Научная статья на тему 'Построение жизнедеятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по принципу семейного воспитания (на примере ГКОУ Ро детского дома № 5 г. Таганрога)'

Построение жизнедеятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по принципу семейного воспитания (на примере ГКОУ Ро детского дома № 5 г. Таганрога) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ ПРИНЦИП ВОСПИТАНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА / МАЛОЧИСЛЕННЫЙ ИЛИ МАЛОКОМПЛЕКТНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекаленко Е.С.

В статье рассматриваются «плюсы» и «минусы», особенности построения модели детского дома, деятельность которого организована по семейному принципу на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение жизнедеятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по принципу семейного воспитания (на примере ГКОУ Ро детского дома № 5 г. Таганрога)»

Теория и методика обучения и воспитания

155

www.rae.ru/fs/ ?section=content&op=show_article&article_id=7780n0 (дата обращения: 26.09.13).

4. Дорждеева С.И. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся через краеведение [Электронный ресурс] / С.И. Дорждеева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: науч. пед. интернет-журн. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/635533/ (дата обращения: 25.09.13).

5. Дорофеев В.В. Город на Яике: 1743-1993 / В.В. Дорофеев. - Оренбург: «Южный Урал», 1993. - 47 с.

6. Копцева Л.А. Организация краеведческой работы в начальной школе [Электронный ресурс] / Л.А. Копцева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: науч. пед. интернет-журн. 28.09.2011. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/ articles/595453/ (дата обращения: 25.09.13).

7. Мусс Г.Н. Воспитание патриотизма как социальной ориентации личности / Г.Н. Мусс // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 5 (49). - С. 39-43.

8. Мусс Г.Н. Роль творческих конкурсов в системе патриотического воспитания младших школьников / Г.Н. Мусс // Начальная школа плюс: до и после. - 2012. - № 11. - С. 18-22.

9. Пушкин А.С. История Пугачева. Капитанская дочка / А.С. Пушкин. -М.: «Даръ», 2005. - 400 с.

10. Футорянский Л.И. «История Оренбуржья»: учеб. пособие / Л.И. Фу-торянский. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996. - 350 с.

ПОСТРОЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПО ПРИНЦИПУ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГКОУ РО ДЕТСКОГО ДОМА № 5 Г. ТАГАНРОГА)

© Чекаленко Е.С.*

Филиал Российского государственного социального университета,

г. Таганрог

Детский дом № 5, г. Таганрог

В статье рассматриваются «плюсы» и «минусы», особенности построения модели детского дома, деятельность которого организована по семейному принципу на современном этапе.

* Директор ГКОУ РО детского дома № 5 г. Таганрога, аспирант кафедры Теории и методики обучения и воспитания Филиала Российского государственного социального университета.

156

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Ключевые слова: семейный принцип воспитания, социокультурная среда, детский дом семейного типа, малочисленный или малокомплектный детский дом.

В настоящее время разворачивается широкомасштабная работа по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечению этих организаций к профилактике социального сиротства, семейному устройству и постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей1.

Реформирование сети организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с целью создания благоприятных, приближенных к семейным условиям проживания и воспитания, подразумевает организацию жизнедеятельности детских домов по семейному принципу.

В соответствии с частью 5 Письма Министерства образования и науки РФ от 18.06.2013 г. № ИР-5990/07 «О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: Рекомендации по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечению этих организаций к профилактике социального сиротства, семейному устройству и постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», под созданием в организациях для детей-сирот благоприятных, приближенных к семейным условиям проживания и воспитания, понимается:

1. Воспитательные группы организовываются по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и (в дневное время) разного пола, что, в частности, наиболее актуально для детей, являющихся родственниками, прежде всего родных братьев и сестер, которые ранее вместе воспитывались.

2. Численность разновозрастных воспитательных групп не должна превышать 7-8 человек, из которых 2-3 человека - дети дошкольного возраста.

