когда в рекреационную деятельность добавляют активность действий и инновационные формы современного мира, создается абсолютно новый вид деятельности, который ранее не был изучен и не получил широкого распространения из-за отсутствия понятийно-категориального аппарата. Такого рода деятельность может называться рекреационно-анимационной. Рекреационно-анимационная деятельность как вид науки к настоящему времени не выносят, однако разработок, относящихся к индустрии гостеприимства, также практически нет. В результа-
те и социологи, и специалисты по туризму могут относить это понятие во всем его смысловом многообразии к своей деятельности.
Учитывая все вышеперечисленное, можно прийти к выводу, что рекреационно-анимационная деятельность - это досуговая деятельность, определяемая современными инновационными изысканиями как в отечественной, так и в зарубежной культуре, отражающая потребности в отдыхе и развлечении. Поскольку одной из разновидностей социологии туризма является рекреационно-анимационная деятельность, в рамках этого понимания следует рассматривать индустрию развлечений. Так как рекреационно-анимационная деятельность относится к социологии туризма, можно отметить, что одной из разновидностей является индустрия развлечений.
«Рекреационно-анимационная деятельность» - новое понятие и в научных текстах еще не используется. Однако ее изучение опосредовано социологией досуга и досуговой деятельностью. Социология досуга в настоящее время активно изучается как социологами, так и научными деятелями смежных дисциплин. Социология досуга в контексте социологии культуры находит свое отражение в различных научных публикациях. Следует учитывать, что большинство таких публикаций вышло за рубежом, в то время как в Российской Федерации социологию досуга практически не рассматривают как отдельный элемент. Тем не менее проводимые отдельные разрозненные исследования указывают на взаимосвязь социологии досуга с индустрией гостеприимства. Социологические исследования позволяют решать часть теоретических и практических проблем, возникающих в индустрии гостеприимства, в частности, развлекательной деятельности, и прогнозировать дальнейшее развитие данной сферы. Так или иначе создание проектов социокультурной деятельности невозможно без определения основных критериев работы.
Выбранный ракурс рассмотрения и изучения процесса социально-культурной институционализации и динамики развития рекреационно-анимационной деятельности вписывается в контекст общей теории социологии, являющейся одной из областей современной социологии культуры, которая в настоящее время включает в себя возможность создания крупномасштабных проектов на стыке научных дисциплин, объединенных социологическим знанием. Разработка и создание развлекательного комплекса или его интегрированной формы - тематического парка будут выступать одним из ярких примеров институционального развития рекреационно-анимационной деятельности.
Феноменолизация рекреационно-анимационной деятельности в рамках социокультурных практик как институциональное развитие социологии туризма
Так как было выявлено, что феномен культуры в рамках рекреаци-онно-анимационной деятельности может быть представлен в интегрированной форме досуговой деятельности как развлекательный комплекс, необходимо учитывать территориальное расположение предполагаемого комплекса и его пространственную функцию для населения, как близко живущего, так и в дальней доступности. Доступность как возможность принять участие в определенном виде досуговой деятельности включает четыре составляющие: физическую, финансовую, социокультурную и информационную. При этом именно финансовая и социокультурная доступность является приоритетной для современного горожанина в ограничении возможностей его участия в тех или иных досуговых мероприятиях [6, 7]. Из данного факта видно, что рекреационно-анимационная деятельность в социокультурном аспекте способна решать междисциплинарные задачи при четко сформулированных целях и объектах исследования.
Для быстрого выявления потребностей населения предлагается проводить социологическое исследование посредством опроса (анкетирование), в том числе и рассчитанного на сегмент молодежи, которая чаще всего зарегистрирована в социальных сетях. Социологические исследования в рамках рекреационно-анимационной деятельности, направленные на удовлетворение потребностей молодежи, логичнее всего проводить в социальных сетях в форме анонимных опросов. Ценностные основания интернет-коммуникаций приобретают властно-информационную, организационную и социально-психологическую значимость. Информационный аспект заключается в том, что массме-дийные сообщения способны снимать неопределенность знания и одновременно порождать такую ситуацию, заставляют пользователя двигаться по гиперссылкам в поисках новой информации. Организационный аспект интернет-коммуникаций выражается в том, что большинство крупных сетевых сообществ рано или поздно вынуждены разрабатывать и публиковать правила поведения на своих дискурсивных площадках. Социально-психологический аспект интернет-коммуникаций олицетворяет рост личностного потенциала интернет-пользователя [8, с. 115-128]. Итак, в общественной жизни России социальные сети -явление сравнительно новое. Но оно сформировало принципиально отличную коммуникативную ситуацию, активно вторгаясь в личную и деловую жизнь. В организации активное использование социальных сетей способствует обсуждению и позитивному разрешению деловых и соци-
альных проблем коллектива, формированию среды доверия и накоплению общественного капитала [9]. Таким образом, отслеживание интересующих страничек в социальных сетях и проведение онлайн-анкетирования позволят определить потребности и желания потенциальных потребителей услуг рекреационно-анимационной деятельности.
