ПРОБЛЕМА КОНСОЛИДАЦИИ КОЛЛЕКТИВА СОТРУДНИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА НА ИДЕЙНЫХ ПЛАТФОРМАХ © Чекаленко Е.С.*
Российский государственный социальный университет, г. Москва Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 5»,
г. Таганрог
В статье рассматривается консолидация коллектива, представляющего собой многопрофильный союз разных специалистов, обеспечивающая эффективность воспитательной работы в детском доме, посредством ценностного смыслополагания.
В основе современного педагогического коллектива как субъекта управления и саморазвития лежат идеи русских педагогов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушин-ского, Н.И. Пирогова.
Вопрос об интеграции воспитательных усилий учителей был актуален в трудах ученных еще в 20-30-е гг. ХХ века (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и др.). «Должен быть коллектив воспитателей, - писал
A.С. Макаренко, - и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса» [7].
Макаренко A.C. открыл новый этап в изучении коллектива. Его учение о коллективе, основанное на анализе своей педагогической деятельности и опыта, стало важнейшим звеном науки о воспитании и сыграло исключительную роль в дальнейшем развитии социально-гуманитарной проблемы взаимоотношения личности и общества.
Каждый социально-исторически обусловленный новый виток функционирования системы образования инициирует новые требования к педагогическому коллективу.
Идеи сплочения педагогического коллектива были актуальны в педагогической системе В.А. Сухомлинского. В последние годы опубликованы работы (Н.С. Дежникова, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Р.Х. Шакуров,
B.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, Т.Е. Конникова и др.), раскрывающие внутренние механизмы развития и функции управления педагогическим коллективом.
Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с
* Директор Детского дома № 5 г. Таганрога, аспирант кафедры Теории и методики обучения и воспитания Российского государственного социального университета.
другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других [4].
Ученые зафиксировали два основных этапа процесса коллективообра-зования.
На первом этапе главную роль играет эмоциональный фактор. В этот период идет интенсивный процесс психологической ориентации, установления связей и позитивных отношений.
На втором этапе все большее значение приобретают когнитивные процессы. В этот период каждая личность выступает не только как потенциальный или реальный объект эмоционального общения, но и как носитель определенных личностных качеств социальных норм и установок. Именно на этом этапе происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентаций, норм и символов [4].
По мнению, А.В. Петровского, коллектив, как высшая форма развития группы - это организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы, в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности [5].
Педагогический коллектив как социальное и профессиональное объединение людей воплощает в себе все общие признаки коллектива.
В то же время педагогический коллектив имеет свои особенности, главная, на наш взгляд, на которой мы остановимся подробнее, состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества.
Психологический климат коллектива, психологическая атмосфера, тон, стиль - является тоже важной характеристикой коллектива, являющейся и причиной, и результатом самого существования коллектива. Еще А.С. Макаренко подчеркивал значимость «мажорного тона» (стиля) взаимоотношений в коллективе. Проблема создания благоприятного психологического климата изучалась многими отечественными психологами и педагогами (А.С. Макаренко, Н.П. Аникеева, Р.Х. Жакурова, Т.А. Репиной, А.Н. Лутош-кина, В.П. Сергеевой).
Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат, по его мнению, - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей [4].
Перечисленные особенности актуальны и для коллективов детских домов, решающих проблемы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако стоит отметить и специфические.
Раскрывая главную особенность педагогического коллектива детского дома, необходимо акцентировать полифункциональность воспитательской профессии. Современный воспитатель детского дома одновременно выполняет функции учителя-предметника, классного руководителя, социального педагога, руководителя кружка, организатора социально полезной деятельности, проводит диагностику, коррекцию и прогнозирование уровня развития ребенка, руководит процессом социализации, организует быт и уют, стимулирует развитие у воспитанников навыков самообслуживания и т.д. Не удивительно, что работа в детском доме связана с повышенными эмоциональными затратами, психологической напряжённостью, вызываемыми высоким уровнем ответственности труда.
Успешность профессиональной деятельности воспитателей и педагогов детского дома связана с их отношением к ней, с одной стороны, как к важной составной части собственной жизни, как к способу самореализации и самоактуализации через альтруистические интенции любви, помощи, поддержки, сострадания, соучастия, кроме того, педагоги должны осознавать социальное значение своей профессиональной миссии, меру своей психологической и социальной ответственности. Коллектив, его деятельность, личностное и профессиональное становление имеет исключительное значение в развитии детей, с которыми сотрудники детского дома находится фактически в постоянном взаимодействии.
Коллектив сотрудников детского дома - это сложный много профессиональный союз, состоящий из специалистов административно-управленческого, медицинского, психологического, педагогического, социально-педагогического, учебно-вспомогательного и технического профилей, как показывает практика, несмотря на формальное единство общей цели, чаще всего действуют автономно, разрозненно, их взаимосвязи и взаимодействия поверхностны и не организуют целостный комплекс, технологию, направленные на реализацию основной цели по социализации воспитанников детского дома.
