Научная статья на тему 'Управление развитием образовательной компетенции студентов педагогического колледжа'

Управление развитием образовательной компетенции студентов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барсова Е. А.

В статье дается анализ понятий «компетентность», «компетенция», «образовательная компетенция». Образовательная компетенция определена как базовое качество личности, обеспечивающее образование в течение всей жизни, включающее в себя мотивы, способности, знания и умения, Я-концепцию, определяющее варианты поведения и/или мышления и влияющее на эффективность образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барсова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление развитием образовательной компетенции студентов педагогического колледжа»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 370.18

Е.А. Барсова

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

В статье дается анализ понятий «компетентность», «компетенция», «образовательная компетенция». Образовательная компетенция определена как базовое качество личности, обеспечивающее образование в течение всей жизни, включающее в себя мотивы, способности, знания и умения, Я-концепцию, определяющее варианты поведения и/или мышления и влияющее на эффективность образовательной деятельности.

Компетентностный подход, компетентность, компетенция, образовательная компетенция, модель образовательной компетенции, управление процессом развития.

The paper analyzes the notions of «competence», «ability» and «learning ability». The educational ability is defined as a person's basic attribute providing one's life-long self development during and including one's motives, abilities, knowledge and skills, I-concept, determining one's variants of behaviour and/or ways of thinking.

^mpetence approach, competence, ability, aducational ability, model of the educational ability, development process management.

Компетентностный подход - это метод приведения в соответствие содержания образования и потребностей рынка. Образование во всем мире рассматривается в качестве базовой общекультурной ценности, что позволяет говорить о культуротворче-ской миссии образования, обеспечивающей становление культурного человека. В самом общем виде культурный человек - это человек, отвечающий нормам социокультурного развития общества во всех формах своей жизнедеятельности, сознания, поведения, социального взаимодействия [1]. Истинное образование основывается на развитии и саморазвитии человека и представляет собой единство обучения и воспитания, обеспечивающего построение самим учеником живого, личностно-значимого знания [3]. Концепция «образование на протяжении всей жизни» заявляет своими сущностными характеристиками гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве, что требует от учащихся, студентов и специалистов помимо адаптации к изменениям в профессиональной деятельности готовности к непрерывному личностному развитию - мотивов, ценностей, способностей, знаний, умений, критического мышления и рефлексии. К реализации данной концепции нужно готовить, создавать условия для развития у всех обучающихся интеллектуальной, информационной, исследовательской культур и культуры самоорганизации. Это соответствует основным целям нового образования и позволяет дать ответ на вопрос, как научить учиться.

Профессиональная деятельность выпускника педагогического колледжа - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях и в домашних условиях. Объектами профессиональной деятельности выпускника являются задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс взаимодействия с детьми, коллегами, социальными партнерами учреж-

дений образования, культуры, родителями по вопросам воспитания и обучения дошкольников (Федеральный государственный образовательный стандарт СПО). Это возможно, если будущий специалист еще на стадии подготовки научится учиться, развивать в себе ценности, знания, умения профессиональной деятельности. В связи с этим нужны прописанные, обоснованные компетенции, которые инструментально обеспечивали бы процесс саморазвития.

Анализ сложившейся практики профессиональной подготовки студентов в педагогическом колледже позволяет выделить противоречия между:

- целями, методологией современного образования и неполнотой компетенций в содержании образовательных стандартов, в отсутствии в стандартах «надпредметных компетенций»;

- творческим характером педагогической деятельности и затруднениями молодых специалистов в проявлении самостоятельности, инициативы, в стремлении к самообразованию и творческому росту;

- традиционной информационно-знаниевой моделью подготовки специалистов по дошкольному образованию и востребованностью личностно-деятельно-стных моделей;

- разобщенностью предметов психолого-педагогического цикла ГОУ СПО и потребностью конструирования модели образовательной компетенции студентов с учетом интеграции содержания блока учебных дисциплин.

Содержание государственных образовательных стандартов не в полной мере отражает набор компетенций, обеспечивающих в настоящий момент и на будущее подготовку студентов к реализации концепции непрерывного образования. Образовательная компетенция - это та область базового качества специалиста, которая является, на наш взгляд, надпред-метной и в настоящее время неразработанной.

Следует отметить, что имеются исследования

А.Н. Беловой, С.В. Воровщикова, Т.А. Демидовой, Н.Э. Касаткиной, Н.Б. Лошкаревой, О.Г. Максимовой, Н.А. Моревой, А.М. Новикова, Г.Н. Подчалимо-вой, В.А. Полякова, В.Д. Симоненко, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой, С.Н. Уласевич и др., которые представляют несомненный интерес, значимость для решения нашей проблемы. В то же время не определено место образовательной компетенции как в структуре модели компетенций, отраженной в стандартах подготовки студента педагогического колледжа, так и в структуре модели компетенций воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Нет однозначного понимания содержания образовательной компетенции и её индикаторов; в образовательной практике не разработаны мониторинговые технологии управления процессом развития качества образовательной компетенции.

