Научная статья на тему 'Основные параметры частного письма как речевого произведения (на примере эпистолярия С. А. Есенина)'

Основные параметры частного письма как речевого произведения (на примере эпистолярия С. А. Есенина) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
208
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИСТОЛЯРИЙ / ЧАСТНОЕ ПИСЬМО / КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / С.А. ЕСЕНИН / S.A. YESENIN / EPISTOLARY / PRIVATE LETTER / COMMUNICATIVE AND PRAGMATIC SITUATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калёнова Наталья Алексеевна

Анализируются письма С.А. Есенина, что позволяет выделить параметры коммуникативной ситуации «частное письмо», которые отражают специфику самой ситуации и текста письма как результата речевой деятельности адресанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Калёнова Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are analyzed the letters by S.A. Yesenin, which helps to choose the parameters of the communicative situation “private letter” that reflect the specificity of the situation and the text of the letter as the result of sender’s speech work.

Текст научной работы на тему «Основные параметры частного письма как речевого произведения (на примере эпистолярия С. А. Есенина)»

УДК 376.6

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:

ЗА И ПРОТИВ

Бобкова Т.С.

Ключевые слова: социальное сиротство, дети-сироты, депривация, детский дом, замещающие семьи, деинституализация._

Социальное сиротство нельзя назвать новым социальным явлением современного российского общества, оно существовало и, возможно, будет существовать долгое время. Отметим, что количество сирот и беспризорных детей резко возрастает в периоды политических, экономических, социальных изменений. Данные о количестве детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время в России колеблется от 725,2 тыс. человек по данным Минобразования; до четырех млн. человек, по оценкам независимых экспертов; согласно утверждениям различных источников, наблюдается тенденция к увеличению количества таких детей с каждым годом. В 2002 г. детская безнадзорность и беспризорность стали определяться как социальная проблема и получили большой общественный резонанс с момента ее формулирования и постановки Президентом Российской Федерации В.В. Путиным перед чиновниками.

Ежегодно выявляется свыше ста тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, большинство из которых социальные сироты - это дети, родители которых лишены прав из-за невыполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей или оставленные родителями по тем или иным причинам. Детерминантами данного явления выступают не только меняющаяся социально-экономическая ситуация в стране, но и, прежде всего, падение морально-нравственных устоев, ценностей семьи и брака, потеря ответственности взрослых за судьбу своих детей и семей [1].

За последние пятьдесят лет государство пытается справиться с нарастающей волной сиротства, развивая основные модели опеки и попечительства: опекунство, усыновление и сиротские учреждения, к сожалению, последнее остается доминирующим.

В настоящее время активизировался процесс отказа от общественного воспитания в нашей стране, что приводит к появлению такой формы содержания и воспитания, как приемные и патронатные семьи. В данном направлении ведется активная работа, правительство РФ принимает различные меры, касающиеся финансовой стороны дела, упрощения процедуры усыновления и устройства детей, лишенных родительского попечительства, в российские семьи, намечено разукрупнение детских домов и т.д. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, меры, предложенные президентом для решения проблем сирот, получили беспрецедентно высокий уровень общественной поддержки [1]. Учитывая эти позитивные изменения, тем не менее, в ближайшее время невозможна реорганизация сиротских учреждений и полная передача детей-сирот на воспитание в семьи граждан. Еще одним немаловажным моментом является вероятность возврата ребенка приемными родителями обратно в детский дом по причине проблем, связанных с трудностями подросткового возраста, незнанием психических особенностей данной категории детей, недостаточной подготовленностью родителей, их родственников к принятию ребенка в семью и т.д., что является двойным психотравмирующим фактором.

