Научная статья на тему 'Инновационные формы и методы социализации детей-сирот в современном российском обществе'

Инновационные формы и методы социализации детей-сирот в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1804
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кузина И. Г., Гуцалюк Ю. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы и методы социализации детей-сирот в современном российском обществе»

Необходимо отметить, что важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов в сельских местностях Приморского края является их полная занятость и эффективное использование трудового потенциала, обеспечивающие экономический рост и на этой основе - повышение уровня и качества жизни населения.

И.Г.Кузина ДО.Н. Гуцалюк

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Социализация является одним из важнейших процессов жизни человека, который включает как осознанные, целенаправленные воздействия, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование личности. Как правило, участниками процесса социализации выступают агенты и социальные институты, включенные в него - это родители, сверстники, учителя и воспитатели, учебные заведения, церковь, средства массовой информации и т.д. Многие учёные убеждены, что семья в данном случае является первичным и наиболее мощным агентом социализации, играющим ключевую роль в формировании личности [4.С.122].

В то же время, в современном российском обществе экономическая нестабильность, девальвация ценностей и норм, изменение поведения значительного числа семей, Б том числе и семей с детьми, часто приводят к социальной и психологической дезадаптации их членов. Эти процессы негативно отражаются на социализации детей и подростков, оказавшихся в зоне социального и экономического неблагополучия.

Вышеназванные проблемы семьи непосредственно вызывают увеличение в стране количества беспризорных и безнадзорных детей, а также детей-сирот. Так, 2006 году в России официально зарегистрировано более тысяч детей-сирот. Дети-сироты полностью зависят от той среды, в которой они воспитываются. Лишенные позитивного влияния семьи как важнейшего источника социализации, они недостаточно успешно адаптируются к обществу и оказываются не готовыми к самостоятельной жизни к моменту покидания детского дома. Все это ставит социализацию детей-сирот в ряд наиболее актуальных социальных проблем [2.С.55].

В России процесс социализации детей-сирот осуществляется на основе государственных и негосударственных форм их жизнеустройства, среди которых имеются как традиционные, так и инновационные формы. При этом фактически доминирует государственные формы воспитания детей-сирот, а в их числе - специализированные учреждения закрытого типа (детские дома, интернаты и т.п.).

Государственная система социализации детей-сирот ориентирована, прежде всего, на создание условий социальной защиты детей. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, решение жилищной проблемы, на образование и профессиональную подготовку. Однако выпускники государственных учреждений для детей-сирот чаще своих сверстников вовлекаются в различные формы девиации, теряют принадлежащее им жилье и оказываются среди лиц без определенного места жительства, с большим трудом устраиваются на работу и создают семью. По статистике, сегодня успешно социализируются лишь около 10% выпускников интернатных учреждений, остальные пополняют ряды социальных аутсайдеров [6.С.71 ].

Процесс социализации детей-сирот, воспитывающихся в детском доме или интернатном учреждении, имеет свои особенности. Как правило, наиболее значимыми агентами социализации данной категории детей является коллектив сверстников, воспитатели интерната или детского дома. При этом главными факторами, препятствующими процессу социализации, выступают: ограниченность круга значимых других; невозможность ориентироваться на опыт социализации родителей: отсутствие личного пространства; особый тип взаимодействия ребенка и воспитателей (представляющий собой чередование опеки и подавления); отсутствие возможности проявления самостоятельности и апробирования тех или иных ролей; утрата базового доверия к миру [6.С.70].

Деятельность детей-сирот в учреждении полностью регламентируется взрослыми, это порождает инфантилизм, иждивенчество, низкий уровень волевой организации личности. Ребенок вынужден «быть как все», мириться с ограничением потребности в индивидуальном жизненном простран-

детского дома [1.С.67]. В целом, одной из основных задач специалистов-практиков и заинтересованных общественных организаций является разъяснительная работа, освобождение профессионально-заменяющей семьи от негативного имиджа.

Инновационной формой социализации детей-сирот в современной России является и гостевая семья. Впервые идея гостевого режима для воспитанников детского дома получила реализацию в Смоленской области в 2001 году, а уже в 2004 году данная идея воплотилась в жизнь в г. Серпухов Московской области.

Семьи, которые приглашают осиротевших детей на определенное время, называют семьями-мостами или принимающими семьями краткосрочного размещения. Они предназначены для детей, которые не имеют надежды обрести собственную семью, по причине социального неблагополучия. Разработчики этого проекта убеждены, что в любом обществе существует огромный резерв семей, которые в разных вариантах могут помочь обездоленным детям.

Г остевая семья создается с целью приобретения ребенком положительного семейного опыта и обеспечения ему психологической поддержки. Эта форма семьи может расцениваться как подготовительный этап к другим формам семейного устройства. Несовершеннолетний, постоянно проживающий в государственном интернатном учреждении, находится в гостевой семье на период каникул, праздников, выходных дней, или посещает ее для совместного участия в культурно-массовых мероприятиях.

