СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА
Чекаленко Елена Сергеевна ГКОУ РО детский дом № 5 г. Таганрога
Общество Науки и Творчества
W
E-mail: burshit_elena65@bk.ru
Аннотация. В статье рассматривается специфика организации работы коллектива детского дома, организованного по типу семейного. Учитывается необходимость консолидации всех сотрудников, как представителей технического персонала, так и воспитателей, педагогов, специалистов. Особое внимание уделяется качеству воздействия на воспитанников тех факторов, • которые оказывают влияние на успешность процесса социализации детей и подростков.
Ключевые слова: воспитание, дети-сироты, социокультурная среда детского дома, социализация, интенциональный процесс, диалогическое поле.
Функция детского дома, как социального института, состоит в воспитании, содержании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в их социальной защите, и социальной адаптации. Именно в детских домах данная категория детей проходит свою социализацию. И т.к. дети-сироты не имеют возможности выбрать себе круг общения, например другой детский дом, или же выбрать себе воспитателей [4, с.49], которые его устраивали бы по каким-либо параметрам, то роль детского дома или другого интернатного учреждения в воспитании ребенка-сироты, его успешной социализации трудно переоценить. В социально-педагогической деятельности детских домов, не умоляя значимость остальных принципов, мы акцентируем принцип средовой обусловленности, который на наш взгляд, оказывает существенное влияние, как на сам процесс социализации, так и на его результат. По мнению Л.В. Мардахаева [5, с.205] интернатное учреждение (к которым относится и детский дом) - это особая социокультурная среда жизни и воспитания определенной категории детей, сложившаяся в учреждении из культуры образа жизни, поведения и самопроявления воспитателей, сотрудников и воспитанников, отношений, взаимодействия, а также воспитательной деятельности и традиций. Ее эффективность во многом определяется личной культурой воспитателей, их подготовленностью и опытом (курсив наш), более того, мы считаем, с этой
68
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
точки зрения, необходимо рассматривать весь коллектив взрослых.
Социокультурная среда детского дома семейного типа имеет свои особенности. Детский дом семейного типа - это специально созданный детский дом по типу семьи [5]. Понимание того, что только семья обладает серьёзными преимуществами в социализации личности, многие детские дома
(традиционные) создают условия приближенные к домашним и максимально организуют жизнедеятельности воспитанников по типу семейного,
принципиально к такой деятельности можно отнести: семейно-родственные группы; отдельные блоки-квартиры для проживания группы-семьи;
приоритетные принципы гуманизма, общечеловеческих ценностей; внедрение личностно ориентированных технологий в образовательный процесс; создание в каждой семье-группе своих традиций, своего уклада жизни.
Кардинальную роль в детском доме семейного типа играет позиция взрослого (его профессионализм, человеческие качества) как часть всего коллектива сотрудников работающих в малокомплектных детских домах. В структуре «малокомплектный детский дом семейного типа» к педагогическому ^ субъекту, решающему задачи по воспитанию и социализации воспитанников о относится не только социально-педагогическая, психолого-педагогическая службы, включающие таких специалистов педагогического профиля как воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по труду, педагог-психолог и социальный педагог, но и медицинская служба, административнохозяйственная служба, учебно-вспомогательный персонал, т.е. другими словами педагогический субъект в данной модели это весь взрослый коллектив сотрудников. Т.к. вместе с педагогами, сотрудники другого профиля в процессе осуществления своих функциональных обязанностей будут тесно взаимодействовать с воспитанниками, и даже обучать их элементарным навыкам бытового самообслуживания. Коллектив сотрудников детского дома семейного типа как педагогический субъект - это сложный много профессиональный союз, состоящий из специалистов административноуправленческого, медицинского, психологического, педагогического, социальнопедагогического, учебно-вспомогательного и технического профилей. Проблему составляет тот факт, что специалисты непедагогического профиля в своей деятельности опираются на «бытовые» представления о целях воспитания и, как правило, вообще не проявляют склонности к погружению в педагогическую рефлексию. Но отсутствующий рефлексивно-аналитический педагогический опыт вовсе не является причиной для ограничения контактов с воспитанниками. Вот почему ситуации, когда кропотливая и трудоемкая воспитательная работа одних членов коллектива взрослых может быть осознанно или неосознанно разрушена, дискредитирована «неуклюжими» в педагогическом смысле
69
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
действиями других членов коллектива, не являются редкими исключениями в педагогической действительности детского дома.
