Научная статья на тему 'Проблема консолидации коллектива сотрудников детского дома на идейных платформах'

Проблема консолидации коллектива сотрудников детского дома на идейных платформах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекаленко Е. С.

В статье рассматривается консолидация коллектива, представляющего собой многопрофильный союз разных специалистов, обеспечивающая эффективность воспитательной работы в детском доме, посредством ценностного смыслополагания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема консолидации коллектива сотрудников детского дома на идейных платформах»

ПРОБЛЕМА КОНСОЛИДАЦИИ КОЛЛЕКТИВА СОТРУДНИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА НА ИДЕЙНЫХ ПЛАТФОРМАХ © Чекаленко Е.С.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 5»,

г. Таганрог

В статье рассматривается консолидация коллектива, представляющего собой многопрофильный союз разных специалистов, обеспечивающая эффективность воспитательной работы в детском доме, посредством ценностного смыслополагания.

В основе современного педагогического коллектива как субъекта управления и саморазвития лежат идеи русских педагогов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушин-ского, Н.И. Пирогова.

Вопрос об интеграции воспитательных усилий учителей был актуален в трудах ученных еще в 20-30-е гг. ХХ века (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и др.). «Должен быть коллектив воспитателей, - писал

A.С. Макаренко, - и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса» [7].

Макаренко A.C. открыл новый этап в изучении коллектива. Его учение о коллективе, основанное на анализе своей педагогической деятельности и опыта, стало важнейшим звеном науки о воспитании и сыграло исключительную роль в дальнейшем развитии социально-гуманитарной проблемы взаимоотношения личности и общества.

Каждый социально-исторически обусловленный новый виток функционирования системы образования инициирует новые требования к педагогическому коллективу.

Идеи сплочения педагогического коллектива были актуальны в педагогической системе В.А. Сухомлинского. В последние годы опубликованы работы (Н.С. Дежникова, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Р.Х. Шакуров,

B.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, Т.Е. Конникова и др.), раскрывающие внутренние механизмы развития и функции управления педагогическим коллективом.

Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с

* Директор Детского дома № 5 г. Таганрога, аспирант кафедры Теории и методики обучения и воспитания Российского государственного социального университета.

другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других [4].

Ученые зафиксировали два основных этапа процесса коллективообра-зования.

На первом этапе главную роль играет эмоциональный фактор. В этот период идет интенсивный процесс психологической ориентации, установления связей и позитивных отношений.

На втором этапе все большее значение приобретают когнитивные процессы. В этот период каждая личность выступает не только как потенциальный или реальный объект эмоционального общения, но и как носитель определенных личностных качеств социальных норм и установок. Именно на этом этапе происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентаций, норм и символов [4].

По мнению, А.В. Петровского, коллектив, как высшая форма развития группы - это организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы, в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности [5].

Педагогический коллектив как социальное и профессиональное объединение людей воплощает в себе все общие признаки коллектива.

В то же время педагогический коллектив имеет свои особенности, главная, на наш взгляд, на которой мы остановимся подробнее, состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества.

Психологический климат коллектива, психологическая атмосфера, тон, стиль - является тоже важной характеристикой коллектива, являющейся и причиной, и результатом самого существования коллектива. Еще А.С. Макаренко подчеркивал значимость «мажорного тона» (стиля) взаимоотношений в коллективе. Проблема создания благоприятного психологического климата изучалась многими отечественными психологами и педагогами (А.С. Макаренко, Н.П. Аникеева, Р.Х. Жакурова, Т.А. Репиной, А.Н. Лутош-кина, В.П. Сергеевой).

Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат, по его мнению, - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей [4].

Перечисленные особенности актуальны и для коллективов детских домов, решающих проблемы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако стоит отметить и специфические.

Раскрывая главную особенность педагогического коллектива детского дома, необходимо акцентировать полифункциональность воспитательской профессии. Современный воспитатель детского дома одновременно выполняет функции учителя-предметника, классного руководителя, социального педагога, руководителя кружка, организатора социально полезной деятельности, проводит диагностику, коррекцию и прогнозирование уровня развития ребенка, руководит процессом социализации, организует быт и уют, стимулирует развитие у воспитанников навыков самообслуживания и т.д. Не удивительно, что работа в детском доме связана с повышенными эмоциональными затратами, психологической напряжённостью, вызываемыми высоким уровнем ответственности труда.

Успешность профессиональной деятельности воспитателей и педагогов детского дома связана с их отношением к ней, с одной стороны, как к важной составной части собственной жизни, как к способу самореализации и самоактуализации через альтруистические интенции любви, помощи, поддержки, сострадания, соучастия, кроме того, педагоги должны осознавать социальное значение своей профессиональной миссии, меру своей психологической и социальной ответственности. Коллектив, его деятельность, личностное и профессиональное становление имеет исключительное значение в развитии детей, с которыми сотрудники детского дома находится фактически в постоянном взаимодействии.

