Научная статья на тему '"с верой в человека": о Всероссийском научно-практическом семинаре в Санкт-Петербурге'

"с верой в человека": о Всероссийском научно-практическом семинаре в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / СЕМЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ / EDUCATOR / ORPHANS / PEDAGOGICAL HERITAGE / FAMILY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / UPBRINGING PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосенко Екатерина Владимировна

29 ноября 2018 года прошёл Всероссийский научно-практический семинар «Педагогическое мышление: актуальные проблемы профессионального развития специалистов помогающих профессий» (к 130-летию со дня рождения выдающегося педагога А.С. Макаренко). Очное мероприятие собрало большое количество участников из учреждений дополнительного профессионального образования, вузов, учреждений социальной сферы центров для детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, психоневрологических диспансеров, интернатов, Детской деревни SOS, общеобразовательных школ Санкт-Петербурга и других городов России. Семинар стал площадкой для обмена опытом, оценки качества, презентации педагогических достижений, а также анализа наследия великого педагога через призму современных исследований и практического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосенко Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"BELIEVING IN HUMAN BEING": ABOUT THE ALL-RUSSIAN RESEARCH AND PRACTICE SEMINAR IN ST. PETERSBURG

On November 29, 2018, there was held the All-Russian Research and Practice Seminar «Pedagogical Thinking: Topical Issues of Professional Development of Specialists in Helping Professions» (to the 130th anniversary of the birth of an outstanding teacher A.S. Makarenko). The in-person event gathered a large number of participants from institutions for further vocational education, universities, social institutions centers for orphans and children in difficult life situations, mental hospitals, boarding schools, SOS Children’s Village, secondary schools in St. Petersburg and other cities of Russia. The seminar became a platform for the exchange of experience, quality assessment, presentation of pedagogical achievements, as well as analysis of the heritage of the great teacher through the prism of modern research and practical experience.

Текст научной работы на тему «"с верой в человека": о Всероссийском научно-практическом семинаре в Санкт-Петербурге»

ОБЗОРЫ И ДАЙДЖЕСТЫ

REVIEWS & DIGESTS

УДК 378, 159.9

«С ВЕРОЙ В ЧЕЛОВЕКА»: О ВСЕРОССИЙСКОМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Федосенко Екатерина Владимировна — кандидат психологических наук, доцент, проректор по воспитательной и научно-организационной работе Частного образовательного учреждения высшего образования «Балтийский Гуманитарный Институт» (ЧОУ ВО БГИ), пр. Стачек, 72, лит. А, Санкт-Петербург, 198095

Дайджест семинара

Поистине великое наследие Антона Семёновича Макаренко, его педагогический опыт, реализованный в практике, даёт нам возможность и в 21 веке черпать из этого бесконечного источника практической педагогической мысли для современной теории педагогики и практической работы.

Семинар «Педагогическое мышление: актуальные проблемы профессионального развития специалистов помогающих профессий» прошёл в рамках Российского учебно-исследовательского семинара для преподавателей, аспирантов и магистрантов, организованного РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Организаторы семинара: Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга СПб ГБУ Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 14» (г. Санкт-Петербург); ГБУДО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Колпинского района Санкт-Петербурга; РОО помощи детям «Научный центр развития личности Акме» (г. Санкт-Петербург); ГБОУ лицей № 389 «Центр экологического образования» Кировского района СПб; Кафедра акмео-логии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (г. Москва); Сетевой научный журнал «Развитие профессионализма» (г. Москва).

В открытии семинара, проведённого РОО Научный центр развития личности «Акме» и Центром содействия семейному воспитанию № 14 в Санкт-Петербурге, приняли участие наши московские партнёры, соорганизаторы и члены

программного комитета семинара — учёные кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (доктор педагогических наук, профессор А.В. Гагарин, доктор психологических наук Н.В. Соловьёва); директор ГБОУ лицей № 389 «Центр экологического образования» Кировского района СПб Л.И. Васекина и заместитель директора по учебно-воспитательной работе Г.В. Иванова как соорганизаторы семинара, которые отметили огромную роль педагогического наследия А.С. Макаренко для школьного образования.