Основными формами решения проблемы сиротства являются интернатные учреждения различного типа, детские дома, дома ребенка, приемная семья, патронатная семья, опекунская семья, детские дома семейного типа. Отечественные и зарубежные исследования указывают на ряд достоинств и недостатков как институциональных, так и профессиональных форм семейного воспитания [3;5]. Последствиям детской эмоциональной депривации посвящено огромное количество исследований, одно из первых и наиболее полных среди них принадлежит А. Фрейд и Ш. Бюлер, описавших феномен «синдрома госпитализма», основные проявления, которого сводятся к тому, что у ребенка, лишенного в первые годы жизни возможности общения с матерью или заменяющим ее лицом, наблюдается серьезное отставание в темпах физического, умственного, речевого и эмоционального развития. Подобные дети отличаются выраженными поведенческими нарушениями и трудностями социально-психологической адаптации. Указанные обстоятельства говорят о том, что депривационные ситуации -серьезная причина выраженных отклонений в развитии ребенка. Этот феномен позволяет затронуть один из важнейших вопросов развития личности - проблему отчуждения, «обособления». Ситуация депривации способствует развитию феномена отчуждения, именно это продуцирует отсутствие любви, тепла в отношении к последующим поколениям в семье [2].

Отечественными авторами был проведен ряд исследований, в которых обосновывается вывод о депривации психического развития детей в учреждениях сиротского типа, что ведет к негативным последствиям в их социальной адаптации, убедительно показавших негативные последствия институционального воспитания (Божо-вич Л.И., Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Дубровина И.В., Мухина В.С. и др.).

Имеющиеся в настоящий момент исследования указывают на то, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, отличающиеся от детей из обычных семей. По мнению зарубежных и отечественных ученых, причины серьезного отставания в темпах физического, умственного, речевого и эмоционального развития, поведенческие нарушения и трудности социально-психологической адаптации детей-сирот кроются в дефи-цитарности общения и депривации, особенно материнской в раннем детстве [2;4]. Это позволило ученым поставить вопрос об особом варианте их психического развития, а не о простом отставании по сравнению с обычными детьми (Д. Боулби, M. Клейн, М. Лан-гмейер, З.Матейчек, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Л.М. Щипицына и др.).

Авторы выделяют следующие негативные черты общественного воспитания:

1) неправильная организация общения взрослых с детьми, неадекватность тех его форм, которые доминируют в сиротских учреждениях:

- сниженная интимность и доверительность, эмоциональная уплощенность общения взрослых с детьми;

- дефицит возможностей установления прочных и длительных взаимоотношений ребенка с определенным взрослым;

- наличие и высокая частота сменяемости взрослых с несовпадающими программами поведения;

- групповая, а не индивидуальная, направленность воспитательных воздействий, жесткая регламентация поведения ребенка, гиперопека в деятельности - пошаговое планирование и санкционирование взрослыми поведения детей; в этих условиях положительное отношение взрослого ребенок должен заслужить выполнением его требований, примерным поведением, хорошими отметками;

2) недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей;

3) издержки программы воспитания и обучения, не компенсирующие дефектов развития, вызванных отсутствием семьи;

4) бедность конкретно чувственного опыта детей, обусловленная чрезмерной суженностью окружающей их среды: малым числом и однообразием предметов, с которыми они действуют;

5) постоянное нахождение детей в условиях коллектива [3; 4].

Необходимо отметить, что ситуация развития для ребенка-сироты, имеющего

опыт проживания в семье, усиливается следующими психотравмирующими факторами: изъятием ребенка из семьи, помещением его в разного рода сиротские учреждения (приют, детский дом и т.п.), в результате чего утрачивается чувство защищенности. Само помещение ребенка в детский дом, обеспечение его необходимой социально-психологической и педагогической помощью, приемлемыми условиями жизни рассматривается как социальная защита, условие формирования доверия и чувства защищенности. Как считает Г.В. Семья, закрытость учреждений интернатного типа, особый тип взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, социальная и эмоциональная нестабильность положения ребенка, лишенного родительского попечительства, нереализованные потребности в любви и признании препятствуют формированию чувства защищенности в детском доме [5].

Большинство детей, находящихся в сиротских учреждениях, это дети с проблемами в развитии, нередко пережившие тяжелые психические травмы и нуждающиеся в особо благоприятных условиях для компенсации всех этих проблем. Наиболее эффективной моделью в современных условиях является профессиональная семья, так как ее отличают высокие компенсаторные возможности последствий депривации, экономичность, доступность психологическому сопровождению и вовлечение широких слоев населения.