Коллектив сотрудников детского дома - это сложный много профессиональный союз, состоящий из специалистов административно-управленческого, медицинского, психологического, педагогического, социально-педагогического, учебно-вспомогательного и технического профилей, как показывает практика, несмотря на формальное единство общей цели, чаще всего действуют автономно, разрозненно, их взаимосвязи и взаимодействия поверхностны и не организуют целостный комплекс, технологию, направленные на реализацию основной цели по социализации воспитанников детского дома.

Проблему составляет и тот факт, что специалисты непедагогического профиля в своей деятельности опираются на «бытовые» представления о целях воспитания и, как правило, вообще не проявляют склонности к погружению в педагогическую рефлексию. Но отсутствующий рефлексивно-аналитический педагогический опыт вовсе не является причиной для ограничения контактов с воспитанниками. Вот почему ситуации, когда кропотливая и трудоемкая воспитательная работа одних членов коллектива взрослых может быть осознанно или неосознанно разрушена, дискредитирована «неуклюжими» в педагогическом смысле действиями других членов коллектива, не являются редкими исключениями в педагогической действительности.

Понимание того, что самореализация воспитанников возможна лишь в том случае, если взрослые, организующие образовательный процесс, выступают не как заполняющий штатное расписание «набор» специалистов определенного профиля и квалификации, а как целостный коллектив, руководствующийся важными и общими для всех ценностно-смысловыми основаниями профессиональной деятельности (этот ценностно-смысловой фундамент обеспечивает не только глубокое осознание своей жизненной и профессиональной миссии, но и внутреннюю непротиворечивость педагогической среды учреждения, согласованность и слаженность действий и взаимодействий, разворачивающихся внутри нее) направляет нас к поиску путей и технологий консолидацию коллектива специалистов.

Консолидация - (позднелат. consolidatio - от consolido - укрепляю), упрочение, укрепление чего-либо; объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели [2].

Поиску путей интеграции и объединения усилий различных служб в единую технологию препятствует, прежде всего, отсутствие общей методологической базы, идейных оснований, обеспечивающих единство целеполагания.

В педагогической науке уже созданы предпосылки для решения этой проблемы, основывающиеся на положениях феноменолого-экзистенциаль-ной философской методологии. Личностно ориентированная образовательная парадигма опирается на ее методологический фундамент (Е.В. Бонда-ревская, А.Я. Данилюк, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.).

Эта методология стимулирует принципиальное переосмысление сущности субъектов педагогического взаимодействия, содержания и структуры педагогической коммуникации, педагогических технологий.

Опыт показывает, что, как правило, методологические знания составляют «слабое звено» в профессиональной подготовке воспитателей (а специалисты иного профиля - например, медицинский персонал - вообще не склонны к философско-педагогической рефлексии). Преимущественно их профессиональное внимание сосредоточено на конкретных методических разработках, совокупности приемов и средств, автоматически обеспечивающих, как им представляется, более высокие показатели учебно-воспитательного процесса. Следовательно, методологическое целеполагание должно являться предметом первоочередной заботы организаторов воспитательного процесса.

Педагогическое взаимодействие диалогично по своей природе, самоактуализация и самореализация воспитанников находятся в прямой зависимости от установок, мотивов, интересов, ценностных ориентации и убеждений воспитателя в совокупности, обозначаемых как «социально-педагогическая позиция». Поэтому, рассуждая о специфике деятельности управленческих структур детского дома, мы должны подчеркнуть, что проблема мотивационно-целевой (интенциональной) консолидации педагогического коллектива должна стоять в центре внимания руководства. Ее решение требует планиро-

вания и организации действий администрации, целью которых является становление целостного педагогического коллектива единомышленников, объединенных общим педагогическим мировоззрением, парадигмой. Разумеется, такая идейная консолидация сотрудников не может возникнуть случайно, вдруг, сама собой, а является результатом определенных усилий руководства.

Русский педагог С.И. Гессен писал: «Педагогическая система - даже там, где она выдает себя за чисто эмпирическую науку, - есть приложение к жизни философских воззрений автора» [3]. Следовательно, поиск и пропаганда мировоззренческой платформы, обеспечивающей относительную монолитность общих оснований деятельности педагогического коллектива, должны составлять смысловое «ядро» организаторской деятельности администрации детских домов.

Список литературы:

1. Александров Е.П. Интенциональный диалог как фактор адаптации первокурсников к образовательной среде вуза и профессии. - Таганрог: Изд-во НОУ ВПО ТИУиЭ, 2009. - 260 с.

2. Большой энциклопедический словарь.

3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и составитель П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. -М., 2000.

5. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982.

6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сла-стенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

7. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. Т. 5. - М., 1958. - С. 179.

АКМЕОЛОГИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА © Якубин А.А.*

Пермский военный институт Внутренних Войск

Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, г. Пермь

В работе рассматриваются проблемы подготовки профессиональных кадров в системе высшего военного образовании, формирование стиля педагогической деятельности в процессе становления личности преподавателя.

* Заместитель начальника факультета Артиллерийского вооружения по учебной и научной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.