Научная статья на тему 'Организация интеллектуального досуга пожилых людей на посттрудовом этапе'

Организация интеллектуального досуга пожилых людей на посттрудовом этапе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
803
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ДОСУГ / ЛЮДИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / ПОССТРУДОВОЙ ЭТАП / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Асадова Л.М., Степанова Г.А.

Статья посвящена изучению организация интеллектуального досуга пожилых людей на посттрудовом этапе. В статье раскрываются такие понятия как «посттрудовой этап» и «интелектуальный досуг», а так же рассматривается специфика организация интеллектуального досуга на примере ГАУ АО «Оберег» и его влияния в жизни людей пожилого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация интеллектуального досуга пожилых людей на посттрудовом этапе»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 379.81

Асадова Л.М.

Студентка 2 курса магистратуры АГУ, г. Астрахань, РФ lyana1995@yandex.ru Степанова Г.А.

Студентка 2 курса магистратуры АГУ, г. Астрахань, РФ stepanova.galya2015@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ДОСУГА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ НА

ПОСТТРУДОВОМ ЭТАПЕ

Аннотация:

Статья посвящена изучению организация интеллектуального досуга пожилых людей на посттрудовом этапе. В статье раскрываются такие понятия как «посттрудовой этап» и «интелектуальный досуг», а так же рассматривается специфика организация интеллектуального досуга на примере ГАУ АО «Оберег» и его влияния в жизни людей пожилого возраста.

Ключевые слова:

Досуг, досуговая деятельность, интеллектуальный досуг, люди пожилого возраста,

посструдовой этап, свободное время.

В последнее время в нашем современном обществе, продолжительность жизни людей возрастает, а значит, и доля лиц пожилого возраста увеличивается в численности. Зачастую, человек преклонного возраста в современном социуме рассматриваться как нечто негативное и отталкивающие из-за различных отрицательных стереотипов, которые сформировались у общества об этой категории людей. Данная возрастная группа людей очень трудно подстраивается к изменившимся условиям жизни. Вследствие чего это проблема очень актуальна в последнее время.

В соответствии с классификацией Всемирной организации Здравоохранения (ВОЗ) к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, к старому от 75 до 89 лет, а 90 лет и старше - к долгожителям [5, с. 8].

По определению Н. Ф. Басова, пожилые люди - это поколение людей, старшего возраста, обладающие возрастной уникальностью, свойственно только ему одному характерным опытом, стилем жизни [3, с. 145].

Исследователь И.В. Гурьянова в своей работе приходит к тому что, пожилые люди - это группа лиц со своими психологическими особенностями, культурой и с глубокой внутренней дифференциацией [6, с. 1885].

В своём труде О. В. Краснова отмечает, что пожилыми обычно называют тех людей, кто достигает пенсионного возраста [4, с. 187]. Поэтому, можно утверждать, что пожилой человек, с точки зрения государства, является человеком, вышедшим на пенсию.

Пожилой человек, заканчивая свою трудовую деятельность, переходит на посттрудовой этап жизненного пути личности. На новом этапе жизни пожилой человек имеет большое количество свободного времени, возникающее вследствие, прекращения профессиональной и трудовой сферы деятельности. По

этой причине данная возрастная категория так нуждается в грамотном распределение своего времени. Одним из выходов в данной проблеме является досуг. [2, с. 16].

Существует много интерпретаций слова досуг. Досугом называется деятельность, свободное время, отношение и состояние ума. Общепринятого определения понятия досуга нет, но он объединяет в себя и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как образовательная, общественная работа на добровольных началах, культурно-досуговая, трудовая, спортивно-рекреативная, научно-исследовательская, коммуникативная, игровая [8, с. 89].

В российском обществе, досуговая деятельность у пожилых людей стремительно становиться более значимым и набирает обороты, в отличие от зарубежных стран, которые в данном вопросе более успешны и продвинуты. Правильно организованный досуг значительно улучшает психическое состояние пожилого человека: поднимает настроение, успокаивает, пробуждает оптимизм, дает ощущение удовлетворенности жизнью. Так же интеллектуальный досуг позволяет замедлить наступление болезни Альцгеймера.