Профессор Наталья Викторовна Соловьёва в своей рецензии на педагогическое творчество А.С. Макаренко

«Забытые страницы наследия А.С. Макаренко» отметила самокритичность выдающегося педагога и учёного, который писал о себе «Я не обладаю педагогическим талантом и пришёл в педагогику случайно, без всякого на то призвание... Но я научился. Я сделался мастером своего дела. А мастером может сделаться каждый, если ему помогут и если он сам будет работать» [1, Т.4, с. 490].

Вклад А.С. Макаренко в современную педагогическую и психологическую науку многоаспектен. Педагог-новатор, по мнению Н.В. Соловьёвой, развил теорию воспитания — возникли два варианта построения воспитательных систем, и основоположником первого является А.С. Макаренко: в основе — закономерности развития коллектива (и его этапы, описанные в соответствующей теории). Феноменология социальной группы представлена принципами: организации,

РЕЗЮМЕ

29 ноября 2018 года прошёл Всероссийский научно-практический семинар «Педагогическое мышление: актуальные проблемы профессионального развития специалистов помогающих профессий» (к 130-летию со дня рождения выдающегося педагога А.С. Макаренко). Очное мероприятие собрало большое количество участников из учреждений дополнительного профессионального образования, вузов, учреждений социальной сферы — центров для детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, психоневрологических диспансеров, интернатов, Детской деревни — SOS, общеобразовательных школ Санкт-Петербурга и других городов России.

Семинар стал площадкой для обмена опытом, оценки качества, презентации педагогических достижений, а также анализа наследия великого педагога через призму современных исследований и практического опыта.

Ключевые слова: воспитатель, дети-сироты, педагогическое наследие, семья, профессиональное развитие, психология воспитания.

70

АКМЕОЛОГИЯ/ACMEOLOGY Ь2018

структуры и управления, включая руководства и лидерства; нормативной регуляции поведения; сплочённости и социально-психологического климата; мотивации коллективной деятельности; эмоциональных и деловых отношений и другие.

С приветственным словом к участникам семинара обратилась директор Центра содействия семейному воспитанию № 14 Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее центр 14) В.В. Морозова, которая отметила, что идеи А.С. Макаренко — это великий кладезь педагогических мыслей и колоссального опыта, который так необходим сегодня учреждениям, где воспитывают детей-сирот и детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Валентина Васильевна отметила, что сотрудники прикладывают все усилия для того, чтобы дети могли назвать учреждение не центром, а домом, своим уютным добрым домом, где детей любят, ждут, поймут и дадут совет, где пахнет вкусными пирогами и цветами, где старший заботиться о младшем, где дети живут дружными семьями и вместе со своими наставниками трудятся, вместе выращивают овощи, цветы, злаковые, из которых потом создают прекрасные поделки своими руками, помогают печь хлеб, украшать их любимый родной Дом. Это и есть ростки педагогики Макаренко, которые проросли в детских учреждениях XIX века.

Научный руководитель Центра 14, проректор по воспитательной и научно-организационной работе Балтийской Гуманитарного Института, директор РОО «Научный центр развития личности «Акме», модератор семинара, кандидат психологических наук Е.В. Фе-досенко в своём приветственном слове выразила надежду на продуктивное сотрудничество теории и практики, активного диалога взаимодействия между участниками семинара, который позволил бы обсудить актуальность педагогических идей А.С. Макаренко сегодня, какие технологии современный воспитатель может использовать в своей повседневно работе. В своём докладе «С верой в человека» Екатерина Владимировна отметила основные идеи педагога-новатора, рассмотрев их актуальность и инно-вационность для педагогики XIX века. Особое внимание было уделено известному тезису о соотношении генетики и среды, великий педагог верил, что любого человека можно и нужно перевоспитывать, верил в безусловное влияние среды и правильного воспитания на человека; значимость коллектива как вос-

питателя личности, важность самоуправления и передачи ответственности самому воспитаннику. В докладе также был сделан акцент на актуализацию бихевиорального подхода в концепции воспитания А.С. Макаренко — применение различных поведенческих и когнитивных техник от системы поощрений и наказаний до ритуалов «встречи новичков» — демонстративное коллективное приветствие, сжигание старой одежды подростков и т.п. Рассмотрена классификация типов родительских авторитетов, концепция сущности педагогического мастерства и многое другое. Участникам семинара для анализа предлагались тематические цитаты из наследия выдающегося педагога.

