Научная статья на тему 'Влияние интенциональности социокультурной среды детского дома на постинтернатную адаптацию воспитанников'

Влияние интенциональности социокультурной среды детского дома на постинтернатную адаптацию воспитанников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекаленко Е. С.

В статье рассматриваются интенциональные процессы социокультурных (в.ч. педагогических) коммуникаций, обеспечивающие эффективность адаптации выпускников детских домов в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние интенциональности социокультурной среды детского дома на постинтернатную адаптацию воспитанников»

2. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Козлитина О.Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»: учеб. пособие. Ч. 2. - Ставрополь: Изд-во СГХ 2003. - С. 206.

3. Барсукова С.А. Совесть как предмет психологического исследования. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 1996. - С. 6-8.

4. Попова Г.П. Мониторинг качества учебного процесса. - Волгоград: Учитель, 2006. - С. 65.

5. Каптерев П.Ф. О семейном воспитании. - М.: Академия, 2000.

6. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1990.

7. Лихачёв В.Е. Воспитание и духовность: заметки педагога // Педагогика. - 2001. - № 3. - С. 35-36.

8. Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общ. ред. Г. А. Дубровской. - М.: Детская литература, 1988.

9. Медведев Д. А. Послание федеральному собранию РФ от 05.11.2008.

10. Менгер К. Избранные работы. - М.: Территория будущего, 2005.

11. Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 17-94.

12. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). СИМФОНИЯ по творениям святителя Тихона Задонского. - М.: Самшит-издат, 2003.

13. Толстой Л.Н. Юность. - М.: Советская Россия, 1983. - С. 5.

14. Юсупов ИМ. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дер-манова. - СПб., 2002.

ВЛИЯНИЕ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО ДОМА НА ПОСТИНТЕРНАТНУЮ АДАПТАЦИЮВОСПИТАННИКОВ

© Чекаленко Е.С.*

Детский дом № 5, г. Таганрог

Филиал Российского государственного социального университета,

г. Таганрог

В статье рассматриваются интенциональные процессы социокунь-турных (в.ч. педагогических) коммуникаций, обеспечивающие эффективность адаптации выпускников детских домов в социуме.

* Директор, аспирант кафедры Теории и методики обучения и воспитания.

В изменившихся социально-экономических условиях воспитанники детских домов оказались не готовы самостоятельно решать проблемы трудоустройства, дальнейшего получения образования и иных жизненных ситуаций. Практика показывает, социокультурная адаптация воспитанников детского дома имеет большие трудности и проблемы, часто постит-нернатный период затягивает на годы и не имеет положительного исхода.

Результативность постинтернатной адаптации и социализации выпускников детских домов напрямую зависит от интенциональностей участников педагогической коммуникации: самой среды, детского и педагогического коллективов.

Педагогическая коммуникация - это всегда субъект-субъектное взаимодействие, в ходе которого сопрягаются и неизбежно претерпевают некоторые изменения интенции (мотивационно-целевые структуры) его участников, порождаются новые смыслы, приращивающие и обогащающие исходную информацию, а, следовательно, принципиально несводимое к простой передаче информации или даже к обмену ею.

По мнению авторов семиосоциопсихологическая парадигмы Т.М. Дрид-зе и Т.З. Адамьянц, всякая социокультурная коммуникация, в т.ч. педагогическая - это интенциональный процесс, а интенции представляют собой равнодействующую мотива и цели деятельности, общения и взаимодействия людей. Интенции играют ведущую роль в процессах самоидентификации личности и группы, в становлении социального, так как благодаря ним зарождаются, развиваются, распространяются, воспроизводятся образцы поведения, ценностные ориентиры, характерные черты общения и взаимодействия людей как друг с другом, так и с социокультурной средой (Т.З. Адамьянц, 2002, Т.М. Дридзе 1996 [5]).

