Научная статья на тему 'Реструктуризация детских домов: проблемы и перспективы'

Реструктуризация детских домов: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
334
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ДОМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ВОСПИТАНИЕ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ПРОБЛЕМА / ПЕРСПЕКТИВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева О.Ю.

Статья посвящена проблемам и перспективам реструктуризации детских домов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реструктуризация детских домов: проблемы и перспективы»

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДЕТСКИХ ДОМОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Андреева О.Ю.*

Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Камышловский детский дом», г. Камышлов

Статья посвящена проблемам и перспективам реструктуризации детских домов.

Ключевые слова: детский дом, образовательная организация, дети-сироты, воспитание, реструктуризация, проблема, перспектива.

Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Именно они пополняют детские социальные учреждения, в частности детские дома. Вопрос о помещении детей этой категории под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривается органами опеки и попечительства только в случае, если оперативно устроить ребенка в семью не представляется возможным.

Детский дом, в Российской Федерации государственное воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей [1]. В нем живут и учатся дети от 1,5 до 18 лет.

Основными задачами организаций для детей-сирот являются обеспечение содержания, воспитания, образования, охраны здоровья, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их прав и законных интересов. «Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу» [3]. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в школах по разным образовательным программам. Дети дошкольного возраста обучаются в детском доме по программе воспитания и обучения в детском саду или в дошкольных образовательных учреждениях.

На сегодняшний день проблема детских домов очень актуальна. Сейчас в России одна тысяча двести восемьдесят пять детских домов и семьдесят одна тысяча шестьдесят три их воспитанника, которые лишены родительской заботы, нуждаются в индивидуальном подходе и внимании, что невозможно при одновременном проживании в образовательной организации количества детей, исчисляющегося десятками, а иногда и сотнями. Прави-

* Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

98

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

тельством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ведется целенаправленная работа по профилактике социального сиротства, развитию различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствованию правового регулирования по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан.

Существуют проблемы с комплектованием организаций для детей-си-рот квалифицированными кадрами, знающими специфику работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

В образовательных организациях для детей-сирот укомплектованность педагогическими работниками составляет 93 %, обслуживающим персоналом - 96 %. Имеют высшее образование - 58 %, среднее профессиональное образование - 39 % педагогических работников. Высшую категорию квалификации имеют 15 % педагогических работников, 1 и 2 категории 51 %, не имеют категорию - 34 %.

Уровень подготовки руководителей и работников организаций для де-тей-сирот не всегда позволяет обеспечить полноценную защиту прав детей, включая их безопасность.

Перечисленные обстоятельства обусловливают необходимость принятия комплекса дополнительных мер, направленных на повышение качества жизни детей, находящихся в организациях для детей-сирот, и эффективности деятельности этих организаций в сфере обеспечения защиты прав детей и содействия их успешной интеграции в общество.

С учетом приоритетности мер по профилактике социального сиротства и развитию семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, последовательная реализация которых приводит к сокращению количества детей, помещаемых под надзор в организации для детей-сирот, важным аспектом деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации на современном этапе является совершенствование системы работы организаций для детей-сирот.

Процесс реформирования организаций для детей-сирот и реструктуризации сети этих организаций, функционирующих в субъектах Российской Федерации, необходимо рассматривать в контексте общей стратегии действий по обеспечению прав как детей в целом, так и, в частности, такой их категории, как дети, оставшиеся без попечения родителей, включая приоритетное право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, а также право на охрану здоровья, на образование, на защиту своих прав и законных интересов и другие права.

В качестве основных направлений деятельности по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот в субъектах Российской Федерации предлагается рассматривать следующие:

1. Реструктуризация сети организаций для детей-сирот на территории субъекта Российской Федерации с учетом региональных особенностей.

Педагогические науки

99

Планирование и реализацию мероприятий, связанных с реструктуризацией сети организаций для детей-сирот и сокращением их количества, необходимо осуществлять поэтапно, по мере создания соответствующих условий, обеспечивающих возможность своевременного устройства детей-си-рот, в том числе уже находящихся в организации для детей-сирот, на различные формы семейного воспитания или в другую организацию для детей-сирот либо их возвращения родителям, на территории соответствующего муниципального образования, субъекта Российской Федерации в целом.

При решении вопроса о реструктуризации организаций для детей-сирот для предупреждения создания социальной напряженности, возникновения конфликтных ситуаций с участием трудового коллектива и воспитанников детских домов. Для этого необходимо:

- провести разъяснительную работу с детьми, включая их психологическую подготовку к переводу в другую организацию для детей-сирот, а также с работниками организаций;

- учитывать мнения детей при переводе детей в другие организации для детей-сирот с учетом обеспечения возможности совместного пребывания братьев и сестер, общения детей с родственниками, продолжения получения общего, дополнительного образования, профессиональной подготовки в тех же образовательных учреждениях, в которых дети обучались до принятия решения о реструктуризации, перспектив дальнейшего жизнеустройства детей;

- обеспечивать решение в установленном трудовым законодательством Российской Федерации порядке вопросов, связанных с трудоустройством работников организации.

2. Разукрупнение организаций для детей-сирот, создание в них безопасных, приближенных к семейным условий проживания и воспитания.