3. Проживание детей, относящихся к одной воспитательной группе, следует организовывать в семейных жилых ячейках (блоках) квартирного типа, включающих в том числе соответствующим образом оборудованные жилые комнаты не более чем на 2-3 человека, са-

1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2013 г. N° ИР-5990/07 «О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: Рекомендации по совершенствованию деятельности организаций для де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечению этих организаций к профилактике социального сиротства, семейному устройству и постинтернатной адаптации де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Теория и методика обучения и воспитания

157

нузлы, столовые, помещения для отдыха, игр, занятий, бытовые помещения. Дети могут иметь личные вещи, в том числе одежду, игрушки, книги и другие вещи, которые могут храниться в их комнате или в других помещениях, отведенных под проживание группы.

4. Режим дня в организации для детей-сирот составляется с учетом круглосуточного пребывания детей в организации и должен обеспечивать рациональное сочетание воспитательной деятельности, а также образовательного процесса, осуществляемого в расположенных вблизи организаций для детей-сирот общеобразовательных организациях, или организованного в самой организации, а также общественно полезного труда и отдыха. Подобный подход к организации жизнедеятельности детей-сирот, соответствующий основным принципам и условиям семейного воспитания, должен способствовать формированию у них социальной компетентности, развитию навыков самостоятельной жизни. За группой целесообразно по возможности закреплять ограниченное количество постоянных воспитателей (по возможности обоего пола), которые могли бы являться для детей значимыми взрослыми, выполнять функции индивидуальных кураторов (наставников) детей, в том числе на этапе подготовки к выпуску из организации, а также непосредственно перед выпуском и по окончании пребывания в организации, в рамках постинтернатного сопровождения выпускников.

5. Рекомендуемая наполняемость организации для детей-сирот - до 50 детей1.

Действующие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность организаций для детей-сирот, в частности, Требования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 558, Санитарные правила СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 ноября 2000 г.)2, позволяли и раннее организовывать работу организации для детей-сирот по семейному типу.

1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2013 г. N° ИР-5990/07 «О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: Рекомендации по совершенствованию деятельности организаций для де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечению этих организаций к профилактике социального сиротства, семейному устройству и постинтернатной адаптации де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2 Пунктом 53 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. №1916-р, предусмотрено обновление санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

158

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ГКОУ РО детский дом № 5 г. Таганрога имеет более 15 летний опыт работы в этом направлении, с Решения исполнительного комитета Таганрогского городского Совета народных депутатов Ростовской области от 02.08.1998 г. № 455 «О реорганизации детского дома № 5 в детский дом семейного типа» и до настоящего времени сохраняет традиции по организации жизнедеятельности по семейному типу.

В модели детского дома, деятельность которого организована по семейному принципу, создано взаимообусловленное многокомпонентное полифункциональное пространство для развития адаптационных способностей ребенка, в котором реализуется личностный потенциал, осуществляется личностный рост, определяется индивидуальный маршрут развития на основе сформированного уровня адаптационных способностей. Модель обеспечивает сохранение и развитие родственных, семейных и социальных взаимоотношений у ребенка-сироты.

Детский дом, организованный по семейному типу, создается как сложная, саморазвивающаяся, педагогическая система, принципы, содержание и организационная структура которой отличается открытостью, вариативностью и преемственностью [11].

Комплекс педагогических условий, обеспечивающих успешную социализацию базируется на принципе семейного воспитания, т.е.:

- совместное проживание братьев и сестер, в разновозрастных группах-семьях;

- условия проживания, максимально приближенные к домашним;

- гуманный тип взаимоотношений между всеми субъектами детского дома;

- личностно-ориентированный подход в организации жизнедеятельности и развитии воспитанников.

К педагогическим условиям, способствующим коммуникативной, учебной, трудовой и творческой адаптации воспитанников детского дома по семейному типу относятся: социальная открытость учреждения, вариативные программы, направленные на оздоровление, развитие и социальную адаптацию, постинтернатное сопровождение выпускников в самостоятельной жизни, управление на основе общечеловеческой системы ценностей, экспериментальный режим деятельности.

В целях обеспечения социальной открытости учреждения, в детском доме № 5 г. Таганрога с 2009 года реализуется проект «Содружество», который направлен на Социально-коммуникативное партнерство общественных организаций, производственных объединений, образовательных учреждений, волонтерских и студенческих объединений направленное на социализацию воспитанников учреждений государственной поддержки, профилактику социального сиротства, пропаганду семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Теория и методика обучения и воспитания

159

Социокультурная среда образования в современной педагогике рассматривается в качестве важнейшего фактора, ускоряющего или замедляющего процесс самореализации личности, и необходимого условия успешного развития этого процесса [2]. Микросоциум (расширение социальных контактов) предполагает: обучение в разных классах и школах в зависимости от образовательных маршрутов воспитанников, и посещение клубов, кружков студий в учреждениях дополнительного образования и культуры, участия в событиях, мероприятиях города, страны, взаимодействие с социально активными и интересными людьми, молодежью. Микросоциум непосредственно среда детского дома.