Основное изучение статистических данных было направлено на исследование социологических опросов и маркетинговых практик в рамках интегрированных форм рекреационно-анимационной деятельности на примере создания крупномасштабного развлекательного комплекса, который будет способен предоставлять большое количество услуг, интересующих все сегменты потребления.
Создание социокультурного комплекса в индустрии развлечений позволит решить ряд не только социологических, маркетинговых и экономических проблем и задач того или иного региона, но и иных смежных дисциплин, в том числе выгодное положение займет и государство. Для решения сложных задач управления социально-экономическими процессами использовались научные методологические подходы, позволяющие предвидеть результаты принятых решений и снижать риск и последствия неудач [10, с. 109-119]. Такой показатель будет отражен при работе по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП). Реализация государством своих функций качественно и в полном объеме порождает предпосылки для развития бизнеса - строительства отелей и ресторанов, объектов индустрии развлечений, создания и продвижения турпродуктов, роста числа занятых в отрасли [11]. Как следствие, бизнес получает прибыль, а государство - налоговые поступления, рост ВВП, дополнительные рабочие места, диверсификацию и увеличение объемов экспорта [12, с. 179201]. Если государство будет заинтересовано в увеличении предприятий индустрии развлечений в аспекте рекреационно-анимационной деятельности, то, помимо повышения качества жизни населения и удовлетворения их потребностей в отдыхе и развлечении, государство сможет обеспечить безработных рабочими местами и, как вариант, предоставлять или организовывать обучение для осуществления качественного сервиса.
Данная проблематика изучалась с помощью материалов на сайте Агентства инвестиционного развития Ростовской области для выявления необходимости создания крупномасштабного интеграционного проекта в области рекреационно-анимационной деятельности на примере тематического парка [13]. Строительство тематического парка поможет привести к расширению спектра региональных туристических услуг в рамках рекреационно-анимационой деятельности [14]. И как
следствие, это станет залогом экономического и социального подъема Ростовской области как в России, так и на международном уровне.
Заключение
В настоящее время в Российской Федерации активными темпами развивается внутренний туризм, который является неотъемлемой частью рекреационно-анимационной деятельности. Усовершенствуется инфраструктура, улучшается качество сервиса, внедряются инновационные проекты в сфере рекреационно-анимационной деятельности. Огромная территория Российской Федерации позволяет развивать разнообразные виды и формы рекреационно-анимационной деятельности. Функций данной деятельности можно выделить огромное множество, однако все они сводятся к трем основным: экономическая, социальная и гуманитарная. При составлении туристического продукта или при разработке той или иной услуги в данной отрасли необходимо учитывать все функции в комплексе действий. Обладая большим потенциалом природных и рекреационных ресурсов, Российская Федерация сможет занять лидирующие позиции в развитии внутреннего туризма как одного из критериев рекреационно-анимационной деятельности. Так или иначе рекреацион-но-анимационная деятельность способствует активному развитию инфраструктуры сервиса и смежных с ним отраслей. В Российской Федерации для развития рекреационно-анимационной деятельности активно используется помощь государственных структур разного уровня и ЧГП, это находит свое отражение в разработке различных федеральных и региональных целевых программ.
Литература
1. Нестерович В.К., Шилов А.А. Анимационная деятельность в гостиничном ресторанном сервисе // Сервис в России и за рубежом. 2008. № 4. C. 154-158.
2. Кудревич А.В. Тема досуга молодежи в российской социологии // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7 : Философия. Социология и социальные технологии. 2011. № 3 (15). C. 266-270.
3. Килимова Л.В., Ветрова О.А., Ниш-нианидзе О.О. Особенности организации досуговых практик в современных социокультурных условиях // Известия Юго-Западного государственного университета. Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 1. С. 266-270.
4. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. М. : МГУКИ, 2002.
References
1. Nesterovich V.K., Shilov A.A. Ani-matsionnaya deyatel'nost' v gostinichnom restorannom servise // Servis v Rossii i za rubezhom. 2008. № 4. P. 154-158.
2. Kudrevich A.V. Tema dosuga mo-lodezhi v rossiyskoy sotsiologii // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universi-teta. Seriya 7: Filosofiya. Sotsiologiya i sotsi-al'nye tekhnologii. 2011. № 3 (15). P. 266-270.
