Научная статья на тему 'Целевые установки и ценностные ориентации детско-юношеских объединений прошлого и настоящего'

Целевые установки и ценностные ориентации детско-юношеских объединений прошлого и настоящего Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рылькова Н. В.

В статье представлен ретроспективный анализ приоритетных направлений деятельности детско-юношеских объединений. Осмысление базовых основ детских сообществ как социального института дает возможность для педагогов-организаторов выделить ведущую систему отношений ребенка к миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целевые установки и ценностные ориентации детско-юношеских объединений прошлого и настоящего»

специальных служб невозможно охранить общество ни от внешнего информационного вмешательства, ни от внутренних разложений. Общество, как и отдельный человек, жизненно нуждается в целенаправленном воспитании. Необходимы более эффективные правила социальной игры, иные формы социального общежития, иная этика. В связи с осознанием актуальности аксиологической проблематики в контексте проблем обеспечения национальной безопасности должно произойти перераспределение ресурсов и расстановка акцентов и приоритетов. При этом исходным основанием для определения содержания национальной безопасности должно служить наличие ясно сформулированных общенациональных интересов, представляющих собой осознанные потребности нации в самосохранении, развитии и обеспечении собственной безопасности.

Список литературы:

1. Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2003 - 423 с.

2. Неганов Ф.М., Рудкевич Е.Ю. Неэкономические ценности: культурно-исторические особенности становления и развития. - Уфа: БашГУ, 2008. - 168 с.

3. Рыбалкин Н.Н. Философия безопасности. - М.: МПСИ, 2006. -296 с.

ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО © Рылькова Н.В.*

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Г.Г. Чернышевского, г. Чита

В статье представлен ретроспективный анализ приоритетных направлений деятельности детско-юношеских объединений. Осмысление базовых основ детских сообществ как социального института дает возможность для педагогов-организаторов выделить ведущую систему отношений ребенка к миру.

Категория ценности, стала предметом для осмысления, в отечественной науке начиная с 60-х гг.ХХ столетия, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма. Данная категория применима к миру

♦ Ассистент кафедры Педагогики

человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, поскольку представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности утверждаются в жизни не спонтанно и зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе.

Система личностных ценностей, складывающаяся в процессе деятельности, мотивирует и направляет деятельность, что является основой для реализации целей и задач. Комбинируясь в различных связях и отношениях, ценности создают самые различные ценностные ориентации каждого человека и выделенных по разным основаниям групп людей. Ценности находятся в основе содержания процессов социализации и воспитания [1, С. 17-.20].

Изучение целевых установок и ценностных ориентаций детско-юношеских объединений прошлого дает возможность выявить степень их адаптации к новым социальным условиям и их инновационный потенциал как социального института, создает мотивационную основу к построению в них многообразных видов деятельности.

Создание и функционирование системы внешкольных детско-юношеских объединений вносит позитивные изменения в образовательную деятельность школы, её воспитательное пространство. Детско-юношеские объединения обладают актуальным в современных условиях социальнопедагогическим потенциалом, отличным от других воспитательных коллективов (личностное самоопределение, воспитание лидерских качеств и т.д.). Особенностью воспитательного влияния детско-юношеского объединения в школе, в отличие от классного коллектива, является специфика конкретной деятельности; характер взаимодействия с другими школьными коллективами; традиции и системы работы; половозрастные и индивидуально-психологические особенности ребят и взрослых; специфика самого детского объединения как социальной организации и психологической общности; личностью взрослого руководителя [2].

В настоящем существует большое многообразие детско-юношеских объединений, которые сложились исторически. Истоками их возникновения принято считать первые отряды мальчишек, организованные Российским военным министерством, пытающихся найти отечественные формы военной подготовки молодежи, используя опыт Англии с «Бригадами мальчиков», маршировавших с деревянными ружьями. Движение «потешных» началось по высочайшему повелению от 1908 года. Занятия с «потешными» были популярны в приютах и сиротских домах. Название было заимствовано из эпохи Петра I, когда «потешными» войсками назывались военные отряды, созданные изначально для «потех» юного Петра [3]. Первые отряды мальчишек имели соответствующую форму в зависимости от профиля шефов: отряд семеновского полка был одет в солдат-

скую форму, отряд приюта «Святой Веры» в стилизованные костюмы стрельцов. В 1912 году на Марсовом поле в Петербурге состоялся парад нескольких тысяч «потешных», съехавших со всех концов России, и царский смотр. Особое впечатление произвели тогда уральские казачата, появившиеся в конном строю, и небольшой отряд Царскосельских скаутов, руководителем и организатором которых являлся Олег Иванович Пантю-хов.

