Научная статья на тему 'Специфика педагогического субъекта детского дома семейного типа'

Специфика педагогического субъекта детского дома семейного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО ДОМА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекаленко Елена Сергеевна

В статье рассматривается специфика организации работы коллектива детского дома, организованного по типу семейного. Учитывается необходимость консолидации всех сотрудников, как представителей технического персонала, так и воспитателей, педагогов, специалистов. Особое внимание уделяется качеству воздействия на воспитанников тех факторов, которые оказывают влияние на успешность процесса социализации детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика педагогического субъекта детского дома семейного типа»

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА

Чекаленко Елена Сергеевна ГКОУ РО детский дом № 5 г. Таганрога

Общество Науки и Творчества

W

E-mail: burshit_elena65@bk.ru

Аннотация. В статье рассматривается специфика организации работы коллектива детского дома, организованного по типу семейного. Учитывается необходимость консолидации всех сотрудников, как представителей технического персонала, так и воспитателей, педагогов, специалистов. Особое внимание уделяется качеству воздействия на воспитанников тех факторов, • которые оказывают влияние на успешность процесса социализации детей и подростков.

Ключевые слова: воспитание, дети-сироты, социокультурная среда детского дома, социализация, интенциональный процесс, диалогическое поле.

Функция детского дома, как социального института, состоит в воспитании, содержании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в их социальной защите, и социальной адаптации. Именно в детских домах данная категория детей проходит свою социализацию. И т.к. дети-сироты не имеют возможности выбрать себе круг общения, например другой детский дом, или же выбрать себе воспитателей [4, с.49], которые его устраивали бы по каким-либо параметрам, то роль детского дома или другого интернатного учреждения в воспитании ребенка-сироты, его успешной социализации трудно переоценить. В социально-педагогической деятельности детских домов, не умоляя значимость остальных принципов, мы акцентируем принцип средовой обусловленности, который на наш взгляд, оказывает существенное влияние, как на сам процесс социализации, так и на его результат. По мнению Л.В. Мардахаева [5, с.205] интернатное учреждение (к которым относится и детский дом) - это особая социокультурная среда жизни и воспитания определенной категории детей, сложившаяся в учреждении из культуры образа жизни, поведения и самопроявления воспитателей, сотрудников и воспитанников, отношений, взаимодействия, а также воспитательной деятельности и традиций. Ее эффективность во многом определяется личной культурой воспитателей, их подготовленностью и опытом (курсив наш), более того, мы считаем, с этой

68

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

точки зрения, необходимо рассматривать весь коллектив взрослых.

Социокультурная среда детского дома семейного типа имеет свои особенности. Детский дом семейного типа - это специально созданный детский дом по типу семьи [5]. Понимание того, что только семья обладает серьёзными преимуществами в социализации личности, многие детские дома

(традиционные) создают условия приближенные к домашним и максимально организуют жизнедеятельности воспитанников по типу семейного,

принципиально к такой деятельности можно отнести: семейно-родственные группы; отдельные блоки-квартиры для проживания группы-семьи;

приоритетные принципы гуманизма, общечеловеческих ценностей; внедрение личностно ориентированных технологий в образовательный процесс; создание в каждой семье-группе своих традиций, своего уклада жизни.

Кардинальную роль в детском доме семейного типа играет позиция взрослого (его профессионализм, человеческие качества) как часть всего коллектива сотрудников работающих в малокомплектных детских домах. В структуре «малокомплектный детский дом семейного типа» к педагогическому ^ субъекту, решающему задачи по воспитанию и социализации воспитанников о относится не только социально-педагогическая, психолого-педагогическая службы, включающие таких специалистов педагогического профиля как воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по труду, педагог-психолог и социальный педагог, но и медицинская служба, административнохозяйственная служба, учебно-вспомогательный персонал, т.е. другими словами педагогический субъект в данной модели это весь взрослый коллектив сотрудников. Т.к. вместе с педагогами, сотрудники другого профиля в процессе осуществления своих функциональных обязанностей будут тесно взаимодействовать с воспитанниками, и даже обучать их элементарным навыкам бытового самообслуживания. Коллектив сотрудников детского дома семейного типа как педагогический субъект - это сложный много профессиональный союз, состоящий из специалистов административноуправленческого, медицинского, психологического, педагогического, социальнопедагогического, учебно-вспомогательного и технического профилей. Проблему составляет тот факт, что специалисты непедагогического профиля в своей деятельности опираются на «бытовые» представления о целях воспитания и, как правило, вообще не проявляют склонности к погружению в педагогическую рефлексию. Но отсутствующий рефлексивно-аналитический педагогический опыт вовсе не является причиной для ограничения контактов с воспитанниками. Вот почему ситуации, когда кропотливая и трудоемкая воспитательная работа одних членов коллектива взрослых может быть осознанно или неосознанно разрушена, дискредитирована «неуклюжими» в педагогическом смысле

69

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

действиями других членов коллектива, не являются редкими исключениями в педагогической действительности детского дома.