Общаясь с взрослыми и детьми в семейной обстановке, дети-сироты формируют устойчивые связи с другими людьми, эти отношения выступают как наставничество, шефство над ребенком и в ряде случаев перерастают в опеку и усыновление. Если семья по каким-то причинам не может взять ребенка в гости, ее члены пишут ему письма, открытки, звонят по телефону, справляясь о самочувствии и успеваемости, передают гостинцы, одежду, подарки и поздравления ко дню рождения. У ребенка появляется взрослый человек, к которому он может обратиться за помощью в сложной ситуации, получить совет, поддержку [2.С.57].

Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать, как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения с взрослыми и детьми в семейном кругу. Гостевой режим дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождении в учреждении, что составляет опору для его будущей жизни. Благодаря данной форме жизнедеятельности, дети обретают уверенность в себе, становятся более активными и эмоциональными. :; ,.у_.

Вместе с тем, специалисты по охране прав детей справедливо указывают на то, что дети болезненно переживают возврат в учреждение и не понимают, почему их не берут в семью насовсем. Так, Г. С.Красницкая, эксперт РОО «Право ребенка», считает, что если семья не собирается брать ребенка под опеку или усыновлять, то детей не следует приглашать и в гости [6.С.71]. Однако, как показывает имеющийся опыт подобных семей на Западе, снижение травматизма разлуки с вновь обретенными родственниками может происходить через систему договорённости сотрудников с ребенком. Так, перед размещением ребёнка в семью ему подробно объясняют, на какой срок он туда идет, что создает определенный настрой, установку и не дает беспочвенных иллюзий. Естественно, здесь играет роль понимание воспитателем полезности пребывания в семье для ребенка-сироты и его личная заинтересованность в том или ином ребенке, взаимная симпатия.

Успешность процесса социализации детей-сирот зависит не только от внедрения в практику ее современных форм, но и от инновационных методов, которые используются в традиционных интернатных заведениях. При этом современные ученые, например, социолог С.В Григорьев и педагог QA, Казанский, убеждены, что метод всегда универсален, а ведущим принципом его применения, в том числе и в процессе социализации личности, должен явиться индивидуально-ориентированный подход [1.С.96].

Академик B.C. Мухина считает, что относительно детей-сирот актуальным является использование группы коррекционно-развивающих методов (арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, танцетерапия, ритмикотерапия, физкультурно-оздоровительные технологии, туротерапия, библиотерапия и многие другие). По ее мнению, игровая деятельность выступает наиболее доступным и эффективным методом социализации ребенка, связанным с инициативой, фантазией, выработкой собственной активной позиции. Так как игра по своей сути социальна, она является действенным средством воспитания у детей-сирот социальных навыков и умений, открывает просторы для моделиро-

вания социальных отношений, дает уникальные возможности в процессе физического и нравственного воспитания [5.С.11].

В настоящее время в игротерапки получают своё развитие и компьютерные методы и техно-логии. Компьютерные игры способствуют формированию умения оперативно принять решение, преодолению страха перед непредвиденными обстоятельствами. Существуют игры, которые формируют умение удерживать в памяти и управлять достаточно большим количеством параметров одновременно (стратегические, тактические, ролевые игры), позволяют проигрывать экстремальные состояния (автомобильные гонки и другие симуляторы). Вместе с тем в учреждениях закрытого типа недостаточно реализуются потенциальные возможности компьютерной игры. Педагоги уверены, что качество многих игр в настоящее время очень низкое: у детей не развиваются коммуникативные навыки, а эмоционально-волевая сфера задействуется слабо. Кроме того, в настоящее время многие дети отводят игре на компьютере всё свободное время, воспринимая компьютер как единственное средство общения с миром.

Во многих интернатных учреждениях современной России активно используются культурно-досуговые методы социализации детей-сирот: участие в художественной самодеятельности, обучение в музыкальной школе, участие в культурно-массовых мероприятиях и кружках различного характера. Данную группу методов принято относить к традиционным. Однако ряд специалистов считает, что в эпоху социокультурных перемен в современной обществе эти методы постоянно трансформируются, совершенствуются, что говорит об определённой степени их новизны [2.С.57].

В г.Дальнереченске Приморского края, в детском доме им .Д.В Леонова в 2001 г. была создана творческая группа, которая включает сту дентов Дальнереченского социально-экономического института специальности «Дизайн» и педагогов муниципального учреждения дополнительного образования детской школы искусств. Данная группа помогает воспитателям организовывать свободное время воспитанников, развивать их творческие способности. В детском доме воспитатели ведут кружок «Изо-деятельность», где дети-сироты младших возрастных групп получают первые навыки лепки, знакомятся с народным творчеством, осваивают технику нанесения изображений карандашом, мелками, акварелью, гуашью или фломастерами, что способствует совершенствованию двигательномоторной сферы. В подростковом возрасте ребят учат более сложным видам изо-творчества: дизайн одежды и помещения, фотоискусство, цифровая съемка.