Проблемой нашего исследования является ответ на вопрос: как и при каких организационно-педагогических условиях может осуществляться управление развитием образовательной компетенции студентов в педагогическом колледже?

Цель исследования - теоретическое обоснование модели образовательной компетенции и организационно-педагогических условий управления ее развитием.

Гипотеза исследования - эффективность управления процессом развития качества образовательной компетенции студентов педагогического колледжа может быть обеспечена, если:

- спроектирована структурно-динамическая модель образовательной компетенции с выделением уровней ее развития у студентов педагогического колледжа; данная модель лежит в основе всех уровней диагностики - учащихся, преподавателей, экспертной оценки, оценки независимой комиссии (работодателя, родителей, социума), администрации;

- создана система мониторинга развития качества образовательной компетенции;

- цели учебных занятий и образовательные технологии проектируются и реализуются с учетом уровня развития образовательной компетенции студентов.

Образовательная компетенция является надпред-метной компетенцией. Это интегративное образование, базовое качество личности, обеспечивающее образование в течение всей жизни, включающее в себя мотивы, способности, знания и умения, Я-концепцию, определяющее варианты поведения и/или мышления и эффективность образовательной деятельности.

В основание данного определения положена одна из позиций концепции образования в течение всей жизни - научиться учиться или научиться познавать в совокупности интеллектуальной, исследовательской, информационной культур и культуры самоорганизации. Сформированность интеллектуальной, информационной, исследовательской культур и культуры самоорганизации действительно позволит студенту учиться всю жизнь. Образовательная культура - это совокупность знаний, ценностей, способов, механизмов овладения учебно-познавательной деятельностью [3].

Модель образовательной компетенции есть структурно-динамическое образование, представляющее собой совокупность компонентов, индикаторов и уровней развития. Модель образовательной компетенции построена на двух основаниях.

Во-первых, категория «компетенция» понимается нами как глубоко лежащая и устойчивая часть человеческой личности, которая может предопределять поведение человека во множестве ситуаций и рабочих задач [5]. Компетенция - это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно- и социально-значимую деятельность по отношению к объектам реальной действительности [2].

Можно отметить, что одни определения компетенции больше ориентированы на внешние действия, другие - на внутренние особенности; знания обозначены как предпосылка навыков; некоторые определения включают такой элемент, как система ценностей и отношений.

В противовес компетенции компетентность является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения дея-тельностного и личностного опыта. Компетентность -это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле лично-стно-ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание собственной значимости; это владение определёнными знаниями, профессионализм. Можно сделать вывод, что компетентность - это не простая сумма знаний, умений и навыков. Она реальна, свойственна конкретной личности и зависит от усилий человека.

Понятие «компетентность» чаще используют психологи, категория «компетенция» более интересна управленцам. Согласно Л. Спенсеру, С. Спенсеру, А.В. Хуторскому, структура компетенции подобна айсбергу и включает в себя мотивы, ценности, способности, знания, навыки и умения [2], [5].

Во-вторых, компоненты модели компетенции наполнены нами содержанием категории «образовательная культура».

Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека, т.е. образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.

По мнению В. А. Янчука, система образования сегодня рассматривается как место творчества и интерактивного «окультуривания». Изучение «культурного производства образованных людей» придает особое внимание тому, как «люди творчески занимают пространство образования и обучения» [4].

Образовательная культура, на наш взгляд, формирует систему понятий, в которых закодирован общечеловеческий опыт и связанные с ним значения и смыслы, благодаря расширению и усложнению которых мир в сознании людей становится все более многогранным и богатым содержательно, а также меняет отношение индивида к происходящему, ценности и нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми.

Таким образом, на основании этого положения нами построена модель образовательной компетенции (см. таблицу).

Для подтверждения достоверности модели образовательной компетенции нами был использован экспертный метод. В качестве экспертов отобраны заведующие дошкольных образовательных учреждений города и преподаватели - члены научно-методического совета педагогического колледжа. Констатирующий эксперимент проводился на базе ГОУ СПО «Сокольский педагогический колледж». Задачами констатирующего эксперимента являлись: - обоснование с учетом мнения экспертов модели

компетенции (проведены педсоветы на темы: «Мониторинг качества подготовки специалистов дошкольного образования», «Управление качеством профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа», «Развитие профессионально-значимых личностных компетенций будущих педагогов», «Управление развитием образовательной компетенции студентов педагогического колледжа»;

- выявление уровня сформированности образовательной компетенции «на входе», в процессе обучения (I - IV курсы) и на выходе (тесты, контрольные работы, анкетирование);

- изучение учебной документации (рефератов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ) на выявление степени овладения учебными навыками и навыками самостоятельной работы;

- выявление степени компетентности преподавателей колледжа по управлению развитием образовательной компетенции студентов (методы: письменный и устный опрос, анкетирование, проблемные семинары-практикумы, заседания предметно-цикловых комиссий и научно-методического совета).