Основными качественными характеристиками социокультурной среды детского дома являются:

- культура среды жизнедеятельности, ее соответствие потребностям воспитания детей, семейной обстановке;

- культура образа жизни воспитанников;

- материальные и культурные возможности учреждения, их целесообразное использование в интересах детей;

- психологический микроклимат учреждения;

- культура воспитателей;

- подготовленность воспитателей к воспитательной деятельности в условиях детского дома, их опыт;

- культура самопроявления администрации и сотрудников учреждения;

- культура взаимоотношений воспитателей и сотрудников с воспитанниками;

- зрелость детского коллектива;

- воспитательные традиции детского дома;

- культура отдыха воспитанников [9, с. 206].

Поэтому, социокультурная среда, в которой воспитываются дети без родителей, мы рассматриваем как единственный мощный потенциал для «резонанса» ценных мотивационно-смысловых начал жизнедеятельности в системе личностных координат воспитанников, в связи, с отсутствием семьи, которая формирует у ребёнка представление о социальных связях и с рождения включает его в них, приобщает общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. И т.к. ребенок, воспитывающийся в детском доме, усваивает именно те социальные качества, свойства, ценности, знания и умения, свойственные данному детскому дому, которые формировались в результате педагогической модели воспитания данного образовательного учреждения, то его задача состоит в активном создании микросреды, компенсирующей социокультурные, психологические, медико-биологические дефекты детей и опосредующей их социальную мобильность.

Главный вектор - ориентация на личность воспитанника - это первый шаг на пути организации воспитательного процесса, способствующего раз-

160

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

витию семейных принципов воспитания, их гуманизации. Показателями гуманизации среды детского дома являются:

- индивидуальный режим для каждого воспитанника;

- индивидуальные маршруты развития, в которых определяется методика развития личности каждого ребенка;

- включение ребенка в значимые для него виды деятельности,

- индивидуальные оздоровительные мероприятия;

- создание условий для самовыражения и самореализации;

- учет психологической совместимости при определении в группу и т.д.

Педагогическое взаимодействие диалогично по своей природе, самоактуализация и самореализация воспитанников детского дома находятся в прямой зависимости от установок, мотивов, интересов, ценностных ориентации и убеждений воспитателя в совокупности, обозначаемых как «социальнопедагогическая позиция», а в контексте «детский дом» от всех взрослых составляющих общий коллектив учреждения. Поэтому взрослые, организующие образовательный процесс, должны выступать не как заполняющий штатное расписание «набор» специалистов определенного профиля и квалификации, а как целостный коллектив (команда). Процесс воспитания в ГКОУ РО детском доме № 5 г. Таганрога опирается на опыт совместной деятельности ребенка и взрослого, где каждая из сторон играет активную роль: взрослый (не только педагог) выступает как носитель культурных образцов и ценностей социального поведения, как направляющая и организующая сила воспитательного процесса, ребенок - как самостоятельная, активная и индивидуальная личность. Кардинальную роль в детском доме семейного типа играет позиция взрослого (его профессионализм, человеческие качества) как часть всего коллектива сотрудников работающих в малокомплектных детских домах. Фигура воспитателя, его деятельность, личностное и профессиональное становление в детском доме имеет исключительное значение в развитии детей, с которыми он находится фактически в постоянном взаимодействии. Вен-тцель К.Н. [5], отвергая авторитарное воспитание, подчеркивал: «ребенок и воспитатель образуют маленькое интимное сообщество», которое тем совершеннее, чем ближе к соединению на равных началах».