Проблема воспитания детей, лишенных родительского попечительства, затрагивает многочисленные вопросы: создание практики воспитания, максимально восполняющего отсутствие семьи и обеспечивающего психологическое здоровье и полноценное развитие личности детей-сирот - от различных форм замещающей семьи (приемные, патронатные, попечительские, опекунские, гостевые), семейных детских домов до реабилитационных и коррекционно-развивающих программ и т.д. К числу глобальных решений можно отнести такие, как перевод всех детских домов за черту города. Поселение детей «на земле», где непосредственное общение с природой, добывание «хлеба насущного» своими руками, обучение ремеслу и целый ряд других факторов позволят в корне изменить «социальную ситуацию развития» (Мухина В.С.) [4]. Создание детских домов семейного типа, попечительские фостерские семьи - это также один из путей изменения ситуации.

Как показала практика, существуют психолого-педагогические проблемы в организации замещающих семей. Одна из основных - многие приемные семьи, взявшие детей на воспитание, не имеют необходимого педагогического опыта. Дети, переданные в эти семьи, как правило, из неблагополучных семей и имеют отставание в развитии, познавательном процессе, не имеют позитивного семейного опыта. Большинство приемных семей также нуждаются в психологической помощи [3]. Основными проблемами в замещающих семьях являются взаимоотношения между приемными и родными детьми, взаимоотношения между приемными детьми и приемными родителями, в связи с завышенными требованиями родителей к приемному ребенку, проблемами развития познавательного интереса у приемных детей [1; 3]. Во всех случаях передачи ребенка в приемную семью необходимо очень внимательно,

чутко, тактично и строго подходить к возможностям семьи или одинокого человека взять на воспитание осиротевшего ребенка. Однако приходится встречаться с грустной действительностью возврата ребенка по разным причинам: психологическая несовместимость взрослого и ребенка, кровных и приемных детей, возрастные трудности, недостаточная психолого-педагогическая подготовленность приемных родителей и т.д., в связи с чем в будущем возможны серьезные осложнения. Такая ситуация сильно травмирует ребенка в любом возрасте. Реакция ребенка на семью, взявшую его на воспитание, весьма различна, зависит от возраста, предшествующего опыта и особенностей развития. Поэтому так важна разъяснительная работа с родителями, пожелавшими воспитывать приемного ребенка [3]. На наш взгляд, приоритетным остается семейное воспитание, по сравнению с интитуциональным. Невозможность замены в целом детских интернатных учреждений на другие альтернативные формы воспитания, можно компенсировать гостевой семьей, когда воспитанник находится в условиях семьи непродолжительный период (выходные, праздничные, каникулярные дни). Даже такой, незначительный на первый взгляд, отрезок времени дает положительные результаты (из опыта работы) в развитии личности ребенка, оставшегося без попечения родителей. Конечно, существуют разные проблемы и в условиях семьи, касающиеся непосредственно воспитательного процесса, особенно если ребенок-сирота имеет негативное прошлое, и это нужно учитывать. Но, тем не менее, семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности.

Литература

1. Бобкова Т.С. Семья как условие адекватной половой идентификации подростков. [Текст] / Т.С. Бобкова, Г.А. Виноградова // Вестник Самарской гуманитарной академии: сборник научных статей. - Вып. 2. - Самара: СГА, 2010. - С. 3-8.

2. Дубровина И. В. Психическое развитие воспитанников детского дома. [Текст] / И. В. Дубровина, А. Г. Рузская. - М.: Педагогика, 1990.

3. Красницкая Г. С. Основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. [Текст] // Право на защиту, право на семью. - М.: РОО «Право ребенка», 2001.

4. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия. [Текст] / Под ред. В.С. Мухиной. - М.: Просвещение, 1991. - С. 208.

Семья Г.В. Дети-сироты в России: экспертное обозрение. [Текст] // Информационный бюллетень «Реформа сиротских учреждений. Деинституализация: за и против». - М.: Агентство социальной информации, 2005. - С. 87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.