Проблему составляет и тот факт, что специалисты непедагогического профиля в своей деятельности опираются на «бытовые» представления о целях воспитания и, как правило, вообще не проявляют склонности к погружению в педагогическую рефлексию. Но отсутствующий рефлексивно-аналитический педагогический опыт вовсе не является причиной для ограничения контактов с воспитанниками. Вот почему ситуации, когда кропотливая и трудоемкая воспитательная работа одних членов коллектива взрослых может быть осознанно или неосознанно разрушена, дискредитирована «неуклюжими» в педагогическом смысле действиями других членов коллектива, не являются редкими исключениями в педагогической действительности.
Понимание того, что самореализация воспитанников возможна лишь в том случае, если взрослые, организующие образовательный процесс, выступают не как заполняющий штатное расписание «набор» специалистов определенного профиля и квалификации, а как целостный коллектив, руководствующийся важными и общими для всех ценностно-смысловыми основаниями профессиональной деятельности (этот ценностно-смысловой фундамент обеспечивает не только глубокое осознание своей жизненной и профессиональной миссии, но и внутреннюю непротиворечивость педагогической среды учреждения, согласованность и слаженность действий и взаимодействий, разворачивающихся внутри нее) направляет нас к поиску путей и технологий консолидацию коллектива специалистов.
Консолидация - (позднелат. consolidatio - от consolido - укрепляю), упрочение, укрепление чего-либо; объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели [2].
Поиску путей интеграции и объединения усилий различных служб в единую технологию препятствует, прежде всего, отсутствие общей методологической базы, идейных оснований, обеспечивающих единство целеполагания.
В педагогической науке уже созданы предпосылки для решения этой проблемы, основывающиеся на положениях феноменолого-экзистенциаль-ной философской методологии. Личностно ориентированная образовательная парадигма опирается на ее методологический фундамент (Е.В. Бонда-ревская, А.Я. Данилюк, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.).
Эта методология стимулирует принципиальное переосмысление сущности субъектов педагогического взаимодействия, содержания и структуры педагогической коммуникации, педагогических технологий.
Опыт показывает, что, как правило, методологические знания составляют «слабое звено» в профессиональной подготовке воспитателей (а специалисты иного профиля - например, медицинский персонал - вообще не склонны к философско-педагогической рефлексии). Преимущественно их профессиональное внимание сосредоточено на конкретных методических разработках, совокупности приемов и средств, автоматически обеспечивающих, как им представляется, более высокие показатели учебно-воспитательного процесса. Следовательно, методологическое целеполагание должно являться предметом первоочередной заботы организаторов воспитательного процесса.
Педагогическое взаимодействие диалогично по своей природе, самоактуализация и самореализация воспитанников находятся в прямой зависимости от установок, мотивов, интересов, ценностных ориентации и убеждений воспитателя в совокупности, обозначаемых как «социально-педагогическая позиция». Поэтому, рассуждая о специфике деятельности управленческих структур детского дома, мы должны подчеркнуть, что проблема мотивационно-целевой (интенциональной) консолидации педагогического коллектива должна стоять в центре внимания руководства. Ее решение требует планиро-
вания и организации действий администрации, целью которых является становление целостного педагогического коллектива единомышленников, объединенных общим педагогическим мировоззрением, парадигмой. Разумеется, такая идейная консолидация сотрудников не может возникнуть случайно, вдруг, сама собой, а является результатом определенных усилий руководства.
Русский педагог С.И. Гессен писал: «Педагогическая система - даже там, где она выдает себя за чисто эмпирическую науку, - есть приложение к жизни философских воззрений автора» [3]. Следовательно, поиск и пропаганда мировоззренческой платформы, обеспечивающей относительную монолитность общих оснований деятельности педагогического коллектива, должны составлять смысловое «ядро» организаторской деятельности администрации детских домов.
Список литературы:
1. Александров Е.П. Интенциональный диалог как фактор адаптации первокурсников к образовательной среде вуза и профессии. - Таганрог: Изд-во НОУ ВПО ТИУиЭ, 2009. - 260 с.
2. Большой энциклопедический словарь.
3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и составитель П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. -М., 2000.
5. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982.
6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сла-стенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
7. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. Т. 5. - М., 1958. - С. 179.
АКМЕОЛОГИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА © Якубин А.А.*
Пермский военный институт Внутренних Войск
Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, г. Пермь
В работе рассматриваются проблемы подготовки профессиональных кадров в системе высшего военного образовании, формирование стиля педагогической деятельности в процессе становления личности преподавателя.
* Заместитель начальника факультета Артиллерийского вооружения по учебной и научной работе.