Готовятся изменения в Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ряд других типовых положений об интернатных образовательных учреждениях, регламентирующие возможность создания в этих учреждениях служб по подготовке и сопровождению замещающих семей. Рассматривается вопрос о внесении изменений в Положение о приемной семье.
Для дальнейшего повышения эффективности деятельности по защите права ребенка на семью считаем необходимым продолжить практику оказания государственной финансовой поддержки субъектам Российской Федерации путем предоставления региональным бюджетам субсидий из федерального бюджета на указанные цели. При этом считаем целесообразным расширить круг задач, на решение которых будет оказываться такая помощь. Если в 2007 г. субсидии предоставляются только на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях и оплату труда приемных родителей, то, начиная с 2008 г., считаем необходимым за счет предоставления указанных субсидий обеспечить, в том числе, поддержку:
1) развития различных региональных форм семейного устройства детей-сирот;
2) создания в субъектах Российской Федерации системы служб, обеспечивающих подбор, подготовку и комплексное сопровождение семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
3) создания в субъектах Российской Федерации системы профилактики социального сиротства, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Предложения о финансировании указанных мероприятий за счет средств федерального бюджета в 2008-2010 гг. внесены Министерством образования и науки России в проект государственной программы по оказанию помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, который разрабатывается в настоящее время в соответствии с поручением Президента Российской Федерации.
Примечания
1 По предварительным данным статистической отчетности, полученным из 83 субъектов Российской Федерации, в 2006 году число приемных семей только в указанных регионах превысило 11 тыс., число детей-сирот в них достигло 20,8 тыс.
2 По предварительным данным статистической отчетности, полученным из 83 субъектов Российской Федерации, в 2006 году посторонними российскими гражданами усыновлено примерно 8 тыс. детей, иностранными гражданами - 6,7 тыс.
3 По предварительным данным государственной статистики, в России в прошлом году отменено более 1 тыс. решений о помещении ребенка на воспитание в семью только по причине невыполнения приемными родителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей, более 30 -по причине жестокого обращения с детьми. Свыше 2,5 тыс. решений об устройстве ребенка в семью отменено по инициативе усыновителей, опекунов, приемных родителей. Более 80 усыновителей, опекунов, приемных родителей привлечено к уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении детей, принятых ими на воспитание в семью.
М. В. Гордеева
ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА, СЕМЕЙНОМУ УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2007 г. должен стать переломным в решении задачи, поставленной Президентом Российской Федерации по сокращению числа детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях, стимулированию семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2007 года вступили в силу федеральные законы, направленные на реализацию
положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года в части стимулирования рождаемости и государственной поддержки семей, имеющих детей, в том числе поддержки семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Эти меры предусматривают:
© М. В. Гордеееа, 2007
9
- увеличение размера пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 700 рублей до 40% от утраченного заработка, но не менее 1500 рублей на первого ребенка и 3000 рублей на второго и последующих детей, и не более 6000 рублей на одного ребенка для работающих граждан;
- введение выплаты пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере 1500 рублей на первого ребенка и 3000 рублей на второго и последующих детей для неработающих граждан;
- компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в размере 20% внесенной родительской платы за посещение дошкольного образовательного учреждения первым ребенком, 50% - вторым ребенком, 70% - третьим и последующими детьми;
- установление единовременного пособия в размере 8000 рублей, выплачиваемого при передаче ребенка на воспитание в семью при всех формах устройства (усыновление, опекунство (попечительство), приемная семья);
- обеспечение во всех субъектах Российской Федерации минимальных денежных выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье в размере не менее 4000 рублей, а также заработной платы приемных родителей в размере не менее 2500 рублей;
- предоставление дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим (усыновившим) детей, в форме материнского (семейного) капитала в размере 250 тысяч рублей.
Учитывая то, что решение вопросов социальной защиты населения отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, мероприятия по устройству на воспитание в семьях детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводимые на федеральном уровне, должны быть дополнены мерами, принимаемыми в субъектах Российской Федерации.