3. Kilimova L.V., Vetrova O.A., Nishnian-idze O.O. Osobennosti organizatsii dosugovykh praktik v sovremennykh sotsiokul'turnykh usloviyakh // Izvestiya Yu-go-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment. 2013. № 1. P. 266-270.
4. Strel'tsov Yu.A. Kul'turologiya dosuga. M. : MGUKI, 2002.
5. Гребениченко Т.В. Культура досуга в современном социокультурном пространстве // Амурский научный вестник. 2016. № 3. С. 29-35.
6. Созинова М.В. Факторы становления содержательного досуга в социокультурном пространстве современного города // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 247.
7. Беспалова А.А. Рекреационное пространство крупного российского города: креативные практики конструирования. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2016. 130 с.
8. Фащенко А.Н. Социология культуры: ценностные аспекты интернет-коммуникаций // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1468.
9. ЮдинаЕ.Н., КорнийчукМ.С. Социальные сети Интернета как инструмент формирования среды доверия в организации // Труд и социальные отношения. 2016. № 3. С. 115-128.
10. Воденко К.В., Тихоновскова С.А. Социальное планирование как механизм комплексного решения проблем социального развития // Вестн. Южн.-Рос. гос. техн. ун-та (Новочерк. политехн. ин-та). Соц.-экон. науки. 2014. № 3. С. 109-119.
11. Воденко К.В., Тихоновскова С.А., Иванченко О.С. Основы государственного и муниципального управления / Южн.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). Новочеркасск : ЮРГТУ, 2014.
12. Кудрявцева Ю.В. Государственно-частное партнёрство при формировании государственной политики в области туризма: российский и зарубежный опыт // Вестник Института социологии. 2012. № 2 (5). C. 179-201.
13. Материалы сайта Агентства инвестиционного развития Ростовской области [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ipa-don.ru/karta/recreational (дата обращения: 13.01.2017).
14. Тихоновскова С.А., Воденко К.В., Ноженков А.А. Основы управления в социально-экономических системах / Южн.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). Новочеркасск : ЮРГТУ, 2009.
Поступила в редакцию
5. Grebenichenko T.V. Kul'tura dosuga v sovremennom sotsiokul'turnom prostranstve // Amurskiy nauchnyy vestnik. 2016. № 3. P. 2935.
6. Sozinova M.V. Faktory stanovleniya soderzhatel'nogo dosuga v sotsiokul'turnom prostranstve sovremennogo goroda // Sov-remennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 3. P. 247.
7. Bespalova A.A. Rekreatsionnoe pros-transtvo krupnogo rossiyskogo goroda: krea-tivnye praktiki konstruirovaniya. Rostov n/D. : Fond nauki i obrazovaniya, 2016. 130 p.
8. Fashchenko A.N. Sotsiologiya kul'tury: tsennostnye aspekty internet-kommunikatsiy // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1-1. P. 1468.
9. Yudina E.N., Korniychuk M.S. Sotsi-al'nye seti Interneta kak instrument formiro-vaniya sredy doveriya v organizatsii // Trud i sotsial'nye otnosheniya. 2016. № 3. P. 115128.
10. Vodenko K.V., Tikhonovskova S.A. Sotsial'noe planirovanie kak mekhanizm kom-pleksnogo resheniya problem sotsial'nogo razvitiya // Vestn. Yuzhn.-Ros. gos. tekhn. unta (Novocherk. politekhn. in-ta). Sots.-ekon. nauki. 2014. № 3. P. 109-119.
11. Vodenko K.V., Tikhonovskova S.A., Ivanchenko O.S. Osnovy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya / Yuzhn.-Ros. gos. tekhn. un-t (NPI). Novocherkassk : YuRGTU, 2014.
12. Kudryavtseva Yu.V. Gosudarstven-no-chastnoe partnerstvo pri formirovanii gosudarstvennoy politiki v oblasti turizma: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt // Vestnik In-stituta sotsiologii. 2012. № 2 (5). P. 179201.
13. Materialy sayta Agentstva investit-sionnogo razvitiya Rostovskoy oblasti [El-ektronnyy resurs]. URL: http://www.ipa-don.ru/karta/recreational (data obrashcheniya: 13.01.2017).
14. Tikhonovskova S.A., Vodenko K.V., Nozhenkov A.A. Osnovy upravleniya v sotsi-al'no-ekonomicheskikh sistemakh / Yuzhn.-Ros. gos. tekhn. un-t (NPI). Novocherkassk : YuRGTU, 2009.
3 февраля 2017 г.