Под интенциональностью понимаются мотивационно-смысловые структуры личности аффективного (эмоционального), когнитивного (рационально-логического) и конативного (поведенческого) планов, детерминирующие характерные черты ее взаимодействий с социокультурной средой, другими людьми и продуктами их деятельности [6].

Педагогическое взаимодействие диалогично по своей природе, самоактуализация и самореализация воспитанников находятся в прямой зависимости от установок, мотивов, интересов, ценностных ориентации и убеждений воспитателя в совокупности, обозначаемых как «социально-педагогическая позиция».

Поскольку все субъекты (воспитатели, воспитанники, специалисты разных служб) педагогического взаимодействия в социокультурной среде детского дома являются «носителями» интенциональности и не могут пониматься как простые приемники-передатчики информации, то достижение воспитательных целей предполагает согласование интенциональностей субъектов, а также субъектов и социокультурной среды воспитания. Здесь в коммуникативном процессе важны интенциональные (мотиваци-

онно-целевые) первопричины общения, так как конечной целью общения должно стать адекватное понимание и взаимопонимание всех членов коллектива. Понимание (адекватное понимание) обеспечивает надежные основания для углубления и расширения сферы эффективных взаимодействий, ориентированных на социальный прогресс и гармоничное развитие личности.

Коммуникативные навыки - это характеристика особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понимания им интенциональности (основных смысловых доминант) коммуникатора [1].

Адамьянц Т.З. отмечает, что преимущества людей, обладающих навыками адекватного интерпретирования, бесспорны. Следовательно, встает вопрос об их массовом развитии - без таких навыков человек не способен воспринять самые здравые идеи, адекватно доносить до собеседника свою мысль и адекватно, то есть так, как и есть на самом деле, понимать другого, входить в диалог с взаимопониманием, искать пути к согласию и конструктивному взаимодействию. Это важнейшая социальная и педагогическая задача, впрямую связанная с качеством жизни и менталитетом будущих поколений [1].

Более того, интенция связана с проблемной жизненной ситуацией субъекта, вступающего в коммуникацию (стечением значимых для него жизненных обстоятельств, воспринимаемых им в виде «проблемного синдрома», требующего разрешения), с его личностными особенностями: уровнем образования, социальным статусом, способностями, талантом, состоянием здоровья, возрастом, жизненным опытом, семейными традициями и т.д. [3].

Интенционально значимым ориентиром для адаптации является личностная самоидентификация, то есть образ Я в текущем времени и в некоторой временной перспективе. На основе этого образа формируется оценка реальности через имеющийся социокультурный опыт.

Другая причина сложностей адаптации связана с «ошибками» самоидентификации детей-сирот. В одних случаях они провоцируются искажениями образа Я, когда он полностью или частично не соответствует реалиям социокультурных практик. В других - неадекватной оценкой собственных возможностей и перспектив адаптации. Поэтому, слабое интен-циональное осмысление социокультурной деятельности является одним из наиболее существенных факторов, препятствующих личностной и профессиональной (выбор профессии и дальнейшее обучение в учреждениях профессионального образования) самореализации выпускника детского дома.

Сложности постинтернатной адаптации связаны также и с тем, что социокультурная среда детского дома имеет весьма ограниченные возможности в организации коммуникаций воспитанников с социальной средой. И здесь важно отметить работу некоторых учреждений интернатного типа, которые для создания условий компенсирования социальной депривации используют весь воспитывающий и развивающий потенциал социокультурной среды микрорайона или города, что позволяет воспитанникам приобре-

сти позитивный опыт полноценного взаимодействия с социумом. Социокультурную «открытость» учреждению предают договорные отношения о сотрудничестве с организациями и учреждениями района или города (например, учреждения дополнительного образования спортивного, художественного профиля и др., волонтерские, студенческие движения при ВУЗах или общественных организациях).