Деятельность детского дома семейного типа, ориентируемого на гуманизацию образовательной среды, предполагает и ценностное управление всеми процессами. Соглашаясь с Е. Ямбургом, под ценностным управлением мы понимаем процесс постепенного терпеливого переосмысления целей образования всеми субъектами педагогической деятельности с последующей выработкой общей для всего коллектива духовной культуры, позволяющей педагогам в оценке своего труда руководствоваться не только традиционными критериями обученности и воспитанности детей, но внимательно фиксировать этапы их личностного роста, происходящего по мере освоения ребёнком иерархии ценностей [12, с. 118].

Теория и методика обучения и воспитания

161

При построении модели детского дома семейного типа руководству стоит обратить внимание на следующие «подводные камни»:

- «Стерильность» учреждения, должна решаться посредством расширения социальных контактов;

- перекос в сторону создания физического уюта, накопление материальных ценностей, при отсутствии внимания к духовной стороне личности воспитанников;

- по мнению А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых [10] в организационной форме детского дома семейного типа таится опасность «имитации семейных отношений», в этом ключе высока роль психолога учреждения, его профессиональной деятельности, направленной на предостережение опасности «заиграться в семью».

Существует еще одна характеристика - это наполняемость, в соответствии с которой выделяют отдельную группу детских домов, в т.ч. и работающих по семейному принципу - это малочисленные или малокомплектные организации для детей-сирот. По мнению Д.Н. Грибкова характеристики малочисленного детского дома как воспитательной организации, следующие:

- нахождение ребенка-сироты в постоянном «поле зрения» сотрудников в относительно небольшом по количеству коллективе, вследствие чего он является более управляемым сотрудниками детского дома;

- возможность уделять больше внимания индивидуальным особенностям и пожеланиям воспитанника, возможность более частого привлечения детей-сирот к выполнению хозяйственно-бытовых поручений, различным заданиям, что позитивно влияет на приобретение ими социального опыта;

- наличие возможности вовлекать в тот или иной процесс одновременно всех воспитанников;

- возможность гибко регулировать режим жизнедеятельности, учитывая, в том числе возрастные и индивидуальные особенности воспитанников;

- постоянный контроль со стороны сотрудников, что снижает уровень самостоятельности воспитанника, минимизирует возможность рефлексии, вызывает эмоциональное напряжение [7];

- возможность построения тьюторских взаимоотношений в диалоге «воспитатель-воспитанник», способствующих индивидуальному сопровождению ребенка в процессе развития и социализации, раскрытию внутреннего мира, способностей и поддержки одаренности.

Итак, подводя итог теоретического и практического анализа организации жизнедеятельности детского дома по семейному принципы, мы считаем, что сегодня наиболее оптимальной моделью интернатного учреждения является детский дом семейного типа, который способствует гармоничному развитию личности ребенка, приобщению к семейным традициям и ценностям, более

162

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

успешной социализации и адаптации детей-сирот. В основе особенностей жизни детского дома семейного типа лежит принцип «замещения семьи».

Список литературы:

1. Адамьянц Т.З. Дети в современной социокультурной среде: социальная диагностика / Отв. ред. М.К. Горшков // Россия реформирующаяся. Ежегодник. - М., ИС РАН, 2009. - Вып. 8. - С. 407-421.

2. Александров Е.П. Образовательная среда и социокультурные пространства / Науч. ред. И.А. Зайцева // Воспитывающая среда: сущность и проблемы: Междунар. сб. науч. тр. - Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2005. - С. 97-103.

3. Аристова Н.Г. Детский дом семейного типа: социологический анализ / Отв. ред. Н.Г. Аристова // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции «Семейный детский дом: проблемы теории и практики» (Звенигород, 20-22 декабря 1990 г.). - Выпуск III. Детский дом семейного типа: проблемы и решения. - М.: Институт социологии РАН, 1992. - 70 с.

4. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

5. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов. - М., 1993. -204 с.

6. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и составитель П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

7. Грибков Г.Н. Социально-педагогические условия воспитания детей-сирот в малочисленном детском доме: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -Кострома, 2009.

8. Гулина Л.Д. Детский дом как институт социализации осиротевших детей: автореф. дисс. ... канд. социологических наук. - Уфа, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательство РГСУ - 416 с. - С. 2-13.

10. Прихожан A.M. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.

11. Шамахова Н.Н. Педагогические условия социальной адаптации воспитанников детского дома, организованного по семейному принципу: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Вологда, 2004.

12. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: культурно-историческая педагогика. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 351 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.