Ядром коллектива сотрудников малокомплектного детского дома семейного типа, мы считаем педагогический коллектив, который кроме основной задачи по воспитанию детей-сирот, является «связующим звеном» в
социокультурной среде детского дома и участвует в построении адекватного восприятия и реагирования, а также понимания коммуникативных интенций. И главную роль, проводника между коллективом взрослых и детей, отводится воспитателю. Фигура воспитателя, его деятельность, личностное и профессиональное становление в детском доме имеет исключительное значение в развитии детей, с которыми он находится фактически в постоянном взаимодействии. К.Н. Вентцель [3], отвергая авторитарное воспитание, подчеркивал: ««ребенок и воспитатель образуют маленькое интимное
сообщество», которое тем совершеннее, чем ближе к соединению на равных началах». Раскрывая главную особенность воспитателя детского дома, необходимо акцентировать полифункциональность этой профессии.
Современный воспитатель детского дома одновременно выполняет о функции учителя-предметника, классного руководителя, социального педагога, руководителя кружка, организатора социально полезной деятельности, проводит диагностику, коррекцию и прогнозирование уровня развития ребенка, руководит процессом социализации, организует быт и уют, стимулирует развитие у воспитанников навыков самообслуживания и т.д. Не удивительно, что работа в детском доме связана с повышенными эмоциональными затратами, психологической напряжённостью, вызываемыми высоким уровнем ответственности труда. И так как в системе профессионального образования страны до сих пор не подготавливают специалистов для учреждений, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то воспитатели детских домов, как правило, обучались как учителя-предметники или воспитатели дошкольных учреждений. Очевидно, что исходная подготовка этих специалистов оказывается недостаточной для эффективного решения профессиональных задач.
Педагогическое взаимодействие диалогично по своей природе, самоактуализация и самореализация воспитанников детского дома находятся в прямой зависимости от установок, мотивов, интересов, ценностных ориентации и убеждений воспитателя в совокупности, обозначаемых как «социальнопедагогическая позиция», а в контексте «детский дом» от всех взрослых составляющих общий коллектив учреждения. Поэтому взрослые, организующие образовательный процесс, должны выступать не как заполняющий штатное расписание «набор» специалистов определенного профиля и квалификации, а
70
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
как целостный коллектив (команда), руководствующийся важными и общими для всех ценностно-смысловыми основаниями профессиональной деятельности. Этот ценностно-смысловой фундамент обеспечивает не только глубокое осознание своей жизненной и профессиональной миссии, но и внутреннюю непротиворечивость педагогической среды учреждения, согласованность и слаженность действий и взаимодействий, разворачивающихся внутри нее, консолидацию коллектива специалистов и инициирует поиск новых подходов и технологий организации деятельности специфического учреждения детский дом.
Разумеется, становление профессионального мировоззрения воспитателя, коллектива детского дома - непрерывный процесс, включающий не только профессионально-педагогическое самосовершенствование, но и активное преобразование своего внутреннего мира, приводящее к пониманию и принятию общей цели коллектива, при этом осознании собственно профессиональной функции и задач (сообразно своей педагогической специализации) в ее достижении. Так как основным «инструментом» педагогического
взаимодействия является личность самого педагога, он работает собой, своими ^ интенциями, своей субъективностью, своей способностью к пониманию мира о Другого, способностью создавать и реализовать ситуации общения [2].
По мнению авторов семиосоциопсихологической парадигмы Т.М. Дридзе и Т.З. Адамьянц, всякая социокультурная коммуникация, в т.ч. педагогическая -это интенциональный процесс, а интенции представляют собой равнодействующую мотива и цели деятельности, общения и взаимодействия людей. Интенции играют ведущую роль в процессах самоидентификации личности и группы, в становлении социального, так как благодаря ним зарождаются, развиваются, распространяются, воспроизводятся образцы поведения, ценностные ориентиры, характерные черты общения и взаимодействия людей как друг с другом, так и с социокультурной средой [1]. Поскольку все субъекты педагогического взаимодействия в социокультурной среде детского дома являются «носителями» интенциональности и не могут пониматься как простые приемники-передатчики информации, то
профессиональное становление педагогов через консолидацию коллектива, предполагает согласование интенциональностей субъектов, а также субъектов и социокультурной среды детского дома. Интенциональная консолидация коллектива, составляющая цель управленческой деятельности администрации, должна привести к тому, чтобы философские, психологические, этические, культурологические, социологические идеи нашли свое воплощение в педагогических ценностях, определяющих смысл деятельности педагогических систем, решающих актуальные задачи социализации детей-сирот.
71
о
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Литература:
1. Адамьянц Т.З. Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека//Мир психологии, 2008 №1.
2. Александров Е.П. Интенциональный диалог как фактор адаптации первокурсников к образовательной среде вуза и профессии. Таганрог: Изд-во НОУ ВПО ТИУиЭ, 2009. 260 с.
3. Васильев А.А. Профессиональное становление воспитателя детского дома семейного типа: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Москва, 2008.
4. Гулина Л.Д. Детский дом как институт социализации осиротевших детей: Автореф. дисс. канд. социологических наук. Уфа, 2011.
5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательство РГСУ, 2013 г. - 416 с. - (Социальное образование ХХ1 века)
о
о
72