В большинстве субъектов Российской Федерации мероприятия по профилактике социального сиротства, развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются на основе региональных целевых программ, направленных на улучшение положения детей.
Большинство целевых программ субъектов имеют подпрограммы «Дети-сироты» или «Семья и дети» (названия могут варьироваться). Ряд субъектов Российской Федерации приняли специальные целевые программы, направленные на преодоление социального сиротства и развитие форм семейного воспитания (в ЦФО - это Калужская, Рязанская, Тамбовская области, г. Москва). В отдельных регионах проблемы защиты прав и интересов детей решаются через целевые программы демографической политики.
В Тверской области программа «Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних на 2007-2009 гг.» содержит раздел о семейных формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В г. Москве, Рязанской области, в связи с объявлением 2007 года Годом ребенка, в Белгородской области - Годом семьи, приняты дополнительные планы мероприятий в поддержку детей, детей-сирот, семей с детьми.
В ряде субъектов Российской Федерации, в том числе в Центральном федеральном округе, приняты решения о создании новых управленческих структур по вопросам семьи в органах исполнительной власти. Например, в Брянской области создан Комитет по делам семьи, охране материнства и детства, демографии; в г. Москве - Департамент семейной и молодежной политики. Подобные структуры созданы и в других регионах (Томская область и другие).
Ряд субъектов Российской Федерации имеют успешный опыт реализации региональных моделей работы.
Всей стране известны модели и технологии работы, реализуемые в Самарской и Калужской областях. В этих регионах на протяжении ряда лет увеличивается число приемных семей, активно развиваются другие формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Работу по профилактике сиротства и устройству детей-сирот организуют специализированные органы исполнительной власти: в Самаре - Министерство по вопросам семьи и демографического развития, в Калуге - Комитет по приемной семье и охране прав детства в составе Министерства образования Калужской области.
Новые модели работы недавно созданы в Пермском крае и Томской области. Особенность «Пермской модели» - организация работы по проектному принципу. В области реализуется ряд
социальных проектов, направленных на профилактику и выявление семейного неблагополучия, развитие форм семейного устройства детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие ювенальных технологий.
В Костромской области успешно реализован проект «Семья для ребенка», что позволило за последние годы передать на воспитание в семьи около трех тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 280 детей в приемные семьи. В результате число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, сократилось на одну треть.
Региональные программы могут разниться по формам, но общей для всех должна являться цель
- увеличение числа детей, оставшихся без обеспечения родителей, переданных на воспитание в семьи российских граждан, и, соответственно, сокращение числа детей-сирот в интернатных учреждениях.
Программно-целевой подход в организации работы в регионе предполагает подробный анализ ситуации, формирование целеполагания и методов его достижения, включая конкретные целевые показатели (число детей, устроенных в семьи; сокращение детей в интернатах, удельного веса детей, оставшихся без попечения родителей, и т.д. с разбивкой по годам).
В региональных программах необходимо обязательно в комплексе предусмотреть следующие направления:
- мероприятия по профилактике социального сиротства;
- мероприятия по развитию различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей по сокращению численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях;
- мероприятия по созданию и развитию служб сопровождения семей усыновителей, опекунов, приемных семей;
- мероприятия по реформированию интернатных учреждений.
Все перечисленные разделы представлены в проекте программы Костромской области.
Приоритетным направлением деятельности по профилактике социального сиротства, защите права ребенка на семью, является организация профилактической работы с семьями и детьми, предусматривающей создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на
ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку во всех возможных случаях его родной семьи. В профилактику надо вкладывать достаточные средства.
Необходимо обеспечить повышение качества и увеличение объема социальных услуг, предоставляемых семьям и детям, создание системы комплексной реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Особое внимание следует уделить организации информационно-просветительской и коррекционной работы с родителями (законными представителями) детей, направленной на повышение их сознательности, компетентности, оказание им соответствующей психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи, в совокупности с применением к родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, не выполняющим обязанности по содержанию и воспитанию детей, установленных законом мер воспитательного воздействия.