Раскрывая главную особенность педагогического коллектива детского дома, необходимо акцентировать полифункциональность воспитательской профессии. Современный воспитатель детского дома одновременно выполняет функции учителя-предметника, классного руководителя, социального педагога, руководителя кружка, организатора социально полезной деятельности, проводит диагностику, коррекцию и прогнозирование уровня развития ребенка, руководит процессом социализации, организует быт и уют, стимулирует развитие у воспитанников навыков самообслуживания и т.д. Не удивительно, что работа в детском доме связана с повышенными эмоциональными затратами, психологической напряжённостью, вызываемыми высоким уровнем ответственности труда. Успешность профессиональной деятельности воспитателей и педагогов детского дома связана с их отношением к ней, с одной стороны, как к важной составной части собственной жизни, как к способу самореализации и самоактуализации через альтруистические интенции любви, помощи, поддержки, сострадания, соучастия, кроме того, педагоги должны осознавать социальное значение своей профессиональной миссии, меру своей психологической и социальной ответственности. Коллектив, его деятельность, личностное и профессиональное становление имеет исключительное значение в развитии детей, с которыми сотрудники детского дома находится фактически в постоянном взаимодействии.

Социализирующая атмосфера детского дома нуждается в поиске путей интеграции и объединения усилий коллектива в единую технологию, чему препятствует, прежде всего, отсутствие общей методологической базы, идейных оснований, обеспечивающих единство целеполагания. Вместе с тем отметим, что в педагогической науке уже созданы предпосылки для решения этой проблемы. Личностно ориентированная образовательная парадигма, основываясь на положениях феноменолого-экзистенциаль-ной философской школы, теории интенциональности, диалога культур, идеях гуманистической психологии (в частности, Я-концепции), «задает тон» педагогическим исследованиям вот уже на протяжении почти двадцати лет.

Однако философско-педагогический дискурс, столь длительное время ведущийся педагогической общественностью, во многих отношениях так и остается дискурсом, пока не нашедшим полноценного преобразования в педагогические технологии. Точнее, в этой сфере остается еще немало пробелов, одним из которых и является интересующая нас практика ин-тенциональной консолидации коллектива детского дома как фактора решения воспитательных задач направленных на социализацию воспитанников.

Гуманистический пафос феноменолого-экзистенциальной методологии и установок личностно ориентированной образовательной парадигмы, с нашей точки зрения, способен обеспечить технологиям воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся на содержании в учреждениях государственной поддержки детства, новый импульс развития. Проблема нашего исследования заключается в разработке личностно ориентированной педагогической технологии консолидации служб и специалистов детского дома на основе общей интенциональности как фактора социализации воспитанников, лишенных родительского попечения.

Список литературы:

1. Адамьянц Т.З. Дети в современной социокультурной среде: социальная диагностика // Россия реформирующаяся: ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. - Вып. 8. - М.: ИС РАН, 200. - С. 407-421.

2. Адамьянц Т.З. Развитие коммуникативных навыков личности как общецивилизационная задача // Молодежь и будущая Россия: материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции. - М.: ИНИОН; Институт социологии РАН, 2008. - С. 373-378.

3. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: учеб. пособие для вузов.

- М.: Дрофа. 2009. - 204 с.

4. Адамьянц Т.З. Феномен понимания в коммуникации и управлении // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2009.

- № 9. - С. 5-10.

5. Александров Е.П. Интенциональные детерминанты педагогического взаимодействия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: тс^^'.еаккБап^оу. ucoz.ru/publ/aleksandrov_e_p_intencionalnye_determinanty_pedagogicheskog o_vzaimodejstvija/1-1-0-15 (дата обращения: 04.02.2011).

6. Александров Е.П. Интенциональный диалог как фактор адаптации первокурсников к образовательной среде вуза и профессии. - Таганрог: Изд-во НОУ ВПО ТИУиЭ, 2009. - 260 с.

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО

© Шошин И.А.*

Мурманский строительный колледж им. Н.Е. Момота, г. Мурманск

В статье рассматривается взаимосвязь социальной работы с образовательным процессом в условиях перехода на государственные образовательные стандарты третьего поколения.

* Заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель специальных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.