Все многообразие цветов и оттенков, факту р материалов позволяет сделать уроки творчества увлекательными и полезными для всестороннего развития детей-сирот различных возрастных категорий, а особая атмосфера занятий развивает общительность, чувство взаимозависимости и взаимопомощи. В целом, метод арт-терапии позитивно влияет на процесс социализации данной категории детей, т.к. формирует креативное мышление, способствует сотворчеству и организации совместной деятельности. Данный метод является развивающим и учитывает такие свойства личности ребенка-сироты, как воображение, наблюдательность, чувства цвета, вкус, эстетические развитие, видение окружающего мира. Большая роль в этом уделяется повышению самооценки, уверенности в себе, что и дает возможность для внутреннего раскрепощения, способствующего наилучшему развитию ребенка.

В детском доме им.Д.В.Леонова в настоящее время воспитатели также используют современные методы оздоровления, физического воспитания сирот. Хотя потребность в медицинских мероприятиях, связанных с профилактикой заболеваний и их лечением, не удовлетворяется полностью в связи с недостаточным бюджетным финансированием, однако благодаря внедрению нетрадиционных методов оздоровления многие дети улучшили своё здоровье. Воспитатели, опираясь на рекомендации врачей, на практике используют техники йоги, аромотерапии и фитотерапии, лечение звуком и цветом, а также гидротерапии.

Несмотря на имеющиеся формы устройства и методы воспитания, число детей-сирот в России постоянно растет. Но числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны, т.е. около 18 млн., находится в зоне социального риска [2.С.55]. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, а государство при этом отстает от инициатив граждан в разработке и принятий новых законодательных актов, регламентирующих инновационные формы устройства детей.

Приоритетным направлением в процессе жизнедеятельности детей-сирот сегодня следует признать развитие таких форм и методов социализации данной категории детей, которые обеспечи-

вали бы сохранение ребенка в семье. Следовательно, эффективное устройство в семью детей-сирот требует разработки и реализации проектного подхода, предусматривающего создание комплекса со-циально-педагогических и психологических условий;, таких как применение рациональных методов, обеспечивающих обследование и выявление семей с девиантным поведением в целях планирования попечения над ребенком, нуждающимся в государственной защите; разработка технологии подбора семей, желающих взять ребенка на воспитание, и оценки их воспитательных возможностей; создание соответствующей структуры психолого-педагогической подготовки граждан, желающих помогать детям-сиротам в той или иной форме. Комплекс воспитательной работы с ребенком в учреждении должен быть направлен на подготовку его к помещению в семью и преодоление имевшегося травматического опыта. Для этого следует использовать процедуры установления пробных позитивных контактов с семьями и осуществления мониторинга эффективности вхождения ребенка в патронатные семьи.

Следует заключить, что привлечение внимания общества к рассматриваемой проблеме способствует осознанию социальным большинством России того, что решить ее возможно лишь при условии реальной заинтересованности граждан в преодолении социальной эксклюзии депривированных детей и признания общей ответственности за их судьбу.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю.«Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания» Научно-методическое пособие М., Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - 160 с.

2. Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения // Социс.-2006. - №3. - С.54

3. Жуковская Н.А. Деревня, где всегда тепло: Детская деревня SOS в подмосковном Томилине // Социальная защита. — 2002. - ХеЗ,- С.35

4. Лангмейер И. Психическая депривация в детском возрасте / ИЛангмейер З.Матейчек // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. B.C. Мухина- М.: Просвещение 1999-258с.

5. Мухина В.С.Особенности развития личности детей воспитывающихся в интернатных учреждениях / И.А.Мухина// Воспитание и развитие детей в детском доме - М. 2002.- С.11.

6. Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот // Социс. — 2001. - №4. - С.70

Н.Н.Герасимец

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Туризм по праву считается одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Помимо влияния на экономику региона, туризм воздействует на его социальную, культурную и экологическую среду. Приморский край обладает большим туристическим потенциалом. Наш край еще является тем регионом, где сохранились уголки естественной природной средь;. Однако богатейшая природа - леса, моря, сопки, водопады, горные реки - недостаточно эффективно используется для привлечения туристов - как из России, так и из других стран. В Приморье постоянно проходят крупные международные мероприятия, которые традиционно собирают много иностранных гостей. Это Тихоокеанский экономический конгресс, кинофестиваль стран АТР "Меридианы Тихого", международная выставка "Дальтур", экологический форум "Природа без границ", рыболовный форум и другие.

Среди основных недостатков, мешающих отрасли окрепнуть, представители туристического бизнеса называют неразвитость инфраструктуры. Не все туристы готовы проводить время в некомфортных условиях. Лучше, если природные красоты дополняют кемпинги и мотели. Необходимо переломить ситу ацию, когда приморцев выезжает в сопредельные государства больше, чем гостей к нам, необходимо создать льготные условия для инвестирования и провести широкомасштабную рекламную кампанию для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в развитие турист-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.