Рассмотрим понятие «интеллектуальный досуг». Данное определение представляет собой качественную характеристику досуговой деятельности, приобретающую некоторые особенности в связи с глобализационными процессами. Многие страны мира выдвигают отдых в число важнейших человеческих ценностей, тем самым наделяя досуг индивидуализирующим характером, который оформляет пространство личности и делая её более значимой для пожилого человека.

В основном досуг многими воспринимается как знак принадлежности к определенной социальной группе, формируя стереотипное мышление, навязываемое СМИ. Следовательно, ключевой проблемой организации досуговой деятельности становится не только развитие личности в процессе этой деятельности, но и формирование потребности в интеллектуальном досуге [1, с. 16] .

В пожилом возрасте иметься ряд психологических и этических проблем. Вследствие чего необходимо владеть методиками и технологиями, помогающие пожилому человеку сделать его досуг достойным и насыщенным активной деятельностью, позволяющий не чувствовать одиночества и отчуждённости, а так же удовлетворить потребности и восполнить дефицит общения. Помимо этого очень важно обеспечить пожилому человеку необходимые условия, способствующие более длительной, полноценной, интеллектуальной и эмоциональной жизни.

Рассмотрим специфику организации досуга для пожилых людей, в частности интеллектуального, на примере «Многофункционального центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Оберег» города Астрахани. В отделении культурно-досуговой деятельности центра проводятся и организовываются культурно-массовые, воспитательные, просветительские, интеллектуальные, психологические мероприятия для подопечных. С 1 октября 2010 года на базе центра «Оберег» действует Народная академия пожилого человека в рамках областного социального проекта «Школа третьего возраста». Народная академия пожилого человека носит социально - образовательный характер. Пожилые астраханцы реализуют потребности в развитии и творчестве, развивают конструктивные взаимодействия с другими поколениями и меняют отношение общества к старости на положительное.

К основным задачам деятельности отделения можно отнести:

• предоставление пожилым людям, состоящим на обслуживании в отделении, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-психологических услуг, услуг для развития коммуникативного потенциала;

• организация досуга получателей услуг, проведение культурно-массовых мероприятий;

• проведение информационной и разъяснительной работы среди получателей услуг по вопросам оказания социальной поддержки, в том числе через средства массовой информации, на официальном сайте учреждения и в социальных сетях.

• сотрудничество с учреждениями культуры муниципальных образований в организации досуговых мероприятий.

Академия сегодня объединяет семь кафедр: активного долголетия, литературоведения, музыкально -драматического искусства, иностранного языка, психологии, кафедру декоративно-прикладного творчества и кафедру информационно-компьютерных технологий. Кафедры имеют свое расписание, свой план работы. Слушатель академии может посещать как все кафедры, так и по выбору.

Что касается интеллектуального досуга, то с недавнего времени в центре «Оберег» начал свою работу интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», позволяющий человеку, преклонного возраста, всесторонне развиваться и увеличивать свой кругозор. На занятиях участники отвечают на разные категории вопросов, учатся работать в команде и прислушиваться к окружающим. Интеллектуальному развитию подопечных так же способствует буккроссинг.

Буккроссинг или книговорот - это хобби и общественное движение, действующее по принципу социальных сетей и близкое к флешмобу. Человек, прочитав книгу, оставляет («освобождает») её в общественном месте для того, чтобы другой, случайный человек мог эту книгу найти и прочитать; тот, в свою очередь, должен повторить это же действие.

Так любой из подопечных центра может выбрать интересующую книгу, из специально отведенного под это место, прочесть ее, а потом вернуть на место или же принести любую другую книгу в замен прочитанной.

В рамках деятельности кафедры литературоведения специалисты центра совместно с сотрудниками областной библиотекой им. Н.К. Крупской и центральной городской библиотекой организуют и проводят лекций и викторины. Студенты «третьего возраста» с огромным удовольствием слушают лекции, принимают участие в фестивалях литературного чтения, создают художественные презентации, проводят творческие встречи. Занятия проходят либо непосредственно в центре с использованием мультимидийного оборудования, либо в залах библиотеки. В качестве педагогов могут выступать и слушатели академии. Так как среди них есть и заслуженные учителя, и почетные работники образования. Помимо этого периодически сотрудники центра организуют экскурсии в музеи и театры города для своих подопечных [7,с.125].

