Научная статья на тему 'Взаимосвязь социальной работы с образовательным процессом в учреждениях СПО'

Взаимосвязь социальной работы с образовательным процессом в учреждениях СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шошин И. А.

В статье рассматривается взаимосвязь социальной работы с образовательным процессом в условиях перехода на государственные образовательные стандарты третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь социальной работы с образовательным процессом в учреждениях СПО»

Гуманистический пафос феноменолого-экзистенциальной методологии и установок личностно ориентированной образовательной парадигмы, с нашей точки зрения, способен обеспечить технологиям воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся на содержании в учреждениях государственной поддержки детства, новый импульс развития. Проблема нашего исследования заключается в разработке личностно ориентированной педагогической технологии консолидации служб и специалистов детского дома на основе общей интенциональности как фактора социализации воспитанников, лишенных родительского попечения.

Список литературы:

1. Адамьянц Т.З. Дети в современной социокультурной среде: социальная диагностика // Россия реформирующаяся: ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. - Вып. 8. - М.: ИС РАН, 200. - С. 407-421.

2. Адамьянц Т.З. Развитие коммуникативных навыков личности как общецивилизационная задача // Молодежь и будущая Россия: материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции. - М.: ИНИОН; Институт социологии РАН, 2008. - С. 373-378.

3. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: учеб. пособие для вузов.

- М.: Дрофа. 2009. - 204 с.

4. Адамьянц Т.З. Феномен понимания в коммуникации и управлении // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2009.

- № 9. - С. 5-10.

5. Александров Е.П. Интенциональные детерминанты педагогического взаимодействия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: тс^^'.еаккБап^оу. ucoz.ru/publ/aleksandrov_e_p_intencionalnye_determinanty_pedagogicheskog o_vzaimodejstvija/1-1-0-15 (дата обращения: 04.02.2011).

6. Александров Е.П. Интенциональный диалог как фактор адаптации первокурсников к образовательной среде вуза и профессии. - Таганрог: Изд-во НОУ ВПО ТИУиЭ, 2009. - 260 с.

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО

© Шошин И.А.*

Мурманский строительный колледж им. Н.Е. Момота, г. Мурманск

В статье рассматривается взаимосвязь социальной работы с образовательным процессом в условиях перехода на государственные образовательные стандарты третьего поколения.

* Заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель специальных дисциплин.

Реформы происходящие в системе образования обусловленные внедрением в 2011 г. Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, а также переходом образовательных учреждений на другие типы хозяйственной деятельности (новое бюджетное или автономное учреждение) требуют изменений в образовательном процессе учебного заведения. Поэтому в настоящее время в нашем колледже активно ведется работа по модернизации образовательного процесса с учетом особенностей обучаемого контингента.

Проведенный анализ социального состава обучающихся позволил выделить следующие сложности, возникающие при обучения в нашем колледже:

- выпускники школ не обладают необходимыми умениями учебного труда, поэтому развитие у них умения учиться выступает сегодня в качестве самостоятельной задачи профессионального образования;

- по основным предметам уровень подготовки на «3» или ниже;

- из неполных семей 30 %;

- из социально-неблагополучных 15 %;

- детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 92 чел. (6,6 %);

- состоящих на учете в ОДН УВД г. Мурманска и Мурм. обл. - 39 чел. (3 %);

- каждый 5 обучающийся или студент состоит на внутриколледж-ном учете.

ФГОС третьего поколения построены на компетентностном подходе, который определяет качество знаний тем, что умеет с ними делать обучаемый. Это требует новых подходов от педагога, заставляя его проявлять:

- диагностические умения (проведения анкетирование, анализ и т.п.);

- умение формулировать цели и задачи, взаимодействовать со студентами;

- использовать более эффективные приемы, средства и технологии обучения;

- организовывать рефлексивную деятельность, как свою, так и студентов.

Радикальные перемены в социально-экономической жизни страны существенным образом изменили образовательные приоритеты профессиональной школы. Новые стандарты профессионального образования определили ориентацию на формирование компетенций как на цель и результаты образовательного процесса.