Ядром коллектива сотрудников малокомплектного детского дома семейного типа, мы считаем педагогический коллектив, который кроме основной задачи по воспитанию детей-сирот, является «связующим звеном» в

социокультурной среде детского дома и участвует в построении адекватного восприятия и реагирования, а также понимания коммуникативных интенций. И главную роль, проводника между коллективом взрослых и детей, отводится воспитателю. Фигура воспитателя, его деятельность, личностное и профессиональное становление в детском доме имеет исключительное значение в развитии детей, с которыми он находится фактически в постоянном взаимодействии. К.Н. Вентцель [3], отвергая авторитарное воспитание, подчеркивал: ««ребенок и воспитатель образуют маленькое интимное

сообщество», которое тем совершеннее, чем ближе к соединению на равных началах». Раскрывая главную особенность воспитателя детского дома, необходимо акцентировать полифункциональность этой профессии.

Современный воспитатель детского дома одновременно выполняет о функции учителя-предметника, классного руководителя, социального педагога, руководителя кружка, организатора социально полезной деятельности, проводит диагностику, коррекцию и прогнозирование уровня развития ребенка, руководит процессом социализации, организует быт и уют, стимулирует развитие у воспитанников навыков самообслуживания и т.д. Не удивительно, что работа в детском доме связана с повышенными эмоциональными затратами, психологической напряжённостью, вызываемыми высоким уровнем ответственности труда. И так как в системе профессионального образования страны до сих пор не подготавливают специалистов для учреждений, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то воспитатели детских домов, как правило, обучались как учителя-предметники или воспитатели дошкольных учреждений. Очевидно, что исходная подготовка этих специалистов оказывается недостаточной для эффективного решения профессиональных задач.

Педагогическое взаимодействие диалогично по своей природе, самоактуализация и самореализация воспитанников детского дома находятся в прямой зависимости от установок, мотивов, интересов, ценностных ориентации и убеждений воспитателя в совокупности, обозначаемых как «социальнопедагогическая позиция», а в контексте «детский дом» от всех взрослых составляющих общий коллектив учреждения. Поэтому взрослые, организующие образовательный процесс, должны выступать не как заполняющий штатное расписание «набор» специалистов определенного профиля и квалификации, а

70

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

как целостный коллектив (команда), руководствующийся важными и общими для всех ценностно-смысловыми основаниями профессиональной деятельности. Этот ценностно-смысловой фундамент обеспечивает не только глубокое осознание своей жизненной и профессиональной миссии, но и внутреннюю непротиворечивость педагогической среды учреждения, согласованность и слаженность действий и взаимодействий, разворачивающихся внутри нее, консолидацию коллектива специалистов и инициирует поиск новых подходов и технологий организации деятельности специфического учреждения детский дом.

Разумеется, становление профессионального мировоззрения воспитателя, коллектива детского дома - непрерывный процесс, включающий не только профессионально-педагогическое самосовершенствование, но и активное преобразование своего внутреннего мира, приводящее к пониманию и принятию общей цели коллектива, при этом осознании собственно профессиональной функции и задач (сообразно своей педагогической специализации) в ее достижении. Так как основным «инструментом» педагогического

взаимодействия является личность самого педагога, он работает собой, своими ^ интенциями, своей субъективностью, своей способностью к пониманию мира о Другого, способностью создавать и реализовать ситуации общения [2].

По мнению авторов семиосоциопсихологической парадигмы Т.М. Дридзе и Т.З. Адамьянц, всякая социокультурная коммуникация, в т.ч. педагогическая -это интенциональный процесс, а интенции представляют собой равнодействующую мотива и цели деятельности, общения и взаимодействия людей. Интенции играют ведущую роль в процессах самоидентификации личности и группы, в становлении социального, так как благодаря ним зарождаются, развиваются, распространяются, воспроизводятся образцы поведения, ценностные ориентиры, характерные черты общения и взаимодействия людей как друг с другом, так и с социокультурной средой [1]. Поскольку все субъекты педагогического взаимодействия в социокультурной среде детского дома являются «носителями» интенциональности и не могут пониматься как простые приемники-передатчики информации, то

профессиональное становление педагогов через консолидацию коллектива, предполагает согласование интенциональностей субъектов, а также субъектов и социокультурной среды детского дома. Интенциональная консолидация коллектива, составляющая цель управленческой деятельности администрации, должна привести к тому, чтобы философские, психологические, этические, культурологические, социологические идеи нашли свое воплощение в педагогических ценностях, определяющих смысл деятельности педагогических систем, решающих актуальные задачи социализации детей-сирот.

71

о

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Литература:

1. Адамьянц Т.З. Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека//Мир психологии, 2008 №1.

2. Александров Е.П. Интенциональный диалог как фактор адаптации первокурсников к образовательной среде вуза и профессии. Таганрог: Изд-во НОУ ВПО ТИУиЭ, 2009. 260 с.

3. Васильев А.А. Профессиональное становление воспитателя детского дома семейного типа: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Москва, 2008.

4. Гулина Л.Д. Детский дом как институт социализации осиротевших детей: Автореф. дисс. канд. социологических наук. Уфа, 2011.

5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательство РГСУ, 2013 г. - 416 с. - (Социальное образование ХХ1 века)

о

о

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.