Как итог можно утверждать, что интеллектуальный досуг позволяет пожилым людям приспособиться к изменившемуся обществу, стимулирует развитие у них сенсомоторных умений, способствует преодолению проблем в коммуникации с другими, развивает креативные способности и воображение. А так же, интеллектуальный досуг предполагает реализацию просветительской, культурной, и творческой сферы деятельности у пожилых людей. Интеллектуальный досуг в посттрудовом периоде позволяет пожилым людям не только провести время с пользой для себя, но и получить эмоциональный подъём и удовольствие.

Список использованной литературы:

1. Андреева А. В. Интеллектуальный досуг как сфера полисубъектного взаимодействия [Текст] / А. В. Андреева// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: "Грамота", 2014.- № 12-3 . - С. 13-16.

2. Асадова Л.М. Роль досуговой деятельности в адаптации людей пожилого возраста // Социально-педагогические и социально-психологические исследования: актуальные и приоритетные направления: сборник научных статей магистрантов и аспирантов кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и социальной работы Астраханского государственного университета [Текст] / отв. ред. Г. В. Палаткина. - Астрахань: Астраханский государственный университет, ИД «Астраханский университет», 2018. - 149 с.

3. Басова Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения [Текст]: учеб. пособие / ред. Басова Н.Ф. - М.: КНОРУС, 2016. - 528 с.

4. Галасюк И. Н., Краснова О. В., Шинина Т.В. Психология социальной работы [Текст]: учеб. для бакалавров / под ред. Красновой О.В. - М.: Издателько-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 304 с.

5. Государственная система правовой информации [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://clck.ru/Eqtky. Дата обращения: 22.05.2019.

6. Гурьянова И. В. Современные реалии и перспективы социальной работы с пожилыми людьми [Текст] / И. В. Гурьянова // XVIII Международная конференция памяти проф. Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», - Екатеринбург: УрФУ, 2015. - С. 1884-1895

7. Степанова Г.А. Особенности социальной работы с гражданами пожилого возраста в отделении культурно-досуговой деятельности //Социально-педагогические и социально-психологические исследования: актуальные и приоритетные направления: сборник научных статей магистрантов и аспирантов кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и социальной работы Астраханского государственного университета [Текст] / отв. ред. Г. В. Палаткина. - Астрахань: Астраханский государственный университет, ИД «Астраханский университет», 2018. - 149 с.

8. Столяров А. Ф. Особенности организации свободного времени и досуга подростков // Актуальные проблемы гуманитарных и юридических наук [Текст]: межвуз. сб. науч. ст. / ред. Е. А. Власовой, О. В. Бессчетновой. -Балашов: Николаев, 2013. - 120 с.

© Асадова Л.М. Степанова Г.А, 2019

УДК 314.044

А.А. Топунова

студент 1 курса ОГУ г. Оренбург, РФ e-mail: anna199622@mail.ru

АНАЛИЗ ЧИСЛЕННОСТИ ЛИЦ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ТУРИСТИЧЕСКУЮ ИНДУСТРИЮ

Аннотация

В данной статье проводится анализ численности лиц третьего возраста. В качестве основного метода используется анализ динамики. Актуальность данной темы крайне востребована, так как число лиц третьего возраст, как видно по анализу, ежегодно увеличивается.

Ключевые слова

третий возраст, население, динамика, туризм.

Процесс старения населения в развитых странах ставит новые задачи не только перед системой здравоохранения, но и перед системой сервиса и туризма.

Рассмотрим население Оренбургской области, которое составляет 1977,7 тыс. человек, а число людей на 2018 год в возрасте 55-59 лет (так называемый «третий возраст») достигло 158931 человек.

По данным таблицы 1 можно выявить следующее: в 2018 году по сравнению с 2000 годом число человек возраста 55-59 лет увеличилось на 75750 человек или на 91,1%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.