Таблица

Модель образовательной компетенции

Компоненты образовательной компетенции № по рангу Индикаторы

Критическое мышление 1 Готовность к планированию

2 Гибкость ума

3 Настойчивость

4 Готовность исправлять свои ошибки

5 Осознание

6 Поиск компромиссных решений

Умение работать с информацией 1 Анализ содержания

2 Структурирование новой информации

3 Выделение главного, существенного в содержании

4 Отбор наиболее важного материала

Умение выделять главное 1 Структурирование

2 Анализ материала

3 Выбор ключевых моментов

4 Обобщение

Познавательная самостоятельность 1 Стремление к изучению новой информации

2 Реактивность ума

3 Широта ума

4 Самостоятельность мышления

Самоуправление учением 1 Умение ставить цели

2 Умение планировать, организовывать, контролировать

3 Умение анализировать и оценивать

4 Умение регулировать учебно-познавательную деятель-

ность

5 Умение осуществлять рефлексию

Функциональная грамотность 1 Умение писать грамотно

2 Знание норм и правил языка

Коммуникативная способность 1 Умение грамотно пользоваться нормами и правилами род-

ного языка

2 Владение диалогической и монологической формами уст-

ной речи

3 Умение участвовать в учебном диалоге

4 Умение включаться в коллективное обсуждение проблем

Результаты констатирующего эксперимента показали, что в формировании компонентов образовательной компетенции у студентов можно выделить три уровня их сформированности. Для высокого уровня развития образовательной компетенции характерны: ценностный смысл к овладению специальными знаниями и умениями учиться (умениями строить образовательные цели, планировать свою самостоятельную познавательную деятельность, работать во времени, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию), высокая степень полноты и действенности знаний и умений, сформированная готовность к социальному взаимодействию, критичность мышления. Средний уровень развития образовательной компетенции обучающихся отличается императивным уровнем личностного смысла, недостаточной полнотой и действенностью специальных умений и знаний, умений учиться, слабой выраженностью готовности к социальному взаимодействию, критичностью мышления, проявляющейся в отдельных образовательных и коммуникативных ситуациях. Образовательная компетенция сформирована на низком уровне, если:

- фиксируется утилитарно-прагматический личностный смысл;

- знания и умения обучающихся характеризуются поверхностью и низкой степенью мобильности;

- отсутствует практическая готовность к социальному взаимодействию;

- наблюдается несформированность критического мышления.

Для выявления уровней нами были использованы диагностирующие задания, контрольные работы, метод устного опроса преподавателей и студентов. В исследовании участвовали 150 студентов I - IV курсов и 45 преподавателей. Результаты показали, что у 17 % студентов сформированность образовательной компетенции находится на высоком уровне, у 73 % студентов выявлен средний уровень и 10 % студентов показали низкий уровень.

Список литературы

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34 - 42.

2. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 55 - 61.

3. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. -М., 2001.

4. Янчук, В.А. Образовательная культура и образовательное тестирование: соотношение и перспективы развития / В. А. Янчук // Юраванне у адукацыи. - 2006. - № 9. -С. 25 - 30.

5. Spenser, L. Gompetency Assesmtnt Methods / L. Spenser, D. McClelland, S. Spenser. - Boston, 1990.

УДК 371.127

С.Н. Голикова

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ

В статье обосновывается актуальность развития гражданской идентичности педагогов в дополнительном профессиональном образовании, рассматривается региональный компонент дополнительного профессионального образования, используемый для развития гражданской идентичности педагогов, а также способы использования регионального компонента дополнительного профессионального образования в педагогической практике.

Гражданская идентичность, регион, региональный компонент, воспитательное пространство, окружение, содержание.

The paper substanciates the urgency of developing teachers' civil identity in additional professional education, considers a regional component of additional professional education used for the development of teachers' civil identity, as well as ways of using a regional component of additional professional education in pedagogical practice.

Civil identity, region, regional component, educational space, environment, content.

Сложные и противоречивые условия строительства гражданского общества в современной России актуализируют проблему развития гражданской идентичности людей, понимаемой в современной науке как осознание человеком принадлежности к гражданскому сообществу, имеющее для него значимый смысл и базирующееся на результатах личностного самоопределения, характеризующее его взаимоотношения с гражданским сообществом и выполнение определенных социальных ролей внутри него. Глубокие личностные смыслы, которые находит человек в принадлежности к российскому обществу,

патриотизм, любовь к общей Родине - это фундаментальные условия сохранения социальной стабильности, экономического развития, морально-нравственного и духовного прогресса, возможность объединения граждан на основе стержневой идеи созидания и развития, крайне необходимой для такого многонационального и многоконфессионального общества, как российское. На формировании гражданской идентичности, по мнению социологов, основаны обеспечение безопасности российского государства и общества, сохранение государственной независимости России, преодоление мировоззренче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.