В 1912 году в Петербурге В.Г. Янчевецким был организован «легион юных разведчиков», стал выходить журнал «Ученик», ориентированный на скаутов, развертывающий занятия по разным специальностям спортивного, гражданского, военно-прикладного профиля: плаванию, гребле, тушению пожаров, первой медицинской помощи, электротехнике, столярному, кузнечному, переплетному, слесарному делу, пчеловодству, музыке и многому другому. Подобные отряды появились в разных городах: в Баку, Вятке, Гомеле, Одессе, Пензе.

Содержание деятельности скаутских отрядов определялось следующими целевыми установками и ценностными ориентациями: совершенствование духовно-нравственных, индивидуальных качеств (тренировка памяти, воли, органов чувств, воспитание характера); служение государству (приучение к практической помощи армии, населению); религиозное воспитание; физическое воспитание (гимнастика, военный строй, походы, физические упражнения); трудовое воспитание (овладение различными специальностями и практическими навыками) [4, С. 20-22].

Среди разнообразных форм детско-юношеских объединений определенное развитие получили детские клубы. Возникновение первых детских клубов связано с именем С.Т. Шацкого. Его работа носила социальный характер, так как была связана с изучением среды, в которой росли дети, и велась в клубной форме, необычной для того времени по своей организации (детское самоуправление). Идеи С.Т. Шацкого воплотились в создании центра, в котором основа работы клубов сводилась к изучению детей и сохранению того, что есть в детях. Клубная работа составляла наибольшую часть педагогической деятельности и А.С. Макаренко. Она представляла собой очень сложную интересную систему, охватывающую всех ребят самыми разнообразными видами отдыха: кружками, секциями и другими организационными формами постоянного и временного характера [5, С. 10]. Особенностью всех кружков в практике А.С. Макаренко, пишет В.Н. Терский, был их производственный характер. Программы и планы занятий кружков возникали в значительной степени из конкретных дел, из целевых установок кружков и потому постоянно изменялись в связи с постановкой новых целей и задач. Например, фотокружок выпускал фотогазеты, фотовитрины, делал выставки. Выставки периодически проводили кружки изобразительных искусств. Развитие детского коллектива,

по А.С. Макаренко, определялось присутствием в нем перспективных линий (ближние, средние и дальние) [5, С. 173].

В ходе развития общественной жизни в 60-е годы как один из вариантов организации воспитания подростков появляется специфическая форма клуба - клуб свободного общения. Свободное (нерегламентированное) общение - это взаимоотношения сверстников, предполагающее духовную близость в самых различных видах совместной деятельности, заполняющей часы досуга. Такое общение способствует установлению атмосферы дружеского взаимного доверия, жизнерадостности, простоты и естественности, богатой и эмоционально насыщенной жизни как основы формирования ценностных ориентаций.

Видные педагоги и психологи высказывали немало ценных мыслей, касающихся проблемы свободного общения в коллективной деятельности. Так, еще С.Т. Шацкий придавал серьезное воспитательное значение именно свободному общению детей. Для педагога особенно важно, говорил он, предоставить подросткам возможность самых широких совместных обсуждений волнующих вопросов, задушевных бесед, коротеньких, но порою важных разговоров, иногда оставляющих благодаря своему непринужденному характеру очень значительный след в памяти. Такими могут быть разговоры о счастье, коллективная мечта о будущем, выражение радости настоящего дела и т. д. Во главе объединений стояли, как пишет Л.И. Новикова, талантливые педагоги, такие как М.Н. Ахметова, И.П. Иванов, Ф.Я. Шапиро, а основой деятельности таких клубов была коммунарская методика.

Развиваясь в среде внеурочной деятельности школьников, коммунар-ская методика строилась сразу как чисто воспитательная вне учебного процесса, вне официальной структуры школы. К основным характеристикам коммунарства, к его принципам В. А. Караковский относит: обучение лучшей жизни через включение в лучшие отношения; яркая альтруистическая направленность, установка на постоянное, ежегодное добротворчество, абсолютная бескорыстность, воспитание в себе привычки заботиться о людях и получать от этой заботы удовлетворение; пять «само»: самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоуправление и самоанализ. Абсолютное неприятие иждивенца, работа без расчета на взрослых. При этом отрицание всякого насилия, полная добровольность, постоянная готовность подчиниться товарищу или взять на себя руководство в любом деле [6, С. 40].