В организациях для детей-сирот должны быть созданы благоприятные условия пребывания, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей.

Жизнедеятельность организаций для детей-сирот должна быть организована по принципу семейного воспитания.

Режим дня в организации для детей-сирот должен обеспечивать рациональное сочетание воспитательной деятельности, а также образовательного процесса, осуществляемого в расположенных вблизи детских домов общеобразовательных организациях, или организованного в самой организации, а также общественно полезного труда и отдыха. При планировании режима дня необходимо предусматривать личное время детей, предоставление им возможности самостоятельного выбора формы проведения досуга, с учетом их возраста и интересов.

За группой целесообразно, насколько это возможно, закреплять ограниченное количество постоянных воспитателей (по возможности обоего пола), которые могли бы являться для детей значимыми взрослыми, выполнять

100

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

функции индивидуальных кураторов детей, в том числе на этапе подготовки к выпуску из организации, а также непосредственно перед выпуском и по окончании пребывания в организации, в рамках постинтернатного сопровождения выпускников.

Для каждого ребенка, находящегося в организации для детей-сирот, должен разрабатываться индивидуальный маршрут социализации, направленный на максимально возможное сокращение сроков его пребывания в организации и предусматривающий его комплексное индивидуально ориентированное психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение, в том числе, при необходимости, по завершении пребывания в организации, с учетом особенностей психологического, социального, медицинского статуса, потребностей и возможностей ребенка.

Деятельность организации для детей-сирот по обеспечению защиты прав и законных интересов детей должна осуществляться во взаимодействии с органами опеки и попечительства.

Необходимо также обеспечить создание условий для взаимодействия организации для детей-сирот с негосударственными, в том числе общественными и религиозными организациями, а также отдельными гражданами-волонтерами в деятельности по воспитанию, обучению, развитию и социализации детей, находящихся в организации для детей-сирот, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из этой организации.

3. Использование ресурсов организаций для детей-сирот в деятельности по профилактике социального сиротства, семейному устройству и социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.

- Участие организаций для детей-сирот в деятельности по профилактике социального сиротства.

Деятельность по профилактике социального сиротства может быть организована, в том числе в рамках осуществления организацией для детей-сирот переданного ей в установленном порядке полномочия органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

- Участие организаций для детей-сирот в деятельности по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» организации для детей-сирот, располагающие необходимыми кадровыми, материально-техническими и иными ресурсами, могут наделяться органами опеки и попечительства в установленном порядке полномочием по подбору и подготовке приемных родителей [8].

Такие формы работы по социализации и семейному воспитанию детей, как временная передача ребенка в семью граждан и семейная воспитательная группа, а также такой вид опеки (попечительства) как патронатная семья (патронат, патронатное воспитание), следует активно использовать в отно-

Педагогические науки

101

шении детей-сирот, которых, как правило, трудно устроить в семью на постоянной или долгосрочной основе [4].

Организации для детей-сирот могут оказывать детям, в том числе детям, оставшимся без попечения родителей, а также гражданам, в семьи которых переданы такие дети, услуги по социальному, медицинскому, психологическому и (или) педагогическому сопровождению [5].

- Участие организаций для детей-сирот в деятельности по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.

В этих целях на базе организаций для детей-сирот могут создаваться специальные подразделения, осуществляющие сопровождение выпускников, в том числе достигших возраста 18 лет, оказание им консультативной, правовой, психологической, социально-педагогической и иной помощи, содействия в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов, предоставление при необходимости возможности временного проживания, в том числе в рамках осуществления постинтернатного патроната.

Мероприятия по реструктуризации и реформированию образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должны реализовываться последовательно и поэтапно, на основе соответствующего плана действий.

План мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- правовое обеспечение;

- методическое обеспечение;

- организационное обеспечение;

- кадровое обеспечение;

- мониторинг реализации мероприятий.

В перспективе реструктуризация детских домов будет способствовать достижению следующих ожидаемых результатов:

- создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях;

- сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей;

- постепенное сокращение числа детей, переданных на международное усыновление, за счет развития системы стимулирования граждан Российской Федерации к усыновлению, различных форм опеки и попечительства, предоставления социальных услуг семьям граждан Российской Федерации, принявшим ребенка на воспитание;

- сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации;

102

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

- создание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий для полноценного их развития и образования;

- сокращение времени нахождения ребенка в условиях институционализации.

Список литературы:

1. Большой энциклопедический словарь / Ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.

2. Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика. - 2003. - № 3.

3. «Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Типовое положение от 1 мая 1995 г. № 676.

4. Постановление Минтруда России от 29 марта 2002 г. № 25 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423, и приказ Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. № 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 432 « Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации».

7. Федеральная целевая программа «Россия без сирот» на 2013-2020 годы.

8. Федеральный закон от 24.04.08 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

© Лобейко Ю.А.*

Институт образования и социальных наук Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

Для исследуемого нами вопроса важным представляется то положение, согласно которому субъект строит свой план возможных действий

* Заместитель директора по программам дополнительного образования и повышения квалификации, профессор кафедры Педагогики и образовательных технологий, доктор педагогических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.