К ключевым образовательным компетенциям относят компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, предполагающие высокий уровень владения обучающимися умениями учиться - общими (универсальными) учебными умениями. Общие учебные умения являются

«инструментами» (средствами) для освоения любого учебного материала. Считается, что эти умения должны быть сформированы к окончанию основной общеобразовательной школы, но экспериментальными данными (международной программой оценки знаний и умений учащихся PISA, публикациями авторов, работающих в учреждениях НПО и С ПО различных регионов России,) этот тезис не подтверждается. Причиной тому является отсутствие целенаправленного и систематичного обучения на основе единой общепринятой классификации и программы развития общих учебных умений для разных ступеней общего образования, несовершенство технологии проведения мониторинга процесса развития данных умений у учащихся [1].

Особенностью новых Государственных образовательных стандартов будут и новые методы практико-ориентированного обучения (метод проектов, деловые игры и тренинги, моделирование и имитационные занятия, в том числе с представителями сферы труда); новые требования к организации практико-ориентированного обучения, через создание новой образовательной среды для освоения модульных программ и на предприятии и в образовательном учреждении; новые подходы к оценке качества подготовки, через оценку уровня освоения дисциплин и оценку компетенций обучающихся [2].

В настоящее время умение учиться, как никогда востребовано в профессиональной школе. Вместе с тем профессиональное учебное заведение требует от выпускников школ - нынешних студентов существенной перестройки, адаптации к новой системе обучения, необходимым условием успешности которой является осознание новых для них особенностей учебы. Так, в СПО усложняется содержание и значительно увеличивается объем изучаемого учебного материала, увеличивается и сама продолжительность учебного занятия. Нет ежедневных контроля и опеки со стороны преподавателей за посещением, подготовкой домашних заданий, зато есть новые организационные формы: практические и лабораторные занятия, семинары, лекции, разнообразная самостоятельная работа.

Взаимоотношения между преподавателями и студентами становятся отношениями ответственной зависимости, что требует от студентов саморегуляции поведения, высокого уровня сознательности, самостоятельности учебной работы. Проявлению этих качеств может помешать недостаточная подготовленность студентов по базовым учебным дисциплинам, низкая профессиональная мотивация или сомнения в правильности выбора специальности, недостаточная психологическая подготовка к особенностям обучения в профессиональной школе.

Считается, что умение учиться формируется к окончанию основной общеобразовательной школы. Должно, но сформировано у 10-15 % от поступивших студентов.

Педагогическое обеспечение процесса социальной защиты участников педагогического процесса в ССУЗе имеет очерченную и регулируемую основу, и составляет набор положений, учет и соблюдение которых обеспечивает эффективность этого процесса. При этом особенно важен индивидуальный подход в определении средств педагогического влияния на студентов [3].

Социально-экономические реформы в жизни страны повлекли за собой расслоение общества, падение духовности, снижение в подростковой и молодежной среде авторитета семьи, обесценивание человеческой жизни и, как следствие, рост преступности.

В неполной семье сегодня воспитывается каждый седьмой подросток. Распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение препятствуют развитию личностных, волевых качеств подростка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых способствует асоциальному поведению.

Воспитание личности осуществляется с учетом заложенного в ней потенциала, на основе выявления закономерностей ее внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил личности. Формирование личности профессионала строится не только на получении определенной суммы знаний, умений и навыков, но в большей степени на развитии личностных характеристик, которые активизируют интерес к изучению выбранной специальности; формируют правильное понимание сущности профессионального самоопределения; развивают мотивацию к профессиональной деятельности, к профессиональному становлению. В процессе индивидуально-личностного развития студенту предоставляется право самому выбирать социальные сферы для самореализации и саморазвития.

Реализация данных принципов заложена непосредственно в Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, через общие компетенции.

Список литературы:

1. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.centeroko.ru/ pisa/pisa.htm.

2. Концепция проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режимдоступа: www.standart. edu.ru.

3. Мухаметзянова C.B. Социальная защита участников педагогического процесса в учреждении среднего профессионального образования: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ижевск, 2005 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dissercat.com/. ../sotsialnaya-zashchita-uchastnikov-pedagogiches-kogo-protsessa-v-uchrezhdenii-srednego-profess.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.