Развитие различных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан как альтернативы их воспитанию в интернатных учреждениях, должно рассматриваться как приоритетное направление деятельности органов опеки и попечительства, других заинтересованных органов и учреждений по устройству детей указанной категории.
Данное направление предполагает широкую пропаганду различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с активным привлечением общенациональных, региональных и муниципальных средств массовой информации; оптимизацию системы работы по устройству детей на воспитание в семьи российских граждан, создание системы служб, обеспечивающих подбор, подготовку и комплексное сопровождение семей усыновителей, опекунов, приемных и замещающих семей, системы предоставления льгот и материального стимулирования семей, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей.
С целью организации подготовки семей к принятию детей на воспитание и профессионального сопровождения замещающих семей целесообразно задействовать имеющуюся в субъектах Российской Федерации инфраструктуру учреждений и служб, прежде всего, действующую сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, осуществляющих деятельность по оказанию пси-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
11
хологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям и детям по месту жительства, обеспечивающих своевременное планирование и реализацию индивидуальной программы реабилитации ребенка и семьи. В тех регионах, где сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей развита недостаточно для решения указанных задач, а также недостаточно квалифицированных специалистов, необходимо в первоочередном порядке принять меры по ее развитию и укомплектованию служб кадрами.
Особо хочу остановиться на вопросе реформирования интернатных учреждений. Именно реформирования, а не поспешной их ликвидации.
Сеть учреждений, в которых на полном государственном обеспечении проживают дети в каждом регионе, сегодня представлена, как правило, не одним десятком разноведомственных учреждений и включает в себя образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дома ребенка системы здравоохранения; дома-интернаты для детей-инвалидов и специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, системы социальной защиты населения.
Для каждой категории интернатных учреждений необходимо разработать в каждом регионе конкретные программы деинституционализации, предполагающие:
- анализ ситуации и определение оптимальной для региона сети интернатных учреждений;
- создание детских учреждений с малой наполняемостью, жизнедеятельность которых организована по семейному принципу;
- реорганизацию ряда интернатных учреждений в службы профилактики социального сиротства и содействия устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи;
- создание в действующих учреждениях структурных подразделений, обеспечивающих профессиональное сопровождение замещающих семей.
В текущем году регионам предстоит проделать большую работу по подготовке необходимых условий для реализации органами исполнительной власти с 1 января 2008 г. государственных полномочий по опеке и попечительству. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» в 2007 г. органами государственной
власти субъектов Российской Федерации должны быть разработаны и приняты региональные нормативные акты, регулирующие порядок создания и деятельности органов опеки и попечительства в регионе.
Напомню, что эти службы выполняют ключевую роль в обеспечении работы с детьми-сиро-тами. Именно на органах опеки и попечительства лежит задача обеспечить эффективное задействование возможностей всех ведомств и служб в интересах защиты прав детей. Уровень организации работы по опеке и попечительству над детьми должен соответствовать современным задачам.
В зависимости от региональных особенностей, конкретной ситуации в субъекте приемлема как модель создания вертикальной структуры органов опеки и попечительства, так и передача полномочий органам местного самоуправления.
Главное - достижение результата: снижения числа детей, оставшихся без попечения родителей; увеличения доли семейного устройства детей.
В любом случае необходимо укрепление кадрового и материально-технического потенциала органов и учреждений, осуществляющих опеку (попечительство); усиление координации действий в данной сфере.
В целях оказания методической помощи Мин-здравсоцразвития России совместно с Минобрнауки России в 2006 году подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации Методические рекомендации по подготовке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам демографического развития, в т.ч. и по вопросам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и типовой перечень соответствующих нормативных правовых актов.
В целях координации действий федерального и регионального уровней власти Минздравсоц-развития России и Минобрнауки России в 20062007 гг. проведен ряд организационных мероприятий с участием руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (3 селекторных совещания, совещание в Пермском крае, Всероссийская конференция «Пути решения проблемы сиротства в России»).
Надеемся, что конструктивное обсуждение моделей и практик, уже эффективно реализуемых в регионах ЦФО, в т.ч. опыта Костромской области, послужит широкому их внедрению, а значит и решению проблемы детского сиротства в России.