В заключении представила результаты научно-практических исследований, проведённых совместно с лабораторией психологии труда Института психологии Российской академии наук (соавтор исследований — ведущий научный сотрудник, доктор психологических наук А.А. Алдашева), в котором было рассмотрено влияние ценностных ориентаций воспитателей на ценностные ориентации воспитанников, а также соотношения различных типов взаимодействия между воспитанником и воспитателем, что также подтверждает актуальность педагогических идей А.С. Макаренко.

Проблемы продуктивной коммуникации в своём докладе рассмотрела профессор кафедры философии образования Академии последипломного педагогического образования, доктор философских наук профессор Е.М. Сергейчик (Санкт-Петербург). Елена Михайловна отметила важнейшую роль развития коммуникативного мышления как основа сотрудничества в семейном коллективе, показала взаимосвязь коллективной педагогики Макаренко и современных теорий коммуникации, где последняя предстаёт как диалогический процесс, направленный на установление общих смыслов в целях достижения взаимопонимания с другими людьми, нахождения согласия как основы солидарных действий. Коммуникация предполагает толерантное отношение к идеям других, готовность идти на компромисс, пересмотреть и изменить свою точку зрения. Но главное — коммуникация имеет креативный характер, поскольку нацелена на взаимное преобразование всех участников общения, на достижение нового видения мира как условия его дальнейшего изменения и обновления.

Психологические вопросы воспитания счастливого человека осветила в своём выступлении директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Колпинского района Санкт-Петербурга О.В. Гюненен. Как практикующий психолог Оксана Владимировна, опираясь на идеи воспитания счастливого человека А.С. Макаренко, проанализировала основные ошибки воспитания, привела большое количество практических кейсов семейного воспитания из собственного опыта психологического консультирования родителей, которые столкнулись с трудностями воспитания своего ребёнка как в младшем школьном возрасте, так и в подростковом.

Особая ценность педагогического наследия Макаренко заключается в его методике трудового воспитания. В своём сообщении-эссе воспитатель Центра 14 В.Е. Тихомирова развила идеи трудового воспитания педагога-новатора, привела практические примеры реализации его теории в современной практике центра содействия семейному воспитания. Доклад Веры Евгеньевны был пронизан любовью к детям и своему профессиональному служению великому делу. Подобных воспитателей можно назвать последователями великого педагога.

Проблемы семейного воспитания также отражены в педагогических воззрениях Антона Семёновича. Психолог Центра 14 Я.А. Данилова в своём выступлении охарактеризовала распределение ролей в современной семье, роль отца и матери, сделала акцент на проблеме, которая была поставлена Макаренко и актуальна и по сей день — роль женщины в семье, эксплуатация женщин: «Предательски пользуясь тем, что женщины нас любят и хорошо к нам относятся. Предательски эксплуатируем не только работницу женщину, но и любящего нас человека... Я служу и жена служит, а кроме того обед готовит и штопает носки... Я бы на месте наших женщин каждый день в работу мужа брал: научись чинить носки» [2; С. 42].

Программа семинара предполагала активную работу участников, групповое обсуждение. Методист Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Колпинского района Санкт-Петербурга М.М. Чермных предложила проанализировать в режиме техники «педагогический мост» социально-психологические особенности современных детей и подростков, подняла проблемы изменений, которые

АКМЕОЛОГИЯ / ACMEOLOGY 1-2019

71

произошли в нашем обществе за последние 20-25 лет, высокий рост информатизации, компьютерных технологий, сетевой коммуникации. Все эти инновационные изменения не умоляют технологии А.С. Макаренко, а, наоборот, подтверждают его идеи коллективизма, детского самоуправления в современном обществе.