Подобные клубы создавались стихийно в ряде школ страны «Искатели» (г. Тула), «Неунывайки» (г. Липецк), «Алые паруса» (г. Ленинград), «Дзержинцы» (г. Калуга), «Салаватская зажигалка» (Башкирия), «Бригантина» (г. Чита).

Направления и цели, которые были характерны для детско-юношеских объединений предшествующего периода, во многом предопределяли формы подростковых объединений в 80-90-е г. Так, например, взяв за основу идеи скаутских отрядов, творческие педагоги и вожатые г. Читы разработали программу «Республика Юных Забайкальцев». На сегодняшний день эта организация зарегистрирована в органах юстиции и в ее состав входят детские объединения со всего Забайкальского края: «Объединение юных забайкальских казаков» (средняя школа № 20, г. Чита), Республика ДДТ (деловых, добрых, творческих) - (средняя школа № 4, г. Краснока-менск), детское объединение «Радуга» (п. Агинск); клуб «Эврика» (с. Мо-гойтуй) и др.

Разнообразие современных детско-юношеских объединений, по М.В. Богуславскому, сводится к четырем базовым моделям: объединения индивидуалистической направленности, объединения клубной и профильной направленности, объединения социальной направленности, объединения религиозной и экзистенциальной направленности.

К целевым установкам и ценностным ориентациям данных объединений относятся: в первом случае, достижение коллективного и индивидуального успеха каждым членом организации, вера в возможности каждого члена объединения достичь успеха; во втором случае, погружение в культуру как фактор развития и место реализации личности, творческое развитие личности; в третьем случае, прогрессивное развитие окружающего социума, страны в целом, гражданственность и патриотизм. Духовность, целостность личности и ориентация на высшие идеалы представляет собой целевые установки и ценностные ориентации объединений религиозной и экзистенциальной направленности [7].

Несмотря на специфику всевозможных детско-юношеских объединений, существующих в определенные исторические периоды, целевые установки и ценностные ориентации являются общей устойчивой чертой, составляющей основу детско-юношеских объединений как социального института. Работа педагога, по Н.Е. Щурковой, только тогда обретает содержание, когда детям предъявляются ценности общечеловеческой жизни, когда дети проживают отношение к этим ценностям, духовно обогащая свой внутренний мир. К таким ценностям относятся: человек, жизнь, природа, общество; добро, истина, красота; счастье, совесть, свобода, справедливость; равенство, труд, познание, общение, игра [8, С. 37]. Комбинация сочетаний и взаимосвязей ценностных выборов в детско-юношеских объединениях может быть бесконечна. Но педагог-организатор не производит выбор за детей, а лишь разворачивает всю их многоцветную палитру, вскрывая сущность, содержание и место в жизни. В поле его постоянного профессионального внимания лежат отношения, через призму которых он должен уметь видеть, прочитывать, оценивать,

корректировать, обогащать и развивать систему отношений ребенка к миру и прежде всего научиться обнаруживать отношение там, где его «не видно» за предметным миром и предметными интересами личности.

Список литературы:

1. Коган, Л.Н. Цель и смысл жизни человека [Текст] / Л.Н. Коган. -М.: Изд-во «Мысль», 1984. - 245 с.

2. Нефедова, Н. Воспитательный потенциал детских объединений системы дополнительного образования школы. Воспитание: от теории к практике [Текст] / Н. Нефедова // Воспитательная работа в школе. - 2003. - № 5. - С. 124-127.

3. Педагогический словарь [Текст] / Под ред. И. А. Каирова. - М. -Т. 2. - 1959. - 744 с.

4. Руденко, И.В. Введение в педагогику детского движения [Текст]: Учебное пособие / И.В. Руденко. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 128 с.

5. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина [Текст] / А.С. Макаренко.

- М., 1968. - С. 373.

6. Караковский, В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования [Текст] / В.А. Караковский. - М., 1992.

- 123 с.

7. Богуславский, М.В. Детское движение в России: между прошлым и будущим. [Текст] Монография / М.В. Богуславский. - Тверь: Научная книга, 2007. - 112 с.

8. Щуркова, Н.Е. За гранью урока [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М., 2004.

- 192 с.

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЗАТРАТ МОНТАЖНЫХ РАБОТ В ТРУБОПРОВОДНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ © Хусаинова З.Ф.*

Всероссийский заочный финансово-экономический институт,

г. Уфа

Социально-экономические явления и процессы содержат множество свойств, отражающихся в показателях.

* Доцент кафедры «Математика и информатика», кандидат экономических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.