Итогом обсуждения работы семинара стало создание метафорического дерева как образа идей выдающегося педагога «Зелёное дерево идей А.С. Макаренко», которые, по мнению участников семинара, должны жить и развиваться в педагогической теории и практике, трансформируясь в новой реальности XIX века.

В заключении семинара заместитель директора Центра 14 В.Н. Минина провела обстоятельную экскурсию, познакомив участников семинара с жизнью, бытом, особенностями центра. Вера Николаевна отметила, что в своём центре администрация и сотрудники стараются следовать наставлениям выдающегося педагога, который отмечал важнейшую роль эстетики, красоты: «Эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет не меньшее значение, чем эстетика поведения. Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я даже тогда, когда коллектив

наш был очень беден, первым долгом всегда строил оранжерею, и не как-нибудь, а с расчётом на гектар цветов, как бы дорого это ни стоило. И обязательно розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а хризантемы, розы. У нас был действительно гектар цветов, и не каких-нибудь, а настоящих. Не только в спальнях, столовых, классах, кабинетах стояли цветы, но даже на лестницах. Мы делали из жести специальные корзинки и все бордюры лестницы уставляли цветами. Это очень важно. Причём каждый отряд вовсе не получал цветы по какому-нибудь наряду, а просто — завял цветок, он идёт в оранжерею и берёт себе следующий горшок или два» [2; С. 94].

Всем участникам семинара были вручены сертификаты и пакет методических материалов.

Организационный комитет семинара благодарит всех сотрудников Центра содействия семейному воспитанию № 14 и их партнёров за активное участие в научно-практическом мероприятии. Хочется выразить уверенность в том, что этот семинар продолжит анализ развития современных тенденций гуманитарных наук (педагогики, психологии, философии), мобилизует научную мысль на поиск решения актуальных проблем современного российского образования,

преумножая наше российское педагогическое наследие, оставленное выдающимися мастерами.

Таким образом, диалог следует считать состоявшимся, как утверждает Х.-Г. Гадамер, когда его участники выходят на новые решения, на открытие тех сторон общего предмета исследования, которые ранее оказывались за пределами внимания [3]. Участники семинара пришли к выводу создания постоянно действующего семинара, на котором можно было обращаться к наследию многих наших великих педагогов и психологов, открывая все новые и новые возможности для современного развития.

ССЫЛКИ

[1]. Макаренко А.С. Сочинения. — в 7 т. — М.: Педагогика, 1958. — т. 4. — 517 с.

[1]. Макаренко А.С. О воспитании / Сост и авт. вступит. статьи В.С. Хеле-мендик. — М.: Политиздат, 1988. — 256 с.

[1]. Сергейчик Е.М., Федосенко Е.В. Методологические основания анализа образования как сложной социальной системы // Педагогика и психология № 1(34), Алматы: Казахский национальный педагогический университет имени Абая, 2018. — С. 11-18.

«BELIEVING IN HUMAN BEING»: ABOUT THE ALL-RUSSIAN RESEARCH AND PRACTICE SEMINAR IN ST. PETERSBURG

Ekaterina V. Fedosenko — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Pro-Rector for Educational and Scientific-Organizational Work of the Private Educational Institution of Higher Education «Baltic Humanitarian Institute» (ChSU VGI), Stachek Pr., 72, lit. A, St. Petersburg, 198095 On November 29, 2018, there was held the All-Russian Research and Practice Seminar «Pedagogical Thinking: Topical Issues of Professional Development of Specialists in Helping Professions» (to the 130th anniversary of the birth of an outstanding teacher A.S. Makarenko). The in-person event gathered a large number of participants from institutions for further vocational education, universities, social institutions — centers for orphans and children in difficult life situations, mental hospitals, boarding schools, SOS Children's Village, secondary schools in St. Petersburg and other cities of Russia. The seminar became a platform for the exchange of experience, quality assessment, presentation of pedagogical achievements, as

well as analysis of the heritage of the great teacher through the prism of modern research and practical experience. Keywords: educator, orphans, pedagogical heritage, family, professional development, upbringing psychology.

АКМЕОЛОГИЯ /ACMEOLOGY 1 -2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.